Приказ об эпидемиологическом надзоре за энтеровирусной инфекции

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Провести анализ заболеваемости энтеровирусной инфекцией (далее - ЭВИ) и по его результатам вынести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы о необходимых мерах по профилактике ЭВИ.

1.2. Организовать систематическое обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора (эпидемиологов, вирусологов) по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, профилактики и лечения ЭВИ.

1.3. Принять меры по разработке и реализации региональных программ (планов) по эпидемиологическому надзору за ЭВИ.

1.4. Обеспечить взаимодействие с научными базами в соответствии с требованиями нормативных методических документов.

1.5. В случае возникновения эпидемических подъемов и регистрации очагов с групповой заболеваемостью ЭВИ обеспечить своевременное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. При выявлении нарушений санитарного законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых надзорных мероприятий на объектах водопользования применять меры административного воздействия.

2.2. По итогам проведения эпидемиологического расследования групповых очагов ЭВИ при выявлении нарушений санитарного законодательства материалы передавать в органы Прокуратуры.

2.3. Предусмотреть при разработке региональных планов и программ по профилактике ЭВИ мероприятия по обеспечению населения доброкачественной водой и эффективной работы очистных сооружений.

2.4. Обеспечить контроль за соблюдением требований биологической безопасности в лабораториях при работе с энтеровирусами.

2.5. Усилить контроль за грузопотоками (продуктами питания и промышленными товарами), прибывающими из провинций Китайской Народной Республики, неблагополучных по заболеваемости ЭВИ.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Хабаровскому, Приморскому, Забайкальскому краям, Амурской области, Еврейской автономной области:

3.1. В рамках действующих соглашений (двусторонних договоров) на приграничных территориях с КНР организовать регулярный обмен информацией о заболеваемости энтеровирусной инфекцией и принимаемых профилактических мерах.

3.2. Обеспечить своевременное выявление лиц с признаками инфекционных болезней в пунктах пропуска через государственную границу и проведение соответствующих противоэпидемических мероприятий.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Хабаровскому, Приморскому краям и Амурской области:

4.1. Совместно с заинтересованными службами представить предложения руководителям органов исполнительной власти по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, организации эффективной работы очистных сооружений и содержания открытых водоемов.

4.2. В рамках международных договоренностей выйти с предложением в региональное Представительство Китайской Народной Республики о совместной разработке двусторонних программ по оздоровлению сети открытых водоемов Дальнего Востока.

5.1. В срок до 01.04.2010 представить в Роспотребнадзор проект методических указаний по организации и алгоритму лабораторных исследований материала от людей с подозрением на ЭВИ, с учетом проведения диагностики в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений.

5.2. В срок до 01.12.2010 представить в Роспотребнадзор проект санитарно-эпидемиологических правил по профилактике ЭВИ.

5.3. В срок до 01.03.2010 представить в Роспотребнадзор проект программы по реализации пилотного проекта эпидемиологического надзора за энтеровирусной инфекцией.

6.2. В срок до 01.04.2009 представить в Роспотребнадзор предложения по укреплению кадрового потенциала и материально-технической базы в целях совершенствования диагностики ЭВИ.

7.1. Ускорить разработку и производство группоспецифических сывороток для идентификации энтеровирусов.

7.2. В срок до 01.03.2009 представить в Роспотребнадзор аналитические материалы о значении ЭВИ в структуре инфекционной патологии, ее социально-экономической значимости в мире и в Российской Федерации.

7.4. Подготовить монографию по профилактике, клинике, диагностике и лечению ЭВИ.

7.5. В срок до 01.04.2010 представить в Роспотребнадзор предложения по организации и проведению конференции с международным участием по проблеме ЭВИ.

7.6. В срок до 01.04.2010 подготовить серию публикаций в ведущих медицинских изданиях по проблеме ЭВИ в Российской Федерации.

9.2. В срок до 01.04.2010 представить предложения по совершенствованию ведомственных отчетных форм с учетом клиники и лабораторной диагностики ЭВИ.

10.Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б.Ежлова) подготовить:

10.1. В срок до 20.05.2010 нормативно-методический документ в адрес субъектов Российской Федерации по профилактике ЭВИ в период сезонного подъема заболеваемости 2010 года

10.2. В срок до 01.04.2010 проект нормативного документа о возложении на региональные центры профилактики полиомиелита функций по оказанию практической и методической помощи по энтеровирусной (неполио) инфекции субъектам Российской Федерации (с учетом действующего территориального прикрепления) и закреплению за референс-центрами по мониторингу за ЭВИ соответствующих региональных центров.

11. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова), Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (И.В. Брагина) при подготовке международных договоров и соглашений включать в рамки сотрудничества информационный обмен по вопросам эпидемиологии и профилактики энтеровирусных инфекций.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалова.

Версия для печати Версия для MS Word Эпидемиологический надзор

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2020 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

[youtube.player]

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 19 марта 2010 года

ОБ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ ЗА ЭНТЕРОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение Решения коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.12.2009 “Об эпидемиологическом надзоре за энтеровирусной инфекцией“, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2010 N 22 “Об эпидемиологическом надзоре за энтеровирусной инфекцией“, в целях предупреждения заболевания населения Волгоградской области энтеровирусной инфекцией (далее - ЭВИ) приказываем:

1. Руководителям органов управления здравоохранением муниципальных районов и городских округов Волгоградской

области, главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения обеспечить:

1.1. Организацию обучения медицинских работников клинике, диагностике, профилактике ЭВИ, правилам техники забора, хранения и доставки материала, проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий два раза в год (март, сентябрь), используя МУ 3.1.1.2363-08 “Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполно) инфекции“.

1.2. Активное выявление больных ЭВИ в лечебно-профилактических учреждениях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при всех видах оказания медицинской помощи.

1.3. Госпитализацию больных с подозрением на серозный менингит или другую форму поражения нервной системы инфекционной этиологии в инфекционные стационарные отделения.

1.4. Обследование лиц с подозрением на ЭВИ специфическими лабораторными методами для подтверждения диагноза.

1.5. Доставку биологического материала на исследование от лиц с подозрением на ЭВИ в вирусологическую лабораторию ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области“.

1.6. Забор, хранение и транспортировку биологического материала от больных с подозрением на ЭВИ в соответствии с СП 1.2.036-95 “Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности“, МУ 3.1.1.2363-08 “Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполно) инфекции“.

1.7. Установление диагноза ЭВИ при спорадической заболеваемости на основании клинических данных и обязательного лабораторного подтверждения (выделение энтеровируса из биологических материалов, нарастание титра антител, определение РНК-вируса и др.).

1.8. Регистрацию каждого случая энтеровирусного заболевания по месту его выявления в лечебно-профилактических учреждениях в журнале учета инфекционных заболеваний (форма N 060/у).

1.9. Представление в течение 2 часов по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме экстренного извещения по ф. 058/у “Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку“ во ФГУЗ Роспотребнадзора “Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области“ по месту регистрации заболевания

(независимо от места проживания больного).

1.10. Представление в течение 12 часов с момента установления диагноза ЭВИ внеочередного донесения оперативному дежурному ГУЗ “Территориальный центр медицины катастроф Волгоградской области“ по факсу 32-95-38.

1.11. Представление в установленном порядке внеочередного донесения при возникновении групповых заболеваний (10 и более случаев в ЛПУ, 15 и более - в образовательных учреждениях, 50 и более случаев среди населения) в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области и Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области через оперативного дежурного ГУЗ “Территориальный центр медицины катастроф Волгоградской области“ по факсу 32-95-38.

2. Руководителям органов управления здравоохранением городских округов и муниципальных районов, главным врачам центральных районных больниц:

2.1. До 15 апреля 2010 года провести анализ заболеваемости энтеровирусной инфекцией и по его результатам вынести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы о необходимых мерах по профилактике ЭВИ.

2.2. Организовать проведение разъяснительной работы с населением о мерах профилактики острых кишечных инфекций, энтеровирусных заболеваний.

2.3. Контроль за полнотой сбора эпиданамнеза у обратившихся за медицинской помощью в учреждения здравоохранения, обратив особое внимание на лиц, находившихся в период с марта текущего года в КНР, Сингапуре, Вьетнаме и Монголии или контактировавших с прибывшими из этих стран.

2.4. Представление внеочередного донесения не позднее 2 часов с момента установления диагноза энтеровирусной инфекции, подозрения на нее или смерти у лиц, прибывших с эндемичных территорий, по заболеванию, вызванному энтеровирусом 71-го типа, в ГУЗ “Территориальный центр медицины катастроф Волгоградской области“ по факсу 32-95-38.

2.5. Проведение обязательного патологоанатомического исследования умерших от энтеровирусной инфекции и при подозрении на нее с оформлением медицинской документации.

2.6. Проведение разъяснительной работы среди населения о мерах профилактики острых кишечных заболеваний, в

т.ч. энтеровирусной инфекции.

3. Главному врачу ГУЗ “Волгоградское областное патологоанатомическое бюро“ Голубу Б.В., начальнику ГУЗ “Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы“ Барканову В.Б.:

3.1. Обеспечить отбор, хранение и транспортировку секционного материала в лабораторию для выявления энтеровирусов согласно МУ 3.1.1.2363-08 “Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполно) инфекции“.

3.2. Представлять незамедлительно информацию о результатах вскрытий умерших от энтеровирусной инфекции и при подозрении на нее в Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области.

4. Главному врачу ГУЗ “Волгоградский областной центр медицинской профилактики“ Карасеву М.В.:

4.1. Организовать в средствах массовой информации широкую разъяснительную работу с населением о мерах профилактики острых кишечных заболеваний, ЭВИ.

5. Главному врачу ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области“ Чайке А.Н.:

5.1. Провести анализ заболеваемости ЭВИ в срок до 25.04.2010.

5.2. Проводить регистрацию экстренных извещений по ф. 058/у “Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку“ на случаи энтеровирусной инфекции.

5.3. Обеспечить своевременное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах ЭВИ.

5.4. Организовать обучение специалистов (эпидемиологов, вирусологов) по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, профилактики ЭВИ.

6. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области:

6.1. При выявлении нарушений санитарного законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых надзорных мероприятий на объектах водопользования применять меры административного воздействия.

6.2. По итогам проведения эпидемиологического расследования групповых очагов ЭВИ при выявлении нарушений санитарного законодательства материалы передавать в органы прокуратуры.

6.3. Предусмотреть при разработке региональных планов и программ по профилактике ЭВИ мероприятия по обеспечению населения доброкачественной водой и эффективной работы очистных сооружений.

6.4. Обеспечить контроль соблюдения требований биологической безопасности в лабораториях при работе с энтеровирусами.

6.5. Усилить контроль за продуктами питания и промышленными товарами, прибывающими из провинций Китайской Народной Республики,

неблагополучных по заболеваемости ЭВИ.

7. Начальникам отделов надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области:

7.1. Усилить контроль за продуктами питания и промышленными товарами, прибывающими из провинций Китайской Народной Республики, неблагополучных по заболеваемости ЭВИ.

8. Начальнику отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области:

8.1. Представить предложения по профилактике ЭВИ, мероприятия по обеспечению населения доброкачественной водой и эффективной работы очистных сооружений для включения в региональную программу “Профилактика энтеровирусной инфекции в Волгоградской области“.

8.2. При выявлении нарушений санитарного законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых надзорных мероприятий на объектах водопользования применять меры административного воздействия.

9. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области:

9.1. Провести анализ заболеваемости энтеровирусной инфекцией в срок до 01.06.2010.

9.2. Обеспечить контроль соблюдения требований биологической безопасности в лабораториях при работе с энтеровирусами.

9.3. Обеспечить контроль (надзор) за проведением эпидемиологического расследования групповых очагов ЭВИ, при выявлении нарушений санитарного законодательства материалы передавать в органы прокуратуры.

10. Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 30.05.2006 N 922 “О мерах профилактики энтеровирусной инфекции“ с контроля снять.

11. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Т.П. Крючкову, заместителя председателя Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области А.И. Себелева.

[youtube.player]

Руководитель федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека

18 января 2018 г.

"ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И ПРОФИЛАКТИКА ЭНТЕРОВИРУСНОЙ

(НЕПОЛИО) ИНФЕКЦИИ НА 2018 - 2022 ГГ."

Паспорт Программы "Эпидемиологический надзор и профилактика

энтеровирусной (неполио) инфекции на 2018 - 2022 гг."

"Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на 2018 - 2022 гг.".

Основание для разработки Программы

- ежегодные сезонные эпидемические подъемы заболеваемости ЭВИ,

- регистрация эпидемических очагов с групповыми случаями заболеваний,

- возможность завоза с сопредельных территорий и государств новых эпидемических вариантов неполиомиелитных энтеровирусов,

- необходимость оптимизации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,

- дополнительный вид надзора в рамках поддержания свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

Основные разработчики Программы

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, ФБУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" Роспотребнадзора, ФБУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора, ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" Роспотребнадзора, ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН"

Совершенствование мониторинга заболеваемости энтеровирусной (неполио) инфекцией, а также циркуляции штаммов неполиомиелитных энтеровирусов с целью оценки ситуации, повышения точности прогнозирования и своевременного принятия управленческих решений; снижение рисков для распространения ЭВИ и формирования очагов с множественными случаями заболеваний, снижение числа тяжелых клинических форм ЭВИ, приводящих к инвалидизации и летальным исходам.

изучение эпидемического процесса энтеровирусной (неполио) инфекции;

установление закономерностей развития эпидемических подъемов заболеваемости;

раннее выявление эпидемических штаммов неполиомиелитных энтеровирусов;

совершенствование лабораторной диагностики энтеровирусной (неполио) инфекции;

совершенствование системы эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией;

оптимизация системы санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

подготовка квалифицированных кадров по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики энтеровирусной (неполио) инфекции.

Уровни заболеваемости энтеровирусной (неполио) инфекцией, в том числе энтеровирусным менингитом (ЭВМ)

количество летальных исходов от энтеровирусной (неполио) инфекции в течение года;

число эпидемических вспышек, вызванных энтеровирусами

удельный вес лабораторно подтвержденных и этиологически расшифрованных случаев энтеровирусной (неполио) инфекции

удельный вес этиологически расшифрованных эпидемических очагов энтеровирусной (неполио) инфекции

адекватность объема отбора проб для исследований на неполио-энтеровирусы

удельный вес положительных проб на неполио-энтеровирусы, полученных при исследовании различными методами

определение типовой структуры неполио-энтеровирусов, циркулирующих на различных территориях Российской Федерации

Объемы и источники финансирования программы

Федеральный бюджет, финансовые средства, выделенные на реализацию региональных и ведомственных отраслевых программ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также финансовые средства из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Поддержание низких уровней заболеваемости энтеровирусной (неполио) инфекцией в субъектах Российской Федерации

уменьшение числа случаев инвалидизации и предотвращение летальных исходов;

снижение числа регистрируемых вспышек энтеровирусной (неполио) инфекции;

определение рисков заноса эпидемических вариантов энтеровирусов;

актуализация нормативных и методических документов по организации эпиднадзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией, лабораторному обеспечению эпиднадзора за ЭВИ;

совершенствование и внедрение в практику профилактических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекции, формирование эпидемических очагов.

Срок Программы реализации

2018 - 2022 годы

Характеристика проблемы, на решение которой

Актуальность проблемы ЭВИ и ее эпидемиологическая значимость определяется высокой контагиозностью, широким распространением, возникновением эпидемических подъемов и вспышечной заболеваемости, устойчивостью вируса во внешней среде, длительностью выделения возбудителя с фекалиями, в т.ч. у лиц без клинической картины заболевания, отсутствием средств специфической профилактики, многообразием возбудителей ЭВИ, вызывающих полиморфные клинические проявления, возможностью тяжелых последствий вплоть до летальных исходов. Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости ЭВИ (июль - октябрь), групповые очаги заболеваний, остается риск завоза инфекции с сопредельных государств.

В рамках реализации ведомственной целевой программы "Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на 2015 - 2017 гг." (далее - Программа) проводилась работа по совершенствованию санитарного законодательства и методического обеспечения в части надзора за энтеровирусной инфекцией в Российской Федерации. За период действия Программы приняты меры по актуализации методических указаний МУ 3.1.1.2363-08 "Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции" и МУК 4.2.2357-08 "Организация и проведение вирусологических исследований материалов из объектов окружающей среды на полиовирусы, другие (неполио) энтеровирусы".

В целях совершенствования эпидемиологического надзора за ЭВИ, повышения качества лабораторной диагностики ЭВИ в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 19.12.2016 N 1236 "О совершенствовании эпидемиологического надзора за ЭВИ" на базе ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" создан методический центр по изучению энтеровирусных инфекций, обеспечено его взаимодействие с Референс-центром по мониторингу за энтеровирусными инфекциями (ФБУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" Роспотребнадзора).

В целях оптимизации взаимодействия Референс-центра по мониторингу за энтеровирусными инфекциями, региональных научно-методических центров по изучению энтеровирусных инфекций (ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" Роспотребнадзора и ФБУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора) с территориальными органами и организациями Роспотребнадзора проведено закрепление субъектов страны за соответствующими научно-исследовательскими организациями, заключены соглашения о сотрудничестве.

В период реализации Программы отмечался рост заболеваемости ЭВИ, что может быть связано как со сменой доминирующих штаммов энтеровирусов (ЭВ), так и с улучшением надзора в ряде субъектов Российской Федерации, регистрацией не только случаев энтеровирусного менингита (ЭВМ), но и малых форм.

Лабораторное подтверждение диагноза ЭВИ (суммарно всеми методами) за прошедший период увеличилось на 7,9% и составило 97,3%.

Проведен анализ пейзажа типов энтеровирусов (ЭВ) в субъектах Российской Федерации, генотипирование и анализ филогенетических взаимосвязей энтеровирусов, выявленных в клинических образцах и в пробах из объектов окружающей среды. В 2015 - 2017 гг. в Российской Федерации активно циркулировали представители вида Энтеровирус А (ЭВА) и наблюдался высокий уровень заболеваемости малыми формами ЭВИ. При этом вирус Коксаки А6 сохранял доминирующее положение среди ЭВА. Данный вирус выделялся у больных всеми формами ЭВИ, но преимущественно при малых формах.

Кроме того, за прошедший период действия Программы возобновилась циркуляция ЭВ71 генотипа С1 (последний раз в Российской Федерации выделялся в 2007 г.), идентифицирован вирус нового, недавно открытого, типа ЭВА120.

Впервые в Российской Федерации у больных ЭВМ был обнаружен энтеровирус 75. Также случаи заболеваний ЭВМ были связаны с активизацией циркуляции вируса ЕСНО9, продолжившейся циркуляцией вируса ЕСНО30 генотипа h и редкого вируса ЕСНО33, который был генетически отличен от ранее выделенных российских штаммов. Установлено, что штаммы вируса ЕСНО30, идентифицированные в ряде субъектов страны, относятся к новому для Российской Федерации геноварианту, сформировавшемуся в результате отдельного заноса на территорию страны, ориентировочно в конце 2016 г. - начале 2017 г.

Несмотря на проделанную работу остается ряд проблем в осуществлении эпиднадзора за ЭВИ, которые требуют решения.

Распределение заболеваемости ЭВИ по территории Российской Федерации продолжает оставаться неравномерным, наиболее высокая заболеваемость ЭВИ зарегистрирована в ряде субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В то же время не зарегистрированы случаи ЭВИ в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Чукотском АО, что может быть связано с проблемами в диагностике ЭВИ, недостаточной квалификационной подготовкой медицинских работников по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики энтеровирусной инфекции и недостаточным вниманием к проблеме.

За период реализации программы не получены молекулярно-генетические характеристики ЭВ, циркулирующих в Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Чеченской республиках.

Систематические положительные находки ЭВ в сточных водах при отсутствии регистрации ЭВИ, возможно, свидетельствуют о недостатках в работе по выявлению больных.

Не в полном объеме проводится работа по установлению причин и условий возникновения эпидемических подъемов заболеваемости ЭВИ.

Не во всех случаях идентификация энтеровирусов проводится до их типа. В стандартах оказания медицинской помощи отсутствуют исследования на ЭВ. Трудности в диагностике ЭВИ не всегда позволяют своевременно и адекватно оценить проявления эпидемического процесса и масштабы циркуляции ЭВ, что приводит к несвоевременности начала противоэпидемических мероприятий.

Необходима оценка существующих методов лабораторной диагностики ЭВИ, разработка подходов к прогнозированию ситуации.

В связи с тем, что в международных базах данных практически не представлены геномные последовательности ЭВ, циркулирующих в Турции, Египте, Афганистане, Пакистане, других африканских странах, ряде стран Средней и Юго-Восточной Азии, Украине, остается актуальной характеристика ЭВ, выделенных от лиц, прибывших из зон активного туризма и политически нестабильных регионов, трудовых мигрантов.

Все это определяет необходимость дальнейшего совершенствования эпидемиологического надзора за ЭВИ.

1. Программные мероприятия

Достижение целей и решение задач Программы реализуется путем скоординированного выполнения комплекса взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Организационное обеспечение и мероприятия Программы осуществляется в соответствии с действующими законодательством.

В рамках Программы обеспечивается поддержка перспективных исследований и разработок.

2. Направления деятельности

Задача N 1: Изучение эпидемического процесса энтеровирусной (неполио) инфекции

В рамках реализации Программы дополнительно предусматривается:

- совершенствование взаимодействий управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, Референс-центром по мониторингу ЭВИ, региональными научно-методическими центрами по изучению энтеровирусной инфекции по выявлению, лабораторному обследованию случаев энтеровирусной (неполио) инфекции, проведению выделения и типирования возбудителей;

- изучение эпидемического процесса в многолетней динамике во взаимосвязи с молекулярно-генетической характеристикой популяции возбудителя для определения закономерностей возникновения эпидемических подъемов заболеваемости;

- изучение манифестных форм ЭВИ;

- исследование клинических материалов от больных с симптомами ЭВИ (серозные менингиты, экзантема, полиомиелитоподобные заболевания, герпангины, конъюнктивиты и проч.) и проб из объектов окружающей среды;

- молекулярный мониторинг циркуляции ЭВ разных типов с целью выявления эпидемических вариантов.

- взаимодействие и обмен информационными материалами с международными организациями по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики энтеровирусных (неполио) инфекций.

Задача N 2: Определение закономерностей развития эпидемических подъемов заболеваемости и формирования локальных очагов

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- анализ и обобщение данных по территориальной, социальной, половой и возрастной структуре больных манифестными формами ЭВИ с конкретными вариантами возбудителей;

- определение наличия или отсутствия зависимости интенсивности эпидемического процесса ЭВИ от раннего присутствия циркуляции конкретного серотипа НПЭВ на территории с учетом данных по спорадической заболеваемости и "носительству" у практически здоровых лиц;

- выявление зависимости степени тяжести манифестных форм заболевания от циркулирующего возбудителя;

- изучение роли различных факторов передачи инфекции в зависимости от формы ЭВИ и этиологического агента.

Задача N 3: Раннее выявление эпидемических штаммов неполиомиелитных энтеровирусов

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- молекулярно-генетическое изучение штаммов возбудителей, выделенных от людей (при спорадических случаях, во время эпидемических подъемов заболеваемости, в локальных очагах с групповой заболеваемостью, от "здоровых" носителей) и из объектов окружающей среды;

- молекулярно-генетическая характеристика энтеровирусов, выделенных от лиц, проживающих на слабо охарактеризованных территориях Северо-Кавказского федерального округа, а также от лиц прибывших из зон активного туризма, от лиц прибывших на территорию Российской Федерации в связи с гуманитарной ситуацией в Украине и мигрантов из Средней Азии;

- оценку идентичности изолятов, сопоставление с международным банком данных;

- изучение изменчивости возбудителей.

Задача N 4: Совершенствование лабораторной диагностики энтеровирусной (неполио) инфекции

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- укрепление и обновление материальной базы лабораторий;

- разработку новых и совершенствование существующих медицинских иммунобиологических препаратов и молекулярно-биологических систем для детекции и идентификации НПЭВ, в т.ч. поливалентных сывороток для типирования энтеровирусов, наборов реагентов для секвенирования;

- анализ результатов применения существующих методов/методик для детекции НПЭВ в разных типах клинического материла, а также проб и объектов окружающей среды.

Задача N 5: Совершенствование системы эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- повышение качества мониторинга заболеваемости за счет учета различных клинических форм ЭВИ и увеличения удельного веса этиологически расшифрованных случаев;

- проработку вопросов по включению в стандарты лечения и обследования больных с ЭВИ лабораторного обследования на данную инфекцию;

- определение наиболее значимых путей передачи при различных клинических формах энтеровирусной (неполио) инфекции;

- обобщение и анализ данных по циркуляции НПЭВ среди людей и выделению возбудителей из объектов окружающей среды;

- характеристику циркулирующих среди населения НПЭВ, в том числе в межэпидемический период, на определенных территориях;

- разработку подходов к проведению оценки и прогнозированию эпидемиологической ситуации;

- повышение качества контроля эффективности проводимых мероприятий.

Задача N 6: оптимизация системы санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- разработку схем экстренной неспецифической профилактики в очагах энтеровирусной (неполио) инфекции;

- ускорение проведения диагностических исследований (с учетом клиники и лабораторных данных) в эпидемических очагах ЭВИ с целью более раннего начала адекватных противоэпидемических мероприятий;

- разработку превентивных профилактических мер на основании прогнозов эпидемиологической ситуации.

Задача N 7: Разработка и совершенствование нормативных и методических документов, подготовка квалифицированных кадров по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики энтеровирусных инфекций

В рамках реализации задачи Программа предусматривает:

- подготовку и актуализацию нормативных, методических и информационных документов;

- проведение совещаний, конференций и обучающих семинаров по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики ЭВИ;

- международное сотрудничество по вопросам обмена опытом по проблеме ЭВИ.

3. Организационная деятельность

Реализации задач Программы предполагается силами специалистов Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФБУЗ "Центров гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, ФБУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" Роспотребнадзора, ФБУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора, ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" Роспотребнадзора, ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН".

Научную и практическую помощь оказывает Референс-центр по мониторингу за энтеровирусными инфекциями (ФБУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" Роспотребнадзора), региональные научно-методические центры по изучению ЭВИ (ФБУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора, ФБУН "Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций" Роспотребнадзора), ФГБНУ "ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН" в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Управление эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.