Учебно-методические комплексы по инфекционным болезням


Данный учбно-методический комплекс содержит материал для изучения и контроля знаний студентов по теме: Карантинные инфекции.

Скачать:

Вложение Размер
karantinnye_infektsii.docx 159.61 КБ
lektsiya_no16.pptx 2.68 МБ
lektsiya_no17.ppt 2.14 МБ

Подписи к слайдам:

Лекционное занятие № 16 Холера. Чума. Преподаватель: Фесенко И.С.

Актуальность темы Холера относится к конвекционным особо опасным инфекциям. По данным организации ВОЗ седьмая пандемия холеры, продолжается более сорока лет, охватив с 1961 года 146 стран и все континенты. В странах Африки и Азии сформировались стойкие эндемичные очаги, обуславливающие заносы инфекции в различные страны мира, на другие континенты.

Этиология: Возбудитель-холерный вибрион Vibrio cholerae, Открыт Р.Кохом в 19 веке.

Эпидемиология: Источник инфекции: больные люди, реконвалесценты , вибриононосители. Механизм передачи: фекально-оральный. Пути передачи: водный, алиментарный, контактно-бытовой. Сезонность: лето-осень, восприимчивость всеобщая.

Клиническая картина: 3. Алгидный период: температура снижается до 35 -34 гр.С, тоны сердца приглушены или не выслушиваются, АД снижено или не определяется, одышка, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, коллапс, смерть.

I степень — потеря жидкости не превышает 3 % первоначальной массы тела; II степень — потеря 4 — 6 % первоначальной массы тела; III степень — потеря 7 — 9 % первоначальной массы тела; IV степень — более 9 % первоначальной массы тела. I степень III степень IV степень Степени обезвоживания

Гиповолемический шок Острая почечная недостаточность Нарушение функции ЦНС: кома Острая почечная недостаточность Гиповолемический шок кома Осложнения:

Диагностика: Данные анамнеза: эндемичный район, известная эпидемия. Клиническая картина. Лабораторные данные: выявление возбудителя в испражнениях, рвотных массах (бактериоскопия, бактериологический метод, экспресс-методы); серологические методы.

Лечение: 1.Срочная госпитализация. 2.Восстановление и поддержание ОЦК и электролитного состава тканей : регидратация (оральная и парентеральная – регидрон, глюкосолан, солевые растворы) 3. Этиотропная терапия: тетрациклин, доксициклин, эритромицин и др. 4.Энтеросорбенты:Лигнин (Полифепан), Смекта и др. 5.Симптоматическая терапия

Профилактика: 1.Предупреждение заноса инфекции из эндемических очагов 2.Соблюдение санитарно-гигиенических мер. 3.Раннее выявление, изоляция и лечение больных и вибрионосителей. 4.Специфическая профилактика холерной вакциной и холероген - анатоксином. Холерная вакцина имеет короткий (3-6 мес.) период действия.

Эпидемиологическая ситуация по холере в мире: По данным информационных агентств (ProMed) в 2013 году зарегистрировано 91990 больных холерой в 40 странах мира, в 2012 г. - 251418 в 51 стране соответственно. Эпидемии, вспышки и завозы инфекции имели место в Азии, Африке, Америке и Европе. Эпидемиологические осложнения по холере отмечены в странах Карибского бассейна (Гаити, Доминиканская Республика, Куба, Мартиника), Южной (Венесуэла и Чили) и Центральной Америки (Мексика).

Чумной доктор Средневековья

Актуальность темы Чума относится к конвекционным особо опасным инфекциям. В мировой истории известны 3 пандемии чумы. Первая — “чума Юстиниана” (в шестом веке Н.Э.), которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и сохранялась около 60 лет. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы пандемия — “Черная Смерть” (середина ХIV в.) — чума с присоединением других болезней. Третья - пандемия чумы уже в Новое время, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек) и отразившаяся эхом в ХХ веке на Азорских островах, в Южной Америке и других уголках земного шара.

Актуальность темы В настоящее время природные очаги чумы встречаются в 50 странах. В Российской Федерации они зарегистрированы в 14 регионах — на Кавказе, Ставрополье, Волго-Уральском регионе, Забайкалье, Прикаспии, на Алтае и др. Так же имеются очаги в Азии, Африке, Индии и тд.. Поэтому тема чумы является актуальной и на сегодняшний день.

Чума Чума́ ( лат. pestis — гибель, зараза ) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций , протекающее с тяжёлым общим состоянием, лихорадкой , поражением лимфоузлов , лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса . Заболевание характеризуется высокой летальностью и крайне высокой заразностью.

Этиология чумы Возбудителем является чумная палочка ( лат. Yersinia pestis ), открытая в июне 1894 года французом Александром Йерсеном и японцем Китасато Сибасабуро

Эпидемиология чумы Источник: больные люди и животные (крысы, мыши, суслики, верблюды и тд.) Переносчик: блохи, паразитирующие на животных Пути передачи: трансмиссивный, контактно-бытовой, воздушно-капельный, алиментарный.

Переносчик чумы -блоха

Клинические проявления чумы Инкубационный период: от нескольких часов до 3-6 дней. Клинические формы: 1) кожная, 2) бубонная, 3) кожно-бубонная, 4) первично-легочная, 5) вторично-легочная; 6) первично-септическая; 7) вторично-септическая

Кожная форма В месте внедрения возбудителя появляется пятно, которое последовательно превращается в папулы, везикулы, пустулы. Пустула окружена гиперемией с цианотичным оттенком (синюшный вал), наполненная кровянисто-гнойным содержимым, быстро превращается в язву с инфильтрированы желтым дном, которая затем покрывается черным струпом. Через некоторое время язва рубцуется.

Бубонная форма Сильная боль в регионарных лимфатических узлах уже на 1-й или 2-й день болезни и формирование бубона. Контуры бубона сглажены, кожа над ним напряжена, блестящая, ярко гиперемирована, приобретает цианотичный оттенок.

Легочная форма Начало внезапное, с ознобом, повышением температуры тела до 40 ° С и выше. В конце первых суток появляются режущая боль в груди, одышка, тахикардия. Кашель сопровождается выделением пенистой мокроты, сначала прозрачного, стекловидного, а позже кровянистой. Количество мокроты от С-80 мл до 1 л и более в тяжелых случаях. Терминальный период характеризуется развитием сопора. Дыхание становится поверхностным, артериальное давление почти не определяется. На коже появляются петехии и массивные кровоизлияния. Смерть наступает на 3-5-й день болезни

Легочная форма чумы

Септическая форма Начало внезапное и быстро приводит к смерти больного. Развивается тяжелый сепсис со значительным нарушением деятельности органов кровообращения (коллапс), геморрагическим синдромом, характеризующимся массивными кровоизлияниями в кожу и слизистые оболочки, желудочно-кишечными, легочными, маточными кровотечениями.

Диагностика 1)Бактериоскопический метод, 2)Бактериологический метод, 3)Серологический метод, 4)Биологический метод. Материал для исследования: пунктаты бубонов, содержимое везикул, пустул, выделения из язв, мокрота, кровь, моча, рвотные массы, кал, секционный материал, трупы грызунов, эктопаразиты

Лечение 1)Немедленная госпитализация и изоляция. 2)Антибактериальная терапия: стрептомицин, левомицетин, ампициллин и др. 3)Дезинтоксикация. 4)ГКС. 5)Симптоматическая терапия.

Анализ эпидемиологической ситуации в мире По данным ВОЗ в начале нынешнего столетия около 22 тысяч человек были инфицированы чумой по всему миру. Наиболее неблагоприятная ситуация в странах Африки – Демократической Республики Конго и Мадагаскара (84 случая и 42 смерти). Ежегодно заболевания людей чумой отмечают в США. В 2013 году в штате Нью-Мексико зарегистрированы 4 случая заболевания бубонной формой чумы с 1 смертельным исходом. В текущем году в апреле в штате Нью-Мексико выявлен 1 случай вторичной легочной чумы. На территории СНГ с 2004 года заболевания людей не регистрировали. В августе 2013 г. после 30-летнего перерыва в Кыргызской Республике зарегистрирован летальный случай.

Анализ эпидемиологической ситуации в мире В 2013 г. эпизоотии чумы зарегистрированы по данным Противочумного центра Роспотребнадзора в 11 природных очагах Казахстана В Российской Федерации эпизоотии чумы выявлены в 5 природных очагах чумы (Прикаспийском песчаном, Алтайском, Тувинском горных, Восточно-Кавказском и Центрально-Кавказском высокогорных) в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Алтай, Тыва, Дагестан и Калмыкия. В первом полугодии 2014 года в России эпизоотии чумы зарегистрированы в двух природных очагах чумы: Горно-Алтайском на территории Республики Алтай и Прикаспийском песчаном: в Лиманском районе Астраханской области, Лаганском и Черноземельском районах Республики Калмыкия, Тарумовском районе Республики Дагестан .

Профилактика и мероприятия в очаге 1)Изоляция и госпитализация больного в специально организованный госпиталь; 2)Оповещение органов СЭС; 3)Дезинсекция, дератизация, наблюдение за ними, обследование и химиопрофилактика. Карантин 6 дней; 5)В очаге вакцинация по эпидпоказаниям; 6)Сан.просвет работа.

Противочумный костюм Все мероприятия в очаге чумы осуществляются в противочумных костюмах

[youtube.player]

08.00 Регистрация участников конференции и членов УМК по инфекционным болезням

09.30-09.50 Обеспечение биологической безопасной страны в современных условиях
Онищенко Г.Г. –первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и образованию, академик РАН, профессор

10.10-10.30 О состоянии инфекционной службы России и пути ее совершенствования
Малинникова Е.Ю. - д.м.н., профессор, Главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава России, заведующая кафедрой вирусологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, ведущий научный сотрудник лаборатории вирусных гепатитов ФГБНУ НИИВС им. И.И.Мечникова

10.30- 10.50 Электронное медицинское образование
Литвинова Т.М. - проректор ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) к.ф.н.

10.50-11.10 Клиническая ординатура от приема до аккредитации
Маев И.В. - академик РАН, профессор, д.м.н., проректор ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

11.10-11.30 Преподаватель и студент: ракурсы межличностного взаимодействия в условиях сетевой организации образовательного процесса в высшей медицинской школе
Лукацкий М.А. - член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А,И, Евдокимова Минздрава России

11.30-11.50 Формирование профессионально-нравственных установок у студентов медицинского университета и цифровизация высшего медицинского образования: грани взаимосвязи
Остренкова М.Е. - профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А,И, Евдокимова Минздрава России

Ответы на вопросы. Обсуждение докладов

12.00-12.30 Кофе-брейк

13.00-13.10 Телемедицинские коммуникации в процессе предупреждения заболевания и формирования приверженности на его эффективное преодоление
Сирота Н.А. - профессор, доктор медицинских наук, декан факультета клинической психологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
Сивакова О.В. – ассистент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А,И, Евдокимова Минздрава России

13.10-13.-30 Интерфероны в патогенезе и лечении инфекционных заболеваний человека
А.С.Симбирцев - чл.-корр. РАН, профессор, научный руководитель ФГУП "Государственный НИИ особо чистых биопрепаратов" ФМБА России

Обсуждение докладов

13.30-14.30 Перерыв

Вечернее заседание

14.50-15.10 Иммунопрофилактика: позитивные и негативные тенденции
Кухтевич Е.В. - доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
Мартынов Ю.В. - д.м.н., профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

Ответы на вопросы, обсуждение докладов

17.00-19.00 Приветственный фуршет

11 октября 2019 г.

Президиум: Ющук Н.Д. – академик РАН профессор, Покровский В.В. – академик РАН, профессор, Михайлов М.И. - член-корр. РАН профессор, Знойко О.О. - профессор, Малинникова Е.Ю. - профессор, И.О.Стома - к.м.н

09.20-09.40 Клинические и экспериментальные аспекты изучения микробиома человека как нового междисциплинарного направления современной медицины
И.О.Стома - доцент кафедры инфекционных болезней Белорусского государственного медицинского университета, к.м.н.

09.40-10.00 Листериоз в прошлом и настоящем
Кареткина Г.Н – доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

Обсуждение, ответы на вопросы

11.10-11.25 Клинико-патогенетические подходы к диагностике и противовирусной терапии хронического гепатита В
Фазылов В.Х. - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России
Якупова Ф.М. - к.м.н., ассистент кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России
Еремеева Ж.Г. - аспирант кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России

Ответы на вопросы. Обсуждение докладов

12.00-13.00 Кофе-брейк

Вечернее заседание.
Президиум: Ющук Н.Д. - академик РАН, д.м.н., профессор, Малов И.В. - профессор, Мартынов Ю.В. – профессор, Кожевникова Г.М. – профессор, Л.М.Ратникова - профессор

Ответы на вопросы. Обсуждение докладов Принятие решения.

Перерыв

15.00-17.00 Посещение института электронного медицинского образования

Закрытие конференции

доцент кафедры ЮНЕСКО “Здоровый образ жизни - залог успешного развития”

Ответы на вопросы, обсуждение докладов

17.00 Приветственный фуршет

16 октября

10.40-10.55
Первые итоги исследований в рамках Партнерской программы Юбера Кюрьена "Колмогоров" по теме "Эволюция вирусных гепатитов в рак печени
Малов И.В - профессор, Ющук Н.Д. - академик РАН, профессор

Ответы на вопросы, обсуждение докладов.

Окончание работы конференции: подведение итогов, принятие решения.

11.30-11.50 Кофе-брейк

Ознакомление с учебно-производственной базой Рязанского госмедуниверситета.

[youtube.player]

Инфекционные болезни – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного здоровому человеку.

Массовое распространение некоторых инфекций среди населения страны (эпидемия) или нескольких стран (пандемия) может определять судьбы городов и стран.

Инфекционные болезни могут возникать при наличии трех компонентов: болезнетворного микроорганизма – возбудителя, восприимчивого макроорганизма (человека), факторов, обеспечивающих передачу инфекции от зараженного организма к здоровому.

Способность возбудителя вызывать инфекционные болезни зависит от способности внедряться в определенные органы и ткани, выделять токсины.

Восприимчивость организма к инфекции определяется рядом биологических и социальных факторов – возраст, характер питания, условия жизни и т. д. Такие факторы, как голодание, однообразное нерегулярное питание, недостаток витаминов, белков в пище, переутомление, перегревание, переохлаждение, наличие глистных и других заболеваний, скученность населения благоприятствуют возникновению инфекционных болезней.
Факторами передачи возбудителей являются различные элементы окружающей среды: вода, пищевые продукты, посуда, грязные руки (кишечная инфекция); с воздухом от больного человека при кашле, чиханье, разговоре (воздушно-капельная); при непосредственном контакте (грибковые болезни); передаются через кровососущих переносчиков.

При кишечных инфекциях (дизентерия, брюшной тиф, холера, сальмонеллез, пищевые токсикоинфекции) возбудители попадают во внешнюю среду преимущественно с испражнениями больных и бактерионосителей, а в организм здорового человека – через рот с загрязненных рук, пищи, воды. В распространении кишечных инфекций большую роль в летнее время играют мухи.

При кровяных инфекционных болезнях возбудители циркулируют в крови и не сообщаются с окружающей средой, передача возбудителей от больного к здоровому происходит только через кровососущих насекомых – переносчиков. Переносчиками являются комары (малярия, желтая лихорадка), вши (сыпной и возвратный тиф), клещи (клещевой энцефалит), блохи (чума, блошиный тиф).

При инфекционных заболеваниях наружных покровов возбудители проникают в организм человека через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки, где часто и фиксируются. Заражение человека происходит как при непосредственном контакте с больным (венерические болезни), так и при пользовании постельными принадлежностями, полотенцами больных и другим (трахома, чесотка, грибковые заболевания кожи и т. п.).

Различают антропонозы – инфекционные заболевания, свойственные только человеку, и заразиться ими можно только от человека. Это брюшной тиф, дизентерия, холера, натуральная оспа, дифтерия, корь и др.

Меры профилактики инфекций

Для предупреждения кишечных инфекций проводят выявление, изоляцию и лечение больных и бактерионосителей, дезинфекцию жилищ, борьбу с мухами. Каждому следует обязательно мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета; мыть фрукты и овощи и обдавать их кипятком перед употреблением, кипятить молоко, употреблять для питья только обеззараженную воду; предохранять продукты питания от мух.

Некоторые инфекционные болезни (грипп и гриппоподобные заболевания) могут распространяться чрезвычайно быстро и охватывать большие количества людей.

Поэтому в период эпидемии при появлении у больного кашля, насморка, при небольшом повышении температуры его следует изолировать дома и вызвать врача.

Для профилактики кровяных инфекционных болезней проводят выявление и изоляцию заболевших, борьбу с кровососущими насекомыми, защиту людей от укусов кровососущих насекомых, используя механические средства защиты (защитные сетки, полог, спецодежду) и отпугивающие средства.

Для профилактики инфекционных болезней наружных покровов проводят выявление и лечение больных. Необходимо строгое соблюдение гигиенического режима – пользование индивидуальным нательным постельным бельем, полотенцем и др.

Для профилактики зоонозов проводят выявление и изоляцию или уничтожение больных животных, дезинфекцию мест содержания скота, борьбу с грызунами, насекомыми, проводят профилактические прививки лицам, работающим с животными, а также домашним животным.

Для профилактики многих инфекционных болезней делают предохранительные прививки для создания невосприимчивости к инфекционным болезням путем предварительного введения в организм человека вакцин, анатоксинов, гамма-глобулинов, иммунных сывороток. Этим достигается выработка активного и пассивного иммунитета.

Прививки проводятся в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям.

К плановым прививкам, проводимым в определенном возрасте, относятся прививки против туберкулеза, дифтерии, полиомиелита, столбняка, паротита, а также прививки, проводимые в природных очагах инфекции, против туляремии, клещевого энцефалита. К прививкам по эпидемическим показаниям относятся прививки против гриппа, для повышения невосприимчивости населения при появлении опасности возникновения эпидемии этого заболевания.

Родители должны знать, какие прививки их ребенку сделаны и какие предстоит провести и когда. Точность срока прививок необходимо соблюдать, потому что в указанные сроки они будут наиболее эффективны.

Предохранительные прививки являются одним из важных средств борьбы с инфекционными болезнями. Благодаря им резко сокращены или практически ликвидированы такие инфекционные заболевания, как натуральная оспа, полиомиелит, возвратный тиф, чума.

[youtube.player]

Е. П. Шувалова, Е. С. Белозеров, Т. В. Беляева, Е. И. Змушко
Инфекционные болезни. Учебник для студентов медицинских вузов

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АРВТ – антиретровирусная терапия

БВО – быстрый вирусологический ответ

ВААРТ – высокоактивная антиретровирусная терапия

ВГВ – вирусный гепатит В

ВГС – вирусный гепатит С

ВЗВ – варицелла-зостер вирус

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ВИЭФ – встречный иммуноэлектрофорез

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВПГ (HSV) – вирус простого герпеса

ВЭБ (EBV) – вирус Эпштейна – Барр

ГЛПС – геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

ГЦК – гепатоцеллюлярная карцинома

ДВС – диссеминированное внутрисосудистое свертывание

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИПППП – инфекции, передающиеся преимущественно половым путем

ИТШ – инфекционно-токсический шок

ИФА – иммуноферментный анализ

МЕ – международные единицы

МКБ-10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра

ОВГ – острый вирусный гепатит

ОКИ – острые кишечные инфекции

ООН – Организация Объединенных Наций

ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции

ОТ-ПЦР – ПЦР с обратной транскрипцией (RT-PCR)

ОЦК – объем циркулирующей крови

ПКПЭ – прогрессирующий краснушный панэнцефалит

ПРОИН – протеиноподобная инфекционная частица

ПСПЭ – подострый склерозирующий панэнцефалит

ПТИ – пищевая токсикоинфекция

ПЦР – полимеразная цепная реакция

РАЛ – реакция агглютинации латекса

РИА – радиоиммунный анализ

РИФ – реакция иммунофлюоресценции

РНГА – реакция непрямой гемагглютинации

РНК – рибонуклеиновая кислота

РПГА – реакция пассивной гемагглютинации

РС-вирус – респираторно-синцитиальный вирус

СВО – стойкий вирусологический ответ

СМФ – система мононуклеарных фагоцитов

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ТОРС – тяжелый острый респираторный синдром

ФНО – фактор некроза опухоли

ХВГ – хронический вирусный гепатит

ХГ – хронический гепатит

ХГВ – хронический гепатит В

ХГС – хронический гепатит С

ЦМВ (CMV) – цитомегаловирус

ЦНС – центральная нервная система

ЦП – цирроз печени

ЭИКП – энтероинвазивные кишечные палочки

ЭПКП – энтеропатогенные кишечные палочки

ЭТКП – энтеротоксигенные кишечные палочки

Anti-HBcor – антитела к cor-антигену вируса гепатита В

Anti-HBs – антитела к поверхностному антигену

Anti-HCV – антитела к вирусу гепатита С

Anti-NS – антитела к неструктурным протеинам

CD – дифференцировочный антиген на мембране иммунокомпетентных клеток

CDC – центр контроля заболеваний (Атланта, США)

DNA HBV – ДНК вируса гепатита В

H1N1 – вирус свиного гриппа

HBsAg – поверхностный антиген вируса гепатита В

HBV – вирус гепатита В

HCV – вирус гепатита С

HHV – вирусы человека группы Herpesviridae

МАС – Mycobacterium avium complex

MERS-СоV – Middle East Respiratory Syndrome (средневосточный респираторный синдром коронавирус)

pH – величина, характеризующая концентрацию ионов водорода, равна отрицательному десятичному логарифму концентрации ионов водорода

SARS – Severe acute respiratory syndrome (тяжелый острый респираторный синдром)

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

К сожалению, ведущего автора учебника уже нет среди нас (академик РАМН, профессор Е. П. Шувалова скончалась в 2003 г.). Тем не менее, поскольку общая структура учебника аналогична последнему изданному при ее жизни варианту (2001 г.), мы сочли необходимым оставить Е. П. Шувалову в качестве первого автора в знак уважения к учителю и признания ее заслуг в подготовке данного учебника, первое издание которого вышло в 1976 г.

[youtube.player]

На кафедре идёт непрерывное совершенствование учебного процесса, создаются, переиздаются и перерабатываются учебно-методические пособия для студентов и преподавателей по актуальным темам инфекционной патологии в соответствии с современными научными и психолого-педагогическими требованиями.

Инфекционные болезни и эпидемиология.
Учебник для ВУЗов.
В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин.
Рекомендовано Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ в качестве учебника для подготовки студентов по специальности "Сестринское дело".
ГЭОТАР-МЕДИЦИНА, 2000 г. - 384 стр.

Инфекционные болезни и эпидемиология
Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских ВУЗов.
В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин.
Москва, ГЭОТАР-МЕД, 2004г.-816 стр.

Учебно-методические пособия, разработанные на кафедре инфекционных болезней ММА им. И.М. Сеченова

Сыпной тиф. Учебно-методическая разработка для самоподготовки для студентов лечебного факультета. Самотолкин К.Н., Сухорослова Л.И. Под редакцией академика АМН СССР, профессора К.В. Бунина. 1-й ММИ им. И.М. Сеченова.1984г.-43 стр.

Иерсиниоз. Учебная разработка по самоподготовке для студентов лечебного факультета. Сухорослова Л.И. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. 1991г.- 26 стр.

Рожа (диагностика, лечение, профилактика рецидивов) . Методические рекомендации. Черкасов В.Л., Фролов В.М., Рыскинд Р.Р., Смоляницкий А.В. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. 1991г.- 23 стр.

Брюшной тиф. Вирусный гепатит. Методические разработки для самостоятельной работы студентов. Черкасов В.Л., Старшинова В.С., Сухорослова Л.И. Часть 1. Под редакцией профессора В.Л. Черкасова. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. 1994г.- 67 стр.

Дифтерия взрослых. Методическая разработка для самоподготовки для студентов. Нечаева И.П. Под редакцией профессора В.Л. Черкасова. ММА им. И.М. Сеченова.1995г.-72 стр.

Инфекция ВИЧ. Учебно-методическая разработка для самостоятельной работы студентов. Шуба Л.И. Под редакцией профессора В.Л. Черкасова. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. 1995г.- 32 стр.

Менингококковая инфекция. Учебная работка по самоподготовке для студентов лечебного факультета. Шуба Л.И. Под редакцией профессора В.Л. Черкасова. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. 1995г.- 31 стр.

Ботулизм. Иерсиниоз. Методические разработки для самостоятельной работы студентов. Сухорослова Л.И., Шуба Л.И. Часть 1. Под редакцией профессора В.Л. Черкасова. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. 1996г.- 67 стр.

Дифференциальная диагностика лихорадочных состояний в клинике инфекционных болезней. Учебная разработка по самоподготовке для студентов лечебного факультета. Черкасов В.Л., Старшинова В.С., Сухорослова Л.И., Шуба Л.И., Самотолкин К.Н., Еровиченков А.А., Набокова Н.Ю., Лиенко А.Б. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. 1997г.- 76 стр.

Дисбактериозы у детей. Учебное пособие для врачей и студентов. Под редакцией зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ММА им. И.М. Сеченова, академика РАМН, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ А.А. Воробьёва и зав. кафедрой инфекционных болезней ММА им. И.М. Сеченова, Заслуженного деятеля науки РФ, член-корр. РАМН, профессора С.Г. Пака. Савицкая К.И., Бондаренко В.М., Несвижский Ю.В., Малов В.А. и др. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. 1998 г. - 64 стр.

Инфекционные болезни. Сборник тестов для контроля знаний студентов. Учебно-методическая разработка для студентов 5 и 6 курсов лечебного и медико-профилактического факультетов и государственной аттестации выпускников медицинских ВУЗов. Под редакцией заведующего кафедрой инфекционных болезней ММА им. И.М. Сеченова, Заслуженного деятеля науки РФ, член-корр. РАМН, профессора С.Г. Пака. Анохина Г.И., Белая О.Ф., Волчкова Е.В., Горобченко А.Н., Данилкин Б.К., Еровиченков А.А., Карманов М.И., Лиенко А.Б., Малов В.А., Микерин С.М., Нечаева И.П., Студенникова Л.Н., Шуба Л.И. Москва, ММА им. И. М. Сеченова. - 2000. – 174 стр.

Дизентерия (шигеллёзы). Учебно-методическая разработка для студентов 5-го курса лечебного и медико-профилактического факультетов. Горобченко А.Н., Нечаева И.П., Малов В.А., Кокорева Л.Н. Москва, ММА им. И.М. Сеченова. - 2003.- 40 стр.

Сборник тестовых заданий по курсу инфекционных болезней для контроля знаний студентов. Учебно-методическая разработка для студентов 5 и 6 курсов лечебного, военного и медико-профилактического факультетов и государственной аттестации выпускников медицинских ВУЗов. Под редакцией заведующего кафедрой инфекционных болезней ММА им. И.М. Сеченова, Заслуженного деятеля науки РФ, член-корр. РАМН, профессора С.Г. Пака. Анохина Г.И., Белая О.Ф., Волчкова Е.В., Горобченко А.Н., Данилкин Б.К., Еровиченков А.А., Карманов М.И., Кокорева Л.Н., Лиенко А.Б., Малов В.А., Микерин С.М., Нечаева И.П., Дмитриева Л.Н., Шуба Л.И. Москва, ММА им. И. М. Сеченова. - 2005г.

[youtube.player]

Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.

Помочь абитуриентам в их стремлении стать студентами университета - главная задача факультета довузовского образования СтГМУ. Малая медицинская академия, функционирующая на базе факультета, - это возможность для учащихся 9-11 классов познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными-клиницистами, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе. В университете осуществляется прием школьников на подготовительные курсы по базовым для СтГМУ предметам: химии, биологии и русскому языку.

В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.

Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.

К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.

Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.

Сегодня Ставропольский медицинский университет стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. Теперь в СтГМУ можно получить и среднее специальное образование.В 2012 году в состав академии вошел Ессентукский медицинский колледж, реализующий профессиональные образовательные программы по специальностям Лечебного и Сестринского дела. Выпускники колледжа - фельдшеры и медсестры -имеют высокий уровень подготовки, который обеспечивает гарантированное трудоустройство в лечебных и санаторно–курортных оздоровительных учреждений края и Северо – Кавказского региона. После окончания колледжа студенты получают дипломы государственного образца и возможность пройти специализацию и усовершенствование по 30 медицинским специальностям с получением сертификата.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.

Обучение в Медуниверситете - это не только теория, практика и научные изыскания. Много внимания в процессе обучения преподаватели уделяют гармоничному развитию личности каждого студента. В центрах воспитательной работы - волонтерское движение, патриотическое воспитание, команда КВН, танцевальная и музыкальная студии. Вокал, сценическое искусство, хореография, фольклор, спортивные секции, туристический клуб – лишь немногие из направлений, где студент СтГМУ может реализовать себя. В университете имеются 4 общежития, оборудованные для комфортного проживания.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.