Сестринское обследование инфекционного больного

I этап сестринского процесса – ОБСЛЕДОВАНИЕ

Сестринский процесс включает в себя 5 последовательных этапов:

I этап - сестринское обследование (обследование пациента).

II этап – сестринское диагностирование: определение проблем пациента и постановка сестринских диагнозов.

III этап – планирование необходимой помощи пациенту, направленное на удовлетворение выявленных нарушений потребностей и проблем.

IV этап – выполнение плана сестринских вмешательств.

V этап – оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода).

Все этапы процесса взаимосвязаны друг с другом и вместе формируют непрерывный цикл мышления и действий.

Сестринское обследование – это выявление нарушений потребностей пациента. Оно заключается в сборе информации о состоянии его здоровья, личности больного, образе жизни и отражении полученных данных в карте сестринского процесса (сестринской истории болезни). Насколько умело медсестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет полученная информация. Оценка состояния пациента – это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения. Цель оценки – определение конкретных потребностей человека в сестринском уходе.

Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как перед ними стоят разные задачи. Врач проводит обследование, ставит медицинский диагноз, выявляет причины нарушения функций органов и систем с целью дальнейшего лечения. Задача медицинской сестры – обоснование мотивации индивидуального ухода.

2. Немедицинское окружение пациента: родственники, знакомые, сослуживцы, соседи по палате.

3. Медицинское окружение: врачи, медсестры, бригады скорой медицинской помощи.

4. Медицинская документация: амбулаторная карта, история болезни, выписки об обследовании, анализы.

Существует два вида информации о пациенте: субъективная и объективная, а также дополнительное обследование

Субъективные данные – это ощущения самого пациента относительно проблем здоровья. Как правило, это информация собирается путём опроса. Медицинская сестра проводит опрос во время беседы.

· установление доверительных отношений с пациентом;

· ознакомление пациента с лечением;

· выработка адекватного отношения пациента к его состояниям беспокойства и тревоги;

· определение ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;

· получение информации, требующей углублённого изучения.

Вначале необходимо представиться пациенту, назвать своё имя, положение, сообщить цель беседы. Затем выяснить у пациента, как к нему обращаться. Это поможет ему чувствовать себя комфортно. Во время беседы собираются анкетные данные – ф.и.о., возраст, пол, место жительства, род занятий, а также обозначаются причины обращения в лечебное учреждение.

· состояние его здоровья с учётом каждой из 14 фундаментальных потребностей по В.Хендерсон;

· что пациент считает нормальным для себя в связи с каждой указанной потребностью;

· какая помощь нужна пациенту для удовлетворения каждой потребности;

· как и в какой степени нынешнее состояние здоровья мешает ему осуществлять самоуход;

· какие потенциальные трудности или проблемы можно предвидеть в связи с изменением его здоровья; предыдущие заболевания и проблемы.

· данные из анамнеза болезни (Anamnesis morbi ): начало заболевания, его течение, с чем оно связано, что пациент предпринимал самостоятельно, куда обращался за помощь, какая помощь была оказана;

· данные из анамнеза жизни (Anamnesis vitae ): перенесённые ранее заболевания, инфекционные заболевания, туберкулёз, венерические заболевания, травмы, операции, лечебные процедуры, переливание крови, реакцию пациента на проведённое в прошлом лечение и качество оказанной сестринской помощи;

· факторы риска: курение, алкоголь, ожирение, стрессовые ситуации, и т.д.;

· аллергоанамнез: на лекарственные вещества, продукты питания, бытовые химические вещества и др.;

· какие основные потребности пациент может удовлетворять сам, а при удовлетворении каких нуждается в помощи;

· есть ли нарушения зрения, слуха, памяти, сна;

· кто или что является поддержкой для пациента;

· как он сам оценивает своё состояние, как относится к процедурам.

Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает в результате осмотра пациента, наблюдения за ним и обследования.

При объективном обследовании сестринский персонал проводит осмотр пациента по определённому плану с соблюдением ряда необходимых правил. Пациента обследуют при рассеянном дневном свете или ярком искусственном освещении. Источник света при этом должен находиться сбоку: так более рельефно выделяются контуры различных частей тел, сыпь, рубцы, следы ранений и т.д.

Знакомство с объективным состоянием пациента начинается с осмотра, затем переходя к ощупыванию (пальпации), выстукиванию (перкуссии), выслушиванию (аускультации). Все данные осмотра рекомендуется заносить в сестринскую документацию.

Оценку внешнего вида и поведения пациента необходимо проводить на основе наблюдений, сделанных на протяжении всего процесса сбора анамнеза и обследования. Оценивают общее состояние пациента (удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое); состояние сознания (ясное, сопор, ступор, кома); поведение (адекватное, неадекватное). Также определяют: положение в постели (активное, пассивное, вынужденное), телосложение, рост, вес, температуру тела.

При обследовании состояния кожи и слизистых оценивают: окраску (цианоз, бледность, гиперемия, желтушность), влажность, температуру, эластичность и тургор, патологические элементы, волосы, ногти, полость рта и глотки и пр. При обследовании языка следует оценить наличие налёта, запаха изо рта.

Обследование костно-мышечной системы можно начать с вопроса о наличии болей в суставах, их локализацию, распространение, симметричность, иррадиацию, характер и интенсивность. Необходимо определить, что способствует усилению или ослаблению боли, как влияет на неё физическая нагрузка. При осмотре выясняют наличие деформации скелета, суставов, ограничение подвижности. При ограничении подвижности в суставе необходимо выяснить, какие именно движения и в какой степени нарушены: может ли пациент свободно ходить, стоять, сидеть, наклоняться, вставать, одеваться, умываться. Ограничение подвижности приводит к ограничению самообслуживания. Такие пациенты подвержены риску развития пролежней, инфицирования и поэтому требуют повышенного внимания со стороны сестринского персонала.

При обследовании дыхательной системы необходимо обратить внимание на изменение голоса, частоту, глубину, ритм и тип дыхания, экскурсию грудной клетки, оценить характер одышки, перенесение физической нагрузки; кровохарканье, наличие боли в грудной клетке, одышка.

При обследовании сердечно-сосудистой системы определяются пульс и артериальное давление. Оценивают симметричность, ритм, частоту, наполнение, напряжение, дефицит пульса. При жалобах на боли в области сердца выясняются характер, локализация, иррадиация, продолжительность болей, чем они купируются. Характерный признак сердечно-сосудистой патологии – отёки. Также необходимо обратить внимание на головокружение, обморочное состояние. Такие проблемы пациента могут стать причиной падений и травматизма.

При оценке состояния желудочно-кишечного тракта следует обратить внимание на дисфагию, изжогу, нарушение аппетита, тошноту, рвоту, отрыжку и другие диспепсические расстройства. Из беседы и осмотра можно получить информацию о кровотечении из прямой кишки, запора, поноса, болей в животе, метеоризме, желтухе, связанной с патологией печени и желчного пузыря. Необходимо оценить аппетит, характер и частоту стула, цвет кала.

При оценке мочевыделительной системы обращают внимание на характер и частоту мочеиспускания, цвет мочи, прозрачность, недержание мочи. Недержание мочи и кала являются факторами риска развития пролежней, психологической и социальной проблемой пациента.

При оценке эндокринной системы сестринскому персоналу необходимо обратить внимание на характер оволосения, распространение подкожно-жировой клетчатки, видимое увеличение щитовидной железы. Нередко нарушения эндокринной системы влекут за собой психологический дискомфорт, связанный с изменениями внешности.

При обследовании нервной системы выясняют, были ли у пациента потеря сознания, судороги. При выяснении характера сна необходимо обратить внимание на его продолжительность, характер засыпания. Сон может быть поверхностным, беспокойным. Важно знать, пользуется ли пациент снотворными, какими.

Наличие тремора, нарушение походки позволяют предположить риск травматизма и нацеливают на решение проблемы безопасности пациента во время пребывания в стационаре.

При обследовании репродуктивной системы у женщин выясняют возраст наступления первой менструации, регулярность, продолжительность, частоту, количество выделений, дату последней менструации, предменструальный синдром, влияние менструации на общее самочувствие. С каких лет живет половой жизнью, сколько беременностей, родов, выкидышей, абортов, способы предохранения от беременности. У женщины средних лет следует выяснить, прекратилась ли у них менструация и когда, сопровождалось ли прекращение какими-либо симптомами.

После завершения опроса следует спросить у пациента, есть ли у него вопросы. В конце необходимо объяснить пациенту, что его ждёт дальше, познакомить с распорядком дня, сотрудниками, помещениями, соседями по палате, вручить памятку о его правах и обязанностях.

По окончании обследования сестринский персонал делает выводы и фиксирует их в сестринской документации. В последующем ежедневно, на протяжении всего пребывания пациента в стационаре рекомендуется отображать динамику состояния пациента в дневнике наблюдений.

Лабораторные и инструментальные исследования относят к дополнительным методам.

Сам пациент является источником как субъективной, так и объективной информации.

Наблюдение за состоянием пациента. Деятельность медсестры предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии пациента, своевременное выделение их, оценка, сообщение врачу об этих изменениях, оказание помощи.

После проведённой оценки состояния здоровья пациента медсестра должна сформулировать проблемы пациенты или провести сестринское диагностирование, пользуясь классификатором сестринской практики.

Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни. Сестринская история болезни – юридический документ самостоятельной деятельности медсестры в рамках её компетенции. Цель сестринской истории болезни – контроль за выполнением медсестрой плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях

Медицинская сестра должна:

- знать определение понятий инфекция, инфекционный процесс, инфекционное заболевание, эпидемиологический процесс ;

- знать систему организации медицинской помощи инфекционным больным;

- знать основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, синдромы, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;

- уметь осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;

- уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

- знать эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути передачи инфекции, группы риска, основные клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;

- уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медсестры;

- уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с инфекционными заболеваниями;

- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Проблемно-ситуационные задачи

Задача № 1

Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом "Острая дизентерия, средней тяжести".

Жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: бескаловый "слизистый". Диурез в норме.

Получены данные лабораторного исследования: бак. исследования кала — выделена Sh.Sonnei.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

настоящие проблемы: боли в животе, лихорадка, жидкий стул со слизью;

потенциальные проблемы: риск развития хронической дизентерии, риск развития дисбактериоза кишечника.

Приоритетная проблема: частый жидкий стул со слизью

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение - стул будет оформленным через 3 дня.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб к моменту выписки.

План Мотивация
Наблюдение за стулом больного с отметкой в температурном листе. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. Для обеззараживания выделений.
Обеспечение приема легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через каждые 3 - 4 часа. Для лучшего переваривания и усвоения пищи.
Обеспечение пациенту приема жидкости в большом количестве. Для уменьшения интоксикации.
Обеспечение обмывания теплой водой с мылом кожи перианальной области после каждого акта дефекации. Для предупреждения раздражения кожи.
Обучение пациента нанесению на перианальную область вазелина после каждого акта дефекации. Для обеспечения целостности кожных покровов, предупреждения раздражений.
Обеспечение смены постельного и нательного белья по мере загрязнения. Для поддержания личной гигиены больного.
Обеспечение пациента индивидуальным горшком, ширмой. Для создания пациенту условий для частого опорожнения кишечника и обеззараживания выделений больного.
Проведение беседы с родственниками об особенностях лечебного стола и характере передач. Для быстрейшего выздоровления и ограничения механической нагрузки на кишечник.
Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. Для ранней диагностики и предупреждений развития осложнений.

Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения ректороманоскопии.

Студент демонстрирует на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки согласно алгоритму манипуляции:

- приготовить пробирку, содержащую консервант, со стерильной проволочной петлей;

- объяснить пациенту ход манипуляции;

- помочь пациенту удобно лечь на бок спиной к вам с приведенными коленями к животу;

- развести ягодицы пациента левой рукой и осторожно ввести петлю в анальное отверстие, продвигая ее в прямую кишку вначале по направлению к пупку (3 - 4 см), а затем параллельно позвоночнику на глубину еще 5 - 6 см;

- легкими вращательными движениями постараться взять материал со стенки кишки;

- извлечь петлю из прямой кишки и осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку;

- отправить полученный материал в лабораторию с сопроводительным документом.

Задачи по оказанию доврачебной помощи

В случаях неотложных состояниях

При инфекционных заболеваниях

Задача № 1

У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер.

1. У больного в результате введения чужеродной противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.

2. Алгоритм действий медсестры:

1. уложить больного с приподнятым ножным концом;

2. вызвать врача;

3. при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;

4. приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;

5. обколоть место инъекции сыворотки, вызвавшей шок раствором 0,1% адреналина или 0,1 % раствором мезатона (0,5 - 1 мл в 5 - 10 мл физраствора):

· п/к 1 мл 0,1 % адреналина или 1 мл 1 % мезатона или 1 мл 5% эфедрина, повторно каждые 10 - 15 минут до выведения больного из тяжелого состояния;

· одновременно капельно 30 мл преднизолона в 100 мл физраствора.

3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода через носовой катетер согласно алгоритму манипуляции:

· осмотреть катетер, убедиться, что в нем отсутствуют трещины, т.к. может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным);

· определить длину вводимой части катетера (она должна быть равна расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины); убедиться, что увлажнитель наполнен водой;

· очистить ватной турундой, смоченной в вазелиновом масле, полость носа;

· прикрепить катетер к резиновой трубке аппарата Боброва;

· обработать стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью раствора дикаина в глицерине);

· ввести катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определенную выше;

· зафиксировать катетер к коже лица лейкопластырем;

· открыть кран централизованной подачи кислорода или включите кислородный баллон.

- катетер может находиться в носовой полости не более 12 часов;

- кислород подается по графику, утвержденному врачом.

Задача № 2

У пациента с диагнозом " брюшной тиф " на 19 -ый день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5 о С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.

1. У пациента вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком кишечнике произошло кишечное кровотечение.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

1. вызвать врача;

2. обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;

3. запретить прием через рот пищи и воды;

4. положить пузырь со льдом на брюшную стенку;

5. обеспечить централизованный подвод кислорода;

6. приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих средств:

· аминокапроновую кислоту 5 %;

· 10 % раствор хлористого кальция.

Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.

3. Студент демонстрирует на муляже применение пузыря со льдом согласно алгоритму манипуляции:

- открыть крышку пузыря и положить в него кусочки льда, затем налить холодную
( -14 ‑ -16 о С) воду;

- положить пузырь со льдом на гладкую поверхность и завинтить крышку;

- обернуть пузырь салфеткой и положить его на нужный участок тела. По мере таяния льда воду сливать, а кусочки льда добавлять. Пузырь со льдом можно держать длительное время, но через каждые 20 - 30 минут его необходимо снимать на 10 - 15 минут.

Задача № 3

Пациент С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи в первые сутки болезни с диагнозом "Менингококковая инфекция. Менигококкцемия". Заболел остро. Подъем температуры до 40 о С, во втором часу от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала.

Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 50/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.

1. У пациента развился инфекционно-токсический шок II степени (критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД, диурез, наличие геморрагической сыпи на бледном фоне кожи).

2. Алгоритм действий медсестры:

- уложить больного с приподнятым ножным концом;

- дать увлажненный кислород через носовой катетер;

- выполнить назначения врача;

3. Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки на менингококк согласно алгоритму манипуляции:

- подготовить стерильную пробирку с сухим тампоном, шпатель;

- объяснить пациенту ход предстоящей манипуляции;

- надеть маску и перчатки;

- сесть напротив пациента;

- попросить пациента слегка запрокинуть голову;

- правой рукой за пробку извлекаем из пробирки стерильный тампон на 2/3 длины и слегка изгибаем его о внутреннюю стенку пробирки под углом 145 о ;

- берем в левую руку шпатель надавливаем им на корень языка;

- осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, проводим тампоном по слизистой оболочке носоглотки;

- осторожно извлекаем тампон из рта и вводим его в стерильную пробирку, не касаясь ее наружной поверхности;

- заполняем сопроводительный документ и отправляем пробирку в лабораторию.

Задача № 4

Пациент С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

Объективно: температура 37,6 о С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.

1. Пищевое отравление.

Алгоритм действий м/с Мотивация
1. Приготовить все необходимое для промывания желудка и провести его по назначению врача. Для удаления остатков пищи, содержащих токсин из желудка.
2. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо - электролитных растворов " Регидрон". Для восстановления потерянной жидкости.
3. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания.
4. Проводить текущую дезинфекцию. Для профилактики кишечных инфекций.
5. Обеспечить сбор рвотных масс и промывных вод желудка, кала. Для проведения бак. исследований.
6. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. Для поддержания гигиены полости рта.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику промывания желудка согласно алгоритму манипуляции:

- подготовить систему для промывания желудка: 2 стерильных толстых желудочных зонда, соединенные стеклянной трубкой, стеклянную воронку емкостью 0,5 – 1 л., роторасширитель, языкодержатель, салфетку, емкость для промывных вод, емкость с водой для промывания, перчатки;

- надеть на себя и на пациента фартуки, усадите пациента, заведите его руки за спинку стула и зафиксируйте их в таком положении полотенцем или простыней (это необходимо в связи с тем, что пациент часто оказывает сопротивление при проведении этой процедуры);

- определить расстояние, на которое следует ввести зонд пациенту (рост пациента в сантиметрах минус 100 см.); наденьте перчатки; встаньте сзади или сбоку от пациента;

- ввести расширитель между коренными зубами пациента, слегка отведите его голову назад;

- правой рукой положить на корень языка пациента смоченный водой слепой конец зонда, предложите пациенту глубоко дышать через нос и проведите зонд в пищевод (это нужно делать медленно, так как поспешное введение может привести к закручиванию зонда).

- довести зонд до нужной метки, прекратите дальнейшее его введение, подсоедините воронку и опустите ее до уровня колен пациента: из нее начнет выделяться желудочное содержимое, что свидетельствует о правильном положении зонда (если содержимое желудка не вытекает, измените положение зонда, продвинув его назад или вперед).

- держать воронку слегка наклонно на уровне колен, наливают в нее около 1 л. воды;

- затем воронку медленно поднять вверх, как только вода достигнет устья воронки, ее опускают ниже исходного положения, при этом количество вышедшей воды должно приблизительно равняться количеству введенной;

- вылить содержимое воронки в таз;

- повторять данные действия до тех пор, пока промывные воды не будут чистыми;

- по окончании промывания отсоединить воронку и вывести зонд из желудка, погрузить его и воронку в емкость с дезинфицирующим раствором;

- убрать роторасширитель и освободить зафиксированные руки пациента, снять перчатки

- доставить пациента к постели и помочь ему лечь.

Задача № 1

Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом: острая дизентерия, средней тяжести. При сестринском обследовании М/С получила следующую информацию: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частот стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

Объективно: температура 37,8С, ЧДД 17 в мин, пульс 80 уд/мин., АД 120/80 мм.рт.ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, горячие на ощупь, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул – неоформленный, слизистый. Диурез в норме

Задание:

  1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента; составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии
  3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

Задача № 2

Пациент С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

Объективно: температура 37,6С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 уд/мин, АД 110/60 мм.рт.ст, стул обильный, без патологических примесей.

Пациенту назначено: промывание желудка д чистых промывных вод; забор рвотных масс, промывных вод желудка и кала на бак. исследование; внутрь обильное питье – регидрон дробно.

Задание:

  1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента; составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Объясните пациенту о необходимости промывания желудка, обучите пациента правильному проведению пероральной регидратации.
  3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка

ЗАДАЧИ ПО ОКАЗАНИЮдоврачебной ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ.

Задача № 1

У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки В/Кожно и П/Кожно резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3С

Задание

  1. Определите состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм действия.
  3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер

Задача № 2

У пациента с диагнозом брюшной тиф на 19-й день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5С, лицо бледное, пульс 120 уд/мин., слабого наполнения и напряжения, кал черный

Задание

  1. Определите состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм действия.
  3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом

Задача № 3

Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях и туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в мин., пульс 110 уд/мин. АД 60/20 мм.рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки – отрицательные

Задание

  1. Определите состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм действия.
  3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк

Задача № 4

Во время дежурства М/С в здравпункте к ней обратился пациент по поводу укуса соседской собакой.

Объективно: имеется открытая рана на правом предплечье со следами зубов. Кровотечения из раны нет. Общее состояние пациента удовлетворительное

Задание

1. Составьте план оказания неотложной помощи пациенту

2. Какие меры необходимо принять в отношении покусавшего пациента животного

3. Что необходимо знать пострадавшим от повреждений, нанесенных животными.

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Задача № 1

В инфекционное отделение ЦРБ поступил пациент К., 22 года, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели. Из анамнеза: в течении 3-х лет принимает наркотики В/В, 2 года тому назад поставлен диагноз: ВИЧ-инфекция

Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2С, Рs 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70 мм.рт.ст

Задание

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
  2. Расскажите о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов
  3. Продемонстрируйте забор кала на бак.анализ

Задача № 2

В туберкулезный диспансер поступила пациентка 17 лет с диагнозом ВИЧ-инфекция, пневомцистная пневмония? Через 3 дня после поступления возникла сильная одышка.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника. Температура тела 37,3С, Рs 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 140/90 мм.рт.ст. ЧДД – 40 за мин., дыхание затрудненно. Живот мягкий участвует в дыхании, безболезненный

Задание

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
  2. Расскажите о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ
  3. Продемонстрируйте взятие мокроты на бак.исследование

Задача № 3

При выполнении лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории сыворотка крови попала на открытый участок кожи лаборанта

Задание

  1. Расскажите какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции и какой путь является приоритетным при данной ситуации
  2. Составьте план действия М/С по профилактике заболевания ВИЧ-инфекций при контакте с биологическим жидкостями ВИЧ-инфицированного пациента
  3. Продемонстрируйте технику обработки рук при попадании на них биологических жидкостей пациента

Задача № 4

В приемный покой больницы за медицинской помощью обратился пациент. Из анамнеза стало известно, что больной инфицирован ВИЧ

Задание

Задача № 5

В анонимный кабинет обратился молодой человек 26 лет. Месяц назад у него была половая связь с женщиной легкого поведения, на теле которой имелась сыпь. Через неделю он обследовался на ВИЧ-инфекцию антитела на ВИЧ-инфекцию не были обнаружены, но это его не успокоило, т.к меры личной защиты молодой человек не использовал

Задание

  1. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента
  2. Объясните, почему у молодого человека результат обследования на ВИЧ-инфекцию отрицательный и можно ли считать его не инфицированным
  3. Назовите методы лабораторной диагностики и реакции, используемые для обследований на ВИЧ, что в них выявляют
  4. Что входит в план дотестового психосоциального консультирования
  5. Продемонстрируйте технику надевания презерватива на муляж мужского полового члена и объясните, как правильно им пользоваться

Задача № 6

На приеме в поликлинике молодая женщина, которая всегда считала себя здоровой, жалуется на то, что в течение последних нескольких месяцев у нее появились головные боли, ухудшилась память, беспокоит молочница.

Объективно: отмечается увеличение затылочных, передне и заднешейных лимфоузлов величиной до 1,5 см. Лимфоузлы плотные, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. Их эпидемиологического анамнеза удалось выяснить, что женщина имела половые контакты с разными мужчинами, постоянного партнера нет.

Задание

  1. Можете ли Вы предположить в данном случае ВИЧ-инфекцию? На основании каких критериев Вы предполагаете это диагноз?
  2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента
  3. Назовите причины гибели больных ВИЧ-инфекцией. Основные права и обязанности ВИЧ-инфицированных.

Задача № 7

В поликлинику обратился молодой человек 19 лет с жалобами на недомогание, слабость, тяжесть в правом подреберье, потерю аппетита.

Объективно:

увеличенные подчелюстные и заднешейные лимфоузлы, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. На руках следы от инъекций. Печень на 1,5 см выступает из-под края реберной дуги

Задание

  1. Имеет ли пациент отношение к группе риска по ВИЧ-инфекции?
  2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
  3. Составьте план сбора эпидемиологического анамнеза
  4. Дайте рекомендации больному по профилактике заражения и распространения ВИЧ-инфекции
  5. Расскажите о правилах обработки специальной одежды, оборудования при загрязнении их кровью

Задача № 8

При центрифугировании крови появилось подозрение на разрыв пробирки. М/С процедурного кабинета немедленно отключает центрифугу от электросети. После полной остановки ротора открывает крышку и заливает гнездо с разбившейся пробиркой 6% раствором перекиси водорода. После часовой экспозиции удаляет осколки пробирки с помощью ветоши осушает содержимое гнезда, закрывает крышку и продолжает центрифугирование.

Задание

  1. Оцените правильность выполнения работы пол ликвидации аварии
  2. Перечислите инфекционные заболевания, которые представляют значительную опасность для медицинского персонала при заражении через кровь
  3. Расскажите о правилах обработки пробирок, тампонов, остатков крови. Продемонстрируйте технику обработки слизистых оболочек при загрязнении их кровью пациента

Задача № 9

У ВИЧ-инфицированной женщины во время родов произвели вскрытие плодного пузыря, в результате чего произошло разбрызгивание околоплодных вод, капли которых попали на кожу лица и в глаза детской М/С, которая была одета в медицинский халат, шапочку, фартук, на лице – четырехслойная маска, на руках – резиновые перчатки. Она должна была проводить профилактику генобленореи у новорожденного

Задания

  1. Какие нарушения Вы отметили в данной ситуации
  2. Назовите заболевания, являющиеся СПИД- ассоциированными и почему
  3. Определите тактику М/С целях профилактики заболевания ВИЧ-инфекцией
  4. Расскажите о правилах обработки помещений, в которых проводились манипуляции, операции и другие инвазивные мероприятия с ВИЧ-инфицированным пациентом.

Задача № 10

женщина 21 год, находится на стационарном лечении по поводу затяжной пневмонии в отделении пульмонологии. Из анамнеза известно, что больная студентка имела большое количество сексуальных партнеров, в том числе иностранцев. За последние погода по поводу пневмонии лечится в стационаре повторно.

Объективно температура 38С, больная пониженного питания, кожные покровы бледные, сухие. Дыхание затруднено. Увеличены периферические лимфатические узлы (шейные, подчелюстные, подмышечные), безболезненны, размером до 2 см., не спаяны между собой и с окружающей тканью. Печень выступает на 2 см ниже реберной дуги.

Задания

  1. Предположите диагноз и обоснуйте его.
  2. Выявите потребности удовлетворение которых нарушено
  3. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента
  4. Укомплектуйте СПИД – аптечку

Задача № 11

Больной 32 года, не женат. Страдает гемофилией, ежегодно получает внутривенно препараты крови. За последние 2 года имел половые контакты с шестью мужчинами, один из которых был при выезде в африканскую страну во время служебной командировка. Результат иммуно-ферментного анализа крови на ВИЧ – положительный, подтвержден реакцией иммунного блоттинга.

Задание

  1. Назовите возможные пути заражения ВИЧ-инфекцией при данной ситуации
  2. Составьте схему сбора эпидемиологического анамнеза с целью выявления источника заражения и проведения противоэпидемических мероприятий
  3. Перечислите основные психогенные реакции, наблюдаемые при сообщении диагноза ВИЧ-инфекция.
  4. Назовите основные задачи консультативной работы по вопросам ВИЧ-инфекции

Задача № 12

В хирургическое отделение больницы скорой медицинской помощи поступило трое больных на экстренную операцию. Один из них состоит на учете как ВИЧ-инфицированный.

Задания

  1. Где проводят операцию ВИЧ-инфицированным
  2. Перечислите элементы специальной одежды при работе с ВИЧ-инфицированными
  3. Составьте план действий сестринского персонала в операционной после оперативного вмешательства ВИЧ-инфицированному пациенту
  4. Расскажите, как вы обработаете халат загрязненный кровью

Задача № 13

При заборе крови из вены на биохимическое исследование М/С проколола перчатки и палец загрязненной иглой. Она протерла тампоном смоченным 3% раствором хлорамина и продолжила работы с другим пациентом

Задания

  1. Выявите нарушения, допущенные М/С процедурного кабинета
  2. Скажите, какой опасности подвергает себя и пациента М+С в данной ситуации
  3. Определите порядок обработки перчаток, загрязненных кровью
  4. Дайте рекомендации медицинским работникам, оказывающим помощь ВИЧ-инфицированным пациентам в целях профилактики заражения

Задача № 14

Больной Н, обратился с жалобами на высокую температуру, сыпь на теле, боли в горле. Заболел 5 дней назад

Объективно: состояние тяжелое. На коже груди и спины обильная розеолезная сыпь, в зеве гиперемия и белый налет. Пальпируются передние, заднешейные и паховые лимфоузлы величиной с фасоль, болезненные. Печень на 1 см выступает из под края реберной дуги, пальпируются нижний полюс селезенки

Задания

  1. Возможно ли проявления у больного ВИЧ-инфекции
  2. Назовите методы исследования и реакции, используемые для медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию
  3. составьте план проведения предстерилизационной обработки изделий медицинского назначения в 0,5%моющем растворе
  4. Продемонстрируйте проведение пробы с реактивом азопирам на наличие скрытой пробы

Задача № 15

У беременной женщины при обследовании на 30-32 недели были выявлены антитела к ВИЧ методом иммуноферментного анализа и подтверждены иммуноблоттингом

Задания

  1. Составьте план сбора эпидемиологического анамнеза
  2. Расскажите о путях заражения ВИЧ-инфекцией ребенка от матери.
  3. Определите дальнейшую тактику ведения беременной
  4. Назовите сроки обследования детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей.

Задача № 16

При заборе крови у ВИЧ-инфицированного М/С разбила пробирку и при этом порезала палец и пролила кровь на открытые части тела, оборудование, спцодежду.

Задания

  1. Расскажите о порядке оказания первой помощи М/С в целях профилактики заражения ВИЧ-инфекцией
  2. Расскажите о прядке диспансеризации М/С после медицинского контакта с ВИЧ-инфицированным
  3. Расскажите о прядке дезинфекции и показаний к стерилизации лабораторного инструментария после работы

Задача № 17

М/С хирургического отделения при приготовлении сыворотки крови для исследования на ВИЧ от 5 больных использовала для отсоса сыворотки со сгустка крови 3 пипетки. Сыворотка отстаивалась в термостате 3 часа и хранилась до отправления в лабораторию на подоконнике сутки.

Задания

  1. Перечислите нарушения, допущенные М/С в ходе работы
  2. Расскажите о режиме дезинфекции рабочего места и пробирок со сгустками крови
  3. Подготовьте бикс с сыворотками крови для транспортировки в иммуно - диагностическую лабораторию.
  4. Оцените правильность оформления сопроводительного документа (направления). Оформите направление на исследования крови на ВИЧ-инфекцию

Задача № 18

В процессе предстерилизационной очистки лабораторного инструментария в инфекционном отделении для больных ВИЧ-инфекцией лаборант порезал палец правой руки через резиновую перчатку

Задания

  1. Расскажите о порядке оказания первой медицинской помощи лаборанту в целях профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С
  2. Опишите порядок действия в случае возникновения аварийной ситуации при оказании медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией
  3. Перечислите аварийные ситуации в ЛПУ, связанные с возможным заражением медицинского работника и другого пациента ВИЧ-инфекцией.
  4. Расскажите о методах дезинфекции изделий медицинского назначения

Задача № 19

При осуществлении венопункции для постановки капельницы произошло попадание крови на стол, одежду и кожу М/С

Задания

  1. Перечислите возможные аварийные ситуации, возникающие в ЛПУ при работе с мединструментарием
  2. Опишите порядок оказания первой помощи данной М/С в целях профилактики заражения ВИЧ-инфекцией или вирусными гепатитами В и С с парентеральным механизмом заражения
  3. Расскажите о прядке действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации при оказании медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией
  4. Расскажите об эпидемиологии ВИЧ-инфекции

Задача № 20

При патронажном посещении ВИЧ-инфицированного пациента М/Собнаружила, что больной жалуется на температуру и чувство страха смерти.

Объективно: Состояние нетяжелое, кожа гиперемирована, температура 37,8С

Задания

  1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено
  2. Сформулируйте проблемы пациента
  3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства
  4. Назовите методы стерилизации изделий медицинского назначения

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1165 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.