Задачи кафедры инфекционных болезней

Учебной частью кафедры заведует к.м.н., доцент Колаева Наталья Викторовна.

Конечной целью изучения дисциплины "Инфекционные болезни" является формирование умений, знаний, навыков, обеспечивающих соответствие выпускника квалификационной характеристике врача по специальностям "лечебное дело" 31.05.01, "педиатрия" 31.05.02, "медико-профилактическое дело" 32.05.01., "стоматология" 31.05.03.

С информацией об учебных планах по различным специальностям можно ознакомиться на Портале Университета.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

I . Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента:
- целенаправленно и активно выявлять жалобы больного, собирать анамнез заболевания, эпиданамнез;
- производить осмотр и физикальное обследование пациента;
- выявлять ведущие симптомы заболевания;
- оценивать степень тяжести состояния больного;
- обосновывать план лабораторного и инструментального обследования;
- анализировать результаты бактериоскопических, бактериологических, иммунологических, иммуногенетических, аллергологических, биохимических методов исследований.

II . Владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, назначения и обоснования лечения и профилактических мероприятий при неосложнённых формах дизентерии, бактериальных пищевых отравлений, ОРВИ, гриппа, вирусных гепатитов, детских воздушно-капельных инфекций, рожи, гельминтозов.
III . Диагностировать заболевание и оказывать экстренную врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах, определять тактику медицинской помощи при неотложных состояниях:
- инфекционно-токсическом шоке;
- дегидратационном шоке;
- анафилактическом шоке;
- отёке-набухании головного мозга;
- острой дыхательной недостаточности;
- острой почечной недостаточности;
- острой печёночной недостаточности;
- острой надпочечниковой недостаточности;
- церебральной форме малярии (малярийной коме).

IV . Владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза, обосновать направление больного в инфекционный стационар с диагностической, лечебной или противоэпидемической целями при тифо-паратифозных заболеваниях, холере, ботулизме, малярии, геморрагических лихорадках, чуме, туляремии, бруцеллёзе, лептоспирозе, сибирской язве, столбняке, бешенстве, ВИЧ-инфекции, менингококковой инфекции, орнитозе, риккетсиозах, иксодовых клещевых боррелиозах, клещевом энцефалите.

V . Решать вопросы медицинской деонтологии при общении с инфекционным больным и его родственниками.

VI . Уметь использовать в практической работе с инфекционными больными методы личной профилактики.

VII . Самостоятельно работать с учебной, справочной, научной литературой.


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

I . Клинические симптомы и синдромы инфекционных заболеваний, их осложнений, проявления неотложных состояний с позиций патогенеза.

II . Принципы диагностики инфекционных заболеваний, их лечения и профилактики.

III . Принципы классификации инфекционных заболеваний.

IV . Показания к госпитализации и правила госпитализации инфекционных больных.

V . Правила заполнения медицинской документации при первичном выявлении инфекционного больного.
Контроль за достижением цели обучения проводится на курсовом экзамене.


Курсовой экзамен осуществляется в 3 этапа:

1. Курация больного с инфекционной патологией, написание учебной истории болезни (проводятся в течение цикла занятий в 10 семестре).

2. Централизованный тестовый контроль по всем темам курса инфекционных болезней (материал лекций, практических занятий, тем для самоподготовки). Контроль осуществляется по окончании цикла 10 семестра.

3. Собеседование с экзаменатором по двум клиническим ситуационным задачам проводится во время весенней сессии по окончании 10 семестра.


Требования к написанию тестового контроля.

Тестовый контроль включает 52 задания (50 на факультете МПФ) по материалам лекций, практических занятий и тем для самостоятельной подготовки по курсу инфекционных болезней. На каждый вопрос необходимо выбрать от 1 до 5 правильных ответов из числа пяти предложенных.

Зачёт по тестовому контролю предполагает наличие 70% правильных ответов на поставленные вопросы.


Требования к собеседованию по ситуационным задачам.

Правильный ответ по ситуационной задаче предполагает знание алгоритма диагностического поиска (см. эталоны решения задач в учебных пособиях). Студент должен назвать диагностически значимые синдромы и симптомы заболевания, выявить динамику их развития, оценить тяжесть состояния больного, определить клиническую форму и вариант течения болезни, обозначить круг дифференциально-диагностического поиска, наметить тактику ведения больного (обследование, лечебные мероприятия на догоспитальном и госпитальном этапах), обосновать свои ответы с позиций этиологии и патогенеза заболевания.

Критерии оценки устного ответа студента на экзамене.

Учебно-методический комплекс (УМК).

Студенты всех факультетов, проходящих обучение на кафедре инфекционных болезней, имеют возможность воспользоваться материалами УМК, находящимися в учебной части кафедры.

Информация о наличии специальных условий для обучения инвалидов на кафедре инфекционных болезней МПФ.

Кафедра инфекционных болезней располагается на базе ИКБ №2 г. Москвы. Среди пациентов больницы есть лица, имеющие инвалидность, в связи с этим все корпуса КИБ № 2 оснащены пандусами и грузовыми лифтами, что формирует безбарьерную среду для продвижения инвалидов, имеющих ограничения по мобильности.

Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582, осуществляется, в случае необходимости, свободный доступ студентов-инвалидов с ограниченной мобильностью в учебные помещения, в том числе лечебные палаты для освоения практических навыков по дисциплине "инфекционные болезни".

Документы системы менеджмента качества.

Ситуационные з а д а ч и

Эталон ответа

Уровень применения*

В сентябре заболел коклюшем ребенок старшей группы детс кого сада. Против коклюша не привит (оформлен медицинский отвод). Другие дети против коклюша привиты.

Назовите тип эпидемического очага, определите его границы, дайте прогноз развития и предложите меры по ликвидации. Со ставьте план противоэпидемических мероприятий в очаге. Укажите ведущие противоэпидемичес кие мероприятия.

Тип эпидемического очага: первичный

Границы очага: в пределах детского сада. Прогноз развития: риск распространения очага за пределы детского сада.

План противоэпидемических мероприятий:

Мероприятия на источник инфекции: изоляция и госпитализация больных

Мероприятия на механизм передачи:

текущая и заключительная дезинфекция.

Мероприятие на контактных:

взятие на бактериологический анализ, серологическое исследование контактных детей и работников ДДУ.

Уточнить прививочный анамнез у контактных. Наблюдение за контактными в течение инкубационного периода.

Больная М. 60 лет заболела остро. Повысилась температура тела до 39 0 С, появился озноб, боли в мышцах шеи, суставах. В последующие дни отмечалась повышенная потливость, озноб, хотя температура снизилась до субфебрильных цифр. На 17-й день болезни вновь повысилась температура до 40 0 С, возобновились ознобы, потливость, резкие боли в поясничной области, мышцах, крупных суставах. Эпидемиологический анамнез – живет в районе, неблагополучном по бруцеллезу, покупала молоко у соседей, которые имеют корову, овец, коз. Пациентка направлена в стационар, где после проведения дополнительных лабораторных исследований поставлен диагноз: Острый бруцеллез.

1. Выскажите предположения о механизме заражения данной больной бруцеллезом.

2. Составьте план противоэпидемических мероприятий.

1.Механизм заражения алиментарный, фактором заражения является молоко.

-Мероприятия направленные на механизм заражения: молоко, положительно реагирующее на бруцеллез, обеззараживают кипячением или переработкой и в дальнейшем его можно использовать для пищевых целей. Совместно с ветеринарной службой контроль за условиями содержаниями скота. Если обнаружены животные подозрительные или больные, необходимо в помещениях где они содержатся провести дезинфекция.

-Мероприятия в отношении лиц, имеющих аналогичный риск заражения: Всем лицам, находившимся в равных с заболевшим условиями заражения, показано серологическое исследование крови, постановка кожной аллергической пробы с бруцеллином, лабораторное исследование повторить через 3 месяца.Сан-просвет работа среди населения.

-Ветеринарно-санитарные мероприятия: оздоровление неблагополучных очагов, оздоровление животных в хозяйствах граждан.

Два жителя А-й области Центральной Азии заболели чумой. Несколько дней назад мужчины участвовали в вынужденном забое скота. Один из зараженных скончался по дороге в больницу. Второй был доставлен в районную инфекционную больницу в тяжелом состоянии. В течение первых суток у него на фоне высокой температу ры тела появились боли в груди, кашель, одышка и кровавая мокрота.

Назовите тип эпидемического очага, определите его границы, дайте прогноз развития и предложите меры по ликвидации. Со ставьте план противоэпидемических мероприятий в очаге. Укажите ведущие противоэпидемичес кие мероприятия.

Тип эпидемического очага: первичный

Границы очага: в пределах районной больницы. Прогноз р азвития: риск распространения очага за пределы больницы .

План противоэпидемических мероприятий:

Подача экстренного извещения ,

Мероприятия на источник инфекции: изоляция и госпитализация больных. Мероприятия на механизм передачи: текущая и заключительная дезинфекция с химическими дезифетантами.

Мероприятие на контактных:

Наблюдение за контактными на срок инкубационного периода (6 дней). Профилактическая антибиотикотерапия.

На шахте Н. в течение 4 дней заболело 3 горнорабочих очистного забоя. При осмотре инфекционистом был заподозрен лептоспироз. С помощью РМА были обнаружены антитела в крови больных к лептоспирам Icterohaemorrhagiae в титре 1:800. Эпидемиологическое обследование показало, что все больные проживали в благоустроенных домах, обеспеченных современными коммунальными удобствами. По месту жительства не были обнаружены крысы и другие животные. Все заболевшие за последний месяц никуда не выезжали.

Участок шахты Н., где работали заболевшие, оказался интенсивно обводненным, так как находился в зоне затопленных выработок. Несмотря на проведенные ранее дератизационные мероприятия, шахта была заселена крысами, которые нередко повреждали пищу, приносимую с собой шахтерами. При лабораторном обследовании у отловленных в шахте крыс были обнаружены антитела к лептоспирами Icterohaemorrhagiae.

1. Выскажите предположения о механизме заражения шахтеров лептоспирозом.

2. Составите план мероприятий по ликвидации очага.

1.Механизм заражения: алиментарный(вследствие употребления пищи, поврежденной грызунами).

2. Повторная дератизация проводится по месту заражения. Соблюдение шахтерами санитарно-гиегинических норм, создание условий для доставки еды.

На следующий день обратился в поликлинику. На приеме врач отметил: лицо красное, одутловатое, инъекция склер, пульс 98 в 1 минуту, температура тела 38,5 0 С, в левой подмышечной области бубон, резко болезненный при пальпации. При сборе эпидемиологического анамнеза выяснилось, что с 1 по 21 июля выезжал в горы Тянь-Шаня, где занимался отловом сурков, шкурки которых сдавал для выделки частным лицам. Во время сдирания шкурок дважды ранил левую руку (в начале июля и дня за 4 до возвращения домой). Диагноз: Бубонная форма чумы?

3. Определите тактику врача.

4. Определите характер и объём противоэпидемических мероприятий.

1.ЛПУ, выявивший больного или больного с подозрением на чуму или ее носительство, в течении 2-х часов направляет внеочередное донесение в органы и учреждения Роспотребнадзора.

2.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения обеспечивает в течение 24 часов информирование контактного пункта ВОЗ по ММСП. Транспортировка больных осуществляется специализированным транспортом, в охраняемый специально организованный госпиталь. До госпитализации больного чумой проводят текущую дезинфекцию, заключительную во всех помещениях. После выписки переболевшего из стационара, за ним устанавливают медицинское наблюдение в течение 3 месяцев.

-В отношении контактных лиц: лица, общавшиеся с больными чумой, трупами, контаминированными вещами, подлежат изоляции и медицинскому наблюдению. При легочной форме чумы проводят индивидуальную изоляцию лиц, общавшихся с больными. Изоляцию прекращают через 6 дней после разобщения с больными при нормальной температуре(термометрия 2 раза в день).Экстренная профилактика проводится лицам, соприкасавшимся с больным чумой, проводят антибиотиками в профилактических дозах в течении 5 суток.

-Направленные на механизм заражения:

Эпизоотологическое обследование зоны очага и прилегающей территории. При выявлении больных бубонной формы чумы введение ограничительных мероприятий, а при легочной формы-карантина(решением чрезвычайной комиссии).

В одной из поликлиник города Н. было зарегистрировано восемь случаев иксодового клещевого боррелиоза. При сборе эпиданамнеза было установлено, что три человека в течение месяца перед заболеванием проживали на даче, два человека за три недели до заболевания выезжали за город, ночевали в палатках на берегу лесного озера, три человека территорию города не покидали.

1. Выскажите гипотезы о возможных местах заражения ИКБ.

2. Организуйте мероприятия по профилактике ИКБ.

1.Заражение происходит преимущественно в результате присасывания клеща.(механизм заражения-трансмиссивный,).

2.Мерорприячтия по профилактике ИКБ включают: экстренную антибиотикопрофилактику и неспецифические мероприятия(сан-просвет работа среди населения, борьба с клещами-переносчиками в природных очагах и индивидуальную защиту человека от нападения клеща).

На территории N в сентябре 19. г. возникло групповое заболевание менингококковой инфекцией в профессиональном техническом училище закрытого типа. Заболело 6 человек, диагностирован менингит. Первые 4 случая возникли 14, 25, 27 и 31 октября (1-й курс, 1-я группа: общая спальня, общий класс). 24 и 26 ноября заболело еще 2 человека из другой группы, также имеющих общий класс и спальню. Все больные были госпитализированы. Эпидемиологическое обследование показало, что в спальнях, где находились заболевшие, на 1 учащегося приходилось 1,7 м 2 площади. По утрам в спальнях температура воздуха доходила до +30°С, влажность воздуха была повышенной вследствие поломки вытяжной вентиляции. Случаи менингита возникли на фоне завершавшейся вспышки острых респираторных заболеваний, преимущественно среди вновь поступивших в училище.

Первое массовое бактериологическое обследование всех учащихся на носительство менингококка проведено с 29 ноября по 4 декабря. Затем обследование проводили в пораженных группах в течение 6 месяцев еженедельно. Параллельно 1 раз в 2 месяца обследовали весь коллектив, включая педагогов и персонал. Из 1579 человек всего было выявлено 210 носителей менингококка (около 14%), причем наибольшее число — в первые 2 месяца от начала заболевания. Отоларинголог выявил 148 человек (9,6%) с острыми и хроническими воспалительными явлениями в носоглотке. Среди носителей менингококка этот показатель составил 27,5%. Элиминация менингококка произошла через 5 месяцев после начала вспышки. Распространение носительства прекратилось после того как носителем менингококка успел побывать, по крайней мере, каждый член коллектива.

Пользуясь приведенным ниже описанием группового заболевания менингококковой инфекцией:

– назовите тип механизма передачи и факторы, влияющие на его активизацию;

– укажите эпидемиологическое значение различных источников инфекции в развитии эпидемического процесса менингококковой инфекции;

– укажите возможные причины, способствующие носительству возбудителя.

- Воздушно-капельный механизм передачи. Факторы способствующие активизации: скученность, высокая влажность воздуха в помещении, высокая температура окружающей среды, недавняя вспышка острых респираторных заболеваний.

- Источником инфекции являются больные назофарингитом и носители менингококковой инфекции.

- Недавно перенесенные ОРВИ, скученность населения.

Впервые вспышка тяжелых пневмоний была зарегистрирована в июне-августе 1976 г. в одном из штатов США. Всего зарегистрирован 221 случай заболевания, 34 со смертельным исходом. Жертвами стали участники ежегодного конгресса одной из организаций США, проходившего в те же дни в отеле, а также другие лица, проживающие в том же отеле или побывавшие в нем и использовавшие душ и бытовые увлажнители воздуха.

Первоначальные предположения о причинах вспышки были весьма разнообразны. Исследователи пытались выявить, прежде всего, токсические факторы или инфицирование известными возбудителями. Однако лишь через 5 месяцев выделили неизвестные ранее бактерии из легочной ткани умершего. Сравнение сыворотки больных и здоровых людей доказало этиологическую роль выделенного микроорганизма.

Подобные вспышки регистрировались на всех континентах, выявлялись круглогодично, но пик заболеваемости приходился на летние и осенние месяцы.

Широкому распространению возбудителя, вызывающего подобные вспышки тяжелых пневмоний, способствовали интенсивное загрязнение водоемов, создание искусственных водохранилищ, различных технических систем, в частности кондиционеров, турбогенераторов, работа которых сопровождалась образованием водного аэрозоля, в промышленности, в быту, медицинских учреждениях. Экологические исследования показали, что размножение и распространение описываемых микроорганизмов значительно возрастали при ассоциации с сине-зелеными водорослями.

Пользуясь приведенным описанием вспышки тяжелых пневмоний в США:

– объясните, к какой эколого-эпидемиологической классификационной группе инфекционных болезней она относится;

– обоснуйте техногенную очаговость инфекции;

– назовите механизм заражения, источник инфекции и факторы передачи.

- Инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи

- Использование кондиционеров, в которых циркулирует вода из загрязненных водоемов.

- Воздушно-капельный механизм заражения, источник инфекции – вода, в которой размножается возбудитель, факторы передачи – искусственные водохранилища, кондиционеры, увлажнители воздуха, душ – что сопровождается образованием водного аэрозоля.

Больной К., 30 лет, хирург-уролог. В первый день желтухи госпитализирован в городскую инфекционную больницу, где был поставлен диагноз: Гепатит В, острое течение, средней степени тяжести. Женат, имеет трёхлетнюю дочь. Ребёнок посещает детский сад. Жена, студентка медицинского университета, подрабатывает дежурствами на станции скорой помощи, несколько раз в экстренных ситуациях сдавала кровь. Вместе с семьёй сына в трёхкомнатной квартире проживает его мать, которая работает процедурной медицинской сестрой в городской больнице. Никто из медицинских работников, проживающих в очаге, против вирусного гепатита В не привит.

Задание. Составьте план противоэпидемических мероприятий.

1. Противоэпидемические мероприятия: наблюдение за контактными 6 месяцев, с обязательным обследованием жены и матери заболевшего на маркеры ВГ, в случаев отрицательных результатов – обязательная вакцинация против ВГВ, обследование по соблюдению дезинфекционно-стерилизационного режимов ЛПУ, где работает заболевший.

Оцените представленные данные

1. При проведении КИ двух ЛС пациентов делили на группы разными способами. В первом случае пациентов делили по чётности номера карты (чётные номера — основная группа, нечётные — контрольная). Во втором случае — по дню недели поступления в стационар (понедельник, среда, пятница, воскресенье — основная группа, вторник, четверг, суббота — контрольная).

2. В КИ нового препарата для снижения уровня триглицеридов крови пациенты были поделены на две группы. Пациенты первой группы получали препарат, второй группы — плацебо. Пациенты знали свою принадлежность к группе.

3. В КИ антибиотика у пациентов с пневмонией результат оценивали по изменению рентгенологической картины. Врач, проводивший испытание, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. При этом улучшение рентгенологической картины врач быстрее выявлял у пациентов экспериментальной группы.

4. Было проведено КИ нового дорогостоящего препарата класса статинов. Статистик, оценивающий результаты, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. По совместительству статистик работал в фармацевтической компании, заказавшей это исследование.

1. Оцените правильность организации исследований в указанных случаях.

2. Каким образом такая организация исследования могла повлиять на полученные результаты.

1. Для чистоты эксперимента пациенты, врач, статистик должны были не знать о том, какой препарат какая группа принимает, т.к. это повлияло на результаты в каждом из КИ.

2. Пациенты, принимающие ЛС, могли преувеличивать его эффект по субъективным ощущениям, тогда как пациенты из группы принимающих плацебо, преувеличивали тяжесть своего состояния.

Врач, при оценке рентгенологической картины выздоровления мог более тщательно обследовать снимки контрольной группы, для доказательства эффекта ЛС.

Статистик, при оценке результатов был заинтересован в том, чтобы результаты контрольной группы были выше, что доказало эффективность ЛС.

В округе Монро до начала исследования заболеваемость гепатитом А составляла более 3000 на 100000 населения. Болели в основном дети. Имели определяемый уровень антител к вирусу 68% населения старше 19 лет. Эпидемиологические наблюдения фиксировали значительные сезонные колебания заболеваемости и практически ежегодные повторения эпидемий гепатита А. Возникновению эпидемических вспышек гепатита А способствовало наличие большого числа многодетных семей, а также тенденция к раннему (с 3–5 лет) началу школьного обучения в условиях, подобных детскому саду. Перед началом исследования более 1000 детей в возрасте от 2 до 16 лет были обследованы серологически. Затем из числа детей, у которых при предварительном обследовании не были обнаружены антитела к вирусу гепатита А (серонегативных), методом случайной выборки сформировали опытную (519 детей) и контрольную (518 детей) группы, одинаковые по возрастному и половому составу. Дети в опытной группе были однократно привиты вакциной ВАКТА, в контрольной группе получили инъекцию плацебо.

Таблица. Результаты исследования эффективности вакцины ВАКТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гульман Л. А., Мартынова Г. П., Крившич Т. С., Григорова Г. К., Богвилене Я. А.

Представлена обзорная статья по научно-методической работе сотрудников кафедры детских инфекционных болезней КрасГМА за 38 лет. Обозначены наиболее актуальные проблемы, по которым проводились исследования: кишечные инфекции , вирусные гепатиты , менингококковая инфекция , дифтерия , энтеровирусная инфекция с увеитом и другие. Перечислены методические рекомендации , учебно-методические пособия, изданные и внедренные в практическую работу врачей педиатров, инфекционистов края и учебный процесс.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гульман Л. А., Мартынова Г. П., Крившич Т. С., Григорова Г. К., Богвилене Я. А.

Role of scientifically-methodical work of children's infectious diseases faculty in becoming and development of children's infectious service of region

The review on scientifically-methodical work of employees of children's infectious diseases faculty of KrasGMA for 38 years is presented. The most actual problems on which researches were carried out are designated: "Intestinal infections", "Virus hepatites", "Meningococus infection", "Diphtheria", "Enterovirus infection with uveit", etc. Are listed methodical recommendations, the manuals published and introduced in practical work of pediatristics doctors, infectious doctors of region and educational process.

РОЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНФЕКЦИОННОЙ СЛУЖБЫ КРАЯ

Л.А. Гульман, Г.П. Мартынова, Т.С. Крившич, Г.К. Григорова, Я.А.

Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов; кафедра детских инфекционных болезней с курсом ПО, зав. - д.м.н., проф.

Резюме. Представлена обзорная статья по научно-методической работе сотрудников кафедры детских инфекционных болезней КрасГМА за 38 лет. Обозначены наиболее актуальные проблемы, по которым проводились исследования: кишечные инфекции, вирусные гепатиты, менингококковая инфекция, дифтерия, энтеровирусная инфекция с увеитом и другие. Перечислены методические рекомендации, учебно-методические пособия, изданные и внедренные в практическую работу врачей педиатров, инфекционистов края и учебный процесс.

Ключевые слова: научная, методическая работа, кишечные инфекции, вирусные гепатиты, менингококковая инфекция, дифтерия, методические рекомендации.

Научная тематика кафедры детских инфекционных болезней со дня ее основания (1970г) во многом определялась запросами практического здравоохранения, эпидситуаций в России и крае и была направлена на разработку ранней диагностики, выявление клинико-патогенетических особенностей, совершенствование патогенетической и этиотропной терапии ряда бактериальных и вирусных инфекций.

Заболеваемость детей кишечными инфекциями в крае была и остается достаточно высокой, а в причинной структуре детской смертности в группе инфекций они занимают первое место. Наиболее частой причиной неблагоприятного исхода являлся токсикоз с эксикозом П-Ш степени. Поэтому особое внимание в первых работах было уделено исследованию клиникобиохимических характеристик токсикоза, определению их патогенетической значимости и разработке оптимальных вариантов лечения. Итогом исследований явилась защита 4 кандидатских диссертаций и докторской диссертации Л.А. Гульман (1976). Проведенные исследования позволили разработать патогенетически обоснованную методику лечения кишечных токсикозов, включающую в себя целенаправленную коррекцию обменных нарушений, которая была внедрена в работу лечебно-профилактических учреждений на уровне России.

Дальнейшие научные исследования по проблеме кишечных инфекций были посвящены изучению их патогенеза с учетом функциональной активности и метаболического состояния иммунокомпетентных клеток крови. Это позволило не только охарактеризовать метаболические механизмы нарушений иммунореактивности, но и разработать новые подходы к реабилитации выявленных нарушений при различных формах заболеваний. Исследования завершились защитой докторской диссертации Г.П. Мартыновой (2003) и двух кандидатских диссертаций.

Нейроинфекции являются наиболее тяжелой патологией, дающей большой процент неблагоприятных исходов, осложнений, инвалидизации детей. Особое место в этой группе занимает менингококковая инфекция (МИ), рост заболеваемости которой на территории Красноярского края начался в 1973 году. За 35 лет наблюдались периоды подъема и снижения, но и в ХХ1 веке показатель заболеваемости остается достаточно высоким (2003 - 11,3, 2006 -8,2 на 100 тыс. населения). Помимо распространенности заболевание отличается особой тяжестью, высокой летальностью в связи с развитием инфекционно-токсического шока и других осложнений, несовместимых с жизнью. Поэтому менингококковая инфекция сразу привлекла внимание ученых, и сотрудники кафедры активно включаются в решение данной проблемы. Выявлены факторы риска, способствующие развитию гипертоксических форм и неблагоприятных исходов болезни. Разработаны ранние диагностические признаки тяжелых вариантов, алгоритмы оценки степени инфекционно-токсического шока. Внедрены в практику здравоохранения алгоритмы помощи больным на догоспитальном этапе и в стационаре, что привело к снижению летальности от менингококковой инфекции в 3,5 раза

Дифтерия относится к целевым управляемым инфекциям. Благодаря проведению широкой иммунизации населения, заболеваемость дифтерией с 1960 до 1977года снизилась в сотни раз. В Красноярском крае показатель с 70,0 (1959) уменьшился до 0,02 на 100 тыс. населения (1977). На фоне снижения заболеваемости участились отказы родителей от прививок, появился большой перечень противопоказаний и в целом ухудшилось состояние прививочной работы. В результате произошло снижение уровня коллективного иммунитета и как следствие в период с 1978 по 1983 годы наблюдался подъем заболеваемости дифтерией с 0, 02 до 2,8 на 100 тыс. населения, соответственно. Более того, в 1993-1995г.г. в России возникла эпидемия дифтерии. В Красноярском крае показатель заболеваемости повысился с 0,6 (1992г.) до 38,1 на 100 тыс. населения (1994г.). Коллектив кафедры и врачи клиники принимали самое активное участие в решении организационных и методических вопросов. Научные исследования касались изучения клинико-эпидемиологических и возрастных особенностей дифтерии, характеристики осложнений и совершенствования специфической и патогенетической терапии. Сотрудники

Летом 1980 года в г. Красноярске стали регистрироваться внутрибольничные групповые заболевания, в основном среди детей первого года жизни, протекающие с общеинфекционными симптомами и тяжелыми поражениями сосудистого тракта глаз (увеитом). Подобные заболевания ранее не встречались ни в нашей стране, ни в мире. Помимо ученых Красноярска (детских инфекционистов и офтальмологов) и санитарно-эпидемиологической службы

В последующие годы сотрудниками кафедры выполнены чрезвычайно актуальные для Красноярского края темы: «Снижение инфекционной

Коллективом кафедры научно обоснована необходимость проведения ряда организационных мероприятий с целью совершенствования оказания помощи больным с инфекционной патологией в крае. Результатом явилось открытие реанимационного отделения в МУЗ ГК ДИБ №1 г. Красноярска, совершенствование службы РКЦ, выделение должности краевого бортинфекциониста, а так же разработка и внедрение в работу ЛПУ города и края учебных пособий и рекомендаций, алгоритмов по оказанию догоспитальной

помощи, совершенствованию диагностики и лечения тяжелых вариантов инфекционных заболеваний.

Результатом проводимой в течение 40 лет научно-методической работы кафедры детских инфекционных болезней с курсом ПО явилось снижение показателя детской смертности от инфекционных заболваний почти в 4 раза. Инфекции в структуре детской смертности удалось сместить со второго (1980г) на 4 (1984г), а в последующем - на 6 место.

Таким образом, за годы существования на кафедре защищено 2 докторские и 15 кандидатских диссертаций, издано 12 монотематических сборников, опубликовано 780 научных статей, из них - 392 в центральной и зарубежной печати, более 80 методических рекомендаций и учебных пособий, из которых 20 - утверждены МЗ РФ. Результаты исследований постоянно докладываются на международных конференциях, симпозиумах, съездах и конгрессах.

ROLE OF SCIENTIFICALLY-METHODICAL WORK OF CHILDREN’S INFECTIOUS DISEASES FACULTY IN BECOMING AND DEVELOPMENT OF CHILDREN’S INFECTIOUS SERVICE OF REGION

Gulman L.A., Martynova G.P., Kryvshich T.S., Bogvilene J. A., Grigorova G.K.

Krasnoyarsk state medical academy named in honour of V.F. Vojno-Yasenetskij

The review on scientifically-methodical work of employees of children's infectious diseases faculty of KrasGMA for 38 years is presented. The most actual problems on which researches were carried out are designated: "Intestinal infections", "Virus hepatites", "Meningococus infection", "Diphtheria", "Enterovirus infection with uveit", etc. Are listed methodical recommendations, the manuals published and introduced in practical work of pediatristics doctors, infectious doctors of region and educational process.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.