Отсутствие хлорофилла у растений паразитов

Общая дегенерация – процесс упрощения строения организмов. Однако это не означает, что вид угасает. Процесс общей дегенерации сопровождается увеличением численности организмов, расширением ареала.

Морфофизиологический регресс ведет к процветанию вида

Биологический прогресс – понятие, введенное Чарльзом Дарвином, основоположником теории эволюции. Алексей Николаевич Северцов выделил три способа осуществления биологического прогресса:

  1. Ароморфоз.
  2. Идиоадаптация.
  3. Общая дегенерация (морфофизиологический регресс).

А. Н. Северцов отнес морфофизиологический регресс к биологическому прогрессу – процветанию вида. Ученый отмечал, что вид находится на пути биологического прогресса, если наблюдается следующее:

  1. Увеличивается количество особей, растет выживаемость.
  2. Расширяется ареал обитания таксона.
  3. Наблюдается адаптивная радиация группы.

Адаптивная радиация – это процесс освоения видом новых экологических ниш. Такое развитие происходит при возникновении новых признаков: морфологических, физиологических или поведенческих.

По А.Н. Северцову, в любой группе организмов сначала происходят ароморфозы, затем идиоадаптация или общая дегенерация.

Причины морфофизиологического регресса

Исчезновение органов или их отдельных участков, систем органов – это общая дегенерация. Примеры в биологии связаны с переходом организмов к сидячему образу жизни, паразитическому существованию, обитанию в экстремальных участках биосферы. Однако все такие случаи сопровождаются образованием новых признаков, необходимых для биологического прогресса.

Организмы переходят в новые биотопы, так как не могут прогрессировать в прежних. Они избегают жесткой конкуренции. При переходе в новые условия, неподходящие другим видам подобных организмов, у них начинается адаптация. Появляются новые приспособления. Исчезают ненужные для данной среды ткани и органы. При переходе к жизни в пещерах утрачиваются органы зрения. При жизни в организме животного не обязательна пищеварительная система. Также не нужны многие органы чувств. У грибов-паразитов и бактерий утрачивается выработка токсинов. Потому что в новой среде часто не от кого защищаться, а организм хозяина необходимо сохранить живым на длительный срок.

Примеры общей дегенерации у животных

Обычно морфофизиологический регресс связывают с переходом к сидячему образу жизни или паразитированию. Однако имеется множество иных примеров.

Сидячие формы животных

Асцидия – хордовое животное. Личинка ведет подвижный образ жизни, имеет хорду, плавает в воде. Этим она похожа на эмбрионы позвоночных животных. Однако затем асцидия прикрепляется к поверхности и утрачивает признаки хорды, в то время как у других позвоночных развивается скелет позвоночного столба. Утрата видом хорды во взрослом состоянии является примером общей дегенерации. Кроме того, взрослая особь асцидии не имеет мозга, лишь нервный ганглий. У личинок имеется зачаток мозга. Утрата мозга – также пример общей дегенерации в эволюции. Взрослые асцидии ведут сидячий образ жизни. Питаются фильтрацией. То есть у них для такого типа питания развилась большая глотка, занимающая половину площади тела. Образовалась подошва, необходимая для прикрепления к субстрату.


Общая дегенерация паразитов

Ленточные черви – паразитический класс беспозвоночных животных. Они утратили целый ряд органов. У червей полностью отсутствует пищеварительная система. Питательные вещества они всасывают всей поверхностью тела. Для такого способа питания у червей развился тегумент, состоящий из нескольких слоев. Многие органы чувств неразвиты у паразитов. Нет органов обоняния, зрения. Имеются лишь хеморецепторы и осязательные клетки. У ленточных червей упростилась нервная система – это тоже пример общей дегенерации.

Однако для поддержания численности вида черви приобрели присоски и крючья. Такими органами животные удерживаются в кишечнике хозяина. Бычий цепень имеет лишь присоски. Свиной солитер - и присоски, и крючья, которые, конечно, повреждают ткани основного хозяина.

Черви приспособились паразитировать со сменой хозяев. Их личиночные стадии имеют свои приспособления. Здесь мы видим примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации у одного вида организмов. Ароморфозом можно считать новообразования в виде крючьев и присосок у свиного цепня. Идиоадаптация происходила длительное время. Менялись покровы, совершенствовалось питание, развивалась репродуктивная система.

Половая система ленточных червей занимает большую часть их тела. В каждом из многочисленных члеников имеются свои половые органы. Такая развитая половая система стала необходима для увеличения количества образования яиц, потому что лишь малая их часть попадет в тело промежуточного хозяина. Более того, черви – гермафродиты, то есть способны размножаться при наличии лишь одной особи в теле окончательного хозяина. Такая адаптация позволила ленточным червям широко распространиться по свету.


Переход вида к обитанию в нетипичном биотопе

Африканский страус не паразитирует и не ведет сидячий образ жизни. Однако увеличение массы тела для повышения выживаемости привело к утрате способности к полету. Взамен развились мышцы ног. Сила современного страуса не только в беге, но и в ударах ногами.


Многие млекопитающие в ходе эволюции вернулись в водную среду. Это дельфины, киты, морские котики и морские львы, тюлени. Все они утратили ходильные конечности, которые преобразовались в ласты.


В лаосских пещерах обитает единственный вид паукообразных, не имеющий органов зрения, – Sinopoda scurion. В глубинах пещер нет света. Глаза паука исчезли в результате ненадобности. Естественный отбор не сохранил способность видеть.


Примеры общей дегенерации у растений

В природе часто встречаются паразиты среди продуцентов. Однако бывает, что они утрачивают даже способность к выработке органических веществ. Но и консументами не становятся. Паразитизм сильно упрощает организацию видов.

Вертляница (Monotropa) относится к высшим растениям. Она утратила пигмент хлорофилл – главный отличительный признак продуцентов. Вертляница не строит углеводы сама, берет готовые органические вещества из перегноя, из корней соседних деревьев, а также ей помогает симбиоз с грибами. Грибница поставляет ей питательные соединения. Ассимиляция углерода растению не требуется. Не приходится ему улавливать энергию солнечного света. В результате с вертляницей произошло упрощение строения. Отсутствие хлорофилла – пример общей дегенерации вертляницы. Кроме того, редуцировались листья. Теперь они имеют вид чешуек.


Повилика (Cuscuta) – еще один пример общей дегенерации. Растение утратило не только зеленый пигмент, но даже листья и корни. Это настоящее растение-паразит. Оно обвивает стеблем клевер, картофель и некоторые другие растения. Клетки кожицы стебля повилики разрастаются, внедряются в стебель растения-хозяина. Так растение-паразит втягивает в себя питательные вещества.

Образование колючек вместо листьев также считается примером общей дегенерации.

Симбиоз как причина общей дегенерации

Лишайник – яркий пример симбиоза гриба и водоросли. Считается, что некоторые виды утратили способность к оплодотворению. Также у некоторых видов лишайника, вероятно, исчезло бесполое размножение спорами. Такое размножение характеризует свободноживущие грибы.

Можно привести много примеров общей дегенерации растений и животных. Этот процесс утраты органов является тупиковой ветвью эволюции. По закону необратимости эволюции такие органы не возникнут вновь. Тем не менее этот процесс выгоден с точки зрения биологического прогресса. Многие паразиты очень плодовиты и при благоприятных условиях быстро размножаются и распространяются, вызывая эпидемии. Жизнь в экстремальных условиях также удобна по причине снижения конкуренции или отсутствия пресса хищников.

Направления эволюции

1. Примерами ароморфозов являются:

1) внутреннее оплодотворение

2) четырехкамерное сердце

3) трехслойный зародыш

4) сильноеопушение листьев

5) форма клюва вьюрков

6) короткий срок вегетации растений

2. Выберите три идиоадаптации.

1) легкие, состоящие из альвеол, у млекопитающих

2) отсутствие густого шерстного покрова у слона

3) развитие пищеварительной системы у плоских червей

4) развитие кровеносной системы у кольчатых червей

5) наличие длинных тычиночных нитей у злаков

6) развитие колюще-сосущего ротового аппарата у комаров

3. Выберите три ароморфоза.

1) возникновение теплокровности у позвоночных

2) развитие трехкамерного сердца у земноводных

3) формирование торпедообразного тела у акул

4) развитие организма внутри матки

5) появление рогов у копытных

6) формирование крыльев у летучих мышей

4. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?

1) развитие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

3) образование сочной мякоти в плодах бешеного огурца

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

5. Выберите несколько ответов из шести. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) развитие придаточных корней после окучивания у картофеля

2) превращение части листочков листа гороха в усики

3) появление многоклеточности у водорослей

4) появление цветков у покрытосеменных

5) развитие механической ткани у подорожника

6) образование хлорофилла

6. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

1) возникновение мутаций и рекомбинаций

3) обмен генами между популяциями

4) биологический регресс

6) колебания численности популяций

7. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) покровительственная окраска животных

2) видоизменения вегетативных органов растений

3) исчезновение пищеварительной системы у червей

4) возникновение эукариотической клетки

5) появление теплокровности у птиц

6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков

8. Укажите примеры ароморфозов.

1) возникновение постоянной температуры тела

2) появление цветка и семян

3) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям

4) утрата зрения у кротов в связи с образом жизни

5) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки

6) появление второго круга кровообращения

9. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) сходство мухи-журчалки с пчелой

2) второй круг кровообращения у жабы

3) теплокровность у голубя

4) длинный корень верблюжьей колючки

5) диафрагма у волка

6) обтекаемая форма тела пингвина

10. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?

1) общему подъёму организации

2) увеличению числа популяций и видов

3) широкому распространению

4) упрощению организации

5) возникновению частных приспособлений к условиям среды

6) понижению плодовитости

11. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

1) постоянных условиях среды

2) изменении средней нормы реакции

3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4) выбраковывании особей с отклонением от нормы

5) сохранении особей с мутациями

6) сохранении особи с новыми фенотипами

12. Выберите при ­ ме ­ ры дей ­ ствия дви ­ жу ­ щей формы есте ­ ствен ­ но ­ го отбора.

1) Ба ­ боч ­ ки с тёмной окрас ­ кой вы ­ тес ­ ня ­ ют ба ­ бо ­ чек со свет ­ лой окраской.

2) В озере по ­ яв ­ ля ­ ют ­ ся му ­ тант ­ ные формы рыб, ко ­ то ­ рые сразу съе ­ да ­ ют ­ ся хищниками.

3) Отбор на ­ прав ­ лен на со ­ хра ­ не ­ ние птиц со сред ­ ней плодовитостью.

4) У ло ­ ша ­ дей по ­ сте ­ пен ­ но пя ­ ти ­ па ­ лая ко ­ неч ­ ность за ­ ме ­ ня ­ ет ­ ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро ­ див ­ ши ­ е ­ ся преждевременно, по ­ ги ­ ба ­ ют от не ­ до ­ стат ­ ка еды.

6) Среди ко ­ ло ­ нии бак ­ те ­ рий по ­ яв ­ ля ­ ют ­ ся клетки, устой ­ чи ­ вые к антибиотикам.

13. Укажите при ­ ме ­ ры дегенерации

1) от ­ сут ­ ствие пи ­ ще ­ ва ­ ри ­ тель ­ ной си ­ сте ­ мы у бы ­ чье ­ го цепня

2) си ­ дя ­ чий образ жизни асцидий

3) мно ­ го ­ сос ­ ко ­ вость у человека

4) при ­ ми ­ тив ­ ная нерв ­ ная си ­ сте ­ ма у кишечнополостных

5) плохо раз ­ ви ­ тые глаза у крота

6) двух ­ слой ­ ное стро ­ е ­ ние тела медуз

14. Укажите признаки, ха ­ рак ­ те ­ ри ­ зу ­ ю ­ щие дви ­ жу ­ щую форму есте ­ ствен ­ но ­ го отбора.

1) Она спо ­ соб ­ ству ­ ет по ­ яв ­ ле ­ нию но ­ во ­ го вида.

2) Она про ­ яв ­ ля ­ ет ­ ся в ме ­ ня ­ ю ­ щих ­ ся усло ­ ви ­ ях среды.

3) Со ­ вер ­ шен ­ ству ­ ет ­ ся при ­ спо ­ соб ­ лен ­ ность осо ­ бей к ис ­ ход ­ ной среде.

4) Вы ­ бра ­ ко ­ вы ­ ва ­ ют ­ ся особи с от ­ кло ­ не ­ ни ­ ем от нормы.

5) Воз ­ рас ­ та ­ ет чис ­ лен ­ ность осо ­ бей со сред ­ ним зна ­ че ­ ни ­ ем признака.

6) Со ­ хра ­ ня ­ ют ­ ся особи с но ­ вы ­ ми признаками.

6) возникновение очерёдного ли ­ сто ­ рас ­ по ­ ло ­ же ­ ния

15. Укажите ха ­ рак ­ тер ­ ные при ­ зна ­ ки био ­ ло ­ ги ­ че ­ ско ­ го прогресса.

1) увеличение чис ­ лен ­ но ­ сти вида

2) расширение аре ­ а ­ ла вида

3) появление над ­ ви ­ до ­ вых си ­ сте ­ ма ­ ти ­ че ­ ских групп

4) большое ко ­ ли ­ че ­ ство му ­ та ­ ций в популяции

5) множество мо ­ ди ­ фи ­ ка ­ ци ­ он ­ ных из ­ ме ­ не ­ ний у осо ­ бей популяции

6) снижение плот ­ но ­ сти популяции

16. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) наличие млечных желез у млекопитающих

2) образование корнеплода у моркови

3) возникновение полового процесса у организмов

4) возникновение процесса фотосинтеза

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.

17. Примером общей дегенерации служит

1) редукция органов чувств у ленточных червей

2) редукция задних конечностей у кита

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) отсутствие конечностей у змеи

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) потеря страусом способности к полёту

18. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путём ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения

2) образование корней у папоротниковидных

3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях

4) усиление опушённости листьев у покрытосеменных растений

5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений

6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

19. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

20. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации.

(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

21. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций.

(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.

22. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)В процессе эволюции у млекопитающих произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2)Четырёхкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающим, как и птицам, расселиться повсеместно на земном шаре. (3)У ластоногих сформировались видоизменённые в ласты конечности, носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе. (4)Альвеолярные лёгкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5)Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6)Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалиптов

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

1. Прочитайте текст о покрытосеменных растениях и птицах, выпишите примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций .

Основная особенность группы покрытосеменных – наличие цветков и плодов. Семяпочка цветковых защищена от неблагоприятных воздействий завязью. Образование плода обеспечило успешное прорастание семян в неблагоприятных условиях. Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности, а ткани характеризуются высокой степенью специализации. Цветковые произрастают во всех климатических зонах и это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники, деревья.

Клевер является одним из самых распространенных травянистых растений, встретить которое можно буквально везде (по полевым дорогам, на лугах, лесных опушках, полянах, в самих лесах). Цветки небольшие или даже мелкие, собранные у большинства в виде головок, нередко прикрытых, особенно в начале, верхним или двумя верхними листьями. Характерной особенностью клевера является то, что единственными насекомыми-опылителями, способными его опылять, являются шмели и пчёлы. Эта особенность играет большую роль в приспособленности клевера.

Соколы хищные птицы. Взрослые птицы отличаются узкими клиновидными крыльями, благодаря которым они способны ловко маневрировать и развивать необычайно большую скорость в пикирующем полёте.

2. Выберите номер правильного ответа

1.Примером идиоадаптации в эволюции животных служит развитие у
А) земноводных трехкамерного сердца

Б) кротов роющих конечностей
В) зверей волосяного покрова

Г) насекомых членистых конечностей

2. Укажите пример ароморфоза
А) уплощение тела у донных рыб
Б) возникновение покровительственной окраски у щуки
В) редукция кишечника у свиного цепня
Г) возникновение многоклеточности

3. Приспособления аскариды к паразитическому образу жизни, упрощение ее организации - пример
А) общей дегенерации Б) ароморфоза
В) видообразования Г) биологического регресса

4. . Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения - пример

А) ароморфоза Б) идиоадаптации
В) дегенерации Г) биологического прогресса

5. Пример идиоадаптации
А) утрата червями-паразитами органов чувств
Б) разнообразие парных плавников у разных видов рыб
В) появление легких у земноводных
Г) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих

6. Развитие у птиц крыльев, обеспечивших им возможность полета,

1) конвергенция 3) идиоадаптация

2) ароморфоз 4) дегенерация

7. Примером ароморфоза можно считать:

1) утрату шерстного покрова слонами

2) появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше

3) удлинение конечностей лошади

4) возникновение хвоста павлина

. 8 . Пример общей дегенерации:

1) превращение листьев кактуса в колючки

2) утрата органов кровообращения у плоских червей

3) возникновение теплокровности

4) возникновение челюстей у рыб

9. Какой из названных ароморфозов сформировался в процессе эволюции органического мира позже остальных:

1) позвоночник 3) 2 круга кровообращения

2) теплокровность 4) половой процесс размножения

3. Выберите три верных ответа из шести:

10 . Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

11. К ароморфозам относят:

1) образование копыт козы

2) появление плода у покрытосеменных

3) появление обтекаемой формы тела у пингвина

4) появление тканей и органов у растений

5) появление ушной раковины у зверей

6) образование прицепок у плода репейника

12 Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:

1) ячеистые легкие у рептилий

2) голый хвост у бобра

3) отсутствие корней у повилики

В) Общая дегенерация

4) молочные железы у млекопитающих

5) отсутствие кровеносной системы у цепней

6) отсутствие потовых желез у собак

7) отсутствие глаз у крота

13 . Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:

Б) Появление многоклеточности

В) Внутриутробное развитие зародыша

Г) Двусторонняя симметрия тела

Д) Внутреннее оплодотворение

Е) Двойное дыхание

1. Прочитайте текст о покрытосеменных растениях и птицах, выпишите примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций .

Растение заразиху можно увидеть в посевах подсолнечника, клевера и огородных культур. Ее легко отличить по бледно-бурой окраске стебля и чешуйчатых листьев. Эти листья никогда не бывают зелеными: в них нет хлорофилла. На верхней части стебля сидят многочисленные довольно крупные цветки, чаще всего голубовато-лиловые. Значительная часть тела растения-паразита находится в почве. Своим расширенным основанием стебель заразихи прирастает к корням растения-хозяина.

Птицы имеют четырехкамерное сердце и теплокровны, перьевой покров. В яйце увеличился запас питательных веществ и формирование известковой оболочки. У птиц, несмотря на изменение температуры окружающей среды, поддерживается постоянная температура тела, поэтому они активны даже зимой.

Дятел пестрый большой очень пестрая птица. Преобладающая окраска ее состоит из сочетания черных и белых тонов. Хвост у большого пестрого дятла средней длины, заостренный и очень жесткий, так как служит он главным образом как опора при лазании птицы по стволу дерева

2. Выберите номер правильного ответа

1. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой коры головного мозга - пример
А) идиоадаптации Б) ароморфоза
В) биологического прогресса Г) биологического регресса

2. Какой признак НЕ считают ароморфозом у млекопитающих
А) волосяной покров Б) четырехкамерное сердце
В) диафрагму Г) укороченный хвост

3. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми - это пример
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) идиоадаптации Г) биологического регресса

4. Результатом идиоадаптаций у птиц считают
А) появление перьевого покрова
Б) появление четырехкамерного сердца
В) многообразие форм клюва
Г) формирование высокоразвитой нервной системы

5. Укажите пример идиоадаптации
А) возникновение семени у голосеменных
Б) возникновение плода у цветковых
В) возникновение у цветковых растений нектарников
Г) появление фотосинтеза у растений

6. Пример идиоадаптации:

1) превращение листьев кактуса в колючки

2) утрата органов кровообращения у плоских червей

3) возникновение теплокровности

4) возникновение челюстей у рыб

7. Примером дегенерации является отсутствие:

1) корней у повилики 3) конечностей у змей

2) зубов у птиц 4) жабр у взрослых лягушек

8. Длинный липкий язык, которым хамелеон ловит насекомых, это:

1) ароморфоз 3) дегенерация

2) идиоадаптация 4) дивергенция

9. Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся вытеснить древних земноводных:

1) покровительственная окраска

2) роговой покров, развитые легкие

3) покровительственная окраска, способность к регенерации

4) четырехкамерное сердце, теплокровность

3. Выберите три верных ответа из шести:

10. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

1) отсутствие легких у рыб

2) отсутствие зрения у животных, живущих под землей

3) редукция органов чувств у паразитических червей

4) отсутствие хвоста у лягушки

5) превращение корней растения повилики в присоски

6) утрата кишечника ленточными червями

11. К ароморфозам относят:

1) образование клубней у картофеля

2) появление семян у голосеменных

3) появление обтекаемой формы тела у дельфина

4) появление тканей и органов у растений

5) появление цветка у покрытосеменных

6) образование прицепок у плода череды

12 Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:

1) кальциевая оболочка на яйцах

2) длинная шея жирафа

3) отсутствие хлорофилла у растения – Петров крест

В) Общая дегенерация

4) отсутствие листьев у кактуса

5) отсутствие шерсти у кита

7) отсутствие глаз у аскариды

13 . Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции животных:

Тема: Основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюционного процесса и путях достижения биологического прогресса.

Оборудование: презентация на электронных носителях.

Класс рассаживается по группам.

I . Изучение нового материала.

В процессе существования вид может претерпевать…..

1) Самостоятельная работа учащихся по группам (1,2) по заданию:

Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Образец работы: Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Увеличение численности особей

Образование новых видов, популяций

Примеры : рис. заяц и голубь

Уменьшение численности особей

Примеры: рис. бабочка и утконос

Биологический прогресс – показывает преобладание размножаемости в популяции над смертностью в ней (высокий потенциал выживаемости), достижение данной группой организмов успехов в борьбе за существование. Характеризуется возрастанием численности особей, расширением площади обитания, повышением темпов внутривидовой изменчивости).

Биологический регресс –показывает преобладание смертности над размножаемостью в популяции (низкий потенциал выживаемости), эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Характеризуется снижением численности популяции, сужением и разрушением целостности площади обитания (ареала), снижением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели. Свидетельствует об угасании вида.

Обсуждение проделанной работы по таблице .

Биопрогресс сопровождается: увеличением особей…..

Биопрогресс сопровождается: уменьшением……

Вызов: о чём мы с вами будем говорить на уроке? …….

Что важнее для эволюции? (биопрогресс)

На уроке подробнее обратим внимание и рассмотрим биопрогресс и пути его достижения.

Одним из первых изучал пути эволюции наш отечественный учёный Северцев. ( фото на слайде) Алексей Николаевич Северцов

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)

Российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик АН СССР и УССР (1925).

Сейчас их выделяют 3:

Ароморфоз связан с увеличением сложности организации видов. Он резко увеличивает приспособленность видов. С появлением ароморфоза связано появление новых таксонов: надцарств, царств, типов. Вот некоторые примеры ароморфозов:

- появление эукариот от прокариот способствовало образованию надцарств ;

-возникновение многоклеточных от одноклеточных дало новые подцарства;

-появление членистоногих и моллюсков от кольчатых червей дало 2 новых подтипа и т.д.

(слайд с примерами ароморфозов)

возникновение мембранных органелл

появление надцарства эукариоты

появление новых подцарств

возникновение особых систем органов

появление новых типов.

Более мелкими ароморфозами животных были :

§ появление костной ткани

§ появление двух кругов кровообращения

§ появление альвеолярных лёгких

Самыми значимыми ароморфозами у растений были:

v Возникновение эпидермиса (слайд)

v Возникновение устьиц

v Возникновение проводящей и механической систем

v Закономерная смена поколений

v Образование цветков и плодов

Внутри крупных ароморфозов происходят более мелкие изменения, их называют идиоадаптациями. Возникают отряды, семейства, роды.

Если представить ароморфозы как, крупные ступени в эволюции то идиоадаптации будут расширять эти ступени.

На рисунке видно, что возникновение класса птиц из класса пресмыкающихся был ароморфозом .

А вот например , разделение птиц на водоплавающих, летающих и бегающих были уже идиоадаптациями.

Типичными примерами идиоадаптации у животных у животных являются появление больших клыков хищных и появление больших резцов у травоядных, появление предупреждающей окраски шмеля и покровительственной окраски у песца. (слайд рисунок)

Третий путь развития- дегенерация, то есть серьёзное упрощение строения особей. Например у видов обитающих в пещерах, в почве например - у крота (рис) происходит редукция органов зрения, депигментация кожи (рис червя), снижается активность.

Примером дегенерации также является возникновение паразитических форм.

У растений паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев, у паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система. (Слайды с рис.)

В ходе эволюции происходит смена одних направлений другими, так после ароморфоза всегда идут идиоадаптации, а иногда они сменяются дегенерациями. Это характерно для всех групп животного организма. Так земноводные появились в результате крупных ароморфозов – возникновения лёгочного дыхания и пояса конечностей.

Затем внутри этого класса появляются идиоадаптации, которые привели к появлению : хвостатых амфибий-живущих в воде,

безхвостых амфибий – совмещающих жизнь на суше и воде,

безногих амфибий – живущих в толще почвы.

(Слайд с рисунка)

Все перечисленные пути эволюции влияют на сложность организации организма. Однако не всегда увеличение сложности организации ведёт к увеличению биологического прогресса.

Биологический прогресс может быть достигнут как увеличением сложности в результате ароморфоза, так и уменьшением сложности в результате дивергенции. Например, класс птицы появился в результате серьёзного усложнения организации по сравнению с классом рептилии и это обусловило их биопрогресс. А паразитические планарии наоборот устроены более примитивно чем их свободноживущие родственники. При этом именно паразитические планарии более успешны в биологическом плане.

Задание1: а) Выполните задание: п оставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего пути эволюции:

Вариант 1 (1-ая группа)

Основные пути эволюции растительного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение хлорофилла.

2. Возникновение фотосинтеза.

3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.

4. Возникновение ползучего стебля у земляники.

5. Возникновение полового процесса.

6. Появление проводящей ткани.

7. Появление цветка у покрытосеменных.

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

9. Появление плода у покрытосеменных.

10. Появление семян у голосеменных.

11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.

13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.

14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.

17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.

18. Появление клубней у дикого картофеля.

Вариант 2 (2-ая группа)

Основные пути эволюции животного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение многоклеточности.

2. Возникновение хорды.

3. Образование позвоночника.

4. Образование пятипалых конечностей.

5. Образование ластов.

6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.

9. Возникновение теплокровности.

10. Усложнение головного мозга.

11. Увеличение массы головного мозга.

12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.

13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.

14. Утрата конечностей у китов.

15. Утрата густого шерстного покрова у слона.

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.

17. Образование хобота у слона.

18. Удлинение шеи у жирафа.

После выполненной работы собираются комбинированная группа из 1-ой и 2-ой группы.Обсуждают выполненную работу.

После из каждой группы по одному ученику перечисляют выбранные примеры А, И, Д. Оценка по выполненной работе.

б) заполните таблицу: 4-5 примера выпишите из пункта а).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.