Распространение инфекции в церкви


Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Насколько я знаю, 11 марта прошло заседание Священного Синода и одной из тем этого заседания было распространение коронавируса по всему миру. Что именно вы обсуждали? Я знаю, что Вы также записали ролик для Youtube, посвященный этой теме. Что в нем?

Митрополит Иларион: Распространение коронавирусной инфекции — это событие, которое не может оставить равнодушным Церковь, которое не может оставить равнодушными членов Священного Синода. У нас была долгая дискуссия на эту тему. Высказывались разные мнения и основные пункты дискуссии отражены в Заявлении Синода, которое было сделано по итогам.

Прежде всего, мы выразили соболезнования родным и близким жертв коронавирусной инфекции в Китае, Италии, Южной Корее и в других странах, где она сейчас распространилась. Мы также выразили благодарность врачам, которые самоотверженно сражаются с этим новым для современной медицины вызовом. Мы призвали наших верующих не поддаваться панике, потому что паника никогда не помогает, но в то же время призвали верующих соблюдать гигиенические меры, которые сейчас предлагаются медицинскими работниками.

Мы сказали о том, что в тех местах, где инфекция получит распространение, могут приниматься дополнительные меры, в том числе касающиеся поведения верующих на приходах: например, использование одноразовых стаканчиков для запивки или ношение масок во время богослужения. То есть мы постарались рассмотреть эту проблему так, как она сейчас перед нами вырисовывается, с тем пониманием, что очень важно, чтобы не было паники вокруг распространения этого вируса, потому что где-то он действительно получил широкое распространение. Например, в Италии, где сейчас закрыты университеты, школы и власти даже временно закрывают некоторые храмы. А в каких-то странах он не получил и, будем надеется, не получит распространения. Мы призвали всю Церковь молиться о том, чтобы эта угроза поскорее прошла для всего человечества.

Что касается ролика, который я записал для Youtube, то он обращен к нашим православным верующим и посвящен различным мерам предосторожности, которые можно принимать. Например, сократить количество зарубежных поездок или соблюдать те предписания, которые сейчас существуют в городе Москве, касающиеся самоизоляции людей, вернувшихся из зарубежных поездок. Также я сказал о том, что если вы чувствуете признаки простудных заболеваний, то не приходите в храм на богослужения, чтобы не заражать других людей. Такого рода простые советы и я надеюсь, что кому-то они помогут.

Е. Грачева: Например, в Литве из-за коронавируса Католическая Церковь уже внесла изменения в традиционную Литургию: отказались от освященной воды, прихожане не будут целовать крест. Как Вам кажется, у Русской Православной Церкви огромное количество приходов по всей стране и не у всех, наверное, есть материальная возможность обеспечить каждую Литургию одноразовыми пластиковыми ложками или стаканчиками для запивки, что будет в этом случае? Это рекомендация храмам или за несоблюдение этих норм они будут наказываться?

Митрополит Иларион: Я думаю, пока об этом рано говорить, потому что, слава Богу, в России никакой эпидемии коронавируса нет, будем надеется, что ее и не будет. Сейчас власти двух наших столиц — Москвы и Санкт-Петербурга — принимают экстренные меры, чтобы предотвратить распространение коронавируса, а именно Москва и Санкт-Петербург являются двумя основными городами, через которые проходит, в том числе, транзит пассажиров, прилетающих из-за границы.

Е. Грачева: А можно будет говорить о том, что в случае серьезного распространения вируса в городе или в каком-то населенном пункте вообще отменят Божественную литургию?

Митрополит Иларион: Я Вам точно скажу, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения. Вопрос о том, кто будет посещать богослужения в таких случаях и как люди будут себя вести, что они будут говорить священникам, как мы будем предохранять людей от возможного распространения вируса — это вопрос, на который Церковь будет отвечать в каждом конкретном случае в зависимости от степени распространения вируса и, конечно, прислушиваясь к городским властям и к профессиональным медицинским работникам. Церковь не будет стоять в стороне от того, что происходит, Церковь всегда будет заботиться не только о духовном, но и о телесном здоровье своих членов.

Е. Грачева: То есть не исключено, что если у человека проявления коронавирусной инфекции, например, сухой кашель или температура, то его будут проверять перед входом в храм?

Митрополит Иларион: Я думаю, что нельзя и этого исключить, но я со своей стороны уже призвал наших верующих, если у них есть признаки простуды, не приходить в храм, чтобы не заражать других. Я думаю, что эта мера сейчас вполне уместна и своевременна. Вы знаете, что у нас вообще есть представление о том, что простуду надо переносить на ногах, и очень часто люди приходят на работу с простудными заболеваниями, некоторые приходят на службу. Они чихают, кашляют, заражают других людей, и я сейчас говорю не о коронавирусе, а об обычных простудных заболеваниях. Почему-то у нас считается даже доблестью перенести на ногах грипп или простуду, а между тем это чревато осложнениями не только для самого человека, но и для окружающих людей. Поэтому сейчас мы должны отказаться от такого рода представлений, и если у нас есть простудное заболевание, то надо сидеть дома, пить чай с малиновым вареньем и ждать, пока оно пройдет, а не создавать условия для передачи этого простудного заболевания окружающим людям.

Е. Грачева: Но хуже всего то, что есть коронавирус, который у носителей никак не проявляется: шестилетний ребенок в Москве, который передал инфекцию окружающим, у него самого признаков коронавирусной инфекции нет. Как в этой связи Вы относитесь к призыву Папы Римского Франциска не отворачиваться от пожилых людей, а для врачей, которые работают с инфицированными, чаще их посещать?

Митрополит Иларион: Церковь вообще никогда ни от кого не отворачивается, Церковь только ко всем поворачивается — это касается и здоровых, и больных, и старых, и молодых. Вы знаете, что у нас священники служат в тюрьмах, работают в госпиталях, приходят, в том числе, к инфицированным больным, не боятся заразиться сами, хотя при необходимости соблюдают меры предосторожности, например, приходят к больному в маске.

Конечно, священники будут посещать больных, в том числе инфицированных вирусом, по их просьбе. И, конечно, Церковь никого не оставит в беде.

Е. Грачева: Российские информагентства сообщают, что из-за эпидемии под угрозой даже церемония схождения Благодатного огня в Иерусалиме. Возникает вопрос: разве земная болезнь может повлиять на святую благодать, на схождение Благодатного огня?

Митрополит Иларион: Земная болезнь не может повлиять на благодать, но может повлиять на людей, которые придут или не придут богослужение. Можно ожидать, что если к моменту схождения Благодатного огня (до него остается еще пять недель) на территории Израиля коронавирусная инфекция распространится, то людей будет меньше, чем обычно. Если инфекция пойдет на спад, то, наверное, людей будет столько же, сколько обычно.

Но сейчас, конечно, каждая Поместная Церковь реагирует на то, что происходит, в том числе и Иерусалимская Православная Церковь. Поэтому будем надеяться и будем молиться о том, чтобы эта угроза, которая так неожиданно возникла, как можно скорее перестала существовать, чтобы люди вернулись к нормальной жизни.

Мы ведь видим, что коронавирус сейчас в значительной степени парализовал жизнь людей, парализовал экономику во многих странах, то есть люди перестали, например, собираться на конференции и деловые встречи, прекратили поездки за рубеж, а некоторые даже внутри своей страны прекратили поездки, как, например, во Франции и Швейцарии, многие работают на дому. Все это, конечно, крайне отрицательно сказывается на экономике, но решения, которые принимают власти соответствующих стран, вполне объяснимы, потому что сейчас все делается для того, чтобы предотвратить распространение этого вируса.

Е. Грачева: А Вы лично верите в конспирологические теории, что вирус этот занесен заинтересованной страной, чтобы обрушить, например, экономику Поднебесной и ряда других стран?

Митрополит Иларион: Я лично не верю в такого рода конспирологические теории. Более того, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что есть много других болезней, от которых люди умирают в большом количестве, но о которых ничего или почти ничего не говорят. Например, СПИД — угроза, которая нависла над всем человечеством. В нашей стране, по недавним сведениям, уже более миллиона людей — носители этого вируса. И я думаю, что коронавирус потому получил такую широкую огласку, что, во-первых, это новый вирус, против него нет вакцины, во-вторых, он стал быстро распространяться, и, конечно, люди очень напуганы. Но существует немало других вирусов и угроз для здоровья, и бороться с ними нужно не при помощи конспирологических теорий, а, прежде всего, при помощи профилактических мер.

Если вернуться к коронавирусу, думаю, каждый из нас сейчас должен быть озабочен очень простыми вещами — гигиеническими мерами, которые если не защитят полностью, то в значительной степени снизят риск заражения. Какие это меры? Как можно чаще мыть руки с мылом после прихода с работы, с улицы, перед едой; не прикасаться немытыми руками к глазам, носу и рту, соблюдать другие правила гигиены. Не выходить на улицу и на работу, если есть признаки простудных заболеваний. Не ездить в страны, где получил широкое распространение коронавирус. Думаю, такого рода гигиенические меры в значительной степени помогут каждому из нас предотвратить риск заражения коронавирусом.

Е. Грачева: Большое спасибо, Владыка, за эту беседу.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Жизнь ни одного из героев древней истории не документирована так хорошо, как жизнь Иисуса Христа. Прежде всего, надо указать на количество рукописей, в которых сохранились Евангелия. Самих этих Евангелий четыре и каждое из них описывает одну и ту же историю, но по-разному, причем описывает так, что понятно, что между авторами не было сговора: четыре разных автора описали одну и ту же историю. Рукописей, в которых сохранились эти четыре Евангелия, более пяти тысяч, на сегодня известных науке, то есть ни один древний источник не сохранился в таком количестве рукописей. Самые ранние известные рукописи Евангелия датируются II веком, то есть они отстоят от времени жизни Иисуса Христа всего на несколько десятилетий.

Сам евангельский текст очень четко позиционирует жизнь Иисуса Христа во времени и в пространстве. Указывается, в какие годы проходило Его служение, какие в это время были правители, кто был римским императором, кто — прокуратором Иудеи, кто — иудейским царем, и все эти исторические персонажи известны из других источников. Также действие евангельской истории разворачивается в очень конкретных географических рамках, и города, которые упоминаются евангелистами — Капернаум, Вифлеем, Вифсаида, Иерусалим — они известны из истории, основная их часть сохранилась до сих пор.

Также и Сам Иисус Христос упоминается у Иосифа Флавия и у ряда римских историков, поэтому оснований сомневаться в том, что Он существовал, нет никаких. Еще раз скажу: ни один герой древней истории не получил такого количества биографий, поэтому нет никаких оснований для того, чтобы сомневаться в историчности Иисуса Христа.

Вопрос: Церковь осуждает аборты. Но разве женщина не вправе распоряжаться своим телом?

Митрополит Иларион: Женщина вправе распоряжаться своим телом, но как только в ее теле появляется зародыш, это уже другое живое существо, и оно имеет право на жизнь точно так же, как имеем право на жизнь все мы. Мы это право получили, а почему-то кого-то мы этого права лишаем?

Очень часто тема аборта рассматривается исключительно из перспективы женщины, ее комфорта, здоровья и благосостояния, или же из перспективы семейной пары, которая может сказать, что она пока не готова завести ребенка и поэтому отказывается от его рождения. Но если рассмотреть эту проблему из перспективы самого неродившегося ребенка, то давайте спросим себя: а как бы мы отнеслись, если бы нам не был предоставлен такой выбор?

Церковь всегда очень однозначно относилась к аборту — как к убийству, тяжкому греху. С точки зрения Церкви нет разницы между человеком родившимся и неродившимся — каждый человек имеет право на жизнь. Конечно, могут быть какие-то исключительные обстоятельства: угроза жизни матери или другие обстоятельства, которые вынуждают врачей принять то или иное решение, но с точки зрения Церкви никакие обстоятельства не могут служить полноценным оправданием для совершения аборта. И грех ложится не только на душу женщины, которая сделала аборт, но и на всех, кто ее к этому склонял, включая врачей.

К сожалению, врачи очень часто предлагают женщине аборт как самый легкий вариант избавления от проблем, существующих и воображаемых. Мне как священнослужителю известны случаи, когда женщина обращалась в консультацию для того, чтобы получить помощь при беременности, а врачи начинали склонять ее к аборту, пугали, что у нее родится больной ребенок, с синдромом Дауна. Женщина приходила к священнику напуганная, расстроенная, а потом во всех этих случаях, мне известных, рождались совершенно здоровые дети. То есть по каким-то причинам врачи часто склоняют женщин к аборту.

Я хотел бы также напомнить о том, что помимо духовных последствий, аборт имеет еще и физические последствия, потому что во многих случаях женщина после аборта не может родить ребенка, и с этой проблемой женщины тоже приходят — не только к врачам, но и к священникам. Вообще должен сказать, к сожалению, что аборт — это один из самых распространенных женских грехов, о которых говорят на исповеди. Это страшный грех, который приравнивается к убийству, и я очень надеюсь на то, что наши православные женщины никогда не будут совершать этот тяжелейший грех.

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

Автор очень внимательно изучил опыт и практику тогдашних епархий Русской Церкви, поскольку единообразия не существовало. И специально проштудировал ту часть, которая посвящена причащению больных — и взрослых, и младенцев.

В контексте нынешних дискуссий об обработке некоторых священных предметов дезинфицирующими средствами и в целом относительно жизни прихода в момент эпидемии, эта часть книги особенно интересна.


Вот самые актуальные, с нашей точки зрения, отрывки из основного текста книги и примечаний к ним. Для удобства читателей даны поясняющие заголовки от редакции, а из отрывков убраны многочисленные выделения полужирным шрифтом и те ссылки, которые не относятся непосредственно к теме.

Очистка лжицы для причастия

Этим же куском обтереть и уста причастника. Если больных будет несколько, то при причащении каждого из них следует наблюдать ту же предосторожность, имея для каждого больного особый кусок холста. По окончании литургии следует сжечь этот бывший в употреблении кусок, а пепел ссыпать под св. престолом, или в реку.

Отдельное причащение больных, протирание лжицы после каждого; использование отдельного плата (на примере причащения детей)

Харьковской Дух. Консисторией в 1879 г. было предписано всем священникам епархии: во все время существования в их приходах эпидемических болезней служить литургии и в будние дни, по крайней мере два раза в неделю, для приобщения именно больных детей, заблаговременно давая знать о том прихожанам чрез сельское начальство и наблюдать, чтобы дети, страдающие дифтеритом, оспой и т. п., были приобщаемы после здоровых, с употреблением при этом отдельного плата.

Спор об отдельных сосудах при причащении больных в Русской Церкви

Но Донской Духовной Консисторией в 1888 г. было объявлено священнослужителям епархии, чтобы они не допускали дифтеритных больных к причастию св. Таин из одного и того же сосуда и лжицы, из которых причащаются здоровые.

Ставропольское епархиальное начальство в 1889 г. хотя и рекомендовало местному духовенству приходов, зараженных эпидемическими болезнями (при возможно частом служении Божественной литургии в будние дни, дабы прихожане по возможности приносили больных детей для причащения св. Таин именно в эти дни), употреблять (в указанные дни) нарочито назначенный потир с лжицею и ковшом для запивки (а для отирания уст-всякий раз новые платки или полотно, сожигая установленным церковным порядком бывшие в употреблении); но в 1896 г. тем же епархиальным начальством было предписано духовенству епархии, чтобы священники, по получении от полиции уведомления о существовании в селе эпидемии (совершая для причащения дифтеритных детей особые литургии, до двух раз в неделю, как это возможно, а в Великий пост причащая здоровых детей в субботу, а больных в воскресенье), употребляли для отирания больных детей, при их причащении, только особый плат.

Полтавским же Е. Н. в 1891 г., по поводу распространения между населением заражения дифтеритом, было предписано духовенству к точному и непременному исполнению: дифтеритных детей, а также и возрастных допускать к приобщению св. Таин в церкви после здоровых, имея притом для первых особую лжицу и особый холщевый плат, сожигая последний в алтаре, а лжицу сухо отирать также особым платом.

Причащение больных дома из отдельных сосудов. Очистка этих сосудов

По предписанию Донской Духовной Консистории, больных заразительными болезнями от семилетнего возраста и выше должно причащать преимущественно в домах запасными св. Дарами, по возможности из особых сосудов, которые необходимо тщательно омывать чистою водою и отирать особыми платами из белого чистого холста.

Регулярность причащения больных

По мнению одних, так как в древней Церкви непосредственно после литургии св. причастие разносилось всем больным, то и в настоящее время вполне одобрителен и везде принят обычай, по которому священник в полном священническом облачении с потиром в руках отправляется из храма в дом для причащения больного, но, по мнению других, в виду того, что такое причащение больных неудобно, не безопасно и в необразованном народе может поселить превратное представление о важности и значении запасных Даров указанный обычай должен быть допускаем только в исключительных случаях.

Меры предосторожности священника на случай посещения больного инфекционным заболеванием

(Из примечания к главе «Исповедь и причащение больных") При посещении заразительных больных, необходимо иметь в виду следующие меры предосторожности: а) Если случится идти к такому больному пешком, то не надо слишком торопиться, чтобы не устать и, главное, не вызвать в себе испарины, так как утомленный и разгоряченный организм (при открытых порах кожи) становится восприимчивее к заразному яду. 2) Сидя или стоя у постели больного, надо остерегаться, чтоб дыхание больного не направлялось прямо на посетителя; при этом не следует прикасаться к белью, подушке и одеялу, а тем более к телу больного, или сидеть у самого изголовья постели, особенно же на мягкой мебели, стоящей вблизи больного; безопаснее сидеть на деревянной мебели, потому что в мягкую мебель легче впитываются заразные миазмы. 3) Не следует, находясь у больного, глотать свою слюну (надо выплевывать ее), а равно пить и есть что-либо, так как слизистая оболочка в полости рта очень восприимчива к заразному яду, который вместе с слюной и пищей легко может перейти в кровь и заразить ее. В предупреждение этого, рекомендуется пред отходом к больному, а равно и по приходе от него, выполоскать рот обыкновенным уксусом и окурить им (наливая его на горячий кирпич) свое платье. Некоторые же советуют еще, в подобного рода случаях, иметь с собою ягоды можжевельника и жевать их, только не глотая. 4) После посещения больного, следует быть, не менее четверти часа, на свежем воздухе, переменить белье с одеждою, умыться и вдруг после этого не принимать пищи. 5) Наконец, вообще во время эпидемии, надобно вести жизнь умеренную и правильную, хотя и не следует слишком отступать от обыкновенного образа жизни. В особенности надо избегать: бессонных ночей, неумеренности в употреблении спиртных напитков, а равно—гнева, запальчивости и, вообще, раздражительности. (. ) Само собою разумеется, что, в случае появления заразной болезни в семье священника, последнему следует принять против занесения им заразы в среду пасомых надлежащие меры, выбор которых зависит от тех, чисто местных обстоятельств и условий, определить и предусмотреть которые заранее не представляется возможным (см. Ц. В. 1902, 47).

(Далее в примечаниях следует обширное разъяснение о причащении больного священника на дому - Прим. ред.)

Не благочестие ли наших предков становилось причиной эпидемий Cредневековья (ведь к святыням тогда прикладывались почти все)? Священникам приходится сталкиваться с опасениями прихожан не только в последние месяцы. Все мы прикладываемся к иконам и кресту — не рискуем ли мы получить вместо благодатной помощи вирус?

— Отец Максим, можно ли заразиться в храме?

— Конечно. Чем угодно. Можно заразиться дурными манерами, можно заразиться ревностью благочестия, можно заразиться любовью к церковному пению и можно заразиться неправильным пристрастием к священнослужителю. Можно заразиться гриппом. Тогда, когда эпидемия гриппа имеет место и когда рядом стоят два человека, которые на тебя усиленно кашляют.

В данном случае, нельзя считать храм местом, защищенным в период массовых эпидемий от всех инфекций, неважно — гриппозных или холерных, и всем стекаться под своды храма, имея в виду именно защиту от бактериологических вирусных воздействий (или радиации, в случае тех или иных аномальных или террористических явлений). Храм — это лечебница, где наши души врачуются к спасению. Но невозможно предположить, что, например, у ребенка сойдет на нет или не возникнет кариес, если он регулярно и даже благоговейно будет молиться перед образами святых. Поэтому не мешает человеку и самому принимать естественные меры благоразумной предосторожности.

— Например, надеть маски, хотя бы детям? В храме может быть тесно и душно, а дети находятся в группе риска.

— Думаю, что и к данному случаю следует нам приложить общий принцип, которым хорошо бы нам всем, православным христианам, руководствоваться в своей жизни, — стараться идти средним, царским путем, не впадая ни в какие крайности. Еще один принципиальный критерий поведения — избирать пользу ближнего, а не свою, прежде думать о других. Как применить это к данной ситуации? Например, мы видим, что мы кашляем и чихаем, из носа и глаз течет что-то трудноопределимое, температура, может быть, не 38,9, но явно какие-то явления нездоровья ощущаются в немощном нашем телесном составе. В таком случае, конечно же, проявлением христианской любви будет остаться дома и детей своих в храм не водить, если с ними что-то подобное происходит. Даже если мы уверены, что именно в таком состоянии им полезнее всего причаститься. Ведь там будут и другие дети, на которых они будут чихать и кашлять, дышать бациллами, микробами и вирусами.

— А если грипп скоро свалит с ног, а душа тем более просит Причастия?

— Если уж очень хочется нам приобщиться Святых Христовых Тайн в полуболезненном состоянии, то разумно будет, например, прийти в какой-то будний день в храм, где людей будет немного и мы сможем стоять от них в сторонке (о священнике можно думать меньше: ему по долгу службы полагается с любыми людьми общаться, с контингентом и здоровым, и нездоровым — и душевно, и физически; он выдержит). Если же мы совсем немощствуем, то надо договориться и позвать батюшку домой, что в большинстве приходов достаточно легко организуется.

— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?

— Если иметь в виду эту сторону вопроса — наши собственные страхования по поводу свиного и других видов гриппа, ОРВИ и прочих заболеваний, для начала предложу одно рассуждение. Ходим ли мы при этом на работу, отпускаем ли детей на учебу, пользуемся ли общественным транспортом, как правило, в час пик предполагающим немалое скопление народа? Не перешли ли мы еще на осадное положение, так что передвигаемся только короткими перебежками, минуя общественный транспорт?

— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?

Если не перешли — в школу и на работу ходим, в метро ездим, — то вспомним, что храм, в отличие от троллейбуса или среднего учебного заведения, имеет еще и некоторое молитвенное ограждение.

Я даже не буду сейчас говорить об объективном характере того, что храм есть дом Божий, святыня, а не клуб. Люди, собирающиеся в церковь, в отличие от людей, едущих случайно вместе в автобусе, и внутренним, и внешним образом расположены к поддержке и соучастию друг к другу — и молитвенному, и практическому. Если мы все это взвесим и подумаем, то для большинства из нас станет ясным, что пересиживать эпидемию гриппа дома именно по отношению к Церкви у нас, наверное, оснований нет.

— Все же, уместны ли медицинские маски на богослужении?

— Можно ли заразиться через Причастие?

— Наконец, мы подошли к главному. Если мы — православные христиане, верующие в то, во что верит Святая Православная Церковь, то считать, что через Причастие Святых Христовых Тайн способна передаваться инфекция, мы не можем. Просто не можем. Этим в некотором смысле проверяется наша вера. Или для нас это только какое-то умозрение, и при первом прикосновении страхования эта так называемая вера рассыпается в прах. Или мы верим, что это святыня всепобеждающая, огонь попаляющий, служащий нам во здравие души и тела.

Это — абсолютная вера Церкви, совершенно рационально подтверждаемая фактом того, что причащение под двумя видами (и Телом, и Кровью со лжицы), которое всегда было на православном Востоке и на Руси, никогда не приводило ни к поголовному вымиранию православных народов при эпидемических заболеваниях (в том числе и в средние века), ни к тому, чтобы пресекалось духовенство. Духовенство точно должно было бы в таком случае вымереть, потому что всякий раз священник или диакон потребляет Святые Дары. Если мирянин может не причащаться на той или иной Литургии, то священник всякий раз потребляет Дары, имея в виду всех, часто не очень здоровых, причастников, которые приступают к Чаше. Что же, наблюдаем ли мы повышенную заболеваемость ОРВИ или другими классическими респираторными заболеваниями среди клириков? Конечно, нет.

— Стоит ли прикладываться ко кресту, к иконам?

— В отношении целования икон и креста многое будет определяться мерой нашей веры. Скажу так: иной раз лучше приложиться лобиком, чем со страхованием и с двоящимися мыслями подходить к иконе. Или даже постоять и помолиться в сторонке, прося Бога укрепить нас в нашем маловерии, если мы чувствуем, что колеблемся, видя, как перед нами приложился человек, громко чихающий и явно нездоровый. Или, если мы имеем дерзновение, можно возложить упование на Бога и, ничтоже сумняшеся, ничтоже бояся приходить и прикладываться к святыне. На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.

Кроме того, следует указать, что в очень многих храмах главные иконы и святыни регулярно протираются присматривающими за ними труженицами свечного ящика и другими усердствующими прихожанками. Так удаляются внешние наслоения: кто в помаде поцелует, кто еще как. Думаю, правильно поступят те священнослужители, которые в этой ситуации попросят своих помощников и помощниц по поддержанию церковного благолепия отнестись к этим обязанностям с особым тщанием.

— Людей смущает также необходимость приложиться к руке священника при благословении, особенно если он, придя в храм, еще не успел руки после метро вымыть.

— А если священник чувствует себя больным, а служба без него не состоится?

— Тут простой ответ: пока ноги держат — служи, а как перестанут — не служи. Уж про нашего брата священника можно сказать: что можно себе пожелать, как не помереть после совершения Божественной Литургии. Думаю, что благоразумный священник постарается при этом немного отстраниться от своих прихожан, чтобы их не заражать, даже во время исповеди. Пусть лучше будет служба, доколе есть силы ее совершать, чем вовсе не будет богослужения.

Официальный сайт Московского Патриархата


Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.

До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин

1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1] — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.

3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.

4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания

6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).

7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения таинства Елеосвящения

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни

9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.

11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.

13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования и тщательно омывая кипятком.

14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.

15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Указания общего характера

16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).

17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.

18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.

19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.

20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.

21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.

[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).

Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:

  • препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
  • 3% перекись водорода;
  • 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
  • 75% этиловый спирт;
  • хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.