Профилактика инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях

Противоэпидемические мероприятия в зоне действия и близлежащих районах должны быть направлены на нейтрализацию источников инфекции, разрыв путей и механизмов передачи возбудителей, повышение невосприимчивости жителей, снижение возможности развития тех или иных форм инфекционных заболеваний, ослабление действия на людей различных экстремальных факторов. В зависимости от климатогеографических условий, времени года, вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия среди населения можно ожидать распространения вирусного гепатита, брюшного тифа, дизентерии и других острых кишечных инфекций, а также природно-очаговых заболеваний (чумы, сибирской язвы, туляремии, лептоспироза и др.). Не исключена возможность возникновения и других заболеваний, для профилактики которых необходимы особые мероприятия.

Противоэпидемические мероприятия- комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.

Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:

• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятиятаковы:

• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;

• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболеваний среди населения. Они характеризуются следующимиособенностями:

• наличием инфекционных больных среди пострадавших и возможностью ускоренного распространения инфекции;

• активизацией механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах ЧС;

• продолжительностью заражающего действия невыявленных источников и появлением длительно действующих очагов;

• сложностью индикации и диагностики инфекционных очагов;

• наличием минимального инкубационного периода в результате постоянного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистентности и большая инфицирующая доза возбудителей.

Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы:

• патогенность инфекционного агента;

• контагиозность (выраженная контагиозным индексом);

• количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь;

• количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации);

• размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный).

В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и присущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления) В зонах катастроф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может возникнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.

Основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага таковы:

• регистрация и оповещение;

• эпидемиологическое обследование и санитарноэпидемиологическая разведка;

• выявление, изоляция и госпитализация заболевших;

• общая и специальная экстренная профилактика;

• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

• выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за поражённым населением;

Регистрация и оповещение.Всех выявленных больных и подозрительных по заболеванию лиц берут на специальный учёт. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещён главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возникновении высококонтагиозных инфекций оповещают также население райо-на катастрофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.

Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка.Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подвергнут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. Эпидемиологическое обследование очагавключает следующие разделы работы:

• анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам;

• уточнение эпидемиологической обстановки среди оставшегося населения в зоне катастрофы, местах его размещения;

• опрос и обследование больных и здоровых;

• визуальное и лабораторное обследование внешней среды;

• определение объектов, экономически ухудшающих санитарногигиеническую и эпидемиологическую обстановку в очаге бедствия;

• опрос медицинских (ветеринарных) работников, представителей местного населения;

• обследование санитарного состояния населённых пунктов, источников воды, коммунальных и пищевых объектов и др.;

• отработка собранных материалов и установление причинноследственных связей в соответствии с имеющимися данными о типе эпидемии при конкретной инфекции.

Санитарно-эпидемиологическая разведка- сбор и передача сведений о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС. В задачисанитарно-эпидемиологической разведки входят следующие:

• выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространённости инфекционных заболеваний;

• установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;

• обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в неё населённых пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений;

• оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах ЧС.

В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят врач-гигиенист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врачбактериолог, лаборант, водитель.

Санитарно-эпидемическое состояние района.На основе полученных данных производят оценку состояния района. Оно может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

• Благополучное состояние:

- отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний;

- наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;

- эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей;

- удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения;

• Неустойчивое состояние:

- рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению;

- появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению.

• Неблагополучное состояние:

- появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения;

- многочисленные заболевания неизвестной этиологии;

- возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями.

• Чрезвычайное состояние:

- резкое нарастание в короткий срок количества опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;

- наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями;

- активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.Выявление, изоляция и госпитализация заболевших.Коллектив, в котором обнаружен первый случай заболевания, должен стать объектом тщательного наблюдения. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов, а в случае подозрения на инфекционное заболевание - изолировать и госпитализировать заболевших.

Своевременное раннее изъятие больного из коллектива служит кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции.

Режимно-ограничительные мероприятия.В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляют комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяют на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возложены на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.

Карантин- система временных организационных, режимноограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводят при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, болезнью Марбург и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, жёл- той лихорадкой, туляремией, сапом, миелоидозом, сыпным тифом, бруцеллёзом, пситтакозом должен быть введён режим карантина.

Обсервация- режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебнопрофилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограни-

чение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Обсервацию вводят в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием, т.е. при появлении групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

Обсервацию и карантин отменяют по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, после проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

Экстренная профилактика- комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Её проводят немедленно после установления факта бактериального заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.

В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту заражённых.

Экстренную профилактику подразделяют на общую и специальную.До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводят общую, а после установления вида микроба-возбудителя - специальную экстренную профилактику.

В качестве средств общей экстренной профилактики используют антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний (табл. 9.1). Продолжительность курса общей экстренной профилактики зависит от времени, необходимого для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 сут.

В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудитель, выделенный от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учётом результатов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики зависит от нозологической формы заболевания (срока инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения) и свойств назначаемого противомикробного препарата.

Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики отдают санитарно-противоэпидемические комиссии.

Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуют проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

Обеззараживание очаговосуществляют силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путём проведения текущей и заключительной дезинфекции.

Дезинфекция- уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Её можно проводить физическими, химическими и комбинированными способами. Дезинфекцию осуществляют дезинфекционные группы. Одна такая группа в составе дезинсектора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна обработать 25 квартир площадью 60 м 2 каждая.

Обеззараживание территории, зданий и санитарную обработку населения проводит коммунально-техническая служба.

Дезинсекция- уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней). Её проводят физическими и химическими способами. Основным считают химический способ - обработку объектов инсектицидами.

Дератизация- уничтожение грызунов (как источник возбудителей инфекционных болезней). Её проводят механическими и химическими способами.

Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - служба водоснабжения. Контроль качества обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Таблица 9.1.Схема общей экстренной профилактики

Препарат Способ применения Разовая доза, г Кратность применения в сутки Средняя доза на курс профилактики, г Средняя продолжительность курса профилактики, сут
Доксициклин Внутрь 0,2 1,0
Рифампицин Внутрь 0,6 3,0
Тетрациклин Внутрь 0,5 7,5

Чрезвычайно важное мероприятие - выявление бактерионосителей.Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпидемиологических очагах выявлены носители (тифо-паратифозных инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним проводят мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих.

Кроме того, существуют мероприятия по усиленному медицинскому наблюдению за личным составом спасательных формирований.

Для проведения широкой и эффективной санитарно-разъяснительной работыследует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарногигиенических правил и других мер личной защиты.

Для обеспечения быстрого реагирования и проведения неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе ЧС на базе учреждений санитарно-эпидемиологической службы создают гигиенические и противоэпидемические бригады постоянной готовности и группы эпидемиологической разведки,из которых могут создаваться санитарно-эпидемиологические отряды. Профиль и состав бригад зависят от возможностей учреждения и характера основной деятельности.

| следующая лекция ==>
ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ | ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 1432 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

[youtube.player]

4. Основные организационные меры противоэпидемического

обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций

4.1. Для организации противоэпидемического обеспечения в условиях ЧС органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должны владеть следующей информацией о пострадавшей территории:

- число погибших и пострадавших в результате ЧС;

- инфекционная заболеваемость с анализом, выделением актуальной проблематики и определением очагов природных инфекций;

- перечень сибиреязвенных захоронений и их состояние;

- охват иммунизацией населения как в рамках национального календаря, так и в рамках календаря по эпидемическим показаниям;

- основные социально значимые объекты (детские сады, школы, больницы и др.), количество и пропускная способность банно-прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники, включая дезинфекционные камеры. Потребность определяется из расчета ежедневной санитарной обработки 10% эвакуированного населения;

- число медицинских учреждений, в том числе принимающих инфекционных больных, их коечная емкость, укомплектованность медицинскими кадрами, состояние данных объектов в условиях ЧС;

- наличие организаций, осуществляющих услуги по дезинфекции (дератизации, дезинсекции) и наличие запасов дезинфекционных средств;

- наличие резерва средств экстренной профилактики (иммунобиологические и лекарственные препараты, средства индивидуальной защиты) для населения;

- наличие планов по развертыванию дополнительных коек, в том числе инфекционного профиля.

4.2. При планируемом перемещении населения из зоны ЧС необходимо иметь следующую информацию:

- график отправки людей с указанием времени, места сбора и вида используемого транспорта;

- численность формируемых групп, контингент и маршруты движения;

- места прибытия (конечные точки маршрутов для расчета питания и обеспечения в пути следования, а также для передачи информации в курирующий территориальный орган);

- число сопровождающих лиц, в том числе медицинских работников.

4.3. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на пострадавшей территории, должны немедленно разработать план противоэпидемического обеспечения конкретной территории в условиях ЧС (далее - План) и согласовать его с Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

В Плане необходимо предусмотреть разделы с указанием ответственных лиц и исполнителей в соответствии с основными направлениями противоэпидемической работы (п. 3.9).

Положения Плана могут вноситься в общий План действий на уровне субъекта Российской Федерации и закрепляться решением чрезвычайных комиссий или других координирующих органов.

План является динамичным документом и актуализируется по мере развития ситуации.

При составлении Плана необходимо использовать имеющиеся документы - программы и планы по санитарной охране территории, ликвидации очагов опасных инфекционных болезней, оперативного оповещения на территории и другие документы.

Отдельным приложением к Плану должен быть порядок оперативного реагирования при возникновении случаев, подозрительных на опасное инфекционное заболевание.

Комплекс мер по реагированию должен быть основан на действующих методических документах с учетом ситуации.

4.4. В зоне ЧС, как правило, формируется оперативный межведомственный штаб, возглавляемый представителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором обязательно принимают участие представители органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.5. Противоэпидемические мероприятия в населенных пунктах, а также при следовании лиц из зоны ЧС авиатранспортом, автотранспортом и водным транспортом организуются закрепленными территориальными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Противоэпидемические мероприятия в отношении лиц, следующих железнодорожным транспортом, организуются органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте.

4.6. Территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на этапах перемещения (эвакуации) населения организуют:

- оценку и контроль за соблюдением санитарных требований к размещению эвакуированного населения;

- участие в выборе и оборудовании помещений в местах отправки, прибытия и окончательного размещения, а также санитарно-эпидемиологический надзор за ними;

- проведение медицинских осмотров эвакуируемых и мероприятий по санитарной обработке;

- контроль за проведением профилактических мер по эпидемическим показаниям (иммунизация, экстренная профилактика);

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за местами питания и водоснабжения.

Лица, ответственные за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых, должны иметь постоянную связь с ответственными представителями органов, осуществляющих эвакуацию пострадавшего населения.

4.7. При оценке условий размещения пострадавшего населения органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, руководствуются действующими нормативными правовыми и методическими документами.

4.8. Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:

- выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации;

- установление медицинского наблюдения за контактными лицами;

- организацию контроля за питанием, обеспечением доброкачественной питьевой водой;

- проведение дезинфекционных мероприятий.

При перевозке организованных групп населения должно быть предусмотрено медицинское сопровождение.

Рекомендуемое число медицинских работников, сопровождающих пострадавшее население в пути следования, определяется из расчета:

- до 300 человек - фельдшер и медицинская сестра;

- от 300 до 500 человек - врач и медсестра;

- от 500 до 1 000 человек - врач и 2 медсестры.

Рекомендуемое число медицинского персонала должно быть увеличено при эвакуации детских групп и больных.

В пути следования более 1 суток должно быть предусмотрено горячее питание либо силами местных и железнодорожных предприятий общественного питания, либо с помощью полевых кухонь.

4.9. При появлении в пути следования больных с подозрением на инфекционное заболевание противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся в соответствии с действующими нормативными правовыми и методическими документами в зависимости от предполагаемой нозологической формы.

4.10. В местах прибытия пострадавшего населения органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор:

- участвуют в выборе территорий для размещения пострадавших, организуют санитарно-эпидемиологический надзор в ПВР и в местах длительного расселения;

- организуют комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение завоза и распространения инфекционных и паразитарных болезней, включающий проведение иммунизации по эпидемическим показаниям, прием средств экстренной профилактики, дезинфекционные обработки;

- участвуют в подготовке медицинских организаций к приему инфекционных больных, в том числе в обучении медицинского персонала;

- участвуют в формировании и актуализации эпидемического резерва территории;

- проводят эпидемиологическое расследование и организуют проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больных инфекционными и паразитарными болезнями в соответствии с действующими нормативными правовыми и методическими документами.

4.11. Территориальные органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, задействованные в мероприятиях по санитарно-противоэпидемическому обеспечению в зоне ЧС, ежедневно докладывают о ситуации и проведенных мероприятиях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

[youtube.player]

Возникновении массовых вспышек инфекционных

Больным на догоспитальном и госпитальном этапах при

Организация медицинской помощи инфекционным

Характер инфекционной заболеваемости населения в рай­онах стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций опреде­ляет направленность действий специалистов санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения.

Прежде всего, медицинские работники и само население должны знать, какие инфекции являются опасными или особо опас­ными для человека, находящегося в экстремальных условиях.

В повседневной жизни населения любого района или адми­нистративной территории может постоянно возникать спородиче-ская заболеваемость дизентерией, коклюшем и другими инфекция­ми, способными вызывать эпидемические вспышки при запоздалом, не полном и некачественном проведении противоэпидемических мероприятий.

В экстремальный условиях, при крупных землетрясениях, катастрофических затоплениях, экологических катастрофах и дру­гих бедствиях большинство инфекционных болезней потенциально опасны в плане развития серьезных эпидемиологических осложне­ний.

В период и после происшедших стихийных бедствий и ката­строф происходит резкое ухудшение социально-бытовых условий жизни людей, появляется большое число пораженных, которые тре­буют госпитализации. У пораженных и среди населения значитель­но снижаются показатели естественной резистентности организма, возникают стрессовые состояния. Население лишается жилья, пить-

евой воды, нарушается водо- и энергоснабжение, ухудшается орга­низация питания, работа банно-прачечных учреждений и т.д.

Резкое ухудшение санитарно-гигиенических условий обост­ряет эпидемическую ситуацию по инфекциям, которые имели ранее эндемический характер, а завоз инфекции из вне спасателями и дру­гими прибывающими лицами приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контакты с окружаю­щими. Активизируются природные очаги.

Методы, применяемые для поиска источников инфекции и выявления контактных лиц, будут различными, в зависимости от того, будет ли это эпидемический очаг с единичными или множест­венными случаями заболевания и одна ли инфекция или несколько в одном и том же коллективе.

Практически все инфекционные болезни, имеющие тенден­цию к распространению, следует считать опасными, а некоторые -особо опасными. К особо опасным инфекциям необходимо отнести заболевания, возбудители которых отличаются высокой вирулент­ностью, устойчивостью во внешней среде, длительной выживаемо­стью в пищевых продуктах и воде, на предметах обихода и могут передаваться различными путями. Инфекционные заболевания, вы­зываемые ими, протекают в тяжелой клинической форме, сопрово­ждаются частыми осложнениями и характеризуются высокой ле­тальностью. К ним следует отнести: чуму (легочную форму), холе­ру, сибирскую язву (генерализованную форму), мелиоидоз, желтую лихорадку, геморрагические лихорадки (Ласса, Марбург, Эбола и

Инфекционные заболевания, которые в чрезвычайных си­туациях имеют тенденцию к быстрому распространению и могут вызвать эпидемические вспышки, можно отнести к опасным и раз­делить на четыре группы по преимущественным механизмам пере­дачи возбудителя (табл. 2).

В связи с тем, что перечисленные инфекционные болезни отнесены к особо опасным и опасным инфекциям, на всех этапах медицинской эвакуации до установления окончательного диагноза должен соблюдаться строгий противоэпидемический режим. На до­госпитальном этапе основная тяжесть работ по организации и ока­занию экстренной медицинской помощи инфекционным больным ложится на медицинских работников местных ЛПУ часто не имею­щих необходимых сил и средств, сохранившееся в зоне катастроф

амбулаторно-поликлиническое звено, бригады скорой медицинской помощи, прибывающие врачебно-сестринские бригады. При опре­деленных условиях к этой работе могут привлекаться инфекцион­ные бригады экстренной специализированной медицинской помо­щи, создаваемые на основании решения региональных органов здравоохранения на базе республиканских, областных, городских инфекционных больниц, инфекционных отделений многопрофиль­ных больниц.

Опасные инфекционные заболевания, вызывающие эпидемические вспышки в чрезвычайных ситуациях.


Исходы заболеваний опасными инфекциями будут опреде­ляться не только подготовленностью младшего и среднего меди­цинского персонала, врачей всех специальностей к лечебно-диагностической работе с инфекционными больными и своевремен­ностью проведения профилактических и противоэпидемических ме­роприятий, но и правильной организацией медицинской помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе. Территориальная служба медицины катастроф должна быть готова к увеличению "обычной" инфекционной заболеваемости (острые кишечные ин­фекции и др.), обострению хронических инфекций, своевременно не

распознанных (дизентерия, бруцеллез и др.), а также появлению больных с сочетанными инфекционными заболеваниями.

Особенностью медицинской помощи инфекционным боль­ным является ее связь с проведением комплексных противоэпиде­мических мероприятий, направленных на предотвращение распро­странения инфекционных заболеваний.

В организации противоэпидемических мероприятий особое место занимает активное выявление инфекционных больных, кото­рое в эпидемическом очаге проводится врачебно-сестринскими бри­гадами при опросе населения и осмотре больных или подозритель­ных на инфекционное заболевание, с одновременным отбором ма­териала для бактериологического исследования в лабораториях цен­тров гигиены и эпидемиологии.

Диагностика инфекционных болезней на этапах медицин­ской эвакуации может оказаться очень трудной. Эти трудности бу­дут связаны не только с необходимостью распознать заболевание в ранние сроки по его начальным признакам до развития типичной клинической картины, со своеобразием клинических проявлений, но, главным образом, с наличием многообразных источников зара­жения и необычными путями заражения. На клиническое течение некоторых инфекционных болезней могут оказать существенное влияние предварительные профилактические прививки или экс­тренная профилактика антибиотиками широкого спектра действия.

Для облегчения диагностики целесообразно использовать ориентировочное распределение инфекционных болезней по их на­чальным клиническим признакам на пять основных групп:

- с преимущественным поражением верхних дыхательных
путей и легких;

- с преимущественным поражением желудочно-кишечного
тракта;

- с признаками очагового поражения нервной системы;

- с поражением кожи и слизистых оболочек;

- с выраженным синдромом общей интоксикации без ло­
кальных органных поражений.

До установления вида возбудителя и клинического диагноза на первом этапе оказания медицинской помощи основное значение приобретает сортировка инфекционных больных.

После осмотра все больные подлежат немедленной изоляции и дальнейшей эвакуации в лечебное учреждение В случае задержки эвакуации инфекционных больных объем медицинской помощи

должен быть увеличен и приближен к объему медицинской помощи в инфекционном стационаре.

Если не представляется возможным изоляция или госпита­лизация на месте, то эвакуация инфекционных больных из района катастроф организуется в зависимости от эпидемиологической опасности для окружающих.

Вторым этапом оказания медицинской помощи инфекцион­ным больным являются функционирующие вне очага, а также до­полнительно развернутые лечебные учреждения, предназначенные для оказания исчерпывающих видов медицинской помощи - квали­фицированной и специализированной. При возникновении эпиде­мического очага в чрезвычайных ситуациях для госпитализации больных опасными инфекциями потребуется значительное число коек в инфекционных лечебных стационарах. Зачастую штатные возможности и число коек в лечебных учреждениях не позволяют решать эту задачу без привлечения дополнительных сил и средств и использования внутренних резервов. В связи с этим, после получе­ния информации о наличии в очаге большого количества инфекци­онных больных необходимо в сжатые сроки максимально высвобо­дить коечный фонд имеющихся стационаров и перевести стационар на работу в строгом противоэпидемическом режиме. Этот режим предусматривает проведение всего комплекса противоэпидемиче­ских и защитных мероприятий при поступлении больных с клини­ческими признаками высококонтагиозных инфекций. В этих случа­ях территория лечебного учреждения делится на две зоны: зону "строгого режима" и зону "ограничения". Прием больных в стацио­нары проводится по принципу пропускной системы и полного ра­зобщения больных с различными инфекционными заболеваниями.

На этапах оказания квалифицированной и специализирован­ной медицинской помощи при поступлении инфекционных больных с различной инфекционной патологией все больные распределяются на потоки по диагнозу или начальным клиническим признакам за­болевания. Если установлен этиологический диагноз, то распреде­ление больных идет по нозологическому принципу. До установле­ния диагноза больные изолируются в отдельные палаты, где диагноз должен быть поставлен не позднее трех суток.

Профилизация отделений проводится таким образом, чтобы вновь поступающие больные не находились в одних палатах с вы­здоравливающими или больными с осложнениями.

При выборе терапии больным опасными инфекциями, по­ступающим на лечение в стационары с не уточненной этиологией, необходимо руководствоваться диагнозом, установленным на осно­вании клинической картины. Для этого необходимо выделить веду­щие клинические синдромы и с их учетом определить сочетание лекарственных препаратов. При лечении должно быть предусмотре­но использование как этиотропных, так и патогенетических средств, направленное на устранение имеющихся синдромов неотложных состояний.

После проведения лабораторных исследований и уточнения диагноза этиотропная терапия проводится антибиотиками, химиоп-репаратами и иммунопрепаратами направленного действия.

Характер и объем медицинской помощи зависит от вида возбудителя, формы, тяжести и стадии заболевания. При массовом поступлении больных опасными инфекциями медицинская помощь должна быть максимально унифицирована.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.