Половые инфекции в средневековье


Древний Египет

Самой большой проблемой лечения венерических заболеваний в прошлом было отсутствие понимания того, с чем связана проблема. Далеко не каждый знал, как передается хворь и немногие доктора могли отличить симптомы ЗППП от других недугов.

Тем не менее многие древние цивилизации обладали достаточным уровнем медицинских знаний, чтобы правильно диагностировать болезни и хорошо понимали их природу. На одном из наиболее известных письменных памятников Древнего Египта, папирусе Эберса, можно увидеть лекарей, проводящих некие манипуляции с больным в области паха.

Этот способ борьбы с венерическими болезнями был у египтян не единственным. Они активно проводили обряды с заклинаниями, чтобы изгнать из немощных злых духов, а также применяли всевозможные мистические снадобья: мази и притирки из трав и минералов, смешанные с толченым коровьим рогом и чесноком.

Древняя Греция

Историки медицины считают, что древние горки были неплохо осведомлены о природе распространения венерических инфекций. Поэтому до нас дошли сведения о способах предохранения от таких болезней. Перед сексуальным актом жители Эллады тщательно мылись, после чего натирали промежность различными маслами.

Но если болезни избежать не удалось, что в общем то не удивительно при таком способе защиты, то лечение практиковалось простое и радикальное. Известный лекарь Соран Эфесский прописывал своим пациентам, больным гонореей, свинцовые гири.

Их нужно было носить на себе для общего укрепления организма. Известный греческий врач был уверен, что гонорея вызывается общей слабостью организма и физические нагрузки снимут ее как рукой. До нас не дошла статистика, касающаяся излечения таким методом и тем более сведения о том, чем объяснял Соран отсутствие эффекта.

Гораздо меньше повезло тем, кто умудрился подхватить герпес. Это заболевание излечивали очень оригинальным методом — выжиганием раскаленным железом. После обработки пораженных мест таким способом пациент считался излеченным. До следующего раза.

Эпоха ртути

В Средние века популярным средством от многих недугов была ртуть. Но особенно часто ее использовали для лечения венерических заболеваний. Один из основателей современной медицины швейцарский медик и алхимик Парацельс настоятельно рекомендовал ртутные мази для наружного применения.

Чаще всего ртутную мазь втирали в ноги, что значительно укорачивало жизнь пациенту и, в общем, приводило к снижению количества больных ЗППП. Еще одним сторонником ртутного лечения был итальянский врач Джованни де Виго, который лечил ртутью практически все, считая ее едва ли не панацеей.

Ртутный период в европейской медицине длилась почти четыре столетия и сказать точно, сколько жизней унесло такое лечение, не возьмется никто. В XVI столетии, в эпоху Великих открытий, богатые пациенты известных лекарей смогли позволить себе еще одно лекарство, получаемое из дальних стран — смолу гаваякового дерева (Lignum vitae), которую привозили с далекой Ямайки. Информации о том, насколько это средство было действенным, увы, у нас нет.

Еще несколько способов лечения из Средневековой Европы

Самое передовое лечение предлагал в XIII столетии итальянский врач Рожериус Салернский, полный тезка известного дворянина. Всю свою жизнь ученый трудился над созданием пособия по хирургии и написал один из самых подробных в то время справочников.

Большинство методов лечения от Рожериуса выглядели пугающими, в основном из-за отсутствия в Средние века анестезии и антибиотиков. Так, врач предлагал больным сифилисом лечение пиявками, которые должны высосать из тела всю зараженную кровь, или обильное кровопускание.

Франция XVIII века: Новое время — новые методики

В конце XVII — начале XVIII столетия во Франции придумали простую и стройную систему лечения венерических недугов. Она состояла из трех этапов. Сначала пациента публично пороли на городской площади. После этого больного направляли в больницу, где его обследовали и, если болезнь была не слишком запущена, приступали к лечению.

Пациенту делали кровопускание, промывание желудка, а затем прописывали водные процедуры. Несчастного купали в холодной воде две недели и затем, на прощание, делали еще одно промывание желудка. После этого в дело шла старая добрая ртуть — больного натирали мазью с этим металлом.

После всех этих издевательств считалось, что медицинская наука сделала все возможное для исцеления и пациента выставляли за двери клиники, независимо от результата терапии.

Англия XIX столетия: больница или тюрьма

Также активно заражались моряки и солдаты в борделях портовых городов, куда устремлялись, едва покинув борт корабля. Проституция была невероятно популярным занятием, а предохраняться могли себе позволить только самые образованные и обеспеченные жители королевства.

Эпидемия сифилиса привела к тому, что в 1860-х годах жрицы любви начали считаться криминальными элементами и с проституцией, на которую ранее смотрели сквозь пальцы, начали активно бороться. Британские полицейские имели право остановить на улице женщину, заподозренную в занятии проституцией и потребовать ее раздеться.

Если на теле находили какие-нибудь признаки нехорошей болезни, женщину тут же отправляли на принудительное лечение в одну из больниц закрытого типа. Тех же, кто сопротивлялся принудительному осмотру, отправляли в тюрьму сроком на один год.

При этом условия в королевских тюрьмах конца XIX столетия не слишком отличались от средневековых — сидельцы жестоко голодали, страдали от холода и инфекционных болезней. Сложно сказать, насколько такой метод был эффективен в борьбе с распространением ЗППП, но, вполне вероятно, что шанс выжить за решеткой был несколько выше, чем после лечения ртутными мазями и ваннами с солями свинца.


На самом деле история человеческой сексуальности оказывается гораздо более интересной и дикой. Множество господствующих предубеждений по поводу наших средневековых предков кроется в ошибочном представлении о том, что они жили в незамысловатую эру религиозного фанатизма и медицинского невежества. И хотя христианские идеалы на самом деле влияли на средневековое отношение к сексу, они были гораздо сложнее, чем считается согласно современным предубеждениям. Христианские верования пересекались со средневековыми медицинскими теориями и порождали неожиданные и сложные идеи, связанные с сексом, а также широкий набор различных сексуальных практик — задолго до "сексуальной революции".

Случай с французским служителем церкви Арно де Вернолем демонстрирует сложность средневековой сексуальности. Однажды в начале XIV века, когда Арно был студентом, он занялся сексом с проституткой. Через несколько лет он признался в этом моральном проступке Инквизиции, объясняя, что:

Когда они жгли прокажённых, я жил в Тулузе; однажды я занялся этим с проституткой. После того, как я совершил этот грех, моё лицо начало опухать. Я был в ужасе, и решил, что заразился проказой. После этого я поклялся, что в будущем никогда больше не буду спать с женщинами.

История Арно не уникальна. Множество мужчин средневековья обнаруживали у себя нежелательные симптомы после визита в бордель, и связывали себя обязательствами по поводу сексуального поведения. Среди различных медицинских чудес, приписываемых Томасу Бекету, было и излечение Одо де Бомонта, заразившегося проказой сразу после посещения проститутки в конце XII века. Слишком много выводов было сделано из средневековой тенденции интерпретировать болезнь как результат сексуального греха. Но средневековая тенденция к рассмотрению болезней как сексуального греха была основана не исключительно на моральных суждениях — в ней присутствовали и элементы медицины.

К счастью для Арно и многих других, часто было возможно вылечить проказу, передававшуюся половым путём. Английский врач XIV века Джон Гаддесденский предлагал несколько защитных мер, которые необходимо принять мужчине после сексуальных отношений с женщиной, у которой, по его мнению, была проказа. Ему необходимо почистить свой пенис как можно скорее, либо собственной мочой, либо уксусом с водой. Затем ему необходимо подвергнуться процедуре кровопускания и трёхмесячному курсу, в который входило очищение кишечника, использование различных мазей и употребление лекарственных средств.

Трактат Trotula и Джон Арденский, судя по всему, описывают симптомы заболевания, передающегося половым путём, при этом последний напрямую связывает половой акт с симптомами его пациента. Однако эти авторы не описывают их лечение как лекарства для болезней, передающихся половым путём. Мужчину с опухшим органом его современники вполне могли оценить как жертву не инфекции, а чрезмерных удовольствий.

Согласно средневековым понятиям о теле, основанным на системе четырёх элементарных жидкостей человека, или гуморов (крови, флегмы, чёрной и жёлтой желчи), поведение этих мужчин было связано с проблемами. Гуморальная система родилась из идеи того, что здоровье основывается на балансе гуморов, а болезнь является следствием их дисбаланса. Баланс и хорошее здоровье достигались через изгнание различных жидкостей тела, включая и семя. Следовательно, регулярная половая жизнь была частью здорового поведения для большинства мужчин, но в этом деле нужна была мера. Слишком большое количество секса опустошало тело; в самых серьёзных случаях это могло привести к фатальным исходам, что и испытал на себе Рауль.

С другой стороны, медицинские специалисты средневековья считали, что слишком малое количество секса тоже представляло собой проблему: воздержание пагубно влияло на здоровье, особенно у молодых мужчин. Длительное воздержание означало задержку излишнего семени, что плохо сказывалось на сердце, которое, в свою очередь, могло повредить и другие части тела. Практикующие воздержание мужчины могли испытывать различные симптомы, включая головную боль, беспокойство, потерю веса, и в самых серьёзных случаях — смерть. И хотя в средневековом обществе воздержание почиталось за добродетель, с точки зрения общества эта практика была настолько же рискованной, как и занятие развратом.

Король Франции Людовик VIII, к примеру, настаивал на том, чтобы оставаться верным своей жене, сражаясь в Альбигойском крестовом походе, длившемся с 1209 по 1229 года. Общепринятой точкой зрения было то, что король умер от воздержания, что делает его самой известной жертвой этой практики. Согласно поэту Амброизу Нормандскому, жертвами воздержания пали многие:

Из-за голода и болезней
Более 3000 человек полегло
При осаде Акра и в самом городе
Но по рассказам пилигримов я заявляю
Что сотня тысяч мужей полегло там
Из-за отлучения их от их женщин
Они ограничивали себя из-за любви к Богу
И не погибли бы, если бы не воздерживались

Кроме мер по активизации выделения избыточных жидкостей, мужчинам во время безбрачия предписывалась осторожность в том, что они вкладывают в своё тело. В связи с этим диета была напрямую связана с сексуальным здоровьем. Здесь проблемы делились на три части. Во-первых, близость гениталий к желудку говорила о том, что первые должны разогреваться едой или вином, содержащимися во втором, и это тепло считалось необходимым для тела мужчины и для производства семени. Во-вторых, семя считалось продуктом полностью переваренной еды, а такая питательная еда, как мясо и яйца — особенно способствующими его производству. Наконец, еда, вызывающая метеоризм (в том числе, бобовые), приводила к появлению избыточных газов, что в свою очередь способствовало эрекции. Все эти факторы, сложенные вместе, могли привести к эффекту чрезмерности в диете священнослужителей. Множество писателей средневековья рассказывали о монахах, слишком хорошо питавшихся, и в результате испытывавших неистовое влечение к сексу и практически постоянный вывод семени.

И хотя большая часть известных случаев смерти по причине воздержания связаны со священнослужителями-мужчинами, женщины в своём роде также считались уязвимыми для этой медицинской проблемы. Согласно медицинской теории того времени оба пола вырабатывали семя, необходимое для соития — и, как и мужское семя, женское семя необходимо было выводить из тела во время регулярной половой жизни. У женщины, не занимающейся сексом, семя оставалось внутри тела, и, постепенно накапливаясь, могло вызвать удушение матки. Симптомы этого состояния включали обморок, затруднённое дыхание, а в серьёзных случаях — и смерть. Для женщин, как и для мужчин, лучшим способом избежать смерти от воздержания было жениться и поддерживать регулярные, санкционированные Церковью соития с супругом. Если это было невозможно, предлагался набор полезных практик, куда входили диеты и уксусные свечи. Некоторые врачи рекомендовали другую неожиданную альтернативу — а именно, мастурбацию.

Неудивительно, что средневековая Церковь не одобряла последнее: большая часть справочников для исповедников определяла мастурбацию как грех, и налагала на неё тяжкую кару — пост, обычно до 30 дней, но иногда и до двух лет. С другой стороны, мастурбация находилась где-то в конце иерархии грехов, связанных с сексом, и исповедники могли относиться к этому не так строго (например, в случае юных незамужних дев), которым недоставало иного выхода для их желаний. Эта лазейка отражает понимание Церковью современного ей медицинского учения: невозможно было игнорировать тот факт, что медицинские авторитеты, начиная от Галена, рекомендовали мастурбацию в качестве превентивной медицины для мужчин и женщин.

Это решение было настолько же противным тогда, каким оно кажется и сегодня. Оно также отражало распространённую веру в то, что какая-либо половая жизнь была необходима для большинства взрослых по медицинским показаниям, а также страх перед тем, что воздержание священников заставит их предаваться этому пороку. В случае с сексом у жителей средневековья была дилемма: как предохранить жизненно важный баланс в теле и не подвергнуться болезни и греху? Спад гуморальной медицины и изменения в религиозных верованиях устранили несколько поводов для беспокойства, волновавших Арно и жителей средневековья. Но поменялось не всё. Споры по поводу секса до сих пор идут вокруг конфликтующих между собой потребностей здоровья, социальных рамок и персональных предпочтений. Как и в Средние века, секс в XXI веке остаётся одновременно и удовольствием, и проблемой.

Разноплеменная зараза

В 1495 году жители Европы впервые столкнулись с неизвестной болезнью, характерными симптомами которой было появление язв в наиболее интимных местах тела. С течением времени заболевание поражало кости, ткани, кровеносную систему, меняло до неузнаваемости внешний вид человека, и, в конце концов, приводило к смерти.

Эпидемия новой болезни началась в войсках французского короля Карла VIII, осаждавших Неаполь. А дальше разноплеменные наемники Карла VIII и солдаты противостоявшей ему военной коалиции, вернувшись домой, принесли в свои семьи новую заразу, которая через считанные годы расползлась по всему континенту.

Нужно сказать, что не только современники Фракасторо достоверно не знали, как и откуда появился сифилис. Ученые XXI века также не могут дать точного ответа на этот запутанный вопрос, однако выдвигают несколько версий.

Версия американская

Гипотеза, согласно которой сифилис в Европу из Нового Света завезли матросы Колумба, наиболее популярна. Так, советский эпидемиолог Лев Громашевский считал, что моряки могли заразиться от местных племен, среди которых практиковалось скотоложество.

Американскую версию подтверждал современник Колумба, испанский врач Диац де Исла. Он фиксировал у вернувшихся из дальнего плавания моряков приступы неизвестной дотоле болезни, которой вскоре были заражены жители Барселоны.

Известно, что 300 испанцев, среди которых вполне могли быть сифилитики, влились в ряды армии Карла VIII, что объясняет вспышку болезни в осажденном Неаполе.

Версия африканская

Обнаруженные в Европе более ранние, средневековые скелеты со следами сифилиса могут опровергнуть ее американские истоки. Правда, ученые находят объяснение в действии другого штамма трепонемы (возбудителя сифилиса), пришедшего в Старый Свет из глубин Африки. На Черном континенте до сих пор существует похожее заболевание – фрамбезия (невенерический сифилис).

Согласно этой теории возбудители сифилиса имеют единого предка (тропических трепонематозов), исчезнувшего к настоящему времени. Из Африки вирус сифилиса вполне мог перебраться на торговых судах через зараженных рабов.

Версия европейская

Впрочем, европейские находки не дают ученым покоя. Некоторые специалисты считают, что сифилис существовал здесь в глубокой древности. Они ссылаются на описания Гиппократа, Галена и Авиценны, сходные с симптомами течения этой болезни. В качестве зримого подтверждения европейских корней сифилиса может выступать искусство. Так, на бюстах Сократа в музеях Ватикана и Лувра выделяется типичный сифилитический седловидный нос.

Но сифилис может быть древнее, чем мы думаем. Специалисты, изучившие останки людей, живших в бронзовом веке, обнаружили разрушения костей, изменения зубов и черепа, характерные для симптомов сифилиса.

Плата за удовольствие

Вслед за массами

Мощнейшая волна эпидемии сифилиса захлестнула Европу в период Первой мировой войны. По статистике носителем штамма трепонемы был практически каждый седьмой европеец.

Неблагополучная среда

Однако не только войны, но и другие факторы социального характера способствовали распространению сифилиса. В 1861 году в России отменили крепостное право, что спровоцировало расширение географии заболевания. Не прижившиеся в городах бывшие крепостные, возвращаясь домой, несли болезнь в деревню.

Авторы доклада обратили внимание на минимальную заболеваемость сифилисом в 1989 году (4,1 случая на 100 000 населения), и ее пик в 1997 году (277,3 случая на 100 000 населения). Отметим, что уже к концу XX века фиксировалось 30 0 случаев на 100 000 человек.

В оправдание человеческих слабостей можно сослаться на исследования ряда советских ученых, которые доказывали, что в распространении венерических заболеваний во многом повинна природа. Согласно этой точки зрения, пики заболеваний сифилисом приходятся на периоды солнечной активности и в среднем длятся около 23 лет. Впрочем, такие гипотезы не получили должной поддержки в научном мире.


Учитывая страсть человека давать любой беде красивое название, эту эпидемию прозвали "половой чумой". Сразу же возник вопрос: откуда появилась эпидемия и кто виноват в ее распространении?

Изначально на подобные болезни средневеково-католическая Европа смотрела, как на кару за распутный образ жизни, проституцию, ведьминство и разврат. Лечение было по-средневековому простое и проверенное: сжечь пару десятков девушек на кострах. Но была неувязка в версии с карой свыше — болели не только проститутки, но и духовенство, и даже сам Папа Римский. Церковный разврат? Ни в коем случае!

Переходим к плану Б — классически обвиняем во всех бедах соседа. Каждая нация пыталась обвинить в распространении этого эпидемического недуга другую. Итальянцы назвали болезнь испанской, французы — неаполитанской, швейцарцы и немцы — французской. На наших землях ее прозвали польской. Но кто же виновник?

И вот опять пришлось искать причины этих неприятных плотских болезней. К середине ХVI века стало понятно, что плохая болезнь существует не одна, и пора бы придумать, как их всех красиво назвать. Мы с вами не забываем, что медицина всегда отличалась романтичным взглядом на разные гадостные вещи. И в этот раз романтика победила — и Венере, помимо попечения над делами любовными, вменили еще и разного рода болезни ниже пояса.

Раз уж первые две попытки объяснить причину любовных болезней рассыпались, пришлось искать реальную причину заболеваний.

Сначала болезни придумалии название. Сделал это итальянец Джироламо Фракастро. И, в свойственной итальянцам манере, сделал это изящно и красиво, написав поэму о герое Сифиле, которого за дерзость боги Олимпа наградили неизлечимой болезнью.

Следом за названием последовало открытие самого возбудителя. В XIX веке за открытие способа диагностики сифилиса на ранних этапах Августу Васерману (тот, который не в жилетке со множеством карманов) жаловали графский чин.

Это все хорошо — понимать причину болезни и знать, сколько их существует, но лечение открыть никак не удавалось. Ведь постоянно заливать в язвы кипящее масло и свинец было как-то негуманно и довольно старомодно.

И в середине ХХ века Флеминг подоспел со своим пенициллином – первым адекватным препаратом для лечения сифилиса. В итоге сложно сказать, что вызвало больший восторг, вылившийся в Нобелевскую премию по медицине, — лечение пенициллином воспаления легких или сифилиса. Последующее развитие венерологии — это череда открытий новых болезней, перемешанная с открытиями нового лечения.

Как же обстоят современные дела?

Современная группа ЗППП включает в себя обширный список как бактериальных, так и вирусных заболеваний. Проблема венерических болезней никуда не ушла и до сих пор является крайне актуальной. Ежедневно в мире около 1 миллиона людей заболевают венерическими заболеваниями.

Среди бактериальных ЗППП наиболее распространёнными остаются сифилис, хламидиоз, гонорея и трихомониаз. Кроме бактериальных, широко распространены еще и вирусные заболевания. Вирусом герпеса и папиломавирусом инфицировано около половины людей планеты. Не стоит забывать и о ВИЧ – самом опасном заболевании, передающемся половым путем людям.

К сожалению, современные люди сформировали миф о простом лечении венерических болезней. На самом деле все далеко не так просто. Действительно, бактериальные инфекции поддаются лечению антибиотиками. Правда, благодаря бесконтрольному самолечению возбудители выработали устойчивость ко многим антибиотикам. И современный сифилис уже не так удачно поддаётся лечению, особенно на запущенных стадиях. А ведь изначально его успешно лечили банальным пенициллином.

С вирусными инфекциями все обстоит намного сложнее. Достаточно один раз заполучить вирус в организм — и сосуществовать с ним придётся всю жизнь. Хорошо, если подобный вирус контролируется иммунной системой (например, вирус герпеса). Тогда обострение заболевания — неприятная сыпь на губах или теле — возникает тогда, когда ослабляется иммунитет. Другое дело, если вирус постоянно разрушает системы организма, как это делает ВИЧ. Лечения большинства вирусных заболеваний не существует. Все, что сейчас есть в нашем арсенале, — препараты, способные эти вирусы задавить и загнать в стойло иммунитета.


Самый интересный вопрос относительно лечения венерических заболеваний в прошлом заключается в том, ассоциировали ли люди древности конкретные болезни с сексом. Не говоря уже о том, что симптомы многих ЗППП схожи с другими болезнями, поэтому порой весьма непросто отличить одну хворь от другой.

Точно сказать невозможно, но некоторые документальные свидетельства все же подтверждают: уже тогда люди были в курсе, что незащищенный (а другого и быть не могло) секс может дорого стоить. Например, на папирусе Эберса — своего рода медицинской энциклопедии древних египтян — изображены лекари, которые пытаются помочь пациентам справиться с болями в области паха.



Соран Эфесский, древнегреческий врач, работавший в Риме, считал, что причиной венерических болезней является общая слабость организма, который нуждается в оздоровлении и упражнениях. Он рекомендовал заразившимся гонореей носить на себе свинцовые гири, чтобы они помогли телу окрепнуть и справиться с болезнью.

А вот другое лечение герпеса, который был известен грекам со времен основания самой Греции (даже слово — и то греческое). Но, наверное, никто, кроме греков, не предложил такой варварский и жуткий метод лечения вируса. Выжигать каленым железом. В прямом смысле этого слова.


Ртуть применяли повсеместно — считалось, что с ее помощью можно вылечить сифилис. Первое средство для лечения сифилиса — соединения ртути и ртутные мази — предложил знаменитый Парацельс. Ртутную мазь втирали в ноги. Лечение при помощи ртути, рекомендованное итальянским врачом Джованни де Виго, применялось в Европе около 400 лет.

Очень долго ею лечили сифилис — всех, начиная от простых солдат и до верхушки общества. Наряду со ртутью, в XVI веке европейцы стали использовать так называемое lignum vitae, гаваяковое дерево, которое привозили в Европу с Ямайки. Несмотря на крепкую веру людей в его чудодейственные свойства, никаких подтверждений того, что это на самом деле работало, нет.

Рожериус Салернский (не путать с Рожером Салернским, итальянским дворянином) заслужил свое место в истории медицины. В XIII веке он написал одно из подробнейших по тем временам руководств по хирургии. Стандарты, описанные там, кажутся нашим современникам пугающими — в первую очередь из-за отсутствия обезболивания. Но по тем временам его решения были, можно сказать, инновационными.


Во Франции в конце XVII — начале XVIII веков была уже отработанная система излечения от сифилиса. Она состояла из трех этапов. Первым делом недужного пороли — публично, на городской площади. После этого его направляли в госпиталь, и, если болезнь была не слишком запущена, врачи брались за дело. Они делали кровопускание, затем промывание желудка, а потом — двухчасовые ванны в течение двух недель. И снова промывание желудка.

Третий этап состоял в ртутных притираниях. После этого пациента объявляли здоровым и выдворяли из госпиталя.

Венерические заболевания стали огромной проблемой для Англии XIX века — сильнее всего они били по армии и флоту. Ведь, вернувшись на родину, солдаты и моряки первым делом отправлялись за продажной любовью. В 1860-х годах правительство законодательно криминализировало работниц борделей. Если полицейские подозревали некую женщину, они могли заставить ее раздеться и осмотреть на предмет следов ЗППП.

Если служители закона находили признаки болезни, женщина отправлялась в специальные заведения для лечения. Если же она отказывалась, ее помещали в тюрьму — сроком до года, без возможности выйти или заработать на жизнь.

Мы не осознаем, какие мы везунчики — мы можем не только вылечить многие заболевания, но и легко предотвратить их.

Чтобы получить психологический портрет и представление об отношении к половым связям человека эпохи Средневековья, полезно ознакомиться с проблемой венерических заболеваний.

Средневековые авторы уделяют много внимания болезни, передающейся половым путем и чаще всего называемой венерическим лимфогранулематозом. Поскольку ее инкубационный период короткий, можно легко установить непосредственную связь между половым контактом и первыми симптомами болезни. После сексуальной близости появляются маленькие язвочки, сначала единичные уплотнения и пузырьки, которые впоследствии все больше распространяются по телу. Через несколько недель проявляется воспаление области паха. На теле появляются маленькие язвочки, а кожа приобретает фиолетовый оттенок, и на ней возникают многочисленные маленькие отверстия, из которых вытекает гной, часто кровянистый. Также появляется высокая температура. Следующий этап – образованиие опухолей на поверхности кожи. Они формируются в области ануса (заднего прохода), на клиторе у женщин, на половом члене и мошонке у мужчин, а также на ногах. Даже после лечения остаются многочисленные рубцы в форме гранулем не только на половых органах, но и по всему телу. В 5% случаев эта болезнь становится хронической. Подобными симптомами проявляется и проказа, поэтому в Средневековье она тоже считалась венерической болезнью. Было подмечено, что зараженные венерическими болезнями рожают детей с заболеваниями глаз и даже слепых. В Средневековье количество незрячих, равно как и страдающих различными болезнями глаз, было особенно большим. Напрашивается простой вывод, что проблемы зрения связывались с сексуальностью. Современные исследования подтверждают правильность этих предположений.

Говоря о венерических заболеваниях, стоит вспомнить и о чесотке – очень распространенной в Средневековье болезни. Ее возбудителем является паразит – чесоточный клещ (Sarcoptes scabiei), а следствием может быть поражение половых органов (особенно влагалища). Эта болезнь очень заразна. Зуд приводит к расчесыванию. Расчесы же становились причиной появления многих инфекций, в том числе и проказы[3]. В Средневековье проказу считали болезнью чрезвычайно заразной и неизлечимой. Она навсегда исключала больного из общества, поэтому страх заражения наводил на людей панику. Кожа прокаженного имела очень резкий и отвратительный запах. Врачи считали, что заразиться можно через непосредственное прикосновение к больному, половым путем и даже через дыхание. Больной мог разговаривать с людьми только стоя против ветра. Он не мог прикасаться к каким-либо предметам. Для этого ему приходилось использовать длинную палку. Люди верили, что проказой можно заразиться через сексуальную близость во время менструации. Врач Бернард де Гордон утверждал, что дети, зачатые во время менструации, рождаются слепыми. Слепыми рождаются и после полового контакта больного проказой с беременной женщиной[4].

Невозможность окончательного выздоровления и отвержение обществом порождали у больных чувства безнадежности и отчаяния. В ситуации такого напряжения человек часто разряжал свой страх сексуальной активностью, становился безразличным к любым ценностям. Эпоха Средневековья была эпохой великого страдания, перед лицом которого люди чувствовали себя беспомощными. Без осознания этого нельзя понять строгости налагаемых покаянных практик. Они распространялись и на сексуальные отношения, которые исключались во время Великого Поста, Адвента, а также по праздникам и воскресеньям. Подсчитано, что придерживавшиеся этих запретов могли иметь половые отношения 185 дней в году[5]. Людям не казалось этого мало, ведь сексуальные отношения ассоциировались с угрозой для здоровья и даже жизни. Не казалось этого мало и зараженным венерическими болезнями, для которых половые сношения зачастую были связаны с болезненными ощущениями. Аскетизм был способом защиты от царивших тогда страдания и смерти.

Люди пытались постичь смысл боли. Слова Священного Писания, рисующие картины бед и болезней, которые поражали земли грешников, перестали быть для средневековых людей абстрактными идеями. Напротив, они стали реальностью, каждодневным жизненным опытом. Люди отождествляли венерические заболевания с последствиями Божьего гнева, который касался не только отдельных лиц, но и целых обществ. Таким образом, в обществе довлело всеобъемлющее чувство греха[6]. И эта цепь негативных параллелей влияла на интерпретацию сексуальной жизни. Если для многих людей она ассоциировалась с риском заражения страшной болезнью, невозможно было ждать от них сколь-нибудь позитивного отношения к данной сфере жизни. Если же заражение было следствием греха прелюбодеяния, то восприятие заражения как кары за совершенные грехи напрашивалось само собой.

Для нас непонятны как смысл запретов, так и суровость кар, а порой они даже вызывают возмущение, если не рассматривать их в контексте эпохи, в которой это право складывалось. Рассмотрение процесса формирования ригористических взглядов, исходящих из Церкви, помогает осознать, что источником их происхождения не является Евангелие, даже если они и находили свое подтверждение в определенных фрагментах Священного Писания. Критика сексуальности не инициировалась доктриной Церкви, а диктовалась той драматической ситуацией, в которой оказались люди эпохи Средневековья. Отрицательное отношение к человеческому телу не является христианским, даже если некоторые христиане такую точку зрения и приняли.

о. Ксаверий КНОТЦ (Ksawery KNOTZ) OFMCap

[1] См. D. Jacquart, C. Thomasset, Sexualité et savoir médical au moyen age, Paris 1985, с. 245.

[2] Taм же, с. 245-246.

[3] Taм же, с. 241-249.

[4] Taм же, с. 253-254.

[5] Там же; J.L. Flandrin, Un temps pour embrasser, Paris 1983, с. 42.

[6] Там же; D. Jacquart, C. Thomasset, Sexualité et savoir médical au moyen age, цит. изд., с. 257.

[7] Там же; J. Rossiaud, La prostitution médiévale, Paris 1988, с. 165.

[8] Там же; J. Delumeau, Grzech i strach, Warszawa 1994, с. 7-8.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.