Предмет и методы эпидемиологии инфекционных болезней

Роль отдельных ученых в развитии эпидемиологии.

ЛЕКЦИЯ № 1

Г. СИМФЕРОПОЛЬ

Тема: Предмет и метод эпидемиологии. Понятие об эпидемическом надзоре. Учение об эпидемическом процессе.

Актуальность темы: Предметом изучения эпидемиологии с самого начала ее формирования в отличие от клинической медицины стала заболеваемость, отражающая популяционный уровень организации жизни, а не болезнь, отражающая организменный уровень. Таким образом, основная цель эпидемиологии – общественная профилактика.

Используя знание законов течения эпидпроцесса и механизмы по прерыванию его звеньев, можно успешно решать задачи по ликвидации очагов инфекционных болезней

Литература: Д.И.Дранкин. Учебник Эпидемиология.стр.3-40.

В.А.Кипайкин. Уч-к Эпидемиология. Стр. 3-45.

Вопросы:

1 Предмет эпидемиологии.

2. Методы эпидемиологии.

3. Эпидемиологический надзор.

4. Понятие об эпидемическом процессе.

5. Источники возбудителей инфекции.

6. Механизм передачи инфекции.

7. Влияние природных и социальных факторов на эпидпроцесс.

Э. Дженнер, английский врач (1749-1823), открыл способ вакцинации против оспы.

Д.С.Самойлович (1744-1805) классические исследования по эпидемиологии и мерам борьбы с чумой.

Л.Пастер (1822-1859) – исследования в области профилактики инфекционных болезней.

И.И.Мечников (1845-1916) разработал учение об иммунитете,

Д.И.Ивановский (1864-1920) открыл вирусы.

С.П.Боткин – заложил основы учения об инфекционном гепатите. Д.К.Заболотный – провел классические исследования по эпидемиологии чумы, холеры и др. болезней.

К.И.Скрябин – создал учение о девастации.

Л.В.Громашевский – создал учение о механизме передачи возбудителей инфекции, классифицировал инфекционные болезни.

Постепенно сформировалось два направления в объяснении причин эпидемий и возникли школы миазматиков и контагионистов.

По представлению миазматиков причиной эпидемий являлось загрязнение окружающей среды миазмами – вредными веществами, возникающими при различных космических (затмения планет, появление комет, метеоритов) и теллурических (извержение вулканов, землетрясения) явлениях.

Для уничтожения миазмов в воздухе разжигали костры и носили защитные маски.

Контагионисты считали, что причиной болезней является контагий (от латинского слова контагиум – соприкосновение, зараза), переходящий от больных к здоровым при соприкосновении или через предметы.

Для борьбы с эпидемиями контагионисты рекомендовали изоляцию больных, контроль за людьми и товарами, прибывающими из мест, пораженных эпидемиями, дезинфекцию вещей.

В настоящее время эпидемиологию определяют как медицинскую науку, которая изучает причины возникновения и распространения заразных болезней в человеческом обществе и разрабатывает меры борьбы, предупреждения и полного искоренения этих болезней.

Эпидемиология как наука решает две основные задачи.

Первая задача включает вскрытие (обнаружение) и изучение закономерностей, лежащих в основе возникновения и распространения инфекционных болезней в человеческом обществе

Вторая задача охватывает разработку на основе теоретических обобщений научно обоснованных профилактических и противоэпидемических мероприятий. В частности, обобщение об источнике инфекции привело к появлению в практике изоляции и госпитализации, дезинфекции выделений больных и другие мероприятия.

В данном случае эпидемиология оказывается в роли практической дисциплины, решающей задачи борьбы общества с инфекционными болезнями.

Эпидемиологический метод исследования– это совокупность приемов и способов, предназначенных для оперативного и ретроспективного определения признаков (проявлений) эпидемического процесса и на этой основе – причин и условий его возникновения.

Эпидемиологический метод является основой профилактической медицины и реализуется среди населения на популяционном уровне.

Являясь комплексным методом, он включает в себя четыре основных методических приема:

  1. Наблюдение (описательно-оценочный прием) используется для анализа распределения показателей заболеваемости.
  2. Анализ проводится с целью оценки гипотез о факторах риска и определении направлений профилактики.
  3. Эксперимент осуществляется для доказательства гипотез о факторах риска, количественной оценки эффективности средств и методов профилактики.
  4. Математическое моделирование проводится с целью прогнозирования проявлений эпидемического процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

В современных условиях эпидемиологию рассматривают не только как учение об эпидемическом процессе, но и как важнейший элемент познания во всех отраслях медицины. Общепризнано, что современная медицинская наука использует эпидемиологический метод как наиболее точный, объективный этап установления причин возникновения патологии любой природы, а не только инфекционной.

Эпидемиология - одна из наиболее быстро развивающихся областей медицины. С одной стороны, в ней появляются новые гипотезы и теории, призванные объяснить накапливаемые факты, а с другой - отмечается стремление к расширению границ и вовлечение в сферу ее интересов неинфекционной заболеваемости как отражение состояния здоровья нации в целом.

Основные вопросы темы

1. Эпидемиология как медицинская наука.

2. Этапы развития эпидемиологии.

3. Цель и метод эпидемиологии.

Эпидемиология (от греч. epi - над, demos - народ, logos - наука) - фундаментальная медицинская наука, относящаяся к области профилактической медицины и изучающая причины возникновения и особенности распространения болезней в обществе с целью применения полученных знаний для решения проблем здравоохранения.

(Из паспорта научных специальностей, утвержденного приказом Минюста России 20 марта 2009 г., регистрационный № 13561.)

Данное определение включает три ключевых принципа:

• эпидемиология - самостоятельная научная дисциплина с особыми методами исследования;

• эпидемиология занимается изучением частоты и особенностей распространения инфекционных и неинфекционных болезней в конкретных группах населения;

• основная цель эпидемиологии - применение полученных знаний в интересах общественного здравоохранения.

Эпидемиология включает два раздела с единой методологией исследования: эпидемиологию инфекционных и эпидемиологию неинфекционных болезней. Оба эти раздела по своей сути имеют общий предмет изучения - заболеваемость (популяционный уровень проявления патологии), единый научный метод (эпидемиологический) и общую цель - профилактику заболеваемости.

Становление и развитие эпидемиологии в России сопровождалось открытием кафедр эпидемиологии в медицинских вузах, организацией специализированных научно-исследовательских институтов. Обобщение накопленного фактического материала и теоретические разработки позволили сформулировать ряд теорий и гипотез, касающихся сущности эпидемического процесса. К ним относятся учение об эпидемическом процессе и определяющей роли механизма передачи возбудителя (Л.В. Громашевский); учение о природной очаговости инфекционных болезней (Е.Н. Павловский); концепция о механизме саморегуляции паразитарных систем (В.Д. Беляков) и социально-экологическая концепция эпидемического процесса (Б.Л. Черкасский).

Цели современной эпидемиологии инфекционных болезней - изучение механизма становления и развития эпидемического процесса, разработка и применение способов предупреждения и борьбы с этими болезнями. Эпидемиология изучает причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей, разрабатывает меры борьбы, предупреждения и ликвидации этих болезней.

Для изучения эпидемического процесса, помимо исчерпывающих статистических материалов, широко используют лабораторные данные: результаты бактериологических, вирусологических и биохимических исследований. Эпидемиологи, проводящие анализ заболеваемости, должны располагать достаточным объемом сравнительно-исторических данных по конкретным вопросам, что сделает их заключения объективными и достоверными.

Современный подход при изучении эпидемического процесса отличает цельность восприятия его как системы, аккумулирующей в себе биологическую и социальную сущность и, следовательно, как любой живой системы, способной сохранять, восстанавливать исходное состояние или самостоятельно избирать новое состояние.

При этом получение достоверных исходных данных основано на проведении эпидемиологических исследований, обследованиях очагов инфекционных болезней, анализе многолетней заболеваемости и др. При проведении текущего и ретроспективного анализа заболеваемости, а также математического моделирования в рамках эпидемиологического метода используют современные компьютерные технологии.

Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить определенные черты эпидемического процесса или оценить качество и эффективность предлагаемых и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий. Однако это не искусственное воспроизведение эпидемического процесса. Эксперимент может проводиться одним из следующих методов:

• формированием групп наблюдения и сравнения для оценки динамики эпидемического процесса в различных условиях;

• вмешательством в структуру восприимчивых контингентов в виде вакцинаций или других способов защиты с введением контрольных групп, получающих плацебо;

• проведением целенаправленных мероприятий по устранению конкретных путей и факторов передачи возбудителя и оценкой эффективности предпринятых действий и др.

Эпидемиология постоянно развивается в связи с непрерывным накоплением новых фактических данных, формулированием на их основе новых теоретических положений, открытием новых закономерностей эпидемического процесса. Это, в свою очередь, способствует разработке эффективных принципов и способов борьбы и профилактики не только с инфекционными болезнями.

Динамическое развитие эпидемиологии требует следующих действий:

• современного осмысливания основных положений классической эпидемиологии и использования тех из них, которые выдержали испытание временем;

• критического анализа, систематизации и обобщений последних достижений в области медико-биологических наук;

• интеграции теории эпидемиологии с накопленными знаниями в области фундаментальных и прикладных медико-биологических исследований.

Различают два раздела эпидемиологии инфекционных болезней - общую и частную эпидемиологию.

Общая эпидемиология- система знаний об общих закономерностях возникновения, развития и угасания эпидемического процесса инфекционных (паразитарных) болезней и основных принципах профилактики и борьбы с этими болезнями. Разделы общей эпидемиологии: предмет и метод эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе, эпидемиологический надзор (эпиднадзор) с эпидемиологическим анализом (эпиданализ) и эпидемиологической диагностикой (эпиддиагностика), научные и организационные принципы борьбы и профилактики инфекционных (паразитарных) болезней.

Частная эпидемиология- система знаний об особенностях возникновения, развития и угасания эпидемического процесса отдельных нозологических форм инфекционных (паразитарных) болезней, конкретных формах, средствах и методах профилактики и борьбы с каждой из них.

Разработанная отечественными учеными теория эпидемиологии стала надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий, успешно осуществляемых в борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями, и профилактических мероприятий, реализуемых в отношении неинфекционной патологии.

[youtube.player]

Предметом любой науки является стратегическая цель познания изучаемого явления.

Предметом эпидемиологии является эпидемический процесс, закономерности его развития, методы предупреждения и ликвидации. В процессе эволюции человеческого общества и формирования эпидемиологии как науки определение эпидемического процесса совершенствовалось и уточнялось.

В современных условиях научно - обоснованным определением эпидемического процесса является - процесс взаимодействия гетерогенных популяций паразита - возбудителя болезни и хозяина - человека в определенных и достаточных условиях и проявляющийся как манифестными, так и бессимптомными формами инфекции.

Исходя из определения эпидемиология изучает:

неоднородные популяции паразита и хозяина;

взаимоотношения возникающие в процессе взаимодействия и существенно изменяющиеся сами популяции по принципу обратной связи;

социальные и природные условия ( факторы ), в которых возникает, и протекает эпидемический процесс;

инфекционную заболеваемость и формы ее проявления.

В настоящее время работа по предупреждению и ликвидации инфекционной заболеваемости ведется как на региональном так и в глобальном масштабе. Имеются определенные успехи в снижении заболеваемости отдельными нозологическими формами (к целому ряду инфекционных заболеваний применим термин "управляемые инфекции", т.е. интенсивность заболеваемости которыми можно регулировать достаточно высокоэффективными противоэпидемическими средствами).

Человечество, к сожалению, имеет пока единственный опыт уничтожения отдельной нозологической формы - натуральная оспа в глобальном масштабе, с 1976 года это заболевание на Земном шаре не регистрируется. Все это произошло в результате целенаправленной профилактической и противоэпидемической работы проводимой под руководством противоэпидемической комиссии ВОЗ при ООН. Кстати

почти половину всех вакцинных препаратов для ликвидации натуральной оспы поставил в международный фонд СССР.

Исходя из основных положений науковедения объектом науки является объективная реальность, существующая вне сознания человека и, которую изучает данная научная дисциплина.

Объектом эпидемиологии являются инфекционные болезни. Многие науки занимаются изучением инфекционных болезней, но каждая в своем аспекте. Эпидемиологическим аспектом инфекционной заболеваемости является изучение:

  • - возникновения;
  • - распространения;
  • - и распределения инфекционных болезней по территории, времени и группам населения.

Разработка и обоснование мероприятий по профилактике инфекционных болезней, борьбе с ними, а также целесообразная организация этих мероприятий составляют практический раздел эпидемиологии.

Методом любой науки является совокупность специфических приемов и способов, которые обеспечивают достижение цели исследования в рамках данной научной дисциплины.

Методом эпидемиологии является специфический комплексный эпидемиологический метод, который сформировался в процессе эволюции эпидемиологии как науки. Родоначальником эпидемиологического метода называют английского врача Р. Сноу, который в девятнадцатом веке проанализировал и вскрыл причины распространения эпидемической вспышки холеры в Лондоне путем сопоставления патогенеза инфекции и условий его распространения.

В настоящий момент компле6ксный эпидемиологический метод представляет собой совокупность методических приемов, основанных на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве, времени и среди различных групп населения и предназначенный для выявления проблем профилактики и борьбы с инфекционной заболеваемостью.

При проведении эпидемиологических исследований изучаются причины, условия и механизмы формирования заболеваемости, обосновываются мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний и оценивается их эффективность.

Эпидемиологический метод основывается на теоретических обобщениях учения об эпидемическом процессе.

Комплексный эпидемиологический метод включает в себя следующие элементы:

  • 1) Наблюдение за инфекционной заболеваемостью, как непосредственное так и опосредованное. Материалы полученные при этом позволяют выявить закономерности распределения заболеваний во времени, по территории и среди различных групп населения. Дают возможность сконцентрировать профилактические мероприятия на эпидемиологически важных группах населения, наиболее значимых временных периодах и на территориях, где высока вероятность возникновения инфекционных заболеваний.
  • 2) Лабораторное обследование - людей, животных и объектов внешней среды.

Для решения специфических задач эпидемиологии используются бактериологические, вирусологические, паразитологические, иммунологические, генетические, химические, физические, математические методы исследования. Однако в отличие от микробиологии, иммунологии, генетики, математики эти методы применяются для изучения закономерностей эпидемического процесса и обретают эпидемиологический смысл и направленность.

  • 3) Сопоставление данных об инфекционной заболеваемости с особенностями жизни и быта населения; оно может быть как логическое, так и статистическое. В эпидемиологических методах исследования применяется для установления причинно-следственных связей при возникновении массовых инфекционных заболеваний. Цепь логических построений по выявлению причин и условий развития эпидемического процесса, механизма влияния одного явления на другое и составляет суть диагностического мышления в эпидемиологии. Исследование является более точным, когда используются многочисленные статистические методы установления силы корреляционных связей.
  • 4) Методика моделирования широко используется в последнее время в эпидемиологии. При достаточной изученности механизма развития эпидемического процесса осуществляется математическое воспроизведение проявлений эпидемического процесса для разных условий его развития.
  • 5) Эксперимент в отличии от наблюдения предполагает:
    • - искусственное воспроизведение явления;
    • - или искусственное вмешательство в естественный ход процесса.

Под экспериментом в эпидемиологии понимается искусственное вмешательство в эпидемический процесс путем устранения гипотетически подозреваемых факторов, вызывающих инфекционные болезни.

В эпидемиологии систематизированная совокупность приемов и способов изучения проявлений эпидемического процесса получила название эпидемиологической диагностики.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.