Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях новорожденных

Прогноз при сепсисе зависит от вирулентности возбудителя, состояния иммунитета ребенка, своевременности и адекватности терапии. Он остается серьезным у детей из группы риска (погибают в 15-30% случаев).

Основные принципы лечения сепсиса новорожденных:

1. Охранительный режим, по возможности отдельный стерильный бокс, использовать стерильное белье.

2. Кормление ребенка грудным молоком, способ вскармливания по состоянию.

3. Лекарственная терапия:

- Антибактериальные препараты: комбинация нескольких антибиотиков разными путями введения (ампициллин с аминогликозидами или цефалоспоринами). Смена курсов каждые 7-10 дней.

- Дезинтоксикационная терапия, поддержание ОЦК: плазма, 5% раствор глюкозы, изотонические растворы электролитов, альбумин, реополиглюкин.

- Иммунокорригирующая терапия: специфический иммуноглобулин, препараты крови, плазмы.

- Местное лечение пиемических очагов (омфалит, пиодермия и т.д.).

- Патогенетическая и симптоматическая терапия: ферменты, витамины, сердечные препараты, биопрепараты, ангиопротекторы, дезагреганты, антикоагулянты и т.д.

5. Фитотерапия: лечебные ванны с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

1. В антетанатальном периоде:

- Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и осложнений беременности

- Санация очагов хронической инфекции

- Рациональное питание и режим дня, достаточное пребывание на свежем воздухе

2. В постнатальном периоде:

- Соблюдение правил асептики и антисептики при уходе за ребенком.

- Профилактика внутрибольничной инфекции.

- Своевременное лечение локальных форм гнойно-септических заболеваний у ребенка.

- Санация очагов хронической инфекции у матери.

- Раннее прикладывание ребенка к груди, длительное естественное вскармливание.

После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра детской поликлиники. Динамическое наблюдение осуществляется не менее 1 года, проводится профилактика и своевременное выявление и лечение интеркуррентных заболеваний, по показаниям ребенок консультируется врачами-специалистами – отоларингологом, хирургом и т.д.

Возможные проблемы больного ребенка:

  • Нарушение питания вследствие интоксикации
  • Нарушение процессов терморегуляции
  • Неадекватное дыхание
  • Нарушение жизненно важных функций
  • Нарушение двигательной активности
  • Нарушение сна
  • Высокий риск присоединения осложнений: деструктивной пневмонии, гнойного менингита, остеомиелита, парапроктита, отита и т.д.
  • Угроза для жизни

Возможные проблемы родителей:

- Тревога за ребенка

- Дефицит знаний о заболевании, причинах его возникновения, особенностях течения, возможном прогнозе.

- Трудность осознания и адекватной оценки случившегося

- Неуверенность в благополучном исходе

- Чувство вины перед ребенком

Сестринские вмешательства:

1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах и факторах риска развития гнойно-септических заболеваний, особенностях течения, возможном прогнозе.

2. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка в специализированное отделение. Оказать помощь в организации госпитализации, объяснить преимущества проведения своевременного комплексного и этиотропного лечения для благополучного прогноза.

3. Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребенка, оказать психологическую поддержку.

4. Создать комфортные условия содержания ребенка в палате (по возможности, обеспечить его пребывание в стерильном боксе), использовать теплое стерильное белье. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.

5. Соблюдать асептику и антисептику при выполнении манипуляций и осуществлении ухода с целью профилактики внутрибольничной инфекции.

6. Осуществлять постоянный мониторинг ребенка, специализированный уход за тяжелобольным, проводить медицинское документирование сестринского процесса: контроль общего состояния, ЧДД, ЧСС, АД, характер температурной кривой, массы тела, частоту срыгивания, рвоты, стула, учитывать объем и состав получаемой жидкости.

7. Несколько раз в день проводить ревизию кожных покровов и слизистых оболочек, пупочной ранки и обрабатывать их растворами антисептиков и средствами этиотропной терапии (аэрозоли с антибиотиками, гели и мази с репарантами, повязки с бактериофагом).

8. Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять врачебные назначения. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений.

9. Обеспечить ребенку адекватное питание и способ кормления по состоянию. Выбрать правильное положение ребенка при кормлении. Кормить медленно, делать частые перерывы. Регулярно проводить контрольные кормления при вскармливании ребенка грудью.

10. Обучить родителей уходу за ребенком в домашних условиях. Помочь им правильно оценивать состояние ребенка и его возможности, убедить в необходимости проведения регулярного контроля над температурой тела, состоянием кожных покровов, слизистых оболочек, нарастанием массы тела, нервно-психическим развитием, характером стула и т.д.

11. Убедить родителей соблюдать гигиенические правила ухода за ребенком (тщательно мыть руки, своевременно и правильно обрабатывать игрушки, пустышки, соски, бутылочки и т.д.)

12. Обучить родителей технике проведения туалета кожи, слизистых оболочек, наружных половых органов, проведению лечебных ванн с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

13. Посоветовать удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка (чаще брать его на руки, поддерживать телесный контакт, ласково разговаривать, поощрять игровую деятельность).

14. Посоветовать родителям своевременно проводить профилактику интеркуррентных заболеваний (рациональное питание с достаточным введением овощей и фруктов, избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, иммунокорригирующую и витаминотерапию).

15. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком в периоде реконвалесценции врачом-педиатром, отоларингологом, хирургом и другими специалистами по показаниям.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы причины возникновения неинфекционных заболеваний кожи у новорожденного ребенка?
  2. Какие клинические проявления потницы и опрелостей?
  3. Как лечить потницу и опрелости у новорожденного ребенка?
  4. Какие факторы риска возникновения гнойно-септических заболеваний у новорожденных?
  5. Какие локальные формы гнойно-септических заболеваний Вы знаете?
  6. Какие клинические проявления везикулопустулеза?
  7. Какие клинические признаки характерны для пузырчатки?
  8. Какие клинические признаки характерны для эксфолиативного дерматита?
  9. Какие клинические признаки характерны для омфалита?
  10. Какое этиотропное лечение проводят при локализованных формах гнойно-септических заболеваниях?
  11. Какие возбудители вызывают сепсис новорожденных?
  12. Какие факторы способствуют развитию сепсиса?
  13. Какие клинические признаки характерны для периода разгара сепсиса?
  14. Какие выделяют клинические формы сепсиса?
  15. Каковы принципы лечения сепсиса?
  16. Каков прогноз локализованных и генерализованного гнойно-септических заболеваний у новорожденных?

Источники информации:

· Учебник Святкиной К.А.,стр.76-80.

· Учебник Ежовой Н.В.,стр.184-197.

· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр.238-255.

· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 27-37.

[youtube.player]
страница 4/4
Дата 26.08.2015
Размер 487,23 Kb.


Раздаточный материал

Асептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания возбудителей инфекции в рану, ткани или органы больного при операциях, лечебных и диагностических процедурах.

Антисептика - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, патологическом очаге или организме в целом, на предупреждение или ликвидацию инфекционного воспалительного процесса.

Бактериемия – наличие бактерий в циркулирующей крови.

Везикула – (лат. vesicula уменьшит. от vesica пузырь) первичный морфологический элемент сыпи в виде пузырька (до 5 мм в диаметре). наполненного серозным экссудатом.

Гиперемия – (от гипер. и греч. haima — кровь), полнокровие, увеличение кровенаполнения ткани или органа.

Омфалит – (греч. omphiilos пупок + itis) воспаление кожи и подкожной клетчатки в области пупка.

Пустула – (лат. "гнойник, прыщ", от pus гной) морфологический элемент кожной сыпи, представляющий собой пузырек, наполненный гнойным экссудатом.

Пузырь – элемент сыпи в виде тонкостенной полости, заполненной экссудатом.

Пузырчатка – воспаление кожи с высыпанием больших пузырей на не изменённой коже.

Стафилодермия – (staphylodermia; стафило- + греч. derma кожа) пиодермия, вызванная стафилококками; локализуется, как правило, в фолликулах волоса и апокриновых железах.

Стрептодермия - пиодермия, вызванная стрептококками.

Сепсис – (др.-греч. σῆψις — гниение; бытовое непрофессиональное название —заражение крови) общее инфекционное заболевание, определяемое своеобразной реакцией организма на постоянную или периодическую инфекцию крови различными микроорганизмами и их токсинами, не сопровождающуюся какими - либо специфическими процессами ни в воротах инфекции (обычно остающимися на заднем плане) ни в организме вообще. С. буквально обозначает гнилокровие, т. е. циркуляцию в крови гнилостных бактерий или веществ.

Септицемия – форма сепсиса, характеризующаяся бактериемией.

Септикопиемия - форма сепсиса, характеризующаяся бактериемией, и метастатическими абсцессами в различных органах и тканях.

Фунгус – грибовидное разрастание грануляции в пупочной ранке.

Флегмона – гнойное воспаление подкожной клетчатки.

Инфекционные заболевания кожи новорождённых

Предрасполагающие факторы: АФО кожи и иммунной системы, недоношенность, болезни новорождённых (асфиксия, родовая травма, ГКБ).

Причины: дефекты ухода и инфицирование кожи м/о.


Болезни кожи неинфекционного характера

Болезни кожи инфекционного характера

1) Потница – мелкоточечная сыпь на коже туловища, в естественных складках, на ягодицах гиперемия, мацерация.
Уход. Лечение.

1. Устранение причины, т.е. дефекты ухода.

2. Воздушные и лечебные ванны

3. Местно примочки, болтушки, мази, УФО.


1) Стафилодермии

Везикулопустулёз – на коже, в складках, голове. Пузырьки 1-3 мм в диаметре, наполненные серозно-гнойным содержимым, которые лопаются через 2-3 дня, затем образуются корочки. Умеренная общая интоксикация.

Пузырчатка - на коже наполненные серозно-гнойным содержимым, окружённые венчиком гиперемии. После вскрытия пузырей – эрозия, не покрывающаяся корочкой. Выражена общая интоксикация.

Некротическая флегмона – гнойное расплавление кожи и подкожной клетчатки. Заживает вторичным натяжением с формированием рубцов. Тяжелейшая интоксикация.

Паронихии – поражение ногтевых валиков в виде гиперемии, отёка, пузырей, эрозий.

Рожа – локальная гиперемия, инфильтрация кожи и подкожной клетчатки с фестончатыми краями, общая интоксикация.

Уход и лечение.


  1. Изоляция больного.

  2. Уход на основе требований асептики и антисептики.

  3. Проведение текущей и заключительной дезинфекции.

  4. Антибактериальная терапия.

  5. Местно: лечебные ванны, УФО, мази, примочки, присыпки.

Предрасполагающие факторы: АФО кожи и иммунной системы, отягощённый акушерский анамнез, сопутствующие заболевания новорождённых, дефекты ухода.


Болезни пупка неинфекционного характера

Болезни пупка инфекционного характера

Пупочная грыжа – выпячивание округлой формы в области пупочного кольца.

- массаж передней брюшной стенки;

- раннее выкладывание на живот;

- направление грыжи в воде 36-37°С.

Фунгус – кожица на ножке – грибовидное разрастание грануляции из пупочной ранки.

- перетягивание шёлковой лигатурой;

- прижигание ляписом.


Катаральный омфалит (мокнущий пупок) – серозное отделяемое из пупочной ранки, замедление эпителизации. Общей интоксикации нет.

Гнойный омфалит – бактериальное воспаление дна пупочной ранки, пупочного кольца, подкожной клетчатки, расширение сосудов брюшной стенки. Выражена общая интоксикация.

Уход и лечение.


  1. Уход на основе требований асептики и антисептики;

  2. Лечение в отделении патологии новорождённых в детской больнице;

  3. Антибактериальная терапия общая и местно;

  4. Симптоматическая терапия.

Сепсис – генерализованная форма бактериальной инфекции.


Септицемия

Септикопиемия

Клиника

Метастазы не образуются.

Снижается двигательная активность, серый оттенок кожи, метеоризм, срыгивание, одышка.


Образования метастастатических очагов в мозге, костях, лёгких. Акроцианоз, олигурия, увеличение печени и селезёнки, развитие гнойного менингита, энцефалита.

Лечение

Антибиотикотерапия, инфузионная терапия, форсированный диурез, питьё, гемосорбция, плазмоферез.

Антибиотикотерапия 2-3 видами, детоксикационная терапия, иммунотерапия.

Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях новорожденных.

Необходимо выявить настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности больного ребёнка и членов семьи.

Возможные проблемы больного ребёнка:

- нарушение питания вследствие интоксикации;

- нарушение двигательной активности;

- нарушение жизненно важных функций;

- высокий риск присоединения осложнений (менингита, пневмонии, отита и др.);

- тревога за ребёнка;

- чувство вины перед ребёнком;

- неуверенность в благополучном исходе;

- неадекватная оценка случившегося.

Помочь родителям восполнить дефицит знаний о данном заболевании, убедить их в необходимости срочной госпитализации, помочь в её осуществлении, объяснить значение своевременного комплексного лечения для благополучного исхода заболевания, оказать психологическую поддержку.

Создать комфортные условия в палате: тёплое бельё, оптимальная t°, стерильные условия, соблюдение асептики и антисептики.

Осуществлять постоянное мониторирование состояния, регистрировать ЧДД, ЧСС, АД, массу тела, срыгивание, рвоту, стул, объём получаемой жидкости.

Несколько раз в день проводить осмотр кожи и слизистых, пупочной ранки, проводить обработку их антисептиками или по назначению врача – аэрозолями с антибиотиками, повязки с бактериофагами.

Обеспечить ребёнку адекватное питание и способ кормления в зависимости от состояния ребёнка грудью или грудным молоком из бутылочки, при тяжёлом состоянии – через зонд, парентерально. Кормить медленно, делать перерывы, давать кислород до и после кормления, регистрировать в истории болезни количество получаемого молока.

Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять назначения врача.

Обучить родителей уходу за проблемным ребёнком дома (оценивать состояние ребёнка, проводить контроль за t°, кожей, слизистыми, стулом и др.)

Научить проведению гигиенических и лечебных ванн, обработки кожи и слизистых. Посоветовать поощрять игровую деятельность с детьми. Рекомендовать профилактику интеркуррентных заболеваний.

Убедить родителей проводить динамическое наблюдение за ребёнком врачом.

Этапы проведения туалета пупочной ранки в роддоме


  1. Надеть стерильный халат.

  2. Вымыть и осушить руки.

  3. Надеть стерильные перчатки.

  4. Обработать поверхность пеленального стола ветошью, смоченной в дезрастворе.

  5. Разложить на пеленальном столе комплект стерильных пеленок, уложить ребенка поверх пеленок.

  6. Смочить стерильную ватную палочку в 70% растворе этилового спирта.

  7. Раздвинуть края пупочной ранки, обработать дно и края пупочной ранки палочкой движениями от центра к периферии.

  8. Взять другую стерильную ватную палочку и смочить ее в 5% растворе перманганата калия.

  9. Раздвинув края пупочной ранки, прижечь движениями от центра к периферии дно пупочной ранки.

  10. Запеленать ребенка и уложить в кроватку.

[youtube.player]

Лекция №3

Профилактика.

1. Охрана репродуктивного здоровья девочки – будущей матери.

2. Планирование беременности, регулярное наблюдение в женской консультации, своевременная санация очагов хронической инфекции.

3. Профилактика вредных привычек, профессиональных вредностей.

4. Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и патологических состояний у беременной женщины, которые могут приводить к внутриутробному инфицированию и гипоксии плода.

5. Квалифицированное, бережное ведение родов и оперативных вмешательств.

Диспансерное наблюдение ребенка с внутричерепной родовой травмой и асфиксией осуществляется в детской поликлинике врачом-педиатром и невропатологом, при необходимости привлекаются для консультирования ребенка другие специалисты. Длительность диспансерного наблюдения невропатолога 2 года, в случае формирования стойкой неврологической симптоматики – до передачи во взрослую сеть. Детям в периоде остаточных явлений проводятся курсы восстановительной терапии, санаторно-курортное лечение и т.д. При полном выздоровлении ребенок снимается с учета после комплексного обследования, не ранее 2-х летнего возраста.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое асфиксия новорожденных?
  2. Какие причинные факторы способствуют развитию асфиксии новорожденных?
  3. Каковы критерии оценки новорожденного ребенка по шкале Апгар?
  4. Какие клинические проявления асфиксии I степени?
  5. Какие клинические проявления асфиксии II степени?
  6. Какие клинические проявления асфиксии III степени?
  7. Какие мероприятия проводятся при асфиксии на I, II и III этапах реанимационных мероприятий?
  8. Какие факторы риска способствуют развитию родовой травмы новорожденных?
  9. Какие клинические признаки родовой опухоли и кефалогематомы?
  10. Каков механизм развития внутричерепной родовой травмы?
  11. Какие периоды выделяют в клиническом течении внутричерепной родовой травмы?
  12. Какие клинические признаки внутричерепной родовой травмы в остром периоде?

13. В чем заключается профилактика и диспансерное наблюдение при асфиксии и родовой травме?

Цель: сформировать у студентов представления и знания о неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.

Уровни усвоения:

Представления:

1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

2. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

3. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.

Знания:

1. АФО кожи и подкожно-жирового слоя у детей грудного возраста.

2. Факторы риска, причины и пути инфицирования новорожденных детей.

3. Основные клинические проявления изучаемых заболеваний, проблемы пациентов и их родителей, осложнения, принципы лечения, особенности сестринского ухода, профилактику.

4. Принципы организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

План лекции:

1. Классификация заболеваний кожи и пупочной ранки у новорожденных детей.

2. Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

3. Пиодермии. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения заболеваний. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

4. Сепсис новорожденных. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

5. Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях новорожденных.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[youtube.player]

Задание № 1

Решить задание в тестовой форме

Выберите один правильный ответ

АФО кожи у детей раннего возраста

а. Ростковый слой развит хорошо

б. Плохо развита капиллярная сеть

в. Меньше содержит воды по сравнению со взрослыми

г. Потовые железы функционируют

2. К неинфекционным заболеваниям пупочной ранки новорожденного относят:

а. Потницу, опрелости

б. Фунгус, пупочную грыжу

в. Везикулопустулез, пузырчатку

Чем лечат фунгус

а. Прижигание раствором нитрата серебра

б. 30% раствор сульфацил- натрия

в. 3% раствор перекиси водорода

4. Вялые поверхностные пузыри на коже величиной 1-2 см в диаметре, легко вскрывающиеся являются симптомом:

а. Катаральный омфалит

б. Гнойный омфалит

в. Некротический омфалит

6. Клиническими признаками гнойного омфалита являются:

а. Легкая гиперемия вокруг пупочной ранки

б. Наличие серозного отделяемого

7. Трудно поддающиеся лечению опрелости у детей могут быть симптомом:

в. Экссудативно- катарального диатеза

8. Для профилактики опрелостей новорожденного складки кожи обрабатывают:

б. Стерильным растительным или вазелиновым маслом

в. Раствором фурацилина

г. Раствором полиглюкина

Потенциальные проблемы новорожденного с гнойно- септическими заболеваниями

а. Высокий риск присоединения осложнений

б. Развитие гипертермии

в. Развитие гипотермии

г. Неуверенность в благополучном исходе

10. Независимые сестринские вмешательства при уходе за новорожденными с гнойно- септическими заболеваниями:

а. Проведение инфузионной терапии

б. Применение гормональных мазей

в. Обработка пупочной ранки аэрозолем с антибиотиком

АФО кожи у детей раннего возраста

а. Роговой слой развит хорошо

б. Обильно развита капиллярная сеть

в. Меньше содержится воды по сравнению со взрослыми

г. Сальные железы еще не функционируют

12. К инфекционным заболеваниям кожи новорожденного относят:

б. Потница, опрелости

в. Везикулопустулез, пузырчатка

13. Фунгус- это:

а. Выпячивание пупочного кольца

б. Воспаление пупочной ранки

в. Гнойное воспаление молочной железы

г. Разрастание грануляций на дне пупочной ранки

14. Мелкие поверхностные пузырьки на коже величиной 1- 5 мм, легко вскрывающиеся являются симптомом:

15. Местное лечение катарального омфалита состоит в обработке пупочной ранки:

а. Ляписным карандашом

б. 30% раствором сульфацил- натрия

в. 3% раствор перекиси водорода

а. Катарального омфалита

б. Гнойного омфалита

в. Некротического омфалита

17. Сестринские вмешательства при выявлении пиодермии у новорожденного ребенка:

а. Изоляция ребенка

б. Применение кожных антисептиков

в. Введение антибиотиков

г. Применение гормональных мазей

18. Независимые сестринские вмешательства при гнойно- септических заболеваниях новорожденных:

а. Введение антибиотиков внутримышечно

б. Проведение инфузионной терапии

в. Введение антибиотиков внутривенно

г. Контроль температуры тела

19. Причина возникновения сепсиса у новорожденных детей:

а. Омфалит, везикулопустулез

б. Аллергические дерматит

в. Несоблюдение правил асептики

г. Опрелости, потница

20. Сестринский уход при опрелостях:

а. Проведение ежедневных гигиенических и воздушных ванн

б. Поддержание температурного режима в помещении 24-26 0 С

в. Подбор рациональной одежды

Задание № 2

Используя учебную литературу составить таблицу отличия мастита и физиологического нагрубания грудных желез

Признаки Физиологическое нагрубание грудных желез Мастит новорожденного
Причина
Время возникновения
Поражение грудных желез
Общие состояние
Местные изменения
Наличие флюктуации
Лечение

Задание № 3

Заполните пустые графы

Заболевания кожи
Инфекционные 1. 2. 3 4.
Неинфекционные 1. 2. 3. 4.

Задание № 4

Решить задачи

№1

На приеме в поликлинике ребенок 2 месяцев. Мать жалуется на беспокойство малыша. При осмотре: участки выраженной гиперемии в области паховых складок и на ягодицах.

Задание:

1. Предположительный диагноз. Причины

2. Составьте рекомендации по уходу за кожей новорожденного

№2

Вы- участковая медицинская сестра детской поликлиники проводите патронаж новорожденного ребенка. В комнате, где находится ребенок очень душно. При осмотре: мальчик укутан, активен, физиологические рефлексы хорошие, кожа розовая, на волосистой части головы- обильная сыпь в виде мелких красных узелков и пузырьков с прозрачным содержимым.

Задание:

1. Предположительный диагноз. Причины

2. Составьте рекомендации по уходу за новорожденным

№3

Вы- участковая медицинская сестра детской поликлиники проводите патронаж новорожденного ребенка. Мама обеспокоена тем, что при крике, натуживании у ее дочери в области пупка появляется выпячивание размером с грецкий орех. При осмотре: девочка активна, физиологические рефлексы хорошие, кожа розовая, чистая. Пупочное кольцо широкое, при крике видно выпячивание, которое имеет мягкую консистенцию и легко вправляется в брюшную полость при пальпации.

Задание:

1. Предположительный диагноз. Причины

2. Дайте рекомендации по проведению массажа передней брюшной стенки

[youtube.player]

План изложения материала:

1. Сепсис новорожденных. Определение. Уровень заболеваемости.

2. Основные причины и факторы риска развития.

3. Клинические проявления и осложнения.

4. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания о сепсисе у новорожденных детей, принципам организации этапов сестринской помощи при уходе за пациентами.

Содержание учебного материала:

Уровень заболеваемости. Причины заболеваний, пути инфицирования, ранние признаки и клинические проявления. Осложнения, принципы лечения и сестринского ухода за больными. Роль медсестры в профилактике сепсиса.

Сепсис новорожденных – это генерализованное инфекционное заболевание, вызванное распространением микроорганизмов из первичного очага в кровь и лимфу, затем в различные органы и ткани, протекающее на фоне пониженного или извращенного иммунитета. Заболеваемость сепсисом составляет 0,1% у доношенных новорожденных и около 1% - у недоношенных. В структуре младенческой смертности сепсис занимает 3-4 место.

Этиология:

Факторы риска развития заболевания:

· Массивность и вирулентность инфекции (особенно, госпитальные штаммы)

· Иммунодефицитное состояние ребенка

· Недоношенность, незрелость иммунитета

· Позднее начало лечения или недостаточная санация локальных форм гнойно-септических заболеваний

· Нарушение правил ухода за ребенком и асептики при выполнении манипуляций, длительные инвазивные манипуляции

· Хронические очаги инфекции у матери

· Угроза прерывания беременности, преждевременное излитие околоплодных вод, длительный безводный промежуток

· Ручные пособия в родах

· Медицинский инструментарий, предметы ухода и т.д.

Механизм передачи инфекции:

Механизм патологического процесса:

Возбудитель проникает в организм через входные ворота, появляется местный первичный очаг воспаления. Из этого очага под влиянием предрасполагающих факторов возбудитель проникает в кровь с развитием бактериемии, которая ведет к сенсибилизации организма (иммунологической перестройке). При сниженном или извращенном иммунитете затем развивается септицемия и септикопиемия образование метастатических очагов.

Клиническая картина.

· Позднее отпадение пуповинного остатка

· Вялое заживление пупочной ранки

· Элементы гнойничков на коже

· Слизистые выделения из носа

· Отсутствие увеличения массы тела

Ранние признаки сепсиса:

· Общее беспокойство ребенка, сменяемое вялостью

· Бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, акроцианоз

· Снижение аппетита, отказ от груди

· Локальный гнойный очаг

Признаки сепсиса в периоде разгара:

· Кожа сухая, бледная с серовато-цианотичным оттенком. Затем сухость кожи сменяется отечностью, пастозностью с участками склеремы, снижается тургор тканей, могут появиться множественные гнойнички или геморрагическая сыпь.

· Непостоянство Т о тела (от субфебрильной до гектической).

· Диспептические расстройства: упорные срыгивания, снижение аппетита вплоть до анорексии, неустойчивый стул приводят к падению массы тела

· Изменения со стороны дыхательное системы: одышка, апноэ.

· Увеличение печени и селезенки.

Различают две клинические формы сепсиса:

· Септицемия – возникает в связи с массивным поступлением в кровяное русло патогенных организмов, протекает без видимых локальных гнойно-воспалительных очагов, имеет острое течение. Характерны: выраженные симптомы интоксикации, высокая лихорадка, бледность и цианоз кожных покровов, диспептические расстройства, изменения сердечно-сосудистой системы, стремительное падение массы тела, септический гепатит. Ребенок может погибнуть от септического шока в течение короткого времени. Чаще наблюдается у недоношенных детей.

· Септикопиемия – характеризуется волнообразным течением в связи с постоянным развитием в организме новых метастатических очагов. Характерны: выраженные симптомы интоксикации, признаки дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, постоянно появляющиеся новые гнойные метастатические очаги в различных органах. Чаще развивается у доношенных детей.

По локализации входных ворот (первичного очага) различают сепсис:

· Пупочный (пупочная ранка)

· Легочный (органы дыхания)

· Кишечный (органы пищеварения)

· Отогенный (уши) и т.д.

По продолжительности течения сепсиса выделяют:

· Острое течение – от 3 до 6 недель.

· Подострое течение – от 1,5 до 3 месяцев

· Затяжное течение – более 3 месяцев.

Достоверные признаки сепсиса новорожденных:

· Наличие факторов риска (возможность инфицирования ребенка до рождения, во время родов, после рождения).

· Последовательное возникновение нескольких локальных гнойных очагов.

· Выраженность симптомов интоксикации.

· Изменение лабораторных показателей: анемия, увеличение СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом влево.

· Положительные посевы на микрофлору крови, мокроты, гноя, кала, мочи и других биологических жидкостей.

· Изменение иммунологического спектра: снижение иммуноглобулинов G.

Методы диагностики:

1. Клинический анализ крови.

2. Бактериологическое исследование крови, ликвора и т.д.

Прогноз.

Прогноз при сепсисе зависит от вирулентности возбудителя, состояния иммунитета ребенка, своевременности и адекватности терапии. Он остается серьезным у детей из группы риска (погибают в 15-30% случаев).

Основные принципы лечения сепсиса новорожденных:

1. Охранительный режим, по возможности отдельный стерильный бокс, использовать стерильное белье.

2. Кормление ребенка грудным молоком, способ вскармливания по состоянию.

3. Лекарственная терапия:

· Антибактериальные препараты: комбинация нескольких антибиотиков разными путями введения (ампициллин с аминогликозидами или цефалоспоринами). Смена курсов каждые 7-10 дней.

· Дезинтоксикационная терапия, поддержание ОЦК: плазма, 5% раствор глюкозы, изотонические растворы электролитов, альбумин, реополиглюкин.

· Иммунокорригирующая терапия: специфический иммуноглобулин, препараты крови, плазмы.

· Местное лечение пиемических очагов (омфалит, пиодермия и т.д.).

· Патогенетическая и симптоматическая терапия: ферменты, витамины, сердечные препараты, биопрепараты, ангиопротекторы, дезагреганты, антикоагулянты и т.д.

4. Физиотерапия: СВЧ, УВЧ и т.д.

5. Фитотерапия: лечебные ванны с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

Профилактика.

1. В антетанатальном периоде:

· Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и осложнений беременности

· Санация очагов хронической инфекции

· Рациональное питание и режим дня, достаточное пребывание на свежем воздухе

2. В постнатальном периоде:

· Соблюдение правил асептики и антисептики при уходе за ребенком.

· Профилактика внутрибольничной инфекции.

· Своевременное лечение локальных форм гнойно-септических заболеваний у ребенка.

· Санация очагов хронической инфекции у матери.

· Раннее прикладывание ребенка к груди, длительное естественное вскармливание.

Диспансерное наблюдение

После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра детской поликлиники. Динамическое наблюдение осуществляется не менее 1 года, проводится профилактика и своевременное выявление и лечение интеркуррентных заболеваний, по показаниям ребенок консультируется врачами-специалистами – отоларингологом, хирургом и т.д.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.