Ситуационные задачи по острой хирургической инфекции

1б, 2б, 3б, 4г, 5в, 6б, 7в, 8г, 9в, 70в, 10б

Ситуационные задачи по теме:

2. Пациент получает инъекции антибиотиков в течение 5 дней. Жалуется на пульсирующие боли в ягодице. Повышение температуры до 39°. Диагноз. Ваша тактика.

3. Больной жалуется на жгучие боли в левой голени. Местно: на передней поверхности левой голени имеется яркая гиперемия 20х30см, пузыри, заполненные желтоватым отделяемым. Что нужно выяснить для уточнения диагноза? Задайте необходимые вопросы. Ваша тактика.

4. Пациенту 13 лет. Жалуется на плохое самочувствие, головную боль, подъем температуры до 39°, расстройство сна и аппетита, неопределенные боли в правом бедре. При осмотре: бедро увеличено в объеме, определяется нечетко очерченная зона гиперемии, при пальпации: болезненность, гиперемия. Пульс – 120 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения. Частота дыхания – 46 в минуту, ритмичное, поверхностное. Диагноз? Ваша тактика.

5. У родильницы на 8-е сутки после родов появились распирающие боли в молочной железе, поднялась температура до 39°. Диагноз, ваша тактика, профилактика подобных заболеваний.

6. Пациент жалуется на боль в правой подмышечной области, подъем температуры до 38°, состояние удовлетворительное. Местно: в правой подмышечной впадине имеется два образования размерами 1х1,5см и 1,5х2см. Кожа над ними гиперемирована. В центре образования имеется дефект 0,3см в диаметре, из которого выделяется гной. Пальпация окружающих тканей болезненна. Появление образований пациент связывает с пользованием чужим шариковым дезодорантом. Диагноз? Ваша тактика.

7. У больного имеется рана в средней трети голени, загрязненная землей. На третьи сутки усилились боли в ране, появились постоянные мышечные подергиваний в ране. Что можно заподозрить? Ваша тактика.

8. Больной жалуется на головную боль, сонливость, отсутствие аппетита. При осмотре: температура – 39,2°, пульс – 120 в минуту, тахипноэ. Над верхней губой – ограниченный очаг гиперемии, инфильтрация, размягчение в центре инфильтрата. Увеличены подчелюстные лимфоузлы. Диагноз. Ваша тактика.

9. Пациентка жалуется на общее плохое самочувствие, головную боль, повышение температуры до 39°, жгучую боль на передней поверхности правой голени. Больна второй день. Заболевание началось с подъема температуры, озноба, ухудшения самочувствия. На следующий день появилась жгучая боль на передней поверхности правой голени, яркая, четко очерченная гиперемия и пузыри, заполненные мытным отделяемым. Травму отрицает. Диагноз. Ваша тактика.

10. На вторые сутки после получения травмы (колотая рана плеча) у пациента появились распирающие нарастающие боли, резко ухудшилось самочувствие, отмечен подъем температуры до 39,5°. Состояние тяжелое, пульс 120 ударов в минуту; кожа бледная с сероватым оттенком. Местно: на передней поверхности плеча в средней трети имеется колотая рана 1х0,3см. Отделяемого из раны нет. Массивный отек плеча, распространяющийся на область плечевого сустава и предплечья. При пальпации отчетливо определяется крепитация, из раны выделяется газ. Диагноз. Ваша тактика.

Эталоны ответов на ситуационные задачи по теме:

1. Диагноз: анаэробная инфекция бедра. Тактика:

А) обработать рану раствором окислителя;

Б) наложить рыхлую асептическую повязку с раствором перманганата калия;

В) иммобилизация конечности от кончиков пальцев до подмышечной впадины;

Г) холод к очагу воспаления;

Д) оценить необходимость инфузионной терапии;

Е) при необходимости начать дезинтоксикационную терапию;

Ж) госпитализировать в хирургическое отделение медицинским транспортом по экстренным показаниям;

З) использованные перчатки, инструменты, перевязочный материал, прочее оснащение и помещение дезинфицировать 6% раствором перекиси водорода.

2. Диагноз: постинъекционный абсцесс в области ягодицы. Тактика:

А) оценить общее состояние пациента для решения вопроса о необходимости детоксикационной инфузионной терапии, при необходимости начать ее;

Б) холод к очагу воспаления;

В) госпитализировать медицинским транспортом по экстренным показаниям.

А) наложить сухую асептическую повязку;

Б) госпитализировать по экстренным показаниям медицинским транспортом.

4. Диагноз: острый остеомиелит правого бедра. Тактика:

А) иммобилизация конечности от кончиков пальцев до подмышечной впадины;

Б) холод к очагу воспаления;

В) инфузионная терапия с целью детоксикации;

Г) экстренная госпитализация.

5. Диагноз: острый лактационный мастит. Тактика:

А) наложить повязку, приподнимающую молочную железу;

Б) экстренная госпитализация;

Профилактика мастита: тщательной соблюдение гигиенических требований, сцеживание молока, лечение хронических очагов инфекции, закаливание молочных желез в предродовом периоде, формирование соска в предродовом периоде, правильное прикладывание ребенка к груди, лечение повреждений околососковой ареолы.

6. Диагноз: острый правосторонний подмышечный гидраденит. Тактика:

Б) гнойные свищи обработать раствором перекиси водорода;

В) наложить повязку с гипертоническим раствором хлорида натрия;

Г) консультация хирурга в срочном порядке.

7. Диагноз: у пациента можно заподозрить столбняк. Тактика:

А) изолировать пациента от всех внешних воздействий;

В) вопрос о транспортабельности пациента будут решать специалисты по интенсивной терапии.

8. Диагноз: абсцедирующий фурункул верхней губы. Подчелюстной лимфаденит. Тактика:

А) наложить асептическую повязку на верхнюю губу;

Б) начать инфузионную терапию с целью детоксикации;

В) госпитализация по экстренным показаниям.

9. Диагноз: рожистое воспаление правой голени, буллезная форма. Тактика:

А) наложить сухую асептическую повязку на голень;

Б) инфузионная терапия с целью детоксикации;

В) создать условия для лучшего венозного и лимфатического оттока (приподнять конечность);

Г) госпитализация по экстренным показаниям;

10. Диагноз: анаэробная инфекция. Газовая флегмона плеча и предплечья. Тактика:

А) туалет раны перекисью водорода или перманганатом калия;

Б) асептическая повязка на рану (сухая или с раствором окислителей);

В) холод поверх повязки;

Г) иммобилизация конечности от кончиков пальцев до угла здоровой лопатки;

Д) инфузионная терапия с целью детоксикации;

Е) оценить состояние пациента и его транспортабельность;

Ж) госпитализация по экстренным показаниям.

ЛИТЕРАТУРА

3. Инструкции по применению ТСС и СА.

[youtube.player]

Задача 1.

Больной Б., 28 лет доставлен в больницу через сутки после огнестрельного ранения мягких тканей правой голени. При осмотре - состояние больного тяжелое. PS - 116 уд. в мин. АД 100-70 мм.рт.ст. Выражены симптомы интоксикации. Голень резко отечна, отмечается крепитация. Из раны - пенистое зловонное геморрагическое отделяемое. PS на тыле стопы сохранен.

2. Перечислите возможных возбудителей заболевания?

3. Методы верификации возбудителя заболевания?

4. Лечение данной патологии?

5. Специфическая терапия этого заболевания?

1. Огнестрельное ранение правой голени, анаэробная флегмона правой голени.

2. Clostridium perfringens; Cl. oedemstiens, CI. seplicum, CI. histolyticiis.

3. Взятие мазков-отпечатков для цитологического исследования, взятие кусочков тканей для посева на специальные среды, люминесцентная хромография.

5. Специфическое лечение противогангренозными сыворотками в. дозе 150000МЕ (по 50 тыс. противоперфриигеис, противоэдематиеие, противосептикум) в/в капельно, медленно, на 400 мл теплого физ. раствора.

Задача 2.

Больной Р. получил на работе ушибленную рану мягких тканей 2-го пальца правой кисти, обратился в травмпункт. Произведена хирургическая обработка раны с наложением глухого шва. Через 3 дня появился отек и дергающие боли в ране. Проводили местно физиотерапию, повязки со спиртом. Несмотря на это боли и отек увеличивались, температура до 38,5. На 5 день после операции сняты швы, разведены края раны, отмечается некроз мягких тканей. Проводилось местное лечение раны с наложением мазевых повязок, физиотерапия. Гнойно-некротический процесс распространился почти на всю ногтевую фалангу, оставалась температура до 38,0 градусов, ночные дергающие боли. Через две с половиной недели на рентгенограмме выявлены деструктивные изменения всей ногтевой фаланги.

2.Причина развития данного заболевания?

3.Классификация данной патологии?

4.Необходимо ли было в травмпункте выполнить экстренную профилактику столбняка и как это повлияло на течение заболевания в конкретном случае?

5.Основной метод лечения данной патологии?

1.Костный панариций дистальной фаланги II пальца правой кисти.

2.Неадекватное лечение привело к гнойно-некротическому процессу в мягких тканях с переходом на костные структуры.

3.Классификация панариция: кожный, подкожный, паронихия, подногтевой, сухожильный, суставной, костный, пандактилит.

4.Экстренную профилактику столбняка надо было выполнить обязательно. В данном случае это не повлияло на течение заболевания. Столбняк у больного не развился. Инкубационный период от 4 до 14 дней. Прошло уже 2,5 недели.

Задача 3.

Больной К. 75 лет. страдающий облитерирующим артериосклерозом сосудов нижних конечностей, получил во время работы на даче ушибленные раны I и II пальцев правой стопы, Промыл раны Н202, обработал раствором йода, Через 2-3 дня развилось гнойное воспаление мягких тканей I и II п. правой стопы. Лечился амбулаторно в поликлинике в течение 1,5 месяцев. Воспалительные явления в области ран оставались. грануляции практически отсутствовали. На рентгенограмме правой стопы выявлены деструктивные изменения концевой фаланги I п. и деструктивные изменения головок костей образующих межфаланговый сустав TI п. пр. стопы.

1 .какое осложнение развилось у больного?

2.Имеется какая-либо взаимосвязь между атеросклерозом и возникшими осложнениями?

3.Какое тяжелое осложнение может возникнуть у больного с облитерирующим атеросклерозом сосудов нижних конечностей?

4 .Назовите классификацию гнойных артритов?

5.Лечение данного больного?

1 .Посттравматический остеомиелит I п. правой стопы, гнойный остеоартрит II п. правой стопы,

2. Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей сопровождается нарушением кровообращения в дистальных отделах конечности, что явилось способствующим фактором для развития этого осложнения,

4.1) гнойный синовиит; 2) капсульная флегмона; 3) гнойный остеоартрит; 4) панартрит.

Задача 4.

Больной Г., 51 года, находится в стационаре 30 суток. Поступил с диагнозом закрытая травма живота, внутрибрюшной кровотечение. При выполненной экстренной лапаротомии выявлен разрыв селезенки, которая удалена. Брюшная полость ушита наглухо, без дренажа. Через 14 суток после лапаротомии появилась температура до 37,5 градусов. Рана без нагноения. Больной стал отмечать боли в левом подреберье, озноб, головные боли, тахикардию, повышение температуры тела до 39-40 градусов. При УЗИ правого подреберья выявлен абсцесс, который вскрыт и дренирован. В анализах крови появилась анемия, лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг влево, высокое СОЭ, снижение количества лимфоцитов. Отмечено появление геморрагической сыпи на коже. Был эпизод желудочного кровотечения из эрозий слизистой желудка.

1. Ваш предварительный диагноз.

2. Ошибка в тактике хирурга во время первой операции.

3. Методы верификации диагноза.

4. Хирургические методы лечения сепсиса,

5. Консервативное лечение сепсиса. ■

1. Острый послеоперационный поздний сепсис.

2. Брюшная полость должна быть обязательно дренирована после сплеиэктомии. Следствием ошибочных действий хирурга у больного стало развитие абсцесса брюшной полости, который стал причиной сепсиса.

4. Задачей хирургического лечения сепсиса является ликвидация гнойного очага,
дренирование и санация растворами антисептиков.

5. Консервативные мероприятия по лечению сепсиса состоят в направленной антибактериальной терапи и: дезинтоксикационной и симптоматческой терапии, иммунокоррекции. Возможно подключение экстракорпоральных методов лечения.

Задача 5.

Больной Б., 38 лет, работая на садовом участке, получил ушибленную рану правой голени, загрязненную землей. Рану промыл перекисью водорода, наложил сухую повязку. К врачу не обращался. Через 10 дней у больного повысилась температура тела до 39 , головная боль, слабость, обильное потоотделение, судороги. Состояние тяжелое.

2. Возможная причина развития этого осложнения?

3. Какая должна была быть выполнена профилактика данного осложнения?

4 Перечислите все возможные симптомы этого заболевания помимо указанных?

5 Лечебная тактика у данного больного?

1. Ушибленная рана правой голени, общий столбняк (острая форма).

2. Размозжение мягких тканей голени и загрязнение землей, не обращение больного к врачу в срок.

3. Профилактика столбняка заключается в ранней хирургической обработке раны, назначение антибиотиков, а также экстренной специфической профилактики столбняка - назначение всем больным столбнячного анатоксина 0,5 мл (у не привитых - 1.0 мл) и противостолбнячной сыворотки у не привитых больных (или 10 лет после последней прививки) в дозе 3000 ME по Безредко.

4. Развитие клонических и тонических судорог в ответ на звуковые. световые и механические раздражители. Тризм. Опистотонус, разрывы мышц, сухожилий, переломы костей, расстройство дыхания вплоть до его остановки. Задержка стула, мочеиспускания.

5. Изолировать больного в отдельную палату реанимационного отделения, изолировав от зрительных, слуховых и механических раздражителей. Лечебная доза противостолбнячного человеческого иммуноглобулина 600 МЕ. Назначение седативных препаратов, барбитуратов, нейролептиков вплоть до миорелаксантов для проведения ИВЛ. Десенсибилизирующие препараты, сердечные гликозиды, дыхательные аналептики, антибиотики, оксигенотерапия. Коррекция гомеостаза инфузиоиной терапией. Местно лечение раны.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

[youtube.player]

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

4. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  • реферативные сообщения по темам:

  • составить кроссворд по теме.

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
metodichka..doc 723.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.

по теме: «Сестринская помощь

при хирургической инфекции.

(среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4

Председатель ЦК _____________/М.Е.Конышева /

Методист ГОУ СПО МК №4

Заместитель Главного врача Детской городской

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО

преподаватель высшей квалификационной категории.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Таким образом, студент и преподаватель могут выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предназначена для проведения теоретического занятия со студентами III курса по дисциплине "Сестринское дело в хирургии", в лекционном кабинете.

При использовании данного пособия преподаватель может выбирать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей студентов.

Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

Материалы методической разработки теоретического занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

Для закрепления знаний используются ситуационные задачи.

Для итогового контроля используется контрольное тестирование.

Предложенные варианты, по выбору студентов, для внеаудиторной самостоятельной работы, а именно написание реферативных сообщений, составление терминологического словаря и составление кроссвордов способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

Цель создания методической разработки

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

2. Методический блок:

- рекомендации по работе с методической разработкой

- место проведения занятия, оснащение

- домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

- хронологическая карта занятия

3. Информационный блок

4. Материалы лекции (раздаточный материал для студентов)

- опорный конспект лекции

- принципы сестринской помощи при хирургической инфекции

- охрана труда медицинской сестры

5. Блок контроля

Контроль исходного уровня знаний

Контроль эффективности обучения (с эталонами ответов и критериями оценок)

- задание №2. Ситуационные задачи

- задание №3. Тестовые задания

К концу первых суток жизни ребенок уже заселен 12 видами бактерий. На третий – седьмой день они проникают в его кишечник. По мере дальнейшего взросления ребенка его микробное население быстро растет. В организме взрослого человека оно представлено уже сотнями видов, численность которых достигает астрономических цифр.

К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

Специалисты подсчитали, что общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет около двух килограммов.

А ведь есть еще вирусы, болезнетворные грибки, простейшие . Они так же постоянно изменяются, становятся более патогенными. Сколько их попадает к нам вместе с пищей, дыханием, через грязные руки, во время сестринских и врачебных манипуляций .

Но к счастью, природа вооружила нас "внутренними войсками" - иммунной системой.

Но если иммунитет ослаблен - тогда болезни следуют одна за другой, не помогают даже лекарства…

по работе с методической разработкой .

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

4. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  1. реферативные сообщения по темам:

  1. составить кроссворд по теме.

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Вид занятия: теоретическое ( с элементами беседы), первое занятие.

Количество часов: 2 часа.

Сформировать у студентов представление о различных видах хирургической инфекции.

Для достижения поставленной цели студенты должны знать:

  1. определение хирургической инфекции;
  1. пути проникновения инфекции;
  1. виды хирургической инфекции;
  1. местные и общие признаки хирургической инфекции;
  1. отдельные виды хирургической инфекции;
  1. принципы лечения;
  1. особенности сестринской помощи при наблюдении и уходе за пациентами;
  1. принципы профилактики хирургической инфекции.

Преподаватель в ходе занятия формирует у студентов знания и умения: мыслить, вести дискуссию, аргументировать, делать выводы самостоятельно, творчески подходить к решению профессиональных проблем, вырабатывать коллективное мышление.

Преподаватель в ходе занятия освещает вопросы сестринской помощи при хирургической инфекции, способствует формированию внимательного,

доброжелательного отношения к пациентам с данной патологией,

способствует воспитанию чувства ответственности и долга, соблюдению этики и деонтологии при профессиональном общении.

Хирургическую инфекцию определяют как процесс внедрения и развития

Успехи антибиотикотерапии на первых этапах позволили считать проблему хирургической инфекции разрешенной. Однако, гнойные заболевания остаются одной из самых трудных и актуальных проблем хирургии. Распространенность составляет более 1/3 всех хирургических больных. Увеличению антибиотикорезистентных штаммов во многом способствует нерациональное использование антибиотиков, применение препаратов в малых дозах, краткосрочные курсы антибиотикотерапии.

Среди всех инфекционных осложнений, развивающихся у хирургических пациентов, на долю инфекций в области хирургического вмешательства (ИОХВ) приходится около 40%, две трети из них связаны с областью операционного разреза и одна треть – затрагивает орган или полость. Развитие ИОХВ приводит к увеличению сроков госпитализации в среднем на 1 неделю и повышает стоимость лечения на 10-20% . Поэтому, профилактика ИОХВ в послеоперационном периоде является одной из актуальных проблем современной хирургии.

Актуальными остаются проблемы профилактики хирургической инфекции в связи с низким санитарно-гигиеническим образованием большинства населения; низким уровнем соблюдения правил профилактики хирургической инфекции в медицинских учреждениях (внутрибольничная инфекция, осложнения после сестринских и врачебных манипуляций) и т.д.

В связи с этим значительно изменилась клиническая картина заболеваний, участились случаи перехода острых форм в хронические, чаще стали наблюдаться рецидивы гнойной хирургической инфекции.

Неблагоприятные условия жизни человека ( экология, нерациональное питание, стресс и т.д.), увеличение числа людей с хроническими заболеваниями, ведут к ослаблению защитных сил организма с одной стороны. С другой стороны микрофлора легко приспосабливается к неблагоприятным условиям внешней среды, к новым лекарственным препаратам. Вследствие чего значительная часть хирургических болезней является результатом взаимодействия организма человека и микроорганизмов. Знание: - путей проникновения инфекции; - основных заболеваний острой и хронической хирургической инфекции (этиологии, патогенеза, клинической картины, принципов оказания медицинской помощи на всех этапах); - принципов организации работы медицинского персонала по профилактике хирургической инфекции; - принципов сестринской помощи больным с хирургической инфекцией; является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника. Что позволит своевременно диагностировать хирургическую инфекцию, адекватно оказать на всех этапах медицинскую помощь больным с данной патологией, чётко организовать свою работу по предотвращению развития инфекции, что в целом позволяет уменьшить число тяжёлых больных, летальных исходов.

[youtube.player]

1. Обострение хронического рецидивирующего панкреатита. Киста поджелудочной железы.

2. ФГДС, УЗИ, компьютерная томография.

3. Общий анализ крови, диастаза мочи.

4. Консервативное лечение по основным направлениям ОП:

- борьба с болью, восполнение ОЦК.

- воздействие на местный патологический очаг,

- коррекция тромбогеморрагических осложнений,

- нутритивная и энергетическая поддержка.

5. При осложнениях кист – оперативное:

# У больного 38 лет после приема алкоголя появились выраженные боли в верхних отделах живота, иррадиирующие в спину, многократная рвота. Состояние тяжелое. Кожа лица гиперемирована, сухая. В легких жесткое дыхание, ослабленное слева. Пульс 120 в минуту, АД 150/90 мм.рт.ст. Язык сухой, обложен. Живот увеличен в объеме, участвует в акте дыхания ограниченно в верхних отделах, болезненный в эпигастрии, где определяется ригидность и положительный симптом раздражения брюшины. Перистальтика отсутствует. Стула не было. В анализе крови: Лейкоциты – 18,5х10/ 9 л, Эр – 2,8х10/ 12 л, Нв-154г/л. СОЭ 24 мм/ч. диастаза мочи – 1100 ЕД.

На УЗИ органов брюшной полости выявлено, увелечение поджелудочной железы в размерах, контуры ее неровные, с очагами повышенного отражения. В сальниковой сумке 100мл. жидкости. Желчный пузырь не изменен. Холедох обычных размеров. В брюшной полости определяется свободная жидкость.

Вопросы к ситуационной задаче по хирургии

2. Классификация заболевания.

3. Необходимые методы обследования для подтверждения диагноза.

основные направления консервативной терапии.

показания к оперативному лечению, методы оперативных вмешательств.

Ответ к ситуационной задаче по хирургии

1. Острый деструктивный панкреатит (панкреонекроз). Ферментативный перитонит.

2. Классификация В.С.Савельева с соавт. 1983 г. Атланта 1990 г.

3. Клинический анализ крови, биохимия крови, амилаза, диастаза мочи. УЗИ, КТ, ФГДС.

4. По основным направлениям консервативной терапии острого панкреатита.

5. Оперативное лечение (малоинвазивное, традиционное):

— неэффективность полноценной консервативной терапии, не позволяющей купировать гемодинамические нарушения и ПОН,

— инфицированный ПН и /или панкреатогенный абсцесс, гнойный перитонит,

— превалирование на 50% масштаба некроза поджелудочной железы по данным КТ

— ангиографии или распространение некроза по забрюшинному пространству (стадия Е).

# Женщина 34 лет пришла на амбулаторный прием к хирургу. Жалуется на боли по медиальной поверхности левой голени в нижней и средней трети бедра. Боли появились 3 дня назад в области голени и впоследствии распространились на бедро. Температура повысилась до 37,5 0 С, стала затруднительной ходьба.

При осмотре по ходу варикозно измененной левой большой подкожной вены на голени и бедре имеется гиперемия кожных покровов, при пальпации в этой зоне определяется болезненный тяж. Пальпация в паховой области безболезненная. Отека стопы и голени нет.

Вопросы к задаче по хирургии

2. Этиология и патогенез заболевания?

3. Классификация заболевания?

4. С каким заболеванием необходимо дифференцировать эту патологию?

5. Осложнения при данном заболевании?

6. Тактика лечения в зависимости от вариантов течения заболевания и объем пособия?

Ответ к задаче по хирургии

1. Варикозная болезнь вен левой нижней конечности, осложненная острым восходящим поверхностным тромбофлебитом (варикотромбофлебитом) в бассейне большой подкожной вены.

2. Триада Вирхова — изменение реологии крови (состояние гиперкоагуляции), травма стенки сосуда (повреждение эндотелия) и замедление тока крови (стаз). Способствующие факторы — возраст, ожирение, операции и травмы, длительная иммобилизация, беременность и роды, онкологические заболевания, тромбофилические состояния (генетические изменения факторов коагуляции) и др. В большинстве случаев осложняет течение варикозной болезни, реже возникает при посттромбофлебитической болезни.

3. -по распространенности: сегментарный (локальный), восходящий;

-по локализации: в бассейне большой или малой подкожных вен;

-по характеру воспаления: асептический (негнойный), гнойный.

4. С лимфангоитом, рожистым воспалением и аллергическим дерматитом, с ущемленной бедренной грыжей при локализации процесса в варикозной аневризме терминального отдела большой подкожной вены.

5. Тромбоз глубоких вен, тромбоэмболия легочной артерии (при восходящем тромбофлебите).

6. При сегментарном тромбофлебите на голени – консервативное лечение амбулаторно, при первичной локализации тромбоза на бедре консервативное лечение и наблюдение в стационаре, при восходящем тромбофлебите – операция Троянова-Тренделенбурга (разобщение сафено-феморального соустья, кроссэктомия) в экстренном порядке с возможным одномоментным удалением ствола тромбированной вены и последующим решением вопроса об устранении варикозного синдрома.

# Мужчина 43 лет находится на лечении по поводу правосторонней нижнедолевой пневмонии, осложненной абсцессом. 2 часа назад больной отметил внезапное ухудшение состояния – появились интенсивные боли в правой половине груди, затруднение дыхания. Общее состояние тяжелое. Т – 39,2 С. Цианоз кожи, слизистых оболочек. Частота дыханий 30 в 1 минуту, дыхание поверхностное. Отмечается укорочение перкуторного звука и ослабление дыхания справа на уровне середины лопатки. Выше уровня укорочения перкуторного звука выслушивается шум трения плевры.

Вопросы к ситуационной задаче по хирургии

Ваш предварительный диагноз?

Что может явиться причиной внезапного ухудшения состояния?

Какие дополнительные методы исследования необходимо использовать?

Какова тактика лечения больного?

Несмотря на интенсивную терапию и ежедневные плевральные пункции, состояние пациента без положительной динамики, сохраняются явления интоксикации, в общем анализе крови определяются анемия, лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, СОЭ 49 мм/час. Из полости плевры ежедневно эвакуируется 500-600 мл гнойного экссудата.

Вопросы к ситуационной задаче по хирургии

Ваш окончательный диагноз?

Принципы этиотропного и патогенетического лечения?

Какой метод местного лечения необходимо использовать в данной ситуации?

Ответ к ситуационной задаче по хирургии

1. Пиопневмоторакс. Легочно – плевральный свищ.

2. Прорыв гнойного содержимого из полости абсцесса в плевральную полость.

3. Рентгенологические. УЗИ. Плевральная пункция. Бронхоскопия. Торакоскопия. Посев экссудата. Цитологическое исследование экссудата.

4. Антибактериальная терапия. Лечебная бронхоскопия. Торакопластика.

5. Эмпиема плевры. Легочно – плевральный свищ. Лечение сепсиса.

# Женщина 58 лет, после погрешности в диете внезапно возникли боли в верхних отделах живота, иррадиирующие в спину, многократная рвота желчью, гипертермия до 37,6 , озноб. После приема но-шпы, боли купировались. Через сутки появилась желтушность кожных покровов, боли в животе оставались.

Объективно: Состояние средней тяжести. Кожа и склеры желтушны. Пульс 90 в минуту. АД 120/80 мм.рт.ст. Язык влажный, обложен. Живот несколько вздут, мягкий, болезненный в эпигастрии. Перитонеальных симптомов нет. Желчный пузырь не пальпируется. Лейкоциты 10,2 х 10/л, билирубин крови 60мкмоль/л. На УЗИ органов брюшной полости желчный пузырь 4,5х3,6см. Стенка 0,3см. В полости конкрементов нет. Холедох расширен до 1,5см. в нем определяются эхо сигналы.

острый холецистит, механическая желтуха

******# Женщина 40 лет, поступила в приемный покой хирургии с жалобами на схваткообразные боли в животе, многократную рвоту, неотхождение стула и газов. Года назад больной выполнена операция по поводу острого аппендицита.

Объективно: пониженного питания, кожа и склеры обычного цвета, пульс 78 в минуту. Язык суховат. Живот вздут, мягкий болезненный в нижней части живота, больше слева.Перитонеальных симптомов нет, определяется шум плеска, перистальтика кишечника усилена в левом гипогастрии. Стула не было. Газы не отходят.

Вопросы к ситуационной задаче по хирургии

1. Какой диагноз можно поставить больной?

2. Какие дополнительные исследования Вы считаете необходимым выполнить?

3. Ваша тактика в отношении выбора метода лечения.

4. Возможные варианты оперативных вмешательств.

5. Пути профилактики данного осложнения.

Ответы к ситуационной задаче по хирургии

1. Спаечная болезнь брюшной полости: рецидивирующая спаечная непроходимость

3. Лечебная тактика зависит от клиники, степени нарушения кишечного пассажа, результатов обследования. Консервативные мероприятия включают диету, физиопроцедуры, ГБО, курсы гидрокортизона, лидазы и антигистаминных препаратов. К хирургическому методу лечения спаечной болезни относятся открытый или лапароскопический адгезиолизис, интестинопликация.

4. Профилактика спаечной болезни во время первой операции заключается в тщательном соблюдении принципов оперативной техники, бережном отношении к тканям, раннем восстановлении перистальтики, назначении в послеоперационном периоде ГБО, гидрокортизона, антигистаминных препаратов, физиотерапии и др.

# Пациент Е., 22 года поступил с жалобами на боли по всему животу, сухость во рту, тошноту. Начало заболевания связывает с падением с высоты. Обращает внимание вынужденное полусидячееположение больного. АД 80/50мм.рт.ст. Пульс 112 в минуту. Живот резко напряжен болезненный во всех отделах. Положительный симптом Щеткина-Блюмберга. В анализе крови — эритроциты- 2,2х10 12 /л. Гемоглобин- 86г/л.

# У больного, оперированного по поводу перфоративного аппендицита, в динамике появились боли в правой верхней половине животаи озноб. В анализе крови отмечается лейкоцитоз до 18,0х10 9 /л, СОЭ - 28 мм/ч. На УЗИ брюшной полости в поддиафрагмальном пространстве справа выявлено жидкостное образование с четкими краями.

У больной 73 лет, оперированной по поводу перфоративного аппендицита с местным перитонитом, на 7-е сут. после операции появились боли в правой половине грудной клетки, легкий кашель, ознобы. При осмотре отмечено отставание правой половины грудной клетки в акте дыхания. Пальпаторно нижняя граница легких несколько приподнята, определяется болезненность в правом подреберье и по ходу IX-X межреберья. При рентгеноскопии грудной клетки отмечено наличие жидкости в правом синусе, подъем правого купола диафрагмы и ограничение его подвижны, увеличение размеров тени печени. Лейкоциты крови 21х10/ 9 л, ОПТИМАЛЬНАЯ ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ

+пункция под контролем УЗИ, внеплевральное дренирование

# У больного М., 20 лет, впервые появились боли в правой подвздошной области 5 дней назад до поступления в стационар. При осмотре температура тела 37,6 ºС. При пальпации в правой подвздошной области определяется образование, округлой формы, неподвижное, размерами 7,0х5,0см, умеренно болезненное. Общий анализ крови: Эр 2,4 х 10 12 /л, Нв – 125 г/л. Лейкоциты-18,5х10 9 /л

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.