Ветеринарное законодательство инфекционные болезни

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии"

30 декабря 2001 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 30 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 12 июня, 30 декабря 2008 г., 10, 28 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 2 августа, 27 декабря 2019 г.

См. комментарий к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

14 мая 1993 года.

Регулируются отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.

Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Устанавливается система государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии"

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г., N 24, ст. 857

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 524-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ)

Положения статьи 21 настоящего Закона в части молочных продуктов промышленного изготовления не применяются со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Ветеринарное законодательство— это совокупность юридичес­ких норм, охватывающих своим действием область профессио­нального труда ветеринарных специалистов и других лиц, связан­ных с животноводством, производством, переработкой, реализа­цией, транспортировкой продуктов и сырья животного происхож­дения.

Ветеринарное законодательство регламентирует:

обязательные ветеринарные мероприятия;

обязательные зоогигиенические и ветеринарно-санитарные ус­ловия содержания и кормления животных;

ветеринарные требования при реализации животных и продук­тов животноводства;

правила ветеринарно-санитарной экспертизы;

способы применения ветеринарных препаратов;

порядок проведения диагностических исследований животных;

нормы материального и трудового обеспечения ветеринарной работы;

правовые вопросы ветеринарного дела;

систему государственного ветеринарного надзора;

право на занятие ветеринарной деятельностью;

систему финансирования ветеринарной деятельности;

организационную структуру ветеринарной службы.

Основные задачи ветеринарии в Российской Федерации:

реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;

формирование федеральных программ по подготовке специали-

контроль за соблюдением ветеринарного законодательства Рос­сийской Федерации органами исполнительной власти, должност­ными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчинен­ности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными граж­данами и лицами без гражданства — владельцами животных и про­дуктов животноводства;

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

осуществление государственного ветеринарного и ведомствен­ного ветеринарно-санитарного надзора.

К ведению Российской Федерации в области ветеринарии отно­сятся:

федеральное ветеринарное законодательство;

разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных бо­лезней животных, проведению научных исследований по пробле­мам ветеринарии, а также контроль за их реализацией;

организация и обеспечение деятельности Государственной вете­ринарной службы Российской Федерации;

установление и отмена на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых неза-раЗИЫХболезней животных;

государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов, технических средств ветеринарного назна­чении, руководство системой их стандартизации и аттестации, вы­дача разрешений на их производство и реализацию;

р! |работкаи утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм по безопасности кормов и кормовых добавок;

ОХринмтерритории Российской Федерации от заноса заразных боля шейживотных из иностранных государств;

сотрудничество с международными организациями, иностран­ными государствами по вопросам ветеринарии.

11ОЛИОМОЧИЯ субъектов Федерации в области ветеринарии. Респуб-1ИКИи составе Российской Федерации, автономная область, авто­номные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург ) импещ.но решают вопросы ветеринарии, за исключением

К ведению Государственного совета в области ветеринарии от­носятся:

законодательное регулирование ветеринарного дела в Республи­ке Татарстан;

установление порядка организации и деятельности республи­канских и местных органов государственной власти и управление по вопросам ветеринарии.

К ведению Кабинета Министров относятся:

разработка и принятие нормативно-правовых актов по ветери-I (ариии осуществлению государственного управления в этой облас­ти;

обеспечение рациональной организации и эффективной дея­тельности ветеринарной службы;

принятие решений о введении и отмене на территории Респуб­лики Татарстан карантина или других ограничений в случае воз­никновения эпизоотии инфекционных болезней;

сотрудничество с международными организациями, иностран­ными государствами по вопросам ветеринарии.

К ведению местных органов государственной власти и управле­ния в области ветеринарии относятся:

установление и отмена на соответствующих территориях, в хо­зяйствах, дворах карантина, особых условий и режимов хозяй­ственной деятельности, направленных на ликвидацию особо опасных заболеваний животных;

организация контроля за санитарным состоянием окружающей среды в зоне деятельности животноводческих ферм, комплексов, других предприятий по производству, переработке продуктов и сы­рья животного происхождения; осуществление мер по предупреж­дению инфекционных заболеваний животных, эпизоотии и их лик­видация;

принятие мер к уменьшению потерь поголовья, животноводчес­кой продукции от болезней, падежа и снижения качества;

содействие созданию и развитию предприятий по производству средств ветеринарного назначения;

принятие решений по организации профилактики отдельных особо опасных заболеваний животных и борьба с ними.

Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалис­ты с высшим и средним ветеринарным образованием. В своей дея­тельности они руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны соответствующим орга­нам управления Государственной ветеринарной службы. Они могут занимать соответствующие должности в государственных учрежде­ниях, на сельскохозяйственных предприятиях, в кооперативах, ма­лых предприятиях, коммерческих ветеринарных учреждениях.

Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпри­нимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в соот­ветствующих органах управления Государственной ветеринарной службы:

Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; управления (отделы) вете­ринарии при правительствах республик в составе Российской Фе­дерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администра­ций автономной области, автономных округов, краев, областей, го­родов Москвы, Санкт-Петербурга, районов и городов;

ветеринарные научно-исследовательские и научно-производ­ственные учреждения;

ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринар­ного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии, ветеринарные лаборато­рии, станции по борьбе с болезнями животных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, районов и го­родов;

подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животновод­ства, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно-санитарного профиля.

В отдельных республиках созданы Главные управления ветери­нарии в составе правительств (Республика Татарстан, Удмуртская Республика). Во многих областях, краях, республиках сохранены отделы ветеринарии в составе органов управления сельским хозяй­ством.

Государственный ветеринарный надзор— это деятельность орга­нов управления, учреждений и организаций Государственной вете­ринарной службы РФ, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, об­наружения и пресечения нарушений ветеринарного законодатель­ства.

Государственный ветеринарный надзор включает:

выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней живот­ных;

организацию и контроль за полнотой выполнения противоэпи-зоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреж­дению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и жи­вотных, и мероприятий по охране территории Российской Феде­рации от заноса заразных болезней животных из иностранных го­сударств;

разработку ветеринарных правил, других нормативных ак­тов, обязательных для исполнения при ведении животновод-

ства, содержании животных, птиц, рыб, пчел, производстве, хранении, перевозке и реализации животноводческой продук­ции;

осуществление контроля за проведением организационно-про­изводственных, общих профилактических, противоэпизоотичес-ких и ветеринарно-санитарных мероприятий, соблюдением дей­ствующих ветеринарных правил предприятиями, организациями, гражданами;

установление порядка применения в ветеринарии биологичес­ких, химических и других препаратов, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов природных и техногенных катастроф;

применение мер по пресечению нарушений ветеринарного за­конодательства и привлечение к ответственности лиц, их совер­шивших.

Государственный ветеринарный надзор осуществляют:

главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации и его заместители;

главный государственный ветеринарный инспектор республики В составе Российской Федерации и его заместители;

главный государственный ветеринарный инспектор автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и их заместители;

главный государственный ветеринарный инспектор района и го­рода;

главный государственный ветеринарный инспектор зонального управления государственного ветеринарного надзора на Государ­ственной границе Российской Федерации и транспорте;

начальник подразделения государственного ветеринарного над­зора на предприятиях по переработке и хранению продуктов живот­новодства.

Главные государственные ветеринарные инспектора и их замес­тители имеют право:

беспрепятственно посещать и обследовать предприятия, учреж­дения и организации с целью проверки исполнения ветеринарного законодательства Российской Федерации, проведения противо-эпизоотических мероприятий и соблюдения действующих ветери­нарных правил;

предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий, об устранении нарушений ве­теринарного законодательства Российской Федерации;

выявлять и устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и неблагополучия в ветеринарно-санитарном отношении животноводческой продук­ции;

вносить предложения в органы государственной власти и управ­ления о создании в установленном законодательством порядке

принимать решение о проведении профилактической вакцина­ции животных по эпизоотическим показаниям;

приостанавливать или запрещать производство, хранение, пере­возку и реализацию животноводческой продукции до устранения ветеринарно-санитарных правонарушений;

привлекать к административной ответственности должностных лиц и граждан.

Меры по охране территории Российской Федерации от заноса за­разных болезней животных из иностранных государств. Кввозу в Рос­сийскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных го­сударств, с соблюдением требований ветеринарного законодатель­ства Российской Федерации и условий, предусмотренных междуна­родными договорами с участием Российской Федерации.

Закупают за рубежом и ввозят в Российскую Федерацию живот­ных, продукты животноводства и корма с разрешения главного го­сударственного ветеринарного инспектора Российской Федера­ции.

Обязанности органов исполнительной власти и органов Государ­ственной ветеринарной службы Российской Федерации в случаях воз­никновения очагов заразных и массовых незаразных болезней живот­ных.В случаях возникновения очагов заразных болезней и массо­вых незаразных болезней животных Правительством Российской Федерации, правительствами республик, администрациями облас­тей, краев, округов, районов, городов вводятся карантин или другие ограничения по предупреждению распространения и ликвидации очагов указанных болезней животных. Создаются чрезвычайные противоэпизоотические комиссии.

Владельцы животных и производители продуктов животновод­ства обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных, безопас-

ность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животно­водства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие по­мещения и сооружения для хранения кормов, переработки продук­тов животноводства, не допускать загрязнения окружающей при­родной среды отходами животноводства;

соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требо­вания при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию Объектов,связанных с содержанием животных, переработкой, хра­нением и реализацией продуктов животноводства;

предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требо­ванию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновремен­ного массового заболевания животных;

до прибытия специалистов-ветеринаров принять меры по изо­ляции животных, подозреваемых в заболевании;

соблюдать ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов живот­новодства;

выполнять указания специалистов в области ветеринарии о про­ведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Республиканскими законами о ветеринарии предусмотрены до­полнительные обязательства и права владельцев животных, продук­тов и сырья.

Например, в Республике Татарстан владельцы животных, про­дуктов и сырья обязаны:

получать разрешение главного государственного ветеринарного инспектора республики на строительство и эксплуатацию животно­водческих помещений, объектов по переработке, хранению и реа­лизации продуктов животноводства;

содержать изолированно всех вновь завезенных животных, огра­ничить контакт животных с посторонними лицами и бродячими животными;

обеспечить ветеринарному специалисту необходимые условия труда и фиксацию животных во время осуществления ветеринар­ных обработок.

Владельцы животных и продуктов животноводства имеют право: получать ветеринарное обслуживание животных, заключение о пригодности продукции животноводства для питания и других ви­дов использования; требовать предъявления ветеринарного свиде­тельства при покупке животных на рынке.

Республиканскими законами о ветеринарии предусмотрено бо­лее детальное регламентирование финансирования ветеринарной службы. В Республике Татарстан установлено, что источником фи­нансирования государственных ветеринарных учреждений являют­ся средства государственного бюджета, хозрасчетные средства и внебюджетные поступления (добровольные взносы предприятий, организаций, благотворительных фондов и граждан).

Ветеринарная помощь, оказываемая сельскохозяйственным предприятиям и гражданам, и ветеринарные мероприятия на пере­рабатывающих предприятиях оплачиваются на договорной основе. При этом полностью сохраняются бюджетные ассигнования, выде­ляемые на содержание государственных ветеринарных учрежде­ний.

Республиканскими законами о ветеринарии предусмотрены до­полнительные льготы ветеринарным специалистам. Например, в Республике Татарстан предусмотрено, что ветеринарным специа­листам, имеющим высшее и среднее специальное образование, ра­ботающим в районных ветеринарных объединениях, обслуживаю­щих сельскую местность, а также ушедшим на пенсию, независимо от места проживания предоставляются бесплатно квартиры и ком­мунальные услуги (ст. 24). Ветеринарным врачам и фельдшерам ус­танавливается надбавка за непрерывный стаж работы от 10 до 50 % должностного оклада и т. д.

Основныевиды правонарушений вобласти ветеринарии.Наложе­ние штрафов на должностных лиц и граждан влечет следующие пра­вонарушения:

отказ от проведения обязательных профилактических меропри­ятий (исследование, иммунизация животных), нарушение сроков их проведения;

нарушение правил карантина;

несоблюдение действующих ветеринарных правил, направлен­ных на обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отно­шении продуктов животноводства;

несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных;

производство и использование неблагополучных в ветеринар­ном отношении кормов, явившихся причиной возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней живот­ных;

1 МП Л I I И V I Л 11(1

| ' | ' 11 I I* | М'1 I 1 1 ' К I. I I И

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской федерации.

Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. Совершение должностными лицами и гражданами следующих нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации:

отказ от проведения обязательных профилактических мероприятий (исследование, иммунизация животных) и нарушение сроков их проведения;

нарушение правил карантина;

несоблюдение действующих ветеринарных правил, направленных на обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных;

производство и использование неблагополучных в ветеринарном отношении кормов, явившихся причиной возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;

невыполнение норм и правил по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

нарушение ветеринарных правил при осуществлении международных (экспортных, импортных, транзитных) и внутренних перевозок животных, продуктов животноводства, других подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов всеми видами транспорта;

реализация и использование продуктов животноводства, не подвергнутых ветеринарно-санитарной экспертизе; несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

несоблюдение ветеринарно-санитарных требований по сбору и утилизации сепараций в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, указанных в части третьей статьи 14 настоящего Закона;

несоблюдение ветеринарно-санитарных правил при переработке и использовании кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения, при выпуске предприятиями продукции, не отвечающей ветеринарно-санитарным требованиям

влечет наложение штрафа: на граждан - в размере до пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до десятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

2. Дела о правонарушениях, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, рассматривают соответствующие органы государственного ветеринарного надзора. Рассматривать дела о правонарушениях и налагать следующие взыскания от имени соответствующих органов государственного ветеринарного надзора вправе:

главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации - штраф на граждан в размере до пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до десятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда;

главные государственные ветеринарные инспектора республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - штраф на граждан в размере до четырехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до девятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда;

главные государственные ветеринарные инспектора районов и городов - штраф на граждан в размере до трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до шестикратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

Должностными лицами соответствующих органов государственного ветеринарного надзора штраф может взиматься на месте:

на рынках - за нарушение ветеринарно-санитарных правил торговли животными, продуктами животноводства, другими пищевыми продуктами;

на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, автомобильных и иных дорогах, трассах перегона животных - за нарушение ветеринарных правил перевозки (перегона) животных и продуктов животноводства;

на Государственной границе Российской Федерации - за нарушение действующих ветеринарных правил по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Ветеринарное законодательство регламентирует:

1) ветеринарные мероприятия, обязательные для выполнения в животноводческих хозяйствах, комплексах, крестьянских, фермерских, подсобных хозяйствах, животноводческих кооперативных и других предприятиях, занятых разведением и выращиванием животных;

2) обязательные зоогигиенические и ветеринарно-санитарные условия содержания, кормления и производственного использования животных;

3) порядок и условия карантинирования животных, охраны хозяйств, населенных пунктов, водоемов от заноса возбудителей заразных болезней;

4) ветеринарные требования при реализации животных, продуктов и сырья животного происхождения;

5) правила ветеринарно-санитарной экспертизы;

6) способы и условия применения биологических, химиотерапевтических, дезинфицирующих препаратов, их дозировку, методики проведения диагностических исследований на инфекционные, инвазионные болезни и других специальных мероприятий, когда требуется неукоснительное соблюдение установленных методик;

7) порядок и критерии оценки результатов диагностических исследований;

8) нормы материального обеспечения ветмероприятий;

9) нормы затрат труда ветспециалистов на выполнение ветработ;

10) правовые вопросы ветеринарного дела;

11) порядок госветнадзора и его организацию, правила деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный ветнадзор;

12) систему и порядок финансирования ветеринарной деятельности;

13) организационную структуру ветеринарной службы.

Закон российской федерации о ветеринарии

Закон о ветеринарии – это правительственный акт, определяющий задачи организаций и учреждений государственной ветеринарии, права и обязанности ветеринарных специалистов, состоящих на государственной службе или работающих на сельскохозяйственных предприятиях, кооперативных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности руководителей хозяйств, других должностных лиц, а также населения по сохранению поголовья животных.

Основными задачами ветеринарии в РФ являются:

1) реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;

2) формирование федеральных программ по подготовке специалистов в области ветеринарии, производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии;

3) контроль за соблюдением ветеринарного законодательства органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства – владельцами животных и продуктов животноводства;

4) охрана территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

5) проведение государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора.

Названные задачи в стране решают государственная ветеринрная служба, ведомственные ветеринарно-санитарные службы, а также специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

К ведению РФ относятся:

1) федеральное законодательство;

2) разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацией;

3) формирование и реализация на территории России федеральных программ в области ветеринарии;

4) установление и отмена на территории России карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

5) государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию;

6) разработка и утверждение вет.-сан. требований и норм по безвредности кормов и кормовых добавок;

7) охрана территории страны от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

8) сотрудничество с международными организациями, иностранными государствами по вопросам ветеринарии.

Республики в составе РФ, автономные области, округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением тех, которые отнесены к ведению органов РФ.

Законом предусмотрено право на ветеринарную деятельность специалистов с высшим и средним ветеринарным образованием. В профессиональной деятельности они руководствуются ветеринарным законодательством РФ и подконтрольны соответствующим органам управления государственной ветеринарной службы. Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах управления государственной ветеринарной службы.

Второй раздел закона регламентирует государственную, ведомственную и производственную ветеринарные службы.

В систему государственной ветеринарной службы входят:

1) Департамент ветеринарии МСХ РФ, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов;

2) ветеринарные научно-исследовательские и научно-производственные учреждения;

3) ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, другие ветучреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии МСХ РФ, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных в республиках в составе РФ, автономных областей, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов; подразделения госветнадзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно-санитарного профиля.

Ведомственные ветеринарно-санитарные службы имеют Министерство обороны и Министерство внутренних дел РФ, Служба исполнения наказаний, ФСБ. Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут создавать производственные ветеринарные службы. Ведомственные ветеринарно-санитарные и производственные ветеринарные службы осуществляют свою деятельность под методическим руководством главного государственного ветеринарного инспектора РФ.

Третий раздел закона посвящен организации государственного, ведомственного и производственного ветеринарно-санитарного надзора. В нем приведены понятия о государственном ветеринарном надзоре, его основные функции перечень должностных лиц, осуществляющих государственный ветеринарный надзор; права главного государственного ветеринарного инспектора РФ, главных госветинспекторов национально-государственных, административно-территориальных образований и их заместителей; гарантии деятельности должностных лиц, учреждений и организаций госветслужбы РФ, осуществляющих госветнадзор.

Следует отметить, что государственные ветинспектора, другие должностные лица госветслужбы РФ, осуществляющие госветнадзор, являются представителями исполнительной власти и находятся под защитой государства.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с производством и хранением, переработкой и реализацией животных, продуктов животноводства и кормов, обязаны представлять безвозмездно в пользование учреждениям и организациям госветслужбы служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.

Ведомственный вет.-сан. надзор также осуществляется на объектах Министерства обороны, Министерства внутренних дел РФ и др. в соответствии со специальными положениями.

Четвертый раздел регламентирует общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства. Законом предусмотрено, что при планировке и строительстве животноводческих объектов различного типа и форм собственности должны быть предусмотрены благоприятные условия для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей природной среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней. В помещениях для временного или постоянного содержания животных также должны обеспечиваться благоприятные для их здоровья условия.

Важное место в законе занимают меры по охране территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; заготовке, переработке, хранению, перевозке и реализации продуктов животноводства; производству, внедрению и применению вакцин и других средств защиты животных от болезней.

Изложены обязанности предприятий, учреждений и граждан – владельцев животных и производителей продуктов животноводства. Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства – производители этих продуктов.

Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

1) осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

2) соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

3) предоставлять работникам государственных ветеринарных органов по их требованию животных для осмотра, извещать их обо всех случаях внезапного падежа и массового заболевания животных; выполнять мероприятия по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Пятый раздел регламентирует защиту населения от болезней общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

В шестом разделе предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарного законодательства РФ; основания и порядок применения органами государственного ветнадзора мер административной ответственности за нарушение ветзаконодательства РФ.

Седьмой раздел регламентирует международные отношения по ветеринарным вопросам.

1) руководители животноводческих ферм, предприятий и организаций (председатели колхозов, директора совхозов, животноводческих комплексов, птицефабрик, подсобных хозяйств руководители акционерных обществ, животноводческих товариществ, ассоциаций, заведующие фермами, начальники цехов, управляющие отделениями и т.д.);

2) животноводы (колхозники, рабочие совхозов, фермеры, крестьяне, кооператоры арендаторы и другие работники животноводства);

3) руководители предприятий, цехов по переработке, транспортировке, торговле, хранению продуктов и сырья животного происхождения (директора мясокомбинатов, молочных, кожсырьевых заводов, работники железнодорожного, водного, воздушного транспорта, руководители предприятий общественного питания, торговли, работники рынков и т.д.);

4) ветеринарные работники (ветврачи и фельдшеры);

5) граждане страны и иностранных государств, если ими допущены нарушения ветеринарного законодательства в период пребывания в нашей стране.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении вет. законодательства РФ, несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.