Тест основные инфекционные заболевания их классификация и профилактика

Тест по теме инфекционные заболевания

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme_infektsionnye_zabolevaniya.docx 24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме инфекционные заболевания

  1. Найдите среди перечисленных названий заболеваний те, которые являются инфекционными: а)разные виды гриппа; б)инфаркт миокарда; в)гепатит; г)остеохондроз; д)педикулёз; е)холера ж)столбняк.

  1. Назовите заболевание, называемое “чума ХХ века”и укажите, к каким заболеваниям по способности эпидемии оно относится.

  1. Назовите основные группы инфекционных заболеваний(не более четырех)

  1. .Приведите три примера кишечных инфекций

  1. Приведите три примера инфекций дыхательных путей

  1. Приведите три примера инфекций кровеносной системы

  1. Приведите три примера инфекций наружных покровов.

  1. Укажите, как зависит подверженность человека к инфекциям от образа жизни человека.

  1. Назовите основные периоды течения инфекционного

  1. Дополните фразу: “Промежуток времени от момента заражения до появления первых признаков инфекционного заболевания называется _______ _______”

  1. Укажите возможные величины инкубационных периодов для разных заболеваний.

  1. Укажите примерную длительность начального периода инфекционного заболевания и три наиболее важных признака.

  1. Назовите виды выздоровления по характеру восстановления функций организма.

  1. Укажите, как называется комплекс мероприятий, позволяющих уменьшить риск тех или иных заболеваний, в том числе и инфекционных.

  1. Приведите названия четырех инфекционных заболеваний, для профилактики которых в нашей стране ведётся обязательная регистрация.

  1. Дополните фразу:”комплекс мероприятий направленных на снижение риска заболеваний ,в том числе и инфекционных, способствующих устранению причин этих заболеваний, называется ___________”.

  1. Составьте фразу из фрагментов(ответ представьте последовательностью букв, на пример в,а,д…);

а)…человека к заболеваниям, в том числе и инфекционным…;

б)…при профилактике заболеваний проводят комплекс…;

в)…повышению невосприимчивости организма…;

г)…оздоровительных мероприятий, способствующих…

  1. Назовите главный комплекс профилактических мер против инфекционных заболеваний, который осуществляется конкретным человеком

  1. Дополните фразу; “Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям за счет выработки им антител и фагоцитоза, называется ________”

  1. Назовите виды иммунитетов (4).

  1. Способность организма обезвреживать чужеродный и потенциально опасный биоматериал (микроорганизмы, трансплантат, токсины, опухолевые клетки, клетки, инфицированные вирусом) называется _______10_______ ________11________

  1. Приведите пример врождённого иммунитета . (невосприимчивость..)

  1. Дополните фразу:”Невосприимчивостьорганизма к инфекционным заболеваниям, возникшая в результате вакцинации или переносного заболевания, называется _______”.

  1. Приведите пример приобретенного иммунитета.

25. Дополните фразу:”Приобретенный иммунитет ______ по наследству”.

26. Назовите виды иммунитета по характеру его выработки организмом.

27. Назовите четыре группы мер, позволяющих предотвратить распространение инфекции из очага возникновения.

28. Назовите синоним понятия ”дезинфекция”.

29. Дополните фразу:”Уничтожение возбудителей заразных(инфекционных) заболеваний называется собственно ________”.

30. Укажите,что включает в себя понятие “дезинфекция в широком смысле”.

31. Дополните фразу:”_____ -это уничтожение грызунов, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний”.

32.Дополните фразу:”Уничтожение членистоногих(насекомых, клещей), являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, называется _______”(выберите ответ):

33. а)собственно дезинфекцией; б)дезинсекцией; в)дератизацией

г)дезинфекцией в широком смысле

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся.

Вид занятия: урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать .

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил.

Тест по ОБЖ по теме "Инфекционные заболевания " 7 класс.

презентация:Инфекционное заболевание: мононуклеоз.

Тестовые задания предназначены для проверки знаний студентов-медиков СПО по теме "Инфекционные заболевания". К заданиям прилагаются ответы с критериями оценок.

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.

[youtube.player]

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Как называется группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями: бактериями, вирусами, простейшими грибками?

а) онкологические заболевания ;

б) простудные заболевания ;

в) инфекционные болезни.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является____________

Различают следующие периоды развития инфекционной болезни:

а) инкубационный (скрытый);

г) основных проявлений болезни ;

д) вторичных проявлений болезни ;

Перечислите группы инфекций.

б) дыхательных путей ;

д) наружных покровов.

К какой группе инфекционных болезней относятся дизентерия, холера, брюшной тиф?

б) дыхательных путей;

г) наружных покровов.

К какой группе инфекционных болезней относятся ветряная оспа, грипп, скарлатина?

б) дыхательных путей;

г) наружных покровов.

К какой группе инфекционных болезней относятся туляремия, чума, клещевой энцефалит?

б) дыхательных путей;

г) наружных покровов.

Как называется промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических проявлений?

б) инкубационный (скрытый);

в) основных проявлений болезни.

Какой период развития инфекционной болезни сопровождается её общими проявлениями?

а) основных проявлений болезни ;

б) инкубационный (скрытый);

Какой период развития болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни?

б) инкубационный (скрытый);

в) основных проявлений болезни.

11. Невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами, называется___________ .

внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимосвязь с клетками и тканями организма

Выберите книгу со скидкой:


Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 107.00 руб.


ЕГЭ-2019. Обществознание. Задания, ответы, комментарии

350 руб. 171.00 руб.


Обществознание. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 214.00 руб.


ЕГЭ-2020. Обществознание (60x84/8). 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 393.00 руб.


ОГЭ-2018. Обществознание (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ

350 руб. 129.00 руб.


350 руб. 205.00 руб.


ОГЭ. Обществознание. Раздел "Экономика" на основном государственном экзамене

350 руб. 90.00 руб.


ОГЭ-2020. Обществознание (60х90/16). 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ЕГЭ. Обществознание. Раздел "Человек и общество" на едином государственном экзамене

350 руб. 85.00 руб.


ЕГЭ. Обществознание. Раздел "Право" на едином государственном экзамене

350 руб. 90.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Бесплатный
Дистанционный конкурс "Стоп коронавирус"





  • Васильева Наталья РомановнаНаписать 12853 16.04.2016

Номер материала: ДБ-036385

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    16.04.2016 5052
    16.04.2016 2783
    16.04.2016 558
    16.04.2016 605
    16.04.2016 501
    16.04.2016 612
    16.04.2016 2344

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

[youtube.player]


Список вопросов теста

Что такое эпидемия?

  • процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.
  • массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
  • массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Что такое пандемия?

  • Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости
  • Массовое распространение инфекционного заболевания, охватывающее территорию целого государства или нескольких стран.
  • Процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды.

К центральным органам иммунной системы человека относятся?

  • лёгкие, сердце, кровь, головной мозг;
  • почки, лёгкие, поджелудочная железа, нервная система;
  • костный мозг и вилочковая железа;

К инфекциям дыхательных путей относятся:

  • холера, полиомиелит, дизентерия;
  • малярия, чума, сыпной тиф;
  • грипп, ангина, дифтерия.

Какие микроорганизмы не вызывают заболеваний,это..

  • Патогенные микроорганизмы
  • Условно-патогенные микробы
  • Сапрофиты

Какого пути передачи инфекции не существует ?

  • Жидкостного
  • Параллельного
  • Фекально-орального

Как называется группа болезней,вызываемых специфическими возбудителями:бактериями,вирусами,грибками?

  • онкологические заболевания;
  • простудные заболевания;
  • инфекционные болезни.

К какой группе инфекционных болезней относятся ветрянная оспа,грипп,скарлатина?

  • кишечные;
  • дыхательных путей;
  • кровяные.

Для фомирования какого иммунитета в организм вводят вакцинацию?

  • Естественного;
  • Искусственного;
  • Наследственного.

В какое время года можно заболеть гриппом?

  • Во все времена года;
  • Осенью;
  • Зимой.

Курс лечение антибиотиками составляет

  • 7-10 дней;
  • 14 дней;
  • 3-5 дней.

К группе особо опасных инфекций относятся

  • чума, натуральная оспа, холера;
  • менингококковая инфекция, грипп, парагрипп;
  • бешенство, столбняк, рожистое воспаление.

Иммунитет новорожденного ребенка является

  • естественно активным;
  • естественно пассивным;
  • искусственно активным,

Какие вы можете выделить виды иммунитета?

  • Повседневный, устойчивый;
  • Приобретённый, врождённый;
  • Постоянный, наследственный.

Какие из указанных ниже заболеваний передаются контактно-бытовым путем?

  • Брюшной тиф, корь, краснуха;
  • Грипп, оспа, скарлатина;
  • Сифилис, гонорея, грибковые заболевания на коже и ногтях.

Как называется промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических проявлений?

  • начальный;
  • инкубационный (скрытый);
  • основных проявлений болезни.

Назовите источники дизентерии?

  • Больные люди или бациллоносители;
  • Грызуны;
  • Травоядные животные

Перечислите группы инфекций

  • Кишечные;
  • Дыхательных путей;
  • Кровяные;
  • Половые;
  • Наружных покровов.

Получите комплекты видеоуроков









Комментарии 0

Как работать с тестами?











5 балльная

Введите номер теста


Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.


Правообладатель товарного знака “Мультиурок”, свидетельство №660396

[youtube.player]

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

  • болезнетворными бактериями;
  • вирусами;
  • простейшими грибками.

Профилактика инфекционных болезней — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска.

Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические).

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей. Классификация основных болезней, которым подвержен организм человека, приведена в таблице 2.

Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление).

Инкубационный период - это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Таблица 2
Классификация основных инфекционных болезней человека по преимущественно поражаемым возбудителем органам, путям поступления, передачи и способам его выделения во внешнюю среду


Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период - выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый.

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго - годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго - в течение 1 -2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно - путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время - в течение 3-4 недель.

Иммунная система - это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды - токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции - лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы - антитела.


Чрезвычайная ситуация сложилась в связи с эпидемиеи гемморагической лихорадки в Уфе (1997 г.). Каждый день в больницы Уфы поступали 50-100 пациентов, инфицированных этим заболеванием. Общее число заболевших превысило 10 тыс. человек

1 Вакцинация - метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путём введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин.

2 Антитела — иммуноглобулины, синтезируемые в организме в ответ на воздействие антигена, нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий.

  1. Инфекционные болезни - патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворными микробами.
  2. Причинами инфекционных заболеваний являются не только вирусы, но и многочисленные и разнообразные микроорганизмы.
  3. У человека имеется иммунная система, которая мобилизует организм на борьбу с патогенным возбудителем и его токсинами.
  4. Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития.
  5. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Профилактика инфекционных болезней

Для профилактики заболевания инфекционными болезнями большое значение имеет иммунизация — специфическая профилактика инфекционных болезней.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вакцин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сыворотку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вначале вводят иммунную сыворотку, а затем - вакцину или антитоксин.

Иммунизация вакцинами и антитоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Иммунизация включает в себя проведение профилактических прививок, которые регламентируются календарём их проведения. В календаре отражены две группы прививок.

В первую группу входят прививки против туберкулёза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори и др. Против перечисленных болезней независимо от эпидемической обстановки проводится иммунизация всех детей в определённые сроки после рождения.

Ко второй группе отнесены прививки против брюшного тифа, бруцеллёза, сибирской язвы, холеры, чумы. Прививки проводят на территориях, на которых создалась напряжённая и угрожающая эпидемическая обстановка, и не только лицам с высокой степенью заражения, но и всему населению.

[youtube.player]

Урок 21
Основные инфекционные заболевания. Классификация, пути передачи и профилактика








Человека на протяжении всей жизни окружают микроорганизмы. Они находятся в воздухе, воде, почве, осаждаются на всех предметах, в том числе и на пищевых продуктах. Микробы живут и размножаются на коже, в полости рта и носа, на слизистой верхних дыхательных путей, в кишечнике, особенно в его толстом отделе.

Микроорганизмы играют важную роль в жизни не только человека, но и всего органического мира Земли. Они, например, очищают почву и воду от мертвых тел посредством гниения, брожения, разложения. В то же время, попадая в раны, они могут вызывать нагноение, а проникая во внутреннюю среду организма человека, способны стать причиной инфекционного заболевания.

Все разнообразие известных современной науке микроорганизмов с точки зрения влияния на организм человека подразделяют на три вида, приведенные на схеме 25.


В нашей стране принята классификация инфекционных болезней, в основу которой положен механизм передачи заразного начала и локализации его в организме. Согласно этой классификации, все инфекционные болезни подразделяют на пять групп (табл. 3).


То или иное инфекционное заболевание связано с проникновением в организм определенного микроорганизма. Например, коклюшная палочка вызывает только коклюш, дизентерийная палочка — дизентерию, дифтерийная палочка — дифтерию, холерный вибрион — холеру.

Возникновение и распространение инфекционных заболеваний Инфекционные заболевания отличаются от всех других тем, что достаточно быстро распространяются среди людей. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости, называют эпидемией. Если же оно охватывает территорию целого государства или нескольких стран, его называют пандемией.

Чтобы предупредить инфекционное заболевание, надо знать, как оно возникает и каким образом распространяется среди людей.

Все инфекционные заболевания заразны и передаются от больного человека или больного животного к здоровому. Но и здоровый человек может служить источником инфекционного заболевания. После перенесенной болезни по еще неясным причинам возникает парадоксальная ситуация. Человек выздоравливает, чувствует себя хорошо, но в его организме продолжает присутствовать патогенный микроб. Возникает удивительный союз, когда один организм не замечает другого. Это может продолжаться сколько угодно долго. Для самого организма это не опасно, но крайне опасно для окружающих, так как патогенный микроб долгое время сохраняется невредимым и выделяется во внешнюю среду. Этот феномен называют бациллоносительство, а человека — бациллоносителем.


В настоящее время известны по меньшей мере пять путей передачи инфекции (рис. 44):

Отличие инфекционных заболеваний от всех других заключается в том, что организм человека после выздоровления приобретает невосприимчивость к повторному внедрению вызвавшего болезнь микроорганизма. Эту невосприимчивость называют иммунитетом.

С биологической точки зрения иммунитет — это способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации. Эти тела и вещества называют антигенами. К ним относятся патогенные микроорганизмы, клетки и ткани собственного организма, ставшие чужеродными, цветочная пыльца, некоторые растения, некоторые пищевые продукты. В ответ на их внедрение организм начинает вырабатывать специфические вещества белковой природы — антитела.

Иммунитет представляет собой совокупность защитно-приспособительных реакций организма человека, возникающих в ответ на строго определенный антигенный раздражитель в виде возбудителя инфекционной болезни или искусственно введенного антигена (вакцины или анатоксина).

Иммунная реакция организма — это взаимодействие антигена с антителом. Важная особенность иммунитета — распознавание и отличие своего от чуждого.

Иммунитет находится в тесной связи с функциональным состоянием организма и во многом зависит от факторов внешней среды. Голодание, недостаток или отсутствие витаминов (авитаминоз), длительное заболевание, серьезные повреждения, частые стрессовые ситуации могут способствовать снижению сопротивляемости организма и развитию инфекционного заболевания.

В результате перенесенного инфекционного заболевания или искусственной иммунизации (когда в организм вводят искусственно ослабленный патогенный возбудитель) в крови человека появляются антитела, направленные против конкретного антигенного раздражителя. Количество антител чрезвычайно велико.

К органам иммунной системы человека относятся костный мозг, печень, селезенка и лимфатическая система.

Природой предусмотрено несколько разновидностей иммунитета. Наследственный иммунитет связан с видовой принадлежностью человека. Он передается по наследству от родителей к их ребенку.

Далее различают естественно и искусственно приобретенный иммунитет. Первый формируется в результате перенесенного заболевания. Второй формируется активно или пассивно. При активном формировании искусственного иммунитета в организм вводят вакцину. Это ослабленный каким-либо способом, но сохранивший все свои вредные свойства патогенный микроорганизм. Введение его в организм человека вызывает инфекционное заболевание, которое протекает в легкой форме, но с очень выраженной иммунной реакцией. При пассивном формировании искусственного иммунитета в организм вводят уже готовые антитела (сыворотка или гамма-глобулин).

Сформированный тем или иным способом иммунитет имеет определенную продолжительность. У пассивного иммунитета она колеблется от нескольких недель до двух-трех месяцев. Активный иммунитет действует дольше. Например, оспенная вакцинация (прививка) дает полную гарантию, что человек никогда не заболеет оспой. Вакцина от дифтерии или столбняка (при троекратной вакцинации) гарантирует защиту в течение 10 лет. Затем требуется повторная вакцинация (ревакцинация). Надо всегда помнить, что однократная вакцинация при некоторых видах инфекционных заболеваний не дает пожизненной гарантии.

Чтобы предотвратить распространение инфекционных заболеваний, надо разорвать связи, соединяющие элементы общей эпидемиологической цепи, и одновременно воздействовать на каждый из ее элементов.

Первый элемент — больной человек или животное. Больного человека при подозрении на инфекционное заболевание изолируют и лечат. С больным животным поступают по-разному: если это ценное для человека животное, его лечат, во всех других случаях его усыпляют. Сложнее обстоит дело с бациллоносителями. Это вполне здоровые люди, которым и в голову не придет обращаться к врачам. Следовательно, бациллоносителей надо активно выявлять. Обследовать всех людей на бациллоносительство практически невозможно. Поэтому обследование проводят выборочно. Ему подвергают те группы людей, которые заняты в пищеблоках (буфеты, столовые, рестораны) и в детских учреждениях.

Второй элемент эпидемиологической цепи — механизмы ее передачи. Чтобы предотвратить распространение инфекции, надо поставить заслон на путях ее передачи и разрушить механизмы ее распространения. Для этого в повседневной жизни необходимо соблюдать следующие правила:

• все пищевые продукты нужно подвергать тепловой обработке; тарелки, чашки, вилки, ножи надо обязательно мыть с применением препаратов бытовой химии, затем ополаскивать обильным количеством воды; фрукты и овощи необходимо тщательно мыть в проточной воде; нельзя забывать и о мытье рук перед едой и после туалета;
• при простудных заболеваниях простым и надежным способом предупреждения заболевания является обычная трехслойная марлевая повязка, которую можно использовать и на работе и дома; для больного надо обязательно выделить индивидуальную посуду и мыть ее с использованием дезинфицирующих средств; носовые платки больного нужно кипятить и тщательно проглаживать утюгом;
• эффективный способ предупреждения распространения кровяных инфекций — уничтожение или отпугивание насекомых;
• предупреждать зоонозные инфекции нужно несколькими способами: ценные животные в зверосовхозах должны регулярно проходить ветеринарный контроль; больных животных нужно лечить; при значительном увеличении численности переносчиков и хранителей многих инфекционных зоонозных заболеваний (это мыши, крысы и др.) проводят их дератизацию (уничтожение);
• сокращения заболеваний, передающихся контактно-бытовым способом, можно добиться повышением гигиенической культуры людей, укреплением нравственности и морали, стимулированием общественной нетерпимости ко всем проявлениям антикультуры, нарушению этических норм и правил (важный элемент в этом процессе — образование и воспитание детей и подростков, привитие им культуры здоровья и здорового образа жизни).

Третий элемент в общей эпидемиологической цепи имеет прямое отношение к нам с вами. В настоящее время известен единственный надежный способ уберечь себя от инфекционного заболевания: своевременно и аккуратно выполнять рекомендации медиков по проведению вакцинации и ревакцинации.

Полноценное питание, разумный двигательный режим, здоровый режим жизни также уменьшают риск и вероятность заболевания.

Во всех случаях возникновения инфекционного заболевания в коллективе в обязательном порядке вводят в действие систему мер, направленных на предупреждение распространения болезни, так называемый карантин. В упрощенном виде это строгое ограничение передвижения и контактов людей, среди которых было обнаружено заболевание. Продолжительность карантина зависит от скрытого (инкубационного) периода выявленного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного (инкубационный период у холеры составляет 5 дней, у дизентерии — 7 дней, у сыпного тифа — 21 день и т. д.).

Комплексное воздействие на все звенья эпидемиологического процесса любого инфекционного заболевания предотвращает его распространение. Для этого требуются усилия не только медицинских специалистов, но и нас с вами. Сделать вовремя прививку, соблюдать гигиеническую культуру, культуру здоровья, воспитывать у себя гигиеническое мировоззрение — это в интересах каждого из нас.

Большинство инфекционных заболеваний сопровождается подъемом температуры, ознобом, разбитостью во всем теле, головной болью. Нередко появляются кашель, чихание, обильные выделения из носа, иногда рвота, неоднократный жидкий стул, боли в области живота. Отличительная особенность многих инфекционных заболеваний — появление сыпи в виде небольших красноватых пятен на коже на различных участках тела. Иногда в центре пятна виден небольшой пузырек, наполненный прозрачной жидкостью. Как правило, диагноз инфекционного заболевания ставят на основании бактериологического обследования естественных отправлений больного (мазок из зева, выделения половых органов, со- скоб с кожи, мазок из прямой кишки).

Внешние признаки инфекционного заболевания появляются не сразу с момента внедрения патогенного микроба в организм, а лишь через некоторое время. Время от момента внедрения микроорганизма до проявления болезни называют инкубационным периодом. Продолжительность инкубационного периода у каждого инфекционного заболевания разная: от нескольких часов до нескольких недель и даже лет.

Инкубационный, или скрытый, период не означает, что в организме ничего не происходит в этот период. Напротив, идет ожесточенная борьба между патогенным микробом и организмом.

В развитии инфекционного заболевания прослеживают несколько последовательно сменяющихся периодов: скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление. Продолжительность периодов разная и зависит от характера инфекции.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.