Психологические причины инфекционных заболеваний

Разбираем популярную теорию о том, что каждая болезнь тела лечит душу.

Душа лечит тело или тело лечит душу?

Одна из самых популярных теорий о связи физического состояния с психологическим с каждым годом набирает все больше почитателей. ELLE рассмотрел основные концепции о связи недугов с внутренними переживаниями и привел 40 примеров недугов, связанных с чувствами.

Откуда появляется болезнь?

Специалисты по психосоматике утверждают, что все заболевания могут появиться в результате проблем во взаимоотношениях, стресса, вызываемых не только внутренними, но внешними факторами или даже людьми. Токсичные отношения, затяжные межличностные конфликты и семейные тяжбы могут стать триггерами болезней, от которых люди лечатся годами.

5 эмоций, активизирующих болезни:

причины болезней по Лесли ЛеКрону

1. Внутренний конфликт. Борьба между двумя противоположными желаниями человека, причем одно желание часто скрыто в бессознательном. Например, женщина выбирает позицию лидера в семье, но ее бессознательное хочет, чтобы в отношениях главным был мужчина.

3. Мотивация или условная выгода. Одной из частных ситуаций считается болезнь, которая обслуживает определенную условную выгоду обладателю. Стоит сказать, что данная болезнь не является симуляцией и ее симптомы абсолютно реальны. Например, человек не готов трудиться и перебороть свою лень, в связи с чем тело блокирует опорно-двигательную систему. К таким проблемам относятся болезни спины, костей ног и рук.

4. Опыт прошлого. Причиной болезни может стать травматический опыт прошлого, чаще — тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод либо длительное воздействие, которое хоть и произошло давно, но продолжает эмоционально влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы отпечатывается в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать.

5. Идентификация с другим человеком. Физический симптом болезни или состояния может образовываться вследствие идентификации с человеком, имеющим подобный симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку.

6. Внушение. Симптомы могут возникать посредством внушения. Это происходит, когда идея о собственной болезни или состоянии принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, то есть без критики. Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала.

7. Самонаказание. Часто психосоматический симптом болезни выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но может существенно осложнить жизнь.

40 недугов и связанных с ними психологических проблем

Ангина

Аппетит (чрезмерный)

Чувство страха, потребность быть защищенным. Наедание брони, которая может уберечь от чего-то. Осуждение эмоций.

Бессонница

Недоверие к жизненному процессу, чувство вины.

Бронхит

Нервозная атмосфера в семье, споры и крики. Редкое затишье.

Варикозное расширение вен

Пребывание в неприятной атмосфере, чувство неодобрения. Ощущение перегруженности и задавленности работой.

Витилиго (кожа в пятнах)

Отчуждение от всего, что окружает. Вы не в своем кругу, пора что-то менять.

Гастрит

Затянувшаяся неопределенность, чувство обреченности.

Герпес

Головные боли (мигрень)

Недооценка себя, сильнейшая самокритика. Страх.

Депрессия

Гнев, который вы, по вашему мнению, не имеете права чувствовать. Безнадежность.

Диабет

Тоска по тому, что не сбылось. Потребность в контроле.

Желудочные болезни

Боязнь нового, неспособность принимать что-то новое.

Задержка жидкости

Что вы боитесь потерять?

Зубы

Символизируют решительность. Болезнь зубов показывает, что вы не проявляете характер там, где это необходимо.

Изжога

Сильнейший внутренний страх.

Искривление позвоночника

Неспособность плыть по течению жизни, попытки удержать устаревшие мысли.

Киста

Прокручивание в голове прежних обид. Неправильное развитие.

Кровь

Символизирует радость, свободно циркулирующую в теле. Любая болезнь крови указывает на эмоциональные проблемы и неумение радоваться.

Легкие

Символизируют способность вдыхать жизнь и воспринимать мир таким, какой он есть.

Матка

Символизирует храм творчества.

Мозг

Символизирует пульт управления, поэтому болезни мозга указывают на отказ пересматривать стереотипы.

Надпочечники

Настроение поражения, наплевательское отношение к себе. Чувство тревоги.

Насморк

Просьба о помощи, заниженная самооценка.

Облысение

Стремление все контролировать.

Отит

Нежелание слушать и слышать, болезнь часто появляется из-за ссор родителей.

Позвоночник (боли)

Отсутствие гибкого отношения к жизни, неумение приспосабливаться.

Простуда (заболевание респираторных органов)

Слишком много событий одновременно, смятение и беспорядок.

Рак

Глубокая рана, старинная обида. Великая тайна или горе пожирают, не дают спокойно жить.

Спазмы

Взвинчивание мыслей, порожденное страхом.

Спина (болезнь нижней части)

Страх из-за денег. Отсутствие финансовой поддержки.

Тревожность

Неверие в жизнь и ее естественный процесс.

Угри

Несогласие с собой, отсутствие любви к себе.

Усталость

Сопротивление, скука, занятие нелюбимым делом.

Фригидность

Холестерин (повышенный)

Засорение каналов поступления радости.

Целлюлит

Накопление гнева и самонаказание.

Цистит

Боязнь дать себе свободу. Борьба за старые идеи.

Шея (любые болезни шейного позвоночника)

Нежелание видеть ситуацию со всех сторон.

Щитовидная железа

Ощущение, что жизнь атакует со всех сторон. Чувство униженности.

Язва

Уверенность в своей ущербности. Стремление всем угодить.


  • Что такое психосоматика;
  • История возникновения психосоматической теории;
  • Методика использования таблицы причин болезней Луизы Хей;
  • Болезни и причины их возникновения.

Что такое психосоматика

Тело человека – это сложный механизм, его иногда тяжело понять, но и оно имеет свой особый язык. В нашем организме ничто не возникает просто так.

Как это работает? Объясню на легком примере. Обычная простуда имеет не только внешние, но и внутренние, подсознательные причины. Человек не всегда может контролировать свои эмоциональные реакции на различные жизненные ситуации и очень зря. Испытывая те или иные эмоции, по команде центральной нервной системы, в кровь выделяются определенные гормоны, которые могут как усиливать защитные силы организма, так и вредить иммунитету. В результате сопротивляемость организма к болезням снижается и может развиться заболевание.

Нельзя утверждать, что как только Вы немного позлитесь, то сразу заболеете. Нет, это не так, все зависит от конкретной ситуации, ее анализа и правильных способов решения проблемы.

На сегодня сформирована целая категория для обозначения психосоматических болезней. К ней относятся болезни, причинами которых являются нарушения работы психологических процессов человека, а не физиологических.


История возникновения психосоматической теории

В Древней Греции, Гиппократ исследовал склонность к болезням у разных типов темперамента. Также, его мнение о болезни, как реакции на обстоятельства жизни человека, актуально и по сей день.

Позже, средневековый врач Авиценна, стал первооткрывателем экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний. Он проводил опыты на определение влияния конкретных эмоций на продолжительность жизни.

Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, то мы с удивление узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело Иоганн Хайнрот

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда австрийский психиатр Зигмунд Фрейд сумел вылечить соматическое заболевание методом психотерапии. Это дало толчок к развитию концепции конверсионных нарушений и активного развития психосоматической науки.

В дальнейшем огромное количество ученых разрабатывали много теорий и исследовали психогенные причины возникновения болезней человека.

Методика использования таблицы причин болезней Луизы Хей

Сегодня существует множество классификаций психосоматических болезней. Одну из них, по моему субъективному мнению наиболее удобную для использования, мы сегодня рассмотрим.

Ее создала Луиза Хэй, на основе многих исследований ученых из разных стран мира. В этой таблице представлены большинство распространенных заболеваний человечества, психологические причины их возникновения, а также один из методов лечения болезней – аффирмации.

Аффирмации – это короткое словосочетание или фраза, которая включает в себя вербальную формулу, при многократном повторении которой, происходит закрепление нужного установки в подсознании человека. Используется для улучшения общего психоэмоционального состояния и настройки на правильное позитивное мышление.

Любовь – великое чудодейственное лекарство. Любовь к себе творит в нашей жизни чудеса Луиза Хей

Пользоваться таблицей Луизы Хэй, можно следующим образом:

Выполняя эти простые правила, Вы довольно быстро освоите суть самолечения с помощью аффирмаций.

Таблица Луизы Хэй не является универсальным лечебным средством, но ее использование многими людьми в мире дает уникальные результаты. Стоит понимать и действительно верить в то, что человек сам способен изменить свое состояние, просто поменяв свое стереотипное мышление.

Если Вы никогда не работали с положительными установками, следует выполнять несколько правил:

Болезни и причины их возникновения

1. Психологические отклонения и болезни головы – в зависимости от конкретного случая, основными причинами являются страхи, отсутствие желания решать проблему, самокритика, агрессия, гнев, недоверие к жизни, чувство незащищенности, сдерживания слез, стресс, напряжение.

2. Болезни глаз – разочарование жизнью, страх не выполнить жизненную миссию, неверие в светлое будущее, нежелание видеть семейные проблемы, злобный взгляд на жизнь.

3. ЛОР-заболевания – возникают в результате подавления эмоций, не реализации творческого потенциала, гнев, раздражение, нежелание слышать, не прислушивания к внутреннему голосу, упрямство, невысказанная обида, сдерживание гневных слов, страх высказаться.

4. Расстройства питания – страх, потребность в защите, тревожность, самозащитные реакции разрушающего типа, аутоагрессия, чрезмерная чувствительность.

5. Болезни пищеварительной системы – гнев, нерешительность, страх перед новизной, навязчивая идея контроля всех аспектов жизни, разочарование, сопротивление изменениям, ненависть, злоба, создание препятствий для всего хорошего в жизни, попытки побега от реальности, фрустрация, проблемы, негативные ожидания, влияние прошлого на настоящее, отторжение, чувство вины, неспособность принять решение.

6. Болезни дыхательной системы – отказ брать ответственность за свою жизнь, споры, крик, игнорирование, мстительность, страх жить, сопротивление изменениям, депрессивные проявления, отчаяние.

7. Болезни опорно-двигательного аппарата – недостаточность поддержки, длительное психическое перенапряжение, страх перед будущим, чувство отсутствия поддержки в жизни, отсутствие целостности, упрямство, неспособность вынести тяготы судьбы, отсутствие эмоциональной поддержки, чувство вины, финансовые трудности, лицемерие, застойное мышление, непреклонность, жесткость, чувство вины, ощущение обременения жизнью, беспокойство, страх перед авторитетом, эгоизм, чувство ненужности, чувство недостаточно хорошего внешнего вида, недостаток любви, страх идти вперед, гордыня, подавленный гнев, сильное желание удержать.


8. Болезни мочеполовой системы – страх отпустить человека или событие, критика, разочарование, обозленность, стыдливость, гнев, страх ошибок, тревожность.

11. Кожные заболевания – недовольство жизнью, нелюбовь к себе, подверженность к воздействию окружающими людьми, скрытые страхи, тревога, страх боли, сопротивление, гнев, отстраненность.

12. Болезни эндокринной системы – психический дисбаланс, беспокойство, отсутствие заботы о себе, бедность эмоций, ощущения, что все счастливые моменты жизни уже прошли, унижения.

13. Болезни кровеносной системы – ограничение в радостях жизни ради денег, отсутствие радости, сомнения, гнев разочарование, чувство одиночества и страха, застой в мыслях, нерешенные эмоциональные проблемы, недолюбленность в детстве, одержимость.

14. Нарушения роботы иммунной системы, инфекционные заболевания, – раздражение, неприятие себя, вспыльчивость, зависть, чувство незащищенности, злобные мысли, эгоизм.

15. Другие болезни:

  • Рак – горе, глубокая боль, разрушительное чувство обиды.
  • Опухоли – тотальный акцент внимания на старые обиды, нежелание их отпускать.
  • Хронические болезни – страх перед будущим, страх перемен.

Это далеко не полный перечень проблем и причин возникновения. Каждая из конкретных болезней имеет свою аффирмацию, важно четко определить какая именно Вам нужна, отталкиваясь от узкого индивидуального диагноза.

Чудеса происходят каждый день, стоит только приложить немного усилий и добавить веры. Здоровья Вам и благополучия!

Психосоматика Таблица заболеваний (как лечить, на что обратить внимание)

Каждый недуг в данной таблице заболеваний имеет ссылку на подробное описание психологических причин болезни (просто КЛИКНИТЕ на название заболевания). В каждой открывшейся статье вы найдете примеры случаев работы с психосоматикой заболеваний, которые помогут вам лучше осознать свои переживания и проблемы.

Потому что просто прочитать одну фразу о том, что может быть причиной заболевания, недостаточно. Чтобы исследовать болезнь, нужно погрузиться в познавание причины. Нужен фокус, нужны ощущения. И каждая статья (кликнуть на название заболевания) помогает погрузиться в эти ощущения.

Некоторые статьи ИМЕЮТ ВИДЕО. Конечно, я их буду постепенно снимать и статью дополнять)

Этот список много лет помогает людям осознавать причины заболеваний, надеюсь, он будет полезен и вам!

Таблица и статьи к ней были составлены на основе трудов по психосоматике Р.Г. Хамера ("Новая германская медицина") , Жильбера Рено ("Исцеление воспоминанием"), Клода Саба ("Тотальная биология"), Кристиана Флеша ("Биодекодирование") и моего опыта психосоматики в методе Satori Healing.

Слишком много опасностей вокруг ребенка (так это воспринимает мама). Требуется опека и защита. Огромное беспокойство по пустякам.

Конфликт обесценивания своей внешности. Скрытность, стыд, связанные со вступлением во взрослую жизнь (легко вспомнить, как подростки начинают отдаляться от родителей, скрывая свои увлечения).

Сильный невыраженный гнев (по ссылке смотрите случай аллергии на воду в душе, которая прошла после того, как человек понял, в каких ситуациях он не выражает гнев).

Восстановительная фаза после "конфликта непроглоченного куска". Сначала страстное желание чего-либо, а потом обретение желаемого (или же не!-обретение желаемого, но конфликт-то все равно разрешается).

Глубокое самообесценивание, неуверенность в своих силах. Нет единства в семейном клане, желание уничтожить кого-то в семейном клане (редкая причина, но комментарии показали, что очень даже нет).

Тахикардия, Брадикардия, Трепетание желудочков, Мерцание желудочков.

Самообесценивание, неверие в свои силы. (Тема выглядит довольно просто, но если уж становится глобальной для человека, то проникает повсюду, и здесь уже можно ждать не единичных поражений, а полиартрита).

Обострение боли в суставах см. ниже.

Как осень влияет на обострение болевых ощущений в суставах.

"Перегрев" нервной системы.

Невозможность соединить белое и черное. Страдание от того, что происходит совсем близко. Отказ от подчинения кому-либо.

Сильнейшая усталость и раздражительность матери. Посмотрите статью и комментарии к ней, а также видео и поймете, что все поправимо)

Решение организма находиться в состоянии бодрствования для завершения поставленных задач.

Кто-то стоит за спиной. Нужно следить за тем, что что опасно и рядом. Нежелание видеть то, что происходит вокруг.

Желание замедлить ход времени (ведь брадикардия - это снижение частоты ударов сердца).

Угроза на своей территории и невозможность дышать спокойно. Переживания о насмешках и обсуждениях за спиной. Посмотрите примеры в статье - вы сможете узнать свои истории.

Невыносимая тяжесть; "не могу попасть домой, мама не принимает меня".

Желание очиститься от неприятных воспоминаний, от укоров совести. Необходимость выделиться, быть не таким, как все.

Нарушение связи с Создателем иконфликт отсутствия домашнего очага.

Восстановительная фаза после конфликта непереносимости запахов вокруг и конфликта потери направления.

Основные темы: "кто я (в любом контексте)" и "я не могу защитить свое место (территориальный конфликт)".

Тема голода или нехватки чего-либо.

Переживания о том, что происходит какое-то разделение между людьми, долгая разлука. "Убегание" от секса (в случае с генитальным герпесом).

Тема перфекционизма. Невозможность найти выход из ситуации, определиться с окончательным решением.

1) Тема времени и скорости, 2) Тема несправедливости, 3) Тема защиты.

1) Я закрыл свое сердце от любви. 2) Готовлюсь отвоевать свою территорию.

Темы: приблизить, ускорить какое-то событие. Рассмотреть под лупой, внимательно изучать, пристально рассматривать.

Невыраженная злость, самообесценивание, сожаление об упущенных возможностях.

Страстное желание чего-либо: любви, денег, дорогой вещи, статуса - но при этом невозможность проглотить важный для себя "кусок".

Грипп

Сочетание двух тем - бронхита и насморка

См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Желание помочь страдающему - символически вскормить своим молоком (мастопатия, рак молочной железы). Желание восстановить утраченные связи (рак протоков).

Конфликт разделения между матерью и ребенком.

Периодонтиты (в т.ч. кисты зуба), гингивиты (воспаление десен), пародонтиты (пародонтозы), рак челюсти. Тема: мою речь не слышат.

Вопросы сексуальных отношений, их правильность/неправильность у мамы ребенка.

Очень сильная, глухая злость. Раздражение. Территориальный конфликт с невозможностью защитить свою территорию.

Непонимание + территориальный конфликт + непереваривание (как результат предыдущих двух составляющих).

Две противоречивые команды мозга. Говори и молчи одновременно.

Неуклюжесть, невозможность удержать кого-то, конфликт посредника.

Восстановительная фаза после конфликта невозможности интеллектуально решить задачу.

Разрешение конфликта потери территории.

Разрешение пережеваний, связанных с отсутствием секса. Наконец-то можно пойти в тут сторону, какую хочется.

Темы, связанные со словами: блокировать, разблокировать, закрыть, открыть.

Соперничество с кем-то. Невыносимое подчинение. Долгое стояние на одном месте.

Сильное самообесценивание, отсутствие веры в себя.

Страх смерти. Невозможность дышать.

Невозможность себя защитить от атаки.

Невозможность усидеть на двух стульях.

Напряжение от тяжелой работы. Обязательства, выполняемые на пределе возможностей.

Возвращение материнской функции бабушке; нежелание секса; измена возлюбленного; переживания о женственности.

Необходимость защиты, угроза целостности.

Ощущение, что высасывают всю энергию. Переживания о невозможности забеременеть. "Ненадежность мужчины".

Попытка пройти через непроходимое препятствие; вынужденность подчиниться приказу.

Чувство отчаяния из-за невозможности почувствовать любовь к себе

Посмотрите примеры из статей выше. Причины разные.

Неосознанный запрет самому себе отстаивать свои границы и помечать свою территорию.

Разлука, разъединение, в результате которого человек чувствует сильную душевную боль.

Воздух, которым дышится, окружение, обстоятельства жизни совсем не устраивают.

См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Невыполняемость работы, невозможность справиться с чем-то. Символьные значения каждого пальца руки в тексте статьи.

Темы взаимоотношения с матерью и братьями-сестрами.

Разрешение конфликта низкой самооценки.

Тема голода или нехватки чего-либо.

Необходимость защиты, угроза целостности.

Темы выживания, территориальные конфликты.

Какой ценностью я обладаю с моей или чужой точки зрения. Выбивание двери, которая не

Результат сильнейшей безысходности, близкой к чувству умирания.

Тема непризнания отцом ребенка, лишение имени, наследства. Страдание из-за невозможности получить желаемый "кусок".

Сильное раздражение, гнев и его последствия (история одного случая поллиноза).

Темы выживания (пиелонефрит, почечная недостаточность), территориальные конфликты (камни), ригидность в убеждениях (гломерулонефрит)

Воздух, которым дышится, окружение, обстоятельства жизни совсем не устраивают.

См. также ниже СЕЗОННЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Конфликт обесценивания своей внешности. Скрытность, стыд, связанные со вступлением во взрослую жизнь.

Плечо, локоть ключица, запястье, пальцы рук - разные части тела, разные темы.

Сочетание стресса от изменений, холода и темы смерти (умирание природы осенью).

Восстановительная фаза после конфликта непереносимости запахов вокруг и конфликта потери направления.

Переживания, связанные с матерью и с собственным материнством.

Невозможность дышать свободно и глубоко

Желание ускориться в жизнедеятельности.

Невыносимая тяжесть; "не могу попасть домой, мама не принимает меня"

Страх смерти. Невозможность дышать. Туберкулез легких как восстановительная фаза после рака легких.

Невозможность определить направление, куда двигаться. Кажущаяся неразрешимость навалившихся проблем.

Необходимость пометить свою территорию. Невозможность организовать свою территорию и найти свое место.

Сильная неуверенность в своих интеллектуальных способностях, невозможность повернуть голову в ту сторону, куда хочется.

1) Тема времени и скорости, 2) Тема несправедливости, 3) Тема защиты.

Мой дом не здесь, а где-то еще, мне нужно найти свой дом"; необходимость в создании уюта себе, своим детям.

Отсутствие контроля над жизнью у матери. Желание заботы. Отсутствие контроля со стороны отца. Нежелание терпеть и ждать.

Невероятно сильный, "животный" страх с угрозой на своей территории и одновременно невозможность двигаться.

Женщина считает, что ее не любят, не хотят.

Сильное желание иметь детей. Конфликты с мужчиной.

Страдания из-за потери ребенка, животного. Переживания о невозможности быть с любимым мужчиной, невозможности забеременеть. Общение с подлецом.

Желаю всем здоровья и буду рада, если эта статья "Психосоматика Таблица заболеваний (как лечить)" станет для вас путеводителем по такой важной сфере жизни, как здоровье.

С психологической точки зрения грипп, простуда, инфекционные заболевания возникают вследствие слишком большой зависимости от чужого мнения, общепринятых правил и порядков. У такого человека нарушена устойчивость перед внешними воздействиями, соответственно нарушен и иммунитет, организм не защищен для проникновения инфекции.


Психосоциальные факторы играют решающую роль в течении заболевания и его преодолении. Статистика и кривые заболеваемости показывают взаимосвязь между психическими факторами и развитием и клиникой инфекционных заболеваний. Невротики заболевают инфекциями верхних дыхательных путей в 2–3 раза чаще и болеют ими дольше, чем все население в среднем. Восприимчивость человека к респираторным вирусам зависит от его эмоционального состояния, а структура личности определяет специфическую картину болезни и течение инфекционного заболевания.

Грипп, простуда, инфекционные заболевания с точки зрения психологии

Также насморк – это замаскированные слезы. Постоянные носоглоточные выделения – глубоко спрятанный плач. Внутренняя боль гложет вас, но вы не хотите себе в этом признаться, вы, может быть, носите маску человека, который всем доволен, но душа исподволь плачет и плачет. Где‑то там, в глубине души, кроется этот источник боли. Детские обиды, отвергнутая любовь, недостаток радости в жизни – что является этому причиной? Простить себя и других, принять свое горе как данность и пережить его, найти пути выхода из безрадостной ситуации – и душе будет незачем плакать.

Насморк свидетельствует о внутреннем очищении. Картина болезни всегда указывает на лечение. Удовлетворите требование своей болезни, ослабьте давление. Чего вы больше не в состоянии терпеть? Не сами ли вы давите на себя, тогда как надо прислушаться к своим истинным потребностям, даже если они не отвечают вашим представлениям.

Простуда поражает прежде всего органы дыхания. Посредством дыхания мы вступаем в контакт с окружающей средой. При простуде этот контакт нарушается. Мы либо не воспринимаем запахов, так как заложен нос, либо из‑за распухших миндалин не можем говорить. Это проблема общения, на что указывает и характер заражения. Мы заболеваем из‑за кого‑то. Нарушается равновесие внутренних и внешних коммуникаций.


Научиться доверять себе, не пытаться постоянно угождать другим, выработать собственные жизненные принципы – один из способов укрепить иммунную систему.

Следует обратить внимание на то, к чему вынуждает болезнь, и принять предложенные обстоятельства. Если мы не в состоянии говорить, или высокая температура требует постельного режима, нужно пойти на это и прервать течение повседневности. Это требование собрать силы и заглянуть в себя. Внешние коммуникации нарушаются, чтобы вы позаботились о внутренних.

Что же касается ангины, то миндалины, как часть лимфатического глоточного кольца, относятся к иммунной системе организма. Поскольку большинство возбудителей ангины, включая гемолитический стрептококк, обнаруживаются в глотке и у здоровых людей, считают, что только воздействие дополнительных вредных факторов вызывает ангину. Учитывая частоту ангин, можно было бы считать их совпадение с жизненными кризами случайным. Однако опытные инфекционисты называют среди провоцирующих факторов также и психогенные.

В отношении миндалин особенно важно, что они, как часть лимфатической системы, особенно развитой в детстве, в пубертатном периоде, подвергаются обратному развитию. Таким образом, перемены и более или менее благополучный переход от детства и юности к зрелости происходят в соматической сфере.

Клинические наблюдения подтверждают склонность к учащению ангин в подростковом и юношеском возрасте, когда наступают кризы в перегруженной конфликтами сексуальной сфере.

О том, что болезнь, как внезапный критический прорыв, может быть не только поражением, но и проявлением изменения, переходом к новой ситуации, свидетельствует именно ангина.

Миндалины выполняют защитную функцию, задерживая то, что не должно попасть в организм с пищей и воздухом. Может произойти сильное опухание миндалин, что мешает глотать, вызывая острую боль. Воспаление миндалин указывает на борьбу с чем‑то, нежелание что‑то принять. Что‑то становится поперек горла, не воспринимается. Мы уклоняемся от конфликта. Безболезненное глотание свидетельствует о готовности что‑то принять и усвоить (Теппервайн, 1999).

Какое противоречие вы отстраняете от себя? Против чего вы в настоящий момент боретесь? Выяснив эти обстоятельства, вы должны исследовать подоплеку своего поведения. Что заставляет вас уклоняться от данных обстоятельств? Чаще всего это боязнь не совладать с ними, страх совершить ошибку. Как только вы окажетесь в гуще конфликта, сразу поймете, что мешало вам разрешить проблему. В процессе переживания вы осознаете необоснованность своих страхов. В действительности с вами не может произойти ничего дурного.

А как же мы научились такому способу реагирования, реагирования при помощи тела, в частности, при помощи острых респираторных заболеваний?

Среди психологов есть мнение, что человек, как личность, со своим специфическим отношением к миру, формируется первые три года, до появления первых искорок сознания. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет формирование основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы скелета, на который в более позднем возрасте будет нанизано все остальное (Васютин, 2004).

В ходе дальнейшей жизни происходит, скорее всего, уже не воспитание, а перевоспитание. А оно, естественно, будет являться только заплаткой на старом платье – пусть яркой и красивой, но заплаткой!

Формирование психики человека происходит под влиянием воспитания, которое он получает в процессе своей жизни. И в это понятие, естественно, включаются не только сознательные усилия родителей, но весь тот комплекс воздействий внешней среды, который он испытывает. Но самое главное влияние на него оказывает, конечно же, мать.

И если мама будет очень эмоционально реагировать на какое‑либо событие, то ребенок, видя это, решит, что ему тоже надо скопировать эту реакцию на данный стимул. В дальнейшем этот тип реагирования станет фундаментальным, предпочтительным для данного человека. И то, что в результате получится, потом назовут характером.

Процесс научения, чего бояться и к чему стремиться, начинается уже в животе матери. Ребенок чувствует различные воздействия на себя, слышит различные звуки, идущие от матери снаружи; если мама реагирует на эти воздействия положительными эмоциями, то и он будет относиться к этому благоприятно. Если же мать начинает тревожиться, то и он станет к этому относиться так же.

Все действия грудного ребенка сразу после рождения направлены на выживание. Ему необходимы еда, питье, он должен жить в безопасной среде. Сам он добиться этого не может.

Пока ребенок находится в животе у мамы, он получает желаемое автоматически. Но сразу после родов он попадает во враждебную среду. Кожа начинает сохнуть, раздражаться от прикосновения к предметам, его мучают голод и жажда, глаза раздражаются от сильного света. Естественно, от всего этого ему очень плохо.

И через некоторое время ребенок начинает понимать, что его выживание связано с каким‑то существом, которое почему‑то заботится о нем, делая что‑то, что убирает телесное неблагополучие. Как он будет относиться к этому существу? Будет он делать все, чтобы оно было с ним рядом как можно ближе и чаще? Конечно! Будет он все больше и больше привязываться к нему как к гаранту своего выживания? Безусловно!

Во время кормления грудью ребенок ощущает первое утешение телесного неблагополучия. Кожный контакт с теплым, мягким материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Если же мать игнорирует его, мало уделяет ему своего времени и внимания, то для него это является сигналом опасности. В переживаниях младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и желание быть любимым.

Выбор той или иной линии поведения происходит таким образом, что на имеющейся в мозге модели окружающей среды заранее проигрываются результаты возможных различных действий, с тем, чтобы в соответствии с определенными критериями выбрать оптимальный вариант.

Задача человека как существа биологического – выжить. А для этого его поведение должно быть адекватным тем стимулам, что идут из окружающего мира. В результате своего роста и развития он получает определенный опыт. И уже на этой основе строит собственную шкалу ценностей, которых надо добиваться, и шкалу опасностей, которых нужно избегать.

На формирование этих шкал, естественно, очень сильное влияние оказывает необходимость жить в обществе себе подобных и корректировать свое поведение на основе их требований. Также вполне понятно желание человека тратить на эти цели как можно меньше энергии, потому он вынужден всю жизнь балансировать на грани оптимальной для него адаптации.

Получая положительный или отрицательный опыт при встрече с тем или иным фактором жизни, ребенок приучается в дальнейшем, при встрече с ним, или стремиться к этому, или же избегать его. Если же принять во внимание, что сочетание силы, времени и разнообразия воздействия внешних факторов на каждого человека уникально, то понятно, что шкала ценностей будет у всех совершенно разной.

Если ребенок совершит что‑нибудь, что для него в этом возрасте считается плохим и гадким, то у него может закрепиться негативное отношение к подобному поступку. Человек вырастает, ему много чего уже можно и позволено делать. Общество даже ждет от него, что он будет действовать. Но под влиянием закрепившегося в детстве отношения он бездействует автоматически, не задумываясь над абсурдностью своих страхов, принимая их априори.

Если человеку стыдно за какие‑либо действия, которые, в сущности, не так уж страшны с точки зрения окружающих его людей, это говорит о том, что он все еще себя оценивает на основе архаичных систем, которые сформировались в юном возрасте. И беда в том, что осознать архаичность своих представлений он не может себе позволить, так как само по себе осознавание будет идти через эту систему.

Поэтому, если человек постоянно спотыкается на ровном месте, если в результате своих действий все равно попадает в тупик, если разбитое корыто является итогом всех его начинаний, то это говорит об ущербности его представлений о мире. Таким образом, мы можем с достаточной долей уверенности утверждать: основа очень многих болезней или же нарушений адаптации человека к жизни – неадекватная шкала ценностей.

Была предложена подробная систематика видов эмоций по характеру их переживаний человеком:

1. Положительные эмоции: радость, удовольствие, восторг, умиление и т. д.

2. Нейтральные эмоции: удивление, безразличие, спокойно‑созерцательное настроение и т. д.

3. Отрицательные эмоции: горе, тоска, обида, страх, зависть, горечь.

Для примера представим себе самого обычного современного школьника, который, сидя вечером у окна, ожидает возвращения родителей после продолжительного трудового дня. Что может получить этот ребенок, заболев, скажем, элементарной простудой?

1. У него появляется прекрасная возможность отдохнуть от тяжелой школьной жизни.

3. Мама, которая все время занята на работе, теперь остается с ним и всецело поглощена его желаниями.

Если любовь и внимание в достаточном объеме ребенок получает только во время болезненного состояния, формируется условная связь. В подсознании закладывается информация, свидетельствующая о том, что завладеть вниманием мамы можно только подобным способом.


Человек создан природой настолько мудро, что внутри каждого из нас есть все необходимое для полноценной жизни. Как завершенная биологическая система, своеобразная маленькая вселенная, мы обладаем собственным внутренним знанием о том, как полноценно жить, что для этого делать, куда идти, с кем общаться, какие средства избирать.

Естественно, внутри нас имеется и вся необходимая информация о том, как быть здоровым, как исцелиться. Каковы причины наших болезней, неудач и проблем, как эти причины устранить, каким образом восстановить здоровье и гармонию во всех сферах жизни – вся эта информация в нас есть, поверьте.

Итак, боль, болезнь, недомогание могут расцениваться как сообщение о том, что мы переживаем конфликт эмоций и мыслей, угрожающий нашему выживанию. Чтобы начать процесс исцеления, необходимо понять, действительно ли мы желаем улучшения, потому что это не настолько просто, как кажется. Многие из нас предпочитают выпить таблетку, вместо того чтобы обратить внимание на свое раздражение, или пойти на операцию, но не менять своего поведения. Получая возможность потенциального излечения благодаря какому‑либо лекарству, мы можем обнаружить, что не очень‑то и хотим, или даже отказываемся, продолжать лечение. Мы должны желать выздоровления больше, чем привычных обстановки и поведения во время болезни. Но для нашей болезни могут найтись и скрытые причины, приносящие нам компенсацию и препятствующие полному излечению. Может быть, мы получаем лишние внимание и любовь, когда болеем, а может, мы настолько привыкли к своему недугу, что, лишившись его, мы ощутим пустоту. Возможно, болезнь стала для нас надежным убежищем, чем‑то, где можно спрятать свои страхи. Или так мы пытаемся вызвать чувство вины у кого‑то за то, что с нами произошло, а также наказать себя или избежать своей собственной вины (Шапиро, 2004).

Изучая модели своего поведения и повторяющиеся события в жизни, мы вскоре начинаем понимать, что ничто не является случайным. Даже несмотря на то, что при поверхностном взгляде мы не заметим смысла, копнув глубже, мы обнаружим главный мотив, обусловливающий время и цель для всякой ситуации, в которую мы попадаем, в том числе и ситуации болезни.

Чтобы выявить эти скрытые причины, мы можем задать себе вопрос: способны ли мы представить себя снова здоровыми, как мы будем тогда себя чувствовать? Это нужно сделать в спокойном, расслабленном состоянии, нужно заглянуть в свою душу и быть с собой предельно честными.

На самом ли деле мы хотим быть здоровыми, свободными, ни на что не жаловаться? Не иметь особенных причин для того, чтобы другие любили нас? Можем ли мы представить себя без своей проблемы? Чем нам компенсируется наша болезнь? Что бы мы почувствовали, если бы кто‑то предложил нам лекарство?

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:

  • определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни;
  • найти пути удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).


Подумайте о своей болезни, с которой вы хотите поработать. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите список всего того, что вам приходится терпеть в жизни: дождь, солнце, прохладное или жаркое помещение, цвет носков, маленький или высокий рост партнера по браку, собственная лень, муж‑алкоголик, перхоть в волосах, проблемы в правительстве, пожары в Африке и Сибири, отсутствие денег. Плохое место службы. Необходимо уточнить, что именно плохо: далеко от дома, напряженный рабочий день, вредный начальник. Ограничений нет. На составление списка вам дается 5, реже 10 минут.

После написания списка возьмите другой лист бумаги и разделите все написанное на 2 группы, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…

2. Это я терплю и не хочу терпеть, потому что…

Рекомендуется при разделении про себя проговаривать каждую фразу и завершать ее.

После завершения этого раздела продолжите работу со списком того, что вы терпеть не хотите. Ее также предлагается разделить на 2 группы:

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю как изменить.

2.2. Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать.

Затем возьмите второй список и попробуйте ответить на вопросы:

За пять минут попробуйте, используя любые подручные предметы, создать портрет (скульптуру) своей болезни.

  • Что болезнь значит для вас?
  • Что означает для вас избавиться от болезни?
  • Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
  • Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
  • Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
  • Чего болезнь помогает вам избежать?
  • Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
  • Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
  • Каким вы были до того, как появилась болезнь?
  • Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
  • Как все изменилось после того, как появилась болезнь?
  • Что произойдет, когда не будет болезни?
  • После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
  • У кого еще когда‑нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?

Ирина Малкина-Пых "Простудные заболевания"

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.