Введение в инфекционные болезни у детей

Учебник состоит из двух частей – общей и специальной. Общая часть включает основные сведения об инфекционных болезнях и эпидемиологических закономерностях, методах диагностики, принципах рациональной терапии. Раздел "Вакцинопрофилактика" изложен с учетом современного календаря профилактических прививок и накопленных данных, необходимых врачу-педиатру для грамотного проведения вакцинации. Подчеркнута роль иммунизации не только в снижении заболеваемости многими инфекциями, но также в уменьшении тяжести болезни и частоты нежелательных последствий. В отдельном разделе представлены вопросы неспецифической профилактики инфекционных болезней в детских коллективах. Специальная часть освещает как наиболее часто встречающиеся инфекции, так и ряд заболеваний, актуальность которых в последние годы возросла, – хламидиоз, микоплазмоз, токсоплазмоз, малярию и др.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инфекционные болезни у детей ( Коллектив авторов, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Михаилу Георгиевичу Данилевичу,

Антонине Трофимовне Кузьмичевой,

Галине Александровне Тимофеевой

В XX столетии были достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями: установлена этиология многих инфекций, разработаны и усовершенствованы методы диагностики, лечения и профилактики. В 50 – 70-е гг. XX в. в нашей стране наблюдалось значительное снижение показателей заболеваемости и летальности при большинстве инфекций. Социально-экономическая нестабильность в последние десятилетия явилась основной причиной возникновения неблагополучной эпидемической ситуации в отношении как контролируемых, так и неконтролируемых инфекций. В конце прошлого века в России отмечались эпидемия дифтерии, вспышка полиомиелита, наблюдался рост заболеваемости эпидемическим паротитом, коклюшем, вирусным гепатитом В и краснухой.

В настоящее время известно более 1200 инфекционных заболеваний человека, оказывающих существенное разностороннее влияние на соматическое, нервно-психическое, физическое, репродуктивное здоровье детей, подростков и взрослых.

На IX конгрессе детских инфекционистов России (2010 г.), наряду с классическими инфекциями (корь, скарлатина, краснуха, коклюш, ветряная оспа и др.), выделена группа возвращающихся инфекций (брюшной тиф, малярия, сифилис, геморрагические лихорадки и др.), заболеваемость которыми неуклонно растет. Кроме того, в современных условиях приобретают актуальность медленные инфекции (подострый склерозирующий панэнцефалит и др.) и новые инфекции (ВИЧ-инфекция, хламидиоз, микоплазмоз, боррелиоз; прионовые болезни, метапневмовирусная и бокавирусная инфекции).

Инфекционные болезни в настоящее время в большинстве случаев сохраняют характерные классические черты. Однако при многих инфекциях в современных условиях выявлены клинико-эпидемиологические изменения, обусловленные сменой серотипов микроорганизмов и появлением новых штаммов возбудителей (вирус гриппа A (H1N1) Калифорния/09), возрастанием роли госпитальных штаммов, ассоциацией возбудителей (микробно-вирусных, вирусно-вирусных и т. д.). Огромное влияние на состояние неспецифической резистентности и характер иммунного ответа организма оказывают комплекс разнообразных экологических воздействий, изменения социально-экономических условий жизни населения, усиление миграционных процессов. Среди больных с воздушно-капельными инфекциями в последние годы увеличивается число подростков и взрослых, у которых заболевания протекают тяжелее и длительнее, чем у детей. Сдвиг заболеваемости на старшую возрастную группу является прогностически неблагоприятным в связи с возможностью развития тяжелых последствий (бесплодие после эпидемического паротита, поражение плода при возникновении краснухи у беременных и др.). Рост наркомании и токсикомании, широкое распространение среди взрослых инфекций, передающихся половым путем, обусловливают увеличение у детей частоты патологии, вызванной хламидиями, микоплазмами, герпетическими вирусами, а также ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С.

Результат борьбы с инфекционными болезнями зависит не только от уровня научных достижений, но и от грамотной реализации теоретических и практических знаний врачами различного профиля, в первую очередь педиатрами-инфекционистами. Несмотря на большое количество медицинских изданий, отражающих современные научные данные, учебной литературы по этому направлению недостаточно.

Настоящее издание является логическим продолжением учебников основателя первой в стране кафедры инфекционных болезней у детей профессора М. Г. Данилевича и его последователей – профессора А. Т. Кузьмичевой и доцента И. В. Шарлай. В учебнике нашли отражение накопленный опыт и результаты научных исследований сотрудников кафедры детских инфекций СПбГПМА более чем за 80-летний период работы.

Учебник состоит из двух частей – общей и специальной.

Специальная часть освещает как наиболее часто встречающиеся в практике инфекции, так и ряд редких заболеваний, актуальность которых в последние годы возрастает. Отдельные нозологические формы описаны с учетом их эволюции, синдромального подхода к диагностике и особенностей течения у детей раннего возраста. Чрезвычайно важным является отражение этапного восстановительного лечения и диспансеризации реконвалесцентов как эффективных средств профилактики хронизации патологического процесса и инвалидизации детей.

Авторы надеются, что учебник будет полезен студентам медицинских вузов, педиатрам, инфекционистам и врачам других специальностей при изучении инфекционных болезней у детей.

Детские инфекционные заболевания - это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм.

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких. ). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ.

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия.

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома.

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь - все это является угрозой заражения ребенка.

Нужно сказать, что иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка "защищают" только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка.

Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.

Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.

С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она "учится" давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними - таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации - выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.

Детские инфекционные заболевания: особенности течения

В развитии всех детских патологий было выявлено четыре периода:

1. Инкубационный период (ИП).

Это период времени с момента первого контакта ребенка с источником инфекции до проявления первых симптомов болезни. Продолжительность инкубационного периода зависит от вида инфекции и от состояния иммунной системы ребенка.

Приведем примеры детских инфекционных заболеваний с инкубационными периодами:

- Ветрянка имеет ИП 11-24 суток

- Гепатит А имеет ИП от 7 до 45 суток

- Дизентерия - 1-7 суток

- Дифтерия - 1-10 суток

- Коклюш - 3-20 суток

- Корь - от 9 до 21 суток

- Краснуха - 11-24 суток

- Скарлатина имеет ИП от нескольких часов до 12 суток

- Полиомиелит - 3-35 суток

2. Продромальный период.

Этот период можно назвать началом болезни: он длится с момента проявления первого симптома и до "разгара" собственно самой болезни.

3. Период "разгара" детского инфекционного заболевания.

В принципе, это и есть "кульминация". В этот период проявляется весь симптоматический комплекс детской патологии. К примеру, коклюш проявляется спастическим кашлем при котором идет выделение слизистой мокроты, при этом лицо ребенка краснеет, а иногда возникает кровоизлияние по слизистую.

Это период затухания болезни - выздоровления.

Самые распространенные инфекционные заболевания у детей

Конечно же, когда мы говорим о детских болезнях, то тут же возникают ассоциации с эпидемиологическими периодами, которые приходятся на осенне-зимнюю пору и характеризуются, в первую очередь, заболеваниями органов дыхания у детей. Детские инфекционные заболевания разнообразны: это и заболевания ЖКТ, и аллергические заболевания, имеющие аутоиммунную природу, и кожные патологии, но заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными - это вам подтвердит любой педиатр.

- Бронхиты различной этиологии.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой бронхов.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой трахеи.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой оболочке голосовых связок и гортани.

Характеризуется воспалительными процессами в носовых пазухах.

- Риниты различной этиологии.

Эти детские инфекционные заболевания являются, попросту говоря, насморком разной интенсивности: от легкой формы до полной заложенности носа.

Эта болезнь характеризуется воспалениями небных миндалин и соседних с ними лимфатических узлов.

Это ни что иное, как инфекционное заболевание легких.

- Гриппы различной природы.

Эти детские инфекционные заболевания, пожалуй, одни из самых распространенных и опасных, потому что чужеродные агенты, вызывающие эти патологии, постоянно мутируют и необходимо все время изобретать новые препараты для борьбы с ними.

Это, конечно, не все заболевания органов дыхания у детей, но основные из них.

Детские инфекционные заболевания: симптомы

Признаки патологии ребенка, конечно же, зависят от многих факторов: в первую очередь, от вида возбудителя, от состояния иммунной системы ребенка, от условий его жизни, и.т.д. Но все же есть общие симптомы детских инфекционных заболеваний:

1. Основным симптомом является фебрильная температура (38° и выше). У ребенка повышение температуры происходит, практически, при любых патологических процессах, потому что это является его единственным защитным механизмом - при таких температурах большинство чужеродных тел гибнут.

2. Постоянная сонливость и вялость так же являются характерными симптомами детских инфекционных заболеваний - сказывается нехватка энергии (она уходит на борьбу с антигенами).

4. Появление сыпи.

Диагностика инфекционных заболеваний у детей

Первоначальную диагностику болезни у ребенка проводит врач-педиатр. Он обязательно проводит внешний осмотр малыша, прослушивает его, выявляет характерную симптоматику, выясняет у родителей: были ли контакты ребенка с инфицированными людьми.

Детские инфекционные заболевания диагностируются после обязательных анализов крови, мочи, кала ребенка. Так же, при необходимости, прибегают к инструментальным методам: МРТ, УЗИ, рентгенография.

Детские инфекционные заболевания: лечение

Комплексная терапия инфекционных заболеваний у детей должна решать четыре задачи:

1. Нейтрализацию возбудителя заболевания.

2. Поддержание нормальной функциональности основных систем детского организма.

3. Сохранение нормальных условий формирования детского иммунитета и его укрепление.

4. Предупреждение различных осложнений детских инфекционных заболеваний.

Именно поэтому назначение лекарственных препаратов должно быть осторожным. Антибиотики должны применяться только в особых случаях (при тяжелых и затяжных патологических процессах). Важно знать, что само по себе повышение температуры - это нормальный процесс борьбы организма с инфекционными возбудителями и нет нужды сразу же давать ребенку жаропонижающие и сбивать температуру, достаточно просто помочь организму хорошей дозой витамина С.

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. "Усредненная" доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше. Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы, антивирусные препараты, антибактериальные средства. Не спешите "сбивать" ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор. Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

- восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

- усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

- являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, "запоминает" все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Обязательно в комплексной терапии детских инфекционных заболеваний применяйте пробиотики и пребиотики - препараты, которые восстановят и сохранят микрофлору ЖКТ ребенка - основного звена его иммунной системы. Для этого наиболее эффективными являются:

Детские инфекционные заболевания: профилактика

После перенесенного заболевания, детский организм выходит более крепким. Во всяком случае так должно быть - это путь формирования иммунитета человека. Но это не значит, что к здоровью своего ребенка нужно относиться с пренебрежением.

Профилактика детских инфекционных заболеваний должна заключаться в следующем:

- новорожденных обязательно надо кормить первым молоком - молозивом, потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела - первую "защиту" ребенка от чужеродных элементов;

- ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко - кормите;

- огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

- активный образ жизни - гарантия здоровья ребенка;

- для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня - прекрасные средства для этого);

- детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты. поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты.


Наша справка

Детские инфекции – так называют группу инфекционных болезней, которые люди переносят в основном в детстве. К ним обычно относят ветряную оспу (ветрянку), краснуху, инфекционный паротит (свинку), корь, скарлатину, полиомиелит, коклюш, дифтерию. Инфекции передаются от больного к здоровому ребенку.

После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому повторно этими инфекциями заболевают редко. Сейчас почти от всех детских инфекций есть вакцины.

Ветряная оспа (ветрянка)

Ее вызывает вирус герпеса, который передается воздушно-капельным путем от больных детей к здоровым. Инкубационный период – от 10 до 21 дня.

Заболевание начинается с подъема температуры, который сопровождается появлением сыпи в виде пятнышек, общим недомоганием. Пятна со временем превращаются в пузырьки с прозрачной жидкостью, которые лопаются, подсыхают, после чего образуются корочки. Типичное отличие ветряной оспы от других заболеваний, сопровождающихся высыпаниями, – это наличие сыпи на волосистой части головы. На коже больного одновременно присутствуют все элементы сыпи: и пятна, и пузырьки, и корочки. Новые подсыпания возможны в течение 5–7 дней. Подсыхание ранки и образование корочек сопровождается сильнейшим зудом.

Больной ветряной оспой является заразным с момента появления первого элемента сыпи и еще 5 дней после появления последнего элемента.

Лечение

При нормальном течении ветрянка не требует лечения. Главное – гигиена и хороший уход, которые позволяют не допустить нагноения элементов сыпи.

В России пузырьки принято смазывать зеленкой. На самом деле это необязательно – в западных странах, например, зеленку не используют. Во многом ее применение действительно неудобно: она пачкает белье, долго не смывается. Но у нашей традиции есть и плюсы. Если отмечать зеленкой новые элементы сыпи, несложно отследить момент, когда подсыпания прекратились.

При повышении температуры выше 38 °C следует дать ребенку жаропонижающее средство, предпочтение – лекарствам на основе парацетамола. Не стоит забывать об антигистаминных препаратах и местных бальзамах и мазях для облегчения зуда. Применение противогерпетических препаратов не рекомендуется: у ребенка при их приеме не формируется иммунитет, и возможно повторное заражение.

Профилактика

Против вируса ветряной оспы есть вакцина, она зарегистрирована в России, но не входит в Национальный календарь прививок, то есть ее не делают всем бесплатно. Родители могут привить ребенка за деньги в центрах вакцинопрофилактики.

Дифтерия


Болезнь начинается с повышения температуры тела (обычно не выше 38 °C), появляются небольшая болезненность, умеренное покраснение слизистых оболочек. В тяжелых случаях температура сразу повышается до 40 °C, ребенок жалуется на головную боль и боль в горле, иногда в животе. Миндалины могут отекать настолько, что затрудняют дыхание.

Лечение

Ребенка госпитализируют и вводят ему противодифтерийную сыворотку. После госпитализации проводится дезинфекция помещения, в котором находился больной. Все лица, находившиеся в контакте с ним, подлежат бактериологическому обследованию и медицинскому наблюдению в течение 7 дней. Детям, контактировавшим с больным, на этот срок запрещено посещать детские учреждения.

Профилактика

Все дети получают прививку от дифтерии комбинированной вакциной АКДС. В редких случаях заболеть может и привитый ребенок, но заболевание будет протекать в легкой форме.

Коклюш

Инфекция, которая передается воздушно-капельным путем и вызывает мучительный кашель. Источник заражения – больной человек. Инкубационный период – от 3 до 14 дней (чаще 7–9). В течении болезни различают три периода.

Катаральный период характеризуется появлением упорного сухого кашля, который постепенно усиливается. Также может наблюдаться насморк и повышение температуры до субфебрильной (но чаще она остается нормальной). Этот период может длиться от трех дней до двух недель.

Спазматический, или судорожный, период характеризуется кашлевыми приступами. Они состоят из кашлевых толчков – коротких выдохов, следующих один за другим. Время от времени толчки прерываются репризой – вдохом, который сопровождается свистящим звуком. Приступ заканчивается выделением густой слизи, может быть и рвота. Тяжесть приступов нарастает в течение 1–3 недель, затем стабилизируется, потом приступы становятся более редкими и сходят на нет. Продолжительность судорожного периода может составлять от 2 до 8 недель, но нередко затягивается на большее время.

После этого наступает период разрешения. В это время кашель, который вроде бы уже прошел, может возвращаться, но больной не заразен.

Лечение

Назначаются антибиотики из группы макролидов, противокашлевые препараты центрального действия, бронхорасширяющие препараты в ингаляциях. Важную роль в терапии играют немедикаментозные методы: пребывание на свежем воздухе, щадящий режим, питание высококалорийной пищей, небольшими объемами, но часто.

Профилактика

Прививка от коклюша внесена в Национальный календарь и делается детям бесплатно. Иногда болеют и привитые дети, но в легкой форме.

Вирусная инфекция, которая распространяется воздушно-капельным путем. Источник заражения – больной человек. Инкубационный период – 8–17 дней, но может удлиняться до 21 дня.

Начинается корь с повышения температуры до 38,5–39 °C, насморка, сухого кашля, появления светобоязни. У ребенка могут возникать рвота, боль в животе, жидкий стул. В это время на слизистых щек и губ, на деснах можно обнаружить серовато-белые пятнышки величиной с маковое зерно, окруженные красным венчиком. Это ранний симптом кори, позволяющий поставить диагноз еще до появления сыпи.

Сыпь – мелкие розовые пятна – возникает на 4–5‑й день болезни. Первые элементы появляются за ушами, на спинке носа. К концу первых суток она покрывает лицо и шею, локализуется на груди и верхней части спины. На вторые сутки распространяется на туловище, а на третьи – покрывает руки и ноги.

Лечение

В лечении кори применяются противовирусные препараты, а также иммуномодуляторы. В тяжелых случаях могут назначаться внутривенные инъекции иммуноглобулина. В остальном лечение симптоматическое.

Постельный режим нужен не только в дни высокой температуры, но и 2–3 дня после ее снижения.

Перенесенная корь сказывается на нервной системе. Ребенок становится капризным, раздражительным, быстро утомляется. Школьников надо на 2–3 недели освободить от перегрузок, ребенку дошкольного возраста продлить сон, прогулки.

Профилактика

Первую прививку против кори делают всем детям в год, вторую в 7 лет.

Краснуха


Типичное проявление краснухи – припухание и легкая болезненность заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Одновременно (или на 1–2 суток позже) на лице и всем теле появляется бледно-розовая мелкопятнистая сыпь. Еще через 2–3 суток она бесследно исчезает. Высыпание может сопровождаться небольшим подъемом температуры тела, легкими нарушениями в работе дыхательных путей. Но нередко таких симптомов не бывает.

Осложнения исключительно редки. Опасна краснуха лишь в том случае, если ею заболела беременная женщина, особенно в первые месяцы. Болезнь может стать причиной тяжелых пороков развития плода.

Лечение

Специфического лечения краснухи в настоящее время нет. В остром периоде больной должен соблюдать постельный режим. При повышении температуры применяют жаропонижающие препараты, при зудящей сыпи – антигистаминные средства.

Профилактика

Не так давно прививка от краснухи была введена в Национальный календарь.

Инфекционный паротит (свинка)

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Инкубационный период – от 11 до 21 дня.

Заболевание начинается с повышения температуры до 38–39 °C, головной боли. Позади ушной раковины появляется опухоль, сначала с одной, а через 1–2 дня и с другой стороны. Больной становится заразным за 1–2 дня до появления симптомов и выделяет вирус первые 5–7 дней болезни.

У мальчиков‑подростков нередко развивается еще и орхит – воспаление яичка: возникает боль в мошонке, яичко увеличивается в размерах, мошонка отекает. Отек проходит через 5–7 дней. Тяжело протекающий орхит, особенно двухсторонний, может в будущем привести к бесплодию.

Для паротитной инфекции типично и воспаление поджелудочной железы, которое дает о себе знать схваткообразной, иногда опоясывающей болью в животе, тошнотой, снижением аппетита.

Также нередки серозные менингиты. Это осложнение проявляется новым скачком температуры на 3–6‑й день болезни, головной болью, рвотой, повышенной чувствительностью к звуковым и зрительным раздражителям. Ребенок становится вялым, сонливым, иногда у него возникают галлюцинации, судорожные подергивания, может быть потеря сознания. Но эти явления при своевременной и рациональной терапии длятся недолго и не отражаются на последующем развитии ребенка.

Лечение

По назначению врача дают противовирусные, иммуномодулирующие, жаропонижающие, обезболивающие средства, на слюнные железы накладывают сухой согревающий компресс.

При орхите консультация хирурга или уролога обязательна, часто требуется лечение в условиях стационара. При серозном менингите ребенку требуется постоянное медицинское наблюдение в стационаре.

Профилактика

Для профилактики паротитной инфекции все дети вакцинируются в соответствии с Национальным календарем прививок.

Скарлатина

Заболевание вызывает бета-гемолитический стрептококк группы А. Заразиться можно не только от больного скарлатиной, но и от больных стрептококковой ангиной. Инкубационный период – 2–7 дней. Больной становится заразным с момента заболевания. Если болезнь протекает без осложнений, то уже через 7–10 дней выделение стрептококка прекращается. Если же развиваются осложнения, то заразный период затягивается.

Заболевание, как правило, начинается с внезапного повышения температуры, рвоты, боли в горле. Через несколько часов, а иногда на другой день появляется сыпь. Она мелкая, обильная, на ощупь жестковатая. Особенно густо сыпью покрываются щеки. Другие типичные места интенсивной сыпи – бока, низ живота, пах, подмышечные и подколенные впадины. Сыпь держится 3–5 дней. Легкая скарлатина протекает с кратковременными высыпаниями.

Постоянный признак скарлатины – ангина. Язык в первые дни покрывается серо-желтым налетом, а со 2–3‑го дня начинает очищаться с краев и кончика, становясь малиновым. Лимфатические узлы под углами нижней челюсти увеличиваются, при прикосновении болят.

Бета-гемолитический стрептококк группы А также способен поражать сердце, суставы, почки, поэтому необходимо своевременное лечение заболевания.

Лечение


Ребенку назначают антибиотики. Используют комбинированные препараты от боли в горле, как при ангине. При необходимости дают жаропонижающие средства. Рекомендуется щадящая диета, обильное питье.

Через три недели после начала заболевания рекомендуется сделать электрокардиограмму, сдать мочу на анализ и показать ребенка отоларингологу, чтобы убедиться в отсутствии осложнений.

Профилактика

Больной скарлатиной должен быть изолирован в отдельную комнату, ему следует выделить отдельную столовую посуду, полотенце. Изоляция больного прекращается после выздоровления, но не ранее 10 дней от начала болезни. Прививки от этого заболевания нет.

Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика. Характеристика воздушно-капельных и кишечных инфекций. Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями. Виды и симптомы инфекционных заболеваний. Литература по здоровьесбережению детей.

Рубрика Медицина
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.11.2015
Размер файла 41,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по Медико-биологическим и социальным основам здоровья

1. Инфекционные заболевания

1.1 Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика

1.2 Воздушно-капельные инфекции

1.3 Кишечные инфекции

1.4 Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями

1.5 Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела

2. Виды инфекционных заболеваний, причины, симптомы, профилактика

3. Аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей

Человек живет в мире, где его окружает множество опасностей, которые угрожают не только его нормальной жизнедеятельности, но и могут привести к смертельному исходу. Одной из таких опасностей и являются инфекционные болезни.

Инфекционные болезни сопровождают человека с момента его обособления из животного мира и становления как вида. По мере возникновения общества и развития социального образа жизни человека многие инфекции получили массовое распространение.

Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. В связи с этим проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.

Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

Цель работы заключается в ознакомлении с общими характерными признаками инфекционных болезней. Задача - охарактеризовать симптоматику инфекций и указать методы профилактики. Контрольная состоит из трех глав. В первой главе приводится общие сведения об инфекционных заболеваниях. Во второй главе описываются симптомы и профилактика инфекционных заболеваний. В третьей - составлен аннотированный список нормативно-правовой литературы по проблеме здоровьесбережения детей.

1. Инфекционные заболевания

1.1 Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика

Болезнь начинается с проникновения микробов в организм человека. Если защитная система (антитела и иммунитет) не в состоянии подавить болезнетворные бактерии, то развивается инфекционное заболевание.

Инфекционные болезни - обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими. Сущность инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем - макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью. Поскольку инфекционные заболевания способны переноситься от одного человека к другому, то это может грозить широким распространением инфекции, если не принять соответствующие защитные меры.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах является несоолюдение требований гигиены. Играет роль и то, что в закрытых помещениях тесное и продолжительное общение детей между собой способствует передаче инфекции от одного ребенка к другому. Особенно важно проведение профилактических мероприятий в детских учреждениях закрытого типа. Профилактика инфекций в этих учреждениях должна осуществляться не эпизодически, а путем планомерного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.

Правильная планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе и к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация приема детей. Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел. На основе данных обследования врач выдает соответствующую справку. Помимо того, в детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих в соседстве с ним нет заразных заболеваний.

После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих.

Большое значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; вместе с тем выясняется, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции).

Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также и с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т. д. Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологические организации) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством против заноса инфекции в ясли и детские сады. Следует также добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире.

Весьма важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригодности участка и помещений для летнего отдыха детей решает санитарно-эпидемиологическая организация. Без визы органов санитарного надзора выезд учреждения не разрешается.

Перед вывозом детей на дачу лучше всего обеспечить круглосуточное пребывание их в дошкольном учреждении в течение 2--3 недель. При этом положении контакт с заразными больными будет в большей мере ограничен.

У детей, выезжающих на летний отдых, должны быть справки от санитарно-эпидемиологической станции об отсутствии заразных заболеваний по месту жительства. [5]

1.2 Воздушно-капельные инфекции

Воздушно-капельные инфекции можно разделить на вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная и респираторно-синцитиальная инфекция, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).

Имеются следующие общие признаки, позволяющие объединить эти заболевания в одну группу:

1) воздушно-капельный механизм заражения;

2) выраженные местные изменения, сочетающиеся с общими проявлениями;

3) склонность к эпидемиям;

4) широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола.[1]

1.3 Кишечные инфекции

Тем не менее человека, ни разу не болевшего кишечной инфекцией, просто не существует. Не существует хотя бы потому, что имеется множество способов нейтрализации всех многочисленных защитных сил -- глотать, не пережевывая, чтобы слюна не успела до микробов добраться, переедать, нейтрализовать щелочными напитками кислый желудочный сок, убивать собственных микробов антибиотиками и т. д.

Но наиглавнейшей причиной кишечных инфекций было, есть и будет несоблюдение элементарных гигиенических норм -- неправильное хранение пищевых продуктов, немытые руки, снующие между обеденным столом и туалетом мухи. В конце концов, какими бы замечательными защитными силами человеческий организм ни обладал, всегда найдется такое количество микробов, нейтрализовать которое просто невозможно.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть бактерии (дизентерийная палочка, сальмонелла, стафилококк, палочка брюшного тифа, вибрион холеры) и некоторые вирусы.

Конкретное имя конкретного возбудителя конкретной кишечной инфекции интересует, прежде всего, медицинских работников. Объем, направленность и интенсивность противоэпидемических мероприятий во многом определяется именно видом возбудителя.

Одни бактерии распространяются через воду, другие -- через продукты питания, причем продукты эти не какие угодно, а совершенно определенные. В одном случае -- овощи, в другом -- яйца, в третьем -- молочные продукты и т. д.

Одни бактерии очень заразны (например возбудитель холеры), другие -- поменьше.

В одном случае заболевание развивается стремительно и представляет собой реальную угрозу человеческой жизни, в другом -- симптомы развиваются медленно, а сама болезнь не особенно опасна.

Микробы, возбудители кишечных инфекций, могут (как правило, так оно и происходит) поражать не весь желудочно-кишечный тракт, а определенные его отделы. Воспалительный процесс в каждом таком отделе имеет свое медицинское название: воспаление желудка -- ГАСТРИТ, двенадцатиперстной кишки -- ДУОДЕНИТ, тонкого кишечника -- ЭНТЕРИТ, толстого кишечника -- КОЛИТ.

1.4 Заболевания, вызываемые кокковыми бактериями

Кокки, это шаровидные сапрофитные бактерии и основными патологическими видами, являются стрептококки и стафилококки, это в основном обитатели пищеварительных и дыхательных путей, а также слизистых оболочек половых органов.

Рассматривая такие кокки, как стафилококки, следует отметить, что они могут провоцировать процессы знойно - воспалительного характера они могут поразить любые органы и ткани, эти кокки лидируют среди других кокков, по своей устойчивости к воздействию на них любых поколений антибиотиков. Эти кокки также устойчивы к другим факторам воздействия, как к химическому воздействию, так и физическому, они выживают при нагревании 75 градусов и химической обработке 5% раствором фенола. В том случае, когда у человека будет хотя бы микроскопическое повреждение слизистой или кожи, то это будут входные ворота для этого вида кокков, что является причиной пневмонии, ангин, фурункулов, абсцессов и других патологий.

Кроме того стафилококки могут вызвать заражение крови или сепсис и при этом инкубационный период будет длиться не более пяти дней, но болезнь может поразить человека и в течение всего нескольких часов. Поэтому все заболевания, связанные со стафилококковыми инфекциями протекают остро, хотя организм и вырабатывает к ним иммунитет, но на продолжительное время. Кроме того стрептококки могут вызывать заболевания местного характера, это может быть скарлатина, рожа, остеоилит, тонзиллит, фарингит, ангину, а также они могут быть виновниками развития эндокардита, нефрита и ревматизма.

Менингококки обычно проникают через слизистую оболочку носоглотки, а вот гонококки могут быть причиной развития гонореи, это венерическое заболевание и бленнореи, заболевание глаз. Лечение кокковых инфекций проводят с помощью антибиотиков и микролидов, это препараты резерва при лечении кокковых инфекций, особенно при лечении синуситов и воспаления мягких тканей.

Лечение кокковых больных химиотерапевтическими препаратами и антибиотиками, зависит от состояния их иммунной системы, поэтому лечение такими антибиотиками как тетрациклин, биомицин и левомицетин при средних дозах лечения, не вызывают существенных изменений в формировании иммунной реакции организма при заболевании кишечными инфекциями и другими воспалительными процессами, связанными с кокковыми бактериями.

В основном все виды коков поддаются лечением антибиотиками, только следует знать какие антибиотики, и при каких видах коков их можно применять, например гепатиты можно лечить антибиотиками пенициллинового ряда вместе с сульфаниламидными препаратами. Все виды лечения необходимо назначать после проведения анализов, и по назначению врача. [2]

1.5 Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела

Слово "эпидемиология" в переводе на русский язык означает учение об эпидемиях, наука об инфекционных заболеваниях, о закономерностях их возникновения, распространения, ликвидации и профилактики. Возникновение и распространения инфекционных болезней в обществе называется эпидемическим процессом. Эпидемия инфекционных или паразитарных болезней - возникновение необычного большого или неожиданного для конкретной территории и времени года числа случаев заболеваний достоверно либо предположительно инфекционной и паразитарной природы. Эпидемия часто развивается очень быстро, поэтому требуется проведение оперативных мероприятий.

Большое влияние на течение эпидемического процесса оказывает социальные фактор - условия жизни населения: плотность населения, степень комнатного благоустройства, уровень санитарной культуры, миграционные процессы, своевременность проведения профилактических мероприятий и др.

Медицинские мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями делятся на профилактические и противоэпидемиологические. Профилактические мероприятия проводят независимо от наличия инфекционных болезней. Их цель - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

Под противоэпидемическими мероприятиями понимают совокупность мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию инфекции в эпидемическом очаге. От того, насколько отработана эта система, какова эффективность и своевременность их проведения, зависит результативность комплекса предпринятых мер борьбы, а следовательно, и уровень последующих заболеваний в очаге.

Комплекс противоэпидемических мероприятий должен включать следующие меры:

· в отношении источника инфекции;

· направленные на разрыв путей передачи инфекции;

· направленные на повышение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Особое внимание уделяется осуществлению тех мероприятий, которые являются наиболее эффективными в создавшейся ситуации и в местных условиях, и к которым следует отнести:

· своевременное выявление первого инфекционного заболевания;

· первичную изоляцию больного и выявление лиц, бывших с ним в контакте;

· установление диапазона, эвакуацию с соблюдением требований строгого эпидемического режима, госпитализацию и лечение;

· сигнализацию (экстренное оповещение) о выявленном больном;

· изоляционно-ограничительные или режимные (карантинные) мероприятия;

· дальнейшее выявление, обследование, изоляцию и наблюдение за лицами, контактирующими с заболевшими;

· проведение экстренной и специфической профилактики;

· проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпидемических очагах;

· отбор и исследование пищевых продуктов и питьевой воды на зараженность микроорганизмами, свойственными данной инфекционной болезни в эпидемическом очаге;

· усиление наблюдения за пострадавшим населением из- за возможности появления случаев инфекционных заболеваний и проведение профилактических мероприятий;

· проведение разъяснительной работы о мерах личной, общественной профилактики в очагах инфекции при ЧС.

Дезинфекция является одним из важнейших элементов при борьбе с заразными болезными. Объем и методы дезинфекции устанавливаются в зависимости от природы возбудителя, особенностей путей передачи при данной инфекции и условий обстановки. Она направлена на уничтожение возбудителей инфекционных болезней и их переносчиков. Дезинфекцию проводят механическим, химическим и физическим методами.

Механический метод - обмывание, чистка щетками, протирание влажными тряпками.

Метод обеззараживания химическими средствами включает использование дезинфицирующих растворов : 0,2 - 0,5 % -ного раствора хлорной извести, 3 %-ного раствора хлорамина, 3-5 %-ного раствора фенола и др. При споровых формах (сибирская язва, столбняк и др.) обрабатывают более сильными растворами : 15 %-ным раствором ДТСГК, 20 %-ным раствором хлорной извести из расчета 1 -2 л/м2. Используются формальдегиды из расчета 10 - 12 мг/м3/12ч, 3%-ный раствор перекиси водорода, 4 %-ные растворы щелочей.

Физический метод - это использование высоких температур, солнечных лучей, ионизирующих излучений и др. для уничтожения микробов.

В целях предупреждения заражения спасатели в очаге инфекционных заболеваний должны строго соблюдать правила противоэпидемического режима. Каждый спасатель должен быть вовремя привит против той, инфекции, которая является высококонтагиозной и имеет распространение в очаге катастроф. Например, прививка чумной живой вакциной "ЕВ" делается не менее чем за 6 суток до прибытия в очаг. В эпидемическом очаге, особенно опасных инфекций, спасатель работает в защитной одежде, при показаниях - в противочумном костюме.

Спасателю проводится общая экстренная профилактика, по окончании работы - санитарная обработка. Пища и вода принимаются вне очага.

Спасатели при ликвидации эпидемического очага закрепляются за определенными зонами, объектами, за направлениями эвакуации населения из района катастроф. Их работой руководит представитель здравоохранения. [4]

инфекционный заболевание профилактика

2. Виды инфекционных заболеваний, причины, симптомы, профилактика

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.