Устранение источника инфекции это

На нашем языке постоянно обитает больше 600 видов известных микроорганизмов, но у нас больше шансов подхватить инфекцию в общественном транспорте. Что является источником инфекционного заболевания? Как действует механизм заражения?

Патогенность организмов

Заражение болезнетворными микроорганизмами называется инфекцией. Термин появился ещё в 1546 году благодаря Джироламо Фракасторо. В настоящее время науке известно приблизительно 1400 микроорганизмов, они окружают нас повсюду, однако инфекции не развиваются в нас ежесекундно.


Условно-патогенные микроорганизмы (кишечная палочка, гриб кандида) не вызывают у здорового человека никаких реакций. Они могут обитать в окружающей среде, быть частью микрофлоры нашего организма. Но при определенных условиях, например при слабом иммунитете, они становятся патогенными, то есть вредными.

Источник инфекций

Инфекционное заболевание может быть вызвано проникновением в организм патогенных грибков, вирусов, простейших, бактерий, прионов. Источником возбудителей инфекции является среда, которая способствует их развитию. Такой средой зачастую выступает человек или животное.

Попадая в благоприятные условия, микроорганизмы активно размножаются, а затем покидают источник, оказываясь во внешней среде. Там болезнетворные микроорганизмы, как правило, не размножаются. Их количество постепенно уменьшается вплоть до полного исчезновения, а различные неблагоприятные факторы только ускоряют этот процесс.


Окружающая среда как передатчик

Важно понимать, что окружающая среда - это не источник инфекции. Она всегда выступает лишь посредником для передачи микроорганизмов. Недостаточная влажность, отсутствие питательных веществ и несоответствующая температура внешней среды являются неблагоприятными условиями для их развития.

Воздух, предметы быта, вода, почва сначала сами подвергаются заражению, а уже потом транспортируют паразитов в тело хозяина. Если микроорганизмы находятся в этих средах слишком долго, они погибают. Хотя некоторые обладают особой стойкостью и могут сохраняться даже в неблагоприятных условиях на протяжении многих лет.

Сильной устойчивостью обладает возбудитель сибирской язвы. В почве он сохраняется несколько десятков лет, а при кипячении погибает только через час. Он также абсолютно равнодушен к дезинфицирующим препаратам. Возбудитель холеры Эль-Тор способен сохраняться в почве, песке, продуктах и фекалиях, а прогревание водоема до 17 градусов позволяет палочкам размножаться.


Источники инфекции: виды

Инфекции делятся на несколько типов, в соответствии с тем, в каких организмах они размножаются и кому могут передаваться. Исходя из этих данных, выделяют антропонозы, зооантропонозы и зоонозы.

Зооантронозы или антропозоонозы вызывают болезни, при которых источником инфекции является человек или животное. У людей заражение чаще всего происходит через животных, в особенности через грызунов. К зоонозным инфекциям относится бешенство, сап, туберкулез, лептоспироз, сибирская язва, бруцеллез, трипаносомоз.


Антропонозной болезнь является в том случае, когда источник инфекции – человек, и передаваться она может только другим людям. Сюда относится возвратный, сыпной и брюшной тиф, ветряная оспа, гонорея, грипп, сифилис, коклюш, холера, корь и полиомиелит.

Зоонозами называют инфекционные болезни, для которых благоприятной средой является организм животного. При определенных условиях заболевание может передаваться людям, но от человека к человеку - нет. Исключение составляют чума и желтая лихорадка, способные циркулировать среди людей.

Выявление инфекции

Зараженный человек или животное может стать причиной широкого распространения заболевания в пределах одного, нескольких населенных пунктов, а иногда и нескольких стран. Опасные заболевания и их распространения изучают эпидемиологи.

При обнаружении хотя бы одного случая инфекции врачи выясняют все подробности заражения. Происходит выявление источника инфекции, определение её вида и способов распространения. Для этого чаще всего применяется эпидемиологический анамнез, который заключается в опросе больного о недавних действиях, контактах с людьми и животными, дате проявления симптомов.

Полная информация о заразившемся является крайне полезной. С её помощью удается выяснить путь передачи инфекции, возможный первоисточник, а также потенциальный масштаб (станет ли случай единичным или массовым).

Первоначальный источник инфекции выявить не всегда легко, их может быть сразу несколько. Особенно это трудно сделать при антропозоонозных заболеваниях. В таком случае главной задачей эпидемиологов является определение всех потенциальных источников и путей передач.

Способы передачи

Существует несколько механизмов передачи инфекции. Фекально-оральный характерен для всех кишечных болезней. Вредоносные микробы в избытке находятся в кале или рвотных массах, в здоровый организм они попадают с водой или контактно-бытовым способом. Так происходит, когда источник инфекции (больной человек) плохо моет руки после туалета.

Респираторный, или воздушно-капельный действует при вирусных инфекциях, которые поражают дыхательные пути. Перенос микроорганизмов происходит при чихании или кашле вблизи незараженных объектов.


Трансмиссивный подразумевает передачу инфекции через кровь. Произойти это может при укусе переносчиком, например блохой, клещом, малярийным комаром, вшами. Контактным путем переносятся возбудители, которые располагаются на коже или слизистых. Проникают в организм через раны на теле или во время прикосновения к больному.

Половым путем передаются в основном венерические заболевания, как правило, непосредственно при половом контакте. Вертикальный механизм передачи представляет заражение плода от матери во время беременности.

Специфичность передачи инфекции

Для каждого вида микроорганизмов характерен свой механизм, благодаря которому вирусы или бактерии попадают в организм хозяина. Как правило, таких механизмов несколько, а определенные факторы внешней среды иногда могут поспособствовать передаче паразитов.

В то же время способ, который подходит одним микробам, совершенно не способствует переносу других. Например, многие возбудители респираторных инфекций абсолютно бессильны перед желудочным соком. Попадая в кишечно-желудочный тракт, они гибнут и не вызывают развития заболевания.

Некоторые механизмы попадания вредоносных микробов в организм могут, наоборот, ускорить развитие болезни. Так, попадание возбудителя сифилиса в кровоток при помощи зараженной медицинской иглы вызывает осложнения. Болезнь протекает интенсивнее.

Заключение

Инфекция представляет собой совокупность биологических процессов, возникающих и развивающихся в организме при внедрении в него патогенной микрофлоры. Недуг может поразить как человека, так и животного. Основными механизмами передачи является контактный, половой, воздушно-капельный, фекально-ротовой, вертикальный пути.

Источник инфекции – это среда, благоприятная для размножения и распространения микробов. Подходящими условиями зачастую обладают люди и животные. Окружающая среда, как правило, выступает в роли посредника.


Она обычно не обладает условиями для жизнедеятельности патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Продолжительное пребывание во внешней среде способствует их вымиранию. В отдельных случаях микроорганизмы способны сохраняться в почве, воде, песке от нескольких дне до десятилетий.

Отличие инфекционных заболеваний от всех других заключается в том, что организм человека после выздоровления приобретает невосприимчивость к повторному внедрению вызвавшего болезнь микроорганизма. Эту невосприимчивость называют иммунитетом.

В ответ на внедрение в организм чужеродного антигена вырабатываются специфические вещества белковой природы – антитела.

Иммунная реакция организма – это взаимодействие антигена с антителом. Важная особенность иммунитета – распознавание и отличие своего от чуждого.

Природой предусмотрено несколько разновидностей иммунитета. Наследственный иммунитет связан с видовой принадлежностью человека. Он передается по наследству от родителей к их ребенку. Далее различают естественно и искусственно приобретенный иммунитет. Первый формируется в результате перенесенного заболевания. Второй формируется активно или пассивно. При активном формировании искусственного иммунитета в организм вводят вакцину. Это ослабленный каким-либо способом, но сохранивший все свои вредные свойства патогенный микроорганизм. Введение его в организм человека вызывает инфекционное заболевание, которое протекает в легкой форме, но с очень выраженной иммунной реакцией. При пассивном формировании искусственного иммунитета в организм вводят уже готовые антитела (сыворотка или гамма-глобулин).

Сформированный тем или иным способом иммунитет имеет определенную продолжительность. У пассивного иммунитета она колеблется от нескольких недель до двух-трех месяцев. Активный иммунитет действует дольше. Например, оспенная вакцинация (прививка) дает полную гарантию, что человек никогда не заболеет оспой. Вакцина от дифтерии или столбняка (при троекратной вакцинации) гарантирует защиту в течение 10 лет. Затем требуется повторная вакцинация (ревакцинация).

К органам иммунной системы человека относятся:

Профилактика инфекционных болезней

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение болезней, в частности инфекционных, сохранение здоровья и продление жизни человека.

Профилактика инфекционных заболеваний проводится по трем основным направлениям:

· устранение источника инфекции;

· выключение (разрыв) путей передачи возбудителя инфекции;

· повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации).

Устранение источника инфекции включает следующие мероприятия:

· дезинфекцию – уничтожение возбудителя инфекции в объектах внешней среды, помещениях, на территориях, предметах ухода, а также на белье, одежде, кожных покровах людей и животных;

· дезинсекцию – уничтожение во внешней среде вредоносных насекомых;

· дератизацию – уничтожение грызунов.

При возникновении очага инфекционного заболевания на зараженной территории вводится карантин или обсервация.

Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекций, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

Карантин – полная изоляция очага заражения от населения. Вокруг очага инфекции выставляется вооруженная охрана, организуются комендантская служба и патрулирование, запрещается въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение находящихся в карантине людей производится через специальные пропускные пункты под строгим медицинским контролем.

Продолжительность карантина и обсервации зависит от длительности инкубационного периода заболевания и исчисляется с момента изоляции (госпитализации) последнего больного и завершения дезинфекционной обработки очага инфекции.

Дезинфекция территории, сооружений, оборудования, техники и различных предметов может проводиться с использованием противопожарной, сельскохозяйственной, строительной и другой техники; небольшие объекты обеззараживаются с помощью ручной аппаратов.

Для дезинфекции применяются растворы хлорной извести и хлорамина, лизола, перекиси водорода, формалина и др.

После проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводится полная санитарная обработка лиц, принимавших участие в осуществлении названных мероприятий.

При необходимости организуется санитарная обработка и остального населения.

Для предотвращения распространения инфекционных болезней необходимо соблюдать следующие правила:

· все пищевые продукты нужно подвергать термической обработке; посуду надо мыть с применением препаратов бытовой химии, затем ополаскивать обильным количеством воды; фрукты и овощи необходимо тщательно мыть в проточной воде; нельзя забывать и о мытье рук перед едой и после туалета;

· при простудных заболеваниях простым и надежным способом предупреждения заболевания является обычная трехслойная марлевая повязка; для больного надо выделить индивидуальную посуду и мыть ее с использованием дезинфицирующих средств; носовые платки больного нужно кипятить и хорошо проглаживать утюгом;

· эффективный способ предупреждения распространения кровяных инфекций – уничтожение или отпугивание насекомых;

· предупреждать зоонозные инфекции нужно несколькими способами: домашние животные должны регулярно проходить ветеринарный контроль; при увеличении численности переносчиков зоонозных инфекций, а это грызуны: мыши, крысы и др., проводят их дератизацию (уничтожение);

· сокращение заболеваний, передающихся контактно-бытовым способом, можно добиться повышением гигиенической культуры людей, укреплением нравственности и морали, стимулированием общественной нетерпимости ко всем проявлениям анти-культуры, нарушению этических норм и правил (важный элемент в этом процессе – образование и воспитание детей и подростков, привитие им культуры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как указывалось, эпидемический процесс возникает и поддерживается только при наличии трех звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителя, восприимчивого населения. Следовательно, устранение одного из звеньев неизбежно приведет к прекращению эпидемического процесса.

Основные противоэпидемические мероприятия включают:

1. Меры, направленные на устранение источника инфекции:выявление больных, бактерионосителей, их изоляция и лечение; обнаружение лиц, общавшихся с заболевшими, для последующего наблюдения за состоянием их здоровья, чтобы своевременно установить новые случаи заболеваний и своевременно изолировать больных людей.

2. Мероприятия, направленные на пресечение путей распространения инфекции и на предотвращение расширения границ очага:

а)режимные ограничительные меры – обсервация и карантин. Обсервация– специально организованное медицинское наблюдение за населением в очаге инфекции, включающее ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и изоляцию заболевших в целях предупреждения распространения эпидемии. Одновременно с помощью антибиотиков проводят экстренную профилактику, делают необходимые прививки, ведут наблюдение за строгим выполнением правил личной и общественной гигиены. Срок обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода для данного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге. Карантин – это система наиболее строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний;

б) дезинфекционные мероприятия, включающие не только обеззараживание, но также дезинсекцию, дератизацию (уничтожение насекомых и грызунов);

3. Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к инфекции,среди которых наиболее важное значение имеют методы экстренной профилактики возникновения заболевания:

а) иммунизация населения по эпидемическим показаниям;

б) использование противомикробных средств в профилактических целях (бактериофаги, интерфероны, антибиотики).

Указанные противоэпидемические меры в условиях эпидемического очага обязательно дополняются проведением целого ряда организационных мероприятий, направленных на ограничение контактов среди населения. В организованных коллективах проводится санитарно-просветительная и воспитательная работа, привлекаются средства массовой информации. Важное значение приобретает воспитательная и санитарно-просветительная работа педагогов с учащимися школ.

Методы дезинфекции

Методы дезинфекции в эпидемическом очаге. Дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей и устранение источников инфекции, а также предотвращение дальнейшего распространения. Дезинфекционные мероприятия включают:

1) дезинфекцию (методы уничтожения болезнетворных микроорганизмов),

2) дезинсекцию (методы уничтожения насекомых – переносчиков возбудителей заразных болезней),

3) дератизацию (методы уничтожения грызунов – источников и распространителей инфекции).

Кроме дезинфекции имеются и другие способы уничтожения микроорганизмов: 1) стерилизация (кипячение инструментов в течение 45 минут предупреждает заражение эпидемическим гепатитом), 2) пастеризация – нагрев жидкостей до 50-60 градусов с целью их обеззараживания (например, молока). В течение 15-30 минут погибают вегетативные формы кишечной палочки.

Виды дезинфекции. В практике различают два основных вида:

1. Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в семье, общежитии, детском учреждении, на железнодорожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится текущая и заключительная дезинфекция. Текущая дезинфекция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы. Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного, либо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной человек (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т.д.

2. Профилактическаядезинфекциявыполняется 1 раз в сутки или 2-3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматических лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции. Для дезинфекции применяются физические и химические методы обеззараживания. К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение. Химические методы дезинфекции осуществляются с применением химических препаратов, обладающих высокой бактерицидной активностью (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические моющие средства. Биологические методы дезинфекции – это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например, с помощью микробов-антагонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Для проведения очаговой текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5% раствор хлорсодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях – 1,0%, в очагах активного туберкулеза – 5,0%. При работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблюдать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Инфекционные заболевания – не случайные эпизоды, а закономерные явления в истории человеческого общества, которые развиваются и изменяются вместе с ним. На смену одним инфекциям приходят другие, а с ними – новые проблемы их профилактики.

Инфекционные заболевания возникают при заражении макроорганизма (человека, животного) микроорганизмами (вирусами, бактериями, простейшими, грибами).

По механизму передачи инфекционные болезни делят на 4 группы:

1. Кишечные инфекции. Возбудители проникают в организм человека через желудочно-кишечный тракт с водой, пищей или при контакте с больным; выделяются с калом, рвотными массами, иногда с мочой.

2. Инфекции дыхательных путей. Возбудители проникают через слизистые верхних дыхательных путей и выделяются от больного с капельками мокроты при кашле, чихании, разговоре.

3. Кровяные инфекции. Механизм передачи:

· трансмиссивный – через укусы кровососущих насекомых

· искусственный – при переливании инфицированной крови, использовании нестерильных медицинских инструментов

· контактно-кровяной – при травмах, инфицированных кровью больного

4. Инфекции наружных покровов. Механизм заражения – контактный.

Заболеваемость многими инфекциями остается очень высокой, а их распространенность – глобальной. До сих пор в мире ежегодно регистрируется свыше 1 млрд. случаев инфекционных болезней желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей.

В настоящее время в структуре инфекционной заболеваемости в мире растет удельный вес вирусной патологии, так как

̶ вирусы – наиболее молодой вид возбудителей, заболевания трудно поддаются лечению

̶ вирусы обладают большой изменчивостью, сложно создать вакцины для профилактики данных заболеваний

̶ постоянно появляются новые вирусы и новые вирусные заболевания (вирусные геморрагические лихорадки, птичий и свиной грипп).

Поэтому главная задача в борьбе с инфекционными заболеваниями, в том числе вирусными возлагается на профилактику.

Профилактика инфекционных заболеваний (prophylaktikos – предохранительный) – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционного заболевания в коллективе, а также устранение факторов риска.

Общие – общегосударственные мероприятия, направленные на улучшение жизни, питания, отдыха граждан, систематический контроль за качеством пищевых продуктов, за санитарным состоянием транспорта, общесанитарные мероприятия (улучшение качества водоснабжения, санитарная очистка населенных мест).

Частные – профилактические мероприятия, проводимые специалистами ЛПУ и самим населением.

Мероприятия, направленные на устранение источника инфекции – больного человека или животного:

1. Выявление, изоляция дома или в стационаре (т.к. они заразны), лечение и диспансерное наблюдение.

2. Выявление и обследование контактных с больным лиц.

3. Санитарно-просветительная работа в очаге инфекции.

санитарно – гигиенические
дезинфекция
дезинсекция
дератизация

1. Улучшение экологических, социально-бытовых условий жизни человека.

2. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима.

3. Использование одноразовых медицинских инструментов, средств индивидуальной защиты при работе с биологическими жидкостями больного (защитные очки, щитки, перчатки). Среднестатистический риск заражения ВИЧ-инфекцией медработников составляет: при случайном уколе иглой – 0,3 % (1 на 300), при попадании вируса на поврежденную кожу, в глаза или на слизистые оболочки – 0,1 % (1 на 1 000).

4. Соблюдение правил личной гигиены:

· Мыть руки после посещения туалета (в фекалиях пациентов, находящихся в меди­цинских учреждениях, прежде всего обнаруживают энтеровирусы, сальмонеллы, энтеропатогенную кишечную палочку, шигеллы, синегнойную палочку).

· Мыть овощи и фрукты перед едой (например, возбудитель иерсиниозной инфекции длительно сохраняется на овощах, особенно приготовленных в виде салатов).

· Достаточная термическая обработка сырых продуктов. Факторами передачи возбудителей служат следующие пищевые продукты: молоко и молочные продукты (сальмонеллез), яйца (куриные, утиные, гусиные), мясо и мясные продукты (ботулизм), рыба и рыбные продукты, а также устрицы и другие морепродукты (ботулизм), овощи, ягоды (иерсиниозная инфекция), хлеб и другие мучные изделия. Опасность пищевых продуктов связана с тем, что ряд возбудителей кишечных инфекций в них способен не только длительно сохранять жизнеспособность, но и раз­множаться.

· Не употреблять сырую, некипяченую воду (в воде хорошо сохраняются энтеровирусы, возбудитель дизентерии, холерный вибрион).

· Правильное поведение при кашле и чихании (прикрывать рот и нос носовым платком во время кашля).

· Использование масок при контакте с больным (особенно в период эпидемии гриппа и ОРВИ). Маски необходимо менять каждые 3-4 часа; одноразовые утилизировать, многоразовые стирать и проглаживать горячим утюгом.

· Пользоваться строго индивидуальными маникюрными наборами, бритвами, зубными щетками, мочалками.

· Запрет на пирсинг, татуаж вне специализированных учреждений, что может служить причиной передачи вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции. Необходимо помнить: даже однократное внутривенное введение нестерильного препарата, нестерильным шприцем или однократная случайная половая связь могут вести к заражению ВИЧ, вирусными гепатитами В, С, которые практически неизлечимы и ведут к смерти. Главное в профилактике – это правильное поведение человека в быту и на работе.

Дезинфекция – уничтожение патогенных микроорганизмов на предметах окружающей среды (обработка предметов обихода, посуды после госпитализации больного кишечными инфекциями (дизентерия, сальмонеллез) проводится 0,5 – 1% раствором хлорамина, хлорной извести, при вирусном гепатите – 3% хлорамином).

Дезинсекция – уничтожение насекомых, переносчиков инфекционных заболеваний (уничтожение мух является профилактикой кишечных инфекций, уничтожение комаров – профилактикой малярии, уничтожение клещей – профилактикой клещевого энцефалита).

Дератизация – уничтожение грызунов – переносчиков инфекционных болезней (лептоспироз, иерсиниозная инфекция).

Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к возникновению инфекции:

1. Здоровый образ жизни – повышение неспецифической резистентности организма, то есть повышение защитных сил ко многим заболеваниям:

· правильная организация режима работы и отдыха

· ежедневные водные процедуры и закаливание

· соблюдение режима приема пищи

2. Повышение специфической резистентности (защиты от определенного заболевания) – путем проведения вакцинации. Но вакцины созданы не ко всем инфекционным заболеваниям.

· плановая вакцинация проводится согласно календарю профилактических прививок против следующих инфекций: дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит, корь, краснуха, эпидемический паротит, вирусный гепатит В, туберкулез;

· экстренная вакцинация проводится в случае эпидемического неблагополучия в период эпидемии (например, грипп – вакцинация и ревакцинация проводится ежегодно, так как поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 6-8 месяцев).

Таким образом, соблюдая вышеперечисленные простые, но очень важные правила здорового образа жизни можно успешно заботиться о состоянии своего здоровья и избегать многих инфекционных заболеваний, ведь именно профилактика является одним из основных способов борьбы с ними.

конспект урока по обж для 8-ых классов на тему "Чрезвычайные ситуации биологического происхождения"

Скачать:

Вложение Размер
chs_biol.proiskhozhdeniya.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 8 классе

Учитель: Григорьева Екатерина Александровна

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

  • Понимать и уметь различать такие понятия как:

- эндемия, эпидемия, пандемия;

- энзоотия, эпизоотия, панзоотия;

-обсервация и карантин;

дезинсекция, дезинфекция и дератизация;

  • Ознакомить с последствиями инфекционных заболеваний, основными путями распространения инфекции, профилактикой и устранением источника инфекционных заболеваний.

  • Развить навыки по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, в том числе мытье рук с мылом или дезинфицирующими средствами;
  • Развить устную речь, умение слушать, умение ясно и кратко излагать свои мысли;
  • Развить познавательную деятельность по отношению к своему здоровью;

  • Воспитание ответственности к своему здоровью;
  • Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
  • Повысить интерес к уроку ОБЖ.

Оборудование : проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карточки-тесты, кроссворд.

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Проверка домашнего задания (10 минут)
  3. Изучение нового материала (16 минут)
  4. Физкультминутка(2 минуты)
  5. Первичное закрепление материала (10 минут)
  6. Итоги урока (2 минуты)
  7. Информация о домашнем задании (2 минуты)
  8. Рефлексия (1 минута)

1. Организационный момент

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)

Учитель раздает карточки нескольким учащимся, один ученик отвечает в устной форме, остальные внимательно слушают и дополняют ответ учащегося.

3. Изучение нового материала.

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (ЧС биологического характера).

Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (микробами).

Зараженные люди и животные называются источниками инфекции.

На Украине в 1995 году зарегистрирована эпидемия туберкулёза.

Ежегодно в мире заболевает туберкулезом 10 млн. человек, 3 млн. умирают, из них 8 тыс. ежедневно. И это далеко не полные статистические данные.

Есть такие инфекционные заболевания , которые свойственны только людям : азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др


Эндемия – это постоянное наличие в данной местности определенных заболеваний, обусловленных ее природными особенностями и своеобразием условий жизни населения.

Эпидемия – быстрое и массовое распространение инфекционной болезни среди людей в пределах определенной территории.

Пандемия – это тоже что и эпидемия, только охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях.

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:

1) пищевой (брюшной тиф, дизентерия и др.);

2) водный (холера, брюшной тиф и др.);

3) воздушно-капельный (менингит, корь, грипп и др.);

4) воздушно-пылевой (пневмония, столбняк);

5) контактно-бытовой (грипп, сибирская язва);

6) трансмиссивный - через передатчиков (вшей - сыпной тиф, клещей - энцефалит и др.).

Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Энзоотия - это одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно-экономические условия которых, исключают повсеместное распространение данной болезни.

Эпизоотия – одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных на конкретной территории в определенный промежуток времени, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Панзоотия - это массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Вопрос по теме: в 1996 г. в Великобритании свыше 500 тыс. голов сельскохозяйственных животных заразилось чумой крупного рогатого скота, что вызвало необходимость уничтожения и утилизации останков больных животных. Как Вы считаете, к какому из перечисленных критерий можно отнести данное обстоятельство? Ответ:Эпизоотия.

Имейте в виду, гладя на улице собачку или киску, что она может болеть опасным и распространенным видом инфекционных заболеваний, таким как: африканский сап, энцефалит, ящур, чума, туберкулез, грипп, сибирская язва, бешенство и т.п.

Профилактика распространения инфекций проводится по трем основным направлениям:

1. устранение источника инфекции;

2. исключение путей передачи возбудителя инфекции;

3. повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации).

Эпифитотия - массовое, одновременное распространение инфекционных заболеваний сельскохозяйственных растений и (или) резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.

Эпифитотии характеризуются такими болезнями , как ржавчина хлебных злаков, фитофтороз (картофельная гниль) - заболевание, поражающее грибком листья, стебли и клубни картофеля и др.

Гибель и болезни растений могут явиться следствием неправильного применения различных химических веществ. Серьезными вредителями сельского хозяйства являются грызуны (сурки, суслики, серые полевки, пеструшки и др.).

Панфитотия - массовое заболевание растений и резкое увеличение численности вредителей растений на территории нескольких стран или континентов.

Профилактика для растений - биологическая, химическая и механическая борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства (опрыскивание, опыление, окружение канавами очагов распространения вредителей).

Профилактика распространения инфекций .

1) дезинфекция – уничтожение возбудителя в объектах внешней среды, в помещениях, на территориях, на белье, одежде, коже;

2) дезинсекция – уничтожение во внешней среде вредоносных насекомых;

3) дератизацию – уничтожение грызунов.

При возникновении очага инфекции на зараженной территории вводится карантин или обсервация.

Обсервация – система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями.

Карантин - полная изоляция очага заражения от населения (окружающего).

Санитарно-гигиенические мероприятия включают обязательное соблюдение простых правил личной и общественной гигиены.

4.Первичное закрепление материала

Подведение итогов урока, выставление отметок

На слайде выводится информация о домашнем задании.

На карточках нарисованы смайлики настроения, ребята ставят плюсик в соответствие с настроением на уроке.

Учитель благодарит всех ребят за хорошую работу на уроке.

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

А) Дегазацию Б) Дезактивацию В) Дезинфекцию

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

А) дезинсекция В) демеркуризация

Б) дератизация Г) дезинфекция

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

А) карантином Б) дезинфекцией В) обсервацией

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

А) Дегазацию Б) Дезактивацию В) Дезинфекцию

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

А) дезинсекция В) демеркуризация

Б) дератизация Г) дезинфекция

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

А) карантином Б) дезинфекцией В) обсервацией

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и характеристика ЧС Техногенного характера.

Презентация и план-конспект урока обобщающего характера в 7 классе.

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические у.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв, а при неблагоприятных условиях может стать источником развития чрезвычайной ситуации.

Цели:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.Организова.

Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и резким изменением паводковой обстановки в Томской о.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.