Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний в детской поликлинике

Данная работа выполнена нашим автором и защищена студентом на "отлично" в 2014 году. Сейчас Вы можете получить ее, отправив нам заявку и оплатив стоимость заказа!

Если же Вы тут не нашли подходящий для Вас вариант, закажите у нас любую аналогичную работу, оформив заказ.

Мы будем рады Вам помочь!

ПЛАН

Глава 1. Современное состояние вакцинопрофилактики и перспективы дальнейшего его развития

1.1.Вакцинопрофилактика: исторические аспекты

1.2.Особенности проведения профилактических прививок среди детей разных возрастов на этапе поликлиники

1.3. Правовые аспекты вакцинопрофилактики

1.4. Анализ ассортимента вакцин с учётом современного подхода к иммунопрофилактике

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Анализ проведения профилактической работы по иммунизации на этапе детской поликлиники

2.1. Характеристика базы исследования. Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники

2.2. Медицинские иммунобиологические препараты, применяемые в детской поликлинике, условия их хранения

2.3. Показатели профилактической работы по проведению вакцинации среди детского населения. Календарь профилактических прививок. Правила подготовки детей к вакцинации. Поствакцинальный осмотр. Отчётность прививочного кабинета.

Выводы по 2 главе.

Здоровье каждого ребенка является объектом пристального внимания врачей с первых минут жизни новорожденного и до периода совершеннолетия. В современных условиях, когда демографическая ситуация все еще оставляет желать лучшего, на первый план выходит забота о сохранении, укреплении здоровья именно подрастающего поколения.

По данным статистики за последние годы первичная заболеваемость детского населения увеличилась за счет роста болезней органов дыхания, врожденных аномалий, болезней нервной системы, болезней системы кровообращения, болезней уха, инфекционных и паразитарных заболеваний.

Актуальность исследования. Сегодня прививки уже прочно вошли в нашу жизнь, как высокоэффективное средство профилактики опасных инфекционных заболеваний, которое имеет негативные последствия в виде осложнений, или даже смерти. В современной медицинской практике их делают либо с целью формирования невосприимчивости к опасным инфекциям, либо для лечения заразившегося человека на раннем этапе.

Цель исследования:

Изучить уровень вакцинопрофилактики детского населения по данным городской поликлиники.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить организацию работы прививочного кабинета детской поликлиники
  2. Описать медицинские иммунобиологические препараты, применяемые в детской поликлинике, условия их хранения
  3. Проанализировать показатели профилактической работы по проведению вакцинации среди детского населения.
  4. Дать определению календарю профилактических прививок. Рассказать о правилах подготовки детей к вакцинации.
  5. Ознакомится с отчётностью прививочного кабинета.
  6. На основании проведенных исследований сделать выводы и разработать предложения по повышению качества профилактической работы с детьми.

Для решения указанных задач нами будут использованы следующие основные методы исследования:

- исторический (для изучения и ретроспективного анализа работ, проведенных в данном направлении);

- статистический (для оценки полученных результатов);

Объект исследования – детское население, прикрепленное к детской поликлинике

Предмет исследования: изучение документации по вакцинопрофилактике детей и мнения родителей о необходимости прививочной работы.

Объем исследования - справочные издания, интернет сайты, нормативные документы, монографии, электронные издания, журнальные статьи.

Гипотеза исследования: при своевременной вакцинации можно защитить организм человека от инфекционных заболеваний.

Научная новизна: впервые проведено исследование по определению роли сестринского персонала в организации профилактической работы (вакцинопрофилактика) с детским населением.

Теоретическая значимость исследования - расширено представление об эффективности вакцинации на современном этапе.

Практическая ценность: полученные в результате исследования данные позволят оценить качество профилактической работы с детьми, определить роль сестринского персонала в ее организации, а также разработать предложения по повышению качества профилактической работы на поликлиническом этапе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[youtube.player]

Инфекционные болезни преследовали человека на протяжении всей его истории. Наш организм может приобрести устойчивость к инфекционным заболеваниям (иммунитет) двумя путями. Первый — заболеть и выздороветь. Второй путь — вакцинация. В этом случае в организм вводятся ослабленные микроорганизмы или их отдельные компоненты, которые стимулируют иммунный защитный ответ.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Проведение профилактических прививок (вакцинация) направлено на борьбу с инфекционными заболеваниями и основано на применении вакцин и анатоксинов для защиты восприимчивого к инфекциям населения.

Часто родители стоят перед выбором, делать своему чаду прививки или нет.

Увидев однажды ребёнка больного коклюшем, или дифтерией, вопрос о необходимости прививки у родителей даже бы не возник, т. к. эти заболевания считаются очень тяжелыми, а клиническая картина ужасает страданиями. Многие заболевания, особенно это касается дифтерии, имеют очень высокую смертность. Следует совершенно чётко понимать, что та группа заболеваний, против которых проводится вакцинация, является опасными, ведь существует реальный риск заражения.

Обязанность каждого медицинского работника предупредить о неоправданном риске.

В итоге, вакцинация – это продуманный шаг, отказ от вакцинации - неоправданный риск.

Вы не можете оградить себя и своих близких от всех опасностей, но вы можете избежать грозных инфекционных заболеваний.

Вакцинация необходима всем независимо от возраста. Большинство людей сейчас не знают о том, что многие прививки, сделанные однажды в детстве, необходимо повторять в течение всей жизни.

В Москве прививки проводятся в условиях поликлиник, в медицинских кабинетах детских дошкольных учреждений, школ, колледжей. Прививочные кабинеты имеются во всех детских и взрослых поликлиниках. Вы можете сделать бесплатно прививки себе и своим детям в государственной поликлинике по месту прикрепления.

Для этого необходимо записаться на прием к врачу, что не составит особого труда. Записаться на прием можно следующими способами.












КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ и меры его профилактики.


Последствия заболевания: от полного выздоровления до нарушений здоровья, приводящих к инвалидности и смерти.

Возбудитель болезни передается человеку в первые минуты присасывания зараженного вирусом клеща вместе с обезболивающей порцией слюны:

  • посещение неблагополучных по клещевому энцефалиту территорий в лесах, лесопарках, на индивидуальных садово-огородных участках,
  • заражение людей, не посещающих лес, может произойти при заносе клещей животными или людьми на одежде, с цветами, ветками и т.д.,
  • заражение возможно через молочные продукты, не прошедшие термической обработки (молоко коз, коров, зараженных вирусом клещевого энцефалита и продуктов на их основе),
  • также возможно заражение через кожу при раздавливании и растирании клеща, или расчесывании места укуса.

В том случае, если у Вас нет прививки и Вы находились на неблагополучной в отношении клещевого энцефалита территории, необходимо в течение 96 часов после присасывания клеща ввести специфический человеческий иммуноглобулин.

Детям в Детской городской клинической больнице №13 им.Н.Ф.Филатова, по адресу: Садовая-Кудринская, д.15.

Информацию о возможном риске заражения на интересующей территории можно получить в поликлинике.

Человеческий иммуноглобулин против клещевого энцефалита возможно применять перед вероятным контактом с вирусом клещевого энцефалита - укусом клеща в эндемичном районе (доэкспозиционная профилактика - в случае, если пройти курс вакцинации вы не успеваете и отложить поездку в неблагополучную территорию не представляется возможным). Защитное действие препарата начинается через 24-48 часов и продолжается около 4-х недель.

Как можно защититься от клещевого энцефалита?


Специфическая профилактика.

  • Предупредить заболевание клещевым энцефалитом можно при помощи профилактических прививок, которые в обязательном порядке проводятся лицам, выезжающим на работу или отдых в неблагополучные территории.
  • Предупредить заболевание клещевым энцефалитом можно при помощи профилактических прививок, которые в обязательном порядке проводятся лицам, выезжающим на работу или отдых в неблагополучные территории.
  • Прививаться отечественной вакциной следует не позднее, чем за 1,5 месяца до выезда в неблагополучную территорию.
  • Прививка отечественной вакциной состоит из 2-х инъекций, минимальный интервал между ними – 1 месяц.
  • После последней инъекции должно пройти не менее 14 дней до выезда в очаг, за это время вырабатывается иммунитет.

Базовые поликлиники по СВАО ГБУЗ ГП №218 ДЗМ ф.IV (ГП№153) по адресу: ул. Грекова, д.12, ГБУЗ ГП №218 ДЗМ ф.II (ГП№34) по адресу: ул. Лосевская, д.2 или в поликлинике по месту жительства (о наличии вакцины уточняйте по телефону).

  • ношение специальных защитных костюмов или использование приспособленной одежды максимально закрывающей кожные покровы преимущественно светлого оттенка (для более быстрого обнаружения ползающих клещей),
  • применение репеллентов с целью индивидуальной защиты от нападения клещей (нанесение на кожу и одежду),
  • регулярные само- и взаимоосмотры,
  • осмотры домашних животных.

Как снять клеща?


Снимать клеща следует очень осторожно, чтобы не оборвать хоботок, который глубоко и сильно укрепляется на весь период присасывания.

При удалении клеща необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами, как можно ближе к ротовому аппарату и держа строго перпендикулярно поверхности укуса повернуть тело клеща вокруг оси и извлечь его из кожных покровов,
  • Место укуса продезинфицировать любым пригодным для этих целей средством (70% спирт, 5 % йод, одеколон и т.д.),
  • после извлечения клеща необходимо тщательно вымыть руки с мылом,
  • снятого клеща следует сжечь или залить кипятком,
  • если произошел отрыв головки клеща или хоботка, место отрыва следует обработать 5% йодом и оставить до естественного отторжения.

Клещевой боррелиоз


Клещевой боррелиоз – острая бактериальная инфекция с широким спектром разнообразных симптомов.

Переносчиками также являются иксодовые клещи. Заражение людей происходит при присасывании инфицированного клеща.

Места заражения аналогичны таковым при клещевом энцефалите (см.выше).

Введение антибиотиков всем пострадавшим от нападения переносчиков без предварительного исследования присосавшегося клеща нецелесообразно, поскольку неоправданное употребление антибиотиков может оказаться в дальнейшем небезвредным для здоровья!

Специфическая профилактика клещевых боррелиозов в настоящее время не разработана!

Неспецифическая профилактика аналогична профилактике клещевого энцефалита (см.выше).

Клещей, извлеченных из кожи, возможно доставлять в лаборатории, где проводят исследования их на зараженность боррелиями и вирусом клещевого энцефалита (на платной основе).

На исследование снятых клещей можно направлять в:

Будьте здоровы!

В 2013 г. из 53 административных территорий московской области 2 являются эндемичными по клещевому вирусному энцефалиту: Дмитровский и Талдомский районы.

[youtube.player]

Введение.

В последние годы ситуация с инфекционной забо­леваемостью резко ухудшилась в целом по России, особенно в крупных городах. Высокий рост отмечают в группе так называемых управляемых инфекций. Это означает, что дети стали чаще болеть дифтерией, коклюшем, эпидемическим паротитом и другими ин­фекционными заболеваниями. Ученые связывают это с изменением социально-экономических условий, проще говоря — с ухудшением условий жизни. Но не только! Рост заболеваемости контролируемыми инфекци­ями связан с недостаточным охватом прививками подлежащих контингентов детей и взрослых, высокой частотой необоснованных отводов от прививок.

Ни одной медицинской науке человечест­во не обязано спасением стольких жизней, как вакцинологии, изучающей разработку и применение препаратов для профилактики заразных заболеваний - вакцинопрофилактика продемонстрировала впечат­ляющие успехи и, без сомнения, доказала, что является наиболее эффективным средством предупреждения ин­фекционных болезней. Одним из таких достижений яв­ляется ликвидация в XX веке натуральной оспы. На ближайшую перспективу ставятся задачи ликвидации полиомиелита, снижения заболеваемости корью, крас­нухой, дифтерией и паротитом. Создана широкая сеть кабинетов иммунопрофилактики в детских поликлиниках, открыты прививочные кабине­ты для иммунизации детей на платной основе. Разрабо­таны и внедрены в жизнь правовые основы вакцинопро­филактики.

В наступившем столетии вакцинопрофилактика бу­дет играть все возрастающую роль в защите населения от инфекций. Предполагается, что в XXI веке кален­дарь профилактических прививок составит иммуниза­цию против 35-40 инфекций. Сегодня с полной уве­ренностью можно сказать, что вакцинопрофилактика является эффективным методом предупреж­дения целого ряда инфекционных заболеваний.

Занятие 1. Вакцинация и иммунопрофилактика.

Вакцинация обеспечивает защиту как детского, так и взрослого населения от ряда тяжелых инфекционных заболеваний. К этому ряду относятся такие инфекции как туберкулез, гепатит, дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит, корь, краснуха, паротит, менингококковая инфекция, гемофильная инфекция, грипп и другие. По данным Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) во всем мире от вышеперечисленных инфекций ежегодно умирают или становятся инвалидами 4-5 миллионов детей. Успешное развитие медицины позволило найти эффективный метод профилактики, защиты от этих заболеваний – метод своевременной вакцинации. Своевременная вакцинация – это иммунопрофилактика в сроки, представленные в национальном календаре прививок (каждая страна имеет свой, отвечающий международным требованиям календарь прививок).

Иммунопрофилактика – метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета. Иммунитет - способность человеческого организма противостоять не­благоприятным внешним факторам, например бактериям, вирусам, гри­бам, ядам различного происхождения, попадающим в организм с пищей и воздухом. Условно иммунитет можно разделить на общий и специфи­ческий. В реализации общего иммунитета участвуют центральные орга­ны иммунитета (вилочковая железа, небные миндалины и др.), кожные покровы, слизистые оболочки, белки крови и т. п. Средства специфиче­ского иммунитета (антитела - иммуноглобулины G и М) избирательны и образуются после перенесенного заболевания или прививки. У ребенка с высоким уровнем общего иммунитета снижается не толь­ко риск поствакцинальных осложнений, но и вероятность заболеть тем инфекционным заболеванием, от которого его прививают.

- специфическая (направленная против конкретного возбудителя)

- неспецифическая (активация иммунной системы организма в целом)

- активная (выработка защитных антител самим организмом в ответ на введение вакцины)

- пассивная (введение в организм готовых антител)

Успешное развитие медицины позволило найти эффективный метод профилактики, защиты от инфекционных заболеваний – метод своевременной вакцинации.

Вакцинация – это введение в организм человека ослабленного или убитого болезнетворного агента (или искусственно синтезированного белка, который идентичен белку агента) для того, чтобы сформировать иммунитет путем выработки антител для борьбы с возбудителем заболевания. Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например, возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита А и В и др.) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка и др.). Чем больше людей имеют иммунитет к той или иной болезни, тем меньше вероятность у остальных (неиммунных) заболеть, тем меньше вероятность возникновения эпидемии. Выработка специфического иммунитета до проективного (защитного) уровня может быть достигнута при однократной вакцинации (корь, паротит, туберкулеза) или при многократной (полиомиелит, АКДС).

Вакцинация – это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.

Вакцины — это биологические препараты, пред­назначенные для создания у людей, животных и птиц иммунитета к возбудителям заразных заболеваний. Их получают из ослабленных или убитых микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности. Основу каждой вакцины составляют защитные антигены, пред­ставляющие собой лишь небольшую часть бактериаль­ной клетки или вируса и обеспечивающие развитие специфического иммунного ответа.

Кому и для чего необходимы вакцины

Массовые прививочные мероприятия необходимы для подготовки организма к быстрой и эффективной встре­че с болезнетворным микробом. Вакцины, содержащие бактерии, вирусы или их антигены в безопасной форме, вводятся для того, чтобы иммунная система успела пред­варительно "познакомиться" с этим возбудителем и мо­билизовать свои защитные ресурсы. Уже при повторной встрече с настоящим "врагом" организм будет готов очень быстро развить реакцию, которая в состоянии устранить вторгшийся вирус или бактерию до того, как им удастся в нем обосноваться и начать размножение.

Вакцины вводят в организм разными способами.

Способы введения вакцин

Пероральный (через рот). Классическим примером пероральной вакцины является ОПВ - живая полиомиелитная вакцина. Обычно таким образом вводятся живые вакцины, защищающие от кишечных инфекций (полиомиелит, брюшной тиф). Для этого вида вакци­нации не требуется специального образования и подго­товки.

Внутрикожный и накожный. Классическим приме­ром, предназначенным для внутрикожного введения является БЦЖ. Другие вакцины с внутрикожным введением - живая туляремийная вакцина и вак­цина против натуральной оспы. Традиционным местом для накожного введения вакцин является либо плечо (над дельтовидной мышцей), либо предплечье - сере­дина между запястьем и локтевым сгибом.

Подкожный путь введения вакцин. Довольно традиционный путь введения вакцин и других иммунобиологиче­ских препаратов на территории бывшего СССР, хорошо известный укол "под лопатку" (так вводятся гангренозные и стафилококковые анатоксины). В целом этот путь ис­пользуется как для живых, так и инактивированных вакцин. Местом вакцинации могут быть как плечо (боковая поверх­ность середины между плечевым и локтевым суставами), так и передне-боковая поверхность средней трети бедра.

Внутримышечный путь введения вакцин - наибо­лее предпочтительный способ вакцинации. Детям делать прививку в ягодичную область не рекомендуется, так как в этом возрасте хорошо развит подкожно-жиро­вой слой, и попасть в ягодичную мышцу весьма затруд­нительно. Кроме того, любая инъекция в ягодичную область сопровождается определенным риском по­вреждения седалищного нерва у людей с анатомически­ми особенностями его прохождения в мышцах. Поэтому наиболее предпочтительным местом для внутримышеч­ного введения вакцин у детей до 2 лет является переднебоковая поверхность бедра (в средней его трети). В этом месте значительно развита мышечная масса, а подкож­но-жировой слой тоньше, чем в ягодичной области.

У детей старше 18 месяцев и взрослых предпочти­тельным местом введения вакцин является дельтовидная мышца (мышечное утолщение в верхней части плеча под головкой плечевой кости). Для вакцинации де­тей младших возрастов это место введения не исполь­зуется в связи с недостаточным развитием мышечной массы и большей болезненностью.

Некоторые вакцины (например, живую гриппозную) вводят через нос с помощью специальных распылите­лей. Разрабатывается аэрозольный способ введения вак­цины на слизистые оболочки полости рта и верхних дыхательных путей, а также в виде таблеток или леден­цов для рассасывания во рту.

Ревакцинация (повторное введение вакцины) направлена на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями.

На развитие поствакцинального иммунитета влияют следующие факторы:

- факторы, связанные с самой вакциной;

- факторы, зависящие от организма:

- состояние индивидуальной иммунной реактивности,

- состояние организма в целом,

- факторы, связанные с внешней средой:

- качество питания человека,

- условия труда и быта,

- физико-химические факторы среды.

Занятие 2. Профилактические прививки.

Вакцины, применяемые для профилактических прививок.

Календарь прививок, рекомендованный в РФ.

Национальный календарь профилактических прививок, 2007 г.

Возраст

Наименование прививки

В первые 24 часа жизни

Первая вакцинация — против гепатита В

Новорожденные (3-7 дней)

Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ)

Вторая вакцинация против вирусного гепатита В, первая вакцинация против дифтерии, коклюша, стол­бняка, полиомиелита

Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столб­няка, полиомиелита

Третья вакцинация вирусного гепатита, против дифтерии, коклюша, столб­няка, полиомиелита.

Четвертая вакцинация против вирусного гепатита В, кори, эпидемического паротита, краснухи

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

Вторая ревакцинация против полиомиелита

Ревакцинация против кори, эпидемического па­ротита, краснухи

Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка

Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ)

Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка, ревакцинация против туберкулеза, третья ревакцинация против полиомиелита

Взрослые от 18 лет

Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

Дети от 1 года до 17 лет, взрослые от 18 до 55 лет не привитые ранее

Вакцинация против вирусного гепатита В

Общая характеристика вакцин прививочного календаря

В России производится около 40 видов вакцин. Среди них:

1.Живые вакцины (грипп, корь, эпидемический па­ротит, полиомиелит, сибирская язва, туберкулез, лихорадка Ку, туляремия, чума, бруцеллез);

2.Убитые (инактивированные) вакцины (бешен­ство, брюшной тиф, грипп, клещевой энцефалит, коклюш, холера, лептоспироз, сыпной тиф, гер­пес);

3. Химические вакцины (менингококковая инфек­ция, холера, брюшной тиф);

4. Анатоксины (дифтерия, столбняк, ботулизм);

5. Рекомбинантные вакцины (гепатит В).

Живые вакцины готовятся из апатогенных возбу­дителей, т.е. ослабленных в искусст­венных или естественных условиях. Вакцинные штаммы утрачивают свои патогенные свойства и те­ряют способность вызывать у человека инфекционное заболевание, но сохраняют способность размножаться в месте введения, а в дальнейшем в лимфатических узлах и внутренних органах. Инфекция, искусствен­но вызванная введением вакцины, продолжается в течение определенного времени, не сопровождается клинической картиной заболевания и стимулирует образование иммунитета к патогенным штаммам микроорганизмов. В единичных случаях могут воз­никнуть заболевания, вызванные непосредственно введением вакцины. Иногда причиной является ос­лабленный иммунитет прививаемого, иногда — ос­таточная вирулентность вакцинного штамма. Живые вакцины создают более длительный и прочный иммунитет, чем инактивированные и хи­мические вакцины. Для создания такого прочного иммунитета достаточно однократного вве­дения вакцины. В связи с тем, что вакцины изготовлены на основе живых микроорга­низмов, соблюдается ряд требований для со­хранения вакцин.

Инактивированные вакцины готовятся из инактивированных (путем нагревания, обработки спиртом, ацетоном, формалином) вирулентных штаммов бакте­рий и вирусов, обладающих набором необходимых антигенов. При вышеуказанных способах обработки структура антигенов почти не повреждается и в то же время достигается полная инактивация вакцин.

Для создания длительной защиты требуется нео­днократное введение инактивированных вакцин (так как их эффективность ниже, чем у живых).

Химические вакцины обладают слабой реактогенностью, могут вводится неоднократно и в больших до­зах. Они устойчивы к влиянию среды и могут приме­няться в различных ассоциациях, направленные од­новременно против нескольких инфекций.

Анатоксины стимулируют образование антитокси­ческого иммунитета, который уступает иммунитету, появившемуся естественным путем (после перенесе­ния заболевания) или после введения живых вакцин. Антитоксический иммунитет не дает гарантий, что привитый человек не станет носителем бактерий. Если анатоксин неполностью инактивирован (причи­ной может быть недостаточный контроль при произ­водстве), могут возникать признаки, характерные для данного заболевания.

Рекомбинантные вакцины - достаточно новое на­правление в производстве вакцин. Это вакцины, полученные с помощью генной инженерии. В генетический аппарат неболезнетворного вируса встраивают участок ДНК болезнетворного вируса. Они на практике доказали свою эффективность, безопасность, пригод­ность к применению в комплексе с другими вакцина­ми. Однако, пока что, только рекомбинантная вакцина против гепатита В заняла свое место в календаре прививок и в прививочной практике вообще.

Комбинированные (комплексные) вакцины ши­роко применяются в мировой практике. Среди них: АКДС, живая комплексная вакцина для профилакти­ки кори, паротита и краснухи (производится только за рубежом), вакцина против кори, паротита и крас­нухи в комбинации с живыми вакцинами против полиомиелита и ветряной оспы, трехвалентная полиомиелитная вакцина (живая, инактивированная), менингококковая вакцина, вакцина против гриппа и др.

Занятие 3. Противопоказания к проведению профилактических прививок.

Побочные эффекты. Осложнения.

Отношение медиков к противопоказаниям к вакцинации постоянно меняется. Все меньше становится поводов для "отводов", так как короче становится пере­чень заболеваний, освобождающих от прививок. Напри­мер, многие хронические заболевания не являются сей­час противопоказанием для прививки. Наоборот, только своевременная вакцинация таких больных позволяет уменьшить число осложнений во время очередного обо­стрения. В качестве примера можно привести тяжелое течение кори у больных с расстройствами питания, ин­фицированных туберкулезом и ВИЧ, коклюша у недо­ношенных детей, краснухи у больных сахарным диабе­том, гриппа у больных бронхиальной астмой, пневмо­кокковой инфекции у больных с заболеваниями крови, вирусных гепатитов у больных с заболеваниями печени, ветряной оспы у больных лейкозом. Уменьшение противопоказаний для прививок связано и с совершенствованием технологии производства вакцин.

Все противопоказания делятся на:

Ложные — противопоказания, которые таковыми не являются. В этот список включены диагнозы, которые обозначают мнимую патологию, например, дисбактериоз у детей с нормальным стулом. Вопрос о прививке в каждом конкретном случае решает врач;

Относительные (временные) — противопоказание есть в данный момент, однако по прошествии времени оно мо­жет быть снято. Временным противопоказанием при плановой вакцинации является острое заболевание или обострение хронического процесса. В таких случаях прививки делают не ранее чем через 1 месяц после выздоровления .

Абсолютные (постоянные) — противопоказания, которые следу­ет тщательно соблюдать. Эти противопоказания изложены в инструкции по применению вакци­ны и перед каждой прививкой необходим осмотр врачом. При наличии такого рода противопока­зании, данная прививка не проводится ни при каких условиях, так как повышается риск разви­тия поствакцинальных осложнений. Среди по­стоянных противопоказаний существуют общие для всех вакцин. Это чрезмерно сильная реакция или осложнение на предыдущее введение вакци­ны. Имеются противопоказания для введения живых вакцин: злокачественные новообразования, беременность, некоторые заболевания иммунной системы. Кроме того, каждая вакцина может иметь свое противопоказание, например в случае вак­цины против гепатита В - это аллергическая реак­ция на пекарские дрожжи, для гриппозной вак­цины — аллергия к куриному белку.

Абсолютные (постоянные) противопоказания к вакцинации:

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.