Закаливание инфекционные болезни аллергия

Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?

Закаляй свой организм с помощью воздуха, воды, солнца. Умей предупреждать болезни, но, если всё-таки заболел, строго выполняй предписания врача.

№1. Для чего нужно заниматься закаливанием?

Что бы укрепить здоровье и силу воли.

№2. Как правильно закалять свой организм с помощью воздуха, воды, солнца?

Воздух закалит организм, если делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, чаще играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах.

Вода хорошо закаляет. Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру воды снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже +20°С. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

Солнце поможет загореть и окрепнуть. Находиться на солнце нужно в головном уборе. Некоторые ребята, чтобы поскорее загореть, по нескольку часов находятся на солнце. Это опасно для здоровья. В первый раз загорайте не больше 5 минут. Постепенно увеличивайте время до 30—40 минут. Не забывайте пользоваться защитным кремом, который предохраняет кожу от солнечных ожогов.

№3. Какие болезни называются инфекционными?

Инфекционные болезни возникают при заражении человека болезнетворными бактериями или вирусами. Возбудители гриппа, ангины, кори передаются от больного человека здоровому с капельками слюны, когда больной говорит, чихает, кашляет. Возбудители кишечных заболеваний (например, дизентерии) проникают в организм с пищей, водой, с грязных рук. Некоторые болезни передаются через вещи больного.

№4. Почему во время болезни нужно строго выполнять предписания врача?

Если ты заболеешь, надо строго выполнять предписания врача. Иначе болезнь затянется и может привести к осложнениям. Если болезнь инфекционная, нельзя приходить в школу до полного выздоровления. Ведь это опасно не только для тебя, но и для окружающих.

Ответы на задания для домашней работы.

№1. Запиши в словарик: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.

Закаливание — метод физиотерапии воздействием на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов.

Инфекционные болезни — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов и прионов.

Аллергия — типовой иммунопатологический процесс, выраженный сверхчувствительностью иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм.

Здоровый образ жизни

Вспомни правила сохранения и укрепления здоровья, которые мы узнали на уроках.

1. Соблюдай чистоту! Содержи в чистоте своё тело, одежду и жилище. Надо умываться и мыть руки, чистить зубы, принимать душ, мыться с мылом и мочалкой, чистить обувь и одежду, проветривать помещение, регулярно делать уборку в квартире, содержать в чистоте свой двор, никогда не бросать на улицах мусор мимо урны… Здоровый образ жизни начинается с чистоты!

2. Правильно питайся! Здоровое питание — одна из основ здорового образа жизни. Какое питание можно считать здоровым? Разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки? Или однообразное, богатое сладостями, от случая к случаю, второпях? Наверное, ответ очевиден.

3. Сочетай труд и отдых! Учёба в школе, выполнение домашних заданий — серьёзный труд. Бывает, что третьеклассники заняты не меньше взрослых. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать шт с отдыхом. У современного школьника обычно много возможностей для отдыха и развлечений, среди них телевизор, видео. компьютерные игры. Но некоторые ребята утром, ещё до школы, включают телевизор, после школы часами просиживают у компьютера. Это вредно, особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, видео, компьютерные игры хороши в меру. Не увлекайся ими чересчур. Включай в свой распорядок дня прогулки, игры на свежем воздухе, чтение книг.

4. Больше двигайся! Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Почаще играй в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайся физическим трудом, Физкультурой. Если есть возможность, посещай бассейн. Спортивные игры, катание на лыжах и коньках, плавание — надёжный путь к здоровью.

5. Не заводи вредных привычек! Самые вредные привычки — это курение, употребление спиртного и наркотиков.

Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо справляется с учёбой, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд — никотин и ещё много других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Учёные подсчитали, что от каждой вы- куренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.

Спирт (алкоголь), который содержится в алкогольных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.

Наркотики — особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь — наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков — опасное преступление, за которое строго наказывают.

Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.

Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету;

Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.

- Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Часть 1.

- презентация к уроку

Самоопределение к деятельности (орг. момент)

2. Актуализация знаний.

- Отгадайте три загадки:

Маляр без кистей.

Красит людей. (Солнце)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ее летать,

На землю падает опять. (Вода)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Почему так говорят?

(Они помогают закалять, укреплять наш организм)

- Для чего человеку нужно быть закаленным?

Сегодня на уроке будем говорить о закаливании и предупреждении болезней.

На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

(Что нужно делать, чтобы предупредить болезнь?)

Что нам предстоит на уроке узнать:

- как предупреждать болезни?

- что значит быть закалённым?

- что такое инфекционные болезни и аллергия;

Чему на уроке предстоит учиться : правилам закаливания организма.

4.Открытие нового знания.

- Все верно, если человек начнет сам себе внушать, что он |болен, у него на самом деле появятся признаки этого заболевания.

- Конечно же, нужно заботиться о своем здоровье.

- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплят ь его.)

- Многие из вас знают веселую песенку:

Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

- Как герой песни укреплял свой организм?

- Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)

-Успешным закаливание может быть при соблюдении определённых правил.

- Прочитайте в учебнике задания для групповой работы на стр. 147.

- Изучите правила закаливания воздухом, водой или солнцем.

Составьте памятку и запишите. Результаты представьте классу.

Затем вместе сформулируйте общие правила закаливания по стр. 147-148

- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)

Открывается первый прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОЗДУХ.

- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).

- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)

Открывается второй прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОДА.

- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.

(Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).

Открывается третий прямоугольник. Или можно вписать в него слово СОЛНЦЕ.

- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.

(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)

Сформулируйте общие правила закаливания

1) Первое правило - закаливание следует проводить систематически.

2) Другое правило - постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1-2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижая температуру воды. Через месяц можно перейти к более сильной процедуре - обливанию или душу. Начальная температура воды 30-35 градусов. Затем постепенно ее понижают. (слайд )

3) Очень сильное закаливающее средство - контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной. (слайд )

4) Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло. (слайд )

5) Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах - и ваши мускулы будут упруги и крепки. (слайд )

6) Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе - в лесу, у реки. Играйте в мяч, и другие подвижные игры. Ходите в походы. (слайд )

Помните: солнце, воздух и вода - самые верные наши друзья.

Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

Примером может служить великий полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физку л ьтурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец облива л ся водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. Всё это помогло А. Суворову уже не в молодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжёлый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить её.

Известный русский художник Иван Ефимович Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне: их заменяла обычная решётка. Зимой пользовался спальным мешком, но стёкол не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда.

А что нам помогает на уроках укрепить наше здоровье?

5. Осознание и осмысление учебной информации.

Инфекционные болезни и аллергия.

- Какой человек чаще болеет?

- Какие болезни вы уже знаете?

Существуют инфекционные болезни и аллергия.

Выполнить задания на карточках.

1). Продолжить определение. Инфекционные болезни возникают ….

К инфекционным болезням относят …

Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека?

Почему нужно строго выполнять предписания врача?

Как уберечься от проявления аллергии?

6. Первичное закрепление учебного материала.

Работа в рабочей тетради.

- Из-за чего возникают инфекционные болезни?

- Назови правила, как уберечь себя от инфекционных болезней.

- Закрась кружок, если ты выполняешь это правило.

- Найдите в тексте учебника определение аллергии. Выпишите. (Аллергия – это особая чувствительность к некоторым вещам.)

Домашнее задание. По выбору. 1) Составить памятку по закаливанию. 2)Составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

- Давайте же ответим на контрольный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?

- Какие болезни называются инфекционными?

- Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?

На сегодняшнем уроке я узнал…

После урока мне захотелось…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

1). Продолжить определение.

Инфекционные болезни возникают _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) К инфекционным болезням относят ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как проникают возбудители кишечных заболеваний в организм человека?

Возбудители кишечных заболеваний ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему нужно строго выполнять предписания врача?

Закаливание – это системная тренировка защитных сил организма путем дозированного воздействия на организм неблагоприятными факторами окружающей среды.

В наших широтах главный негативный фатор – воздействие холода. Закаливание – не способ лечения простудных заболеваний, а способ их профилактики. Как известно, профилактика требует продуманных, методичных действий. Наскоком желаемого результата закаливания – укрепления иммунитета – не достичь.

Принципы закаливания

Медико-биологические исследования проблемы закаливания и практический опыт привели физиологов к простым и логичным выводам, на основе которых сформулированы главные принципы закаливания:

  • индивидуальный подход;
  • постепенность и последовательность;
  • системность;
  • сочетание местных и общих процедур;
  • разнообразие форм и средств;
  • самоконтроль;
  • активный образ жизни.


При закаливании важно помнить, что перерыв в процедурах хотя бы на 1 месяц лишает организм выработанных защитных привычек. Возобновлять закаливающие процедуры придется с нуля.


Средства закаливания

Самое доступное средство закаливания, не имеющее противопоказаний к применению, в отличие от солнца или воды. Достаточно как можно больше времени проводить на свежем воздухе, чтобы происходило пассивное закаливание. Элементарное проветривание помещений – это тоже закаливание воздухом. Чем больше площадь соприкосновения воздуха и кожи, тем эффективнее закаливание.

В таком случае контакт тела со свежим воздухом становится воздушной ванной.

Простой и такой привычный всем нам летний загар – это след, оставленный на коже благотворным влиянием еще одного средства закаливания – солнца. В районах Крайнего Севера при явном недостатке солнечного света во время полярной ночи его приходится заменять искусственным ультрафиолетом специальных ламп, чтобы избежать солнечного голодания. Отсутствие солнца приводит к прекращению выработки в организме витамина D. Он образуется только под воздействием ультрафиолетовых лучей на кожу. Недостаток витамина D приводит к снижению уровня кальция, вследствие чего нарушается работа многих систем организма, развивается хрупкость костей, увеличиваются сроки заживления ран и снижается иммунитет в целом.


Прямые солнечные лучи влияют на протекание в организме самых разнообразных физиологических процессов:

  • кровеносные сосуды расширяются, поэтому снижается кровяное давление;
  • ускоряется обмен веществ;
  • усиливается потоотделение;
  • повышается гемоглобин и увеличивается количество эритроцитов (красных кровяных телец), отвечающих за снабжение тканей кислородом;
  • происходит выработка эндорфинов (гормонов счастья), что оказывает мощный антидепрессивный эффект.

Словом, без солнечных ванн успешное закаливание и общее укрепление организма невозможно.

Закаливающее действие воды основано на комплексном воздействии на многие системы организма. Так, например, купание в реке или море – мощнейшая закаливающая процедура. Она сочетает в себе воздействие всех трех средств закаливания – солнца, воздуха и воды (имеет значение состав воды, ее движение и температура) и двигательную активность. В результате активизируется работа сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, эндокринной систем организма. Даже ежедневное утреннее умывание или душ оказывают закаливающее и тонизирующее воздействие.

Всем известно благотворное расслабляющее влияние философского созерцания водной поверхности. Водные же процедуры, проводимые прохладной водой, наоборот, оказывают стимулирующее действие на нервную ситему, поэтому перед сном их лучше не проводить. К тому же вытирание после водных процедур – настоящий массаж, улучшающий капиллярное кровообращение кожи и ее питание и обеспечивающий заряд бодрости на целый день.

Противопоказания к закаливанию солнечными ваннами

При несомненной полезности закаливания солнцем существует ряд состояний, исключающих солнечные ванны из арсенала общеукрепляющих и профилактических методов:

  • открытая форма туберкулеза;
  • тиреотокикоз;
  • пороки сердца;
  • болезни почек;
  • порфирия (нарушение пигментного обмена);
  • повышенная светочувстительность кожи;
  • заболевания глаз, сопровождающиеся повышенной чувствительностью к свету или непереносимостью яркого света, например, дегенерация желтого пятна;
  • прием фотосенсибилизирующих (повышающих чувствительность) кожи лекарств, например, галоперидол, метотрексат, ламотриджин, хлорохин;
  • гипервозбудимость нервной системы
  • острый период любого заболевания и обострение хронических;
  • постоянные головные боли.

Противопоказания к закаливанию водой:

  • инфекционные заболевания;
  • эпилепсия;
  • хронический отит;
  • холодовая аллергия;
  • гипервозбудимость.

Закаливание детей

Закаливание детей можно начинать, точнее, продолжать в первый же день после выписки из роддома. Возможно, Вы удивитесь, но ребенок рождается уже закаленным, адаптированным к агрессивным условиям внешней среды. Чрезмерная родительская забота сводит на нет все усилия природы по закаливанию детского организма. Постоянная температура в комнате, никакого движущегося воздуха, чрезмерно теплая одежда – это именно те выключатели, которые за ненадобностью отключают механизмы адаптации новорожденных.

Для ослабленных детей, родившихся недоношенными или страдающих рахитом, гипотрофией, диатезом, аллергиями, закаливание – единственный способ укрепления здоровья и иммунитета, запуска природных механизмов приспособления к окружающей среде.

Перед началом закаливания обязательно нужно проконсультироваться у педиатра.

Самые подходящие закаливающие процедуры для новорожденных:

  • воздушные ванны во время переодеваний,
  • влажные обтирания,
  • душ,
  • проветривание помещений перед сном.

Ежедневную гигиеническую процедуру – умывание можно сделать закаливающей. Для этого достаточно снижать температуру воды для умывания каждые 2 – 3 дня на 1 градус. Начинать с 28°C, довести до:

  • 20°С для детей второго года жизни
  • 18°С – третьего
  • 14°С – старше 3-х лет.

Обтирание – самая щадящая из процедур закаливания водой. Она может послужить первой ступенькой на пути достижения фантастических результатов в закаливании. Подходит даже для детей грудного возраста. Начинать следует с небольших площадей тела (лицо и кисти рук), постепенно их увеличивая. Следующий этап – шея и кисти рук, позднее – верхняя часть груди и т.д.


Перед началом влажных обтираний стоит провести курс сухих. Это займет приблизительно неделю. Сухой хлопчатобумажной или льняной тканью растирайте тело малыша до легкого (!) покраснения, вызванного приливом крови. Когда покраснения станут появляться быстрее, чем в начале закаливания, можно заменять сухие растирания влажными обтираниями.

Махровую рукавичку смачивают в теплой, приближенной к температуре тела (35 – 36°С ) воде, хорошо отжимают, и обтирают малыша, начиная с лица, постепенно (за несколько процедур) увеличивая площадь обтираний, доведя ее до полного влажного обтирания тела. Обтертые места сразу же следует вытереть насухо полотенцем. Температуру воды снижать через 3 – 4 процедуры на 1 градус, доведя до 30. В воду можно добавлять морскую соль из расчета 2 ст. л. на 10 – 15 литров воды.

Хорошее средство формирования устойчивости к простудным заболеваниям. Ноги можно обливать из лейки или опускать на 1 – 2 минуты в таз. Начинать с температуры 36°С, снижая каждые 3 – 4 дня на 1 градус , довести до

  • 20°С для детей 1,5 – 3 лет
  • 16 – 18°С для детей от 3-х до 7
  • 14 – 15°С– старше 7 лет

При проведении контрастных ножных ванн ребенок погружает ноги до середины голени поочередно (3 – 4 раза) в таз с разной температурой воды. В одном температура воды всегда неизменна – 36 градусов, во втором – чуть ниже. Температура более прохладной воды в начале составляет 35°С, постепенно снижается до18°С. Периодичность снижения температуры – 2 – 4 дня. Для дошкольников достаточно 3 – 5 минут ванн. Наилучшее время проведения ножных контрастных ванн – сразу после сна, утреннего или дневного, так как в это время ножки теплые. Усиливают закаливающий эффект активные движения: сгибание и разгибание стоп, пальчиков, топтание по дну таза.

После обтираний можно приступать к следующему этапу закаливания – обливанию. Они не подходят для ослабленных детей. Так как проводятся достаточно холодной водой.

Ребенок должен стать в ванной на деревянную подставку или в таз с теплой (37 – 38°C) водой, на голову надо надеть резиновую шапочку.

Температура воды для обливания детей:

  • 1,5 – 2 лет – 20 – 22°C,
  • 3 – 7 лет – 18 – 20°C.

Обливание лучше проводить через лейку с распылителем, как у душа. Лейку не надо поднимать слишком высоко над головой, чтобы избежать излишнего давления воды. Оптимально: 40 – 50 см. Продолжительность обливания – не больше 40 секунд. Закончить обливания надо растиранием махровым полотенцем.


Если начинать обливания с достаточно высокой температуры воды – 36°С, то обливания можно применять и для ослабленных детей.

При выборе процедур для закаливания важно учитывать желания самого ребенка, стоит присмотреться, как самые маленькие реагируют на те или иные процедуры и остановиться на той, которая доставляет малышу самое большое удовольствие. Дети постарше сами помогут определиться с выбором.

Главное – помните, что закаливание успешно предотвращает простудные заболевания, вызванными физическими факторами (низкая температура, сырость, холодный ветер, сквозняки), но не инфекционные болезни. Поэтому не надо отчаиваться и делать скоропалительные выводы, если после месяца – двух закаливания ребенок заболел корью или гриппом. Но даже в этом случае закаленный организм справится с болезнью быстрее и легче ее перенесет, чем незакаленный.

Врачи отмечают, что в последние годы наблюдается увеличение распространенности инфекционных болезней. В то же время растет частота заболеваемости аллергией. Эксперты указывают, что нередко у одного и того же пациента можно наблюдать аллергический процесс в комплексе с вирусной инфекцией. MedAboutMe выяснял, как инфекция и аллергия у одного и того же пациента влияют друг на друга и что в этом случае стоит делать?

Как инфекция участвует в развитии аллергии?



Выделяют несколько принципиально отличающихся друг от друга вариантов ситуаций, когда инфекция становится в той или иной степени причиной развития аллергии.

Вариант, который напрашивается в первую очередь — это то, что аллергеном может являться сам инфекционный агент, который, конечно, обладает собственными белками, чужеродными для человеческого организма. Таковыми могут оказаться разные микроорганизмы:

  • микробы,
  • вирусы,
  • грибки (в частности, плесневые и дрожжевые).

Микроорганизм, выступающий в роли аллергена, может являться причиной аллергии сам по себе, или быть участником процесса полисенсибилизации, когда наличие одной аллергии говорит о повышенной вероятности другой: поллиноз в некоторых случаях сочетается с аллергической реакцией на споры плесневых грибков.

В другом, достаточно распространенном случае инфекционная болезнь служит причиной развития аллергии у человека, который изначально к этому предрасположен.

Например, ОРВИ в возрасте до 3-х лет иногда становится триггером бронхиальной астмы. Это можно объяснить тем, что ОРВИ влияет на барьерную функцию дыхательных путей, снижая их защиту от других патогенов, а также от потенциальных аллергенов. Таким образом, инфекционное поражение дыхательных путей подготавливает почву для сенсибилизации к аллергенам, распространяемым воздушным путем, которая может развиться через пару месяцев после ОРВИ. К дополнительным факторам риска, повышающим вероятность развития бронхиальной астмы в этом случае, относятся курение мамы, наличие среди близких людей, болеющих бронхиальной астмой и др.

При атопическом дерматите бактериальные инфекционные агенты (стафилококки, кандиды и др.) являются и аллергеном (за счет белков в их структуре), и усилителем аллергической реакции — за счет вырабатываемых ими токсинов.

Наконец, инфекция может стать причиной обострения уже имеющейся аллергии, то есть спровоцировать ее обострение и даже прогрессирование заболевания.

Врачи приводят в пример связь между сезонным ростом заболеваемости ОРВИ и наблюдаемым параллельно всплеском госпитализаций людей (и особенно детей) с обострением бронхиальной астмы, имеющей аллергическую природу.

У людей, страдающих от аллергии, некоторые вирусные инфекции вызывают воспалительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей. Активная выработка эозинофилов и повышенный уровень лейкотриена С4 в слизи, продуцируемой в носовых ходах пациента, может сохраняться даже после того, как человек излечился от инфекции. Чаще всего этим отличаются риновирус и респираторно-синцитиальный вирус.

Как аллергия влияет на инфекционный процесс?



Часто встречается ситуация, когда аллергия влияет на течение инфекционного заболевания. Врачи рассматривают следующие варианты развития событий.

Аллергия сама по себе является испытанием для организма и иммунной системы. Поэтому человек, страдающий от аллергии, особенно если она наблюдается на протяжении длительного времени и является вялотекущей, становится более уязвим перед атакой патогенных микроорганизмов и может подхватить инфекцию. Как пример — аллергия на пыльцу (поллиноз), который приводит к развитию аллергического ринита, может при отсутствии вовремя начатой терапии стать причиной гнойного гайморита, который сам по себе не является проявлением аллергии.

Герпетическая инфекция (опоясывающий лишай) чаще поражает людей с бронхиальной астмой. А это заболевание, как известно, в большинстве случаев имеет аллергическую природу. Исследования также показали, что аллергики чаще страдают от обострений герпеса.

Кроме того, аллергия может, развиваясь сама по себе, менять картину и ход течения заболевания, которое имеет инфекционную природу.

Особенности применения лекарств при сочетании инфекции и аллергии



При борьбе с инфекцией, при которой активизировалась или развилась аллергия, следует действовать в двух направлениях:

  • лечение собственно инфекционного заболевания;
  • уменьшение симптомов аллергической реакции.

Это значит, что главный принцип такой терапии — комплексность. Пациент должен получать противовоспалительные лекарства, препараты для уменьшения симптомов: если это бронхиальная астма, то бронхолитики; если аллергический ринит — деконгестанты; если у пациента лихорадка — антипиретики).

Кроме того, назначаются антибиотики, иммуномодуляторы и противовирусные лекарства. О них следует сказать немного подробнее.

При вирусных инфекциях нередко врач не может точно определить возбудителя болезни. При этом противовирусных лекарств, которые бы действовали узконаправленно, против конкретного микроорганизма, довольно мало. Практически, рассматривая наиболее распространенные вирусные инфекции, можно говорить о существовании лекарств только против вирусов герпеса и гриппа. Кроме того, некоторые лекарства, такие как глюкокортикостероиды, применяемые, например, для лечения некоторых патологий (бронхиальная астма, причиной которой стал вирус), увеличивают опасность развития вторичной пневмонии бактериальной природы у таких пациентов. Естественно, что при бактериальной инфекции используют антибиотики.

Иногда у инфицированных больных падает уровень интерферонов. Чаще всего это происходит, когда ОРВИ заболевает человек, склонный к заболеваниям аллергической природы (атопический дерматит), или в случае, когда болезнь, которая может привести к аллергии (бронхиальная астма), развивается под воздействием инфекционных агентов. В этом случае назначаются лекарства-индукторы интерферонов и собственно интерфероны. Первые более предпочтительны, так как запускают естественные процессы выработки организмом собственных интерферонов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.