Как повлиял туберкулез на творчество чехова


    Главная
  • Список секций
  • Русский язык и литература
  • Болезнь минувшая и болезнь насущная или туберкулез и наркомания в художественной литературе




Болезнь минувшая и болезнь насущная или туберкулез и наркомания в художественной литературе


Тема медицины в литературе раскрывается с разных сторон и достаточно в большом объеме, поэтому я решила обратить внимание на болезни, которые чаще всего упоминаются в литературе. И в результате пришла к выводу, что две болезни, уносят больше всего жизней: туберкулез, постепенно растворяющийся во времени, и наркомания, которая охватывает все больше жертв. Неудивительно, что особое внимание писателей приковано именно к ним.

Целью моей работы является показать, что проблема болезней очень важна и интересна в литературе, ведь с помощью нее человек получает теоретические знания, применяемые на практике. Я не зря выбрала одну регрессирующую болезнь, а другую - прогрессирующую. Именно на примере этих болезней можно охватить проблему медицины в целом и ответить на наибольшее количество вопросов.

А моими основными задачами будут:

Понять, почему выше перечисленные болезни встречаются чаще остальных.

Исследовать проблемы туберкулеза и наркомании с помощью художественной литературы

Проследить особенности раскрытия темы на примере таких произведений:

Поднимаемые мною проблемы очень актуальны, так как люди должны чаще обращать внимание на болезни, описанные в литературе, анализировать, сравнивать и осознавать к чему могут привести их действия.

Легкие ждут туберкулеза, дабы почувствовать,

что они существуют.

Туберкулез - самое частое упоминаемое заболевание.

Сейчас последние стадии чахотки можно встретить у мизерного количества людей. Чаще всего эти люди находятся далеко за чертой бедности и не интересуются своим здоровьем. Для современного читателя, туберкулез кажется незначительной болезнью, которую активно выявляют и лечат. И с каждым годом она уходит в прошлое. Так же как и о чуме, о туберкулезе, современные дети будут узнавать из исторических учебников и художественной литературы.

Фредерик Бегбедер неправ: не все влюбленные заболевают туберкулезом.

Прочитав множество книг, где упоминают чахотку, я могу с уверенностью сказать, что это совершенно не так.

Зачастую автор присваивал этот недуг для придания драматизма судьбы героя, а иногда для изображения внутренней силы духа. Во многом течение болезни зависело и от характера персонажа: кто-то не считал чахотку приговором, а кто-то уходил в депрессию с нежеланием мириться с собственной участью. В литературе нельзя найти ни одного героя, у которого причиной появления туберкулеза легких стала влюбленность. Согласитесь, она не может быть вызвана инфекцией.

Личные переживания авторов, которые были больны сами или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих творениях эту болезнь, и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.

Туберкулез в творчестве А.П.Чехова.

Чахотка в творчестве Ф.М.Достоевского.

Глава 2. Наркомания

Так говорят все наркоманы: «Нужно только

Самая быстроразвивающаяся и страшная болезнь.

Но их злоупотребление и использование не в целях назначения вызывают -наркоманию. Это очень тяжелое заболевание и самое страшное то, что в отличие от рака, его вызывает человек собственноручно. И с годами оно лишь развивается, так как открываются новые способы получения наркотических средств, а вот новых способов борьбы с ней - нет.

Существует список запрещенной литературы, как раз связанных с проблемой наркозависимости, но они запрещены только в России и значит, сменив геолокацию, человек может свободно читать эту литературу.

Писатели, поднимавшие эту тему до середины 20 века, через свои произведения показывали ужасный исход таких действий, а не романтизировали, побуждая людей на употребление наркотических средств .

Виновата не любовь, а наркотики.

Капли морфия были в то время обычным назначением при болях, роженицам их назначал врач "В аптеке худощавый провизор с тем же равнодушием, с каким лакей чистил стекла, печатал облаткой порошки для дожидавшегося кучера и отказал в опиуме. Стараясь не торопиться и не горячиться, назвав имена доктора и акушерки и объяснив, для чего нужен опиум, Левин стал убеждать его. Провизор спросил по-немецки совета, отпустить ли, и, получив из-за перегородки согласие, достал пузырек, воронку, медленно отлил из большого в маленький, наклеил ярлычок, запечатал, несмотря на просьбы Левина не делать этого, и хотел еще завертывать. Этого Левин уже не мог выдержать; он решительно вырвал у него из рук пузырек и побежал в большие стеклянные двери. "

Анна сначала употребляла морфий, дабы убрать физические боли, но слишком увлеклась и не смогла остановиться. Она думала, что таким образом ей удастся заглушить и душевную нестабильность, избавиться от проблем в семье. Но с каждым днем она замечала, что уходит от реальности, и " уже не засыпает без морфина".

Известно, что наркотики действуют скачкообразно, после успокоения наступает эмоциональное обострение, все чувства становятся более яркими и сильными ,поэтому чтобы убрать это человек снова должен получить дозу. Это случалось и с Анной. Она была безумно влюблена во Вронского и боялась, что он может уйти от от нее. Это было единственной вещью, волновавшей её: ни муж, ни старший сын, ни новорожденная дочка — не имели значения для неё. Душевные муки она заменяла дурманом. Она даже представляла себе, как она выпивает целую рюмку опиума, чтобы напугать возлюбленного «Она лежала в постели с открытыми глазами, глядя при свете одной догоравшей свечи на лепной карниз потолка и на захватывающую часть его тень от ширмы, и живо представляла себе, что он будет чувствовать, когда ее уже не будет и она будет для него только одно воспоминание.

Вследствие употребления препаратов, у Анны начинается ломка и она начинает по любому поводу ревновать Вронского, автор хорошо показывает её внутренне состояние, когда она едет на вокзал. Наркозависимость привела её в глубокую депрессию и с помощью смерти девушка хотела показать Вронскому, кого он терет. Таким образом, роман вовсе не о несчастной любви, а о жертве наркотиков. У Анны Карениной было все, но одним действием она поставила огромный крест на своей жизни

Как отразилась наркозависимость М.А.Булгакова в его произведениях?

Летом 1917 года в больницу привезли медленно умиравшего ребёнка. Булгаков разрезал детское горло, вставил трубку и стал отсасывать дифтеритные плёнки. И начал регулярно принимать морфий после того, как вынужден был сделать себе прививку от дефтирита, опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у; начавшийся сильный зуд и боли стал заглушать морфием, и в результате употребление наркотика вошло в привычку.

Татьяна Лаппа,жена М.А.Булгакова вспоминает:сразу после переезда, "как только проснулись - "иди, ищи аптеку". Я пошла, нашла аптеку, приношу ему. Кончилось это - опять надо. Очень быстро он его использовал (по свидетельству Т. Н. Лаппа, Булгаков кололся дважды в день). Ну, печать у него есть - "иди в другую аптеку, ищи". И вот я в Вязьме там искала, где-то на краю города еще аптека какая-то. Чуть ли не три часа ходила. А он прямо на улице стоит меня ждет. Он тогда такой страшный был. Вот, помните его снимок перед смертью? Вот такое у него лицо. Такой он был жалкий, такой несчастный. И одно меня просил: "Ты только не отдавай меня в больницу" .Несмотря на осознание того, к чему может привести страшное пристрастие ,М.А.Булгаков не мог остановиться.

Весной 1918 известному писателю все-таки удалось излечиться от болезни, в очередной раз доказывая,что любой человек, принадлежащий к самым разным классам, профессиям, обладающий любым уровнем интеллекта и способностями может стать наркоманом.

Таким образом, несмотря на то, что туберкулез уходит в прошлое, на страницах художественных произведений, он остается не менее актуальным, чем прогрессирующая наркомания. Я сделала вывод, что они встречаются чаще всего, так как очень велик охват заболеваемости и высок риск летального исхода. К тому же болезнь протекает не только сложно и мучительно, но и жутко. Существует ряд причин, по которым их наличие не теряет свою актуальность.

Во-первых, это огромный опыт, к которому нужно относиться очень внимательно, согласитесь, ничего не бывает просто так, в каждом слове заключен огромный смысл. Нужно уметь понимать суть и заключенный опыт предыдущих поколений, чтобы не совершать таких же ошибок.

В-третьих, это культурное просвещение общества, потому что многие не имеют представления о заболеваниях, а так любой читатель будет иметь минимальное представление. Эти проблемы интересны и актуальны во все времена, поэтому следует сказать, что писателям нужно уделять внимания медицине в художественной литературе. Это наше прошлое, настоящее и будущее, а художественная литература - единственный надежный способ передать свои знания в понятном для читателя виде. Не все мы врачи, но знать нам нужно обо всем, чтобы быть человеком.

Список использованной литературы

Азарова Н.И. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. М., 1988

Айтматов Ч.Плаха - М., 1981

Булгакова Е. Воспоминания о Михаиле Булгакове М: Советский писатель, 1988.

Валерiй Дружбинський А.П.Чехов Хвороба I смерть 2004

Википедия статья о наркомании

Википедия статья о туберкулезе

Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П.Чехова. М., 1955.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1871 г./ Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т

Достоевский Ф.М. Идиот / Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. – Л.: Наука, 1980

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание/ Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. – Л.: Наука, 1980

Лакшин В. Мир Михаила Булгакова//Литературное обозрение. 1991

Лапа Т. Н. Воспоминания о М. Булгакове М: АСТ Астрель, 2006

Медицина и художественная литература Текст научной статьи по специальности Гарусова.Н.В 2009

Петелин В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. М.: Моск. рабочий, 1989

Толковый словарь русского языка (трёхтомник) /Под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Изд-во "Вече", Мир книги. - 2001 г.

Толстой Л.Н. Анна Каренина М., 1981

Чехов А.П. Избранные произведения в 3-х томах 1964.

Чехов А.П. Избранные произведения:/ А.П. Чехов – Л: Лениздат, 1974

Ю.В.Пакин "Диагностика и лечение наркомании: основы в популярном изложении", Киев, 2002



К Всемирному дню борьбы с туберкулезом

(24 марта 2019 года).

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ,

ЖИВОПИСИ И МОДЫ.

Тогда человек, больной туберкулезом, был обречен. Здесь уместно вспомнить о том, что страшная болезнь не щадила талантливых людей: писателей, художников, поэтов. В скорбном списке – В.Г.Белинский, Н.И. Добролюбов, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Е. Варламов, С.Я. Надсон, Ф.А. Васильев, М.К. Башкирцева, ставшие жертвами чахотки в расцвете творческих сил.



Фото. Белинский В. Г. (1811-1848). Фото. Добролюбов Н.И.(1836-1861).



Фото. Кольцов А.В. (1809-1842). Фото. Никитин И.С. (1824-1861).




Фото.Варламов А.Е. (1801-1846). Фото. Надсон С.Я. (1862-1887).



Фото. Васильев Ф.А. (1850-1873). Фото. Башкирцева М.К. (1858-1884).

В те времена она чаще всего была скоротечной. Есть предположение, что с подозрением на неё был отправлен в лазарет юный С.А. Есенин.


Фото. Есенин С.А. (1895-1925).

Польский писатель Г.Сенкевич, у которого чахотка забрала жену, создал фонд, поддерживавший писателей, болевших туберкулезом.


Фото. Г. Сенкевич (1846-1916).




Фото. А. Дюма (1824-1895). Фото. А. Мюрже (1822-1861).



Фото. Д. Верди (1813-1901). Фото. Д. Пуччини (1858-1924).

Но уже в конце Х1Х века стало известно, что туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха.

Иногда, читая произведения великих писателей, мы не замечаем, что они затрагивают проблему заболевания туберкулезом.




Фото. Достоевский Ф.М. (1821-1881). Фото. Толстой Л.Н. (1828-1910).



Фото. Оноре де Бальзак (1799-1850). Фото. Эрих Мария Ремарк (1898-1970)


Фото. Томас Манн (1875-1855).


Фото. Федин К.А. (1892-1977).


Фото. Димна Кьюсак (1902-1981).


Фото. Чехов А.П. (1860-1904).

Личные переживания авторов, которые были больны сами

или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров в их произведениях. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих

творениях эту болезнь и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.

Например, Лев Николаевич Толстой создал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев Дмитрия и спустя несколько лет Николая. Великий писатель видел очень тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях.

На 31-ом году жизни от этой болезни умер брат А.П. Чехова Николай. Туберкулез прервал и жизненный путь и самого А.П. Чехова в возрасте 44 лет.

Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. Каждый пример, тем более, если он не вымышлен, а взят из реальной ситуации, это маленький, но шаг к пониманию туберкулеза. Художественная литература как ничто другое образно раскрывает клиническую картину болезни. Какова же была истинная картина заболеваемости и смертности от туберкулеза в те времена? Какими знаниями обладали врачи в области путей передачи инфекции и основных методах лечения туберкулеза? Ответы на эти вопросы мы находим в произведениях художественной литературы.

Из этого можно сделать вывод, что литература - ещё и большой помощник медицины в пропаганде гигиенических знаний среди населения.

Туберкулез и мода.


Фото. Портрет Мари Дюплесси.

Возможно, это покажется странным, но Викторианцы романтизировали заболевание и его последствия, выделяя эффекты, порожденные слабостью больной молодежи.

И, как полагают ученые, поскольку туберкулез был распространен, он продолжал удерживать свои позиции в моде.

Среди высшего класса девичьей привлекательностью считались тонкость и бледность кожи, которые являются результатом потери веса и отсутствия аппетита, вызванного заболеванием.

Чахоточный шик пришел из середины 1800 годов, когда модные корсеты создавали длинные талии, а объемные юбки ещё более подчеркивали болезненную хрупкость женских фигур. Женщины среднего и высшего класса использовали косметику, чтобы подчеркнуть бледность кожи.

Во второй половине Х1Х века произошло радикальное переосмысление туберкулеза, когда в 1882 году Роберт Кох

объявил, что он открыл бактерии, вызывающие заболевание. Открытие Коха помогло микробной теории убедить врачей, что туберкулез заразен.

Врачи стали порицать волочащиеся юбки, считая их виновницами поднимающейся пыли, в которой гнездятся бактерии туберкулеза, в результате чего болезнь приходила в дом.

Тема туберкулеза в живописи.


Фото. Поленов В.Д. (1844-1927).


Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)-русский художник, выдающийся мастер- портретист. Его знаменитый портрет М.И. Лопухиной - эталон портретной живописи русского романтизма.


Фото. Боровиковский В.Л.(1757-1825).


М.И. Лопухина была больна туберкулезом и вскоре после написания портрета скончалась. Но художник использовал внешние признаки тяжелой болезни на благо образа своей героини. В близкой смерти обретается чарующая непознаваемая красота, а прозрачность её тела кажется вот-вот обнажит саму душу.

Известное стихотворение Якова Полонского к «Портрету

лишь в 1913 году:

« Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Многие художники сами страдали от туберкулеза.

Так, Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – русский художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Зрелый мастер бытового жанра, тонкий пейзажист, автор выдающихся портретов.

В 1874 году художник узнает, что болен чахоткой, излечить которую тогда было практически невозможно.

В 1882 году после тяжелой мучительной болезни художник скончался.


Фото. Перов В.Г. (1834-1882).

Итальянский художник и скульптор, представитель импрессионизма Амадео Модильяни (1884-1920).


Фото. Амадео Модильяни(1884-1920).

В 1917 году Амадео Модильяни знакомится с молодой французской художницей Жанной Эбютерн, которая стала его любимой натурщицей, музой и истинным другом. В 1918 году пара переезжает в Ниццу, где у них рождается дочь. В 1919 году, полные новых планов и идей, они возвращаются в Париж. Но стремительное развитие болезни (у Амадео Модильяни был туберкулез) рушит все их планы. В 1920 году художник умирает в больнице для бездомных.

Узнав о смерти любимого, Жанна, ждавшая на тот момент второго ребенка, выбросилась из окна 6-го этажа.


Проблема туберкулеза остается актуальной и в наши дни.

Несмотря на то, что изменились условия жизни людей, разработаны методы профилактики и лечения туберкулеза, однако, по-прежнему тысячи людей во всем мире ежегодно заболевают этой тяжелой инфекцией и погибают от неё. В результате бесконтрольного употребления антибиотиков возникли лекарственно устойчивые формы туберкулеза, трудно поддающиеся лечению. Туберкулез поражает в настоящее время не только малоимущих, но и весьма обеспеченных и успешных людей.

А как же литература, живопись, музыка, мода?

При подготовке данного материала были использованы материалы, взятые из открытых источников.

ЧАХОТОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА

Одна из наиболее упоминаемых болезней в прозе и письмах

Чехова –чахотка, туберкулез1.

Внимание Чехова к туберкулезу нельзя объяснить только тем

обстоятельством, что сам писатель стал жертвой этой болезни. Помимо

биографического, важен эстетический и историко-культурный планы. В

последующая за ней смерть входила в комплекс ранней красивой смерти, которая придавала умершему особый шарм2. Чехову интересна не сама болезнь в ее физиологических проявлениях, а ее нравственный смысл.

См. об этом подробнее: [Гребнева, 2009].

Особое место в повести занимает эпизод чаепития, во время которого Топорков молчит. В дворянской культуре связан с ритуалами сватовства, брака. Поглощение чая порождает странные ассоциации.

Топорков напоминает чудовище: «Топорков глотал очень громко…Глотая, он издавал звуки, очень похожие на звук “глы”. Глоток, казалось, изо рта падал в какую-то пропасть и там шлепался обо что-то

В старинных пасхалиях осень описывалась следующим образом: «Осень подобно жене

Ситуация болезни-лечения, врач-пациент обостряется в момент признания Маруси доктору в любви: на несколько мгновений врач становится простым человеком, сочувствующим, сопереживающим.

«Он вез ее в Южную Францию. Он знал, что нет надежды на выздоровление, знал отлично, …но вез ее….Ему и ей так хотелось жить!

Страх женских лиц показателен:

Человек, находящийся на грани жизни и смерти, не замечает времени суток, время для него убыстряется, приближая к концу: «И затем Закономерно, что за чаепитием следует эпизод сватовства доктора, сведенный, правда, к случайности: как выяснилось, сваха забрела в первый попавшийся дом.

Подробно описаны все признаки заболевания, не исключаются и страшные минуты бреда, забытья, удушья.

См. об этом подробнее: [Лотман, 2002].

демонстрирует превращение живого в мертвое, процесс овеществления. И в подтексте – мысль о том, что души умерших никогда не будут спокойны, т.к. они не преданы земле.

203]. Его одиночество – форма проявления болезни: наряду с болезнью физической очевидна и духовная болезнь.

Оппозиция живое / мертвое здесь специфична. И живое, и мертвое амбивалентны.

207]: это видение Нади10. При этом Саша видит провинцию как мертвый мир, именно поэтому он увезти ее оттуда. Хотя для него самого, ни город, ни провинция не являются спасительным локусом.

Время в новелле, то ускоряющее, то замедляющее свой ход;

циклично, замкнуто: действие и начинается, и заканчивается в мае–июне.

См замечание: «Имя главной героини: Надя (Надежда) относится к доверчивому

ожиданию будущего. Ее имя – эмблема, имеющая некую функцию, связанную с визуальным представлением весеннего сада, носящего в себе надежду обновления и перерождения природы к новой жизни; а развертывание события является объяснением предыдущих двух [Hajnady, 2004].

Прим. ред. В черновых вариантах чаепитие продолжается в вагоне: «Потом Саша всю дорогу пил чай и говорил без конца…И все говорил в таком роде, и с ним было скучно.

Саша: оба реализуют тип бродяги. В том, и в другом – бытовая безалаберность, которая не дает шанса на устроенность в жизни, в том числе и духовную.

Намек на несостоятельность Саши – в его профессии:

работает в литографии, где обостряется болезнь..

[Чехов, 1977, X: 219-220].

В финале Надя покидает свой город живой и веселой, и это – знак ее освобождения, возможно, перерождения, духовного выздоровления.

В трех произведениях реализуются три варианта болезни. Общее то, что болезнь, в любом случае, ведет к смерти, обнажая наиболее существенное в человеке. Чахотка – физический недуг и одновременно духовное испытание для персонажей.

1. Гребнева, М.П. Концептосфера флорентийского мифа в русской словесности / М.П. Гребнева. – Томск: ТГУ, 2009. – 182 с.

2. Козубовская Г.П. О чахоточной деве в русской поэзии / Г.П.Козубовская // Morbus, medicamentum et sanus – Choroba, lek i zdrawie (Warszawa Studia Literaria Polono-Slavica) № 6. – Warszawa, 2001. – S. 271-293.

3. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.) / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство

– СПБ, 2002. – 413 с.

Режим доступа:

5. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. – Т. III. / А.С. Пушкин. – М.:

Стенина, В.Ф. Мифология болезни в прозе А.П.Чехова / В.Ф. Стенина.

– Самара: СамГПУ, 2006. – 19с.

Чехов, А.П. Полн. собр. соч.: в 30 т. – М.: Наука, 1974-1983. – Т 1. – 8.

М.: Наука, 1974. – 607 с.; Т. VII. – М.: Наука, 1977. – 733 с.; т. X. –М.:

Наука, 1977. – 495 с.

Hajnady, Zoltan/ Сад как архетипический топос у Чехова / Zoltan 9.

Hajnady // Slavica XXXIII. Kossuth Egyetemi Kiado. – Debrecen, 2004. – S. 217–229.


Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году и за свою короткую жизнь, 44 года, успел сделать столько, сколько многим людям не осилить и за целый век. Влияние его творчества на мир колоссально: Чехов является одним из самых читаемых русских драматургов, а его произведения занимают первое место по количеству экранизаций от зарубежных режиссеров (более 300 картин). Как писателя, безусловно, Чехова знают все, но о его безграничной добродетели и жизни, достойной отдельной экранизации, слышали немногие.



А. П. Чехов в Мелихове, 1897 год.

Когда Чехов был участковым в Мелихове, в соседних селах началась вспышка холеры и он добровольно и бесплатно решился помогать им. Это 25 деревень, 4 фабрики и монастырь, которые нужно было обслуживать без выходных. А затем еще и с соседнего участка пациенты добавились, когда заболел их врач.


Земство не выделяло денег на медицинские пункты, и Чехову даже это приходилось брать на себя. Он собирал деньги и жертвовал свои, чтобы помочь людям. Вывеску врача писатель снял из-за неизбежных неудач и больных, которых невозможно было вылечить, а также из-за собственного недуга и нехватки времени на литературу. Позже он не раз упрекал себя в измене медицине, хотя не оставил частную практику до тех пор, пока болезнь не начала сильнее мучить его.


А. П. Чехов с семьей и друзьями на Сахалине.

Путь через Сибирь занял 81 день и был нелегким: писатель постоянно мерз и голодал. Помимо физических трудностей, были и моральные. Сопровождающие его солдаты относились к нему враждебно и предупреждали, чтобы не приближался к каторге. Сам Сахалин тоже оказался неприятным: всюду звон цепей; неясно, чего ожидать от того или иного каторжника. Но отказываться от идеи было поздно, и Чехов выбрал лучший способ познакомиться с людьми и повидать весь остров — произвести перепись населения.

Только на такой вид контакта начальство было согласно, запрещалось подходить лишь к политическим заключенным, но Чехов запретами пренебрегал. За 3 месяца пребывания на острове писатель поговорил с каждым, обойдя более чем 10 тыс. человек. Даже там он не забывал о медицине и помогал людям, несмотря на отсутствие необходимых лекарств и инструментов. Поездка оказала огромное влияние на все его последующие произведения, а собранные им материалы привлекли к условиям жизни на острове внимание общественности и официальных лиц.


Во время работы в Мелихове (позже село превратится в город Чехов, Московская область), он построил 3 школы, колокольню и помогал прокладывать шоссейную дорогу, несмотря на препятствия со стороны земства. В родном городе Таганроге он поставил памятник Петру I, самостоятельно организовав при этом отлив, доставку и установку.

Там же ему пришла идея основать в родном Таганроге библиотеку. На протяжении всей оставшейся жизни он жертвовал туда книги — более 2 тыс. штук. В своем последнем письме в библиотеку, отправленном 25 июня 1904 года, совсем незадолго до кончины, писатель, несмотря на ужасное состояние своего здоровья, просил подтвердить, получили ли они его книжную посылку.

Мелихово после пребывания Антона Павловича обрело совершенно другой вид. Писатель посадил около тысячи вишневых деревьев, а также засадил голые лесные участки разнообразными деревьями и кустарниками. Позже то же самое он сделал и в Крыму и там же снова посодействовал открытию школы. Чехов мечтал, чтобы вся Россия стала одним прекрасным садом. Значимость всех этих поступков и его творчества наглядно показал уход писателя: равнодушных не было. Траур охватил всю страну.


Тихая и скромная свадьба по настоянию актрисы состоялась 7 июня 1901 года, хотя единственным вариантом по-прежнему оставались отношения на расстоянии. Обострившаяся болезнь заставила Чехова жить на юге, в Ялте, а Ольге нужен был театр. Она предлагала мужу оставить актерскую работу, но Антон был категорически против этого.


А. П. Чехов в своем кабинете в Ялте.

Супруги хотели детей, но ничего не получилось. Первая беременность закончилась выкидышем, а во время второй Ольга неудачно упала, после чего перенесла операцию, навсегда лишившую ее возможности иметь детей. К сожалению, брак продлился недолго, но актриса больше не выходила замуж, хотя пережила Чехова на 55 лет. Спустя эти годы супругов воссоединили, похоронив Ольгу рядом с Антоном Павловичем.


Памятник А. П. Чехову в Томске.

Половину из прожитых 44 лет Чехов болел туберкулезом: уже в 24 у него наблюдалось кровотечение в легких, хотя тяжесть в груди он чувствовал с раннего детства. Одни исследователи считают, что обострению поспособствовала поездка на Сахалин в 1890 году, другие уверены, что виной послужили частые поездки к жене из Ялты в Москву. Как бы там ни было, летом 1904 года Антон с Ольгой отправились на курорт в Германию, где 15 июля и оборвалась жизнь писателя.

Долгое время считалось, что причиной смерти Чехова послужил туберкулез, однако в 2018 году ученые Куодрэмского института биологических наук провели исследование крови, взятой с личных вещей писателя. В ходе исследования было обнаружено наличие веществ, способствовавших образованию тромба, который привел к инсульту.

Прошло уже 115 лет со дня ухода Чехова из жизни, но память о нем бессмертна. Его пьесы до сих пор ставят в театрах, по сюжетам его произведений снимают фильмы, его книги читает весь мир, его новаторские идеи и сегодня используются писателями по всему миру. Места, в которых он бывал, преобразились, а потомки спасенных им людей живут бок о бок с нами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.