Профилактика инфекционных заболеваний в период эпидемии

Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

регулярно проветриваются учебные помещения;

ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

проводится противобактериальная обработку туалетов;

соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.— распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.— попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются,, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

соблюдение чистоты учебных помещений;

выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;

содержание в порядке общественных туалетов;

своевременное опорожнение мусорных ящиков;

строгий контроль за личной гигиеной школьников;

правильную организацию питьевого режима в школе;

ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.

Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.

Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.

Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.

Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.

Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.

Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.

Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).

В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

Профилактика гриппа и орви.

Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

на каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;

проводить уроки на улице (вне помещений).

Если уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) продолжает расти, по решению органов осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится приостановление учебного процесса в классе или школе. Возобновление обучения после приостановления учебного процесса в классе или школе должно сопровождаться усилением санитарно-противоэпидемических мер в общеобразовательном учреждении. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа К основным методам защиты населения от гриппа относят: вакцинопрофилактику с использованием различных типов вакцин в предэпидемический период; неспецифическую профилактику гриппа с использованием медицинских иммунобиологических и других препаратов; экстренную профилактику заболеваний в период эпидемий гриппа. Для специфической профилактики сезонного гриппа используют гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вирусов A(H1N1), A(H3N2) и В, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. В рамках Национального календаря прививок иммунизация против сезонного гриппа в Российской Федерации проводится ежегодно следующим категориям населения: детям, посещающим дошкольные учреждения, учащимся 1-11 классов, студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослым старше 60 лет.

В связи с пандемией гриппа типа А(H1N1)09 ВОЗ рекомендует проведение вакцинопрофилактики:

Лицам, подверженным повышенному риску заражения: - детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ; - школьникам; - медицинским работникам; - работникам сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинским контингентам.

Лицам, предрасположенным к развитию осложнений после гриппа: - детям до 5 лет, но особенно детям до 2 лет; - лицам от 65 лет и старше; - беременным женщинам; - лицам, у которых имеются следующие заболевания: рак; заболевания сердца и крови; хронические заболевания лёгких; диабет; болезни печени, почек; неврологические и нейромышечные расстройства; ослабленная иммунная система (включая больных СПИДом).

Неспецифическая профилактика гриппа включает использование медицинских иммунобиологических, противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и других препаратов, разрешенных к применению и зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!

[youtube.player]

Характерная особенность инфекционных заболеваний (эпидемий), – это массовые заболевания данной болезнью на определённой территории в короткое время. Для развития эпидемии необходимы три условия: наличие источника инфекции; наличие механизма передачи; восприимчивость населения к данной инфекционной болезни. Если исключить из этой цепи хотя бы один фактор, эпидемический процесс прекращается или не развивается. Предупредительные мероприятия проводятся по двум направлениям.

Первое направление - повышение устойчивости населения к инфекционным заболеваниям. Это достигается путём прививок предохранительными вакцинами, введением в организм специальных сывороток или гаммаглобулина. Вакцины представляют собой ослабленные болезнетворные микробы, при введении в организм которых вырабатывается состояние невосприимчивости к данному заболеванию.

Второе направление – воздействие на источник инфекции, чтобы уменьшить заражение внешней среды, локализовать распространение микробов. Необходимо как можно раннее выявление носителей бактерий и их изоляция. Эффективный метод предупреждения распространения болезнетворных микробов - дезинфекция, т. е. уничтожение микробов во внешней среде. Для этого применяют различные химические вещества: хлорную известь, хлорамин, лизол, перекись водорода, карболовую кислоту и др. Обработке подлежат предметы и помещения, где находился больной. Одежда, бельё и постельные принадлежности больного обеззараживаются в специальных камерах.

В результате распространения на местности болезнетворных микро-организмов и токсинов могут образоваться зоны биологического заражения и очаги биологического поражения.

Зоной биологического заражения называют территорию, на которой распространились биологически опасные вещества и заражённые переносчики инфекционных заболеваний.

Очагом биологического поражения (ОПБ) принято называть территорию, в пределах которой под действием биологически опасных веществ произошли массовые поражения людей и животных.

Зона биологического заражения наносится на карту жёлтой сплошной линией. Границы зоны биологического заражения определяются сначала приближённо по данным наблюдений и опроса. В связи с быстрым распространением заболеваний вторичная граница зоны биологического заражения может быстро и значительно изменяться во времени.

Размеры очага биологического поражения зависят от быстроты обнаружения инфекции, своевременности проведения профилактических мероприятий, обеззараживания и лечения.

К поражённым относятся заболевшие и люди, имевшие контакт с поражёнными или соприкасавшиеся с заражёнными предметами.

Чтобы прекратить распространение эпидемии, в очаге биологического поражения осуществляют комплекс лечебно-профилактических мероприятий и устанавливают карантин. На территории зоны биологического заражения и в прилегающих районах вводится режим обсервации.

Карантин – система строгих противоэпидемических мер изоляции всего очага биологического поражения и ликвидации в нём инфекционного заболевания. Для этого организуется комендантская служба. Выезд из очага и вывоз имущества запрещается. Население разбивается на мелкие группы, за которыми ведётся медицинское наблюдение.

Проводятся необходимые санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, дезинфекция (уничтожение болезнетворных микробов) и дератизация (уничтожение грызунов и других переносчиков), санитарная обработка населения.

Доставка в ОБП продовольствия и имущества производится под строгим контролем. Сроки карантина определяются длительностью инкубационного периода инфекционного заболевания. Карантин исчисляется с момента изоляции последнего потенциального больного.

Обсервация – специально организуемое медицинское наблюдение и система ограничительных мер, целью которых является предупреждение распространения инфекционных заболеваний. Заболевших выявляют путём опроса и наблюдения, медицинских обследований. Проводятся профилактические прививки. Особое место отводится личной гигиене. Сроки обсервации определяются сроками карантина.

Существует реальная угроза возникновения эпидемий различных инфекционных заболеваний. Поэтому проблемы санитарной обстановки в стране и охраны здоровья населения являются предметом постоянной заботы со стороны государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

Как защитить детей от гриппа? И как не заболеть взрослым?

Все знают, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Но всегда ли мы, взрослые, уделяем достаточное внимание предотвращению гриппа и ОРЗ у наших детей? Все ли мы делаем для того, чтобы "простудное" время года не стало угрозой для здоровья нашего ребенка?

Правило 1. Мыть руки

Большинство вирусов передается через непосредственный контакт: больной человек чихает или кашляет, прикрывая рот рукой, а потом прикасается этими же руками к ручкам двери, деньгам, поверхности стола, телефонной трубке или рукам другого человека. В период эпидемии гриппа чистота рук особенно важна. Чтобы не допустить попадания вирусов в организм, следует как можно чаще (не менее 5 раз в день) мыть руки с мылом, тщательно намыливая их не менее секунд и смывая проточной водой.

Факт! Если вода и мыло оказываются недоступны, можно протирать руки специальным антибактериальным гелем, который продается в аптеке или супермаркете. Расскажите ребенку, что гель нужно нанести на руки и подождать, пока он высохнет. Для очищения рук можно пользоваться также влажными салфетками для рук, пропитанными спиртом.

Объясните ребенку, насколько важно для здоровья часто и правильно мыть руки — это снизит вероятность попадания инфекции в детский организм.

Правило 2. Не трогать лицо

Объясните ребенку, что слизистые оболочки являются наиболее благоприятной средой для инфекций, поэтому в период эпидемии особенно важно не трогать руками рот, нос и глаза: вирусы попадают в организм именно этим путем.

Правило 3. Не контактировать с больными

Следует приучать детей держаться подальше от заболевших людей, даже если это их друзья. Объясните ребенку, что инфекция может попасть в его организм даже на расстоянии, и если он будет находиться рядом с теми, кто чихает или кашляет, то может заболеть и сам.

Правило 4. Вести здоровый образ жизни

Рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе и полноценный сон помогут укрепить детский иммунитет и, следовательно, обеспечат более эффективное противостояние его организма вирусным инфекциям.

Физическая нагрузка также поможет предупредить вирусные заболевания. Особенно полезны лыжный спорт и спортивные игры на открытом воздухе, так как свежий воздух препятствует распространению инфекций. Закалить организм помогут плавание и различные водные процедуры.

Правило 5. Увлажнять воздух


Центральное отопление сушит воздух в помещении, что приводит к сухости слизистых оболочек носа, рта и миндалин, и они перестают справляться с микробами.

Для профилактики вирусных заболеваний необходимо следить за уровнем влажности воздуха в помещении — он должен быть около 50%. Купите гигрометр — этот полезный прибор показывает влажность воздуха. При влажности более 60% возможно появление плесени на кухне и на стенах комнат, а при влажности менее 40% перегретый сухой воздух делает человеческий организм особенно уязвимым для вирусных инфекций.

Факт! В период эпидемии гриппа следует чаще проводить дома влажную уборку помещения и чистить раковину на кухне и в ванной. Полотенца для рук следует менять не реже, чем каждые 3 дня, а стирать их в горячей воде.

В холодное время года снизьте температуру в вашем доме на 5°С и при необходимости используйте увлажнитель воздуха — это поможет поддерживать в жилом помещении полезный для здоровья уровень влажности. Регулярное проветривание помещения также является необходимой профилактической мерой в сезон гриппа и простуд.

Правило 6. Принимать витамин С

Факт! Для укрепления иммунитета можно заваривать ребенку оздоровительные чаи из трав — мяты, иван-чая, чабреца, ромашки, листьев смородины, липового цвета. Добавление в травяной чай ложки меда сделает его еще полезнее.

Важнейший для профилактики гриппа витамин С содержится в красных, желтых и темно-зеленых овощах: сладком перце, шпинате, брокколи, помидорах, а также в цветной и квашеной капусте. Его много в киви и в цитрусовых: апельсинах, мандаринах, грейпфрутах, лимонах.

Хорошей витаминной поддержкой для ребенка будет отвар шиповника, в который можно добавить мед, и домашние ягодные морсы — из клюквы, черной смородины, брусники.

Факт! Замечательным профилактическим средством от инфекций является чеснок — в период эпидемии гриппа его следует употреблять ежедневно.

Правило 7. Полезный микроэлемент

Доказано, что цинк обладает антиоксидантными свойствами и хорошо стимулирует иммунную систему, поэтому в период эпидемии гриппа и ОРВИ продукты питания, богатые цинком, должны обязательно входить в рацион школьника. Цинк содержится в мясе, яйцах, семенах льна, отрубях и орехах, семечки тыквы и подсолнечника, но особенно много его в морепродуктах — устрицах и мидиях.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Статья предоставлена сайтом "Медзапрос",
журнал "Страна здоровья"

[youtube.player]


Профилактика инфекционных заболеваний, как правило, бывает несложной. При этом простые меры предосторожности помогают предотвратить серьезные проблемы, поскольку болезни, вызываемые патогенными микроорганизмами, намного проще предупредить, чем лечить.

Виды инфекционных заболеваний

В медицине классификация инфекционных заболеваний производится по типу возбудителя. Исходя из этого, болезни бывают:

  1. Вирусными. Эти микроорганизмы могут провоцировать начало серьезных эпидемий. Они же вызывают простудные болезни и иногда даже приводят к развитию опухолей.
  2. Бактериальными. Некоторые типы бактерий необходимы для корректной работы организма, но есть и опасные виды. Последние вызывают заболевания разной локализации и отличной степени тяжести. Из-за них, к примеру, может потребоваться профилактика менингококковой инфекции.
  3. Хламидийными. Это бактерии, которые умеют развивать устойчивость к антибактериальным медикаментам. Они провоцируют воспаления органов мочеполовой системы, легких, трахомы.
  4. Микоплазменными. Данный вид бактерий не имеет клеточных стенок, но все равно может серьезно навредить респираторной или мочеполовой системе.
  5. Риккетсиозными. Существуют в нескольких формах и вызывают тяжелые патологии.
  6. Спирохетозными. Очень подвижные спиральные бактерии, которые являются частью здоровой флоры ротовой полости, но способные вызывать сифилис, тиф, лептоспироз.
  7. Микозными. Этот вид инфекционных болезней вызывают грибки.
  8. Протозийными. Развивающимися в результате жизнедеятельности одноклеточных паразитов – амеб, лямблий, балантидий.
  9. Гельминтозными. Такие инфекции появляется из-за глистов, которые, как правило, живут в кишечнике, но могут также поражать легкие, мозг, печень.

Методы профилактики инфекционных заболеваний


Их существует немало. Основные меры профилактики инфекционных заболеваний выглядят так:

  1. Вакцинация. После введения в организм антигенного материала, повышается его сопротивляемость к разным возбудителям.
  2. Иммунизация. Это универсальная профилактика инфекционных заболеваний. Она помогает укрепить иммунитет и предполагает прием витаминных комплексов, полноценное здоровое питание, соблюдение основных правил гигиены.
  3. Изоляция больных.
  4. Химиопрофилактика. Такая профилактика инфекционных заболеваний проводится для того, чтобы остановить размножение возбудителей и предупредить рецидив или осложнения болезни.

Суть метода – в искусственном создании иммунитета. Специфические меры профилактики инфекций предполагают воспроизведение естественных процессов, которые запускаются в организме при проникновении в него возбудителя. Они бывают трех видов:

  1. Активная. Данный тип профилактики заключается во введении вакцин с живыми, но ослабленными или мертвыми патогенными микроорганизмами. Благодаря этому иммунитет начинает вырабатывать антитела. На развитие устойчивости организма может уйти 3 – 4 недели.
  2. Пассивная. Проводится, как правило, в период эпидемий, когда ждать результатов вакцинации некогда. Заключается пассивная профилактика инфекционных заболеваний во введении в организм уже готовых антител.
  3. Активно-пассивная. Смесь двух вышеописанных видов превентивных мер. В организм пациента вводится и вакцина, и сыворотка с антителами. Последние живут не очень долго, но нескольких недель хватает для начала формирования иммунитета.

Представляет собой комплекс действий, влияющих на распространение возбудителей. Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний заключается в следующем:

  • регулярном проветривании помещений;
  • мытье рук;
  • избегании мест большого скопления людей;
  • использовании предметов индивидуальной защиты;
  • закаливании;
  • повышении общего иммунитета.

Профилактика сложных инфекционных заболеваний включает и карантин – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контакта здоровых людей с больными. Масштабы и сроки его варьируются в зависимости от типа заболевания, его распространенности. Единственное общее правило для всех болезней – снимается карантин только после того, как пройдет максимальный инкубационный период недуга после выздоровления последнего зафиксированного больного.

Такая превентивная мера представляет собой комплекс медицинских мероприятий, которые осуществляются в отношении зараженных людей. Экстренная профилактика инфекционных заболеваний проводится сразу после проникновения возбудителя в организм с целью предупредить его дальнейшее развитие. Она бывает:

  • общей (неспецифической);
  • специфической.

Последняя проводится после того, как будет установлен тип поразившей организм инфекции и определена его чувствительность к медикаментам. Параллельно со специфическими препаратами пациентам, как правило, выписывают антигистамины и иммуномодуляторы. Для неспецифической экстренной профилактики используются лекарства широкого спектра действия – такие, как:

Основные инфекционные заболевания и их профилактика


В зависимости от путей передачи принято выделять такие группы инфекций:

  • передающиеся фекально-оральным путем;
  • воздушно-капельным;
  • через переносчиков;
  • посредством контакта с зараженной кровью;
  • контактно-бытовым путем.

Основные инфекционные заболевания – их классификация и профилактика – контролируются на государственном уровне. При необходимости в случаях эпидемий населению предоставляются вакцины, обеспечивается охрана и дезинфекция окружающей среды. В особо тяжелых случаях пациентам может быть оказана не только медицинская, но и социальная, трудовая или психологическая помощь.

Превентивные меры очень просты. Профилактика ВИЧ-инфекции и других болезней, передающихся половым путем, заключается в соблюдении следующих правил:

  1. Во время полового акта обязательно следует использовать презервативы.
  2. Следует стараться избегать беспорядочных сексуальных контактов и проявлять разборчивость в половой жизни.
  3. Оба партнера должны соблюдать нормы интимной гигиены.

Экстренные меры профилактики ВИЧ-инфекции и прочих половых недугов нужно предпринимать сразу после полового акта без презерватива со случайным партнером или при деформации контрацептивного средства. Самые эффективные проверенные средства:

Тяжелые последствия болезней можно предотвратить, если вовремя их выявить, но намного проще не допустить недугов. Профилактика острых кишечных инфекций заключается в следующем:

  1. К выбору продуктов питания нужно подходить тщательно. Не стоит покупать еду в подозрительных местах.
  2. Пища должна быть хорошо приготовленной. Нельзя пренебрегать термической обработкой.
  3. Следует соблюдать все правила хранения продуктов питания.
  4. Горячие блюда желательно есть сразу после приготовления. В противном случае при охлаждении в них начинают активно размножаться микробы.
  5. Перед едой обязательно нужно мыть руки.
  6. Для приготовления важно использовать только чистую воду.

Превентивные меры похожи на профилактику кишечных инфекций. Как избежать ротавирусной инфекции:

  1. Пить только очищенную или кипяченую воду.
  2. Купаться в одобренных санэпидстанцией местах, но даже здесь не стоит заглатывать воду.
  3. Желательно, чтобы у каждого члена семьи и компании был собственный набор посуды.
  4. Дома регулярно нужно проводить влажную уборку с применением дезинфектора.
  5. Во время эпидемий следует избегать мест большого скопления людей, а при появлении жалоб сразу же обращаться к специалисту.


Самая эффективная профилактика вирусных инфекций – вакцинация. Кроме того, защитить себя от патогенных микроорганизмов можно, придерживаясь здорового образа жизни, правильно организовывая свой день, укрепляя иммунитет, избегая контакта с больными людьми и посещения мест большого скопления людей во время эпидемий, соблюдая все основные правила личной гигиены.

Медицинский персонал обязан четко соблюдать все санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования. Профилактика парентеральных инфекций включает в себя применение качественных антисептических средств, обязательную стерилизацию инструментов. Все манипуляции с пациентами должны проводиться в перчатках и масках. Еще как избежать инфекционных заболеваний? Каждый сотрудник больницы в обязательном порядке должен проходить вакцинацию от таких болезней, как дифтерия, гепатит В, грипп и прочих.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.