Сгму кафедра детских инфекционных болезней

Кафедра инфекционных болезней у детей и поликлинической педиатрии им. Н. Р. Иванова
Саратовского государственного медицинского университета

Преподавание детских инфекционных болезней на медицинском факультете Саратовского университета было впервые организовано профессором Б. Н. Быстрениным в 1912 г. Занятия со студентами проводились в детской больнице, которая располагалась в частном четырехквартирном доме с неприспособленными боксами для инфекционных больных.

В 1919 г. в программе медицинского университетского образования выделяется курс детских инфекционных болезней, ведение которого поручается Б. П. Бруханскому, заведующему Поздеевской больницей (ныне 5-я детская инфекционная больница).

Талантливый ученик Н. Ф. Филатова, Б. П. Бруханский сплотил вокруг себя способных, преданных делу молодых врачей, из которых позже выросли крупные специалисты и организаторы детской инфекционной службы: И. В. Рубин, Е. И. Желябовская, Е. П. Захарова, Е. А. Бойцова, А. А. Мамонтова, Н. П. Лейбман и др.

С 1930 г. курс детских инфекционных болезней ведет профессор Г. М. Лопатин. В 1945 г. курс детских инфекционных болезней преобразуется в самостоятельную кафедру, заведующим которой избирается доцент И. В. Рубин. С 1950 г. коллектив кафедры значительно расширяется, на должности ассистентов избираются Н. Р. Иванов, Т. Н. Оппокова, Н. В. Иванова, Н. Н. Рыжова, позже Н. А. Максимова, Ю. А. Ушаков. Научные исследования, проводимые сотрудниками кафедры, посвящаются вопросам дифтерии, скарлатины, кори.

В 1953 г. на кафедре появились первые клинические ординаторы, а через 10 лет и первый аспирант. С 1954 по 1964 г. кафедру возглавляет профессор Е. И. Желябовская. За это время кафедра становится основной базой подготовки как высококвалифицированных врачей, так и научных сотрудников. На кафедре организуются биохимическая и бактериологическая лаборатории, расширяется круг научных исследований; наряду с изучением дифтерии, скарлатины, кори разрабатываются вопросы клиники, диагностики, патогенеза инфекционного гепатита. Сотрудниками кафедры опубликованы 119 журнальных статей, из них 32 в центральной печати.


Член-корреспондент АМН СССР профессор Н. Р. Иванов
С 1964 г. и до конца жизни кафедрой заведовал Н. Р. Иванов. Н. Р. Иванов — известный специалист, один из создателей инфектологии в педиатрии. Его научные труды были посвящены вопросам этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения инфекционных заболеваний, в разное время он и его ученики изучали патогенез и патогенетическую терапию скарлатины, кори, дифтерии, тифопаратифозных заболеваний, полиомиелита и др. инфекций у детей и взрослых. Принципиально важны его исследования по специфической профилактике инфекционных заболеваний. Этой проблеме посвящены более 60 статей, 2 монографии и 7 докторских и кандидатских диссертаций. Результаты его исследований, совместно с сотрудниками НИИ „Микроб“ и сотрудниками кафедры, позволили внести ряд рекомендаций в существующую на тот момент схему вакцинации противочумной и противохолерной вакцинами, в том числе и детей. Были определены клинические критерии эффективности иммунизации против кори и паротитной инфекции. Под руководством Н. Р. Иванова изучалась стафилококковая инфекция, впервые была получена экспериментальная модель стафилококкового сепсиса путем внутрикостного заражения, что позволило уточнить понятие „безочагового“ сепсиса, выявить различные стороны патогенеза стафилококковой инфекции. По результатам исследований разработаны принципы патогенетической терапии и методы профилактики острых кишечных инфекций в детском возрасте.

Профессор Н. Р. Иванов — создатель крупной отечественной школы педиатров-инфекционистов. При его научном консультировании и руководстве защищено 41 диссертация (в том числе 18 докторских), посвященных актуальным проблемам инфекционных заболеваний у взрослых и детей.

С 1959 г. Н. Р. Иванов назначается заместителем ректора по учебной работе, а с 1960 г. и до 1989 г. (в течение 29 лет) — ректор СМИ. За эти годы в институте в 2 раза увеличился контингент студентов, количество преподавателей возросло с 297 до 700 человек, построено 2 общежития, открыто 32 новых кафедры, факультет постдипломного образования, построено 4 здания клиник, поликлиника, была создана стройная система взаимодействия с органами практического здравоохранения. В 2013 г. кафедре присвоено имя профессора Н. Р. Иванова.


Член-корреспондент РАЕН, профессор И. А. Зайцева
В 1972 году на кафедре начала работать И. А. Зайцева сначала ассистентом, затем доцентом и профессором, а с 1989 года — заведующей кафедрой детских инфекционных болезней. И. А. Зайцева в 1987 году была избрана деканом педиатрического факультета, а в 1989 году была назначена проректором по учебной работе, с 1994 г. по 1997 г. — первый проректор Саратовского Государственного медицинского университета. В 1994 году она избрана членом-корреспондентом академии Естественных наук РФ.

И. А. Зайцева является автором более 300 работ, опубликованных, в том числе, в центральной печати в стране и за рубежом, двух монографий, справочников, учебно-методических рекомендаций. Под руководством И. А. Зайцевой защищены 6 докторских и 18 кандидатских диссертаций. Особое внимание на кафедре под руководством И. А. Зайцевой уделялось изучению вопросов патогенеза, клиники и лечения кишечных инфекций у детей раннего возраста, дифтерии, нейроинфекций, ангин, инфекционного мононуклеоза. Результатом научных исследований коллектива явилось 12 рационализаторских предложений, патент на изобретение.


Профессор, врач высшей категории Е. В. Михайлова
С 1978 г. свой путь на кафедре начала Е. В. Михайлова сначала в аспирантуре (с 1978 по 1982 гг.), в 1983 году после защиты кандидатской диссертации начала работать ассистентом, затем доцентом, а с октября 2000 г. профессор кафедры детских инфекционных болезней. В 2000 году защитила докторскую диссертацию на тему: „Бактериальные нейроинфекции у детей (вопросы патогенеза, клиника, лечение)“ по двум специальностям: педиатрия и инфекционные болезни. С 2002 г. Е. В. Михайлова является деканом по работе с иностранными студентами. С 2005 г. и по настоящее время Е. В. Михайлова является заведующей кафедрой инфекционных болезней у детей и поликлинической педиатрии им. Н. Р. Иванова. Автор более 200 печатных работ, в том числе 20 учебно-методических пособий, 3 монографий, 2 справочных изданий, 1 учебника, одного изобретения и 2 рацпредложений.

Многие, кто начинал свой трудовой путь на кафедре детских инфекционных болезней заведуют кафедрами (профессор А. А. Шульдяков — кафедра инфекционных болезней, профессор Н. И. Зрячкин — кафедра педиатрии ФПК ППС), работают профессорами (проф. А. С. Эйберман — кафедра госпитальной педиатрии и неонатологии, проф. С. А. Хмелевская — кафедра педиатрии ФПК ППС, проф. А. В. Горелов — кафедра детских болезней 1 Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова, зам. директора НИИ эпидемиологии, микробиологии, инфекционных болезней), трудятся главными врачами (В. Ф. Харитонова — главный врач детской инфекционной больницы № 5, В. А. Шульдяков — главный врач областной клинической больницы), ассистентами и доцентами на кафедрах педиатрии.

В настоящее время базами кафедры являются:

  • областная детская инфекционная клиническая больница им. Н. Р. Иванова на 150 коек, которая является многопрофильным инфекционным стационаром;
  • 5-ая детская инфекционная клиническая больница на 150 коек, куда госпитализируются больные с вирусными гепатитами, дифтерией, ангинами, инфекционным мононуклеозом, скарлатиной, иерсиниозом, острыми респираторными вирусными инфекциями;
  • детская поликлиника № 3, № 4, центр „Здоровья“, которые являются базой по изучению профилактики различных инфекций, лечению и диспансеризации больных на дому;
  • областной центр СПИД, где ведут консультативный прием сотрудники кафедры, со студентами изучаются вопросы эпидемиологии, диагностики, клиники и профилактики ВИЧ-инфекции и оппортунистических инфекций у детей.

В настоящее время на кафедре сохраняются традиции, начатые более ста лет назад. Продолжается изучение этиологии, патогенеза, клиники и лечения инфекционных заболеваний у детей. Ведутся научные работы по детским инфекционным заболеваниям: кишечным инфекциям, нейроинфекциям, инфекционному мононуклеозу, дифтерии, лямблиозу, ВИЧ-инфекции. Сотрудники кафедры участвуют в программе ликвидации кори и полиомиелита на территории РФ, борются за уменьшение заболеваемости и смертности от детских инфекций по Саратовской области, участвуют в обучении родителей правильному питанию детей, особенно детей первого года жизни. На кафедре работают ведущие специалисты нашей области (Михайлова Е. В. — внештатный областной инфекционист при МЗ Сар. обл.), заслуженные врачи РФ (И. А. Зайцева, А. П. Кошкин), отличники здравоохранения (Михайлова Е. В., Лаврентьев Г. П., Кащаев Б. А., Каральский С. А.). Сотрудники кафедры консультируют больных по стационарам города, работают по линии сан. авиации на территории Саратовской области, участвуют в консилиумах, проводят выездные курсы по актуальным проблемам детских инфекционных болезней в Балаково, Марке, Вольске, Энгельсе и других городах нашей области. Профессора кафедры являются членами Российского общества педиатров, Национального общества инфекционистов.



Михайлова Е. В., зав. кафедрой инфекционных болезней у детей и поликлинической педиатрии им. Н. Р. Иванова, д.м.н., профессор, „Отличник здравоохранения“.

Зайцева И. А., д.м.н., профессор, член-корр. РАЕН, врач высшей категории, „Заслуженный врач РФ“, „Заслуженный деятель науки“.



Цека Ю. С., к.м.н., доцент, „Заслуженный врач РФ“, Кошкин А. П., к.м.н., доцент, „Заслуженный врач РФ“, Каральский С. А., к.м.н., доцент, „Отличник здравоохранения“, Малюгина Т. Н., д.м.н., профессор, Кащаев Б. А., к.м.н., ассистент, „Отличник здравоохранения“, Лаврентьев Г. П., к.м.н., ассистент, „Отличник здравоохранения“, Левин Д. Ю., к.м.н., доцент, Шведова Н. М., к.м.н., ассистент, Раскина Е. Е., к.м.н., доцент, Добло Н. Н., к.м.н., ассистент, Сердюков А. Ю., к.м.н., ассистент.

На кафедре инфекционных болезней у детей и поликлинической педиатрии им. Н. Р. Иванова обучаются студенты 6 курса педиатрического факультета в 11 и 12 семестрах, иностранные студенты 5 и 6 курсов лечебного факультета (преподавание дисциплин „Детские инфекционные болезни“ и „Тропические болезни“ ведется на английском языке). Практические занятия и лекции проводятся в соответствии с учебным планом, соответствующей программе МЗ РФ. Лекции читаются на высокопрофессиональном уровне и в 100 % оснащены мультимедийным сопровождением. Занятия проводятся согласно учебно-методическим рекомендациям к практическим занятиям для преподавателей и самостоятельной работы студентов по 36 изучаемым темам. Каждое занятие со студентами-выпускниками оснащено методическим пособием, разработанным на кафедре с основными вопросами по изучаемой теме, ситуационными задачами и тестовым контролем исходного и рубежного уровня. Общий фонд тестового контроля составляет 1200 тестов и 280 ситуационных задач.

При проведении занятий широко используются наглядные пособия. В оснащении кафедры компьютерный класс на 10 рабочих мест, имеется 20 муляжей, 2 фантома, мультимедийные выписки из истории болезни по темам лекций и практических занятий. Для студентов имеется учебно-практическая лаборатория, где они самостоятельно под руководством преподавателя приобретают необходимые для врача-педиатра умения.

Учебная работа осуществляется по традиционной методике — посещение лекций и практических занятий. На практических занятиях студенты участвуют в обходах профессоров, доцентов, курируют больных по изучаемым темам, работают в манипуляционной, ведут самостоятельную работу на дежурствах с последующим отчетом на утренней конференции. В 2013 г. на кафедре организован компьютерный класс на 10 посадочных мест, оборудованный интерактивной доской.

Студенты принимают активное участие в учебно-исследовательской работе с последующими выступлениями на студенческом научном обществе. За последние 5 лет студенты и ординаторы за исследования, проведенные на кафедре детских инфекционных болезней получили 7 наград на студенческой научной конференции „Молодые ученые — здравоохранению региона“, работы были представлены и награждены на Всероссийских и Всемирных съездах детских инфекционистов.

Воспитательная работа со студентами проводится постоянно через изучаемый предмет: на утренних конференциях, на обходах профессоров и доцентов в отделениях стационара, ежедневной курации больных под руководством преподавателей. Студенты подготавливают сообщения по деонтологии, новые сведения по исследованиям в медицине; на конференции УИРС приглашаются с выступлениями научные сотрудники библиотеки, служители церкви, бывшие сотрудники кафедры. Студенты вместе с преподавателями кафедры принимают участие в спортивных и культурных мероприятиях, проводимых в университете.

На кафедре проходят обучение слушатели ФПК по специальности педиатрия, инфекционные болезни, а также проводятся информационные циклы — „ВИЧ-инфекция и оппортунистические инфекции“ и „Актуальные вопросы инфекционных болезней детского возраста“. Ежегодно на курсах ФПК ППС проходят обучение более 300 врачей.

С 2014 г. ведется преподавание дисциплины „поликлиническая педиатрия“.

Основным научным направлением кафедры является изучение этиологии, клиники, основных механизмов развития, диагностики и лечения энтеровирусной, ротавирусной инфекции, дифтерии, Эбштейн-Барр вирусных инфекций, ВИЧ-инфекции, мониторинг состояния здоровья школьников и реабилитация детей в условиях дневного стационара детской поликлиники. Научно-исследовательская работа направлена на решение проблем фундаментального характера. Учитывая высокую заболеваемость и трудности в диагностике и лечении, научные исследования посвящены анализу особенностей клиники и современным методам лечения ротавирусной инфекции (4 кандидатские диссертации), особенностям патогенеза, дифференциальной диагностики и лечения нейроинфекций (2 кандидатские диссертации).

За последние пять лет на кафедре было защищено пять диссертаций на соискание степени кандидата медицинских наук и 1 на соискание степени доктора медицинских наук, в настоящее время запланировано в плане кафедры 3 кандидатских диссертации. Ведутся комплексные исследования с кафедрами микробиологии, госпитальной педиатрии, инфекционных болезней.

Молодые ученые (аспиранты, соискатели, ординаторы) проводят научные исследования по актуальным вопросам патогенеза, клиники, современным методам диагностики и эффективности различных методов лечения, а также проводят исследования в катамнезе у больных с кишечными инфекциями, нейроинфекциями, вирусными инфекциями.

За последние пять лет при участии сотрудников кафедры выпущено 2 монографии, 2 учебника, издано 18 учебно-методических пособий, опубликовано более 130 статей и тезисов в различных изданиях, в том числе цитируемых ВАКом. Сотрудники кафедры активно принимают участие в различных Конгрессах и съездах детских инфекционистов областного, краевого, Российского и международного уровня (25 выступлений за период 2008—2013 гг.). Научные работы, проводимые на кафедре, удостоены дипломами различных степеней и материальными наградами. За последние годы сотрудники кафедры выиграли грант на научные исследования „ТАССИС“, гранты на поездки с докладами на 2 Международный конгресс детских инфекционистов в Филиппинах и на 4 Международный конгресс детских инфекционистов в Варшаве, на международном конгрессе „Питание и Здоровье“, Конгрессе Евро — Азиатского общества по инфекционным болезням.

На кафедре проводятся клинические исследования различных лекарственных средств и смесей для диетотерапии при инфекционных заболеваниях у детей на основе хоздоговорных программ.

Кафедра детских инфекционных болезней участвует в федеральной программе по снижению смертности от инфекционных заболеваний у детей, в региональных программах по ликвидации полиомиелита и кори на территории Саратовской области. Профессора Е. В. Михайлова и И. А. Зайцева награждены сертификатом ВОЗ и благодарностью за личный вклад в работе по ликвидации полиомиелита в РФ и в Европейском регионе.

На кафедре активно работает студенческий научный кружок. Руководитель научного кружка — профессор И. А. Зайцева, количество членов — 10—12. Ежегодно на студенческую научную конференцию представляются доклады, которые занимают призовые места. Студенты, принимающие активное участие в работе научного кружка, в дальнейшем имеют возможность рекомендации для обучения в клинической ординатуре и аспирантуре.

Профессора кафедры входят в редколлегию ведущих рецензируемых ВАК журналов: „Детские инфекции“, „Инфекционные болезни“, „Инфекционные болезни и эпидемиология“.

В 2013 г. на базе СГМУ при активном участии кафедры инфекционных болезней у детей и поликлинической педиатрии им. Н.Р. Иванова проведен выездной Пленум правления Национального общества инфекционистов России.

Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.

Помочь абитуриентам в их стремлении стать студентами университета - главная задача факультета довузовского образования СтГМУ. Малая медицинская академия, функционирующая на базе факультета, - это возможность для учащихся 9-11 классов познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными-клиницистами, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе. В университете осуществляется прием школьников на подготовительные курсы по базовым для СтГМУ предметам: химии, биологии и русскому языку.

В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.

Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.

К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.

Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.

Сегодня Ставропольский медицинский университет стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. Теперь в СтГМУ можно получить и среднее специальное образование.В 2012 году в состав академии вошел Ессентукский медицинский колледж, реализующий профессиональные образовательные программы по специальностям Лечебного и Сестринского дела. Выпускники колледжа - фельдшеры и медсестры -имеют высокий уровень подготовки, который обеспечивает гарантированное трудоустройство в лечебных и санаторно–курортных оздоровительных учреждений края и Северо – Кавказского региона. После окончания колледжа студенты получают дипломы государственного образца и возможность пройти специализацию и усовершенствование по 30 медицинским специальностям с получением сертификата.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.

Обучение в Медуниверситете - это не только теория, практика и научные изыскания. Много внимания в процессе обучения преподаватели уделяют гармоничному развитию личности каждого студента. В центрах воспитательной работы - волонтерское движение, патриотическое воспитание, команда КВН, танцевальная и музыкальная студии. Вокал, сценическое искусство, хореография, фольклор, спортивные секции, туристический клуб – лишь немногие из направлений, где студент СтГМУ может реализовать себя. В университете имеются 4 общежития, оборудованные для комфортного проживания.

Американские ученые подобрали комбинацию антител для лечения ВИЧ-инфекции, сообщает Science. Исследование провела группа специалистов под руководством Мишеля Нассенцвайга (Michel Nussenzweig) из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. Статья исследователей опубликована в журнале Nature.

Американские ученые провели первые испытания терапевтической вакцины от лихорадки Эбола, сообщает EurekAlert!. Исследованиями руководил вирусолог Джин Оулингер (Gene Olinger) из Медицинского исследовательского института инфекционных заболеваний армии США (USAMRIID). Отчет об этой работе опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Оулингер и его коллеги изучали экспериментальный препарат MB-003, в состав которого входят три вида моноклональных антител к различным гликопротеинам вирусов Эбола. Эти антитела являются химерными - они вырабатываются клетками животных, а затем в молекулу вносятся части человеческого белка, чтобы предотвратить реакцию отторжения.

По оценкам специалистов, гепатитом С заражены 170 миллионов человек во всем мире. Действенный способ избавления от недуга, приводящего к циррозу, - трансплантация печени. Однако, случается, даже после пересадки вирус вновь поражает орган, отмечает "Ремедиум". Теперь у больных появилась надежда в лице моноклональных антител. Они, как показало исследование, предотвращают заражение гепатитом С у обезьян.

Число американцев, умерших в результате заражения лихорадкой Западного Нила, выросло в полтора раза за неделю, сообщает CNBC со ссылкой на пресс-службу Центров контроля и профилактики заболеваний США (CDC).

Новый штамм вируса потенциально опасного для человека гриппа был недавно выявлен в дикой природе учеными из США. H3N8 – так называемый тюлений грипп, по словам ученых из Новой Англии, имеет огромный потенциал для распространения в человеческой среде.

Ученые давно знали: если беременная женщина заразится T.gondii, появится вероятность рождения мертвого ребенка или повреждения мозга в случае передачи паразита плоду, отмечает ABC News.

Однако последнее исследование при участии 45000 женщин выявило изменения также и в их мозге. По подсчетам ученого, инфицирование повышало риск суицида в 1,5 раза. Риск рос по мере увеличения концентрации антител.

Болезнь Шагаса вызывается паразитами, которых разносят кровососущие насекомые, сообщает The New York Times. Научное издание PLoS Neglected Tropical Diseases назвало ее "новым СПИДом обеих Америк", предостерегает журналист Дональд Дж. Макнил-мл.

Как и у СПИДа, у болезни Шагаса долгий инкубационный период, она трудноизлечима или даже неизлечима. Может передаваться при переливании крови или от матери к ребенку.

Болезнью Шагаса заражены до 8 млн человек, преимущественно жители Боливии, Мексики, Колумбии и Центральной Америки. Более 300 тыс. носителей проживают в США. Примерно у четверти жертв сердце или кишечник постепенно патологически разрастаются, что может привести к скоропостижной смерти. Существующие лекарства эффективны лишь на ранней стадии болезни.

Все усилия мирового сообщества направленные на то, чтобы окончательно победить корь пока не приносят желаемого результата – заключают эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

И хотя определенные достижения в данном направлении все-таки имеются – показатель смертности в период с 2000 по 2010 год снизился на 74%, они объективно являются недостаточными. По прогнозам специалистов эта цифра должна была равняться 90%, что позволяет руководству ВОЗ признать программу борьбы с глобальным распространением кори неудавшейся. В 2010 году от кори умерло 139 300 человек, и хотя эта цифра несоизмерима с 535 300 случаев в 2000 году, речь по-прежнему идет о сотнях тысяч жизней, преимущественно детей.

Группа ученых под руководством Сатиша Нэара (Satish Nair) исследовала механизм противостояния бактерий природному антибиотику - микроцину C7, сообщает сайт Университета Иллинойса. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). В работе принимали участие российские ученые: Константин Северинов, Анастасия Метлицкая и Антон Тихонов.

Биохимики изучили механизм устойчивости бактерий к микроцинам — природным антибиотикам, закодированным в геноме микроорганизмов. Большинство микроцинов действуют, встраиваясь в мембраны чувствительных клеток и увеличивая их проницаемость. Но микроцин C7 проникает в цитоплазму и действует на внутриклеточную мишень — фермент аспартил-тРНК-синтетазу, который участвует в синтезе белка в клетке. Антибиотики этого класса действуют на многие грам-отрицательные и грам-положительные бактерии и используются при лечении кожных инфекционных заболеваний.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — А. И. Грекова

Вестник Смоленской медицинской академии, 2006, №2

УДК 616.9-053.2 (09)

КАФЕДРЕ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ - 35 ЛЕТ. А.И. Грекова

Кафедре детских инфекционных болезней в 2006 году исполняется 35 лет. Организация кафедры была связана с открытием педиатрического факультета в 1966 году. Раздел детских инфекций занимает ведущее место в педиатрии, что и определило выделение его в самостоятельную дисциплину, сначала как курс детских инфекционных болезней, а в 1971 году в самостоятельную кафедру.

Большая заслуга в организации и создании кафедры принадлежит опытному врачу-клиницисту, прекрасному педагогу, доценту С.Г. Гиммельфарбу, который был последователем и соратником основоположника педиатрического факультета и всей педиатрии на Смоленщине А.Т. Петряевой. Окончив фармацевтическое училище, а потом медицинский институт, С.Г. Гиммельфарб самостоятельно составлял лекарственные формы (микстуры, антисептические жидкости), которые широко использовались в педиатрии Смоленщины, а метод лечения коклюша был признан ведущими педиатрами России. Свой клинический опыт, знания С.Г. Гиммельфарб умело передавал молодым врачам, его очень любили дети - основные его пациенты.

В течение 10 лет (1971 - 1981 гг.) кафедру возглавляла доктор медицинских наук, профессор И.В. Яновская - опытный клиницист, замечательный педагог и ученый. Её лекции по детским инфекционным заболеваниям являются настольной книгой для многих поколений студентов и преподавателей. Её незабываемые клинические разборы и обходы способствовали развитию клинического мышления у студентов, врачей, преподавателей. И.В. Яновская определила научное направление кафедры - изучение клинико-патогенетических особенностей детских инфекционных заболеваний, в частности вирусных гепатитов (докторская диссертация И.В. Яновской), дифтерии (диссертация В.Д. Матвеенкова), ОКИ (диссертации Э.А. Подрес, А.И. Грековой) и нейроинфекций (диссертация А.Ф. Яснецовой). Эти научные исследования не потеряли актуальность до сегодняшнего дня и их данные используются в практике здравоохранения и учебном процессе.

В последующие годы кафедру возглавляли опытные клиницисты и педагоги: доцент В.Д. Матвеенков (1981 - 1985 гг.), доцент Э.А. Подрес (1985 - 1995 гг.), доцент А.Ф. Яснецова (1995 -2006 гг.), с 2006 г. кафедрой заведует выпускница педиатрического факультета, доцент А.И. Грекова.

В разные годы на кафедре работали ассистенты: к.м.н. Новикова Г.Г., к.м.н. Гудкова М.Я., к.м.н. Мешкова Р.Я. (в настоящее время д.м.н., профессор, зав. кафедрой иммунологии и аллергологии академии), Прунцева Р.В. В настоящее время на кафедре работают: доцент Яснецова А.Ф., ассистенты: к.м.н. Лобанова Т.В., к.м.н. Шевченко С.С., Егоров А.С. (с 1974 г).

Кафедра детских инфекционных болезней осуществляет преподавание на 5 и 6 курсах педиатрического факультета и 5 курсе лечебного факультета и является выпускающей кафедрой. На кафедре ведется большая работа по постдипломному обучению интернов-педиатров, клинических ординаторов, аспирантов, врачей педиатров-инфекционистов ФПК и III 1С. Сотрудники кафедры участвуют в выездных циклах по усовершенствованию и переподготовке педиатров Брянской, Калужской, Орловской областей. В учебный процесс постоянно внедряются современные методы обучения: компьютерное тестирование, рейтинговая система знаний, деловые игры, междисциплинарные и ситуационные задачи. Однако основой всего педагогического процесса является самостоятельная работа с больными, чему на кафедре уделяется большое значение. Работа у постели больного позволяет развивать клиническое мышление у студентов и ординаторов, отрабатывать практические навыки и умения, совершенствовать методы диагностики и лечения. Большое внимание уделяется на кафедре методической работе. За последние 10 лет создано 15 учебно-методических пособий для студентов и врачей постдипломного образования, 9 информационно-методических писем для практического здравоохранения, совместно с кафедрой педиатрии лечебного факультета издано 3 монографии.

На кафедре активно работает научный студенческий кружок. Члены научного кружка ведут большую исследовательскую работу, выступают на научных конференциях.. Научные работы студентов неоднократно награждались дипломами и грамотами.

Из числа активных кружковцев происходит набор в ординатуру и аспирантуру. Ежегодно на кафедре обучается 2-4 ординатора. В настоящее время на кафедре обучается 3 ординатора и 1 заочный аспирант.

Коллектив кафедры осуществляет лечебно-консультативную помощь детям г. Смоленска и Смоленской области. Клинической базой кафедры является детское инфекционное отделение на 125 коек и реанимационное отделение на 6 коек МЛПУ КБ №1 (глав. врач - Толкачев А.И.), где сотрудники кафедры ведут лечебно-консультативную и педагогическую работу. Кафедра является базой консультативной помощи для всех детских учреждений города и области по ликвидации вспышек и предупреждению детских инфекционных заболеваний. Сотрудники кафедры осуществляют экспертную оценку клинических случаев, проводят клинические и клинико-анатомические конференции, общества для врачей-педиатров и инфекционистов, участвуют в аттестации практических врачей города и области. При активном участии сотрудников кафедры в практическое здравоохранение постоянно внедряются новые методы диагностики и лечения инфекционных заболеваний у детей: ПЦР, ИФА, экспресс - диагностика и др. В лечебный процесс внедрены новые антибактериальные и противовирусные препараты, пробиотики, интерфероны, иммуноглобулины и др.

На базе детских инфекционных отделений неоднократно проводилась апробация лекарственных препаратов. В условиях новых форм работы здравоохранения, при участии сотрудников кафедры отрабатываются и внедряются новые стандарты диагностики и протоколы фармакотерапии основных нозологических форм. На кафедре уделяется большое внимание воспитательной работе среди студентов и ординаторов как через предмет, так и во внеучебное время по формированию у них навыков врача как личности в современных условиях.

Сотрудники кафедры постоянно совершенствуют свое педагогическое и врачебное мастерство, обучаясь на курсах ФПК и III 1С.

Коллектив кафедры с оптимизмом встречает свой юбилей, полон сил и энергии в претворении намеченных задач и целей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.