Бывает ли туберкулез врожденным


Туберкулез у детей

Туберкулез – это социально опасная инфекционная болезнь, широко распространенная среди взрослых и детей, протекающая с образованием специфических очагов воспаления, туберкулезных гранулем. За последние годы заболеваемость участилась среди детей младшего возраста и подростков, что отражает тревожную эпидемическую ситуацию во всем мире. Раннее обнаружение и профилактика тяжелой инфекции стали первостепенной задачей для совместной работы педиатров и фтизиатров.


Туберкулез легких у детей – это актуальная проблема, с которой борются во всем мире

Причины

Палочка Коха – это туберкулезная микобактерия, которая обладает устойчивостью к внешним факторам. Ее жизнеспособность сохраняется при воздействии кислот и щелочей, заморозке, высушивании, действии многих антибактериальных препаратов. Палочка туберкулеза имеет уникальную способность преобразовываться в L-форму, которая приспосабливается к любым условиям.

Для человека опасны два вида туберкулезной палочки: бычий и человеческий тип.

Палочка Коха попадает в организм ребенка чаще всего воздушно-капельным путем, но возможны плацентарный, интранатальный, пищевой и контактный пути заражения. Вначале происходит образование первичного очага на том месте, где произошло внедрение возбудителя в организме. При благоприятных условиях микобактерия начинает активно размножаться, образуя туберкулезные бугорки в тканях. В дальнейшем очаги поражения способны кальцинироваться, трансформироваться в фиброзную ткань или рассасываться. При повторном контакте с возбудителем туберкулеза нередко возникает обострение болезни с дальнейшим прогрессированием и диссеминацией в другие органы.

К группе риска относятся:

  • дети в возрасте до 2–3 лет;
  • дети с ослабленным иммунитетом;
  • имеющие неполноценное питание;
  • дети, которые не получили в период новорожденности вакцину БЦЖ;
  • лица, имеющие в анамнезе сахарный диабет и другие хронические болезни с частыми обострениями;
  • ВИЧ-инфицированные;
  • дети, проживающие в асоциальных семьях, где они могут контактировать с людьми, больными туберкулезом легких;
  • эпидемические вспышки в дошкольных учреждениях, интернатах и школах;
  • те, кто заразился в больницах и поликлиниках.

Симптомы туберкулёза

Существует несколько клинических периодов течения туберкулезной инфекции.

  • Начальная фаза – это бессимптомный период, который длится от 1 до 3 месяцев с момента заражения ребенка туберкулезом. На этом этапе болезни выделяют отсутствие специфических симптомов, но при проведении пробы Манту выявляется вираж. Появляются первые признаки – положительная реакция на туберкулиновую пробу, что является обязательным условием для консультации и наблюдения фтизиатра один полный год.
  • Туберкулезная интоксикация – это одна из форм туберкулеза, которая развивается в связи с образованием локального воспалительного процесса, который можно выявить только с помощью инструментальных методов исследования – рентгенографии и компьютерной томографии. Клинические симптомы данной формы неспецифические: дети становятся вялыми, отказываются от приема пищи, вес снижается, появляется головная боль, сонливость, раздражительность, частые простудные заболевания. Специфическим признаком является субфебрильная температура в течение долгого времени, которая периодически сменяется высокими пиками на температурной кривой до 39 °С, такое состояние сопровождается повышенным потоотделением в ночное время суток. При тщательном осмотре пациента врач может заметить небольшое увеличение периферических лимфоузлов.
  • Первичный туберкулезный комплекс характеризуется воспалительным процессом, лимфангитом, лимфаденитом. Данный симптоматический комплекс чаще всего распространяется в легочной ткани и кишечнике, реже может располагаться в кожных покровах, мозговых и слизистых оболочках, в миндалинах и других тканях. Первичный туберкулезный комплекс клинически проявляется резким ухудшением общего состояния ребенка, может маскироваться под грипп или пневмонию, появляются выраженная интоксикация, сильный кашель и одышка.
  • Туберкулезный бронхоаденит — это поражение палочкой Коха внутригрудных лимфоузлов, характеризуется изменением корня легких и средостения. Помимо лихорадки и интоксикации, у ребенка появляется выраженная боль на спине между лопаток, сильный коклюшеподобный кашель, под кожей в области груди и шеи наблюдается выраженность венозной сети. Осложнениями данной формы туберкулеза у детей могут быть эмфизема или множественные ателектазы.


Первые симптомы туберкулеза неспецифичны, именно поэтому нужно вовремя обследовать ребенка для установления точного диагноза

Диагностика

Для массового обнаружения туберкулеза у детей используют пробу Манту, а позже с 16 лет ежегодно выполняется флюорография с профилактической целью. Для пациентов с подозрением на ранний туберкулез проводится специфический метод – Диаскин-тест, проба Коха или Пирке.

К стандартным методам обследования относят:

  1. общий анализ крови – незначительная анемия, повышение количества лейкоцитов и увеличение СОЭ;
  2. общий анализ мочи – незначительное повышение кетоновых тел и белка из-за выраженной интоксикации, лейкоцитоз.

В противотуберкулезном диспансере осуществляется тщательный сбор анамнеза, осмотр родителей, выявление возможных путей заражения и источников инфекции, оценивается динамика туберкулиновых проб, а также проводятся специфические лабораторные и инструментальные методы исследования.

  • Бронхоскопия является специфическим методом исследования, так как способна оценить деформацию тканей трахеи и бронхов, выявить признаки туберкулезного бронхита и увеличенные лимфатические узлы, а также получить смывы.
  • Рентгенография и компьютерная томография органов грудной клетки визуализирует туберкулезные изменения в легочной ткани, а также наличие увеличенных внутригрудных лимфоузлов.
  • Микроскопическое и биологическое исследование мокроты, промывных бронхиальных вод, плевральной жидкости, испражнений, спинномозговой жидкости позволяет выявить с помощью бактериологического метода наличие микобактерии туберкулеза, клеточный состав материала.


Диагностика туберкулеза у детей начинается с раннего возраста, когда производят вакцинацию БЦЖ

Дифференциальная диагностика

Начальный период туберкулеза имеет стертую клиническую картину, именно поэтому опытный доктор должен уметь проводить дифференциальную диагностику болезни.

Коклюш – это детское инфекционное заболевание, которое характеризуется приступообразным, спастическим кашлем со слизью и выраженной интоксикацией. При раннем туберкулезе может наблюдаться подобная клиническая картина, но с отсутствием прозрачной слизистой мокроты.

Эпидемический паротит проявляется поражением слюнных желез. Заболевание характеризуется увеличением околоушной железы. Этот симптом можно спутать с увеличением лимфоузлов при туберкулезе.

Краснуха имеет схожую симптоматику. Наблюдаются лихорадка, интоксикация, что также характерно для туберкулеза, но потом появляется сыпь.

Корь протекает с гриппоподобным синдромом, что затрудняет постановку диагноза в начале данной болезни. Только в период появления особых высыпаний можно выявить истинное заболевание.

Лечение

Принципы противотуберкулезной терапии у детей заключается в следующем:

  • ребенок должен находиться в специализированном противотуберкулезном учреждении;
  • строгое соблюдение режима отдыха, питания и бодрствования;
  • высококалорийное сбалансированное питание;
  • применение немедикаментозных методов лечения;
  • лекарственная терапия включает комбинации химиотерапевтических препаратов;
  • длительность терапии – от 3 месяцев;
  • постоянный диагностический контроль во время терапии и в период реабилитации;
  • применение поддерживающей терапии после излечения.

Прогноз

После проведенного лечения может наблюдаться значительное улучшение и даже полное выздоровление. Но не стоит забывать о том, что туберкулез легких имеет способность давать рецидивы. Именно поэтому постоянный контроль и наблюдение лечащего врача требуется на протяжении длительного времени.

В запущенных случаях улучшение состояния может не наблюдаться даже при интенсивной терапии. Тяжелый прогноз чаще всего наблюдается у детей раннего возраста.

Профилактика

  • В период новорожденности впервые начинают проводить специфическую профилактику туберкулеза с помощью вакцины БЦЖ.
  • К неспецифическим методам относятся рациональное и сбалансированное питание, хорошие санитарно-гигиенические условия, физически активный отдых, закаливание ребенка.
  • Систематическая туберкулинодиагностика, которая проводится бесплатно в медицинских учреждениях в детских садах и школах с целью обнаружения туберкулеза.

Родителям стоит немедленно обратиться к специалисту при выявлении первых признаков заболевания у ребенка.


Врожденный туберкулез – инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза при их попадании от инфицированной матери к плоду во время беременности. Проявляется дыхательной недостаточностью у новорожденного, вялостью и плохим аппетитом, лихорадкой, гепатоспленомегалией, в трети случаев присоединяется менингит. С целью постановки диагноза проводятся туберкулиновые пробы, лабораторное исследование крови, возбудитель также выявляется в моче и других биологических жидкостях. Основа терапии врожденного туберкулеза – противотуберкулезные препараты, одновременно проводится лечение органной недостаточности и иммунотерапия.

МКБ-10


Общие сведения

Врожденный туберкулез – крайне редко встречающаяся патология в современной педиатрии. Достоверно зафиксировано несколько сотен случаев внутриутробного инфицирования плода. Возбудитель инфекции – микобактерия туберкулеза, впервые выделена и описана Робертом Кохом в 1882 году, им же в 1890 году был получен туберкулин, который по настоящее время используется в диагностике заболевания. Микобактерии обладают высокой устойчивостью к любым внешним воздействиям, включая физические, химические, температурные методы дезинфекции.

Врожденный туберкулез чаще встречается в развивающихся странах, в социально-неблагополучных семьях. Актуальность врожденного туберкулеза обусловлена ростом общей заболеваемости туберкулезом среди населения страны. Кроме того, отсутствие симптоматики с рождения и неспецифические клинические признаки затрудняют своевременную диагностику. Это, в свою очередь, повышает риск смертельного исхода от врожденного туберкулеза.


Причины

Возбудитель заболевания – микобактерия туберкулеза. Инфицирование плода происходит внутриутробно. Как правило, сама женщина заболевает во время беременности, более редки случаи врожденного туберкулеза, когда мать перенесла инфекцию незадолго до беременности. Входными воротами для микобактерий является только плацента. Туберкулезная палочка проникает через сосуды плаценты и так оказывается в кровотоке плода. С кровью бактерии попадают в печень, где и формируется первичный очаг инфекции, часто с поражением регионарных лимфатических узлов. Оттуда возбудитель распространяется по всем тканям.

Врожденный туберкулез также может развиться при аспирации околоплодных вод, в которых присутствуют микобактерии, если инфильтраты на плаценте вскрываются непосредственно в амниотическую жидкость. Для аспирационного пути инфицирования характерно формирование первичного очага в легких, кишечнике, среднем ухе. Риск заражения врожденным туберкулезом повышается, если у матери имеются сопутствующие патологии, особенно снижающие иммунитет, например, ВИЧ-инфекция, а также при наличии неблагоприятных социальных факторов (плохие жилищные и санитарные условия, асоциальный образ жизни и др.).

Симптомы врожденного туберкулеза

Если инфицирование плода микобактериями происходит в первом триместре беременности, как правило, случается выкидыш или мертворождение. В остальных случаях ребенок обычно рождается недоношенным либо маловесным. В первые дни специфические клинические проявления врожденного туберкулеза отсутствуют. Симптоматика начинает проявляться только спустя 3-4 недели после рождения. Отмечается нарастающая дыхательная недостаточность, при тяжелых формах развивается респираторный дистресс-синдром. Характерна вялость или беспокойство, плохой аппетит, повышение температуры до фебрильной.

Врожденный туберкулез сопровождается гепатоспленомегалией, имеет место желтуха. Лимфаденопатия выявляется примерно у 40% детей с врожденным туберкулезом. В 30% случаев присоединяется менингит, при этом возникает запрокидывание головы назад, ригидность затылочных мышц. Возможна повышенная возбудимость или угнетение ЦНС. У каждого пятого больного врожденным туберкулезом наблюдаются выделения из наружных слуховых проходов. Редко встречается геморрагический синдром и папулезные высыпания на коже.

Диагностика

Диагностика заболевания затруднена отсроченным проявлением признаков инфекции и во многом неспецифической симптоматикой. Педиатр может заподозрить врожденный туберкулез, исходя из анамнеза матери. Если диагноз был поставлен женщине во время беременности, ребенок после родов должен находиться отдельно от матери до полного исключения внутриутробного заражения. При появлении первых симптомов врожденного туберкулеза физикальный осмотр позволяет обнаружить учащенное дыхание, увеличение размеров печени и селезенки, может отмечаться желтуха, повышение температуры. Пальпируются увеличенные лимфоузлы: подключичные, подмышечные и др.

В анализе крови – признаки воспаления и гипербилирубинемия, часто диагностируется анемия. На рентгенограмме органов грудной клетки наблюдаются диссеминированные очаги затемнения, что говорит о скоплении микобактерий в легких. Туберкулиновые пробы (проба Манту, Пирке, диаскин-тест) положительные, однако в биологических жидкостях (кровь, моча, мокрота) возбудитель может не выявляться еще в течение нескольких недель. Чувствительность и специфичность ИФА-тестов in vitro (квантиферон-тест, Т-Спот) у детей младшего возраста может быть вариативной.

Проводится УЗИ внутренних органов - так можно обнаружить гепатоспленомегалию и очаг туберкулезного воспаления в печени. Нейросонография обязательно включается в комплекс диагностических мероприятий. При подозрении на менингит проводится спинномозговая пункция и анализ ликвора на содержание микобактерий.

Лечение врожденного туберкулеза

Терапия заболевания начинается с момента постановки точного диагноза, но здесь есть исключения. При тяжелых формах врожденного туберкулеза туберкулиновые пробы могут давать отрицательные результаты, однако если диагноз подтвержден у матери, возможно начало лечения ребенка без лабораторного подтверждения, необходимо только согласие родителей. Во всех случаях врожденного туберкулеза показана госпитализация, консультация фтизиатра. Формы заболевания с выраженной органной недостаточностью и неврологическими нарушениями требуют лечения в условиях отделения детской реанимации.

Проводится этиотропная терапия, назначаются противотуберкулезные препараты: изониазид, рифампицин, пиразиномид, этамбутол, канамицин. Химиотерапия при врожденном туберкулезе состоит из нескольких этапов. Сначала назначаются 3-4 препарата одновременно сроком на несколько месяцев с последующими контрольными анализами. Дозировки рассчитываются строго по весу ребенка. Далее оставляют 1-2 препарата еще на 4-5 месяцев. Общая продолжительность специфической терапии врожденного туберкулеза может составлять до 8-9 месяцев. После окончания фазы интенсивной терапии ребенок переводится в противотуберкулезный диспансер, где и наблюдается до окончания всего курса лечения.

Одновременно со специфической терапией назначаются десенсибилизирующие и антигистаминные препараты, иммунотерапию и витамины группы B. При выраженной дыхательной недостаточности показана кислородотерапия. Если присоединяется вторичная бактериальная инфекция, в частности менингит, проводится антибиотикотерапия. В зависимости от локализации очагов инфекции к лечению врожденного туберкулеза подключаются узкие специалисты: невролог, оториноларинголог, гастроэнтеролог.

Прогноз и профилактика

Прогноз в целом благоприятный, кроме осложненных форм врожденного туберкулеза. При соответствующей терапии инфильтраты в легких рассасываются, выздоровление наступает в среднем через 9-12 месяцев. В четверти случаев заболевание заканчивается формированием узлов и кальцификатов в лимфатических узлах, чаще внутригрудных. Профилактика врожденного туберкулеза включает раннюю диагностику инфекции у беременных, особенно если это женщины из социально-неблагополучных семей. Когда диагноз будущей матери подтвержден, становится возможным назначение терапии до родов.

Наличие заболевания у беременной еще не означает, что плод инфицирован. Для этого обязательным является туберкулезное поражение плаценты, поскольку передача микобактерий происходит трансплацентарным путем. Поэтому своевременно проведенная терапия позволяет снизить риск врожденного туберкулеза. Раннюю диагностику облегчает ежегодная флюорография. Важную роль играет планирование беременности, если активная форма туберкулеза у женщины подтверждена раньше.

Врожденный туберкулезразвивается при внутриутробном заражении плода.

При диссеминированном туберкулезе матери поражается, обычно, плацента. Инфицирование плода происходит гематоген­ным путем. Микобактерии туберкулеза попадают через пупочную вену к плоду, где задерживаются преимущественно в печени.

Для врожденного туберкулеза характерно:

♦ возникновение первичного очага в печени;

♦ поражение регионарных портальных лимфатических сосудов;

♦ в последующем - генерализация процесса с поражением других органов, в том числе и легких.

Все другие внелегочные формы туберкулеза у детей: туберку­лез позвоночника, суставов, мочеполовой системы, печени встре­чаются изолированно крайне редко.

Чаще они являются следствием лимфогематогенной диссеми-нации туберкулезной инфекции, и у детей обычно сочетаются с ту­беркулезом органов дыхания.

Программа комплексного обследования пациента при по­дозрении на туберкулез:

♦ тщательный сбор анамнеза (сроки и качество проведения вакцинации БЦЖ, выявление контакта с источником зара­жения);

♦ полное физикальное обследование (оценка весоростовых показателей, исследование всех групп периферических лимфоузлов, перкуссия и аускультация легких, определе­ние размеров

печени, селезенки и пр.);

♦ бактериологическое обследование (мокроты, промывных вод бронхов и желудка, мочи);

♦ туберкулинодиагностика (внутрикожная проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л, а при отрицательном результате - со 100 ТЕ ППД-Л, туберкулинопровокационные пробы);

♦ позиционная рентгенография и томография;

♦ лабораторные исследования: клинические анализы крови и мочи, билирубин, ACT, АЛТ крови.

Основные принципы лечения туберкулеза:

Лечение проводится с учетом возраста ребенка, формы и ак­тивности туберкулезного процесса, оно должно быть комплекс­ным, этапным и длительным:

I этап - интенсивная фаза лечения в условиях стационара, продолжительность - 8 недель.

II этап - фаза продолжения лечения в стационаре или санато­рии - от 16 до 20 недель.

III этап - диспансерное наблюдение в условиях противотубер­кулезного диспансера.

Медикаментозная терапия:

Химиотерапия - основной метод лечения детей, больных ту­беркулезом, начинается немедленно при установлении диагноза, проводится антибактериальными противотуберкулезными препа­ратами в различных комбинациях, длительно и непрерывно.

Интенсивная химиотерапия из 3-х препаратов - изониазид, рифампицин, пиразинамид, или комбинация из 4-х препаратов -изониазид, рифампицин, стрептомицин, пиразинамид. Ежеме­сячно проводится общеклиническое обследование, клиниче­ские и биохимические анализы крови (билирубин, АЛТ, ACT), исследования мочи, анализ мокроты на МБТ с определением чувствительности к химиопрепаратам, рентгенологический контроль (через 3 месяца). В результате проведенного лечения должны ликвидироваться воспалительные изменения, восста­новиться функциональные возможности дыхательной и сер­дечно-сосудистой систем.

Химиотерапия - комбинации из 2-х (изониазид и пиразина­мид) или 3-х препаратов (изониазид, пиразинамид, этамбутол) в II этапа.

/ этап: курс лечения (8 недель) - проводится больным с пер­вичным туберкулезом. По окончании лечения должны ликви­дироваться деструктивные изменения (при минимальных ос­таточных изменениях в пораженном органе), прекратиться бактериовыделение в 100% случаев.

// этап (длительность 12 недель) - проводится больным с ос­ложненными формами первичного туберкулеза и бактериовы-делением. По окончании лечения должны ликвидироваться деструкции и воспалительные изменения в 85% случаев, вос­становиться функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в 85% случаев, прекратиться бак-териовыделение в 100% случаев.

Курс химиотерапии необходимо проводить под контролем пе­ченочных проб (препараты гепатотоксичны), анализов мочи (в свя­зи с нефротоксичностью препаратов) и анализов мокроты на чув­ствительность к химиопрепаратам (из-за быстрого развития рези­стентных форм).

Патогенетическая терапия: десенсибилизирующие средст­ва (препараты кальция), антигистаминные средства, витаминотера­пия (препараты группы В с обязательным включением пиридокси-на, С, Р, А), иммунотерапия.

Наибольшая эффективность химиотерапии достигается при проведении ее в санаторных условиях, где широко используются общеукрепляющие мероприятия, в особенности, климатолечение.

Комплексная, длительная, специфическая терапия обеспечи­вает стойкое излечение и предупреждает развитие генерализован­ных форм туберкулеза.

Профилактика туберкулеза:

1. Противоэпидемическая работа в очаге инфекции (госпита­лизация больного и интенсивное комплексное лечение в стационаре до полного прекращения бактериовыделения, проведение заключительной дезинфекции, регулярное на­блюдение и обследование контактных лиц из очага).

2. Динамическое наблюдение за группой риска и своевремен­ное ее оздоровление. В группу риска входят:

♦ дети и подростки с отягощенной наследственностью по туберкулезу (из семейных контактов, с

виражом тубер­кулиновых проб);

♦ пациенты с хроническими заболеваниями органов дыха­ния, сахарным диабетом, язвенной болезнью, получаю­щие кортикостероидную и лучевую терапию;

♦ социально дезадаптированная группа населения;

♦ женщины в период беременности;

♦ медицинские работники скорой помощи, отделений ин­тенсивной терапии;

3. Проведение превентивного лечения всем контактным.

4. Повышение санитарно-гигиенической культуры населения.

5. Регулярное обследование сотрудников всех детских учреж­дений, особенно дошкольных, в туберкулезном диспансере.

6. Организация оздоровительных мероприятий среди всего детского населения.

7. Санитарно-просветительная работа среди населения с ис­пользованием средств массовой информации.

Специфическая профилактика туберкулеза у детей:Вакцинация (ревакцинация) БЦЖ, БЦЖ-М - проводится со­гласно календарю прививок здоровым новорожденным и неинфи-цированным микобактериями туберкулеза детям в 1-м, 5-м и 10-м классах школы при отсутствии противопоказаний.

Превентивное лечение туберкулеза- проводится для преду­преждения случаев заболевания туберкулезом:

1. Детям и подросткам, впервые инфицированным туберкуле­зом (в раннем периоде туберкулезной инфекции с виражом туберкулиновых проб, в раннем периоде туберкулезной ин­токсикации).

2. Детям и подросткам, инфицированным туберкулезом с усиливающейся туберкулиновой чувствительностью и ра­нее инфицированным туберкулезом с гиперергической ре­акцией на туберкулин.

3. Детям и подросткам, находящимся в контакте с больными туберкулезом.

Схема превентивного лечения:

1. Изониазид по 10 мг/кг 1 раз в день после еды в сочетании с пиридоксином.

2. Пиразинамид по 25 мг/кг в 10.00 после еды ежедневно.

3. Этамбутол по 20 мг/кг через день в 17.30 до еды.

Продолжительность курса превентивного лечения - 2-3 меся­ца, проводится под контролем общеклинического обследования.

Прогноз:в настоящее время прогноз при ранней диагностике и своевременном комплексном лечении, в большинстве случаев, благоприятный. В 75% случаев через 9-12 месяцев наблюдается полное рассасывание патологических изменений в легочной ткани и во внутригрудных лимфатических узлах. В 25% случаев - про­цесс заканчивается или уплотнением, или кальцинацией, в основ­ном, во внутригрудных лимфатических узлах. Снижается эффек­тивность лечения туберкулеза и отягощается прогноз при наличии интеркуррентных заболеваний. Прогноз всегда остается серьезным для детей раннего возраста из социально неблагополучных семей и бациллярных очагов.

Сестринский процесс при туберкулезе

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные пробле­мы и удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.

Возможные проблемы ребенка:

♦ нарушение питания из-за снижения аппетита;

♦ нарушение дыхания в связи с развитием патологического процесса в легких;

♦ высокий риск присоединения интеркуррентных инфекций;

♦ высокий риск развития побочных эффектов на химиотерапию;

♦ беспокойство, тревога в связи с заболеванием;

♦ неспособность самостоятельно справиться с возникшими трудностями, низкая гигиеническая культура, дефицит са­моухода;

♦ разлука с близкими, сверстниками;

♦ страх перед госпитализацией, обследованием и манипуля­циями;

♦ социальная дезадаптация, отставание в учебе, снижение по­знавательной деятельности и пр.

Возможные проблемы родителей:

♦ дефицит знаний о заболевании и прогнозе;

♦ страх за ребенка;

♦ изменение стереотипа жизни семьи в связи с необходимо­стью длительного лечения;

♦ недоверие к проводимому лечению;

♦ неадекватная оценка состояния ребенка;

♦ дефицит гигиенических знаний;

> Своевременно информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о возможных причинах заболевания, выяснить факторы риска, возможные контакты. Помочь им осознать необхо­димость проведения интенсивного комплексного лечения в ста­ционаре до полного прекращения бактериовыделения, содейство­вать в госпитализации.

> Обеспечить больному ребенку постельный режим на пери­од разгара заболевания, комфортные условия для сна и отдыха. По мере расширения режима организовать прогулки в зеленой зоне, избегая шумных игр и физических нагрузок.

> Помогать ребенку в проведении личной гигиены, побуж­дать его к самоуходу: обучить правильно и регулярно мыть руки, чистить зубы, ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за чистотой нательного белья.

> Заранее готовить ребенка к манипуляциям с помощью тера­певтической игры, объяснять мотивы тех или иных вмешательств на понятном ему языке, бережно выполнять все травмирующие манипуляции, ограничить их лишь самым необходимым количест­вом. Своевременно проводить санацию дыхательных путей.

> Осуществлять строгий контроль за приемом пациентом противотуберкулезных препаратов. Строго придерживаться прото­кола лечения, соблюдать время приема препаратов: рифампицин -ежедневно в 8.30 натощак; изониазид в 10.00 - парентерально и 18.30 - перорально после еды, обязательно сочетая его с витами­ном В6; пиразинамид - через день в 10.00 после еды, этамбутол -

до еды в 17.30 через день; запивать противотуберкулезные препа­раты следует молоком, киселем (во избежание их раздражающего! действия на слизистую оболочку желудка).

> Необходимо увеличить объем вводимой жидкости в виде слабощелочной дегазированной минеральной воды, разведенных соков, отвара шиповника, успокаивающего и витаминизированного фиточаев, помимо этого дополнительно ввести кислородный коктейль.

> Своевременно оценивать эффективность проводимой химиотерапии, сообщать врачу о побочных действиях препаратов (диспепсических расстройствах, нарушениях слуха, зрения, цветоощущения, токсико-аллергических реакциях, изменениях цвета мочи и пр.).

> Обеспечить ребенка лечебным питанием (диета № 11). Дие­ту рекомендуется дополнительно обогатить белком за счет творо­га, молочнокислых продуктов, рыбы, мяса, гречневой, рисовой, ов­сяной круп. Следует ограничить тугоплавкие жиры, использовать только высококачественные жиры (сливки, сметану, сливочное масло). В пищевой рацион следует дополнительно ввести витами­ны и минеральные соли за счет соков, свежих фруктов и овощей.

> Организовать занятия ЛФК с целью повышения эмоцио­нального тонуса у ребенка и улучшения функциональных возмож­ностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Обучить его диафрагмальному типу дыхания и упражнениям с поворотом туло­вища, повышающим внутрибрюшное давление, приемам безболез­ненного откашливания и постурального дренажа, объяснить цель дренирующих упражнений.

> Обеспечить познавательную деятельность, адекватную воз­можностям ребенка (дозированные учебные занятия, чередующие­ся с отдыхом, интеллектуальные игры, просмотр детских телепере­дач, прослушивание любимых мелодий и пр.). Помогать им выра­жать свои желания и чувства, познакомить с выздоравливающими сверстниками, имеющими подобное заболевание, содействовать поддержанию положительных эмоций.

> Систематически проводить санитарно-гигиеническое обу­чение пациентов и членов их семей.

Помочь родителям и ребенку после выписки из стационара осознать необходимость ежедневного соблюдения правил инфекционной безопасности в домашних условиях. Порекомендовать пользоваться только индивидуальной посудой (при необходимо­сти, плевательницей), предметами ухода и одеждой. Убедить еже­дневно осуществлять текущую дезинфекцию (обеззараживать по­суду, плевательницы хлорсодержащими высококонцентрирован­ными растворами с последующим их кипячением в 2% растворе натрия бикарбоната, а также обрабатывать ручки дверей, рабочие поверхности, предметы ухода 5% раствором хлорамина или совре­менными дезинфектантами в концентрациях, рекомендуемых при данной инфекции, регулярно проводить влажную уборку и тща­тельное проветривание квартиры).

> Посоветовать родителям продолжить динамическое наблю­дение ребенка фтизиатром на III этапе лечения в туберкулезном диспансере, своевременно выполнять назначенные оздоровитель­ные мероприятия (щадящий режим с пролонгированным сном, полноценное питание, курсы витаминотерапии и иммунокорригирующих средств, длительные прогулки на свежем воздухе, посте­пенно вводить элементы закаливания и пр.).

| следующая лекция ==>
ТУБЕРКУЛЕЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ | СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ I ЕЛЬМИНТОЗАХ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.