Сестринское дело что такое инфекционный процесс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность Сестринское дело

Квалификация Медицинская сестра

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Согласовано на заседании ЦМК

_____________ Черемисина А.А.

___________ Черемисина А.А.

Камалутдинова В Г.

Лекция № 1

Тема 2.1. Внутрибольничная инфекция.

План лекции:

2. Элементы инфекционного процесса.

3. Источники инфекции.

4. Механизм передачи инфекции.

5. Пути передачи.

6. Факторы передачи.

7. Восприимчивый организм.

Инфекционный контроль - система эффективных организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в стационаре, базирующихся на результатах эпидемиологической диагностики.

Госпитальные инфекции - любые инфекционные заболевания (состояния), проявившиеся или возникшие в условиях стационара. Понятие ГИ включает в себя заносы инфекции и внутрибольничные инфекции.

Заносы инфекции - это инфекционные заболевания, с местом заражения вне лечебно-профилактического учреждения, но проявившиеся при поступлении в стационар, либо во время пребывания в стационаре.

Внутрибольничные (нозокомиальные) инфекции (ВБИ) это инфекционные заболевания (состояния), возникшие в данном лечебном учреждении и не имевшиеся до поступления в стационар даже в инкубационном периоде, проявившиеся в условиях стационара или после выписки пациента в течение инкубационного периода. Либо связанные с проведением медицинских манипуляций в амбулаторно-поликлинических условиях.

Примечание: инфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами, могут считаться внутрибольничными в пределах 30 дней после выписки из стационара, если установлен факт внутрибольничного заражения. К внутрибольничным инфекциям относятся также случаи инфицирования работников лечебно-профилактических учреждений, возникшие в результате их профессиональной деятельности. Внутрибольничные инфекции представляют собой одну из важнейших проблем медицинских учреждений.

Исследования в разных странах мира показывают: внутрибольничная инфекция - одно из наиболее частых осложнений в период госпитализации.

Эффективность инфекционного контроля зависит от всех работников системы здравоохранения. Для успеха программ инфекционного контроля на уровне больниц важно взаимопонимание между больничными эпидемиологами, другими специалистами по инфекционному контролю, микробиологами, врачами-клиницистами, медицинскими сестрами и администрацией.

Все работники здравоохранения должны знать и применять основные меры предупреждения инфекционных заболеваний. Однако в силу своих профессиональных обязанностей медицинские сестры имеют более тесный контакт с пациентами. Поэтому именно им отводится лидирующая роль в применении принципов инфекционного контроля в лечебных заведениях.

Особенностью внутрибольничных инфекций является то, что они могут вызываться не только облигатными патогенами, но и оппортунистическими возбудителями со сравнительно невысокой патогенностью, особенно у больных с тяжелым течением патологического процесса.

Заболевания ВБИ обычно вызваны внутригоспитальными штаммами условно-патогенных грамположительных и грамотрицательных бактерий, отличающихся по своей биологической характеристике от внегоспитальных штаммов и обладающих множественной лекарственной резистентностью, более высокой устойчивостью по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды - высушиванию, действию ультрафиолетовых лучей, дезинфицирующих препаратов. При заниженных концентрациях дезинфектантов внутрибольничные штаммы могут не только сохраняться, но и размножаться в них.

Взаимодействие организма хозяина, микроорганизма и окружающей среды составляют основу эпидемиологии инфекционных болезней. Когда речь идет о внутрибольничных инфекциях, вероятность развития инфекций определяет взаимодействия между человеком (госпитализированным пациентом или медицинским работником), возбудителями внутрибольничной инфекции и больничным окружением, включающим, прежде всего, различные лечебные и диагностические процедуры.

Эпидемиологический процесс можно рассматривать в виде цепочки, состоящей из трех звеньев. Чтобы инфекция возникла, должны присутствовать все три звена - возбудитель, средство передачи и вероятный объект попадания, то есть восприимчивый к инфекциям организм человека.

Первое звено в цепи инфекции - возбудители инфекции. К ним относятся:

Возбудители внутрибольничной инфекции варьируют по своей структуре и размерам. Наибольшее значение в качестве возбудителей внутрибольничной инфекции имеют бактерии, некоторые вирусы и грибы.

Для успешной передачи возбудителей восприимчивому организму хозяина необходимо сохранение жизнеспособности микроорганизма в окружающей среде, из которой позже может произойти его передача.

Резервуары, где происходят развитие и размножение внутрибольничных микроорганизмов, могут быть как одушевленными (например, медицинские работники в случае стафилококковой инфекции), так и неодушевленными (например, увлажнители воздуха в случае легионеллеза).

При попадании в организм хозяина микроорганизмы не обязательно вызывают инфекцию. Они могут существовать и размножаться, не повреждая при этом ткани и не вызывая иммунного ответа у хозяина (это состояние называется колонизацией).

Способность микроорганизма вызывать инфекцию и тяжесть течения заболевания зависит от ряда внутренних характеристик микроорганизма.

Способы передачи инфекций

Второе звено в цепочку инфекций - средство передачи. Почти все внутрибольничные инфекционные заболевания могут быть сгруппированы в три основные категории в зависимости от путей передачи, а именно: заболевания, передающиеся контактным путем; заболевания, передающиеся капельным (воздушно-капельным) путем; заболевания, передающиеся воздушным (воздушно-пылевым) путем. Пищевой, водный, трансмиссивный пути передачи, а также вертикальный механизм передачи мало значимы применительно к внутрибольничным инфекциям и не являются центром внимания программ инфекционного контроля в больницах США. Однако эти пути передачи по-прежнему достаточно актуальны в стационарах СНГ, где довольно часто регистрируются вспышки, связанные с реализацией пищевого и водного путей передачи.

Возбудители инфекций могут передаваться:

§ через прямой контакт человека с человеком, такой, как непосредственный контакт медицинского персонала с пациентами или с их секретами, экскретами и другими жидкими выделениями человеческого организма;

§ при непрямом контакте пациента или медицинского работника с загрязненным промежуточным предметом, включая загрязненное оборудование или медицинские принадлежности;

§ через капельный контакт, имеющий место при разговоре, чихании или кашле;

§ при распространении по воздуху возбудителей инфекции, содержащихся в капельных молекулах, частицах пыли или взвешенных в воздухе, проходящем через вентиляционные системы;

§ через обычные средства, поставляемые в медицинские учреждения: загрязненная кровь, лекарства, пища или вода. Микроорганизмы могут размножаться на этих поступающих в больницу средствах, а могут - и нет;

§ через переносчика инфекции. Инфекция может передаваться от человека человеку через животное или насекомое, играющее роль промежуточного хозяина или переносчика заболевания.

Контакт - самое распространенное средство передачи инфекции в современных больницах.

Наиболее распространенные инфекционные заболевания и способы их передачи:

§ ветряная оспа прямой, непрямой или капельный контакт

§ коревая краснуха капельный контакт

§ гепатит В прямой или непрямой контакт

§ краснуха капельный контакт

§ туберкулез воздушный, капельный контакт

§ СПИД прямой контакт (кровь или жидкие выделения)

§ малярия переносчики инфекции

§ желтая лихорадка переносчики инфекции

Восприимчивым называется человек, у которого сопротивляемость определенному патогенному агенту недостаточно эффективна. Развитие инфекции и тяжесть клинических проявлений зависят не только от свойств возбудителя, но и от некоторых факторов, присущих организму хозяина:

§ генетически обусловленный иммунный статус

§ генетически обусловленная неспецифическая резистентность

§ наличие иммунодефицита, приобретенного вследствие заболевания или терапии

Восприимчивость человеческого организма к инфекциям увеличивается при:

§ наличие открытых ран;

§ наличие инвазивных устройств, таких, как внутрисосудистые катетеры, трахеостомы и т.д.;

§ наличии основного хронического заболевания, такого, как сахарный диабет, иммунодефицит, неоплазмоз, лейкемия;

§ определенном терапевтическом вмешательстве, включающем иммуноподавляющую терапию, облучение или антибиотики.

Вся совокупность госпитальных условий приводит к тому, что наряду с возможным возникновением и распространением инфекционных заболеваний, которые встречаются вне стационаров, для госпитализированных пациентов характерны заболевания, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами.

В ряде случаев, особенно в стационарах хирургического профиля, условно-патогенные микроорганизмы доминируют в качестве возбудителей заболеваний.

Развитие инфекций, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами в госпитальных условиях, возможно при наличии одного из четырех условий:

§ заражение очень большой дозой микроорганизмов одного штамма

§ ослабление организма пациента

§ усиление вирулентности этиологического агента

§ необычные, эволюционно не обусловленные входные ворота и поражение соответствующих тканей, вегетация на которых не обеспечивает сохранения возбудителя как биологического вида.

Необходимо ответить, что чаще имеет место действие не одного, а сразу нескольких упомянутых факторов, приводящих к развитию заболеваний, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами.

Как разрушить цепочку инфекций

Если прервать цепочку инфекции в любом из трех вышеприведенных звеньев, эпидемический процесс можно остановить. У медицинского персонала имеется несколько способов разрушить цепочку инфекции, воздействуя на возбудитель, путь передачи и/или восприимчивость (иммунитет) организма человека. Комплексные эпидемиологические мероприятия должны быть направлены на все три звена.

Способы профилактики инфекции

Самые важные способы снижения риска переноса инфекции в лечебном учреждении следующие:

§ добросовестность выполнения персоналом всех требований, относящихся к гигиене, мытью рук и использованию защитной одежды

§ тщательное соблюдение всех приемов ухода за пациентом, что сводит до минимума распространение возбудителей инфекции

§ использование методов санитарии, направленных на уменьшение числа возбудителей инфекции, имеющихся в больнице.

Вопросы для самоконтроля

4. Охарактеризуйте цепочку инфекционного процесса.

5. Назовите механизмы передачи инфекции.

6. Перечислите способы передачи инфекции.

7. Перечислите пути передачи инфекции.

8. Перечислите факторы, способствующие распространению инфекции.

9. Назовите, что способствует восприимчивости человека к инфекции.

10. Расскажите, как можно разрушить цепочку инфекционного процесса.

11. Перечислите способы профилактики инфекции.

Литература

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

3.Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

4.Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5.Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Дополнительная:

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общая информация

Сначала вы познакомитесь с главными терминами. Итак, инфекция – это еще не болезнь. Она представляет собой только момент заражения. Он охватывает попадание возбудителя в организм и начало его развития.

Инфекционный процесс – это уже то состояние, в котором вы находитесь после заражения. То есть он является своеобразной реакцией организма на те патогенные бактерии, которые начали размножаться и угнетать работу систем. Он пытается высвободиться от них, восстановить свои функции.

Инфекционный процесс и инфекционное заболевание – это практически одинаковые понятия. Однако последний термин предполагает проявление состояния организма в виде симптомов и признаков. В большинстве случаев болезнь заканчивается выздоровлением и полным уничтожением вредных бактерий.


Признаки ИП

Инфекционный процесс имеет определенные черты, которые отличают его от других патологических явлений. Среди них можно выделить такие:

1. Высокая степень заразности. Каждый заболевший человек становится источником возбудителей для других людей.

2. Массовость. Ежегодно инфекционные заболевания поражают большое количество людей.

3. Наличие возбудителя. Для того чтобы в вашем теле произошла реакция, она должна быть вызвана нарушением работы систем и органов благодаря патогенным микроорганизмам.

4. Практически идентичное течение болезни у разных пациентов.

5. Специфичность. Разные патогенные микробы способны вызывать неодинаковые болезни.

6. Цикличность. Каждый инфекционный процесс состоит из нескольких стадий, которые сменяют друг друга.

7. Выработка специфического иммунитета. Естественно, после попадания микроба в организм иммунитет начинает "разрабатывать" схему его уничтожения. При этом защитная система запоминает тот путь, который помог ей избавиться от возбудителя.

8. Для лечения патологии применяются антибиотики, которые направлены на уничтожение вызвавшего заболевание патогена.


Формы ИП

Как уже было сказано, ИП имеет много особенностей. Теперь следует рассмотреть формы инфекционного процесса:

1. Острая. Она характеризуется очень сильной реакцией иммунитета и быстрым течением.

2. Хроническая. В этом случае возбудитель может длительное время пребывать в организме и периодически вызывать проявление симптомов.

3. Типичная и атипичная. В первом случае все проявления болезни считаются характерными для нее. Атипичная форма предполагает появление совсем не тех признаков, которые обычно сопровождают патологию.

4. Смешанная. В этом случае иммунитет атакуется сразу несколькими типами вредных микроорганизмов.

5. Вторичная. Она характеризуется тем, что к основной болезни могут добавляться инфекции, вызванные другими возбудителями.

6. Носительство. В этом случае симптомы не проявляются, организм остается здоровым. При этом патогенные микроорганизмы в нем живут, но не развиваются.

7. Реинфекция. Она характеризуется повторным заражением тем же возбудителем.

8. Экзогенная. В этом случае микробы поступают в тело извне. Эндогенная характеризуется тем, что болезнь появляется вследствие нарушения собственной микрофлоры.

9. Рецидив. Особенностью этой формы является то, что симптомы инфекции могут появляться повторно, при этом еще одного заражения не происходит.

10. Сепсис. Это очень тяжелое состояние. Оно характеризуется генерализацией патогенных организмов, которые размножаются с невероятной скоростью. При этом иммунитет очень быстро падает. Если не бороться с этой патологической формой, она может быстро привести к смерти.

Перечисленные формы инфекционного процесса являются самыми распространенными.


Факторы ИП

Они обуславливают появление, течение и результат патологии. Существуют такие факторы инфекционного процесса:

1. Качественные и количественные характеристики возбудителя.

2. Общее состояние человеческого организма и его восприимчивость к тому или иному микробу. Здесь имеется в виду возраст и пол пациента, состояние его центральной нервной системы, иммунитета, микрофлоры. Важными факторами также являются наличие в анамнезе оперативных вмешательств, питание.

3. Внешняя среда. На восприимчивость организма к болезням инфекционного типа влияет экологическая обстановка, а также недостаток кислорода, облучение. Проблема может возникнуть вследствие переохлаждения, перегревания, чрезмерной физической усталости (и умственной тоже), ненадлежащих санитарных условий.


Периоды ИП

Для того чтобы назначить необходимое лечение, необходимо рассмотреть, какие циклы проходит каждое заболевание данного типа. Итак, существуют такие периоды инфекционного процесса:

1. Инкубационный. На этом этапе возбудитель проникает в организм и начинает интенсивно размножаться. Период может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев. При этом симптомы заболевания еще не проявляются.

2. Продромальный. На этом этапе уже можно наблюдать первые признаки патологии. Это может быть повышение температуры, плохой сон и аппетит, вялость, нарушение трудоспособности, недомогание. Этот этап обычно длится несколько дней. Хотя есть такие инфекции, продромальный период у которых может затягиваться до 10 суток или сокращаться до пары часов.

3. Разгар. На этом этапе симптомы выражены максимально интенсивно. Длительность данного периода зависит от свойств возбудителя, а также от тяжести болезни.

4. Выздоровление. Происходит угасание симптомов. Функциональность организма постепенно восстанавливается. Естественно, болезнь не всегда проходит легко. Могут присутствовать остаточные явления: утомляемость, головная боль. В этот период можно повторно заболеть или получить какие-либо осложнения. Поэтому нужно быть максимально осторожным.

Классификация ИП

Теперь следует рассмотреть разновидности инфекционных процессов. Их можно классифицировать таким образом:

2. Инфекции дыхательных путей.

4. Инфекции наружных покровов.

Эти виды инфекционного процесса являются общими. В своем составе они имеют огромное количество заболеваний.


Стадии развития

Теперь следует рассмотреть динамику развития таких патологий. Она предполагает несколько стадий:

1. Заражение. На этом этапе вредоносные бактерии попадают в человеческий организм и проникают в клетки, размножаясь все больше и больше.

2. Образование токсинов. Они появляются в результате жизнедеятельности указанных микроорганизмов. Естественно, эти продукты оказывают негативное влияние на биологические системы человека. Дело в том, что обмен веществ в клетках нарушается.

3. Распространение инфекции на другие органы и системы. Она генерализуется.

4. Формирование иммунного ответа. На этом этапе организм старается защитить себя от вредоносного влияния микробов. Действия иммунитета направлены не только на уничтожение микроорганизмов, но и на нейтрализацию продуктов их жизнедеятельности, а также на восстановление функциональности систем.

5. На последней стадии происходит выздоровление организма. Обмен веществ в клетках восстанавливается, нормальная функциональность биологических систем возобновляется. Кроме того, у человека появляется иммунитет к уничтоженным микроорганизмам. То есть в следующий раз микробам будет гораздо труднее проникнуть в организм.

Как видите, развитие инфекционного процесса происходит поэтапно. Естественно, длительность данных стадий может быть разная. Все зависит от заболевания и особенностей организма.


Как передается инфекция?

Этот вопрос является важным не только для постановки правильного диагноза и назначения адекватного лечения, но и для профилактики патологий. Существует несколько механизмов передачи инфекции:

1. Воздушный. Чаще всего возбудители при этом попадают в органы дыхания, где и начинают размножаться. Передаются другому человеку они при разговоре, чихании и даже проникают внутрь организма с пылью.

2. Фекально-оральный. Местом локализации для таких микроорганизмов является желудок и кишечник. Микробы попадают в организм вместе с едой или водой.

3. Контактный. Такие заболевания часто поражают кожные покровы, слизистую оболочку. Передать патогенную микрофлору в этом случае можно при прикосновении к здоровому человеку или при использовании зараженных предметов.

4. Трансмиссивный. Он предусматривает локализацию вредоносных микроорганизмов в крови. Передается инфекция в этом случае при помощи насекомых, например, комаров.

5. Трансплацентарный. Этот путь предусматривает попадание микробов и бактерий от матери к ребенку через плаценту.

6. Искусственный. В этом случае инфекция в организм заносится в результате проведения каких-либо манипуляций: в больнице, тату-салоне, салоне красоты и других заведениях.

7. Половой, то есть посредством сексуального контакта.

Как видите, при соблюдении правил гигиены можно избежать множества проблем.


К таким инфекциям можно отнести: хламидиоз, сифилис, гонорею, трихомониаз. Кроме того, сюда можно также включить герпес, папилломавирусы, цитомегаловирус. Человек может жить, даже не подозревая о наличии этих проблем. Часто выявить патологию можно только при помощи специальных анализов. Скрытые инфекции очень коварны, поэтому следует беречь себя и стараться не заразиться ими.

Особенности лечения заболевания

Существует несколько этапов терапии:

1. Воздействие на возбудителя при помощи антибактериальных, противовирусных, противогрибковых препаратов и антибиотиков.

2. Предотвращение дальнейшего развития процесса. Это осуществляется при помощи дезинтоксиционной терапии, приема противовоспалительных лекарств, иммуномодуляторов, поливитаминов.

3. Устранение симптомов.

Течение инфекционного процесса может быть очень тяжелым, поэтому вы не всегда можете обойтись без врачебной помощи.


Профилактика

Меры предосторожности помогут не только оставаться здоровым и счастливым, но и защитят вас от возможных серьезных осложнений. Профилактика довольно проста:

1. Правильное питание и активный образ жизни.

2. Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя.

3. Ведение упорядоченной половой жизни.

4. Защита организма при помощи специальных медицинских препаратов во время разгара инфекции.

5. Постоянное выполнение всех необходимых гигиенических процедур.

6. Своевременное обращение к доктору в случае возникновения каких-либо проблем.

Вот и все особенности инфекционного процесса. Будьте здоровы и берегите себя.

ВБИ - это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от появления симптомов заболевания до или во время пребывания в больнице ( по определению ВОЗ, 1979г.).

Факторы, влияющие на рост ИСМП:

  • тесное общение пациентов и персонала крупных больничных комплексов;
  • длительность пребывания пациентов в стационаре;
  • нарушение правил асептики и антисептики и любые отклонения от санитарно-гигиенических норм;
  • широкое использование для диагностики и лечения инвазивных технологий;
  • применение лекарственных средств, подавляющих иммунитет пациента;
  • появление резистентных (устойчивых) штаммов микроорганизмов.

Инфекционный процесс – сложный многокомпонентный процесс (цепочка событий) взаимодействия инфекционных патогенных агентов с макроорганизмом, с развитием в последующем комплекса морфологических и иммунологических изменений. Знание элементов (звеньев) инфекционного процесса помогает предотвратить ВБИ.


  • вирусы (СПИД, гепатит, грипп…);
  • бактерии (патогенные, условно патогенные);
  • простейшие;
  • грибки (кандида…);
  • многоклеточные паразиты (гельминты, чесоточный зудень, вши).
  • Вирулентность – степень, мера патогенности, индивидуально присущая каждому штамму патогенного возбудителя
  • Инвазивность – способность к проникновению в ткани и органы макроорганизма и распространению в них
  • Токсигенность – способность к выработке и выделению различных токсинов
  • Патогенность (болезнетворность) – способность вызывать заболевание. Виды микроорганизмов по типу действия:
    • патогенные – вызывающие развитие инфекционного процесса
    • условно-патогенные – вызывают развитие инфекционного заболевания только при определенных условиях
    • непатогенные – никогда не вызывают заболевание
    • пациенты;
    • персонал;
    • посетители;
    • больные и носители

    Основные резервуары микроорганизмов во внешней среде

    • дыхательная аппаратура;
    • медицинское оборудование и инструментарий;
    • поверхности, находящиеся вблизи пациентов;
    • предметы ухода;
    • дезинфицирующие растворы пониженной концентрации;
    • медикаменты;
    • емкости для воды;
    • системы кондиционирования.
    Таблица 7.1. Основные резервуары условно-патогенных микроорганизмов в теле человека
    Дыхательная система легионелла
    Носовая полость золотистый стафилококк
    эпидермальный стафилококк
    Глотка стрептококк группы А
    стрептококк группы В
    энтеробактерр,
    синегнойная палочка
    клебсиелла
    Руки энтеробактерии
    синегнойная палочка
    золотистый стафилококк
    эпидермальный стафилококк
    эшерихии
    Кишечник стрептококк группы А
    стрептококк группы В
    синегнойная палочка
    клебсиелла
    Мочевыделительная система клебсиелла
    энтеробактеррии
    синегнойная палочка
    серрация
    протей
    Влагалище стрептококк группы А
    стрептококк группы В

    Восприимчивый хозяин - организм, имеющий слабую сопротивляемость. Факторы риска для заражения являются:

    Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях

    Медицинская сестра должна:

    - знать определение понятий инфекция, инфекционный процесс, инфекционное заболевание, эпидемиологический процесс ;

    - знать систему организации медицинской помощи инфекционным больным;

    - знать основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, синдромы, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;

    - уметь осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;

    - уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

    - знать эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути передачи инфекции, группы риска, основные клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;

    - уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медсестры;

    - уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с инфекционными заболеваниями;

    - уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

    Проблемно-ситуационные задачи

    Задача № 1

    Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом "Острая дизентерия, средней тяжести".

    Жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

    Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: бескаловый "слизистый". Диурез в норме.

    Получены данные лабораторного исследования: бак. исследования кала — выделена Sh.Sonnei.

    Задания

    1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

    2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

    3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

    настоящие проблемы: боли в животе, лихорадка, жидкий стул со слизью;

    потенциальные проблемы: риск развития хронической дизентерии, риск развития дисбактериоза кишечника.

    Приоритетная проблема: частый жидкий стул со слизью

    Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение - стул будет оформленным через 3 дня.

    Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб к моменту выписки.

    План Мотивация
    Наблюдение за стулом больного с отметкой в температурном листе. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. Для обеззараживания выделений.
    Обеспечение приема легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через каждые 3 - 4 часа. Для лучшего переваривания и усвоения пищи.
    Обеспечение пациенту приема жидкости в большом количестве. Для уменьшения интоксикации.
    Обеспечение обмывания теплой водой с мылом кожи перианальной области после каждого акта дефекации. Для предупреждения раздражения кожи.
    Обучение пациента нанесению на перианальную область вазелина после каждого акта дефекации. Для обеспечения целостности кожных покровов, предупреждения раздражений.
    Обеспечение смены постельного и нательного белья по мере загрязнения. Для поддержания личной гигиены больного.
    Обеспечение пациента индивидуальным горшком, ширмой. Для создания пациенту условий для частого опорожнения кишечника и обеззараживания выделений больного.
    Проведение беседы с родственниками об особенностях лечебного стола и характере передач. Для быстрейшего выздоровления и ограничения механической нагрузки на кишечник.
    Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. Для ранней диагностики и предупреждений развития осложнений.

    Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

    Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения ректороманоскопии.

    Студент демонстрирует на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки согласно алгоритму манипуляции:

    - приготовить пробирку, содержащую консервант, со стерильной проволочной петлей;

    - объяснить пациенту ход манипуляции;

    - помочь пациенту удобно лечь на бок спиной к вам с приведенными коленями к животу;

    - развести ягодицы пациента левой рукой и осторожно ввести петлю в анальное отверстие, продвигая ее в прямую кишку вначале по направлению к пупку (3 - 4 см), а затем параллельно позвоночнику на глубину еще 5 - 6 см;

    - легкими вращательными движениями постараться взять материал со стенки кишки;

    - извлечь петлю из прямой кишки и осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку;

    - отправить полученный материал в лабораторию с сопроводительным документом.

    Задачи по оказанию доврачебной помощи

    В случаях неотложных состояниях

    При инфекционных заболеваниях

    Задача № 1

    У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.

    Задания

    1. Определите состояние пациента.

    2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

    3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер.

    1. У больного в результате введения чужеродной противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.

    2. Алгоритм действий медсестры:

    1. уложить больного с приподнятым ножным концом;

    2. вызвать врача;

    3. при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;

    4. приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;

    5. обколоть место инъекции сыворотки, вызвавшей шок раствором 0,1% адреналина или 0,1 % раствором мезатона (0,5 - 1 мл в 5 - 10 мл физраствора):

    · п/к 1 мл 0,1 % адреналина или 1 мл 1 % мезатона или 1 мл 5% эфедрина, повторно каждые 10 - 15 минут до выведения больного из тяжелого состояния;

    · одновременно капельно 30 мл преднизолона в 100 мл физраствора.

    3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода через носовой катетер согласно алгоритму манипуляции:

    · осмотреть катетер, убедиться, что в нем отсутствуют трещины, т.к. может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным);

    · определить длину вводимой части катетера (она должна быть равна расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины); убедиться, что увлажнитель наполнен водой;

    · очистить ватной турундой, смоченной в вазелиновом масле, полость носа;

    · прикрепить катетер к резиновой трубке аппарата Боброва;

    · обработать стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью раствора дикаина в глицерине);

    · ввести катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определенную выше;

    · зафиксировать катетер к коже лица лейкопластырем;

    · открыть кран централизованной подачи кислорода или включите кислородный баллон.

    - катетер может находиться в носовой полости не более 12 часов;

    - кислород подается по графику, утвержденному врачом.

    Задача № 2

    У пациента с диагнозом " брюшной тиф " на 19 -ый день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5 о С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

    Задания

    1. Определите состояние пациента.

    2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

    3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.

    1. У пациента вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком кишечнике произошло кишечное кровотечение.

    2. Алгоритм действий медицинской сестры:

    1. вызвать врача;

    2. обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;

    3. запретить прием через рот пищи и воды;

    4. положить пузырь со льдом на брюшную стенку;

    5. обеспечить централизованный подвод кислорода;

    6. приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих средств:

    · аминокапроновую кислоту 5 %;

    · 10 % раствор хлористого кальция.

    Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.

    3. Студент демонстрирует на муляже применение пузыря со льдом согласно алгоритму манипуляции:

    - открыть крышку пузыря и положить в него кусочки льда, затем налить холодную
    ( -14 ‑ -16 о С) воду;

    - положить пузырь со льдом на гладкую поверхность и завинтить крышку;

    - обернуть пузырь салфеткой и положить его на нужный участок тела. По мере таяния льда воду сливать, а кусочки льда добавлять. Пузырь со льдом можно держать длительное время, но через каждые 20 - 30 минут его необходимо снимать на 10 - 15 минут.

    Задача № 3

    Пациент С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи в первые сутки болезни с диагнозом "Менингококковая инфекция. Менигококкцемия". Заболел остро. Подъем температуры до 40 о С, во втором часу от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала.

    Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 50/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.

    Задания

    1. Определите состояние пациента.

    2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

    3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.

    1. У пациента развился инфекционно-токсический шок II степени (критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД, диурез, наличие геморрагической сыпи на бледном фоне кожи).

    2. Алгоритм действий медсестры:

    - уложить больного с приподнятым ножным концом;

    - дать увлажненный кислород через носовой катетер;

    - выполнить назначения врача;

    3. Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки на менингококк согласно алгоритму манипуляции:

    - подготовить стерильную пробирку с сухим тампоном, шпатель;

    - объяснить пациенту ход предстоящей манипуляции;

    - надеть маску и перчатки;

    - сесть напротив пациента;

    - попросить пациента слегка запрокинуть голову;

    - правой рукой за пробку извлекаем из пробирки стерильный тампон на 2/3 длины и слегка изгибаем его о внутреннюю стенку пробирки под углом 145 о ;

    - берем в левую руку шпатель надавливаем им на корень языка;

    - осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, проводим тампоном по слизистой оболочке носоглотки;

    - осторожно извлекаем тампон из рта и вводим его в стерильную пробирку, не касаясь ее наружной поверхности;

    - заполняем сопроводительный документ и отправляем пробирку в лабораторию.

    Задача № 4

    Пациент С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

    Объективно: температура 37,6 о С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.

    Задания

    1. Определите состояние пациента.

    2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

    3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.

    1. Пищевое отравление.

    Алгоритм действий м/с Мотивация
    1. Приготовить все необходимое для промывания желудка и провести его по назначению врача. Для удаления остатков пищи, содержащих токсин из желудка.
    2. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо - электролитных растворов " Регидрон". Для восстановления потерянной жидкости.
    3. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания.
    4. Проводить текущую дезинфекцию. Для профилактики кишечных инфекций.
    5. Обеспечить сбор рвотных масс и промывных вод желудка, кала. Для проведения бак. исследований.
    6. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. Для поддержания гигиены полости рта.

    3. Студент демонстрирует на фантоме технику промывания желудка согласно алгоритму манипуляции:

    - подготовить систему для промывания желудка: 2 стерильных толстых желудочных зонда, соединенные стеклянной трубкой, стеклянную воронку емкостью 0,5 – 1 л., роторасширитель, языкодержатель, салфетку, емкость для промывных вод, емкость с водой для промывания, перчатки;

    - надеть на себя и на пациента фартуки, усадите пациента, заведите его руки за спинку стула и зафиксируйте их в таком положении полотенцем или простыней (это необходимо в связи с тем, что пациент часто оказывает сопротивление при проведении этой процедуры);

    - определить расстояние, на которое следует ввести зонд пациенту (рост пациента в сантиметрах минус 100 см.); наденьте перчатки; встаньте сзади или сбоку от пациента;

    - ввести расширитель между коренными зубами пациента, слегка отведите его голову назад;

    - правой рукой положить на корень языка пациента смоченный водой слепой конец зонда, предложите пациенту глубоко дышать через нос и проведите зонд в пищевод (это нужно делать медленно, так как поспешное введение может привести к закручиванию зонда).

    - довести зонд до нужной метки, прекратите дальнейшее его введение, подсоедините воронку и опустите ее до уровня колен пациента: из нее начнет выделяться желудочное содержимое, что свидетельствует о правильном положении зонда (если содержимое желудка не вытекает, измените положение зонда, продвинув его назад или вперед).

    - держать воронку слегка наклонно на уровне колен, наливают в нее около 1 л. воды;

    - затем воронку медленно поднять вверх, как только вода достигнет устья воронки, ее опускают ниже исходного положения, при этом количество вышедшей воды должно приблизительно равняться количеству введенной;

    - вылить содержимое воронки в таз;

    - повторять данные действия до тех пор, пока промывные воды не будут чистыми;

    - по окончании промывания отсоединить воронку и вывести зонд из желудка, погрузить его и воронку в емкость с дезинфицирующим раствором;

    - убрать роторасширитель и освободить зафиксированные руки пациента, снять перчатки

    - доставить пациента к постели и помочь ему лечь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.