Задачи по аденовирусной инфекции с ответами

Больной Т., 16 лет, учащийся ПТУ.

Обратился к врачу с жалобами на повышенную температуру, насморк, боли в горле.

Заболел 3 дня тому назад; познабливало, беспокоила умеренная головная боль и боли в мышцах. На 2-й день температура повысилась до 38,5°, появился насморк, боль в горле; температура все дни 38 – 38,5°, остаются те же жалобы, присоединились неприятные ощущения в правом глазу.

Эпиданамнез: в общежитии ПТУ много больных респираторными заболеваниями.

Объективно: состояние средней тяжести, температура 38,5°, лицо умеренно гиперемировано, выраженный конъюктивит, особенно правого глаза; носовое дыхание затруднено из-за ринита. Зев: яркая гиперемия в области задней стенки глотки, которая отечна, зерниста. Миндалины увеличены; подчелюстные и шейные лимфатические узлы пальпируются размером 2х1 см. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения, 90 уд. в 1 минуту; тоны сердца приглушены; в лёгких равномерно жёсткое дыхание. Живот мягкий, безболезненный; печень выступает на 1 см ниже рёберной дуги; селезёнка не увеличена. Стул, мочеиспускание нормальные. Со стороны нервной системы отклонений нет.

1. Сформулируйте предварительный диагноз

2. Обоснуйте предварительный диагноз

3. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику

4. Составьте план обследования

5. Предложите план лечения

ЗАДАЧА 28 – Болезнь Бриля

Больной П., 24 года, слесарь.

Эпиданамнез: контакт с инфекционными больными отрицает. За две недели до болезни был в походе, пил воду из реки.

Объективно: на 8-й день болезни – темппература 39°, общее состояние тяжелое, больной заторможен - отвечает на вопросы правильно, но с некоторой задержкой. Лицо бледное, язык обложен белым налётом, сухой, с отпечатками зубов на боковых поверхностях. Губы сухие, кожные покровы бледные, сыпи нет. В лёгких везикулярное дыхание, тоны сердца глухие, пульс 80 уд. в 1 минуту, АД – 100/55 мм рт. ст. Живот мягкий, умеренно вздут, при пальпации безболезнен. Определяется нежное урчание в подвздошной области, там же укорочение перкуторного звука. Печень безболезненная, её нижняя граница на 2,5 см ниже рёберной дуги. Селезёнка увеличена, пальпируется у рёберного края. Стул задержан в течение трех дней, дизурических явлений нет. Головная боль, сонливость днем, заторможенность; очаговых изменений со стороны нервной системы и менингеального синдрома нет.

1. Сформулируйте предварительный диагноз

2. Обоснуйте предварительный диагноз

3. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику

4. Составьте план обследования

5. Предложите план лечения

ЗАДАЧА 27 – Брюшной тиф

Больной Л., 70 лет, пенсионер.

Жалобы на резкую головную боль, температуру (39°), плохой сон. Считает себя больным в течение 5 дней, когда повысилась температура до 39° и появилась головная боль. Все последующие дни – постоянно высокая температура, головная боль, бессонница, кошмарные сновидения, общая слабость. Кашля, насморка, диспепсических явлений не было.

Объективно: состояние средней тяжести, температура 39°, несколько возбуждён, говорлив. Лицо одутловато, гиперемировано, отмечается инъекция склер и единичные кровоизлияния на переходной складке и на слизистой мягкого нёба. На коже туловища и конечностей обильная розеолезно-петехиальная сыпь. Пульс 120 уд. в 1 минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД – 110/70 мм рт. ст. Тоны сердца глухие. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Язык сухой, с коричневым налётом, отмечается тремор языка. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под края рёберной дуги на 1 см, безболезненная. Селезёнка пальпируется в глубине подреберья. Очаговых симптомов со стороны нервной системы и менингеального синдрома нет.

1. Сформулируйте предварительный диагноз

2. Обоснуйте предварительный диагноз

3. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику

4. Составьте план обследования

5. Предложите план лечения

ЗАДАЧА 26 - Амебиаз

Больной Н., биолог, 25 лет.

Жалуется на учащённый до 5 раз жидкий стул со слизью и кровью, схваткообразные боли в животе, повышение температуры до 37,2°.

Болен около 4 месяцев. Первые две недели стул был кашицеобразный с примесью слизи, 2 – 3 раза в сутки, затем нормализовался. Через неделю стул вновь участился до 3 – 4 раз, появилась примесь крови, разлитые боли в животе, слабость, температура 37,3° - 37,2°. Такие обострения болезни чередовались с ремиссиями, к врачам не обращался, не лечился.

Последнее обострение болезни началось три дня назад. В прошлом никаких заболеваний не было.

Эпиданамнез: по роду своей работы был в экспедиции в Средней Азии, вернулся три месяца тому назад. Покупал овощи и фрукты на рынке, купался в различных водоёмах

Объективно: при поступлении общее состояние удовлетворительное, бледен. Слизистые обычной окраски. Пульс ритмичен, 70 уд. в 1 минуту, удовлетворительного наполнения. Тоны сердца ясные. В легких везикулярное дыхание. Язык чистый, влажный. Живот мягкий, болезненный при пальпации слепой и восходящего отдела толстой кишки. Печень, селезёнка нормальных размеров. Стул кашицеобразный с примесью большого количества слизи, равномерно окрашенной кровью.

1. Сформулируйте предварительный диагноз

2. Обоснуйте предварительный диагноз

3. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику

4. Составьте план обследования

5. Предложите план лечения

ЗАДАЧА № 25 -Лептоспироз

Больной Ф., 52 года, рабочий продовольственного склада.

Заболевание началось остро, с ознобом и подъемом температуры до 39°; беспокоила головная боль, интенсивные мышечные боли, особенно икроножных мышц, резкая слабость, нарушение сна и аппетита.

По назначению врача принимал аспирин, бисептол, но улучшения не было. В последующие дни температура повысилась до 40°, симптомы интоксикации усилились, два раза была рвота, появились боли в пояснице. Был госпитализирован.

Эпиданамнез: на складе, где работает больной, много грызунов. Две недели тому назад купался в пруду.

При осмотре: температура – 39,3°, кожные покровы и склеры субиктеричны, отмечается одутловатость лица, инъекция сосудов склер, гиперемия лица, шеи, на коже туловища имеются полиморфные высыпания. Пульс 88 уд. в минуту. Тоны сердца приглушены. В лёгких дыхание везикулярное. Миндалины не увеличены. Язык обложен серым налётом, влажный. Живот не вздут, при пальпации слегка болезнен в правом подреберье. Печень выступает из-под края рёберной дуги на 1,5 см. селезёнка не пальпируется. Дизурических явлений нет. Больной в сознании, адекватен, менингеальных и очаговых симптомов нет.

В анализе крови: лейк – 12000, палочко-ядерный сдвиг, СОЭ 30мм/час.

В анализе мочи: белок – 0,12%, эритроциты, цилиндры единичные в каждом поле зрения.

1. Сформулируйте предварительный диагноз

2. Обоснуйте предварительный диагноз

3. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику

Ситуационная задача 119

Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Ребенок 5 лет. Посещает детский сад. Был в контакте с больными ОРЗ. Заболел остро. Повысилась температура тела до 38,0 0 С.

Отмечается вялость, снижение аппетита, жалуется на головную боль, боль при глотании.

При осмотре: Температура тела до 38,2 0 С. Кожные покровы бледные. Пальпируются умеренно болезненные шейные и подчелюстные лимфатические узлы II размера. Отмечаются явления конъюнктивита: веки отечные, конъюнктивы ярко гиперемированы, серозно-гнойное отделяемое из глаз. В зеве отечность и зернистость задней стенки глотки, отечность небных дужек. Со стороны внутренних органов: ЧДД 20 раз в 1 мин., дыхание везикулярное. Тоны сердца ясные, ритмичные. Печень пальпируется на 0,5-1.0 см из-под реберной дуги. Стул, диурез в норме.

Вопросы:

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Обоснуйте ответ.

3. Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4. Назначьте лечение.

5. Назовите метод лабораторной диагностики, подтверждающий этиологию заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 119

№ п/п Выполнение задания Выполнил/ Не выполнил
1 2 3
1. Предположительный диагноз.ОРВИ, возможно аденовирусная инфекция
2. Обоснование: - острое начало заболевания; - умеренно выраженный синдром интоксикации (фебрильная лихорадка, вялость, снижение аппетита, головная боль); - катаральный синдром по типу фарингита в сочетании с конъюнктивитом; - характерное вовлечение а процесс лимфоидных органов – увеличения в размерах шейных, подчелюстных лимфатических узлов и печени
3. Тактика: ребенок лечится амбулаторно. Фельдшер должен сообщить педиатру ЦРБ, согласовать с ним лечение. Активные посещения до нормализации температуры тела ежедневно, затем 1 раз в 3 дня до выздоровления
4. Принципы лечения: Режим – до нормализации Т и улучшения самочувствия постельный или полупостельный. Диета – по возрасту, в первые дни – по аппетиту, обильное теплое питье, особенно щелочное (морсы, чай с лимоном, молоко с медом, минеральная вода без газа). Медикаментозное лечение: - Этиотропная – противовирусная терапия, например, детский арбидол с 1 года до 6 лет – по 0,05 х 4 р. в день; - Эреспал по 1 ч.л. 3 р. в день; - при температуре тела выше 38,5 гр. С парацетамол 10-15 мг/кг 3 р. в день; - промывание глаз, закапывать в глаза офтальмоферон; - полоскание горла антисептическими растворами

1 2 3
5. Методы лабораторной диагностики: - вирусологический метод: смывы из носа и глотки на вирусы в первые дни болезни; - серологический метод: парные сыворотки крови больного на титр специфических антител, взятие в первые дни болезни и в конце реконвалесценции (конец 2-ой недели); - ОАК: увеличение СОЭ до умеренных цифр, лейкопения, лимфоцитоз

Ситуационная задача 120

Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАПа на вызове у ребенка 3-х лет.

Со слов мамы, мальчик болен 3-й день: был насморк, редкий кашель, температура повышалась до 37,3 – 37,8 0 С. Мама давала теплое питье (молоко с медом, чай с малиновым вареньем), закапывала в нос називин.

Сегодня состояние ребенка ухудшилось: повысилась температура до 38,9 0 С, стал плохо кушать, кашель усилился и носит характер сухого, болезненного.

Вопросы:

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Обоснуйте ответ.

3. Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4. Назначьте лечение.

5. Укажите, как должен осуществляться контроль состояния пациента и эффективности проводимого лечения.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1024 ;

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Жалобы ребёнка при остром рините

1) Грубый лающий кашель

4) Слизисто – серозные выделения из носа

2. Ложный круп развивается при

1) Риновирусной инфекции

2) Аденовирусной инфекции

3. Источник болезни при гриппе

1) Больной человек

4) Носитель – реконвалесцент

4. Основной путь передачи гриппа

1) Контактно – бытовой

2) Воздушно – капельный

3) Через конъюнктиву глаз

5. При оценке дыхания у ребёнка не определяют

6. Инкубационный период при аденовирусной инфекции

7. Излюбленное место локализации вируса гриппа

1) Слизистая гортани

2) Слизистая трахеи

3) Слизистая ротовой полости

4) Слизистая бронхиол

8. Для парагриппа характерно

1) Внезапное начало

2) Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

3) Грубый сухой кашель

4) Влажный кашель

9. Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

2) Бацилла Лёффлера

3) Вирус полиомиелита

10. Аденовирус преимущественно поражает

1) Слизистую гортани

2) Слизистую трахеи

3) Слизистую носоглотки

4) Слизистую бронхов

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Симптомы аденовирусной инфекции

1) Субфебрильная температура

2) Гнойные выделения из глаз

3) Влажный кашель

4) Затруднённое дыхание

5) Лихорадка до 39 0

6) Увеличение лимфатических узлов

2. Осложнения гриппа

3. Для снижения температуры у детей применяют

4. Противокашлевые препараты

5. Травы, обладающие отхаркивающим действием

1) Мать и мачеха

6. Симптомы гриппа

2) Высокая лихорадка

3) Головная боль

7. Препараты специфического лечения ОРВИ

8. Признаки ложного крупа

1) Инспираторная одышка

2) Экспираторная одышка

3) Цианоз носогубного треугольника

4) Боли в животе

5) Гнойные налёты на миндалинах

6) Грубый лающий кашель

9. Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

1) Подвижная трахея

2) Узкие носовые ходы

3) Сформированы все пазухи носа

4) Длинный слёзно – носовой канал

5) Сухая слизистая оболочка

6) Хрящи гортани плотные

10. Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

1. В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

2. При сухом кашле показаны …препараты

3. Муколитические средства способствуют отхождению …

4. Введение вакцины против гриппа – это профилактика

5. Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

6. Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

7. Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

8. … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

9. Эуфиллин водится с целью снятия …

10. Стенотическое дыхание – это признак ….

VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

Номер вопроса Ответ Номер вопроса Ответ
С выбором одного правильного ответа
С выбором нескольких правильных ответов
2,3,5,6 1,2,3,5
3,4,5 2,5,6
1,3 1,3,6
1,4,5 1,2,5
1,2,4,5 3,5,6
Вставьте пропущенное слово
лейкоцитов ингаляционная
противокашлевые бактериологическую
мокроты парацетамол
специфическая одышки
покоя ларинготрахеита

IX. Глоссарий

Ринит

Фарингит

Ларингит

Трахеит

Тонзиллит

Ингаляция

Аэрозоль

Ингалятор

Грипп

Парагрипп

Аденовирусная инфекция

Риновирусная инфекция

Респираторно – синцитиальная инфекция

X. Эталон ответов к терминам.

1. Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

2. Фарингит– острое воспаление слизистой оболочки глотки.

3. Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

4. Тонзиллит – острое воспаление миндали.

5. Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

6. Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

7. Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

8. Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

9. Парагрипп– острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

10. Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

11. Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

12. РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

I вариант.

1. Для РС-инфекции характерна сезонность:
а) зимне-весенняя +
б) летне-осенняя
в) осенне-зимняя

2. Функции F-протеина РС вируса:
а) адгезия вируса на эпителиальных клетках
б) слияние клеток с образованием синцития +
в) оба варианта верны

3. Тяжесть состояния при бронхиолите обусловлена:
а) выраженными проявлениями интоксикации
б) нет верного ответа
в) дыхательной недостаточностью +

4. Аденовирусы содержат:
а) ДНК +
б) РНК
в) нет верного ответа

5. Аденовирусы устойчивы во внешней среде:
а) периодически
б) нет
в) да +

6. Для аденовирусной инфекции экссудативный характер воспаления:
а) не характерен
б) характерен +
в) зависит от факторов

7. Для аденовирусной инфекции, гепатоспленомегалия:
а) не характерна
б) зависит от факторов
в) характерна +

8. При гриппе интоксикационный и катаральный синдромы появляются:
а) катаральный синдром запаздывает +
б) одновременно
в) интоксикационный синдром запаздывает

9. Укажите этиотропное лечение гриппа:
а) амоксициллин
б) рибавирин
в) озельтамивир, занамивирин +

10. Вирус парагриппа содержит:
а) ДНК
б) РНК +
в) оба варианта верны

11. Клинический признак парагриппа:
а) ларингит +
б) бронхиолит
в) ангина

12. Вирусный круп чаще встречается у детей:
а) 3 – 5 лет
б) до 3 лет +
в) 4 – 8 лет

13. Вирус гриппа относится к семейству:
а) ортмиксовирусов +
б) пикорнавирусов
в) реовирусов

14. Фарингоконъюнктивальная лихорадка наблюдается при:
а) гриппе
б) риновирусной инфекции
в) аденовирусной инфекции +

15. При респираторно-синцитиальной инфекции у детей 1 года жизни отмечается:
а) бронхиолит +
б) диарея
в) конъюнктивит

16. Морфологической особенностью респираторно-синцитиальной инфекции является:
а) дистрофия, некроз эпителия дыхательных путей
б) образование симпластов и псевдогигантских клеток в эпителии бронхов и бронхиол +
в) подушкообразные разрастания эпителия бронхов

17. Вирусная пневмония возникает после начала ОРВИ на:
а) 5-6 день
б) 13-14 день
в) 2-3 день +

18. Дыхательная недостаточность 1 степени определяется клинически наличием:
а) одышки в покое
б) одышки при физической нагрузке +
в) втяжения межреберных промежутков, эпигастральной области

19. Бронхиолит встречается чаще у детей:
а) подросткового периода
б) после 3-х лет
в) первого года жизни +

20. Выберите из перечисленных вирусов ДНК-содержащий:
а) РС-вирус
б) аденовирус +
в) реовирус

II вариант.

1. Для какой ОРВИ вероятность развития крупа мала:
а) риновирусная инфекция +
б) РС инфекция
в) парагрипп

2. Для какой ОРВИ вероятность развития крупа наиболее велика:
а) РС инфекция
б) парагрипп +
в) грипп

3. Формой какой ОРВИ является ринофарингоконьюнктивальная лихорадка:
а) парагрипп
б) РС инфекция
в) аденовирусная инфекция +

4. Для какой ОРВИ характерно относительно длительное волнообразное течение с элементами рецидивирования:
а) риновирусная инфекция
б) аденовирусная инфекция +
в) РС инфекция

5. Для какой ОРВИ характерны налеты на небных миндалинах:
а) риновирусная инфекция
б) РС инфекция
в) аденовирусная инфекция +

6. При какой ОРВИ наиболее часто развиваются гипертермический и судорожный синдромы:
а) парагрипп
б) грипп +
в) РС инфекция

7. Поражение какого отдела дыхательных путей является наиболее типичным для парагриппа:
а) гортань +
б) носоглотка
в) бронхи

8. Какой синдром является наиболее типичным проявлением РС инфекции у детей первых месяцев жизни:
а) сегментарная пневмония
б) катар верхних дыхательных путей
в) бронхиолит +

9. Какой препарат является индуктором эндогенного интерферона:
а) мефенаминовая кислота +
б) интрон
в) диазолин

10. Что указывает в пользу аденовирусной инфекции при проведении дифференциального диагноза с инфекционным мононуклеозом:
а) тонзилит
б) фарингоконьюнктивит +
в) лимфаденопатия

11. Отметьте правильный ответ. Возбудитель гриппа относится к:
а) Ротавирусам
б) Пикорна – вирусам
в) Энтеровирусам
г) Ортомиксовирусам+
д) Арбовирусам

12. Что является источником инфекции при гриппе?
а) Больной человек+
б) Рековалесцент
в) Животные — резервуар вируса
г) Птицы — резервуар вируса
д) Все перечисленные

13. Как называется механизм передачи гриппа?
а) Воздушно – капельный+
б) Контактный
в) Фекально – оральный
г) Птицы — резервуар вируса
д) Все перечисленные

14. Определите, что является основными звеньями патогенеза гриппа?
а) Внедрение вируса в клетку эпителия и репродукция вируса
б) Вирусемия, токсемия
в) Поражение центральной и вегетативной нервной системы
г) Снижение иммунологической реактивности организма и активизация эндогенной бактериальной флоры
д) Все перечисленное+

15. Выберите, что из перечисленного в патогенезе гриппа приобретает определяющее значение:
а) Вирулентность вируса
б) Общий токсикоз
в) Состояние защитных сил организма
г) Резорбция гриппозного токсина
д) Все перечисленное+

16. Что из данного относится к основным клиническим симптомам гриппа:
а) Лихорадка, гиперемия лица
б) Катаральные явления
в) Гиперемия слизистой ротоглотки, отечность и зернистость задней стенки глотки
г) Озноб, недомогание, ломота, боли в мышцах
д) Все перечисленные+

17. Выберите верный ответ. Лабораторная диагностика гриппа осуществляется всеми перечисленными методами, кроме:
а) Культивации вируса в культурах ткани
б) Реакции связывания комплимента (РСК)
в) РИГА+
г) Иммунофлюоресценции

18. В каких клинических формах может протекать грипп?
а) Легкая, бессимптомная
б) Среднетяжелая
в) Тяжелая
г) Молниеносная (гипертоксическая)
д) Все перечисленные+

19. Чем сопровождаются тяжелые формы гриппа?
а) Носовыми кровотечениями
б) Снижением артериального давления
в) Высокой температурой
г) Одышкой, кашлем
д) Всем перечисленным+

20. Чем характеризуется клиническая картина гриппа у детей раннего возраста?
а) Поражением нервной системы
б) Судорожным и менингеальным синдромом
в) Дыхательной недостаточностью
г) Ложным крупом (с отеком легких и гортани)
д) Всем перечисленным+



Противовирусные препараты с иммуномодулирующей активностью могут ускорить выздоровление и восстановить ослабленный болезнью иммунитет.



Узнать подробнее о схемах приема…



АМИКСИН ® способствует подавлению размножения вирусов в инфицированных клетках и восстановлению сниженного иммунитета.

Узнать подробнее про АМИКСИН ® …



Противовирусный препарат АМИКСИН ® можно принимать как в сочетании с симптоматическими жаропонижающими средствами, так и вместе со средствами народной медицины.

Подробнее о совместимости…



Противовирусные препараты с иммуномодулирующими свойствами обладают способностью активировать выработку собственных интерферонов и стимулировать ослабленный иммунитет на борьбу с инфекцией.



Противовирусное и иммуностимулирующее средство АМИКСИН ® 125 мг отпускается из аптеки без рецепта и может применяться для лечения, а также профилактики гриппа и других ОРВИ по назначению врача.

Узнать больше…

При прочтении диагноза у многих пациентов возникает вопрос: что такое аденовирус и как его лечить? Возбудители аденовирусной инфекции поражают слизистые дыхательных путей, глаз, кишечника, лимфоузлы, вызывая серьезное недомогание. Они легко передаются и в условиях комнатной температуры живут до двух недель, сохраняя угрозу для здоровья [1] . Аденовирусная инфекция характеризуется большой распространенностью: до 10% всех вирусных заболеваний человека приходится именно на эти вирусы. Три четверти заболевшихэто дети, а чуть меньше половины из нихмалыши до 5 лет [2] . Пик заболеваемости традиционно приходится на осенне-зимний период.

Аденовирус — возбудитель инфекции

На сегодняшний день ученые выявили 62 вида аденовирусов. Также говорят о 49 серотипах, то есть группах вирусов, против которых действует общий антиген [3] . Аденовирусные инфекции по классификации делятся на семь подгрупп, которые обозначаются латинскими буквами А, В, С, D, E, F и G. Общей чертой всех аденовирусов является то, что они воздействуют на слизистые оболочки. В зависимости от конкретного возбудителя, заболевание может протекать:

  • в явной форме, так называемой манифестной — возбудителями являются вирусы подгрупп В и Е;
  • в скрытой (латентной) форме — вирусы подгруппы С. В этом случае у пациента может начаться хронический тонзиллит, воспаление аденоидов и т.д. [4] ;
  • в форме кишечной инфекции — вирус подгруппы F [5] ;
  • в форме конъюнктивита — вирус подгруппы В [6] ;
  • в форме заболеваний печени и мочевыводящих путей — вирус подгруппы В2 [7] и т.д.

Являясь разновидностью ОРВИ, аденовирусная инфекция начинается примерно так же, как грипп. Повышение температуры, озноб, увеличение лимфоузлов, першение в горле, ряд других катаральных явлений (т.е. микровоспалений слизистой верхних дыхательных путей), слезотечение, насморк — перечень симптомов напоминает общее описание ОРВИ [8] . Однако у аденовирусной инфекции есть свои особенности, о которых мы расскажем ниже.

Основных механизмов передачи вируса существует два:

Есть несколько вариантов избавления от аденовируса. Один из них — термическая обработка, т.к. вирус гибнет при температуре выше 50 градусов. Также можно обработать помещение, где был больной, ультрафиолетом или дезинфицирующими средствами, содержащими хлор [11] .

Важно помнить, что заболевание редко приобретает характер пандемии, но легко распространяется в коллективах, особенно детских. В зимний период школьники и дети, посещающие детский сад, нуждаются в повышенном внимании [13] . Отметим также, что нередко источником инфекции служат общественные бассейны: при нарушении правил дезинфицирования воды посетители бассейнов легко заражаются аденовирусом, вызывающим конъюнктивит [14] .

Основные особенности передачи заболевания мы уже отметили. Перечислим характерные признаки аденовирусной инфекции:

  • температура от 37,5°С до 39°С, которая в большинстве случаев быстро снижается;
  • вялость, слабость, головная боль;
  • першение и боль в горле, особенно при сглатывании, быстрое проявление катаральных поражений с первых дней заболевания;
  • заложенность носа и обильные выделения;
  • кашель (вначале сухой, а на 3–4 день влажный с отхождением мокроты), отечность миндалин и точечный гнойный налет на них;
  • умеренная отечность слизистых;
  • слезотечение, отечность век, резь в глазах и иногда — гной;
  • ухудшение аппетита;
  • нарушения сна, общая слабость, вялость, бледность, повышенная раздражительность;
  • боли в районе пупка, иногда бывает рвота и диарея;
  • увеличение в размерах шейных лимфатических узлов.

Учитывая, что аденовирусные инфекции относятся к ОРВИ, их проявления многие принимают за грипп. О том, что перед нами именно аденовирус, чаще всего свидетельствует конъюнктивит, который сопровождает заболевание в большинстве случаев. Глаза болят, слезятся, краснеют, появляется ощущение насыпанного песка. Пострадать могут оба глаза или только один — зависит от индивидуального характера протекания заболевания [15] .

Второй отличительной особенностью аденовирусной инфекции является то, что период интоксикации продолжается всего 1–2 дня, в то время как неприятные симптомы (тошнота, головная боль, слабость и другие) при гриппе могут сохраняться до 7 суток и более.

Третьим отличием аденовируса от других вирусных инфекций является длительность и характер лихорадки. Температура при аденовирусной инфекции может подниматься в первый день до 38°С, но держится высокой недолго. Если при гриппе лихорадка продолжается несколько дней, а температура достигает 39–40°С, то при аденовирусе изматывающая лихорадка отмечается достаточно редко.

Наиболее типичными проявлениями аденовирусной инфекции являются:

  • конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаз;
  • кератоконъюнктивит — сухость слизистой глаза, ощущение рези в глазах;
  • ринофарингит — воспаление слизистой носа и глотки;
  • ринофарингобронхит — к воспалению слизистых дыхательных путей добавляется воспаление бронхов;
  • ринофаринготонзиллит — поражение слизистых дыхательных путей сопровождается воспалением миндалин;
  • мезентериальный лимфаденит — воспаление лимфатических узлов живота.

У детей аденовирус имеет свои, более выраженные, проявления. Так как новорожденные имеют остаточный иммунитет к вирусу, у них болезнь протекает при невысокой температуре, редко наблюдается конъюнктивит, не увеличиваются лимфоузлы. У детей первого года жизни нередко развивается пневмония [16] : под действием аденовируса легкие ребенка становятся более восприимчивыми к бактериальным возбудителям этого серьезного заболевания. Пневмония сопровождается хрипами, у ребенка могут начаться судорожные припадки, одышка, рвота. Воспаление легких может начаться и у взрослых: отличие в том, что у детей осложнение развивается резко и внезапно, а у взрослого пациента осложнение наступает примерно на 3–5 день болезни.

Также для детей в большей степени, чем для взрослых, характерны кишечные проявления заболевания: стул умеренно учащен, в нем могут быть следы слизи. В некоторых случаях пациенты обращают внимание на сильные боли в животе, которые могут перепутать с приступом аппендицита.

Еще раз подчеркнем, что симптомы аденовируса очень разнообразны и похожи на другие ОРВИ. Их можно спутать с проявлениями гриппа, ротавируса и даже аппендицита. Именно поэтому для выявления вируса необходима комплексная диагностика.

Чтобы выявить инфекцию, применяются следующие методы:

  • Общий анализ крови. Необходимо обратить внимание на повышение уровня лейкоцитов — лейкоцитоз. Он может служить признаком начинающейся пневмонии.
  • Биохимический анализ крови. Если аденовирусная инфекция протекает без осложнений, заметных нарушений в биохимии крови не отмечается. Если начинается пневмония, то повышается содержание в крови сиаловой кислоты, фибриногена, проба на С-реактивный белок положительная.
  • Иммуноферментный анализ — исследование клеток эпителия, которое обнаруживает в них антиген к аденовирусу.
  • Реакции иммунофлюоресценции — метод с высокой точностью позволяет выявлять специфические антитела.
  • ПЦР-диагностика. Этот метод позволяет выявить ДНК вируса в крови или в мазке из зева.
  • Серологические реакции — для диагностики применяются РИФ, ИФА, РИА, ПЦР, метод молекулярной гибридизации, метод иммуноэлектронной микроскопии и другие.
  • Исследование мокроты позволяет не только выявить возбудителя аденовирусной инфекции, но и его чувствительность к препаратам.

В целом лечение аденовирусной инфекции у взрослых и детей проходит по сходной схеме. Главное направление терапии — снятие неприятных симптомов, улучшение общего состояния пациента, иммунная система которого борется с вирусом. При необходимости можно добавить к лечению антибактериальную терапию, если есть угроза развития осложнений.

Больным обычно рекомендуется соблюдать постельный режим, а также находиться в изолированном помещении, так как аденовирус легко распространяется среди членов семьи. Чтобы уменьшить симптомы интоксикации, необходимо обеспечить обильное питье. Если пациент отказывается от еды, то рекомендуется щадящий режим: больной может чувствовать тошноту, поэтому принудительное питание нежелательно. Госпитализация обычно требуется только в случаях развития осложнений или если состояние пациента (обычно это касается маленьких детей) вызывает серьезные опасения.

С наступлением зимы проблема диагностики и лечения аденовирусной инфекции у взрослых и детей встает особенно остро. Важно помнить об особенностях течения заболевания, чтобы отличать его от других разновидностей ОРВИ и применять оптимальное лечение. А также проводить эффективную профилактику, чтобы зима не была связана с болезнями и недомоганием, а проходила активно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.