Ребенок на горшке инфекция

Приучение к горшку является очень спорной темой. Современные тенденции: дети ходят в памперсах. Гигиенической причины в том, чтобы приучать к горшку, нет. Поэтому вопрос переходит из плоскости гигиены в плоскость социальной нормы и психологических рисков. Общемировой или культурной социальной нормы на этот счет нет. Если есть в Вашем кругу общения, жесткие и однозначные представления о том, в каком возрасте приучать, то вот у Вас такая локальная социальная норма. Я не буду говорить о ней. Буду говорить о том, какие особенности есть при приучении ребенка к горшку на разных возрастных этапах.

Сразу обозначу: я не считаю, что непоправимый психический вред ребенку можно причинить тем, что приучение к горшку происходило на том или ином возрастном этапе. Зато можно причинить вред тем, как это сделано.


При этом на любом возрастном этапе(и не только касательно горшка) важно то, почему мама решила заняться приучением, и как далеко она готова зайти для достижения поставленной цели. Если для нее важно приучить именно в 1 месяц, чтобы люди видели, что она крутая мать, то проблемы могут возникнуть даже при небольшом отклонении от плана.


Следующим вариантом возраста приучения к горшку является высаживание на горшок в 6-9 месяцев, когда ребенок уже уверенно сидит. Можно высаживать ребенка после сна или, если можете поймать (не со всеми детьми это возможно), то когда ребенок тужится, чтобы покакать. Не считайте это достижением "приучила к горшку". Вы познакомили ребенка с горшком. Из плюсов такого подхода я могу выделить, что только в этом возрасте можно увидеть, как ребенок рад содержимому горшка, потому что писает или какает в него. До года (в 6-9 месяцев) для ребенка то, что из него что-то льется - это мегакрутой эксперимент. Был горшок пустой, а теперь нет. Они получают удовольствие от созидательного процесса. Правда, восторгаться он будет недельку, вряд ли больше. После этого, если очень хочется родителям, можно начать высаживать каждый час или другие промежутки. Ребенок в этом возрасте обычно не сопротивляется таким предложениям. Если сопротивляется - не настаивайте. Но стоит учитывать, что все равно в год ребенок, очень вероятно, откажется от того, что его отрывают от "дел" ради горшка (даже, когда ребенок уже час терпит и вот-вот из ушей польется). Поэтому я рекомендую высаживать после сна, а в другие режимные моменты - по желанию.

Если решите приучать в 6-9 месяцев, то количество белья в стирке или использованных подгузников станет меньше. Он может начать проситься на горшок, а может и не начать. И если начнет проситься - это тоже не гарантия, что не будет регресса в год или около того.

У ребенка в 6-9 месяцев не возникает конфликта мотивов (типа "я привык писать в штаны, мне это нравится, не буду писать на горшок"). Высаживание на горшок в момент, когда ребенок испытывает желание писать или какать, для него так же естественно, как писать или какать стоя в кроватке, ползая по полу, сидя на стуле. Ребенок не отучается от старой привычки в пользу новой. Мотивация ходить на горшок у него не команда "пись-пись", а "вау, что это из меня вылилось/вывалилось!". Мотивация познания и игровая. В этом возрасте человек мыслит через ощущения. Ощущения, новые впечатления, возможность манипулировать предметами (менять их местоположение, форму, извлекать звук…) – это основа интеллектуального развития данного возрастного этапа.


Можно начать приучать к горшку после полутора лет. В данном возрасте самый лучший способ приучить к горшку - это пример. И если в год-полтора Вы столкнулись с отказом от горшка у ребенка, которого познакомили с ним до года, то опять же, преодолеть кризис поможет пример. Берите ребенка с собой в туалет. Объясняйте, что Вы там делаете (теми же словами, что просите от него сделать дела на горшок). Сажайте его на горшок после сна рядом с собой в туалете. Если Вам такой подход неприятен, то подождите еще.



Ближе к трем годам, ребенку бывает достаточно объяснить, что мама и папа писают и какают на унитаз, когда закрываются там. Почитать книжки, которые посвящены теме приучения к горшку, поиграйте в то, что куклы или мягкие игрушки ходят на горшок. В этом возрасте ребенку чуть сложнее понять, когда он вот-вот готов пописать. У него уже есть привычка писать в памперс. То есть у него уже сформировалось мнение насчет того, что нужно делать при появлении специфических ощущений, которые предвещают испражнение и выделение мочи.

Также около 3 лет можно столкнуться с тем, что ребенок после начала приучения к испражнению кишечника в горшок, при появлении у него позыва к дефекации, становится как будто скованным, и отрицает, что хочет какать. Стремиться спрятаться, и сделать дела как привык – стоя. Ведь ребенок, который не приучен к горшку, в 3 года какает чаще всего стоя. Ему тяжело понять, как это делать на горшок. Все же в разных позах мышцы работают немного по-разному. Он может бояться, что мама что-то от него хочет, а он реально не понимает, КАК это сделать сидя. Некоторые дети могут вызывать запор: сдерживают позыв, он проходит. При появлении таких проблем стоит обратиться к врачу. Врач назначает клизмы или свечки. Чтобы не вызвать невротизацию от этих процедур следует выполнять следующие рекомендации:

Хочу обратить внимание, что я пишу о случае запора вследствие приучения к горшку. Если запоры мучают ребенка долго, если ребенок еще грудной и т.д. - это все немного другие ситуации. Врач Вам даст другие рекомендации, возможно, включающие употребления клетчатки, овощей, чернослива. Это все не помешает и при психологических причинах запора. Но статья не о лечении этой проблемы.

Несколько слов о распространенных заблуждениях на тему приучения к горшку. Чтобы разобраться в психологии приучения к горшку, нужно понять, зачем вообще люди ходят в туалет? Как они принимают такое решение в идеале? Очевидно, что люди считают нужным свои испражнения скрывать с глаз других людей, как и сам процесс выделения. Это некоторая брезгливость. И она может формироваться после двух лет, по примеру сородичей. Нет исследований на тему о том, когда без родительского примера ребенок сам решит прятать продукты жизнедеятельности. То есть о биологических границах, когда же ребенок без обучения станет сам искать решение проблемы – нет информации. Вывод простой: те, кто говорят, что ребенок созревает до того, чтобы сам понял, что надо так делать – не опираются ни на что. Даже в 3 года ребенка учат ходить на горшок. Бывает, что некоторым детям достаточно 1 разговора на тему горшка с родителями, и пары успешных походов, чтобы приучиться к горшку. Но это все равно обучение.

Слышала точку зрения, что раннее приучение к горшку – это формирование условного рефлекса, поэтому так делать нельзя. И ребенка учат как собачку Павлова. Дрессируют. Ребенок потом вырастет и не сможет пописать без слова "пись-пись", у него будет невроз и тд. Насчет рефлекса сразу поясню. У человека вся высшая нервная деятельность - сплошные условные рефлексы. Бояться этого слова не надо. Но есть нюансы. Психофизиологи 20 века активно занимались получением нужного поведения с помощью внешней стимуляции. Могли устроить эксперимент с ударами током, как способом наказания за неправильный ответ. Они вырабатывали активно (и часто форсировано) условные рефлексы, ответственные за поведение. Минусом их подхода было то, что, меняя поведение человека, они почти никак не влияли на его мотивацию (то, что его раньше заставляло себя вести именно так, как он себя вел). То есть не снимали внутренний конфликт и причины неприятия нового стереотипа поведения. Этот внутренний конфликт может приводить к плохим последствиям. И таким образом, действительно, нужно быть осторожными в выработке условных рефлексов просто стимуляцией нужного поведения. Но лично мне сложно представить, как такая стимуляция проявляется в приучении к горшку в раннем возрасте, какой может быть конфликт мотивов?

Противники раннего приучения считают, что при раннем приучении ребенок приучается писать, не потому что хочет, а потому что посадили. Посадили - мышцы расслабились, ребенок пописал или покакал. И кстати, многие, кто рано приучал к горшку, подтвердят, что да, когда только приучили ребенка к горшку в 6-9 месяцев, он стал чаще писаться/какаться сидя за столом на стульчике, а не стоя или на корточках. То есть в принципе замечание-то верное. Есть такой эффект. Но знаете что. Авторы данных концепций совершенно не уделяют внимание тому, что у условного рефлекса есть угасание (если не будет подкрепления условного рефлекса некоторое время, то рефлекс исчезнет)! Ребенок, достаточно быстро понимает, что писать и какать надо не просто сидя, но и с соблюдением других условий: без штанов и в специально отведенных местах (на горшке). Тот факт, что сформировался условный рефлекс "какать сидя", не приводит к тому, что ребенок до школы будет какаться, садясь на стул. И уж тем более не приведет к тому, что ребенок сможет писать и какать, только если его кто-то куда-то посадит. На чем настаивают некоторые теоретики.

Еще есть мнение, что лучше приучать к горшку не до года, а после полутора-двух лет. Утверждают, что в этом возрасте менее вероятен протест. Но в 6-9 месяцев как и в 1,5-2 года протест ребенка возможет только при неправильном подходе или попадании в "плохое настроение" ребенка.

Мы, взрослые, идем в туалет по одной из двух причин: потому, что чувствуем позыв, или потому что долго не сможем в ближайшее время посетить зону удобств (идем гулять, перед дорогой, перед лекцией, перед длительным собранием и тп). То есть это два разных случая: позыв к испражнению или долгосрочное планирование. Этому же мы учим и детей. В саду всех детей высаживают по часам: до прогулки, после прогулки, после сна и так далее. Навык ходить в туалет без позыва необходим. Поэтому те, кто говорит, что это противоестественно лукавят. Неужели сами вдалеке от дома хотят под куст вместо того, чтобы перед выходом на улицу сходить?

Есть несколько общих рекомендаций на тему приучения к горшку:

  • В любом возрасте начинайте высаживать сразу после сна. После сна ребенок точно ощущает потребность в том, чтобы пописать. Ребенку проще понять, какие ощущения означают, он хочет писать, как работают его мышцы, чтобы сделать дела.
  • Если ребенок писает в кровать, еще не продрав глаза, то поднимайте его чуть раньше, когда он еще не успел описаться, сажайте на горшок.
  • Какать бывает очень сложно приучить детей, которые тужатся буквально 1 секунду. В любом возрасте. Тут только терпение поможет.
  • В период приучения не допускайте запоров! Для ребенка получение нового навыка - стресс. Увидев повышенный интерес мамы к его испражнениям, он может начать их сдерживать. В 2-3 года, ребенок уже склонен делить свое поведение на правильное и неправильное. И если правильно какать на горшок, то неправильно в штаны. Ребенок старается избегать нежелательного поведения, и может отказываться какать, терпеть, тем самым вызывая запор. Не ждите! Обращайтесь за назначением препаратов от запора к педиатру.
  • Не приучайте к горшку в период адаптации в саду или в первые 2 месяца после глобальных изменений в семье: появление младшего ребенка, переезд, развод родителей, отъезд на все лето или возвращение после него от бабушки к родителям, нахождение в больнице или месяц после возвращения домой и другое.

Как в эпоху памперсов и комфортных подгузников приучить ребенка к горшку: практические советы психолога

Преимущества раннего приучения ребенка к горшку

Многочисленные медицинские исследования показывают, что ранний возраст тренировки использования горшка не приводит к поведенческим или медицинским проблемам. Более ранний переход к горшку приносит много преимуществ:

  • экономия: как это ни банально – снижение частоты использования подгузников
  • снижение вероятности развития инфекций мочевыводящих путей
  • меньшее число психогенных запоров

Горшок или подгузник, вот в чем вопрос

Дети, рано обучающиеся использованию горшка, избегают побочных эффектов подгузников, таких как:

  • кожные реакции
  • инфекции — дрожжевые грибки, гиардия, ротавирусы
  • У детей, рано перешедших на использование горшка, гораздо реже возникают рецидивирующие инфекции мочевых путей: такие дети учатся полностью опорожнять мочевой пузырь.
  • Также такие дети подвергаются более низкому риску развития проблем с недержанием мочи в более позднем возрасте.

Особенности приучения к горшку в разные периоды жизни малыша

В большинстве случаев ребенок переходит к использованию горшка в один из следующих возрастных периодов:

  • в младенчестве (3-12 месяцев)
  • в возрасте от 12 до 18 месяцев
  • и в возрасте старше 18 месяцев.

Переход на горшок в каждом из возрастов имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Подготовка переходу на горшок в возрасте 3-12 месяцев.

Методика не нова, активно использовалась еще в древности, в Индии, Китае и странах Африки, где традиционно рано приучают ребенка к пользованию горшком: как только ребенок начинает мочиться реже и становится способен сидеть (с поддержкой родителей) на горшке. Если начать приучать к горшку позже – в возрасте 6-12 месяцев, когда ребенок начинает ползать или ходить, обучение уже может быть затруднено из-за неспособности ребенка усидеть на месте. Обучение проводится ежедневно, сеансами не менее 2-х часов.

I этап обучения: научить ребенка связывать свои позывы с мочеиспусканием или опорожнением кишечника с горшком. Родители держат во время сеанса обучения горшок в пределах видимости малыша. Когда родители видят, что ребенок предположительно готов к мочеиспусканию или дефекации, они стучат пальцами по горшку, чтобы привлечь к нему внимание ребенка, а затем усаживают ребенка на горшок. Если малыш делал свои дела в течение 3-х минут после усадки на горшок, родители проявляют видимое одобрение. В противном случае родители убирают ребенка с горшка, и возвращают его на него только, когда ребенок выказывает больше признаков готовности к походу в туалет.

Этап II. После окончания первого этапа обучения младенцев в течение дня держат рядом с туалетным стульчиком – например, ставят его в манежик. Когда малыш выказывает признаки желания сходить в туалет, его обучают прикасаться или брать стульчик. Если ребенок сам не берет стульчик, родители осторожно направляют его руки к стулу, чтобы он его коснулся или взял. После этого ребенка помещают на туалетный стул как при обучении в Фазе I. Также младенца высаживают на стульчик, если он сам прикасается к нему. Вторая фаза обучения продолжается до тех пор, пока ребенок не начинает хвататься за горшок, не пропуская половины позывов в течение 4-6 дней.

Подобный курс обучения позволяет научить ребенка пользоваться туалетным стульчиком до достижения им возраста 12 месяцев – до того, как он начнет ходить.

Подготовка переходу на горшок в возрасте 12-18 месяцев.

Если вы пропустили возраст до 12 месяцев, то лучшим временем для перехода на горшок может быть возраст от 15 до 18 месяцев. В этот период развития дети ужасно хотят радовать своих родителей, и с удовольствием выполняют все их просьбы. Основное правило обучения перехода на горшок в этот период — избегать давления на ребенка, и начинать тренировки только когда он будет физически и психологически готов. Но это не означает, что родители должны просто пассивно ждать.

Процесс перехода на горшок можно ускорить. Как это сделать?

Подготовка переходу на горшок в возрасте старше 18 месяцев.

Приступать к обучению пользованию горшком можно, если родители отмечают у ребенка следующие развившиеся навыки:

Приучение малыша к горшку – болезненная тема для многих родителей. Для некоторых – этот вопрос решается сам собой, а для других – становиться целой проблемой. И вот, скоро малыш отправится в детский сад, а все дела продолжает делать в штанишки. Переучить ребенка бывает сложнее, чем начать действовать с нуля. В воспитании чада неопытным родителям не избежать ошибок. Поэтому так важно их предупредить.


1. Слишком рано

Порой новоиспеченные родители слишком требовательны к своему ребенку, пытаясь усадить малыша на горшок, когда тот еще не готов к этому ни морально, ни физически. Для осознанного хождения на горшок требуется определенная зрелость ребенка. Высаживание на горшок в неосознанном возрасте до года с осмысленным хождением в туалет не имеет ничего общего. Ребенок, который едва может сидеть, скорее всего, просто не поймет, что от него хотят. Победные улавливания момента будут радовать родителей, но для ребенка не будут что-то значить.

Малыш должен быть физически готов к горшку: уверенно стоять, ходить, спокойно сидеть около 10 минут, более двух часов оставаться сухим. Нервная система малыша также обязана быть готова. Ребенок должен начать контролировать позывы в туалет, вырабатывать рефлексы расслабления и терпения.

Не думайте, что ваш ребенок отстает в развитии, если сверстники уже просятся на горшок, а ваш малыш никак не хочет этого делать. Всему – свое время. Насильные действия могут только причинить вред нервной системе малыша. Наберитесь терпения и пробуйте.

2. Не тот момент

Бывает и такое, что все шло хорошо, малыш делал первые успехи в приучении, но внезапно все изменилось. Возможно, родители выбрали неподходящий момент. Психика малыша очень нежная, она резко реагирует на изменения в режиме и привычной жизни. Не стоит приучение к горшку совмещать с другими обучениями, сменой режима. Стоит повременить с горшком на период болезни ребенка, или во время прорезывания зубов. Любой стресс или волнительное событие может прервать привыкание или и вовсе вызвать отторжение к горшку.

Важно выбрать подходящий момент и оградить малыша от серьезных эмоциональных всплесков.


3. Подгузник всегда и везде

Зачастую применение всевозможных подгузников превращается для родителей в маниакальную идею. Потом с ребенка резко снимают то, что всегда помогало ему оставаться в комфорте, и требуют резко сменить привычки. Так не бывает. Ребенок, привыкший постоянно справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку. Чтобы осознать, что подгузника больше нет, ребенку иногда требуется до полугода. Поэтому чаще снимайте подгузники, а если вы беспокоитесь о коврах, ламинате и мебели, сшейте чехлы, застелите клеенкой. В идеале малыш должен оставаться сухим даже в ночное время, использование подгузников, конечно, препятствует этому приучению.

4. Мания горшка

Существует категория родителей, которая заражается идеей приучить чадо ходить на горшок. Маниакальное высаживание через каждые полчаса, не позволение встать с горшка, пока не сделаешь свои дела, способность пристыдить и сравнить с другими. Такие методы не приведут к желаемому, а напротив, могут вызвать отрицание и явно негативное восприятие малышом.

Всегда верьте, что ваш ребенок индивидуален, он умен и сообразителен, придет время – и у него все получиться.


5. Давление

Излишняя строгость родителей, порицание и даже наказание за неумение малыша справлять нужду, куда положено, травмирует психику ребенка. Малыш замыкается в себе, начинает бояться последствий. Возможно и такое, что ребенок начинает терпеть, задерживая естественные процессы организма, что чревато появлением запоров и других проблем с кишечником.

Помните, что ни один малыш не садится на горшок одномоментно, от вас потребуется усердие и терпение. Контролируйте свой гнев и раздражение. Используйте технику счета до десяти. Здоровье малыша важнее, чем ваши предубеждения.

6. Мама поможет

Контролировать процесс очистки кишечника и мочевого ребенок должен научиться сам. Ошибкой будет постоянно пытаться помочь ему в этом. Позвольте малышу самому снимать штанишки, усаживаться на горшок, дайте проявить самостоятельность. Выберете подходящую одежду ребенку. Малышу в комбинезочике труднее снять его, чем штанишки на резинке. Если ребенок не успел на горшок, или сделал дела на пол, поговорите с ним, вместе возьмите тряпку, погрузите вещи в стиральную машину. Пусть малыш учиться ответственности за поступки.

7. Здесь горшок, там горшок

Обратите внимание на тот факт, не кочует ли горшок по всему дому. Любой ребенок очень привержен к различного рода ритуалам и режимам. Поэтому если малыш не найдет предмета туалета на привычном месте, не стоит удивляться, что он просто пописает в штаны. Определите вместе с ребенком место горшка, будь то в ванной комнате, туалете или другом подходящем месте, убедитесь в свободном доступе туда.


8. Сделал дело молча

Часто родители, сажая дитя на горшок, начинают заниматься своими делами, или просто молча ждут, когда ребенок закончит процесс. Такое поведение подойдет, когда ваше чадо будет свободно, рефлекторно бежать к горшку по каждому требованию организма. Пока же идет процесс приучения, создайте игровую атмосферу. Пусть с сидением на горшке будет связано что-то приятное и увлекательное. Но не перестарайтесь, ребенок должен не забыть, зачем он здесь. Не нужно поощрять ребенка в форме конфет, других угощений, подарочков и мультиков. Ваше одобрение должно быть устным, но очень честным и откровенным. Не стоит также приобретать горшок-игрушку, ребенок должен воспринимать предмет в соответствии с его предназначением, а не ассоциировать с развлечением. Иначе приучение сильно затянется.

9. Прочь стеснениям


10. Бессистемность

Читаем также:


“Формула легкого приучения к горшку”

Вам это знакомо? – Ваш ребенок кричит, выгибает спинку и категорически отказывается садиться на горшок… Вы устали постоянно вытирать лужи на полу! Вы не знаете, как помочь ребенку приучиться к “туалетным делам”? Вам надоело тратить кучу денег на тонны подгузников!!

Мы в Яндекс.Дзен - присоединяйтесь!


Инфекции мочевыводящих путей считаются самыми распространенными в нашей стране, причем как у детей, так и у взрослых. О том, как заподозрить и распознать у малыша такие инфекции, какими они бывают, как лечить ребенка, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.


Общая информация

Инфекции мочевыводящих путей (ИМП) – большая группа заболеваний, которые вызываются в большинстве своем микробами, поражающими тот или иной отдел мочеполовой системы. Если поражение болезнетворными бактериями затрагивает мочевыводящий канал, говорят об уретрите. Если воспален мочевой пузырь, расположенный выше, то это цистит. Оба этих недуга относятся к нижним ИМП.



Поражение верхних путей – пиелонефрит. При нем поражаются ткани почек, лоханки и чашечки. Простые формы ИМП обычно не сопровождаются нарушениями оттока мочи, тогда как осложненные часто протекают на фоне аномалий и нарушений в самом строении органов мочевыводящей системы.

Также инфекции могут быть как госпитальными (появившимися после некоторых медицинских манипуляций), так и внебольничными, которые развиваются без предварительных манипуляций (например, введения катетера).


Детские инфекции очень коварны. По словам доктора Комаровского, их выявление значительно затруднено тем, что протекают они часто с менее выраженными симптомами, чем у взрослых. К тому же повсеместное использование подгузников делает довольно затруднительной первичную диагностику порой единственного детского симптома у грудничка и малыша постарше – частое мочеиспускание, ведь в подгузнике мамы просто этого не замечают.

Все виды ИМП могут быть острыми и у детей они чаще всего именно такие, но есть риск хронизации заболевания, если вовремя не заметить болезнь, не провести диагностику, неправильно лечить или прервать лечение.

В целом же инфекции мочевыводящих путей в детском возрасте, по словам Евгения Комаровского, достаточно хорошо и быстро поддаются терапии.


Симптомы

У новорожденных и грудных детей такие инфекции неподготовленным родителям, не имеющим диплома о медицинском образовании, заметить бывает довольно сложно. Симптомы не имеют четкой специфики. Детки становятся более раздражительными, плаксивыми, у них ухудшается аппетит, иногда поднимается температура. Первым признаком является частое мочеиспускание, которые заметить у грудничка очень сложно.

Дети более старшего возраста, дошкольники и школьники уже могут сообщить родителям о рези, боли, частых позывах к мочеиспусканию, а потому диагностика облегчается. Также ребенок становится раздражительным, может жаловаться на озноб, быть апатичным. Чем старше становятся дети, тем чаще на первое место выходят симптомы нарушения мочеиспускания.

При инфекционных поражениях мочевыводящих путей меняются цвет и количество мочи, она становится мутноватой или совсем мутной, появляется неприятный запах.



Причины

Развитию ИМП способствуют различные врожденные аномалии строения отделов и органов мочеполовой системы, а также функциональные их нарушения. Многие родители считают, что заболеть острым пиелонефритом или циститом ребенок может от переохлаждения. Правильнее говорить о том, что переохлаждение провоцирует снижение иммунитета, а пусковым механизмом воспалительного процесса все-таки выступают бактерии.

Другая распространенная предпосылка, по словам Комаровского, – неполное опорожнение мочевого пузыря. Такое происходит тогда, когда малыш наклоняется вперед во время мочеиспускания. Так в основном делают девочки, поскольку на горшке они сидят. Нужно отметить, что девочки в 30 раз чаще болеют недугами ИМП еще и по той причине, что анатомически строение их мочеиспускательного канала отличается от канала мальчиков. Он более короткий, расположен ближе к анальному отверстию, а потому вероятность заражения бактериальной флорой выше.


Спровоцировать цистит или пиелонефрит может любой недуг, который подрывает состояние и без того слабой детской иммунной системы – ОРВИ, грипп и т. д. Отдельно стоит так называемый нейрогенный мочевой пузырь – состояние, при котором из-за дисфункции центральной нервной системы нарушены функции сбора и отведения мочи.

Как микробы могут попасть в мочевыводящие пути ребенка? Таких способов несколько. Чаще всего воспалительные процессы вызывает кишечная палочка, она может попасть при неправильном подмывании, недостаточном уровне гигиены ребенка. Также вызвать воспаление любого участка мочевыводящих путей могут синегнойная палочка, клебсиеллы, протеи, энтерококки, стрептококки и грибки рода кандида.

Наиболее часто инфекция развивается по восходящему пути, снизу вверх – от уретры к почкам. Но возможно и заражение от соседних очагов инфекции, а также по кровотоку с кровью и лимфой.



Диагностика

Для того чтобы ребенку был поставлен соответствующий диагноз, по словам Комаровского, обязательно нужна лабораторная диагностика. Обычно общий клинический анализ мочи при инфекциях мочевыводящих путей показывает огромное количество лейкоцитов. Дальнейшее лабораторное исследование (бакпосев) позволяет установить и название точного возбудителя воспалительного процесса. При необходимости для установления точного места дислокации воспаления применяют и другие методики, такие, как рентген мочевого пузыря с контрастом, УЗИ мочевого пузыря и почек.

Многое в точности постановки диагноза зависит от того, как правильно родители соберут мочу.

Ребенка нужно подмыть и в емкость собрать только среднюю порцию жидкости в утреннее время после пробуждения.

На бактериальный посев мочу собирают в стерильную емкость, которую дают в медицинском учреждении. Доставить баночку с детской мочой в лабораторию поликлиники или детской больницы нужно как можно скорее, ведь в течение каждого последующего часа колонии болезнетворных бактерий в ней увеличиваются и разрастаются.


При необходимости в сложных случаях ребенку могут быть рекомендованы МРТ и КТ. Но необходимость в этом возникает лишь в случае подозрения после УЗИ на структурные врожденные аномалии органов мочевыводительной системы, которые могут требовать хирургического вмешательства.

Забить тревогу, по словам Комаровского, мама должна сразу, как только заподозрит неладное, многое в прогнозах лечения ИМП зависит от своевременности обращения. Для этого Евгений Олегович рекомендует как можно чаще заглядывать в подгузники, оценивать цвет, запах и количество мочи. Если что-то покажется подозрительным, не нужно стесняться, следует сразу показать ребенка педиатру, который в первую очередь назначит общий анализ мочи.



Лечение

Доктор Комаровский призывает родителей внимательно отнестись к лечению подобных недугов у детей.

Не лечить заболевание и ждать, когда все пройдет самостоятельно, ни в коем случае нельзя. Опасным может оказаться и нетрадиционное лечение средствами народной медицины – травками, отварами.

Лечение может быть амбулаторным и стационарным, это зависит от степени тяжести недуга и степени поражения. Очень важно, чтобы лечением занимался квалифицированный врач. Комаровский утверждает, что бактериальные инфекции, которыми, по сути, и являются ИМП, должны лечиться исключительно с применением антибактериальной терапии.


Лечением занимаются педиатр, уролог, нефролог. Начинают лечение всегда с изменения режима. Следует ограничить физические нагрузки, увеличить количество потребляемой ребенком жидкости – теплое и обильное питье будет способствовать более обильному мочевыделению.

Маме нужно следить, чтобы ребенок каждые два часа опорожнял мочевой пузырь, застой мочи может усилить размножение бактерий.

Если инфекция протекает тяжело, ребенку могут назначить постельный режим. Во время лечения нельзя давать малышу маринованные продукты, копчености, но следует добавить в рацион продукты с большим содержанием витамина С, чтобы увеличить кислотную составляющую мочи. Антибиотики нужно принимать строго по той схеме, которую назначил врач. Даже если на второй день становится лучше, нельзя отказываться от дальнейшего курсового приема антибактериальных средств, поскольку выжившие бактерии приобретут резистентность к препарату, и заболевание может стать хроническим.


Комаровский утверждает, что лечатся ИМП достаточно быстро, а потому при отсутствии облегчения на вторые сутки после начала приема антибиотиков необходимо обратиться к врачу и подобрать новый препарат.

Лучше всего назначать ребенку конкретное лекарство после бакпосева мочи с учетом типа возбудителя. Могут применяться жаропонижающие при высокой температуре, антигистаминные средства при сильной общей интоксикации. В конце лечебного курса могут быть рекомендованы физиопроцедуры.


Профилактика

Инфекции мочевыводящих путей у ребенка всегда легче предотвратить, чем лечить, говорит Евгений Комаровский, а потому всем родителям нужно знать правила профилактики воспалительных процессов мочевыводящих путей.

  • В первую очередь важно укреплять иммунитет, чтобы даже присутствие бактерий и переохлаждение не вызывали воспалительного процесса. Для этого ребенка нужно закаливать, делать прохладные ванны, гимнастику, чаще с ним гулять.
  • Родители должны своевременно выявлять и устранять факторы риска, которые могут способствовать развитию инфекции – посещать врача, вовремя проходить с ребенком все необходимые обследования, участвовать в диспансеризации, сдавать анализы мочи. Это поможет вовремя узнать о начинающихся патологических процессах и не допустить развития тяжелой ИМП.
  • Ребенка нужно с самого раннего возраста приучать к соблюдению правил личной гигиены: научить правильно подмываться, вытирать попу после дефекации.
  • Важно следить, чтобы малыш не сидел на холодных поверхностях.




Подробнее об инфекциях мочевыводящих путей вы узнаете из передачи доктора Комаровского.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.