Порядок проведения эпидемиологического расследования очагов инфекционных заболеваний

1. Уточнение эпидемической обстановки;

2. Опрос и обследование больного для установления предварительного клинического диагноза заболевания и целенаправленного сбора эпидемиологического анамнеза;

3. Опрос и осмотр здоровых лиц, подвергшихся риску заражения;

4. Осмотр эпидемиологически значимых объектов внешней среды с забором материала для проведения лабораторных исследований;

5. Анализ и обобщение полученных данных, уточнение границ очага и выбор мероприятий по его ликвидации.

Уточнение эпидемической обстановки позволяет убедиться, что это действительно очаг с единичным заболеванием. Для этого изучают медицинскую документацию (журнал учета больных в амбулатории, медицинские книжки военнослужащих, истории болезни др.) за месяц или несколько месяцев до выявления данного заболевшего (как правило, не менее чем за 2-3 инкубационных периода). Обращается внимание на выявление больных со сходными диагнозами. Помимо этого, осуществляется опрос и осмотр личного состава подразделений части для выявление больных. Для уточнения эпидемической обстановки среди населения (в районе размещения части) используются сведения из органов гражданского здравоохранения. Дополнительные данные об эпидемической обстановке могу быть получены у старшего медицинского начальника и в местных лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях. При наличии аналогичных больных среди гражданского населения выясняются возможные условия заноса инфекции в воинскую часть.

Опрос и обследование заболевшего позволяют сформулировать рабочий диагноз, который определяет направленность сбора эпидемиологического анамнеза. Правильно установленный клинический диагноз позволяет врачу части определить эпидемиологический характер заболевания, возможную продолжительность инкубационного периода, факторы и пути передачи возбудителя, наиболее вероятные пути (способы) заражения и характер заразительности в период от начала заболевания до изоляции больного.

Опрос и обследование здоровых лиц проводится для уточнения и дополнения сведений, полученных от больного, в целях выявления возможного источника инфекции, больных легкими и стертыми формами заболевания, а также лиц, которые подверглись риску заражения вместе с больным или от него. Опрашиваются соседи по спальному помещению, местам несения службы или выполнения работ, его товарищи и командование подразделений. Опрос личного состава следует проводить по возможности персонально. Начинать его целесообразно с тех лиц, которые находились вместе с больным в предполагаемый период его заражения. У командования подразделения уточняется характер деятельности больного в пределах инкубационного периода, склонность к самовольным отлучкам и вероятность выноса им инфекции за пределы части.

Осмотр эпидемиологически значимых объектов внешней среды является важным этапом обследования эпидемического очага. Внимание фиксируется на объектах, имеющих значение в эпидемиологии данной инфекции. Так, при эпидемиологическом обследовании по поводу малярии санитарно-эпидемиологическое состояние столовой не будет иметь значения, в то время как при обследовании очага дизентерии этот объект будет одним из основных. Обследование внешней среды должно включать забор проб и проведение лабораторных исследований с целью уточнения возможных путей передачи возбудителя заболевания. Лабораторному исследованию подлежат смывы с объектов внешней среды, пробы воды и других материалов.

На основании анализа и обобщения полученных данных делают выводы о причинах и условиях возникновения эпидемического очага, определяют его границы и вероятность появления новых больных, формулируют эпидемиологический диагноз и определяют перечень мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага (целесообразность проведения экстренной профилактики, вакцинации, установления специального режима поведения личного состава и др.). В ходе проведения данного этапа заполняется карточка эпидемиологического обследования инфекционного заболевания (ф. 23). Не позднее следующего дня карточка высылается начальнику медицинской службы соединения или другому непосредственному начальнику медицинской службы.

Эпидемический очаг считается ликвидированным, если после проведенных мероприятий в течение максимального срока инкубационного периода не регистрируется новых заболеваний. При ряде инфекций, склонных к формированию носительства, время проведения мероприятий по ликвидации очага может быть увеличено до 1,5-2 сроков инкубационного периода (дизентерия, брюшной тиф, холера).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

[youtube.player]

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 октября 2010 г. N 133
"Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав организацию противоэпидемической работы отмечаю, что в 2009-2010 гг. в Российской Федерации определилась тенденция по увеличению общего числа эпидемических очагов. В течение 2000-2008 гг. регистрировалось от 600 до 1200 вспышек инфекционных и паразитарных болезней от 5-ти случаев с числом пострадавших в среднем около 13 тысяч человек. В прошедшем 2009 году было зарегистрировано 1684 эпидемических очага с вовлечением более 43 тысяч человек. По оперативным данным за 9 месяцев текущего 2010 года число зарегистрированных эпидемических очагов и количество пострадавших в них людей превысило среднемноголетние показатели более чем в 2 раза.

Рост числа очагов обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году.

Превышение среднемноголетних уровней заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием активной циркуляции вирусов - возбудителей гастроэнтеритов. В условиях аномально жаркого лета уменьшение дебита водоисточников, нарушение правил хранения и обработки пищевых продуктов привели к обострению эпидемической ситуации. Только за летний период острые кишечные инфекции стали причиной 70% всех зарегистрированных очагов инфекционных болезней.

В связи с жаркой засушливой погодой осложнилась ситуация по болезням, общим для человека и животных. За летний период в стране зарегистрировано 22 случая сибирской язвы среди людей, с начала года отмечается рост бруцеллеза на 18,5%, очаги которого наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.

Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.

В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (далее Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 "Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней" (далее ф. 23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологии, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.

С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.

Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами. Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3-х лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов с 14% в 2007 году до 7% в 2009 году. Принимаются активные меры по дооснащению лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов. Так, в настоящее время 85 лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации" и 23 филиала центров имеют оборудование для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) по конечной точке и в "реальном времени".

Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.

В целях совершенствования работы по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, упорядочения учетно-отчетной документации в существующем правовом поле, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 44, ст. 4984, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции федеральных законов от 28.04.2009 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 13, ст. 1409; 2008, N 12, ст. 1130, N 23, ст. 2713, N 24, ст. 2867; N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738, N 10, ст. 1224; N 18 (2 ч.), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 N 13745), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 N 21 "О профилактике острых кишечных инфекций" (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16959) постановляю:

1. Утвердить форму акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи (далее - Акт) (Приложение).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.

3.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.

3.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.

3.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.

3.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.

3.7. Совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки больных из стационаров.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

4.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

4.2. Взять на контроль дооснащение лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации современным оборудованием, обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

4.3. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи составлять в течение 10-ти дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге (вместо окончательного донесения, предусмотренного приложением N 1 к постановлению Главного государственного санитарного врача от 24.02.2009 N 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2010 N 13745).

4.4. Акт представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и ведомствами.

4.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.

4.7. Принять участие в плановой подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.

4.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.

5. Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.

5.2. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.

5.3. Обеспечить отбор проб для лабораторных исследований, документальное оформление результатов анализов и экспертизы в соответствии с требованиями нормативных методических документов.

5.4. Принять меры по обучению специалистов современным методам лабораторных исследований с целью обеспечения индикации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Регистрационный N 19040

В 2009-2010 гг. в России появилась тенденция к увеличению общего числа эпидемических очагов.

Рост числа очагов обусловлен неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями.

В связи с реализацией новой законодательной базы по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях, плановые проверки в отношении которых проводились более 2 лет назад или не осуществлялись вообще в связи с недавним открытием.

Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто отчетные документы не отражают в полном объеме возникшую ситуацию. Это не позволяет четко определить причинно-следственную связь. При возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования возникает необходимость экспертизы. Это приводит к более длительному рассмотрению дел.

В связи с этим региональным властям рекомендовано проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий с участием заинтересованных ведомств.

Органам здравоохранения следует внедрять современные методы лабораторной диагностики, использовать практику врачебных консилиумов. Необходимо организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней и др.

Кроме того, необходимо повысить качество проводимых эпидемиологических расследований.

Утверждена форма акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 октября 2010 г. N 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи"

3регистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2010 г.

Регистрационный N 19040

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 1 декабря 2010 г. N 271

[youtube.player]

Эпидемиологическое расследование проводится по каждому случаю ВИЧ-инфекции (включая выявление ВИЧ у иностранных граждан). Эпидемиологическое расследование проводится врачами-эпидемиологами уполномоченных специализированных МО (территориальных Центров СПИД).

При подозрении на инфицирование ВИЧ в процессе оказания медицинской помощи эпидемиологическое расследование проводится специалистами органов, осуществляющих государственный эпидемиологический надзор, совместно со специалистами Центров СПИД и/или специалистами ФБУН, на базе которых функционируют федеральный и окружные Центры СПИД, ФКУ "Республиканская клиническая инфекционная больница" (г. Санкт-Петербург) с привлечением необходимых экспертов.

Регистрация случая и противоэпидемические мероприятия в отношении источника инфекции начинают осуществляться сразу после выявления лабораторных маркеров заболевания, до проведения полного клинического обследования и установления клинического диагноза ВИЧ-инфекции у выявленного ВИЧ-инфицированного лица.

Задачами эпидемиологического расследования случая ВИЧ-инфекции являются:

- выявление источника инфекции;

- выявление путей и факторов передачи ВИЧ;

- определение границ очагов ВИЧ-инфекции во времени и по территории;

- выявление контактных лиц, их обследование и определение сроков их диспансеризации;

- выявление зараженных лиц среди контактировавших в целях их лечения и ограничения их активности в качестве источников ВИЧ;

- обучение больных ВИЧ-инфекцией и контактировавших лиц в очаге ВИЧ-инфекции противоэпидемическим и профилактическим мероприятиям с целью устранения факторов передачи и разрыва путей передачи;

- получение дополнительных данных об эпидемиологии ВИЧ-инфекции и особенностях эпидемического процесса на данной территории.

При проведении эпидрасследования целесообразно в первую очередь использовать информацию, содержащуюся в официальных документах: документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении ребенка. Например, мужья, жены и дети перечисляются в паспорте или свидетельстве о рождении. Если первично выявлен зараженный ребенок, то наибольшее количество информации можно получить от матери. Предыдущие результаты обследования на ВИЧ, пребывание в медицинских учреждениях, донорство крови, а также получение препаратов крови фиксируются в документации соответствующих медицинских учреждений. Однако, учитывая характер информации, необходимой для расследования в очаге, ведущее значение имеет непосредственный опрос зараженного лица. Важным является установление и сохранение доверительных отношений между эпидемиологом и опрашиваемым, соблюдение конфиденциальности при этом имеет решающее значение.

Основными факторами, определяющими риск заражения в очаге, являются:

- уровень ВН у больного ВИЧ-инфекцией;

- опыт и особенности употребления наркотиков;

- характер полового поведения (включая оказание коммерческих сексуальных услуг, гомосексуальные контакты) и использование презервативов;

- длительность рискованного поведения;

- переливание компонентов крови, парентеральные медицинские и немедицинские процедуры;

- низкий уровень знаний о путях и факторах передачи ВИЧ;

- профессиональная деятельность (медицинские работники).

При изучении всех имеющихся факторов риска формируется предположение о том, какой путь и фактор передачи ВИЧ сыграли решающую роль в инфицировании пациента, предполагаемом времени и месте заражения и о том, что представляет наибольшую опасность в дальнейшем распространении ВИЧ. Окончательные выводы делаются после проведения серологического обследования в очаге.

Круг контактировавших лиц, подлежащих серологическому обследованию, определяется в зависимости от характера пути передачи возбудителя в очаге. Контактировавшими являются лица, имевшие контакт с больным ВИЧ-инфекцией с момента предполагаемого начала заболевания. Медицинское наблюдение за очагом обеспечивается силами учреждения здравоохранения (по месту нахождения очага инфекции) и Центром СПИД.

Комплекс мероприятий в отношении контактных лиц включает:

- полное выявление и учет их в специальном листе наблюдения за контактировавшим в карте эпидемиологического обследования;

- обследование на ВИЧ серологическими методами при выявлении контакта, через 3, 6, 12 месяцев после контакта, далее при продолжающемся контакте 1 раз в 6 месяцев весь период контакта (с их добровольного информированного согласия). Результаты обследования вносятся в лист наблюдения за контактировавшим;

- снятие с диспансерного учета лиц, у которых в течение 1 года после контакта не выявлены антитела к ВИЧ и отсутствует дальнейший контакт с больным ВИЧ-инфекцией (за исключением детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами). Дальнейшему обследованию не подлежат;

- беседу/консультирование о мерах профилактики ВИЧ-инфекции.

В случае сообщения контактировавшим лицам о наличии у них риска заражения ВИЧ-инфекцией имя источника инфекции не разглашается. Жен или мужей, имеющих риск заражения от инфицированных ВИЧ супругов, целесообразно предупредить о возможном наличии риска инфицирования ВИЧ половым путем, не называя имя источника инфекции, и обязательно провести их обучение профилактике ВИЧ-инфекции.

При проведении эпидемиологического расследования случая ВИЧ-инфекции заполняется карта эпидрасследования (прилож. 2).

Эпидемиологическое расследование по каждому случаю заражения ВИЧ в медицинских организациях или подозрения на него позволяет своевременно выявить, локализовать и предупредить возможные случаи инфицирования, связанные с оказанием медицинской помощи.

Для каждого лица, в отношении которого можно предполагать инфицирование при оказании медицинской помощи, необходимо:

- выяснить, какую медицинскую помощь в МО, включая парентеральные манипуляции, в какие сроки получал пациент;

- определить круг контактных лиц, включающий пациентов и медперсонал отделений, находившихся в МО в те же сроки, и изучить имеющиеся результаты тестирования на ВИЧ этих лиц. Составить списки контактных лиц с указанием персональных данных (как минимум Ф.И.О. и даты рождения);

- провести поиск в персонифицированной базе данных больных ВИЧ-инфекцией, зараженных ВИЧ пациентов среди контактных, получавших медицинскую помощь в МО одновременно с пациентом/ми, и медицинского персонала учреждения;

- использовать возможности генотипирования ВИЧ и филогенетического анализа целесообразно при выявлении инфицированных ВИЧ лиц среди контактных для определения наличия или отсутствия эпидемиологической связи между пациентами и выявления вероятного источника ВИЧ-инфекции;

- провести обследование на ВИЧ контактных лиц, включая пациентов и медперсонал, находившихся в МО в те же сроки, а также провести обследование на ВИЧ контактных со всеми выявленными инфицированными ВИЧ из вышеперечисленных контингентов;

- выяснить, были ли ранее обнаружены нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе плановых или внеплановых проверок МО, где предположительно могло произойти инфицирование ВИЧ при оказании медицинской помощи;

- выяснить, соответствовали ли объемы израсходованного одноразового и стерильного медицинского инструментария врачебным назначениям в отделениях МО, где предположительно могло произойти инфицирование ВИЧ при оказании медицинской помощи; определить, каким образом проводилась стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения в данных МО.

Внеочередное донесение о каждом случае заражения ВИЧ в медицинских организациях или подозрения на него представляется органам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор по субъекту Российской Федерации, в Федеральный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, и Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИД.

После завершения эпидрасследования акт (прилож. 3) и карта эпидемиологического расследования направляются в Федеральный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, и Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИД.

[youtube.player]

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав организацию противоэпидемической работы отмечаю, что в 2009-2010 гг. в Российской Федерации определилась тенденция по увеличению общего числа эпидемических очагов. В течение 2000-2008 гг. регистрировалось от 600 до 1200 вспышек инфекционных и паразитарных болезней от 5-ти случаев с числом пострадавших в среднем около 13 тысяч человек. В прошедшем 2009 году было зарегистрировано 1684 эпидемических очага с вовлечением более 43 тысяч человек. По оперативным данным за 9 месяцев текущего 2010 года число зарегистрированных эпидемических очагов и количество пострадавших в них людей превысило среднемноголетние показатели более чем в 2 раза.

Рост числа очагов обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году.

Превышение среднемноголетних уровней заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием активной циркуляции вирусов - возбудителей гастроэнтеритов. В условиях аномально жаркого лета уменьшение дебита водоисточников, нарушение правил хранения и обработки пищевых продуктов привели к обострению эпидемической ситуации. Только за летний период острые кишечные инфекции стали причиной 70% всех зарегистрированных очагов инфекционных болезней.

В связи с жаркой засушливой погодой осложнилась ситуация по болезням, общим для человека и животных. За летний период в стране зарегистрировано 22 случая сибирской язвы среди людей, с начала года отмечается рост бруцеллеза на 18,5%, очаги которого наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.

Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.

В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (далее Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 \"Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней\" (далее ф.23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологии, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.

С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\" повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.

Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами. Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3-х лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов с 14% в 2007 году до 7% в 2009 году. Принимаются активные меры по дооснащению лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов. Так, в настоящее время 85 лабораторий ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации\" и 23 филиала центров имеют оборудование для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) по конечной точке и в \"реальном времени\".

Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.

В целях совершенствования работы по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, упорядочения учетно-отчетной документации в существующем правовом поле, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999.г. N 52-ФЗ \"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст., 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 44, ст. 4984, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\" (в редакции федеральных законов от 28.04.2008 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 \"Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (3 ч. ), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 \"О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 13, ст. 1409; 2008, N 12, ст. 1130, N 23, ст. 2713, N 24, ст. 2867; N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738, N 10, ст. 1224; N 18 (2 ч. ), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 N 13745), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 N 21 \"О профилактике острых кишечных инфекций\" (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16959) постановляю:

1. Утвердить форму акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи (далее - Акт) (Приложение).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.

3.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.

3.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.

3.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.

3.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.

3.7. Совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки больных из стационаров.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

4.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

4.2. Взять на контроль дооснащение лабораторий ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии\" в субъекте Российской Федерации современным оборудованием, обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

4.3. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи составлять в течение 10-ти дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге (вместо окончательного донесения, предусмотренного приложением N 1 к постановлению Главного государственного санитарного врача от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2010 N 13745).

4.4. Акт представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и ведомствами.

4.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.

4.7. Принять участие в плановой подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.

4.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.

5. Главным врачам ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии\" в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.

5.2. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.

5.3. Обеспечить отбор проб для лабораторных исследований, документальное оформление результатов анализов и экспертизы в соответствии с требованиями нормативных методических документов.

5.4. Принять меры по обучению специалистов современным методам лабораторных исследований с целью обеспечения индикации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.