Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний в стоматологии

Эндоскопические обследования все активнее внедряются в медицинскую практику, в том числе, в работе поликлинического звена медицинской помощи. Преимущества эндоскопических манипуляций неоспоримы, но наряду с этим при проведении диагностических и лечебных процедур существует реальная опасность заражения. Она бывает обусловлена микротравматизацией слизистых оболочек и возможным механическим переносом микроорганизмов при загрязнении(контаминация) эндоскопов (О. Груздева и соавт.,2011г.). Сообщения о фактах возникновения инфекционных заболеваний у пациентов после проведения эндоскопических процедур встречаются преимущественно в зарубежной литературе и стали появляться уже в начале 70-х годов прошлого столетия.

Профилактика инфекционных осложнений при проведении эндоскопических процедур имеет особое значение в повседневной работе медицинской сестры эндоскопического подразделения.

Основными руководящими документами по профилактике инфекционных заболеваний при проведении эндоскопических обследований в настоящее время являются:

1. Медодические указания МУ 3.5.1937-04 ≪Очистка, дезинфекция и стерилизация эндоскопов и инструментов к ним≫;

2. Санитарные правила(СП) п.3.1.1275-03 от 02.04.2003года;

3. Федеральный закон №52-ФЗ ≪О санитароном-эпидемиологическом благополучии населения≫ от 30 марта 1999 года.

При очистке, дезинфекции эндоскопов, стерилизации инструментов к ним используются необходимые средства, разрешенные к использованию в Российской Федерации, в установленном порядке, имеющие разрешение и соответствующий сертификат. Необходимо учитывать рекомендации изготовителей эндоскопов и инструментов к ним, готовить медицинский персонал для работы

в помещениях для обработки эндоскопической аппаратуры.

В нашем эндоскопическом центре обработка эндоскопической аппаратуры производится в ручном и автоматическом режиме (используется моечная машина фирмы ≪Clintop≫). Используются химические средства, преимущественно отечественного производства (Офаль, ЭКОН-ДЭЗ, ЭКОБРИЗ-окси, Лизарин, ВЕЛТОЛЕН и др.). Обработкой занимаются медицинские сестры, которые прошли обучение и соответствующий инструктаж, соблюдается этапность обработки фиброэндоскопов: предварительная очистка, проведение теста на герметичность, окончательная очистка, ополаскивание и сушка, дезинфекция высокого уровня(ДВУ), ополаскивание и сушка аппаратов после ДВУ. Хранятся эндоскопы в условиях исключающих микробную контаминацию аппаратов и

инструментов к ним. В год выполняется более 10300 циклов дезинфекции высокого уровня, около 18% из них выполнены в моечной машине автоматически, остальные в режиме ручной обработки.

Нагрузка на персонал и ответственность медицинских сестер в аспекте качественного проведения дезинфекции очевидна. Работа в моечных для эндоскопов и инструментов к ним связана с вредным воздействием применяемых дезинфектантов на дыхательные

пути, глаза и кожу. С целью уменьшить это воздействие на работников, мы используем скользящий график работы медицинских сестер в моечной, для этого нужно достаточное количество работающих. В нашем случае, медицинская сестра работает в моечном секторе не более одной смены в неделю. Текучесть (увольняемость) среднегомедперсонала в эндоскопическом центре не превышает

Контроль качества дезинфекции эндоскопов проводится не реже 1 раза в квартал, как в плановом, так и во внеплановом порядке. Смывы и посевы делаются из всех эксплуатируемых эндоскопов на момент проведения бактериологического контроля, в год выполняется 150-230 бактериологических посевов. В одном случае(2010г.) в смыве из оплетки гастроскопа были выявлены грибы рода Candida, что потребовало проведения ремонта в одной из процедурных и улучшения условий вентиляции. Контрольные посевы материала показали отсутствие грибов на эндоскопах.

Таким образом, вопросы профилакти инфекционных ятрогенных заболеваний в работе медицинской сестры эндоскопического подразделения занимают ведущее место, требуют знаний и высокой ответственности, трудоемки, заслуживают внимания и автоматизации процессов дезинфекции эндоскопического оборудования.

Литература.

1. Груздева О., Гвелесиани Г., Уварова А. //Результаты исследования эндоскопического оборудования. СЭС., 2011.-№7.-с.27-28.

[youtube.player]

Ятрогенные заболевания проявляются главным образом невротическими реакциями, включающими различные варианты вегетативной дисфункции. В зависимости от характера психотравмы и особенностей личности вегетативные расстройства могут иметь генерализованный характер или выражаться преимущественной дисфункцией сердечнососудистой (аритмия сердца, изменения АД и др.), пищеварительной (изжога, рвота, расстройства стула) и других систем в сочетании с различными патол. ощущениями и депрессивным состоянием.

Основной метод лечения ятрогений - психотерапия, дополняемая при необходимости симптоматическим лечением - применением транквилизаторов, антидепрессантов и других психотропных средств. Недопустимо сообщать больному, что заболевание у него отсутствует и лечиться не надо. Медработники должны помнить, что ятрогения - это заболевание, требующее тщательного изучения особенностей личности больного, знания его социальной среды. При тяжелом течении ятрогенных заболеваний требуется помощь психотерапевта или психиатра.

Прогноз ятрогений в большинстве случаев благоприятный, при своевременной и правильной терапии выздоровление наступает через несколько недель или месяцев. Позднее распознавание ятрогенных заболеваний способствует затяжному ее течению и ухудшает прогноз.

Профилактика начинается с высоконравственного, гуманистического воспитания медиков в процессе их обучения и деятельности, с глубокого усвоения будущими медработниками принципов мед. деонтологии, в основе которых лежат чуткое отношение, сострадание к больному. Медработники должны сознавать ответственность за "словесную асептику", необходимость постоянного контроля своего поведения (интонаций, взглядов, жестов), к-рое может быть неправильно истолковано пациентом. Продуманным должно быть содержание выдаваемой больным мед. документации. Особую осторожность надо проявлять при оказании медпомощи самим медработникам, у которых ятрогении относительно часты, а их лечение представляет трудности в связи с нередко повышенной устойчивостью к психотерапии. Для предупреждения ятрогенных заболеваний необходимо проводить систематическую воспитательную работу со всем персоналом, общающимся с больными. Система мед. воспитания населения должна исключать поверхностное, дилетантское обучение самодиагностике, способствующее распространению ятрогенных заболеваний.

Несколько правил для предотвращения ятрогенных заболеваний

  • 1. Исходить из приоритета качества жизни. Если "болезнь есть ограниченная в своей свободе жизнь" (К. Маркс), то обследование и лекарство не должны быть хуже самой болезни.
  • 2. Многие деонтологические проблемы могут быть решены при рациональном информировании больных.
  • 3. При постановке диагноза следует опираться на классические неврологические топико-диагностические критерии. Параклинические исследования должны использоваться как вспомогательные компоненты постановки диагноза. Использование этих методов должно рассматриваться сквозь призму прогноза: внесет ли тот или иной метод сколько-либо значительный вклад в улучшение прогноза и качества лечения больного.
  • 4. Стремиться к тому, чтобы при минимальном параклиническом обследовании получить максимум информации. Показания к назначению инвазивных методов исследования должны быть строго обоснованы.
  • 5. Внедрение в практику диагностических и лечебных стандартов (протоколов), основанных на новейших достижениях науки, и творческое их использование.
  • 6. При встрече с больным врачу следует задаваться вопросом не "Какой препарат мне следует выписать?", а "Какова причина жалоб пациента?" и "Как я могу ему помочь?"
  • 7. Прежде чем начать медикаментозное лечение, разобраться, не нарушаются ли элементарные гигиенические нормативы (рациональная организация режима труда и отдыха, сон, занятия спортом, прием определенных пищевых продуктов, курение, избыточное употребление кофе, других "допингов"), и попытаться их отрегулировать. Многие заболевания являются "самоограничивающимися" и без применения лекарственных средств самостоятельно проходят.
  • 8. Избегать полипрагмазии. Выбрать основное заболевание в "букете" болезней и ключевые звенья патогенеза и воздействовать на них, отдавая предпочтение препаратам, хорошо проявившим себя на протяжении не менее 5 лет, и препаратам, отвечающим требованиям доказательной медицины. Строгий учет осложнений фармакотерапии и извещение о них соответствующих инстанций.
  • 9. Начинать лечение психотропными препаратами с малых доз, постепенно повышая их до эффективных (титрование дозы), и с постепенной их отменой. У пожилых лиц, учитывая измененную фармакокинетику, стараться применять лекарства в дозе меньше рекомендованной и с более длительным интервалом. Предпочтение отдавать пролонгированным препаратам.

[youtube.player]

Тема занятия: Дезинфекция и стерилизация в ортопедической стоматологии. Средства защиты медицинского персонала. Профилактика инфекционных и ятрогенных заболеваний.

Значение изучения темы: Микроорганизмы попадают на инструменты при контакте с кровью и слюной пациентов, с твердыми тканями зуба, с аэрозолем во время работы турбины, а также при контакте с другими инструментами и веществами. Загрязненными являются не только использованные, но и открытые, подготовленные к работе инструменты представляют опасность как для пациентов, так и для врача и персонала. С юридической и медицинской точек зрения врач обязан применять при лечении только стерильные инструменты. Поэтому после завершения лечения использованные инструменты немедленно немедленно должны быть подвергнуты дезинфекции в емкости с дезинфицирующим, очищающим и обладающим антикоррозионным действием раствором или в термическом дезинфекторе. Очистка и пробы на наличие остатков проводятся только после завершения дезинфекции. Следующая за дезинфекцией, очисткой и высушиванием стерилизация инструментов обеспечивает надежную защиту пациентов и персонала. При выборе метода и препарата для дезинфекции, а также способа стерилизации надо обращать внимание на указания изготовителя инструментов.

Цели обучения:

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций:

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые аспекты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско – правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности новых современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9).

Учебная цель:

-знать этапы проведения обработки медицинского инструментария после его применения, основы дезинфекции медицинского кабинета, оборудования и белья;

- уметь произвести дезинфекционную и стерилизационную обработку медицинского кабинета, инструментария, оборудования и белья;

- иметь представление о ятрогенных и инфекционных заболеваний.

Место проведения практического занятия: стоматологическая поликлиника КрасГМУ, фантомный класс ортопедической стоматологии, зуботехническая лаборатория.

Структура содержания темы:

Аннотация темы:

Инфекционные болезни всегда представляли опасность как для пациентов, так и для стоматологов, которые имеют постоянный контакт с кровью и слюной больных.

Все медицинские работники должны быть вакцинированы против гепатита В, не привитые проходят обследование на Hbs-Ag и антитела к вирусу гепатита С один раз в год.
Хирургические стоматологические бригады, в том числе врачи-стоматологи, проводящие хирургические вмешательства на пародонте, ежеквартально обследуются на носительство патогенного золотистого стафилококка и в случае положительных результатов подлежат санации.
Врач-стоматолог во время первого посещения пациента должен тщательно собрать эпидемиологический анамнез и, при необходимости, направить пациента на обследование крови по микроосадочной реакции с кардиолипиновым антигеном на сифилис, гепатит В и С. При положительной микрореакции с кардиолипиновым антигеном направляется извещение в кожно-венерологический диспансер по месту жительства пациента и в территориальный центр санэпиднадзора.
Для профилактики инфекционных заболеваний и уничтожения патогенных микроорганизмов в клинике весь медицинский инструментарий, оборудование и медицинское помещение подвергается специальной обработке.

Этапы медицинской обработки инструментария клинике:

Дезинфекция - это совокупность способов полного, частичного или селективного уничтожения потенциально патогенных для человека микроорганизмов на объектах внешней среды с целью разрыва путей передачи возбудителя инфекционных заболеваний, но не обязательно спор бактерий, с неживых объектов или кожного покрова до уровня, не представляющего опасность для здоровья.

1) не режущие стоматологические инструменты из металла и стекла;


2) режущие стоматологические инструменты (боры, диски, фрезы);


3) стоматологические наконечники;


4) инструменты и другие изделия из пластмассы и резины;


5) медицинские приборы, аппараты, оборудование (стоматологический столик, стоматологическое кресло, стоматологическая установка);


6) сантехническое оборудование (раковины, дверные ручки, вентили водопроводных кранов);


7) материал для уборки;

8) помещения, предметы обстановки.

1. Физические (кипячение);


2. Химические (дезинфицирующие средства)


Дезинфекция стоматологического инструментария. Дезинфекции подвергается весь стоматологический инструментарий и изделия, используемые при работе с пациентом, как правило химическими методами, путем полного погружения в раствор.

Для изделий и их частей, несоприкасающихся непосредственно со слизистой оболочкой рта пациента (наконечники, световоды ламп и др.) может быть использован метод 2-кратного протирания (до и после окончания работы с каждым пациентом) 70° спиртом или 3 % раствором хлорамина.


Наконечники к бормашинам после каждого пациента снимают и тщательно протирают наружные поверхности и канал для бора до и сразу после использования стерильным тампоном, смоченным 3 % раствором хлорамина или 70° спиртом.


Карпульные металлические инъекторы дезинфицируют до и после использования путем протирания стерильным ватным шариком, смоченным 70° спиртом.



Дезинфекция помещений. Во врачебных кабинетах и прочих помещениях для снижения обсемененности рабочих поверхностей и воздуха условно-патогенной и патогенной микрофлорой проводят влажную уборку и кварцевание до и после смены, а также в конце рабочего дня.


Текущую уборку (врачебных столиков и кресел) проводят после каждого больного.


Бактерицидные ультрафиолетовые лампы БУВ включают на 30 мин. Не менее чем за 30 мин до начала работы включают приточную, а затем и вытяжную вентиляцию.

Влажную уборку помещений с дезинфекцией во врачебных кабинетах, зуботехнических лабораториях проводят ежедневно: до работы, во время (обеденный перерыв) или между сменами и в конце рабочего дня. Применяется 3 % раствор перекиси водорода и 0,5 % раствор моющего средства. Вначале обрабатывают стены, окна, двери, рабочие столы, шкафы.



Генеральная уборка помещений в хирургических, перевязочных и пародонтологических кабинетах (при проведении малых операций) проводится один раз в неделю, в остальных кабинетах — раз в месяц.

Отработанный материал из плевательницы и одноразовый мелкий инструментарий заливают 20 % хлорно-извест-ковым молоком на 1 ч, или 10 % раствором гипохлорида кальция, или 3 % раствором хлорамина, а затем сбрасывают в мусоросборник.



Плевательницы после каждого больного подвергают обработке 3 % раствором хлорамина или хлорной извести. В конце рабочей смены их погружают в эти же растворы на 1 ч в специально выделенной емкости.

Фартуки клеенчатые после приема каждого больного протирают ветошью, смоченной в 3 % растворе хлорамина.



Дезинфекция медицинской одежды и белья.


Стирка спецодежды производится централизованно. Спецодежду меняют не реже 2 раз в неделю, а в хирургии ежедневно.
На стоматологическом приеме на каждого пациента используют стерильные разовые перчатки, которые затем подвергают дезинфекции по режиму отработанного материала и выбрасывают.



Этап предстерилизационной обработки

Предстериллизационная обработка – это метод очистки медицинского инструментария предусматривающий удаление с изделий белковых, жировых, механических загрязнений и лекарственных препаратов ручным или же механизированным способом.

Предстериллизационная обработка складывается из ряда этапов:

1. Промывание под проточной водой.


2. Замачивание в моющем растворе (Лотос, Лотос - автомат, Астра, Айна, Маричка, Прогресс – на основе перекиси водорода и моющего средства) - 40-60 минут. Чистку осуществляют при помощи специального ершика или марлевой ветоши, после замачивания.


3. Ополаскивание под проточной водой.

4. Ополаскивание дистиллированной водой.


5. Сушка инструментов.

6. Проведение контроля качества предстерилизационной обработки.

Этап стерилизационной обработки

Стерилизацию изделий медицинского назначения проводят с целью умерщвления на них всех патогенных и непатогенных микроорганизмов, в том числе их споровых форм.

Стерилизация – это полное освобождение каких-либо предметов от микроорганизмов и их спор, путем воздействия на них физическими или химическими факторами.



Физические методы стерилизации.

1. Паровой метод.

Стерилизующим средством является водяной насыщенный пар под избыточным давлением 0,05 МПа - 0,21 МПа, температурой 110-135º С; стерилизацию осуществляют в паровых стерилизаторах (автоклавах).

Режимы стерилизации: 2атм.-30мин., 1,5атм. – 45 мин., 1,1 атм. – 1 час.

Паровым методом стерилизуют общие хирургические и специальные инструменты, детали приборов и аппаратов из коррозионностойких металлов, стекла, шприцы с пометкой 200 º С, хирургическое белье, перевязочный и шовный материал, изделия из резин (перчатки, трубки, катетеры, зонды и т.д.), латекса, изделия из пластмасс.


2. Воздушный метод.

При воздушном методе стерилизации стерилизующим средством является сухой горячий воздух, стерилизацию осуществляют в воздушных стерилизаторах.
Режим стерилизации 180 С – 1 час.


3. Гласперленовый метод.

Проводится в стерилизаторах, стерилизующим средством в которых является среда нагретых стеклянных шариков (гласперленовые шариковые стерилизаторы), стерилизуют изделия, применяемые в стоматологии (боры зубные, головки алмазные, дрильборы, а также рабочие части гладилок, экскаваторов, зондов и др.). Изделия стерилизуют в неупакованном виде по режимам, указанным в инструкции по эксплуатации конкретного стерилизатора, разрешенного для применения.


Химические методы стерилизации:

Стерилизация растворами антисептиков (р-р 96% спирта, 6% перекись водорода).

2. Газовая стерилизация (в герметичных камерах, действующими агентами является пары формалина и окись этилена).

Профилактика ВИЧ-инфекции и гепатита В в клинике ортопедической стоматологии

Опасность распространения ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний связана с кровью и слюной. Наиболее высок риск проникновения инфекции при повреждениях кожи и слизистой оболочки полости рта. Подготовка зубов под искусственные коронки сопряжена с травмой десневого края во время расширения десневой бороздки и сошлифовывания твердых тканей режущим инструментом. Проведение инфильтрационной и проводниковой анестезии также является фактором риска.

Для профилактики ВИЧ-инфекции и гепатита В необходимо соблюдать определенные меры.

1. Тщательно изучить анамнез пациента.

2. При одонтопрепарировании врач должен работать с пылеуловителем и слюноотсосом использовать индивидуальные средства защиты: маску, резиновые перчатки, защитные очки или пластиковый шлем.

3. Оттиски, протезы и другие материалы из клиники следует тщательно очистить от крови, слюны и подвергнуть дезинфекции перед передачей в лабораторию.

4. При работе с режущим инструментом соблюдать осторожность, чтобы не повредить кожные покровы рук.

5. При анестезии пользоваться одноразовыми шприцами, стерильными растворами антисептиков, одноразовыми канюлямивместо одноразовых игл.

6. Применять специальные режимы стерилизации наконечников после каждого больного. Наконечник нужно промыть сильной струей воды, затем тщательно вытереть, высушить и обработать антисептиком.

7. Соблюдать режимы дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, применяемых повторно инструментов и материалов (ОСТ 42-21-85).

8. При работе с ВИЧ-инфицированными пациентами пользоваться двойными перчатками.

9. Раны на коже, экзематозные повреждения должны прикрываться непроницаемыми для воды повязками. Случайно попавшие на поврежденную кожу кровь и другие физиологические жидкости пациента должны быть смыты большим количеством теплой проточной воды без очищения щеткой.

Явления ятрогении в клинике ортопедической стоматологии.


В ходе обследования и лечения между врачом и пациентом устанавливаются определенные отношения, рассматривая которые, следует остановиться на понятии ятрогений.

Это нарушения психогенного характера в состоянии здоровья, возникающие как следствие неправильного толкования слов, поведения и действий врача и других медицинских работников.

При ятрогении возможно появление чисто невротических реакций с новыми для данного больного симптомами, так и усугубление ощущений, связанных с имеющейся другой болезнью. Необходимо иметь в виду, что у соответственно настроенного пациента ятрогения может возникнуть без вмешательства медицинского работника. Однако в основе большинства ятрогенных заболеваний лежит непродуманное (ошибочное) действие или некорректное поведение врача. Люди, обращающиеся за помощью к врачу, прислушиваются к его словам, следят за выражением лица, интонацией голоса. Достаточно нахмуриться или покачать головой, чтобы пациент увидел в этом недобрый знак. Врач должен уметь владеть своим словом, но и его молчание не должно быть бессловесным. Пациент часто не понимает цели определенных исследований, методов лечения, их следует объяснить в доступной форме. Говоря о прогнозе заболевания, следует всегда делать упор на благоприятные моменты. По возможности так организовать свой прием, чтобы не было большого скопления пациентов перед кабинетом в коридоре, так как большинство людей любят беседовать о своих болезнях, и иногда начинаются поиски сходных признаков заболевания, обнаруживают их у себя. Все вопросы обследования, лечения, реабилитации врач должен самостоятельно решать с каждым пациентом, не перекладывая это на средний медицинский персонал, который вследствие недостаточной медицинской подготовки может неправильно информировать больного.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

Определение понятий ятрогении и врачебной ошибки. Анализ особенностей привлечения медицинского работника к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Анализ специфики современных ятрогений, а также врачебных ошибок в стоматологии.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.02.2017
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Западно Казахстанский Государственный Медицинский университет

Имени Марата Оспанова

Кафедра: Патологической анатомии с курсом судебной медицины

Самостоятельная работа студента

Дисциплина: Патологическая анатомия

Тема: Ятрогенная патология в стоматологической практике

Подготовила: Сарсенбаева А.

Проверила: Ахметова С.Ж.

1. Врачебная ошибка

2. Особенности современных ятрогений

3. Врачебные ошибки в стоматологии

Ятрогения (греч. Iatros - врач, Genes - порождаемый, возникающий) - болезни ятрогенные, этот термин имеет 2 значения: 1. заболевание ятрогенное - болезни возникающие в связи с неосто- рожными высказываниями врачей или других представителей медицинского персонала, оказавшими действие на психику больного. 2. Патология терапии - патологические состояния и болезни, обусловленные диагностическими, профилактическими и лечебными действиями.

Современная медицина характеризуется необычно широким и не всегда достаточно оправданным применением разнообразных силь-но действующих препаратов, биологически активных веществ, им-мунодепрессантов, многочисленных инструментальных методов исследования, выполнением сложных оперативных вмешательств и т.д.

Врачебная ошибка - это неумышленное действие или бездействие медицинского работника (лечащего врача), субъективно характеризующееся как, преступная самонадеянность или преступная небрежность, по отношению к исполнению своих обязанностей, в отношении обратившегося за медицинской помощью, причинившее последнему физический, материальный или моральный вред.

Врачебная ошибка -- неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике.

Однако с этими определениями нельзя согласиться. Складывается впечатление, что подобные определения составлены теми, кто давно уже профессионально деформировался как врач и превратился в рубщика мяса и для них человек всего лишь выпускаемая ими продукция, которую в случае некачественного исполнения можно поменять .

Если медицинский работник (лечащий врач) будет добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям, грамотно применять полученные им знания, постоянно повышать уровень своей квалификации, на имеющемся уровне развития медицины, то вероятность совершения врачебной ошибки будет минимальна.

Врачебная ошибка может содержать преступную самонадеянность, но чаще всего небрежность содержащую состав уголовно наказуемого, административного правонарушения, этического проступка, ставшее следствием неосторожных действий (бездействия), несчастного случая, ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, непреодолимой силы или добросовестного заблуждением в отношении естественного развития болезни или нежелательных последствий лечения.

Под небрежностью понимают те ситуации, когда лечащий врач не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий или бездействия для пациента, хотя при необходимой внимательности, предусмотрительности и должном отношении к своим профессиональным обязанностям и долгу, он был обязан и должен был предвидеть эти последствия. Профессионализм медицинских работников выражается в том, что на занимаемой должности врач обязан знать не только определенный раздел медицины, но и смежные с ней разделы медицины.

Чтобы привлечь медицинского работника к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности, необходимо доказать наличие причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, то есть факт виновности в совершенной врачебной ошибке. А это очень сложно.

Медицинская помощь оказывается в полном соответствии со стандартами диагностики и лечения конкретной болезни. При доказывании врачебной ошибки, необходимо установить недостатки оказания медицинской помощи, медицинских услуг, несоответствие действий медицинского работника существующим в современной медицине правилам, нормам, стандартам.

В случае смерти пациента, при проведении экспертизы устанавливается причина, приведшая к летальному исходу.Патологоанатомическая экспертиза при вскрытии производится в отделениях лечебно-профилактических учреждений в соответствии с законодательством в следующих случаях: при невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания приведшего к смерти, при подозрении на передозировку или непереносимость лекарств или диагностических препаратов; в случаях смерти, связанных с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий во время или после операции переливания крови.

2. Особенности современных ятрогений

Недостаточная информированность больного и непонимание им своего заболевания и лечения Разнообразные лекарственные ятрогении (развившиеся по объективным и субъективным причинам) - 50-70% ятрогений Из них 35% - при соблюдении стандартов, а около 50% были предотвратимы Риск в 3 раза выше у больных старше 60 лет.

Существует несколько классификационных схем ятрогений, пред- ложенных разными авторами, но наиболее полной является клас-сификация предложена П.Ф. Калитиевским с соавторами в основе которой лежит систематизация причин возникновения ятрогений. Авторы выделяют следующие причины:

I Ятрогении, связанные с лечением.

1. Обусловленные побочным действием лекарственных средств или их индивидуальной непереносимостью

2. Обусловленные неадекватным или ошибочным применением лекарственных средств

1. Обусловленные риском и тяжестью оперативного вмешатель- ства или анестезии

2. Обусловленные погрешностями техники операции и анестезии или неправильным выбором хирургических методов и тактики

В. Связанные с физическими методами лечения

1. Обусловленные побочным действием (непосредственным или отдаленным) лучевого или других физических методов лече-ния или их индивидуальной непереносимостью

2. Обусловленные неадекватным или неправильным применением лучевого или других методов лечения или или неисправностью аппаратуры.

II Связанные с диагностическими исследованиями

1. Обусловленные риском применения самого диагностического метода и различных диагностических средств 5

2. Обусловленные погрешностями при проведении манипуляций или неисправностью аппаратуры.

3. Избыточные диагностические исследования

III Ятрогении связанные с профилактическими мероприятиями, главным образом прививками

1. Обусловленные риском побочного действия апрепарата или самого метода

2. Обусловленные ошибками при проведении профилактических мероприятий

IV. Информационные ятрогении

1. Обусловленные неблагоприятным воздействием медицинского работника на психическое состояние больного

2. Обусловленные широкой медицинской информацией

3. Обусловленные применением лекарств, в настоящее время не назначенных больному (самолечение)

V. Ятрогенные псевдоболезни

1. Статистически регистрируемые, но не приводящие к вредным последствиям для пациентов.

2. Установление ошибочного диагноза привело к вредным последствиям для больного

VI . Прочие ятрогении

В.В. Некачалов предлагает разделить ятрогении на 3 категории, что позволяет определить их место в клиническом и патологоанатомиче-ском диагнозе - в виде основного заболевания, осложнения или сопутствующего процесса.

Ятрогения 1 категории - патологические процессы, реакции, не связанные патогенетически с основным заболеванием или его ос-ложнением и не играющие существенной роли в общей танатоло-гической оценке случая. В диагнозе ятрогения 1 категории занимает место сопутствующего заболевания.

Ятрогения 2 категории - патологические процессы, реакции и осложнения, обусловленные медицинским воздействием, проведен-ным по обоснованным показаниям и выполненные правильно

Ятрогения 3 категории - патологические процессы, необычные смертельные реакции, в т.ч. обусловленные неадекватными, оши-бочными или неправильными медицинскими воздействиями, явив-шиеся причиной летального исхода.

В диагнозе ятрогении 3 категории занимают место основной причины смерти (основного заболевания). Заболевания, по поводу которых были предприняты медицинские воздействия, занимают место второго заболевания в комбинированном основном диагнозе.

3. Врачебные ошибки в стоматологии

В идеале стоматолог должен подробно обсуждать с пациентом стратегию лечения, информировать его о существовании альтернативных методов, четко предупреждать о возможных последствиях тех или иных манипуляций. Сознательно выбирая рискованный метод лечения, пациент снимает с врача ответственность за неудовлетворительный результат лечения -- говорить о врачебной ошибке в данном случае было бы явной несправедливостью.

Конечно, ошибки стоматолога тоже имеют место быть. Например, бывает, что врач недостаточно тщательно препарирует полость зуба или пломбирует корневые каналы. И даже если причина этому отсутствие современного оборудования -- пациенту это не поможет, ведь в результате плохого лечения у него вполне вероятно разовьется вторичный кариес. Распространенными ошибками также являются неправильный выбор препаратов для анестезии, неправильно поставленный диагноз, неправильная установка имплантанта зуба, попытка сохранить зуб, явно подлежащий удалению, чрезмерное лечение зубов, при котором требуется снять коронки так далее. ятрогения врачебный ошибка ответственность

Ошибки, допущенные при диагностике и лечении стоматологических больных, нередко приводят к развитию нейростоматологических заболеваний. Диагностика их чрезвычайно сложна и разнообразна, поскольку они характеризуются как неврологической, так и стоматологической симптоматикой. Больные годами безуспешно обследуются и лечатся у различных специалистов -- стоматологов, невропатологов, оториноларингологов, и в конечном счете это ведет к психологической, а затем и к физиологической дезадаптации, депрессии, потере трудоспособности, снижению качества жизни.

Целью настоящей работы явился анализ врачебных ошибок, ведущих к развитию неврологических осложнений. Наши 13-летние наблюдения за больными с нейростоматологическими заболеваниями позволили выделить среди них ятрогенные, связанные с врачебными ошибками. Наиболее типичные из них отражены в разработанной нами классификации.Классификация врачебных ошибок, ведущих к развитию нейростоматологических заболеваний.

I. Диагностические ошибки:1.Несвоевременная диагностика из-за:а) некомпетентности врача в области нейростоматологии;б) недооценки неврологических жалоб стоматологических больных;в) желания врача скрыть свою ошибку от больного и руководства лечебно-профилактического учреждения.2. Неправильная диагностика из-за:а) недостаточной квалификации врача, незнания схемы обследования неврологического больного;б) невнимательности врача при обследовании;в) недостаточного применения дополнительных методов обследования.

II. Ошибки лечебного характера:1.Чрезмерное выведение пломбировочного материала за верхушку корня зуба.2.Осложнения местного обезболивания (ранение нерва, мышцы).3.Грубое, травматичное, множественное удаление зубов.4.Незаконченное удаление зубов.5. Неправильная обработка краев лунки после удаления зуба.6.Длительные стоматологические манипуляции в полости рта без использования роторасширителя.7.Необоснованные оперативные вмешательства при отсутствии показаний.8.Осложнения операций на альвеолярном отростке, в том числе -- имплантации.9.Неэффективное лечение патологических реакций на введение карпульных анестетиков.10.Нерациональное протезирование зубов.11.Осложнения ортодонтического лечения.12. Неадекватное или не в полном объеме лечение развившегося неврологического осложнения.

III. Организационные ошибки:1.Недооценка неврологических осложнений врачами и руководством поликлиник или частных клиник.2.Недостаточное использование консультативной помощи врачей смежных специальностей.3.Несвоевременное направление больных с нейростоматологическими заболеваниями на консультацию и лечение к специалисту.4.Отсутствие в крупных городах центров или отделений нейростоматологии.В настоящей работе приведены результаты анализа 112 амбулаторных карт больных с нейростоматологическими заболеваниями (исключая истинную невралгию тройничного нерва) за последние 3 года, которые в 60 (53,6%) случаях связаны с врачебными ошибками.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.