Урок первая помощь при отравлениях химическими веществами

Разделы: Химия , ОБЖ

Слайд -1 Тема: Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Оказание первой доврачебной помощи при отравлении АХОВ.

Слайд -2 Учебная цель: дать понятие "аварийно химически опасные вещества", повторить свойства веществ, познакомиться с действием их на организм, отработать действия учащихся при аварии на химических объектах.

Методы обучения:

  • Рассказ
  • Наглядная демонстрация
  • Сообщения учащихся
  • Практическая работа

План

  1. Что такое АХОВ?
  2. Характеристика представителей АХОВ: - аммиак - сероводород - хлор.
  3. Поражающие факторы, защита и оказание доврачебной помощи при выбросе (разливе) ОВ.

I. Вводная часть. Организационный момент.

II. Основная часть.

  1. Изложение материала.
  2. Сообщения учащихся, сопровождающиеся показом видеофрагментов
  3. Демонстрация химического опыта
  4. Физкультурная пауза
  5. Контроль знаний. Тестирование с взаимопроверкой.

III. Подведение итогов.

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

Слайд -3 Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) - опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти загрязнение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях. Слайд -4 Опасное химическое вещество - химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые или хронические заболевания или гибель.

Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) это сравнительно новое понятие, присвоенное группе опасных химических веществ, которые на протяжении свыше трех десятилетий в гражданской обороне назывались сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Замена понятия "СДЯВ" на понятие "АХОВ" связано с тем, что - во- первых, используемое ранее определение по своей сути не в полной мере соответствовало его характеристике. Например: мышьяк или цианистый калий являются сильнодействующими ядовитыми веществами. В то же время оба вещества в перечень СДЯВ не входили, поскольку они используются в небольших количествах, не представляющих опасности возникновения очага массового поражения для населения в аварийных ситуациях. - во- вторых, появилась проблема, связанная с обеспечением безопасности населения при заражении источников водопотребления, и возникла необходимость в выделении новой группы веществ, которая должна быть отличной от группы СДЯВ, - третьих, введение вместо СДЯВ понятия "опасное химическое вещество" оказалось не совсем удачным, поскольку к этому классу веществ относятся практически все вредные вещества, используемые в промышленности, большая часть которых нем представляет опасности в аварийной ситуации. Возникла необходимость в выделении группы таких опасных веществ, которые при определенных аварийных условиях могут привести к возникновению ситуаций. Поэтому было введено новое понятие "аварийно химически опасное вещество".

Слайд -5 На уроке рассмотрим 3 вещества, относящиеся к АХОВ и поражающих людей ингаляционным путем: аммиак, сероводород и хлор. Это те опасные вещества, которые оказывают вредное воздействие на людей в случае аварии в нашем городе, так как Слайд -6 - Аммиака: в ОАО "Северодвинск молоко" - 18т в ОАО "Мясные продукты" - 25т в ОАО "Хладокомбинат" - 10т

- Хлора : в КОС- 1+ КОС-2=9т в ВОС-1+ ВОС-2=16т

Базовый склад = 100т : аммиак + хлор; ж/д: хлор + аммиак. Сообщения учащихся: Слайд -7,8 АММИАК - ?Н3 -бесцветный газ с резким характерным запахом, в 1,7 раз легче воздуха (Мr =17), хорошо растворяется в воде ( при 20 0 С в одном объеме воды растворяется 700 объемов аммиака). При t -33,4 0 С кипит, при t -77,8 0 С затвердевает. Горюч, взрывоопасен в смеси с воздухом (предельная концентрация воспламенения от 15 до 28% по объему). Горит при наличии постоянного источника огня. Емкости могут взрываться при нагревании.

Слайд - 10,11 Аммиак используется при производстве азотной кислоты, соды, синильной кислоты, удобрений, в органическом синтезе, при окрашивании тканей, в качестве хладагента в холодильниках. 10% раствор известен под названием нашатырный спирт; 18-20% раствор называется аммиачной водой и используется в качестве удобрения. Порог ощущения аммиака -0,037г/м 3 . .

Слайд -9 Предельно допустимая концентрация в рабочих помещениях -0,02 г/м 3 . Очаг нестойкий, быстродействующий, опасен при дыхании. Газообразный аммиак при концентрации, равной -0,28 г/м 3 вызывает раздражение горла; 0,49 г/м 3 - раздражение глаз; 1,2 г/м 3 -кашель, возбуждение, бред; 1,5-1,7 г/м 3 - приводит к смертельному исходу при воздействии 0,5 -1часа. Сжиженный аммиак при испарении охлаждается и при соприкосновении с кожей возникает жгучая боль, обморожение различной степени, а также возможен ожог с пузырями, отек и изъявления.

Слайд -12,13,14 Эвакуация: средства индивидуальной защиты: изолирующие фильтрующие противогазы марок М,К,Д, респиратор РПГ-67 КД, гражданские ГП -5, ГП -7 с дополнительными патронами ДПГ -3, при отсутствии - ватно-марлевая повязка, смоченная 5% раствором лимонной кислоты. Для предупреждения аммиака попадания в капельно-жидком состоянии на кожные покровы используют защитные костюмы, сапоги, перчатки.

Слайд -15 Первая доврачебная помощь в очаге поражения, осуществляемая в порядке само - и взаимопомощи: промыть глаза и лицо водой, надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, смоченную 5% раствором лимонной кислоты, открытые участки кожи обильно промыть водой, немедленно покинуть очаг, спуститься с верхних этажей вниз. (видеофрагмент по эвакуации). (Видеоролик)

Не менее опасным является и газообразный сероводород, который образуется при гниении растительных и животных организмов, при заболачивании водоемов.

Слайд -16,17 Сероводород - Н2S. Бесцветный газ с неприятным запахом тухлых яиц, в 1,2 раза тяжелее воздуха, хорошо растворяется в воде и многих органических растворителях. Температура кипения -60 0 С, плавления - -85,6 0 С. Горюч, взрывоопасен в смеси с воздухом.

Слайд - 19 Сероводород присутствует в попутных газах месторождений нефти, в природных и вулканических газах, в водах минеральных источников. В промышленности его получают как побочный продукт при очистке нефти, природного и коксового газа. Применяют в производстве серной кислоты, серы, сульфидов, серорганических соединений.

Слайд -18 Очень ядовитый газ. Опасен при вдыхании. Уже 0,1% сероводорода в воздухе вызывает тяжелые отравления, причем опасность усугубляется тем, что после легкого отравления запах сероводорода перестает ощущаться. Отравляющее действие сероводорода объясняется его способностью взаимодействовать с гемоглобином крови. В состав гемоглобина входит железо, которое с сероводородом образует сульфид железа - FеS, и окраска крови при этом изменяется до черно-зеленой. (Демонстрационный опыт в вытяжном шкафу (взаимодействие сероводородной воды сульфатом железа 11 с образованием черного осадка). Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны 0,01г/м 3 . При концентрации 0,3 -0,5 г/м 3 симптомы поражения могут наступить через 15-30 минут. Вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, появляется резь в глазах, помутнение роговицы, слезотечение, светобоязнь, насморк, металлический вкус во рту, кашель, боли в груди, одышка, боли при мочеиспускании, синюшность. При вдыхании высоких концентраций паров возникают судороги, кома, токсический отек легких. При концентрации-1,2г/м 3 возможна смерть через несколько минут. Очаг нестойкий, быстродействующий. Пары скапливаются в нижних этажах зданий, подвалах, низинах, оврагах.

Слайд 20 -23 Эвакуация: средства защиты: изолирующий и фильтрующий промышленный противогаз марок В, М, КД, респиратор РПГ- 67 КД, гражданский противогаз ГП-5, ГП-7, защитный костюм, резиновые сапоги, перчатки. Избегать низких мест! Первая доврачебная помощь осуществляется в порядке само - и взаимопомощи: обильно промыть лицо и глаз водой, надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, смоченную 2% раствором питьевой соды, открытые участки кожи обильно промыть водой, немедленно покинуть очаг.

Слайд -24, 25 ХЛОР - СL2 Историческая справка: В первую мировую войну использовался в качестве отравляющего вещества: в апреле 1915 года немецкие войска применили против противника ядовитый газ -хлор. В течение нескольких минут переносимый ветром серо-зеленый туман накрыл французские позиции. Находившиеся в траншеях солдаты и офицеры начали задыхаться. Люди, охваченные паникой, бежали. В итоге, 15тысяч французских солдат получили тяжелые отравления, около 5тысяч из них погибли. Через месяц немцы применили газовую атаку против русских войск. Отравленными оказались 9тысяч человек, из них погибли 1200 человек. Состав и свойства: газ зеленовато- желтого цвета с резким раздражающим запахом, в 2,5 раза тяжелее воздуха, мало растворим в воде (0,07%), хорошо растворяется в некоторых органических растворителях. Температура кипения -34,1 0 С, плавления -101 0 С, не горюч, но пожароопасен в контакте с горючими материалами.

Слайд- 26 Находит широкое применение в промышленности. В том числе для отбеливания тканей и бумажной массы, в производстве пластмасс, каучуков, инсектицидов, растворителей, в цветной металлургии, а так же в коммунально-бытовом хозяйстве для обеззараживания питьевой воды. Ежегодное потребление хлора в мире исчисляется десятками миллионов тонн. Огромное количество сжиженного хлора постоянно находится в железнодорожных цистернах на станциях и перегонах. (видеоролик).

Слайд -27 При воздействии на организм поражается дыхательная система. ПДК в рабочем помещении -0,001 г/см 3 . Раздражающее действие проявляется при концентрации 0,01 г/см 3 , смертельное отравление возможно при 0,25 г/см 3 и вдыхании в течение 5 минут. Вдыхание концентрированных паров вызывает химический ожог дыхательных путей. При низких концентрациях может появиться резь в глазах, слезотечение, насморк, сухой мучительный кашель, иногда с рвотой, резкая загрудинная боль, головная боль. При контакте с кожей жидкого хлора - ожог.

Слайд -28 Эвакуация: средства индивидуальной защиты: изолирующий и фильтрующий противогаз марок В, БКФ, МКФ, при отсутствии - ватно-марлевая повязка, смоченная 2% раствором питьевой соды, защитный костюм, резиновые сапоги, перчатки, шлем с нагрудником. Избегать низких мест, держаться наветренной стороны.

Первая доврачебная помощь: промыть глаза и лицо водой, надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, смоченную 2% раствором питьевой соды, открытые участки кожи промыть водой с мылом, немедленно покинуть очаг.

Выводы по уроку:

1) При контакте с любым АХОВ первая доврачебная помощь заключается:

А) экстренное прекращение поступления яда в организм (вывод из зоны поражения, санитарная обработка, использование средств индивидуальной защиты);

Б) ускоренное выведение яда из организма (применение рвотных, слабительных средств);

Первая медицинская помощь:

А) восстановление и поддержание жизненно важных систем организма (реанимация);

Б) кислородные ингаляции при острых отравлениях;

В) использование лекарственных (антидотных) средств профилактики и лечения отравления АХОВ;

Г) в случае потери сознания - восстановление проходимости дыхательных путей;

Д) искусственная вентиляция легких (не всегда безопасна для оказывающего помощь).

Взаимопроверка инструктивных карточек с использованием слайда презентации, оценивание выполненной работы.

Практическая часть - выход из зоны поражения при выбросе аммиака.

Выполнение компьютерного тестирования:

Вопросы 1 варианта

1. Что происходит в результате аварий на предприятиях, производящих или использующих АХОВ:

а) могут сопровождаться выбросами в гидросферу АХОВ;

б) могут сопровождаться выбросами в атмосферу АХОВ;

в) попадая в атмосферу, летучие ядовитые вещества в газообразном или парообразном состоянии, образуют зоны химического заражения;

г) попадая в атмосферу, летучие ядовитые вещества в газообразном или парообразном состоянии, могут быть нейтрализованы ионосферой.

2. Как называется максимальная концентрация АХОВ, не оказывающих вредного влияния на человека?

б) максимальная концентрация (МК)

в) разумно допустимая концентрация (РДК)

г) предельно допустимая концентрация (ПДК)

3. Что представляет собой хлор, как АХОВ?

а) газ сине-зеленого цвета без запаха

б ) газ желто-зеленого цвета с резким запахом

в) газ желто-коричневого цвета с резким запахом

г) газ синего цвета с неприятным запахом

4. В чем проявляется воздействие хлора на человека?

а) вызывает расстройство желудка

б) вызывает раздражение верхних и глубоких дыхательных путей

в) может вызвать отек легких

г ) может вызвать болезнь "куриная слепота"

5. Что представляет собой аммиак?

а) газ буроватого цвета с резким запахом горького миндаля

б) бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта

в) бесцветный газ с запахом прелого сена

г) бесцветный газ без запаха

6. Какое воздействие оказывает аммиак на человека при небольших концентрациях?

а)наблюдается на теле красноватая сыпь

б) наблюдается легкое раздражение глаз

в)наблюдается легкое раздражение слизистой оболочки носа и чихание

г) наблюдается слюнотечение, легкая тошнота и головная боль, позывы на мочеиспускание

7. Каким образом воздействует сероводород на человека?

а) раздражает слизистые оболочки

б) раздражает верхние и нижние конечности

в) раздражает преимущественно верхние дыхательные пути

г) вызывает помутнение роговицы

8. Что необходимо сделать человеку, получив информацию об аварии и опасности химического заражения?

а) следует ждать дальнейших сообщений

б) следует надеть средства индивидуальной защиты органов дыхания

в) следует надеть простейшие средства защиты кожи(плащи, накидки)

г) следует укрыться в ближайшем убежище или покинуть район возможного химического заражения.

Вопросы 2 варианта

1. Что происходит в результате аварий на предприятиях, производящих или использующих АХОВ:

а) могут сопровождаться выбросами в гидросферу АХОВ;

б) могут сопровождаться выбросами в атмосферу АХОВ;

в) попадая в атмосферу, летучие ядовитые вещества в газообразном или парообразном состоянии, образуют зоны химического заражения;

г) попадая в атмосферу, летучие ядовитые вещества в газообразном или парообразном состоянии, могут быть нейтрализованы ионосферой.

2. Где используется хлор?

б )на хлопчатобумажных комбинатах для отбеливания тканей

в) при производстве бумаги и резины

г) на водопроводных станциях для обеззараживания воды

3. Что происходит с человеком при отравлении хлором высокой концентрации?

а) пострадавший испытывает боли в области грудины

б) пострадавший испытывает жжение и резь в глазах. Слезотечение

в) пострадавший испытывает трудности с кишечной проходимостью

г) пострадавший испытывает сухость во рту, кашель, может быстро умереть

4. Свойствами аммиак являются:

а) аммиак легче воздуха, но легко вступает в химические реакции с агрессивными кислотами и щелочами

б) аммиак легче воздуха, поэтому поиск его затруднен

в) аммиак легче воздуха, поэтому довольно быстро улетучивается

г) аммиак тяжелее воздуха, поэтому скапливается в низинах, подвалах жилых домов

5. В чем заключается воздействие аммиак на человека?

а) прямое воздействие, как правило, отсутствует

б) раздражает преимущественно желудочно-кишечный тракт

в) раздражает преимущественно верхние дыхательные пути

г) раздражает преимущественно кожные покровы

6. Что представляет собой сероводород?

а) газ желтого цвета с запахом нашатырного спирта

б) газ синего цвета с резким запахом миндаля

в) бесцветный газ с резким неприятным запахом

г) бесцветный газ с запахом прелого сена

7. Как воздействует более концентрированный сероводород на человека?

а) раздражение сопровождается сухим кашлем, жжением и болью в горле и груди, слезотечением

б) раздражение сопровождается острой головной болью

в) сопровождается рвотой, одышкой, синюшностью

г) сопровождается внезапной остановкой кровообращения в легких и летальным исходом

8. Что необходимо сделать человеку, получив информацию об аварии и опасности химического заражения?

а) следует ждать дальнейших сообщений

б) следует надеть средства индивидуальной защиты органов дыхания

в) следует надеть простейшие средства защиты кожи(плащи, накидки)

г) следует укрыться в ближайшем убежище или покинуть район возможного химического заражения.


Конспект учебного занятия по ОБЖ в 8 классе по теме: Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными аварийно химически опасными веществами. Цель: Дать представление о нейротропых и удушающих химически опасных веществах, способах оказания первой медицинской помощи. К данному уроку имеется презентация. Урок в 8 классе к учебнику Латчука.

Скачать:

Вложение Размер
konspektprezentaciya.zip 349.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по ОБЖ в 8 классе

Тема Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными аварийно химически опасными веществами

Дать представление о нейротропых и удушающих химически опасных веществах, способах оказания первой медицинской помощи.

Оборудование: мультимедиа, ноутбук.

1 этап - организационный (слайд 1)

Добрый день! Сегодня урок в вашем классе проведу я- учитель химии и ОБЖ МОУ СОШ №16 Симан Ирина Викторовна. Надеюсь на ваше понимание, рассчитываю на поддержку, и было бы здорово чтобы мы помогли сегодня друг другу. Глядя на вас, вижу на урок вы пришли в хорошем настроении, которому соответствует и прекрасное время года – весна, природа просыпается, и если бы не уроки мы гуляли бы по улицам, наслаждались солнцем, слушали весеннее пение птиц, и в такой момент трудно представить что может прийти беда.

Прислушайтесь к себе. Посмотрите, как изменился мир вокруг. Может быть именно вы, а не кто-то другой будет находиться рядом с человеком, которому необходима первая медицинская помощь. Задайте себе вопрос. Готов ли я к этому? Знаю ли я как правильно оказать первую медицинскую помощь?

Сформулируйте тему урока: Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными аварийно химически опасными веществами.

Цель: Знать, уметь, применять

План изучения отражен в названии темы. Назовите пункты плана. Сегодня предлагаю роль подводящего итоги -………………. роль психолога………………………. Вручить карточки с краткой аннотацией что делать, на какие вопросы отвечать.

2 этап Фронтальная проверка домашнего задания:

  1. Средство индивидуальной защиты
  2. Опасное происшествие на промышленном объекте или транспорте….
  3. Организованный процесс удаления людей из зоны ч.с.
  4. Повреждение в организме человека или животного, вызванного действием факторов внешней среды.

3 этап Всестороняя проверка знаний

1.Пути их попадания в организм.

3.Симптомы отравления фосфорорганическими ядовитыми веществами

4. Первая медицинская помощь.

5.Дать определение веществам нейротропного действия

6. Первая медицинская помощь

Подведение итога Правильный ход: 5,1,3,4,2,6.

4 этап подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Предлагаю вернуться к тексту сообщения. Попробуйте самостоятельно сформулировать вопросы к тексту-

Вопросы к тексту: Что такое аммиак? Назовите зоны химического заражения? Как правильно провести эвакуацию? К какой группе опасных веществ по характеру воздействия на человека относится аммиак. Какое влияние оказывает аммиак на человека? Признаки отравления аммиаком. Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении аммиаком.

5 этап- усвоение новых знаний

Привлекательная цель: Знаю- умею- применяю.

Аммиак - бесцветный газ с резким удушающим запахом. Легче воздуха. Хорошо растворим в воде. При выходе в атмосферу из неисправных емкостей дымит. Опасен при вдыхании. При высоких концентрациях возможен смертельный исход. Пары сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу.

Признаки отравления: учащенное сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, а при тяжелом отравлении - тошнота и нарушение координации движений, бредовое состояние.

Средства индивидуальной защиты: на предприятиях, имеющих аммиак, промышленные противогазы марки КД (с коробкой серого цвета). При их отсутствии - ватно-марлевая повязка, предварительно смоченная водой или 5% раствором лимонной кислоты. С противогазами гражданскими и детскими применяются патроны дополнительные типа ДПГ-1 или ДПГ-3.

Первая медицинская помощь . При отравлении аммиаком вынести потерпевшего из зоны заражения, кожу, рот, нос промыть водой. В глаза закапать по две-три капли 30% альбуцида, в нос - оливковое масло. Не рекомендуется проводить искусственное дыхание способом изо рта в рот без использования специальных масок. В случае потери сознания и при наличии пульса на сонной артерии повернуть пострадавшего на живот, приложить к голове холод, вызвать скорую помощь.

6 этап проверка понимания учащимися нового материала

Игра- тренинг Даны конкретные ситуации по теме: работа в группах или парах.

При аварии на химически опасном объекте образовалось облако аммиака, а у вас нет противогаза. Ваши действия.

При выходе из зоны заражения вы увидели человека, который охрипшим голосом просил помощи. При осмотре наблюдаете слезотечение, кашель, судороги, поражение глаз. Ваши действия.

7 этап Закрепление нового материала.

Обсуждаем домашнее задание

8 этап инструктаж по выполнению домашнего задания:

Вы сможете выбрать себе домашнее задание

Подготовить сообщение об опасных объектах Ч.О. (Аммиак)

Вопрос к тексту параграфа

9 этап подведение итогов

Рефлексия Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

Цель: Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении аварийно-химически опасными веществами

Краткие теоретические сведения

АХОВ – аварийно химически опасные вещества – химические вещества, которые при проливе или утечке способны вызвать массовое поражение людей или животных или нанести значительный ущерб окружающей среде.

Крупными запасами АХОВ, главным образом аммиака, хлора, фосгена, синильной кислоты, сернистого ангидрида, располагают химические, целлюлозно-бумажные комбинаты, заводы минеральных удобрений, чёрной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, пивные заводы, кондитерские фабрики, овощебазы и водопроводные станции.

АХОВ по действию на организм человека делятся на следующие группы (см. рисунок в тексте).

Наиболее распространёнными АХОВ, являются аммиак, хлор и ртуть, которые широко применяются в производстве.

Хлор – газ зеленовато-желтого цвета с резким удушающим запахом. Тяжелее воздуха в 2,5 раза, поэтому при утечке хлора безопаснее находится на верхних этажах зданий. При испарении и соединении с водяными парами в воздухе стелется над землей в виде тумана зеленовато – белого цвета, может проникать в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Пары сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу.

Признаки отравления: резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, нарушение координации движений, одышка резь в глазах, слезотечение. Возможен смертельный исход при вдыхании высоких концентраций.

Средства индивидуальной защиты: гражданские противогазы всех типов, камеры защитные детские, а при их отсутствии – ватно-марлевая повязка, предварительно смоченная водой или 2% раствором питьевой соды. Кроме того, совместно с противогазом необходимо применить патроны ДПГ-1 или ДПГ-3.

· Покинуть зону заражения

· Строгий постельный режим;

· Промывание глаз, носа, рта 2% раствором питьевой соды;

· Ингаляции теплыми водяными парами с добавлением питьевой соды;

· Закапывание в глаза вазелинового или оливкового масла;

· Обильное питье: молоко, белковая вода (взвесь белка сырого яйца в 250-500 мл воды)

Аммиак – это прозрачный газ, который имеет специфический запах, оказывающий раздражающее воздействие на слизистые организма. Аммиак в неконцентрированном количестве находится в почве, в воде и в воздухе. Аммиак прекрасно растворяется в воде, а десяти процентный водный раствор аммиака – это спирт нашатырный.

Признаки отравления: учащенное сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, а при тяжелом отравлении – тошнота и нарушение координации движений, бредовое состояние.

Средства индивидуальной защиты: на предприятиях, имеющих аммиак, промышленные противогазы марки КД (с коробкой серого цвета). При их отсутствии – ватно-марлевая повязка, предварительно смоченная водой или 5% раствором лимонной кислоты. С противогазами гражданскими и детскими применяются патроны дополнительные типа ДПГ-1 или ДПГ-3.

· Пострадавшего необходимо как можно скорее вывести из помещения, где произошло отравление.

· Пораженные области кожного покрова следует тщательно промыть чистой водой.

· Давать пострадавшему пить подогретое молоко или минеральную воду без газа.

· Самому пострадавшему необходимо молчать во избежание еще более сильного повреждения травмированной слизистой.

· При отечности гортани необходимо поставить на область грудной клетки горчичники или любые другие согревающие компрессы. Сделать горячую ванну для ног.

· Успокоить раздраженные слизистые при отравлении аммиаком поможет дыхание над паром кислоты уксусной или лимонной. Полезно также делать ингаляции с маслом или антибиотиками.

· В носовые проходу можно закапать по несколько капель сосудосуживающих лекарственных препаратов.

Кроме этих двух веществ, я хотела бы немного поговорить и о другом не менее опасном веществе – ртуть.

Ртуть – это единственный жидкий при комнатной температуре металл, замерзает лишь при сильном морозе.

Ртуть легко испаряется, а ее пары, попадая в легкие, полностью задерживаются там и вызывают впоследствии отравление организма, хотя и не такое быстрое, как соли ртути.

К сожалению, не только в условиях крупных производственных цехов случаются отравления парами опасной ртути. В быту такие ситуации тоже не редкость. Ртуть дома может оказаться в мелодичном дверном звонке, в лампах дневного света, в медицинском термометре или тонометре старого типа, в некоторых видах краски, батарейках, лампах дневного света и других устройствах. И если в производстве причиной тяжелых состояний, связанных с отравлением, чаще всего являются аварийные ситуации, то дома таковой причиной является банальная неосторожность и халатность. Градусник хранится в доступном для детей месте или месте, где его легко зацепить рукой и разбить, дети находятся без присмотра родителей, а потому играют на улице и приносят домой различные опасные емкости, в которых содержится ртуть.

При отравлении ртутью резко ухудшается состояние человека, поскольку этот элемент способен поражать почечную систему, печень, сердечнососудистую систему и щитовидку. Также поражаются и органы дыхания. Под воздействием токсических паров при отравлении ртутью развивается стоматит, возникает боль в горле, появляется кашель. Возможно при развитии тяжелых случаев появление воспаления легких и пневмонии. Острые стадии отравления ртутью вызывают потерю зрения, полный паралич, облысение. На зубах можно даже увидеть серебристого оттенка налет в виде полоски, которая остается после вдыхания ртутных паров.

Если вовремя будет оказана первая помощь при отравлении ртутью, то опасных последствий можно будет избежать. Но при этом важно успеть заметить симптомы, о которых взрослый человек может догадаться и распознать их, а ребенок может и не понять, что с ним происходит. Если вы знаете о возможном предстоящем отравлении ртутью, то есть разбили градусник дома, то сразу принимайте меры. Ртуть необходимо срочно собрать, для этого можно вызвать на дом службу спасения.

Первая помощь может быть оказана непосредственно до приезда врачей. Первым делом, пострадавшему необходимо выйти на свежий воздух. Если самостоятельно он передвигаться не способен, значит, нужно воспользоваться носилками. После вдыхания паров ртути нужно обязательно промыть желудок, затем предложить выпить положенное по массе тела количество таблеток активированного угля. Пить необходимо, как можно больше, обычной воды, молока, чая. При большом количестве жидкости в организме начинается более быстрый вывод попавших соединений ртути. Обязательно нужно вызвать рвоту.

Первая помощь может быть оказана успешно, если пострадавшему дать выпить воду, в которой содержатся примеси серных соединений, а также добавлен яичный белок и растворенный активированный уголь. Сера способна преобразовать ртуть в такие частицы, которые становятся абсолютно нетоксичными и выходят из организма при посещении туалета.

Пострадавшего человека при отравлении ртутью нужно уложить. Голова должна располагаться только на бок, если человек потерял сознание, иначе он может захлебнуться рвотными массами. В тяжелых случая при потере сознания возможно западание языка, а, следовательно, связанное с этим затруднение дыхания. Первая медицинская помощь должна заключаться в этом случае в высвобождении дыхательных путей: язык нужно постараться аккуратно достать, выдвинув челюсть больного слегка вперед. Важно обеспечить пострадавшему доступ свежего воздуха до того времени, как им займутся врачи.

В домашних условиях обычно нет тех специальных препаратов, с помощью которых можно нейтрализовать вредное действие токсинов при отравлении ртутью. Если есть в домашней аптечке хлорид кальция, раствор глюкозы, то их необходимо использовать в качестве инъекций. В условиях больницы пострадавшему назначат препараты, которые будут способствовать нейтрализации ртутных соединений, попавших в организм.

Можно использовать для промывания желудка воду, в которую добавлен яичный белок. Подойдет также и любое слабительное, потому что оно позволит промыть и очистить желудок.

Рот нужно прополоскать раствором, приготовленным с добавлением бертолетовой соли.

Если отравление ртутью произошло дома, то необходимо принять меры и по ликвидации источника заражения, иначе испарения будут снова и снова продолжать поражать здоровье человека. Ртуть очень сложно собрать. Для этого ни в коем случае нельзя использовать пылесос, а также веник. Ртутные шарики собирают при помощи бумажного листочка. Сразу нужно открыть все окна в комнате, только нельзя делать сквозняка, потому что так пары ртути только быстрее распространятся по всему помещению. Детей из комнаты выводят, желательно даже из квартиры. Тот, кто собирает ртуть, должен работать в марлевой повязке или респираторе, обычно несколько штук старых образцов валяются у каждого в аптечке. На месте выхода из комнаты, где рассыпалась ртуть, нужно положить мокрую тряпку, смоченную водой с добавлением марганцовки. Это нужно для того, чтобы ртуть не разносилась ногами по всей площади квартиры.

Ртуть собирают в тару, которая закрывается герметично. Выбрасывать в общественный мусоропровод ни в коем случае нельзя ни веник, если вы с его помощью пытались собрать ртуть, ни емкость с опасным элементом, ни даже тряпки после мытья пола. Необходимо обратиться в специальную организацию, например, санитарно-эпидемиологическую службу, которая и займется утилизацией опасного вещества.

Важно следить при отравлении ртутью за состоянием здоровья детей. Первые признаки того, что они пострадали от вдыхания ее паров, могут появиться у маленьких детей уже через полтора-два часа. Если вовремя не обратить на них внимание, состояние резко ухудшится и вызовет летальный исход. Обращаться к врачу нужно в любом случае, даже если ощущается легко недомогание, а дома оказывается только первая медицинская помощь! Не стоит отказываться и от госпитализации, поскольку осложнения и последствия отравления могут быть просто непредсказуемыми и очень опасными для жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие вещества принято называть аварийно химически опасными веществами (АХОВ)?

2. На какие группы делятся АХОВ по действию на организм человека?

3. На каких предприятиях находятся основные запасы аварийно химических опасных веществ (АХОВ)?

4. Какие АХОВ являются наиболее распространёнными?

5. Перечислите признаки поражения аммиаком, хлором, ртутью.

6. Составьте алгоритм оказания первой помощи при отравлении хлором.

7. Составьте алгоритм оказания первой помощи при отравлении аммиаком.

8. Составьте алгоритм оказания первой помощи при отравлении ртутью.

9. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить?

10. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы живете на 1-м этаже девятиэтажного дома и можете оказаться в зоне заражения. Ваши действия:

а) укроетесь в подвале здания;

б) подниметесь на верхний этаж;

в) останетесь в своей квартире.

Литература:

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 509 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.