Руки факторы передачи инфекции

Руки медицинского персонала являются главным фактором передачи инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Последние годы произошли серьезные изменения в практике гигиенической обработки рук. Выпущены новые рекомендации ВОЗ. Внесены изменения в действующие нормативные документы, регламентирующие обработку рук медицинских работников. Приняты новые федеральные клинические рекомендации на эту тему. Эта информация должна быть доведена до каждого медицинского работника, врача, медицинской сестры, санитарки.

1. С какой целью (целями) производится гигиена рук после выноса судна пациента

1) защитить окружающую среду;
2) защитить пациента;
3) защитить себя (медработника);
4) защитить персонал и окружающую среду; +
5) защитить пациента, себя и окружающую среду.

2. Кто и когда предложил различать два вида микробной флоры рук: транзиторную и резидентную?

1) Р.Б. Венцель, в 2010 году;
2) неизвестно;
3) Р.Б Прайс, в 2018 году;
4) Р.Б. Прайс, в 1938 году; +
5) И. Мечников, в ХIХ веке.

3. Преимущество антисептиков на основе этилового спирта по сравнению с антисептиками на основе изопропилового спирта состоит в том, что они:

1) воздействуют на спорообразующие микроорганизмы;
2) менее токсичны и не имеют резкого запаха; +
3) имеют маслянистую консистенцию;
4) быстрее испаряются;
5) придают коже цвет загара.

4. Состав транзиторной флоры на руках медицинского работника

1) не зависит от медицинской специальности, характера выполняемой работы и профиля отделения, на него оказывают влияние только индивидуальные особенности медицинского работника;
2) всегда характеризуется преобладанием эпидермального стафилококка;
3) не меняется в течение рабочего дня;
4) на входе и на выходе из отделения постоянен;
5) зависит от медицинской специальности, характера выполняемой работы и профиля отделения. +

5. Какие из перечисленных ниже микроорганизмов устойчивы к действию спиртовых антисептиков:

1) грам -отрицательные бактерии;
2) микобактерии;
3) спорообразующие бактерии; +
4) грибы;
5) оболочечные вирусы.

6. Гигиену рук медицинских работников регламентирует

7. С какой целью (целями) производится гигиена рук после контакта с биологическими жидкостями:

1) защитить окружающую среду;
2) защитить персонал и окружающую среду; +
3) защитить пациента;
4) защитить себя (медработника);
5) защитить пациента и окружающую среду.

8. Цель хирургической обработки рук:

1) удаление грязи и резидентной флоры;
2) уничтожение резидентной флоры;
3) удаление и уничтожение транзиторной микрофлоры;
4) удаление и уничтожение транзиторной микрофлоры и снижение численности резидентной флоры; +
5) удаление грязи и транзиторной микрофлоры.

9. С какой целью (целями) производится гигиена рук после измерения давления пациенту

1) защитить себя (медработника);
2) защитить пациента, себя и окружающую среду;
3) защитить персонал и окружающую среду; +
4) защитить пациента;
5) защитить окружающую среду.

10. Основной фактор распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

1) руки медицинского персонала; +
2) руки пациентов;
3) медицинский инструментарий;
4) предметы для ухода за больными;
5) уборочный инвентарь.

11. С какой целью (целями) производится гигиена рук после снятия маски (респиратора)

1) защитить себя (медработника);
2) защитить персонал и окружающую среду;
3) защитить окружающую среду;
4) защитить пациента, себя и окружающую среду; +
5) защитить пациента.

12. Цель гигиенической антисептики

1) удаление и уничтожение транзиторной микрофлоры; +
2) удаление грязи и транзиторной микрофлоры;
3) снижение численности резидентной флоры;
4) уничтожение резидентной флоры;
5) удаление грязи и резидентной флоры.

13. С какой целью (целями) производится гигиена рук после контакта с предметами, окружающими пациента

1) защитить окружающую среду;
2) защитить персонал и окружающую среду; +
3) защитить пациента;
4) защитить себя (медработника);
5) защитить пациента и окружающую среду.

14. Почему необходимо обрабатывать руки после снятия медицинских перчаток?

1) чтобы смыть перчаточную пудру;
2) это устаревшее требование, не имеющее экспериментального обоснования;
3) даже новые перчатки имеют поры, проницаемые для некоторых вирусов; +
4) чтобы смыть латексные аллергены;
5) если у перчаток нет внешних повреждений, это необязательно.

15. Когда впервые было проведено эпидемиологическое расследование, которое доказало роль обработки рук в профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи?

1) В ХIХ веке; +
2) В XX веке;
3) В I веке н.э.;
4) Неизвестно;
5) В V веке.

1) кончиков пальцев; +
2) тыльных поверхностей кистей;
3) межпальцевых промежутков;
5) большого пальца;
6) ладоней.

17. Цель обычного мытья рук

1) удаление грязи и транзиторной микрофлоры;
2) удаление грязи и резидентной флоры; +
3) уничтожение резидентной флоры;
4) снижение численности резидентной флоры;
5) удаление и уничтожение транзиторной микрофлоры.

18. С какой целью (целями) производится гигиена рук после регулирования скорости скорости введения инфузионного препарата

1) защитить пациента;
2) защитить окружающую среду;
3) защитить пациента, себя и окружающую среду;
4) защитить персонал и окружающую среду; +
5) защитить себя (медработника).

19. Резидентная флора на руках чаще всего представлена

1) эпидермальным стафилококком; +
2) грибами;
3) кишечной палочкой;
4) золотистым стафилококком;
5) спорообразующими бактериями.

20. Наиболее контаминированные участки кожи рук

1) ладонная поверхность пальцев;
2) центральная часть ладони;
3) кончики пальцев, околоногтевое и подногтевое пространство; +
4) ладонная поверхность большого пальца;
5) тыльная поверхность пальцев.

21. С какой целью (целями) производится гигиена рук после того, как медсестра помогла пациенту сесть в постели

1) защитить себя (медработника);
2) защитить окружающую среду;
3) защитить персонал и окружающую среду; +
4) защитить пациента, себя и окружающую среду;
5) защитить пациента.

22. С какой целью (целями) производится гигиена рук после контакта с собственными средствами индивидуальной защиты

1) защитить окружающую среду;
2) защитить персонал и окружающую среду;
3) защитить себя (медработника);
4) защитить пациента, себя и окружающую среду; +
5) защитить пациента.

23. Кто первый провел эпидемиологическое расследование, которое доказало роль обработки рук в профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи?

1) Э. Кох;
2) И. Мечников;
3) И. Земмельвес; +
4) М. Маймонид;
5) Оливер У. Холмс.

24. Микроорганизмы, чаще всего высеваемые с рук санитарок, занимающихся уборкой помещений в отделениях стационара

1) золотистый стафилококк;
2) кишечная палочка; +
3) протей;
4) эпидермальный стафилококк;
5) синегнойная палочка.

25. С какой целью (целями) производится гигиена рук перед контактом с пациентом

1) защитить пациента; +
2) защитить пациента и окружающую среду;
3) защитить персонал и окружающую среду;
4) защитить себя (медработника);
5) защитить окружающую среду.

26. С какой целью (целями) производится гигиена рук после контакта с пациентом

1) защитить персонал и окружающую среду; +
2) защитить пациента;
3) защитить пациента и окружающую среду;
4) защитить себя (медработника);
5) защитить окружающую среду.

27. С какой целью (целями) производится гигиена рук после рукопожатия с пациентом

1) защитить пациента;
2) защитить себя (медработника);
3) защитить пациента, себя и окружающую среду;
4) защитить персонал и окружающую среду; +
5) защитить окружающую среду.

28. Экспозиция антисептика, состоящего из 70% водного раствора этилового спирта, при обработке рук

1) 5 секунд;
2) 1,5 минуты;
3) 45 секунд;
4) 60 секунд;
5) 30 секунд. +

29. С какой целью (целями) производится гигиена рук после снятия использованных медицинских перчаток

1) защитить пациента, себя и окружающую среду; +
2) защитить окружающую среду;
3) защитить себя (медработника);
4) защитить пациента;
5) защитить персонал и окружающую среду.

30. С какой целью (целями) производится гигиена рук после смены постельного белья пациента

1) защитить пациента;
2) защитить себя (медработника);
3) защитить окружающую среду;
4) защитить пациента, себя и окружающую среду;
5) защитить персонал и окружающую среду. +

1) 60% водный раствор этилового спирта;
2) 100% водный раствор этилового спирта;
3) 50% водный раствор этилового спирта;
4) 70% водный раствор этилового спирта;
5) 96% водный раствор этилового спирта.

32. Транзиторная флора — это

1) микроорганизмы, устойчивые к антибиотикам;
2) микроорганизмы, приобретенные медицинским персоналом в процессе работы в результате контакта с пациентами или контаминированными объектами окружающей среды ЛПУ;
3) микроорганизмы, устойчивые к дезинфектантам;
4) микроорганизмы, постоянно живущие и размножающиеся на коже человека (это наша собственная микрофлора);
5) микроорганизмы — возбудители кожных заболеваний.

24. Название программ Альянса безопасности пациентов при Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), разрабатывающей вопросы гигиены рук медицинского персонала




Человеческая психика – довольно сложный механизм

Ощущение полноценности жизни настолько индивидуально, что, порой мерещится, словно нам не нужны ничьи советы. Мы же хотим обратить ваше внимание на то, что без советов психолога довольно сложно строить крепкие отношения, избегать разногласий и воспитывать подрастающее поколение.

Если в подсознании сформировалась низкая самооценка, вы утратили самоуважение и потеряли всякую надежду гармонизировать свою жизнь – советы психолога помогут вам возвратить ощущение счастья.

Достижение благополучия

Все советы психолога должны быть направлены на то, чтобы оказать помощь женщине или мужчине, в первую очередь, осознать свои изъяны и комплексы, а также в полном объеме познать себя. Также не стоит упускать из виду то, что взаимоотношения зависят от внутреннего состояния человека, чувства комфорта либо, наоборот, дискомфорта.

Человеку характерно в любой сложной жизненной ситуации, в особенности, душевной, искать помощи у подруг либо друзей. Хотя посудите, чем могут помочь близкие люди, когда вы сами не в силах себе пояснить, что с вами происходит? Они могут лишь пожалеть.

Советы психолога объективны

Именно у нас вы найдете душевный покой и ответы на многочисленные вопросы. Познавайте себя!

Инфекции – совокупность физиологических и патологических адаптационных и репарационных реакций, которые возникают и развиваются в организме в процессе взаимодействия с патогенным микроорганизмами, вызывая нарушения его внутренней среды и физиологических функций.

Эпидемиология – медицинская наука, занимающаяся изучением условий возникновения инфекции и механизмов передачи их возбудителей, а также разработкой мероприятий по их предупреждению.

Практически любой эпидемический процесс включает три взаимосвязанных компонента:
1) источник инфекции;
2) механизм, пути и факторы передачи возбудителя;
3) восприимчивый организм или коллектив.

Отсутствие одного из компонентов прерывает течение эпидемического процесса.

Инфекционная болезнь – это болезни, вызываемые инфекционными агентами – вирусами, риккетсиями, бактериями, грибами.

Признаки инфекционной болезнь:

1. Каждая инфекционная болезнь имеет своего возбудителя (инфекционного агента);

2. Возбудитель инфекционной болезни имеет свои входные ворота;

3. Во входных воротах образуется первичный очаг (очаг воспаления) – инфекция переходит на лимфатические сосуды – лимфангит, лимфоузлы – лимфаденит. Образуется первичный инфекционный комплекс;
4. Распространение из первичного очага может быть лимфогенным, гематогенным, контактным;
5. Инфекционная болезнь характеризуется местными изменениями, которые происходят в определенном органе и спец для этой болезни;

6. Инфекционная болезнь характеризуется общими признаками: сыпь на коже, гиперплазия лимфоузлов, дистрофия внутренних органов;

7. Инфекционная болезнь протекают циклически – инкубационный период, продромальный период, период разгара и исход (реконвалисценция);

8. Исход – выздоровление, хроническое течение, носительство, смерть.

Виды инфекции:

1) по происхождению: экзогенная, эндогенная (вызывается нормальной микрофлорой – условно-патогенными микроорганизмами) и аутогенная (перенос инфекции из одного места в др);

2) по количеству возбудителей: моно-инфекции и микст-инфекции;

3) по природе возбудителя: бактериальная, вирусная, грибковая, протозойная;

4) по локализации возбудителя: местная (очаговая) и общая (генерализованная) – сепсис, септикопиемия, септицемия, токсико-септич шок;

5) повторное заболевание: вторичная инфекция (присоединение другой инфекции), реинфекция (повторное инфицирование тем же возбудителем), суперинфекция (тем же до выздоровления), рецидив (повтор клиники без микроорганизма);

6) по течению: острая, хроническая и носительство;

7) проявление: бессимптомная и манифестная;

8) по источнику: антропонозная, зоонозная и сопронозная (внеш среда).

Инфекции. Источники

Различные одушевлённые и неодушевлённые объекты внешней среды, содержащие и сохраняющие патогенные микроорганизмы, обозначают термином резервуары инфекции, но их роль в заболеваемости человека далеко не одинакова. Для большинства инфекций человека основной резервуар и источник — больной человек, в том числе лица, находящиеся в инкубационном периоде (ранние носители) и на этапах реконвалесценции, либо бессимптомные (контактные) микробоносители. В соответствии с источником инфекции выделяют следующие типы инфекционных болезней.

Антропонозы. Инфекции, при которых источником инфекции является только человек, известны как антропонозы [от греч. anthropos, человек, + nosos, болезнь].

Зоонозы. Инфекции, при которых источниками инфекции являются животные, но ими могут болеть и люди, известны как зоонозы [от греч. won, животное, + nosos, болезнь].

Зооантропонозы. Инфекции, поражающие животных и способные передаваться человеку, известны как зооантропонозы [от греч. zoon, животное, + anthropos, человек, + nosos, болезнь], например сибирская язва, бруцеллёз. Сапронозы. Инфекции, развивающиеся после проникновения свободноживущих бактерий или грибов в организм человека с объектов окружающей среды и поверхности тела (например, при попадании в рану) известны как сапронозы [от греч. sapros, гнилой, + nosos, болезнь].

Инфекции. Механизмы передачи

Механизмы передачи определяют способы перемещения инфекционного агента из заражённого организма в восприимчивый организм. Для этого возбудитель должен быть выведен из заражённого организма, некоторое время пребывать во внешней среде и внедриться в восприимчивый организм. Выделяют фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной (трансмиссивный) и контактный механизмы передачи.

Указанные механизмы передачи характерны для подавляющего большинства инфекций человека; с позиций эпидемиологии пути их распространения рассматриваются как горизонтальная передача возбудителя. Существует также группа заболеваний (обычно вирусных), возбудители которых способны трансплацентарно переходить от матери к плоду (вертикальная передача).

Инфекции. Факторы и пути передачи.

Факторы передачи — элементы внешней среды, обеспечивающие передачу возбудителей инфекционных болезней. Ими могут быть вода, различные пищевые продукты, воздух, почва, членистоногие переносчики, бытовые предметы и т.д. Пути передачи определяют конкретные факторы передачи или их сочетание, обеспечивающие перенос инфекционного агента от больного человека или от носителя здоровому.

Обычно механизмы передачи инфекционного агента имеют несколько путей.

– Фекально-оральный механизм включает алиментарный, водный или контактно-бытовой пути передачи.

– Кровяной (трансмиссивный) механизм включает передачу возбудителей через укусы переносчиков, парентеральный и половой пути передачи.

– Аэрогенный (респираторный) механизм включает воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути передачи возбудителя.

– Контактный механизм включает раневой и контактно-половой пути передачи.

Механизмы и пути передачи:

1) аэрогенный (воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути);

2) фекально-оральный (водный, алиментарный, контактно-бытовой или предметно-бытовой пути);

3) трансмессивный (с участием насекомых);

4) парентеральный (трансфузионный, инъекционный, шприц, травма);

5) контакт (путем прям контакта или непрям – через предметы);

6) вертикальный (плацентарный путь).

Инфекции. Специфичность путей передачи.

Для большинства патогенных микроорганизмов путь передачи от больного лица здоровому специфичен, и нарушение эпидемического цикла может либо прервать его (например, попадание шигелл в дыхательный тракт), либо усугубить тяжесть заболевания (например, попадание возбудителя сифилиса в кровоток через загрязнённую инъекционную иглу).

С другой стороны, проникновение патогенного микроорганизма в области, резистентные к его инвазивным потенциям, обычно не вызывает заболевания (например, большинство возбудителей респираторных инфекций, попав в ЖКТ, погибает под действием желудочного сока и пищеварительных ферментов).

Инфекции. Лечение.

Лечение инфекционных больных должно быть комплексным, этиологически и патогенетически обоснованным и индивидуализированным с учетом состояния организма больного, тяжести и фазы болезни.

При проведении комплексной терапии принимают во внимание все взаимосвязанные факторы, участвующие в развитии инфекционного заболевания. Используют различные лечебные средства, действие которых направлено на снижение активности возбудителя и нейтрализацию его токсинов, на повышение защитных сил организма в борьбе с инфекцией и др.

Воздействие на возбудителя заключается в применении антибактериальных препаратов (химиотерапия, антибиотикотерапия), бактериофагов (фаготерапия), иммунных сывороток, специфических иммуно– или гамма-глобулинов (серотерапия), интерферонов.

При воздействии на организм используют препараты иммуномодулирующего действия, в качестве специфических – вакцины (вакцинотерапия), а в качестве неспецифических – витамины, препараты крови (гемотерапия), пиримидиновые производные, цитомидины, глюкокортикостероидные гормоны и др.

Широко применяется в клинике инфекционных болезней патогенетическая терапия, направленная на коррекцию нарушений внутренней среды организма (восстановление водно-электролитного и белкового обмена, кислотно-основного равновесия, устранение печеночной, дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, снижение и ликвидация аллергических проявлений и др.).

Важными факторами в лечении инфекционных больных являются соблюдение режима, диетическое питание, гигиена тела, безупречное содержание предметов ухода, нательного и постельного белья, поддержание необходимого санитарного уровня помещения, где находится больной.

Своеобразие многих инфекционных заболеваний, заключающееся в наклонности к затяжному, рецидивирующему течению, обусловливает принцип преемственного лечения, который предусматривает период диспансерного наблюдения врачом общей практики и(или) врачом-инфекционистом кабинета инфекционных заболеваний поликлиники с целью предупреждения, раннего выявления и терапии рецидивов и осложнений, медицинской и социальной реабилитации перенесших инфекционное заболевание.

В лечении инфекционных больных и особенно в их долечивании, реабилитации реконвалесцентов инфекций сохраняют свое значение так называемые нетрадиционные методы терапии: траволечение (при острых кишечных инфекциях, гриппе, ОРЗ), игло– и лазерорефлексотерапия (при синдроме холестаза, последствиях нейроинфекций), магнитотерапия (при затяжной реконвалесценции вирусного гепатита) и пр. Широко используется и богатейший арсенал физиотерапевтических средств.

В окружающем мире обитает огромное количество микроорганизмов, невидимых человеческому глазу. Одни из них не представляют никакой опасности, другие же способны вызывать различные заболевания. Какие пути и способы передачи инфекции существуют — вопрос, заслуживающий внимания.

Инфекция: механизм и путь передачи. Расшифровки терминов

Специалисты выделяют 4 механизма передачи инфекции:

  • фекально-оральный;
  • аэрозольно-аэрогенный;
  • трансмиссивный;
  • гемоконтактный.

Каждый механизм реализуется различными путями (способами). Под этим термином понимаются факторы, которые обеспечивают проникновение инфекции в восприимчивый организм в определенных условиях.


Пути передачи, характерные для фекально-орального механизма

Инфекции, характерные для этого механизма передачи, называются кишечными. Возбудитель обитает в пищеварительной системе хозяина. В окружающую среду микроорганизмы попадают вместе с фекалиями. В новый организм возбудители проникают различными путями. Вот способы передачи кишечной инфекции:

  • водный (при употреблении зараженной воды);
  • пищевой (через яйца, мясо, рыбу, молоко, загрязненные овощи, фрукты и ягоды);
  • контактно-бытовой (через различные предметы домашнего обихода).

В воде микроорганизмы оказываются из-за прямого попадания в нее фекалий или зараженной почвы. При пищевом и контактно-бытовом путях передачи продукты питания и предметы обихода часто заражаются после того как больной человек, служащий источником инфекции, прикасается к ним. Немаловажную роль в передаче возбудителей играют мухи. Патогенные микроорганизмы попадают на лапки насекомых с фекалий.


Пример инфекции с фекально-оральным механизмом передачи

Одно из известных заболеваний человека — дизентерия. Это недуг, для которого характерны синдромы поражения ЖКТ и общей инфекционной интоксикации. Болезнь возникает из-за дизентерийных палочек, относящихся к роду шигелл. Способы передачи инфекции — водный, пищевой и контактно-бытовой.

В настоящее время дизентерия диагностируется в единичных случаях. Заражение происходит:

  • из-за употребления воды из реки, колодцев, колонок, находящихся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии;
  • употребления недостаточно обработанной пищи (грязной, сырой).

Возможны также вспышки — групповые заболевания. Водные эпидемии бывают обусловлены нарушениями децентрализованного и централизованного водоснабжения. Контактно-бытовые вспышки зачастую происходят в дошкольных учреждениях из-за нарушения противоэпидемического режима (например, из-за некачественно выполняемых дезинфекционных мероприятий).

Пути передачи инфекции при аэрозольно-аэрогенном механизме

Этот механизм передачи имеет несколько названий. В специализированной литературе можно встретить такие наименования, как аспирационный, аэрозольный, капельный. Проанализировав их, можно понять, что аэрозольно-аэрогенному механизму передачи свойственна локализация возбудителя в органах дыхательной системы.


Микроорганизмы могут передаваться следующими способами (путями):

  1. Воздушно-капельным. Возбудитель выделяется при кашле, чихании, разговоре. Капельки инфицированной слизи попадают в окружающую среду, а затем с воздухом проникают в организмы здоровых людей.
  2. Воздушно-пылевым. При этом способе передачи здоровый человек заражается после попадания в организм частиц взвешенной пыли, содержащих инфекцию.

Примеры заболеваний с аэрозольно-аэрогенным механизмом передачи

Грипп является распространенным заболеванием вирусной природы. Основной способ передачи инфекции — воздушно-капельный. При недуге поражаются верхние дыхательные пути. Когда вирус проникает в организмздорового человека, появляются такие симптомы, как слабость, головные, мышечные и суставные боли. Поднимается температура тела. Через некоторое время больные начинают жаловаться на заложенность носа, боли в горле, сухой кашель.

Воздушно-пылевой способ передачи свойственен скарлатине — стрептококковой инфекции, характеризующейся мелкоточечной сыпью, ангиной и признаками общей интоксикации. При заболевании возбудители выделяются из организма больного человека с мокротой, гноем. Они очень устойчивы к воздействию факторов окружающей среды. Именно этим объясняется возможность заражения через воздух и пыль.

Пути передачи инфекции при трансмиссивном механизме

Для трансмиссивного механизма передачи характерно обитание возбудителей в крови хозяина. В здоровый организм инфекция попадает благодаря членистоногим (блохам, вшам, комарам, клещам, мухам). Переносчики подразделяются на специфических и неспецифических. В первую группу входят такие членистоногие, которые переносят определенные заболевания. Например, специфическими переносчиками малярии выступают комары, сыпного тифа — вши. Ко второй группе можно отнести мух, переносящих острые кишечные инфекции, брюшной тиф, гепатит А.


Трансмиссивным механизмом могут передаваться:

  • антропонозы (резервуаром и источником инфекции служит только человек);
  • зоонозы (резервуаром и источником инфекции выступают животные);
  • антропозоонозы (источником инфекции могут быть как животные, так и люди).

Примеры болезней с трансмиссивным механизмом передачи

Одна из трансмиссивных инфекций — малярия. Это анропонозное заболевание, возбудителями которого являются простейшие из рода Plasmodium. Патогенные микроорганизмы передаются от больных людей к здоровым через комаров, относящихся к роду Anopheles. Новый хозяин становится заразным только тогда, когда в крови появляются половые формы возбудителя — гаметоциты. К примеру, при тропической малярии это происходит примерно через неделю после начала паразитемии и продолжается на протяжении года.


Еще один пример заболевания с трансмиссивным механизмом передачи — чума. Возбудителем является Yersinia pestis (неподвижная бактерия, имеющая форму палочки). Источником инфекции в природе выступают грызуны, а переносчиком — блохи. У этих кровососущих насекомых после употребления зараженной крови в пищеварительной системе начинает размножаться чумной микроб. Возбудители накапливаются и заполняют просвет пищеварительной трубки. При последующих укусах животных или людей блохи срыгивают возбудителей и обеспечивают тем самым заражение.

Пути передачи, присущие гемоконтактному механизму

Гемоконтактный механизм передачи характерен для многих инфекций: бактериальных, грибковых, вирусных, протозойных, паразитарных. Возбудители попадают в организм разными способами. По этой причине выделяют следующие способы передачи инфекции:

  • вертикальный;
  • парентеральный;
  • трансплантационный;
  • половой.


Вертикальный способ передачи инфекции объясняется проникновением возбудителя в тело плода из организма беременной женщины через плаценту. Для парентерального способа характерно проведение медицинских манипуляций. Например, в некоторых случаях люди заражаются в стоматологическом кабинете, когда врач использует нестерильные инструменты. Трансплантационный способ передачи инфекции реализуется при пересадке внутренних органов. Последний путь присущ заболеваниям, передающимся при половом сношении.

Помимо того, можно выделить контактный способ передачи инфекции. При нем заражение происходит при непосредственном соприкосновении с источником возбудителей и внесении на поверхность слизистых оболочек и кожи (например, при чесотке)

Пример болезни с гемоконтактным механизмом передачи

Актуальная медицинская и социальная проблема заключается в том, что многие люди не знают или игнорируют способы передачи половых инфекций, не предохраняются во время случайных связей. Именно поэтому ЗППП очень часто диагностируются врачами.

Примером инфекции с гемоконтактным механизмом передачи является ВИЧ. При этом заболевании поражается иммунная система. Она постепенно разрушается до формирования СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита). Возбудитель — вирус из семейства ретровирусов. Источником заражения выступает больной человек.

Половой и вертикальный способы передачи инфекции являются основными (естественными) при этом заболевании. Также активно реализуется искусственный путь передачи (парентеральный и трансплантационный). При нем вирус проникает через поврежденную кожу и слизистые оболочки при лечебно-диагностических процедурах, введении наркотиков, выполнении татуировок в нестерильных условиях.

Внутрибольничные инфекции

Особого внимания заслуживают внутрибольничные инфекции (ВБИ). Это очень серьезная проблема. При ВБИ люди заражаются при поступлении в больницу или обращении за медицинской помощью. Внутрибольничные инфекции наносят значительный ущерб здоровью. Кроме того, они увеличивают продолжительность лечения и время пребывания в медицинском учреждении, вызывают осложнения, а иногда даже приводят к летальному исходу.


Способы передачи инфекции в медицинском учреждении разнообразны. Возбудители попадают в организмы людей как естественными (фекально-оральным, аэрозольно-аэрогенным), так и искусственными (при проведении инвазивных лечебных и диагностических процедур) путями. Внутрибольничные инфекции возникают не только из-за несоблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, но и из-за появления микроорганизмов, устойчивых к химиопрепаратам, антибиотикам и неблагоприятным факторам окружающей среды.

В заключение стоит отметить, что для каждого заболевания свойственны определенные пути (способы) передачи инфекций. Зная о том, как происходит заражение, можно предупредить возникновение у себя некоторых недугов (например, не употреблять грязные продукты, избегать случайных половых контактов, вести здоровый образ жизни и отказаться от наркотиков).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.