Практическое занятие по теме внутриутробные бактериальные инфекции

Внутриутробное инфицирование плода по триместрам развития беременности

Общие положения

Проблема ВУИ является одной из ведущих в акушерской практике в связи с высоким уровнем инфицирования беременных, рожениц и родильниц, опасностью нарушения развития плода и рождения больного ребенка. Наличие инфекции у матери служит фактором риска неблагоприятного исхода беременности и родов, но это не всегда означает инфицирование плода. При наличии инфекции у матери плод инфицируется сравнительно редко —от 1—2 до 10—12%. У 65—82% беременных женщин при исследовании материала мочеполовых путей выявляется разнообразная патологическая микрофлора (чаще инфекции, передающиеся половым путем), нередко без каких-либо признаков воспаления. Всегда ли нужно лечить выявленную урогенитальную инфекцию, особенно в I триместре беременности? От чего зависит проникновение инфекции к плоду и в какие сроки беременности это наиболее вероятно? Каковы результаты терапии в различные триместры беременности?

Возрастание значимости внутриутробных инфекций в перинатологии связано с появлением более информативных методов диагностики и расширением спектра изучаемых возбудителей. С другой стороны, истинное увеличение частоты этой патологии может быть обусловлено возрастанием инфицированности женщин репродуктивного возраста.

Внутриматочная инфекция является причиной широкого спектра антенатальной патологии: инфекционных заболеваний плода, фетоплацентарной недостаточности, мертворождений, невынашивания, задержки роста плода и аномалий его развития.

Наряду с острым течением инфекции у плода и новорожденного может наблюдаться длительная персистенция возбудителя с формированием латентного, медленнотекущего хронического инфекционного процесса. Инфекционная патология плода часто скрывается за такими диагнозами, как внутриутробная гипоксия, асфиксия, внутричерепная травма новорожденного.

Согласно современным исследованиям, инфекционные заболевания выявляют у 50—60% госпитализированных доношенных и у 70% недоношенных детей. По результатам вскрытий новорожденных, у 37,5% инфекционная патология явилась основной причиной смерти, сопутствовала или осложняла течение основного заболевания.

При многолетнем изучении внутриутробных инфекций выявлено особое своеобразие этой патологии. К сожалению, до настоящего времени мы не имеем достоверных представлений об истинной распространенности перинатальных инфекций, равно как и о вероятности заражения и заболевания плода от инфицированной матери.

Заключения о частоте той или иной инфекционной перинатальной патологии выносят ретроспективно, на основании материалов о выявлении больных детей. Тотального скрининга на перинатально значимые инфекции нет ни в одной стране мира. В результате не учитываются случаи, когда у инфицированных матерей родились здоровые дети. Искажению показателей инфицированности, заболеваемости, риска вертикальной передачи возбудителей способствует и отсутствие микробиологического мониторинга всех плодов при прерванной беременности, обязательного микробиологического изучения тканей мертворожденных детей, плацент во всех случаях преждевременных, осложненных родов, завершившихся рождением больного, слабого или маловесного ребенка.

Многие инфекционно-воспалительные заболевания во время беременности имеют общие черты.

▲ Инфицирование плода и новорожденного может быть вызвано как острой инфекцией матери, так и активацией хронической, персистирующей инфекции во время беременности.

▲ Большая часть заболеваний беременных, приводящих к внутриматочной инфекции, протекает в латентной или субклинической форме.

▲ Активация персистирующей инфекции возможна при любом нарушении гомеостаза в организме беременной (стресс, ОРВИ, переохлаждение и др.).

Под внутриутробным инфицированием понимают процесс внутриутробного проникновения микроорганизмов к плоду, при котором отсутствуют признаки инфекционной болезни плода. Диагноз внутриутробного инфицирования у новорожденного устанавливают на основании выделения возбудителя из клеток крови, спинномозговой жидкости и других источников, выявления антител IgM и низкоактивных антител IgG на патоген в пуповинной крови.

Внутриутробное инфицирование не означает неизбежного развития инфекционного заболевания. Для выявления ВУИ необходимо наличие данных лабораторного исследования в сочетании с клинической картиной инфекционного заболевания.

Под внутриутробной инфекцией подразумевают процесс распространения инфекционных агентов в организме плода и вызванные ими морфофункциональные нарушения различных органов и систем, характерные для инфекционной болезни, возникшей анте- или интранатально и выявляемой пренатально или после рождения.

Возможный спектр возбудителей внутриутробной инфекции весьма разнообразен и широк. Это бактерии, грибы, простейшие, микоплазмы, хламидии, вирусы. Чаще всего наблюдается сочетание возбудителей — бактериально-вирусная смешанная инфекция.

Принимая во внимание, что источником инфекции для плода всегда является его мать, особое значение приобретают следующие факторыриска внутриутробных инфекций:

• острые инфекции во время беременности;

• хронические очаги инфекции в организме матери (в том числе наличие воспалительных заболеваний органов малого таза, урогенитальные инфекции);

• первичное инфицирование во время беременности и активация персистирующей хронической инфекции;

• повышение проницаемости плацентарного барьера во II и IIIтриместрах беременности при наличии инфекционных очагов у матери;

• сексуальная активность в сочетании с истмико-цервикальной недостаточностью (ИЦН);

• инвазивные вмешательства во время беременности при наличии инфекции в материнском организме;

• нарушение целостности плодных оболочек;

• эпидемические особенности инфекционного агента (многие вирусы чрезвычайно распространены в популяции, проникнув однажды, они навечно остаются в тканях);

• наличие вторичного иммунодефицита (сахарный диабет, аутоиммунные заболевания, недоразвитие лимфатической системы, микозы).

Следует подчеркнуть, что иммунная система человека тесно связана с функциональной активностью нервной, эндокринной систем и системы гемостаза.

Слаженность и интегрированность взаимодействия систем регуляции способны обеспечить сохранение гомеостаза при любом повреждающем воздействии во время беременности, в том числе и инфекционно-токсическом.

Патогенетические механизмы возникновения, развития и воздействия внутриутробной инфекции разнообразны и зависят от многих факторов:

• срока беременности, при котором происходит инфицирование (чем раньше, тем прогноз хуже);

• вида возбудителя, его вирулентности, массивности обсеменения;

• первичности или вторичности инфекционного процесса у беременной;

• путей проникновения инфекции к плоду (восходящий, нисходящий, гематогенный);

• степени распространенности и интенсивности воспалительного процесса;

• состояния организма матери, толерантности иммунной системы в борьбе с инфекцией.

Пути проникновения инфекции от матери к плоду.Источником внутриутробного инфицирования плода всегда является его мать. Основными путями проникновения и распространения инфекционного агента являются:

1. Восходящий путь проникновения инфекции характерен для инфекции, передаваемой половым путем (ИППП). Этот путь инфицирования самый частый, когда бактерии, вирусы, простейшие, грибы проникают из нижних отделов половых путей (влагалище, шеечный канал) непосредственно в полость матки, к плоду или к плодным оболочкам, далее в околоплодные воды.

Особенностью восходящей инфекции является экссудативная форма воспалительной реакции.

В I триместре беременности восходящая инфекция может вызвать острый или латентный эндомиометрит, но не проникнуть к плодному яйцу. Клинико-ультразвуковыми признаками восходящей инфекции в ранние сроки беременности являются симптомы угрозы самопроизвольного выкидыша (боли внизу живота, усиление воспалительных выделений из шейки матки), а также локальное повышение тонуса матки и признаки локальной отслойки хориона (по данным УЗИ). На фоне базального эндомиометрита беременность может прогрессировать. В ряде случаев плодное яйцо подвергается иммунному отторжению и беременность становится неразвивающейся.

С началом II триместра беременности механизм воздействия восходящей инфекции меняется из-за слияния decidua vera и decidua capsularis в единый комплекс (decidua parietalis) и тесного соединения с децидуальной оболочкой. Полость матки становится полостью плодного пузыря. Восходящая инфекция с 14—16 нед беременности может непосредственно проникнуть к плоду из влагалища и из шеечного канала. При этом распространителем и источником инфекции могут быть сперматозоиды.

С этого срока беременности внутренний зев шеечного канала матки соприкасается с амнионом плода. Со И—III триместров беременности, когда внутренний зев шейки матки постепенно приоткрывается, а также при угрозе преждевременного прерывания беременности или при ИЦН возникает реальная угроза проникновения инфекции через плодные оболочки в околоплодные воды (трансмембранное обсеменение околоплодных вод). Околоплодные воды обладают слабым защитным действием. Они только задерживают рост микроорганизмов (но не вирусов) и могут явиться средой накопления инфекционных возбудителей. Плод заглатывает инфицированные околоплодные воды или даже аспирирует их, что приводит к заболеванию, задержке роста и внутриутробным порокам развития, хронической гипоксии, а в тяжелых случаях — к смерти.

При восходящей инфекции и массивном обсеменении последовательно возникают мембранит, хорионамнионит, фуникулит, инфицирование плода. Симптомом экссудативного мембранита является многоводие, которое отражает наличие воспалительной реакции в амнионе плода.

Таким образом, непосредственными источниками восходящей инфекции служат инфекционные агенты во влагалище, в шеечном канале матки, воспалительные процессы в нижних половых путях (кольпит, цервицит), а также сперматозоиды, несущие инфекцию от сексуального партнера. Способствующими условиями для распространения инфекта являются сексуальная активность во время беременности (незащищенный секс), ИЦН, снижение местного иммунитета и общей иммунологической толерантности (прием глюкокортикостероидов, наличие длительной персистирующей инфекции, анемия, плохое питание).

2. Нисходящий путь внутриутробного инфицирования. Нисходящий путь проникновения инфекции от матери к плоду происходит при наличии воспалительного очага в брюшной полости (хронический аппендицит, холецистит) или в придатках матки (аднексит, сактосальпинкс, абсцесс яичника). Через маточные трубы бактерии проникают в полость матки, вызывая тотальное воспаление тканей матери, плаценты и плода.

3. Гематогенный путь внутриутробного инфицирования. Абсолютным условием этого пути распространения инфекции является наличие в крови материнского организма большого количества инфекционных возбудителей (бактериемия, вирусемия, паразитемия).

Последовательно возникает воспаление тканей матки и децидуит, вовлечение сосудов системы микроциркуляции (интервиллизит), далее воспаление от плодных оболочек (децидуит, мембранит) и генерализация инфекции у плода (сепсис, менингит).

Гематогенные воспалительные реакции отличаются пролиферативными процессами, которые сопровождаются воспалением стромы ворсин хориона и самой плаценты (плацентит).

Таким образом, инфекция проникает от матери к плоду через сосуды и кровь, вызывая самые тяжелые, генерализованные формы поражения плода, которые чаще всего несовместимы с жизнью или вызывают тяжелейшие заболевания, при которых ребенок становится инвалидом с детства (менингит, энцефалит, сепсис).

Особенности инфекционного процесса и внутриутробного инфицирования плода во время беременности. Особенности инфекционного процесса во время беременности следующие.

1. Преобладание микробных ассоциаций. Чаще всего это сочетанные бактериально-вирусные инфекции и очень редко — моноинфекционный процесс.

2. Бессимптомное или малосимптомное течение инфекции у матери.

3. Сочетание вагинальной и уретральной инфекции, которые объединяют и трактуют как урогенитальную.

4. Частое развитие инфекции на фоне бактериального вагиноза.

5. Непредсказуемость исхода для плода, новорожденного и для матери: рождение практически здорового ребенка, наличие у новорожденного тяжелых пороков развития, преждевременное прерывание беременности, признаки незрелости плода, различные внутриутробные заболевания и повреждения.

[youtube.player]


Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по специальности "Акушерское дело" в рамках изучения МДК 04.02 Сестринский уход за больным новорожденным

Скачать:

Вложение Размер
Методическая разработка практического занятия 181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

Структурное подразделение № 2

Методическая разработка блока практических занятий

ПМ.04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода.

Специальность 31.02.02 Акушерское дело

Москва 2016 год

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.02. Акушерское дело

Рецензент – доцент кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования, к.м.н. Голубева Л.Г.

Частота внутриутробного инфицирования плода остается достаточно высокой. Известно, что в большинстве случаев внутриутробное инфицирование влечет за собой ряд серьезных патологий и даже смерть плода. Соответственно, это обязывает акушерскую службу владеть навыками своевременной диагностики и профилактики внутриутробного инфицирования. Компетентная акушерка должна иметь определенный спектр знания и навыков, владеть современной информацией о методах диагностики и о трактовке результатов анализов, уметь планировать действия при возникновении аварийных ситуаций, оказывать лечебную, профилактическую помощь, осуществлять уход за больными беременными и новорожденными детьми.

Данное занятие предлагает будущей акушерке зафиксировать свое внимание на актуальных моментах и рисках внутриутробного инфицирования с целью профилактики данных проблем у беременной женщины и будущего ребенка.

На данном блоке занятий формируются компетенции будущего специалиста.

  1. Профессиональные:
  • ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному
  • ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии
  • ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии
  • ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии
  1. Общие:
  • ОК.1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
  • ОК.3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК.4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК.5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК.6- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • ОК.9 - Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ОК.12 - Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Данное практическое занятие проводится со студентами выпускного курса акушерского отделения, завершившими изучение профессиональных модулей ПМ.01, ПМ.02 и ПМ.03.

Каждая женщина мечтает родить и вырастить ребенка здоровым и счастливым. Этому могут помешать травмы и хронические заболевания, нарушения экологии и отравления. А также множество других причин. Но на сегодняшнем занятии речь пойдет об инфекционных заболеваниях беременной женщины, и как следствие, внутриутробных инфекциях плода. Будущей акушерке необходимо знать, какие инфекции наиболее актуальны для беременных женщин, каким образом они могут навредить плоду, как осуществляется диагностика этих инфекций. И самое главное, как предотвратить внутриутробное заражение будущего ребенка. Все это вопросы будут освещены на сегодняшнем занятии.

Уважаемые будущие акушерки! Проявите максимум усердия и старательности, и Ваша профессиональная ценность по окончании данного занятия заметно повысится. Желаем удачи Вам и Вашим будущим пациентам!

Продолжительность блока занятий – 6 академических часов: 2+2+2

Место проведения – учебная аудитория

Общие цели занятия:

  • Студент должен знать этиологические причины возникновения внутриутробных инфекций.
  • Студент должен знать классификацию и клинические проявления внутриутробных инфекций, их возможные исходы в зависимости от времени инфицирования.
  • Студент должен знать современные методы диагностики и лечения внутриутробных инфекций.
  • Студент должен уметь планировать свои действия при возникновении аварийных ситуаций при контакте с кровью и биологическими жидкостями.

Данный блок занятий формирует компетенции будущего специалиста.

  1. Профессиональные:
  • ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному
  • ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии
  • ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии
  • ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии
  1. Общие:
  • ОК.1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
  • ОК.3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК.4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК.5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК.6- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • ОК.9 - Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ОК. 12 - Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Конкретные цели занятия:

Студент должен уметь:

  • организовывать профилактические мероприятия с целью предотвращения внутриутробных инфекций
  • планировать свои действия при возникновении аварийных ситуаций
  • трактовать результаты анализов
  • определять тактику при возникновении внутриутробных инфекций
  • осуществлять уход за больными беременными и новорожденными

Студент должен знать:

  • этиологические факторы внутриутробного инфицирования
  • возможные риски для плода и новорожденного в зависимости от времени инфицирования
  • современные методы диагностики и лечения внутриутробных инфекций
  • клинические симптомы внутриутробных инфекций и их возможные исходы
  • принципы лечения и профилактики внутриутробных инфекций

Материально-техническое оснащение каждого занятия:

Наглядные таблицы, мультимедийная презентация, видеосюжет по теме занятия, фантомы рук для отработки внутривенных манипуляций, вакутайнеры.

Методическое оснащение занятия:

методические разработки, раздаточный материал для студентов.

Рекомендуемая литература : Педиатрия с детскими инфекциями. А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, стр. 310, 473.

Методы и приемы:

  1. Контроль исходного уровня (выполнение тестовых заданий с само- и взаимопроверкой).
  2. Изучение нового материала.
  3. Решение ситуационных задач.
  4. Демонстрация видеосюжета.
  5. Применение средств наглядности.
  6. Отработка практических манипуляций.

Задания для самостоятельной работы :

- Составить мультимедийную презентацию и тематический кроссворд

- Составить тестовые задания с эталонами ответов по темам:

- составить памятку по аварийным ситуациям в соответствии с СанПин

[youtube.player]

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка по теме Bacterial infections.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Цикловая методическая комиссия


Составила: преподаватель – Проценко Анжелика Алексеевна

Пояснительная записка 4-5

Актуальность темы 6

Форма занятия 6

Методы обучения 6

Педагогические технологии 7

Технологическая карта занятия 7-8

Интернет ресурсы 8

Самостоятельная внеаудиторная работа 8

Задания к тексту 1 7

Презентация папка №2

Эталоны ответов 19

Цель изучения данной темы – знакомство студентов с глоссарием и понятийным аппаратом для усовершенствования техники перевода тестов медицинской направленности, а также обеспечение реализации стратегии формирования у студентов коммуникативной компетенции на основе аутентичного англоязычного материала.

Методическая разработка содержит словарь, текст для чтения, задания к тексту и итоговое задание в тестовой форме с эталонами ответов, предназначенных для студентов для последующей самопроверки или для преподавателей в качестве методической помощи для подготовки к занятию при изучении данной темы. К методической разработке прилагается презентация с видеороликом на английском языке для аудирования.

Разработка используется на комбинированном занятие при индивидуально - групповой форме организации учебной деятельности .

Пояснительная записка к презентации

Продолжительность презентации – 20-25 минут.

Структура строения бактерии

Место локализации бактерий

Отличие бактерии от вируса

Кожные бактериальные инфекции

Бактериальные инфекции, вызванные пищевыми продуктами

Бактериальные инфекции мочеполовых путей

Лечение бактериальных инфекций

Всё о бактериальных инфекциях

Актуальность темы: Бактериальные инфекции представляют собой огромную группу заболеваний. Объединяет их одна причина – бактерии. Они являются самыми древними и многочисленными микроорганизмами. Сегодня известны тысячи бактерий – одни полезны, а другие патогенны и вызывают заболевания. Многие страшные болезни: чума, сибирская язва, проказа, холера и туберкулез – являются бактериальными инфекциями. Ну а самыми распространенными являются менингит и пневмония. Важно не путать бактериальные инфекции с вирусными, поэтому необходимо использовать различные виды диагностики и проводить необходимые лабораторные исследования, анализы.

Цели занятия : после изучения темы студент должен

уметь: - переводить научно-популярную статью, распознавать новую лексику в тексте и при аудировании, ориентироваться в содержании текста; воспринимать английскую речь на слух; применять навыки работы с большим объемом информации и применять тайм-менеджмент в своей деятельности на занятии;

знать: - новую лексику по данной теме, глоссарий по медицинской терминологии, фонетические и лексико - грамматические особенности английского языка, технику перевода научно-популярных статей и основные понятия из области микробиологии.

Форма занятия: комбинированное занятие, индивидуально - групповая форма организации учебной деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Методы обучения : грамматико-переводной, объяснительно-иллюстративный, рецептивный.

Педагогические технологии : информационно - компьютерные (Скинер Б.Ф.), технология организации самостоятельного обучения (Гарунов М.В.).

Оснащение: раздаточный материал для работы с представленным материалом, ноутбук, мультимедийный плеер с экраном/ моноблок.

Технологическая карта занятия: - 90минут

Проверяет посещаемость и готовность студентов занятию

Отвечают: повторяют ранее изученный глоссарий по теме

- Введение новой лексики

- Работа с текстом

Приложение № 3, папка №3

Читают и переводят

Отвечают на вопросы

Выполняют тест к тексту письменно

Пояснения по теме

Объяснение домашнего задания.

Обращают внимание на ошибки

Записывают домашнее задание

Самостоятельная внеаудиторная работа :

Работа с учебной и дополнительной литературой

Работа с Интернет-ресурсами

Infectious disease glossary

антисептика-практика применения антисептиков для устранения микроорганизмов, вызывающих заболевания

бактерии - члены большой группы одноклеточных микроорганизмов, которые имеют клеточные стенки, но не имеют органелл и организованного ядра, в том числе некоторые, которые могут вызвать заболевание

инфекционное заболевание-любое заболевание, передаваемое от одного человека или животного другому

загрязненный - сделать (что-то) нечистым, зараженным под воздействием или с добавлением ядовитого или загрязняющего вещества

обеззараживание - очистить от инфекции путем разрушения вредных микроорганизмов

меры предосторожности от воздушно-капельной инфекции - предназначены для предотвращения передачи патогенов, распространяющихся через дыхательные пути или слизистую оболочку при контакте с дыхательными выделениями больного человека

эндогенные - имеющие внутреннюю причину или происхождение

эпидемия - широкое распространение инфекционной болезни в обществе в определенное время

экзогенный - растущий или происходящий извне организм

фомиты - предметы или материалы, которые могут нести инфекцию, такие как одежда, посуда и мебель

грибы - любой из группы одноклеточных, многоклеточных или синцитиальных спорообразующих организмов, питающихся органическим веществом, включая плесень, дрожжи, грибы и поганки

микроорганизм - микроскопический организм, особенно бактерия, вирус или грибок

Mode of transmission

способ передачи – путь, по которому инфекция передается от одного человека к другому

непатогенный - неспособный вызывать заболевание

внутрибольничные инфекции, которые попали в больницу извне

оппортунистическая инфекция - редко влияет на пациентов только в случаях, когда иммунная система подавлена

пандемия – распространение заболевания во всей стране или мире

возбудитель - бактерия, вирус или другой микроорганизм, который может вызвать заболевание

простейшие - это неофициальный термин для одноклеточных эукариот, либо свободно живущих, либо паразитов, которые питаются органическими веществами, такими как другие микроорганизмы или органические ткани и мусор

boil – нарыв, гнойник, фурункул

bump – шишка, уплотнение

connotation – значение, скрытый смысл

foodborne – продукты питания

folliculitis – воспаление волосяного фолликула

to encourage – стимулировать, способствовать

estimate – оценка, предварительный подсчет

jejuni - вид спиралевидных грамотрицательных микроаэрофильных бактерий

harbor – место локализации

impetigo – парша, лишай

vibrio - палочковидные грамотрицательные бактерии

beneficial bacteria – полезные бактерии

making the body less hospitable to bad bacteria – сделать организм устойчивым к болезнетворным (патогенным) бактериям

length of the illness – продолжительность болезни

unsanitary food preparation and handling - антисанитарные условия приготовления и обработки продуктов питания


Bacteria are microscopic, single-cell organisms that live almost everywhere. Bacteria live in every climate and location on earth. Some are airborne while others live in water or soil. Bacteria live on and inside plants, animals and people. The word "bacteria" has a negative connotation, but bacteria actually perform many vital functions for organisms and in the environment. For example, plants need bacteria in the soil in order to grow. The vast majority of bacteria are harmless to people and some strains are even beneficial. In the human gastrointestinal tract, good bacteria aid in digestion and produce vitamins. They also help with immunity, making the body less hospitable to bad bacteria and other harmful pathogens. When considering all the strains of bacteria that exist, relatively few are capable of making people sick.

What is a bacterial infection?


A bacterial infection is a proliferation of a harmful strain of bacteria on or inside the body. Bacteria can infect any area of the body. Pneumonia, meningitis, and food poisoning are just a few illnesses that may be caused by harmful bacteria. Bacteria come in three basic shapes: rod-shaped (bacilli), spherical (cocci) or helical (spirilla). Bacteria may also be classified as gram-positive or gram-negative. Gram-positive bacteria have a thick cell wall while gram-negative bacteria do not. Gram staining, bacterial culture with antibiotic sensitivity determination and other tests are used to identify bacterial strains and help determine the appropriate course of treatment.

Bacteria vs. virus


Bacteria and viruses are different types of pathogens, organisms that can cause disease. Bacteria are larger than viruses and are capable of reproducing on their own. Viruses are much smaller than bacteria and can’t reproduce on their own. Instead, viruses reproduce by infecting a host and using the host's DNA repair and replication systems to make copies of itself. The symptoms of a bacterial or viral infection depend on the area of the body that is affected. Sometimes the symptoms of the two can be very similar. For example, runny nose, cough, headache, and fatigue can occur with the common cold (virus) and with a sinus infection (bacteria). A doctor may use the presence of other symptoms (such as fever or body aches), the length of the illness and certain lab tests to determine if an illness is due to a virus, bacteria or some other pathogen or disease process.


Bacterial skin infections are usually caused by gram-positive strains of Staphylococcus and Streptococcus or other organisms. Common bacterial skin infections include:

Cellulitis causes a painful, red infection that is usually warm to the touch. Cellulitis occurs most often on the legs, but it can appear anywhere on the body.

Folliculitis is an infection of the hair follicles that causes red, swollen bumps that look like pimples. Improperly treated pools or hot tubs can harbor bacteria that cause folliculitis.

Impetigo causes oozing sores, usually in preschool-aged children. The bullous form of impetigo causes large blisters while the non-bullous form has a yellow, crusted appearance.

Boils are deep skin infections that start in hair follicles. Boils are firm, red, tender bumps that progress until pus accumulates underneath the skin.

Bacterial skin infections are treated with oral or topical antibiotics depending on the strain causing the infection.

Foodborne bacterial infections


Bacterial infections are one cause of foodborne illness. Nausea, vomiting, diarrhea, fever, chills and abdominal pain are common symptoms of food poisoning. Raw meat, fish, eggs, poultry and unpasteurized dairy may harbor harmful bacteria that can cause illness. Unsanitary food preparation and handling can also encourage bacterial growth. Bacteria that cause food poisoning include:

Campylobacter jejuni (C. jejuni) is a diarrheal illness often accompanied by cramps and fever.

Clostridium botulinum (C. botulinum) is a potentially life-threatening bacterium that produces powerful neurotoxins.

Escherichia coli (E. coli) O157:H7 is a diarrheal (often bloody) illness that may be accompanied by nausea, vomiting, fever and abdominal cramps.

Listeria monocytogenes (L. monocytogenes) causes fever, muscle aches and diarrhea. Pregnant women, elderly individuals, infants and those with weakened immune systems are most at risk for acquiring this infection.

Salmonella causes fever, diarrhea and abdominal cramps. Symptoms typically last between 4 and 7 days.

Vibrio causes diarrhea when ingested, but it can also cause severe skin infections when it comes in contact with an open wound.

Sexually transmitted bacterial infections


Many sexually transmitted diseases (STDs) are caused by harmful bacteria. Sometimes, these infections aren't associated with any symptoms but can still cause serious damage to the reproductive system. Common STDs caused by bacterial infections include:

Chlamydia is an infection in men and women caused by an organism called Chlamydia trachomatis. Chlamydia increases the risk of pelvic inflammatory disease (PID) in women.

Gonorrhea , also known as "clap" and "the drip," is caused by Neisseria gonorrhoeae. Men and women can be infected. Gonorrhea also increases the risk of pelvic inflammatory disease (PID) in women.

Syphilis can affect men and women and is caused by the bacteria Treponema pallidum. Untreated, syphilis is potentially very dangerous and can even be fatal.

Bacterial vaginosis , which causes an overgrowth of pathogenic bacteria in the vagina.

Other bacterial infections


Harmful bacteria can affect almost any area of the body. Other types of bacterial infections include:

Bacterial meningitis is a severe infection of the meninges, the lining of the brain.

Otitis media is the official name for an infection or inflammation of the middle ear. Both bacteria and viruses can cause ear infections, which commonly occur in babies and small children.

Urinary tract infection (UTI) is a bacterial infection of the bladder, urethra, kidneys or ureters.

Respiratory tract infections include sore throat, bronchitis, sinusitis and pneumonia. Bacteria or viruses may be responsible for respiratory tract infections. Tuberculosis is a type of bacterial lower respiratory tract infection.


Most bacterial infections have to be treated with antibiotics. Selection is based on the type of bacteria involved. Diagnosis can be made by testing blood or urine samples, although sometimes they are made presumptively (based on a review of symptoms and the circumstances that led to the infection). Antibiotics are medications that fight bacterial infections. They work by disrupting the processes necessary for bacterial cell growth and proliferation. It's important to take antibiotics exactly as prescribed. Failure to do so could make a bacterial infection worse. Antibiotics don't treat viruses, but they're sometimes prescribed in viral illnesses to help prevent a "secondary bacterial infection." Secondary infections occur when someone is in a weakened or compromised state due to an existing illness.


Overuse and misuse of antibiotics has led to a rise in antibiotic resistance. Antibiotic resistance occurs when bacteria are no longer sensitive to a medication that should eliminate an infection. Antibiotic-resistant bacterial infections are potentially very dangerous and increase the risk of death. About 2 million people in the U.S. suffer from antibiotic resistant infections each year and 23,000 die due to the condition. The CDC estimates 14,000 deaths alone are due to Clostridium difficile (C. difficile) infections that occur because of antibiotic suppression of other bacteria allow C.difficile to proliferate. Most deaths due to antibiotic resistant infections occur in hospitalized patients and those who are in nursing homes.


Beneficial bacteria live in the human gastrointestinal (GI) tract and play an important role in digestion and immunity. Most people know it's smart to eat yogurt after completing a course of antibiotics to repopulate the GI tract with helpful bacteria that were wiped out from the antibiotics. Some studies have shown probiotics can shorten the duration of infectious diarrhea. They may also reduce the risk of developing diarrheal illness due to antibiotic use. Probiotics seem to reduce gas, bloating and abdominal pain associated with irritable bowel syndrome (IBS). Ongoing research seeks to determine the types and dosages of bacteria that are most beneficial to human health.

I. Answer the question:

What are bacteria?

Where do bacteria live?

What is the difference between bacteria and viruses?

What are bacterial skin infections?

What are foodborne bacterial infections?

What are sexually transmitted bacterial infections?

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.