Сестринский процесс при инфекционных болезнях презентация


  • Скачать презентацию (2.5 Мб) 37 загрузок 4.0 оценка






















  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Содержание


Лекция № 1 Преподаватель Спевакова Е.А.

Инфекционные болезни – обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими.

Инфекционный процесс – совокупность физиологических защитных и патологических реакций, возникающих в ответ на взаимодействие возбудителя и макроорганизма. Взаимодействие возбудителя и макроорганизма не обязательно приводит к заболеванию. Инфицированность еще не означает развития болезни.

крайняя степень проявления инфекционного процесса, характеризующаяся биологическими, клиническими и эпидемиологическими признаками; другими словами – это частный случай инфекционного процесса.

это человек, который страдает конкретной инфекционной болезнью, имеющей свои особенности (критерии).

I. Входные ворота – верхние дыхательные пути. 1. Лимфоидная ткань. 2. Лейкоциты. 3. Интерферон. 4. Бактерицидное действие секретов желез. 5. Чихание. 6. Кашель.

1. Бактерицидное действие слюны (лизоцим). 2. Бактерицидное действие соляной кислоты желудка. 3. Бактерицидное действие желчи в тонком кишечнике. 4. Лимфоидная ткань (солитарные фолликулы и Пейеровы бляшки). 5. Нормальная бактериальная флора толстой кишки (наличие кишечной палочки, выделяющей молочную кислоту). 6. Рвота.

1. Чистая кожа имеет кислую реакцию среды. 2. Секрет потовых желез. 3. При нарушении целостности кожи – воспалительный процесс.

1. Фагоцитоз и иммунные реакции организма.

Острые инфекции Хронические инфекции Носительство инфекции Реинфекция – Суперинфекция Рецидив

Инфекционная болезнь – крайняя степень инфекционного процесса.

1. Инфекционные больные выделяют во внешнюю среду возбудителей, то есть являются источником заразного начала. 2. Как правило, имеют острое течение. В связи с этим возникает необходимость быстрого неотложного решения вопросов об оказании срочной помощи больному.

3. Инфекционные болезни сопровождаются явлениями интоксикации, поэтому у больного часто развиваются нервно-психические расстройства. 4. Клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств. 5. Сезонность.

6. После каждого инфекционного заболевания вырабатывается иммунитет. 7. Инфекционные заболевания встречаются в виде спорадических случаев, групповых (пищевые токсикоинфекции), эпидемий, пандемий (грипп).

[youtube.player]

сп при инфекционных заболеваниях

Скачать:

Вложение Размер
sestrprotsess_infektsionn_uhod.ppt 135.5 КБ
sestrprotsess_infektsionn_uhod.ppt 135.5 КБ

Подписи к слайдам:

План Понятие ухода, его составляющие. 2.Особенности ухода за инфекционными больными. 3. Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками. 4. Уход при нарушении функции пищеварения. 5. Сестринский процесс: определение, этапы. 6. Сестринское обследование: субъективное и объективное. 7. Проблемы пациента. Сестринский диагноз. 8. Планирование сестринского ухода. 9. Реализация плана ухода. Виды сестринских вмешательств. 10. Оценка сестринских вмешательств.

Основные составляющие ухода: Общее состояние больного его самочувствие; 2. Состояние кожи и слизистых; 3. Состояние основных функций организма: пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, нервной и т.д. 4. Личная гигиена; 5. Участие в лабораторном обследовании пациента; 6. Выполнение простейших физиотерапевтических действий: постановка горчичников и т.д.

При осуществлении ухода медицинская сестра должна учитывать: основные клинические проявления, осложнения, особенности течения инфекционных заболеваний; место проведения сестринского процесса и ухода (стационар или поликлиника, на дому) требования инфекционной безопасности; изменение социального статуса пациента, связанное с его изоляцией или потенциальной угрозой для общества; - степень осознания пациентом необходимости следовать режиму дня, диете, ограничению общения, необходимости выполнения процедур; - отношение пациента, а также членов его семьи к своему заболеванию; - желание и готовность пациента к самообслуживанию; - наличие и доступность медицинской помощи и финансовых средств.

Особенности ухода за инфекционными больными. Изоляция больных в боксах и полубоксах. Ограничение контактов (отсутствие общих столовых, комнат отдыха, свиданий с родственниками). Проведение физиотерапевтических процедур в палатах. Проведение очаговой (текущей и заключительной) дезинфекции у постели больного. Строгое соблюдение лечебно-охранительного режима.

Лечебно-охранительный режим Это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение состояния физического и психического покоя пациента, необходимый для скорейшего выздоровления пациента

виды больничных режимов строгий постельный, при котором больному запрещается даже самостоятельно двигаться в постели и менять положение тела; постельный, при котором больной не должен самостоятельно приподниматься, садиться и вставать; полупостельный, при котором больной должен большую часть суток находиться в постели и ему разрешается вставать только для посещения туалета или приема пищи; общий, при котором больной в зависимости от желания и самочувствия может лежать, сидеть, ходить.

Персонал обслуживающий инфекционных больных обязан приходя на работу снимать личную одежду, обувь и надевать спецодежду; - размещать домашнюю одежду и спецодежду в разных шкафах; - при возникновении очага ООИ и работе в нем, проходить санитарную обработку; - периодически обеззараживать свой шкаф; - во время ухода за больными следить за чистотой рук (ногти должны быть коротко подстрижены) и спецодежды, осуществлять первый (социальный) и второй (гигиенический) уровни обработки рук; - при наличии на руках порезов, ссадин, а также при работе связанной с приготовлением мазков, разборкой белья - надевать перчатки; - при входе в боксы для больных с воздушно-капельной инфекцией надевать маски; -

При уходе за инфекционными больными запрещается: садиться на кровать больных; появляться в отделении без спецодежды; - выходить в спецодежде за пределы инфекционной больницы; - надевать верхнюю одежду на спецодежду; - уносить спецодежду домой; - появляться в буфете или столовой в спецодежде; - принимать пищу в коридорах, палатах; - переходить из одного отделения в другое или входить в боксы, палаты без особой на то надобности.

Уход при нарушении функции пищеварения Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначают различные пищевые рационы. Используют следующие столы (диеты) лечебного питания: № 2,4.5.13.15.

Условия назначения питьевого режима: - легкая или среднетяжелая форма заболевания; - подогрев жидкостей (на водяной бане) до температуры 38-40 С; - прием жидкости небольшими порциями (глотками); - контроль суточного диуреза.

Сестринский процесс это научный систематический метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов. Его цель: поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма

Сестринский процесс 1) обследование пациента; 2) диагностирование состояния пациента – выявление проблем пациента (установление сестринского диагноза); 3) планирование профессиональной помощи, направленной на удовлетворение нарушенных потребностей пациента; 4) реализация плана сестринских вмешательств; 5) оценка полученных результатов.

Квалифицированная медицинская сестра должна: - обладать профессиональной компетентностью; - иметь навыки наблюдения, общения; - уметь анализировать полученные данные и интерпретировать их в сестринские диагнозы; - соблюдать конфиденциальность; - уметь создать доверительные отношения с пациентом, его родственниками; - объяснять необходимость и ход каждого элемента ухода и получать на это согласие пациента; - в случае необходимости, привлечь помощь других медицинских специалистов.

Основные потребности пациента (по Маслоу) Самовыражение Достижение Состоятельность Личное отличие Самоуважение и уважение окружающих Поощрение Уважение Самоуважение Успех Владение имуществом

Основные потребности пациента (по Маслоу) Социальные потребности Одобрение Понимание Любовь Привязанность Семья и друзья

Основные потребности пациента (по Маслоу) Безопасность Помощь Одежда Защита Надежность Кров

Основные потребности пациента (по Маслоу) Физиологические потребности Воздух Пища Вода Выделение продуктов жизнедеятельности Сон Движение Прикосновение Секс

Этапы сестринского обследования: Первый этап сестринского процесса заключается в сестринском обследовании - это сбор информации о состоянии здоровья пациента и ее анализ.. Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными , объективными , дополнительными .

Этапы сестринского обследования: Субъективный метод - это беседа, из которой медицинская сестра узнает сведения о самочувствии, ощущениях, реакциях, тех или иных потребностях, которые человек описывает сам, или члены его семьи, сопровождающие медработники Данные эпиданамнеза в ряде случаев позволяют установить вероятные сроки инкубационного периода, определить характер противоэпидемических мероприятий

Объективные данные медицинская сестра получает в результате его осмотра, наблюдения и обследования: 1) Общее состояние (от удовлетворительного до тяжелого). 2) Выражение лица (живое, вялое, безучастное, тоскливое, страдальческое и т. д.), мимика, одутловатость, гиперемия и т. д. 3) Масса тела. 4) Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное и т. д.). 5) Состояние кожи и видимых слизистых (цвет, тургор, влажность, дефекты, отеки и т. д.). Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек следует проводить при естественном или приближенном к нему освещении, полностъю раздев пациента. 6) Состояние лимфатических узлов, доступных для пальпации (болезненность, подвижность, размер). 7) Костно-мышечная система (деформации скелета, суставов, атрофия мышц и т. д.).

8) Дыхание (ЧДЦ, боли при дыхании, кашель, изменение голоса, одышка, аускультация органов дыхания и т. д.). 9) Сердечно-сосудистая система (АД, характеристика пульса, аускультация сердца и т. д.). 10) Органы пищеварения: - (состояние аппетита); - осмотр полости рта (состояние языка, зубов); - глотание; - характер рвотных масс; - характер стула (цвет, консистенция, запах, объем, наличие патологических примесей); - живот (увеличение в объеме, болезненность, напряжение, пальпация). - 11) Мочевыделительная система: характер мочи (цвет, прозрачность, количество и т. д.); - симптом Пастернацкого. 12) Нервная система: - характер головной боли; - сон; - нарушение походки, парезы, параличи, тремор и т. д.

13) Органы чувств: (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). 14) Психическое состояние пациента: - состояние сознания (сохранено, нарушено). 15) Вербалъные формы поведения: - манера говорить (быстро, медленно, тяжело, обрывками и т. д.); - голос (тихий, громкий); - логично ли строится рассказ; 16) Невербальные формы выражения: - зрительный контакт (смотрит ли пациент Вам в лицо, или мимо Вас и т.п.); - мимика (маскообразное лицо и т.п.); - позиция (пациент сидит, стоит, ходит во время беседы, принимает ли, с вашей точки зрения, живое участие в происходящем); - моторика (импульсивная, скованная, замедленная, активная и т.п.)-

17) Настроение (оценка пациентом жизненной ситуации в целом): - печальное (плачет и т.п.); - мрачное (пациент выражает неблагоприятное отношение к своей ситуации); - энергичное (пациент выражает благоприятное отношение к своей ситуации); - веселое (пациент выражает радость своей ситуации). 18) Чувства (оценка пациентом определенных явлений внешнего мира): - недобрые (выражает злость к чему-либо); - тревожные (реагирует со страхом); - ранимые; - беспокойные (нетерпеливо реагируют на что-либо); - озабоченные (беспокоится об определенных вещах).

19) Ориентация: - время (знает ли пациент, который час, какое число, месяц, год, сколько ему лет); - личность (знает ли пациент, кто он и каковы функции медсестры); - выясняя социально-экономические данные о пациенте, медсестра обращает внимание на: - семейное положение и отношения в семье, - социально-экономические условия, - отношение к госпитализации в инфекционный стационар.

Этапы сестринского процесса Второй этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента, определение на основании обследования проблем пациента и установление сестринского диагноза.

Сестринский диагноз – состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства медицинской сестры.

Отличия сестринского диагноза от врачебного - врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский – ответные реакции организма в связи с болезнью; - врачебный диагноз остается неизменным, сестринский – меняется по мере того, как изменяется реакция организма на болезнь; - врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, сестринский – сестринские вмешательства в рамках её компетенции и практики; - врачебный диагноз связан с патофизиологическими изменениями в организме , сестринский – с представлениями пациента о состоянии его здоровья.

По приоритетности проблемы классифицируют на: - первичные, связанные с риском для жизни и здоровья и требующие неотложной помощи; - промежуточные, не представляющие опасности для здоровья пациента, поэтому они могут быть отсрочены на какое-то время; - вторичные - это те проблемы, которые не имеют отношения к прогнозу заболевания.

Сестринский диагноз это клиническое суждение медицинской сестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответ ной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием: топологии, локализации, суждения.

Банк сестринских проблем (сестринских диагнозов) А). Биологические: - нарушение комфортного состояния из-за тенезмов и болей в животе; - нарушение опорожнения кишечника - частый стул; - головная боль из-за бессонницы; - головная боль, связанная с интоксикацией; - нарушение комфортного состояния из-за озноба; - нарушение комфортного состояния вследствие жара; - нарушение аппетита из-за поражения ЖКТ; - нарушение адекватного питания из-за тошноты и рвоты;

- отсутствие аппетита, связанное с нежеланием принимать блюда определенной диеты; - отсутствие аппетита, связанное с поражением ЖКТ; - тошнота, предшествующая рвоте; - снижение массы тела из-за…, - изменение кожных покровов в перианальной области, вследствие частых загрязнений и травматизации; - нарушение опорожнения кишечника - диарея; - нарушение комфортного состояния из-за рвоты; - нарушение комфортного состояния из-за тошноты; - постоянная тошнота, связанная с интоксикацией; - обезвоживание из-за частых водянистых испражнений; - снижение массы тела из-за обезвоживания;

- жажда из-за потери жидкости с рвотой и поносом; - дискомфорт из-за ощущения урчания и переливания жидкости в животе; - дефицит самоухода; - невозможность самостоятельной смены белья; - нарушение сна из-за частых дефекаций; - невозможность самостоятельного прием пищи и жидкости; - дискомфорт из-за необходимости осуществлять физиологические оправления в постели; - невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену в области гениталий и ануса; - слабость из-за потери большого количества жидкости за короткий срок;

- риск развития пролежней; - изменение кожных покровов в перианальной области вследствие частых фекальных загрязнений; - не понимает необходимости постельного режима; - не понимает необходимости в приеме большого количества жидкости; - желтуха, связанная с инфекционным поражением печени; - нарушение комфортного состояния из-за чувства тяжести в эпигастрии; - нарушение комфортного состояния из-за болей в правом подреберье; - чувство тяжести в правом подреберье из-за увеличения печени; - слабость, обусловленная интоксикацией

Б).Психологические и социальные: - трудности психологической адаптации к условиям инфекционного стационара; - подавленность настроения, обусловленная заболеванием; - потеря возможности общаться вследствие заболевания; - потеря заработка; - возможность утраты работы (для декретированных лиц);

- раздражительность из-за неудовлетворенной потребности спать и отдыхать; - дефицит общения из-за осиплости голоса; - дефицит общения из-за изоляции; - невозможность заниматься любимым занятием; - нарушение комфортного состояния из-за отсутствия свежей прессы.

Этапы сестринского процесса Планирование сестринского ухода – это третий этап сестринского процесса. Планирование сестринской помощи заключается в: - определении целей (ожидаемый результат) для каждой проблемы; - определении характера и объема сестринского вмешательства, необходимого для достижения поставленных целей.

Определяя цели, сестра обязательно указывает а) конкретные действия, с помощью которых она планирует достичь результата; в) дату ожидаемого результата.

Этапы сестринского процесса На четвертом этапе сестринского процесса медицинская сестра приступает к реализации намеченного плана, каждое действие которого должно быть документировано в сестринской истории пациента, в листе динамического наблюдения.

Виды сестринских вмешательств 1) независимые действия , осуществляемые медицинской сестрой, в соответствии с ее самостоятельными профессиональными решениями без назначений и указаний врача. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на лечение и адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи, осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутри-больничной инфекции, организации досуга. В нашем примере - действия 1-6.

Виды сестринских вмешательств 2) зависимые действия медицинской сестры заключаются в выполнении назначений врача (действие 7). 3) взаимозависимые действия медицинская сестра осуществляет в сотрудничестве с другими работниками, родственниками пациента с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия медсестры по подготовке и участию в инструментальных исследованиях (ректороманоскопия, УЗИ, ФГС, рентген-исследования, и др.), в консультировании: инструктора ЛФК, диетолога, психолога и др. (действие 8).

Этапы сестринского процесса Заключительным - пятым этапом сестринского процесса является оценка реакции пациента на сестринские вмешательства , эффективности и качества сестринской помощи, которая включает в себя: - сравнение достигнутого результата с запланированным; - ответную реакцию пациента на вмешательство.

[youtube.player]

Презентацию на тему "Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Медицина. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации


Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях

Лекция № 1 Преподаватель Спевакова Е.А.


Инфекционные болезни – обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими.



Инфекционный процесс – совокупность физиологических защитных и патологических реакций, возникающих в ответ на взаимодействие возбудителя и макроорганизма. Взаимодействие возбудителя и макроорганизма не обязательно приводит к заболеванию. Инфицированность еще не означает развития болезни.


крайняя степень проявления инфекционного процесса, характеризующаяся биологическими, клиническими и эпидемиологическими признаками; другими словами – это частный случай инфекционного процесса.


это человек, который страдает конкретной инфекционной болезнью, имеющей свои особенности (критерии).


Защитные реакции в зависимости от входных ворот инфекции.

I. Входные ворота – верхние дыхательные пути. 1. Лимфоидная ткань. 2. Лейкоциты. 3. Интерферон. 4. Бактерицидное действие секретов желез. 5. Чихание. 6. Кашель.


II. Входные ворота – желудочно-кишечный тракт.

1. Бактерицидное действие слюны (лизоцим). 2. Бактерицидное действие соляной кислоты желудка. 3. Бактерицидное действие желчи в тонком кишечнике. 4. Лимфоидная ткань (солитарные фолликулы и Пейеровы бляшки). 5. Нормальная бактериальная флора толстой кишки (наличие кишечной палочки, выделяющей молочную кислоту). 6. Рвота.


III. Входные ворота – кожа.

1. Чистая кожа имеет кислую реакцию среды. 2. Секрет потовых желез. 3. При нарушении целостности кожи – воспалительный процесс.


IV. Входные ворота – кровь.

1. Фагоцитоз и иммунные реакции организма.


Формы инфекционного процесса.

Реинфекция – Суперинфекция Рецидив


Инфекционная болезнь – крайняя степень инфекционного процесса.


Особенности инфекционных заболеваний.

1. Инфекционные больные выделяют во внешнюю среду возбудителей, то есть являются источником заразного начала. 2. Как правило, имеют острое течение. В связи с этим возникает необходимость быстрого неотложного решения вопросов об оказании срочной помощи больному.


3. Инфекционные болезни сопровождаются явлениями интоксикации, поэтому у больного часто развиваются нервно-психические расстройства. 4. Клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств. 5. Сезонность.


6. После каждого инфекционного заболевания вырабатывается иммунитет. 7. Инфекционные заболевания встречаются в виде спорадических случаев, групповых (пищевые токсикоинфекции), эпидемий, пандемий (грипп).


Свойства специфических возбудителей.

Патогенность Вирулентность Токсигенность


Токсины Экзотоксины Эндотоксины


Периоды инфекционного заболевания.

инкубационный (скрытый) период; продромальный период ; период основных проявлений болезни;


1. Выздоровление. 2. Переход в хроническую форму. 3. Бактерионосительство: • Острое – до 3-х месяцев; • Хроническое – свыше 3-х месяцев; • Транзиторное – кратковременное, продолжительностью 10-14 дней. 4. Летальный исход.


Впервые последовательно выдержанную классификацию инфекционных болезней, основанную на едином признаке (локализация возбудителя в организме), предложил Л. В. Громашевский

кишечные инфекции инфекции дыхательных путей кровяные инфекции инфекции наружных кожных покровов


Инфекционные болезни классифицируются по источнику инфекции:

1. Антропонозы – заболевания, передающиеся от человека к человеку и свойственные человеку. 2. Зоонозы – болезни, свойственные животным, но к которым может быть восприимчив и человек.

[youtube.player]


Слайд 2: Цель: сформировать знания

- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента; - организацию и оказание сестринской помощи; - пути введения лекарственных препаратов.

Слайд 3: Во всем мире самыми распространенными и динамичными являются инфекционные болезни. Они могут возникать внезапно в виде эпидемий и уносить сотни, тысячи человеческих жизней. По данным ВОЗ, около 33% людей умирают от инфекционных заболеваний

Слайд 4: Инфекция (загрязнение, заражение) – биологическое явление взаимодействия микро- и макроорганизма, по своей сути форма борьбы за существование

Инфекционная болезнь - это конкретная форма проявления инфекционного процесса, имеющая характерные нозологические признаки. Инфекционный процесс - это комплекс защитных реакций и патологических изменений макроорганизма в ответ на внедрение возбудителя. Мы имеем 3-х главных участников инфекционного процесса: микроорганизм, макроорганизм и окружающая среда, которая влияет на свойства возбудителя и состояние макроорганизма.

Слайд 5: Возбудитель и его свойства

Для развития инфекционнойболезни необходимы условийя : Во-первых, восприимчивость макроорганизма, во-вторых, микроорганизмы должны обладать свойствами, обеспечивающими развитие заболевания : - Патогенность – способность микроорганизма вызывать заболевание. - Вирулентность – степень патогенности, измеряется в летальных дозах ( LD 50 – доза, вызывающая смерть у 50% животных, зараженных в лаборатории.) - Токсигенность – способность вырабатывать токсические вещества. - Инвазивность – способность проникать (внедряться) через клеточную мембрану. - Тропность – родство к определенным системам, тканям, клеткам.

Слайд 6: Формы инфекционного процесса

острые инфекции характеризуются кратковременным течением (от 1 недели до 1 месяца); хронические инфекции имеют затяжное течение (месяцы, года); носительство – инфекционный процесс, протекающий бессимптомно; реинфекция – повторное заражение тем же возбудителем; рецидив – возврат симптомов заболевания без повторного заражения за счет оставшихся в организме возбудителей. суперинфекция – дополнительное заражение больного возбудителем иного вида в условиях незавершившегося инфекционного процесса (основное инф.заболевание + ОРВИ)

Слайд 7: Особенности инфекционных заболеваний

1. Специфичность этиологического агента, т.е. каждый возбудитель вызывает свою специфическую инфекционную болезнь. 2. Контагиозность (заразность, инвазивность ) – способность возбудителя передаваться от зараженного здоровому организму. 3. Цикличность – смена периодов болезни, следующих строго друг за другом: инкубационного, продромального, разгара болезни, реконвалесценции. 4. Формирование специфического иммунитета – невосприимчивость организма к данному возбудителю. 5. Сезонность. 6. Способность к массовому распространению (эпидемии, пандемии).

Слайд 8: Периоды инфекционного заболевания

Инкубационный период – от момента заражения до появления первых клинических признаков болезни. Продромальный период характеризуется появлением первых симптомов болезни. Период основных проявлений болезни (разгара) характеризуется появлением полной клинической картины, присущей данной болезни. Период выздоровления (реконвалесценции) начинается с момента угасания клинических симптомов.

Слайд 9: Исход инфекционной болезни

1. Выздоровление. 2. Рецидив – возврат инфекционной болезни. 3. Переход в хроническую форму. 4. Бактерионосительство (острое - до 3-х месяцев, хроническое – свыше 3-х месяцев, транзиторное – 10-14 дней) 5. Летальный исход (смерть)

Слайд 10: Классификации инфекционных заболеваний (по Л. В. Громашевскому )

Слайд 11: Особенности сестринского ухода за инфекционными больными

1. Большинство больных являются источником заразного начала. 2. У больных часто развиваются нервнопсихические расстройства. 3. Состояние больного может внезапно меняться. 4. Клиническое выздоровление намного опережает полное восстановление организма человека.

Слайд 12: Ведущие симптомокомплексы при инфекционных заболеваниях

1. Синдром общей интоксикации - лихорадка (различается по длительности, степени повышения температуры тела и характеру температурной кривой). 2. Лимфоаденопатия. 3. Изменения кожи и слизистой оболочки (экзантемы, энантемы) - Синдром желтухи. 4. Гепатолиенальный синдром. 5. Диарейный синдром. 6. Менингеальный синдром.

Слайд 13: 1. Синдром общей интоксикации

включает: повышение температуры, головную боль, слабость, общее недомогание, ломоту в теле, мышечное бессилие, боли в суставах, снижение аппетита, нарушение сна, тошноту, рвоту, сухость слизистой оболочки рта. Нарушения со стороны психики: раздражительность, плаксивость, возбуждение, угнетение, неадекватное поведение, расстройство сознания ( сомноленция, сопор, кома). У детей младшего возраста могут возникнуть судорожные приступы.

Слайд 14

Потребности Проблема План безопасность нарушение сознания Обеспечить проходимость дыхательных путей, приподнять ноги, обеспечить приток свежего воздуха, вызвать врача через третье лицо, дать понюхать нашатырный спирт. неадекватное поведение (возбуждение или угнетение) При развитии у больного психоза устанавливается индивидуальный пост поддерживать температуру тела лихорадка В зависимости от периода: согреть больного или положить пузырь со льдом, дать теплое питьё соблюдать гигиену Уход за полость рта Протирать зубы больного тампоном с фурациллином (полоскание), смазывание вазелином трещин на губах. Медсестра должна уметь оценить состояние пациента, измерить АД, пульс, ЧСС

Слайд 15: 2. Лимфоаденопатия – увеличение лимфатических узлов

Различают две группы лимфатических узлов: 1. периферические (шейные, подмышечные, паховые); 2. висцеральные, внутренних органов ( мезентериальные при иерсинеозе, токсоплазмозе, перибронхиальные – при туберкулезе). Нарушены потребности: безопасность.

Слайд 16: 3. Изменения кожи и слизистых оболочек

При осмотре обращают внимание на окраску, эластичность, влажность кожи, различного рода высыпания. Экзантема – сыпь на коже. Энантема – сыпь на слизистых оболочках. Воспалительные элементы - пятно (макула) – это ограниченное изменение цвета кожи. - розеола – пятно диаметром 0,2-0,5 см, исчезающие при надавливании (брюшной тиф, паратифы) - эритема – пятно большого размера от 2 см до нескольких десятков см (рожа). - папула (узелок) – образование без полости, выступающее над уровнем кожи (корь).

Слайд 17: Изменения кожи и слизистых оболочек

пятно розеолы эритема папула

Слайд 18: Геморрагические элементы : -петехии – точечные кровоизлияния. - пурпура – пятнистые кровоизлияния размером до 1-2 см. - экхимозы –кровоизлияния диаметром более 2см Полостные элементы (возвышаются над уровнем кожи): - везикула (пузырек) – мелкое полостное образование D 1,5- 5мм с серозным или геморрагическим содержимым (натуральная оспа, опоясывающий лишай). - пустула – пузырек с гнойным содержимым. - буллы (пузыри) – полостные образования, содержащие жидкость от 0,5 до 7 см и более (ветреная оспа, при ожогах, роже) Нарушены потребности: спать, соблюдать гигиену, безопасность, общаться

Слайд 19: Изменения кожи и слизистых оболочек

Петехии (точки) Пурпура 1-2 см экхимозы более 2см

Слайд 20

Потребности Проблема План Общаться, спать Желтуха, зуд Выполнять назначения врача. Смазать кожу соблюдать гигиену Нарушается потребность быть чистым и здоровым Беседы о правилах соблюдения гигиенических навыков Безопасность, работать, отдыхать Социально-бытовые (изоляция) Обучить родственников правилам личной безопасности. Психоэмоциональные (беспомощность, брезгливость к самому себе, страх заразить близких, чувство вины) Рассеять страх и чувство вины, помочь справиться с чувством брезгливости по отношению к себе, внушить надежду на полное выздоровление (Медсестра должна быть максимально деликатна.)

Слайд 21

Потребности Проблема План Безопас-ность гепатоспленомегалия Провести с больным беседу о возможности развития грозного осложнения, о важности соблюдения строго постельного режима, об опасности резких движений и поворотов даже в постели. 4. Проблемы больного при гепатолиенальном синдроме. Нарушены потребности: быть здоровым (безопасность ).

Слайд 22: 5. ДИАРЕЙНЫЙ СИНДРОМ

Потребности Проблема План выделять Жидкий частый стул Осмотр испражнений (окраска, консистенция, примеси). Контроль за потерей жидкости, контроль за обеззараживанием выделений. Уход заключается в поддержании чистоты тела, белья и постельного белья. Туалет кожи вокруг ануса после каждой дефекации: обмыть с мылом, обсушить и смазать детским кремом. Разъяснить правила личной гигиены. Двигаться, соблюдать гигиену пролежни Для профилактики ежедневное протирание кожи тяжело больного водой со спиртом, расправление складок постельного белья, протирание кожи спины, ягодиц, пяток 10% камфорным спиртом 2 раза в день, переворачивание больного в кровати каждые 2 часа, использование подкладного круга.

Слайд 23: 6. Менингеальный синдром

Потребности Проблема План Спать, отдыхать гиперестезия органов чувств Создание охранительного режима Головная боль Пузырь со льдом выделять Рвота Подать тазик, обеспечить оптимальное положение, тщательный туалет ротовой полости. Медсестра ведет постоянный мониторинг за состоянием больного (контроль АД, Ps, t 0, диурезом), чтобы не пропустить первые симптомы ИТШ и отека головного мозга

Слайд 24: Методы диагностики (субъективные, объективные, лабораторные)

1. сбор жалоб пациента; 2. сбор анамнеза болезни и жизни, эпиданамнеза 3. объективное обследование больного; 4. лабораторные методы исследования; 5. инструментальные методы исследования.

Слайд 25: Методы лабораторной диагностики: прямые

1) Бактериоскопический (микроскопический) метод позволяет в течении нескольких минут под микроскопом обнаружить возбудителя в биологическом материале (кровь, кал, ликвор, слизь и др.). 2) Бактериологический метод позволяет выделить чистую культуру возбудителя при посеве биологического материала на специальные среды.

Слайд 26: Методы лабораторной диагностики: косвенные

1) Серологический метод позволяет обнаружить антитела в сыворотке крови к возбудителям инфекционной болезни. 2 ) Биологический метод заключается в заражении лабораторных животных материалом больного (кровь, кал, мокрота и др.). 3) Аллергологический метод (внутрикожные пробы) основан на сенсибилизации организма к возбудителю. 4) молекулярно-биологический метод – позволяет обнаружить гены возбудителя в крови инфекционного больного (ПЦР) или белки ( Иммуноблот ). Инструментальные методы исследования

Слайд 27: Принципы лечения инфекционных больных

- раннее начало лечения - индивидуальность - комплексность Вид лечения: I. Этиотропное (против причинных факторов болезни) II. Патогенетическое (против механизмов развертывания болезненного процесса и на поддержание защитных реакций организма) III. Симптоматическое (на устранение отдельных проявлений болезни)

Слайд 28: Пути введения лекарственных препаратов

Различают энтеральный и парентеральный путь введения лекарственных веществ. Энтеральный путь – введение препарата внутрь через рот ( per os ), или перорально ; под язык ( sub lingua ), или сублингвально ; в прямую кишку ( per rectum ), или ректально. Парентеральный путь – это различные виды инъекций; ингаляции; электрофорез; поверхностное нанесение препаратов на кожу и слизистые оболочки.

Слайд 29: Осложнения при лечении:

анафилактический шок, крапивница, отек Квинке чаще всего через несколько секунд или минут, реже через 30 – 60 минут, сывороточная болезнь через 7-12 суток. Тактика медсестры 1. уложить больного с приподнятым ножным концом. 2. вызвать врача. 3. введение 1мл 0,1% р-ра адреналина гидротартрата внутривенно или под язык.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.