Критерии оценки качества медицинской помощи больным туберкулезом

ГДУ - группа диспансерного учета

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота

КОЕ - колониеобразующая единица

КТ - компьютерная томография

МБТ - микобактерия туберкулеза

МКБ-10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра

МСКТ – мультиспиральная компьютерная томография

НИИ - научно-исследовательский институт

ПЦР - полимеразная цепная реакция

УГТ - урогенитальный туберкулез

УДД – уровень достоверности доказательств

УЗИ - ультразвуковое исследование

ФВВ - Факторы высокой вероятности

ХПН - хроническая почечная недостаточность

1. 2016 Клинические рекомендации "Туберкулез мочеполовых органов" (Международная ассоциация специалистов в области инфекций (МАСОИ)).

Определение

Туберкулез - инфекционное заболевание, которое вызывается патогенными микобактериями, относящимися к классу Актинобактерий, порядку Актиномицеты, семейству Mycobacteriaceae, образующими группу Mycobacterium tuberculosis complex. Туберкулез – системное инфекционное заболевание, поражающее преимущественно органы дыхания; на втором-третьем месте по частоте возникновения стоят костно-суставной и урогенитальный туберкулез.

Урогенитальный туберкулез — инфекционно-воспалительное заболевание органов мочеполовой системы, вызванное M. tuberculosis или M. bovis. Развивается во время стадии вторичной диссеминации.

Туберкулез мочевых путей – инфекционно-аллергическое воспаление чашечно-лоханочного комплекса, верхних и нижних мочевыводящих путей, проходящее стадии отека, инфильтрации, изъязвления и рубцевания; вторичен по отношению к нефротуберкулезу.

Терминология

Критерий

Уровень достоверности доказательств

Уровень убедительности рекомендаций

Проанализирован эпидемический анамнез у пациентов с подозрением на урогенитальный туберкулез (наличие контакта с туберкулезной инфекцией, наличие перенесенного ранее или имеющего в настоящее время туберкулёза любых локализаций, особенно диссеминированных форм; наличие в семье детей с гиперэргическими туберкулиновыми пробами).

Проанализирован медицинский анамнез у пациентов с подозрением на урогенитальный туберкулез (длительное течение инфекции мочеполовой системы, резистентной к стандартной терапии, с частыми рецидивами; упорная дизурия у больного пиелонефритом; прогрессирующее уменьшение емкости мочевого пузыря; почечная колика при отсутствии камня; гематурия; гемоспермия).

Выполнено микроскопическое и культуральное исследование диагностического материала на жидких или плотных средах из двух образцов

Выполнено молекулярно-генетическое исследование диагностического материала и определение лекарственной устойчивости как минимум к рифампицину при выделении ДНК

Выполнено исследование выделенной культуры микобактерий (из материала, собранного до начала лечения) к изониазиду, рифампицину, этамбутолу

Выполнена экскреторная урография или компьютерная томография с контрастированием

Выполненоа уретрография мужчинам при подозрении на туберкулез предстательной железы

Выполнена ли микционная цистография при сниженной емкости мочевого пузыря

Выполнена цистоскопия при явлениях дизурии

Выполнена сперомография и анализ секрета предстательной железы

Выполнено пальцевое ректальное исследование мужчинам

Выполнено ультразвуковое исследование мочевых, половых органов

Выполнены провокационные пробы

Критерий

Уровень достоверности доказательств

Уровень убедительности рекомендаций

Выполнено перед началом лечения микроскопическое и культуральное исследование диагностического материала на жидких или плотных средах из двух образцов

Выполнено перед началом лечения молекулярно-генетическое исследование диагностического материала и определение лекарственной устойчивости как минимум к рифампицину при выделении ДНК

Выполнено исследование выделенной культуры микобактерий (из материала, собранного до начала лечения) к изониазиду, рифампицину, этамбутолу

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения изониазида (в дозе 5-10 мг/кг)

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения рифампицина (в дозе 10 мг/кг) или рифабутина (в дозе 5 мг/кг)

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения пиразинамида (в дозе 25 мг/кг)

Не проводилась химиотерапия стрептомицином при туберкулезе мочевыводящих путей

Не проводилась химиотерапия моксифлоксацином, спрафлоксацином или ломефлоксацином (в дозе 500-750 мг)

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения офлоксацина или левофлоксацина (в дозе 500-750 мг)

Выполнена консультация врача-офтальмолога (при назначении этамбутола) или отоларинголога и/или аудиометрия (при назначении стрептомицина) в начале лечения и ежемесячно

Выполнено микроскопическое и культуральное исследование патологического материала ежемесячно

Проведена терапия в объеме более 90% суточных доз противотуберкулезных препаратов

Все суточные дозы противотуберкулезных препаратов приняты больным под контролем медицинского персонала

Отсутствие лекарственной устойчивости микобактерий к изониазиду

Отсутствие лекарственной устойчивости микобактерий к рифампицину

Достигнута санация мочи (количество лейкоцитов в образце материала нормализовалось)

Сохранилась физиологическая емкость мочевого пузыря

Достигнуто прекращение бактериовыделения, подтвержденное культуральным методом

Выполнено определение уровня креатинина крови перед началом лечения и далее ежемесячно в ходе лекарственной терапии

Выполнена консультация хирурга для решения вопроса о возможности и сроках хирургического лечения при наличии туберкулеза мочевыводящих путей

Критерий

Уровень достоверности доказательств

Уровень убедительности рекомендаций

Выполнено перед началом лечения микроскопическое и культуральное исследование диагностического материала на жидких или плотных средах из двух образцов

Выполнено перед началом лечения молекулярно-генетическое исследование диагностического материала и определение лекарственной устойчивости как минимум к рифампицину при выделении ДНК

Выполнено исследование выделенной культуры микобактерий (из материала, собранного до начала лечения) к изониазиду, рифампицину, этамбутолу

Выполнена спермограмма до начала химиотерапии и ежемесячно во время химиотерапии

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения изониазида (в дозе 5-10 мг/кг)

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения рифампицина (в дозе 10 мг/кг) или рифабутина (в дозе 5 мг/кг)

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения пиразинамида (в дозе 25 мг/кг)

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения аминосалициловой кислотой (в дозе 100 мг/кг) при туберкулезе предстательной железы

Проведена химиотерапия с использованием в схеме лечения офлоксацина или левофлоксацина (в дозе 500-750 мг)

Выполнено микроскопическое и культуральное исследование патологического материала ежемесячно

Проведена терапия в объеме более 90% суточных доз противотуберкулезных препаратов

Все суточные дозы противотуберкулезных препаратов приняты больным под контролем медицинского персонала

Отсутствие лекарственной устойчивости микобактерий к изониазиду

Отсутствие лекарственной устойчивости микобактерий к рифампицину

Достигнута нормализация количество лейкоцитов в образце материала (эякулят/секрета простаты)

Достигнуто прекращение бактериовыделения, подтвержденное культуральным методом

Уровни доказательств

Описание

Мета-анализы высокого качества, систематические обзоры рандомизированных контролируемых исследований (РКИ) или РКИ с очень низким риском систематических ошибок

Качественно проведенные мета-анализы, систематические или РКИ с низким риском систематических ошибок

Мета-анализы, систематические или РКИ с высоким риском систематических ошибок

Высококачественные систематические обзоры исследований случай-контроль или когортных исследований. Высококачественные обзоры исследований случай-контроль или когортных исследований с очень низким риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи

Хорошо проведенные исследования случай-контроль или когортные исследования со средним риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи

Исследования случай-контроль или когортные исследования с высоким риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи

Неаналитические исследования (например, описания случаев, серий случаев)

Сила

Описание

По меньшей мере один мета-анализ, систематический обзор или РКИ, оцененные, как 1++, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие устойчивость результатов,

группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные, как 1+, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов

Группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные, как 2++, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов,

экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 1++ или 1+

Группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные, как 2+, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов,

экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 2++

Доказательства уровня 3 или 4

экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 2+

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 мая 2017 года N 203н

Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи

1. Утвердить критерии оценки качества медицинской помощи согласно приложению.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный N 38494).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2017 года.

Врио Министра
Д.В.Костенников

Приложение. Критерии оценки качества медицинской помощи

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 10 мая 2017 года N 203н

1.1. Настоящие критерии оценки качества медицинской помощи (далее - критерии качества) применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.2. Критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

1.3. Критерии качества применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

2.1. Критерии качества в амбулаторных условиях:

б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи:

оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в амбулаторной карте;

в) установление предварительного диагноза лечащим врачом в ходе первичного приема пациента;

г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;

д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента;

е) назначение лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;

ж) установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (далее - клинические рекомендации):

оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в амбулаторной карте;

установление клинического диагноза в течение 10 дней с момента обращения;

проведение при затруднении установления клинического диагноза консилиума врачей с внесением соответствующей записи в амбулаторную карту с подписью заведующего амбулаторно-поликлиническим отделением медицинской организации;
_______________
Статья 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724).

з) внесение соответствующей записи в амбулаторную карту при наличии заболевания (состояния), требующего оказания медицинской помощи в стационарных условиях, с указанием перечня рекомендуемых лабораторных и инструментальных методов исследований, а также оформление направления с указанием клинического диагноза при необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме;

и) проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций;

к) назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с установленным порядком :
_______________
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июня 2013 г., регистрационный N 28883), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный N 30714) и от 30 июня 2015 г. N 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 августа 2015 г., регистрационный N 38379) (далее - приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н).


оформление протокола решения врачебной комиссии медицинской организации;

внесение записи в амбулаторную карту при назначении лекарственных препаратов для медицинского применения и применении медицинских изделий по решению врачебной комиссии медицинской организации ;
_______________
В соответствии с пунктом 4.7 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2012 г., регистрационный N 24516), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный N 30714).

л) проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке ;
_______________
Статья 59 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 48, ст.6165).

м) осуществление диспансерного наблюдения в установленном порядке с соблюдением периодичности обследования и длительности диспансерного наблюдения;
_______________
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1344н "Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 февраля 2013 г., регистрационный N 27072) и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2013 г., регистрационный N 27909).

н) проведение медицинских осмотров, диспансеризации в установленном порядке , назначение по их результатам, в случае необходимости, дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения.
_______________
Часть 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 48, ст.6165; 2016, N 27, ст.4219).

2.2. Критерии качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара:

б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи в приемном отделении или профильном структурном подразделении (далее - профильное отделение) (дневном стационаре) или отделении (центре) анестезиологии-реанимации медицинской организации:

оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте;

в) установление предварительного диагноза врачом приемного отделения или врачом профильного отделения (дневного стационара) или врачом отделения (центра) анестезиологии-реанимации медицинской организации не позднее 2 часов с момента поступления пациента в медицинскую организацию;

г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;

д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента, лабораторных и инструментальных методов исследования (при наличии);

е) назначение лекарственных препаратов с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;

ж) указание в плане лечения метода (объема) хирургического вмешательства при заболевании (состоянии) и наличии медицинских показаний, требующих хирургических методов лечения и (или) диагностики;

з) установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных и инструментальных методов обследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций:

установление клинического диагноза в течение 72 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации;

установление клинического диагноза при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 часов с момента поступления пациента в профильное отделение;

и) внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отделением (дневным стационаром):

принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной медицинской организации врачебной комиссией медицинской организации с оформлением протокола и внесением в стационарную карту ;
_______________
Статья 48 Федерального закона N 323-ФЗ.


принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением в стационарную карту ;
_______________
Статья 48 Федерального закона N 323-ФЗ.


оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отделением (дневным стационаром);

к) проведение в обязательном порядке осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) в течение 48 часов (рабочие дни) с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации, далее по необходимости, но не реже 1 раза в неделю, с внесением в стационарную карту соответствующей записи, подписанной заведующим профильным отделением (дневным стационаром);

л) проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения:

проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза;

проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента;

м) назначение лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи , врачебной комиссией медицинской организации, с оформлением решения протоколом с внесением в стационарную карту;
_______________
Распоряжение Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. N 2885-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст.435).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. N 2229-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 44, ст.6177).


осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другое профильное отделение внутри медицинской организации с принятием решения о переводе заведующими соответствующими структурными подразделениями (из которого переводится пациент и в которое переводится пациент) с внесением соответствующей записи в стационарную карту;

н) осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другую медицинскую организацию, имеющую оборудование в соответствии со стандартом оснащения и кадры в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, утвержденными соответствующими порядками оказания медицинской помощи по профилям или группам заболеваний, с принятием решения о переводе врачебной комиссией медицинской организации, из которой переводится пациент (с оформлением протокола и внесением в стационарную карту), и согласованием с руководителем медицинской организации, в которую переводится пациент;

о) проведение экспертизы временной нетрудоспобности в установленном порядке ;
_______________
Статья 59 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 48, ст.6165).

п) проведение при летальном исходе патолого-анатомического вскрытия в установленном порядке ;
_______________
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 354н "О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30612).

р) отсутствие расхождения клинического диагноза и патолого-анатомического диагноза;

с) оформление по результатам лечения в стационарных условиях и в условиях дневного стационара выписки из стационарной карты с указанием клинического диагноза, данных обследования, результатов проведенного лечения и рекомендаций по дальнейшему лечению, обследованию и наблюдению, подписанной лечащим врачом, заведующим профильным отделением (дневным стационаром) и заверенной печатью медицинской организации, на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами, выданной на руки пациенту (его законному представителю) в день выписки из медицинской организации.

Авторы: Т. Абилдаев, Г.Мусабекова, Б. Каупбаева, Р. Туманова

Резюме

Данная статья посвящена вопросам повышения качества различных аспектов противотуберкулезных мероприятий в связи с внедрением по всей стране системы мониторинга и оценки на индикаторной основе.

Описаны цель, задачи, индикаторы мониторинга и оценки, критерии отбора индикаторов, а также приведены данные по индикаторам стратегических вмешательств по выполнению Комплексного Плана по борьбе с туберкулезом на 2014-2020 годы по итогам 2015 года.

Показано влияние надлежащего мониторинга на достижение целевых показателей здравоохранения и на повышение эффективности, полноты, своевременности оказания медицинских услуг населению.

Ключевые слова: оценка качества, мониторинг,индикаторы, туберкулез.

История создания системы мониторинга и оценки в противотуберкулезной программе Республики Казахстан, какие результаты были достигнуты после внедрения МиО и дальнейшие перспективы по повышению качества фтизиатрической службы явились целью данной статьи.

В противотуберкулезной службе Республики Казахстан для оценки качества оказания противотуберкулезной помощи населению Приказом МЗ РК от 23 апреля 2007 года №245 создана вертикальная мультидисциплинарная система мониторинга и оценки: учрежденческий уровень – районный – региональный – областной (городской) – национальный [5]. Целью мониторинга является улучшение внедрения Национальной противотуберкулезной программы на всех уровнях, основной задачей - определение степени соответствия между выполнением программы и установленными стандартами, что позволяет выявить оперативные проблемы, которые возникают в процессе деятельности медицинских работников на местах.

Национальным центром проблем туберкулеза Республики Казахстан (далее – НЦПТ РК) разработаны и утверждены методические рекомендации по МиО, контрольные листы или чек-листы, положение о группах МиО, функциональные обязанности специалистов группы МиО и учебные программы по подготовке специалистов МиО [6]. В дальнейшем контрольные листы с индикаторами измерения качества выполнения мероприятий по выявлению, диагностике, регистрации и учету, лекарственному обеспечению, лечению, когортному анализу, инфекционному контролю были обновлены и разработаны совершенно новые, не имеющие аналогов в мире, контрольные листы для оценки качества мероприятий по контролю за туберкулезом с множественной и широкой лекарственной устойчивостью (далее – М/ШЛУ ТБ).

За период с 2007 по 2014 годы при финансовой поддержке Гранта Глобального фонда по борьбе с малярией, СПИД и туберкулезом (8 и 10 раунд) проводилось обучение специалистов ПТО по МиО и по МиО МЛУ ТБ. В процессе тренинга участники получали информацию о понятии качества в здравоохранении, о целях, задачах, методах и определениях мониторинга и оценки, требованиях к индикаторам, обучались навыкам работы с чек-листами, по составлению отчета по МиО.

Для того, чтобы непосредственно или опосредованно измерить изменения и оценить степень достижения программных целей и задач, используются контрольные листы с индикаторами, обращалось особое внимание к индикатором - инструментам измерения качества выполнения. Все индикаторы должны соответствовать критериям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии отбора индикаторов

Характеристика

Описание

Показатели должны измерять условия или события, для измерения которых эти показатели предназначены

Показатели должны быть объективными, давать одинаковые результаты, когда проводится более одного измерения одинаковых условий или событий. Все должно быть эквивалентным (например, должны использоваться одинаковые методы/приборы/инструменты).

Показатели должны измерять одни и те же условия или события.

Показатели должны отражать изменения условий или событий в процессе наблюдения.

Показатели должны быть соизмеримы с определениями, которые разработаны и тестированы на уровне программы.

Стоимость измерения показателей должна быть разумной

Должна иметься возможность осуществлять сбор предложенных данных при нормальных условиях работы

Показатели должны быть измерены объективно

Показатели должны быть сопоставимы по времени и по различным географическим зонам

Во всех противотуберкулезных организациях (далее - ПТО) областного, городского, регионального уровней были организованы группы МиО в составе от 3 до 5 человек, работа которых контролируется и анализируется специалистами группы МиО Национального центра проблем туберкулеза РК (далее – НЦПТ РК). На национальном уровне группа МиО состоит из координаторов по лечению, лекарственному обеспечению, информатике, лабораторной службе, по миграции, по ТБ/ВИЧ, межведомственному взаимодействию. При необходимости, привлекаются сотрудники НЦПТ РК, курирующие вопросы инфекционного контроля, фтизиопедиатрии, фтизиохирургии, санитарно-просветительной работы. На учрежденческом и районном уровнях мониторинг проводимых мероприятий осуществлялся в форме самооценки с использованием стандартных контрольных листов.

Во время мониторинга используются все методы: наблюдение, интервью с медицинскими работниками, с пациентами, обзор и изучение документации.

Как один из методов мониторинга в противотуберкулезной программе используется система динамического и комплексного слежения за эпидемическим процессом туберкулеза (далее – ТБ) на всей территории РК в целях рационализации и повышения эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий по ТБ. На уровне страны проводится непрерывный сбор, передача и анализ эпидемиологически значимой информации по ТБ, постоянная диагностическая оценка эпидемиологической ситуации и тенденций ее развития, разработка на этой основе оптимальных управленческих решений.

На национальном уровне помимо ежемесячного мониторинга данных электронного Регистра больных туберкулезом (ЭРБТ), проводятся плановые мониторинговые визиты специалистов Министерства здравоохранения РК, НЦПТ РК, Департамента защиты прав потребителей (ДЗПП), Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел (КУИС МВД) во все регионы не менее 1 раза в год в соответствии с планом, утвержденным МЗ РК. Визиты областных команд по мониторингу в районные противотуберкулезные программы осуществляются в соответствии с планом, утвержденным в Управлении здравоохранения на год, не реже 1 раза в 4-6 месяцев.

Во время МиО визитов проводитсяоценка выполнения противотуберкулезных мероприятий за текущий и предыдущий отчетные периоды по следующим 11 аспектам:

  1. Выявление случаев туберкулеза на уровне ПМСП среди групп риска и среди лиц с подозрением на туберкулез.
  2. Лабораторная диагностика туберкулеза.
  3. Система регистрации и отчетности по туберкулезу.
  4. Профилактика и лечение туберкулеза.
  5. Лекарственное обеспечение больных туберкулезом.
  6. Инфекционный контроль.
  7. Санитарно-просветительная работа.
  8. Тренинги, обучение медицинских работников ПТО и ПМСП.
  9. Оказание социальной помощи больным туберкулезом.
  10. Мероприятия по ТБ/ВИЧ.
  11. Межведомственное взаимодействие.

Результаты выполнения предыдущих рекомендаций, а также основные проблемы, выявленные во время Республиканского мониторингового визита, и пути их решения доводятся до сведения заместителей Акимов областей, курирующих вопросы здравоохранения, а также до руководителей управления здравоохранения. Краткий отчет по визиту с принятыми решениями, с указанием ответственного исполнителя и временных рамок выполнения рекомендаций, согласовывается на заключительной встрече.

Кроме того, в последний день мониторингового визита проводятся конференции с участием специалистов Управлений здравоохранения, Департамента уголовно-исполнительной системы, областных противотуберкулезных диспансеров (далее – ОПТД), руководителей городских и районных ПМСП и ПТО, где доводятся до внимания присутствующих основные успехи и недостатки, выявленные во время МиО и за отчетный период, а также республиканские показатели за прошедший год в сравнении с предыдущим годом.

Выполнение рекомендаций предыдущего года по итогам МиО контролируются кураторами регионов - специалистами группы МиО НЦПТ РК на ежеквартальной основе.

Официальным форматом распространения информации после МиО является письменный отчет (бумажный и в электронном варианте), который с практическими рекомендациями представляется в течение 10 дней после окончания МиО визита по электронной почте в вышестоящие уполномоченные органы с обязательным уведомлением о его получении. При написании отчета по мониторингу проводится сравнительный анализ с данными предыдущих визитов специалистов НЦПТ РК, отражается динамика процесса и выполнение практических рекомендаций. В случае отсутствия положительной или наличия отрицательной динамики, подробно описываются причины этого.

В результате внедрения мониторинга и оценки различных аспектов противотуберкулезных мероприятий с использованием утвержденных индикаторов, были достигнуты успехи и положительные перемены по многим оцениваемым показателям. Так, заболеваемость туберкулезом в 2014 году составила 66,4 на 100 тысяч населения против 126,4 в 2007 году, смертность – 4,7 и 18,1 на 100 тысяч соответственно. Охват адекватным лечением больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью достиг стандарта ВОЗ (не менее 85%) впервые в 2012 году (86,9%) и составляет не менее 99% с 2013 года против 33% в 2007 году. Эффективность лечения больных с чувствительными формами туберкулеза соответствует стандартам излечения – не менее 85%. Показатель эффективности лечения больных МЛУ ТБ является одной из высоких в мире – 74,9% (стандарт ВОЗ не менее 75%). Достигнуты стандарты по бесперебойному обеспечению больных туберкулезом противотуберкулезными препаратами (далее – ПТП) первого, второго и третьего ряда, а также по обеспечению работников ПТО респираторами высокой степени защиты. Выделение финансовых средств из местного бюджета на оказание социальной поддержки больным туберкулезом увеличилось с 65,6 млн. тенге в 2007 году до 553,6 млн. тенге в 2014 году.

Прогресс по многим аспектам противотуберкулезных мероприятий в сравнении с результатами предыдущей расширенной оценки реализации Национальной противотуберкулезной программы Республики Казахстанбыл озвучен в отчете Миссии ВОЗ в Казахстане, состоявшейся в мае 2012 года [7]. Миссией ВОЗ отмечен значительные улучшения во всех аспектах профилактики, контроля и лечения туберкулеза в нашей стране, в частности выявление туберкулеза путем ежегодного скрининга в группах риска, доступность всех противотуберкулезных препаратов, наличие электронной базы данных на всех больных туберкулезом хорошего качества, а также проведение мониторинга и оценки на всех уровнях.

Таблица 2 - Индикаторы стратегических вмешательств Мониторинга и Оценки реализации Комплексного плана по борьбе с ТБ в Казахстане на 2014-2020 годы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.