Первая научная концепция распространения инфекционных болезней создана

В конце XV — начале XVI вв. всю Европу охватила эпидемия сифилиса. В начале XVT столетия о нем писали Дж. Фракасторо, А. Паре, Парацельс, Г. Фалопнй и другие ученые. По морским и сухопутным торговым путям си­филис распространился за пределами Европейского континента. Публичные

56 Гребеников Е.А. Николай Коперник. —М.: Наука, 1982. - С. 29.

бани, которые широко рекомендовались в то время в гигиенических и лечеб­ных целях, в связи с эпидемией сифилиса были закрыты.

Причины этой мощной эпидемии еще недостаточно изучены. Одни ученые полагают, что сифилис был завезен в Европу после открытия Америки. В ка­честве доказательства приводится описание (1537) испанского врача Диаса де Ислы, которыйлечил людей из экипажа Колумба, прибывших с о. Гаити. По мнению большинства других ученых, сифилис существовал у народов Ев­ропы с древнейших времен. Доказательством этой версии служат описания античных авторов, средневековых врачей и результаты археологических рас­копок могильников в различных районах Европы и Азии. По всей вероятно­сти, сифилис издавна существовал в Европе, Азии и Америке, а внезапная эпидемия конца XV в. в Европе была обусловлена длительными войнами, массовыми передвижениями людей, а возможно, и появлением нового штамма возбудителя, завезенного с Американского континента.

В то же время в Америку в процессе конкисты были завезены новые, неиз­вестные там ранее болезни. Среди них — оспа. Эта печальная страница исто­рии континента становится еще более трагической в связи с тем, что конкиста­доры использовали инфицированную оспой одежду в целях истребления непо­корных аборигенов. В этой жестокой бактериологической войне погибли мил­лионы коренных жителей, многие районы Америки совершенно обезлюдели.

Смертность от оспы в то время была чрезвычайно высокой. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40%.

Причины эпидемий в средние века были непонятны. Огромные размеры приносимыхими бедствий и беспомощность человека вызывали величайшее смятение и суеверный ужас.

57 Литтре Э. Великие эпидемии // Медицинаи медики. СПб., 1873. — С. 1—2.

города, что в любом случае уменьшало опасностьих заражения.

В 1954 г. вышел в свет русский перевод труда Дж. Фракасторо с обшир­ными комментариями профессора П. Е. Заблудовского и его статьей, посвя­щенной научному анализу развития учения о заразных болезнях 59 .

Деятельность врачей великой эпохи Возрождения отражена в талантливых

58 Заблудовский П. Е. Развитие учения о заразных болезнях и книга Фракасторо // Фракасторо Дж. О контагии, контагиозных болезнях и лечении. — М.: Изд-во АН СССР. 1954. - С. 204-205.

59 Фракасторо Дж. О контагии, контагиозных болезнях и лечении. — М.: Изд-во АН СССР, 1954.-323 с.

произведениях искусства, которые сегодня принадлежат к бесценным сокро­вищам мировой культуры. Знакомство с ними лишний раз подтверждает, что во времена Фракасторо еще не было и не могло быть действенных, научно обоснованных методов изучения причин заболеваний, — главными средствами обследования больного в Западной Европе оставались осмотр, опрос и уриноскопия (лат. urinoecopia; or греч. uron — моча и skopeo — смотреть). Не было и научно обоснованных методов борьбы с повальными болезнями, ведь их воз­будители оставались тогда невидимыми и неизвестными, а наука о них еще то­лько зарождалась. Достойными представителями этого научного направления стали впоследствии Д. С. Самойлович и Э. Дженнер, Л. Пастери И. И. Меч­ников.

Открытие возбудителей инфекционных заболеваний, начавшееся в конус прошлого века, и их научное изучение привели в наши дни к ликвидации мно­гих инфекционных болезней в масштабах государств, регионов, континентов, а порой и всего земного шара. Ярким примером тому является ликвидация оспы на нашей планете по программе, предложенной делегацией СССР на XI Ас­самблее Всемирной организации здравоохранения в 1958 г. и осуществленной в 1980-х гг. совместными усилиями народов всех стран мира.

| следующая лекция ==>
Ятрохимияи медицина | Развитие хирургии

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[youtube.player]

Задачи и методы эпидемиологии.

Эпидемиология (от греч.epi—над-и demos—народ+

logos —наука,)—медицинская наука, изучающая причи­

ны возникновения и особенности распространения заболе­

ваний в обществе с целью применения полученных знаний для

решения проблем здравоохранения.

Эпидемиология- наука о закономерностях, лежащих в основе возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, о мерах профилактики и борьбы с ними.

Выделяют инфекционную эпидемиологию и неинфекционную, или эпидемиологию инфекционных и неинфекционных болезней.

Эпидемиология инфекционных болезней выстраивает систему, изучающую причины возникновения, профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями.

Задачи инфекционной эпидемиологии:

1. вскрыть и изучить закономерности, лежащие в основе возникновения и распространения инфекционных болезней;

2. разработать на основе теоретических обобщений научно- обоснованных профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Эпидемиология неинфекционных болезней переносит эпидемиологические методы на изучение закономерностей возникновения и распространения различных по своей природе неинфекционных массовых нарушений состояния здоровья населения (инфаркт, атеросклероз).

· общую эпидемиологию- раздел, изучающий общие закономерности развития, профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями;

· частную эпидемиологию, которая изучает закономерности эпидемического процесса отдельных инфекционных заболеваний;

· военная эпидемиология- раздел эпидемиологии инфекционных заболеваний и отрасль военной медицины, посвященная теории и практике противоэпидемического обеспечения войск в мирное и военное время.

В основе науки эпидемиологии лежит эпидемиологический метод- совокупность приемов, способов, позволяющих обеспечить анализ и синтез явлений, касающихся возникновения, развития, ограничения и прекращения эпидемического процесса. Эпидемический процесс - процесс возникновения и распространения среди населения инфекционных состояний (клинически выраженного заболевания или носительства).

1. метод эпидемического обследования (основан на наблюдениях)- позволяет выявить причину заболевания, роль отдельных факторов в распространении инфекционного начала, позволяет разработать мероприятия по предупреждению распространения инфекционного очага.

· сравнительно- исторический метод применяется в эпидемиологии давно и позволяет судить о времени и месте возникновения тех или иных инфекционных болезней

Древнейшие литературные памятники поведали нам о распространении оспы в XII в на Востоке и о вспышке чумы в VI до н.э. (Юстинианова чума), которая унесла половину населения Римской империи. В Египте при раскопках была обнаружена гробница (IV в до н.э.), на которой изображен человек с укороченной ногой (полиомиелит). Способствуя накоплению данных исторический метод позволяет судить об эволюции инфекционных заболеваний. Он перебрасывает мост между "старыми наблюдениями и новыми знаниями".

3. Статистический метод

Он начинается со сбора сведений, необходимых для решения определенных задач. Все сведения вносят в специальные карты или другие формы. Полученные данные группируются в таблицы (сейчас это специальные компьютерные программы) по следующим параметрам:

· заболеваемость (вероятность для здорового человека заболеть) равна отношению числа заболевших людей за определенный период времени к числу жителей данного района (города) в тот же период. Заболеваемость выражается на 100, 10 и 1 тыс. населения. Этот показатель зависит от правильности первоначального этапа.

· показатель смертности - число смертей от данного заболевания, выраженного показателем на 100, 10 и 1 тыс человек, охваченных эпид наблюдением.

· летальность- % умерших из числа заболевших.

4. Микробиологический метод

С открытием микробной природы инфекционных заболеваний эпидемиология приобрела новые возможности для изучения эпид процесса. Роль этого метода:

· в установке этиологии заболевания;

· в установке механизма выделения возбудителя, проникновения и передачи возбудителя;

· в установке формирования новых механизмов резистентности.

5. Иммунологический метод основан на изучении состояния иммунитета, оценке эффективности вакцин

6. Экспериментальный метод основан на формировании биологической модели паразитарной системы.

Эпидемиология в современном понятии наука молодая, но истоки ее уходят в древность.

Первые упоминания о заразных болезнях относятся к IV-III тысячелетиям до н.э. В папирусах Древнего Египта имеются упоминания о болезни, напоминающую современную натуральную оспу, первые упоминания о проказе.

Важнейшим этапом в познании эпидемий является представление о "заразности" болезни- возможности передачи ее от человека к человеку через вещи больного.

В те времена, эпидемии рассматривались как "кара божья", с которой невозможно бороться. В священной книге древних индусов звучит призыв бежать из дома, если крыса падает с крыши, прыгает по полу и умирает, т.к. это означало, что чума близко.

Первые систематические описания эпидемий ряда заразных болезней и попытки объяснить их возникновение существованием так называемого особого заразного начала и дать оценку роли внешней среды в возникновении эпидемических заболеваний мы находим в сочинениях Гиппократа и в трудах Фукидида и Лукреция.

В средние века изучению заразных болезней мешало засилие религиозных предрассудков.

В эпоху Возрождения наметился значительный прогресс в представлениях о причинах заразных болезней. Видный итальянский врач и астроном Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг) в своей книге "О контагиях, контагиозных болезнях и лечении" впервые предпринял попытку создать теорию возникновения и развития эпидемических болезней. Описав оспу, бешенство, корь, проказу, он высказал предположение о роли живого возбудителя в их возникновении, наделяя его способностью к размножению и передаче прямым контактом через вещи больного и даже воздух.

В XVI-XVII вв появляются условия для возникновения бактериологии, развитие которой обеспечило бурный прогресс всей медицины и в т.ч. вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями. В это время появилось два противоположных взгляда на причину заразных болезней. Одну позицию высказывали миазматики. Они считали, что причиной эпидемий является смена эпидемических конституций атмосферы, зависящих от климатических условий. При определенных условиях, считали миазматики, "вредоносное начало"- миазмы размножаются в почве, выделяются в воздух и заражают людей. Ярым сторонником миазматиков был отец английской медицины Томас Сиденгам (1624-1689 гг), давший описание многим инфекционным заболеваниям. Болезнь он рассматривал как борьбу организма с проникшим в него вредоносным началом. Эпидемии он объяснял, как результат скрытых и необъяснимых изменений воздуха, заражающих человеческий организм.

Другую точку зрения высказывали контагионисты. Они связывали болезнь с размножением в теле больного и выделением наружу особых живых организмов, называемых "контагиями".

Это был прогрессивный взгляд и выразителем его был русский врач Данила Самойлович (1744-1805), прославившийся в борьбе с чумой. Несмотря на то, что найти контагию, вызывающую чуму ему не удалось, он впервые рекомендовал иммунизацию материалом, взятым из чумного бубона, чтобы вызвать легкую форму заболевания и создать таким образом защиту от чумы.

Впоследствии английский ученый Джоннер предложил прививку от натуральной оспы.

Однако только с интенсивным развитием бактериологии во второй половине XIX в, связанной с такими именами как Пастер, Мечников, Кох, произошло утверждение эпидемиологии, как науки о заразных болезнях. В то же время Эрисман указал на роль социальных факторов, благоприятствующих развитию заразных болезней.

Накопление сведений по эпидемиологии привело к развитию системы борьбы с инфекционными заболеваниями. И в 1864 и 1867 гг в Одессе и Петербурге создаются первые дезинфекционные станции. Первая лаборатория по производству и применению антирабической вакцины в России организована Мечниковым и Гамалей в 1886 г в Одессе. Позднее "пастеровские станции" появились в Петербурге, Москве, Самаре.

В 1913 г в Батуми открыта противомалярийная станция. В 1922 г в России создана первая кафедра эпидемиологии ученым Заболотным.

Проверкой для организованной системы противоэпидемических мероприятий было ВОВ, когда несмотря ни на что удалось избежать распространения инфекционных заболеваний.

Дальнейшее развитие эпидемиологии как науки дало не только возможность разработки вопросов возникновения и профилактики инфекционных заболеваний, но и разработки теоретических основ этой науки, разработки современных эпидемиологических концепций.

[youtube.player]

Рождение физиологии как науки. История эпидемий и деятельность врачей в эпоху Возрождения. Описание оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства и сыпного тифа Дж. Фракасторо. Литературная деятельность Фракасторо. Современные проблемы инфекционной патологии.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.11.2015
Размер файла 21,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Краткая характеристика эпохи Возрождения

2. Основные географические данные Джироламо Фракасторо

3. Основные труды Джироламо Фракасторо

1. Краткая характеристика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения началась в Италии в 14 веке. В этот период происходят великие географические открытия, связанные с открытием и завоеванием новых колоний. Продолжается процесс становления национальных государств. Самые мощные- Испания(владычица морей) и Англия. Девизом эпохи становится возрождение античной культуры.

В эпоху Возрождения появляется такое понятие, как гуманизм- утверждение человека, его право на счастье в земном битии. Человек создан по подобию Бога и достоин восхищения. Гуманисты того времени -светские состоятельные люди: поэты, художники.

Для религии характерно начало реформации, направленной против католической церкви.

Открыто книгопечатание. Это ускорило распространение литературы, сделало ее доступной. Книгопечатание также способствовало сохранению всяких трудов.

В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке , развитие математики и механики, метафизическое мышление, которое явилось началом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического Средневековья.

Все эти черты ярко проявились в период становления анатомии, как науки. Выдающиеся люди этого периода, внесшие вклад в изучении этой науки -Леонардо да Винчи, Андреас Везалий и др.Усилиями многих ученых-титанов эпохи Возрождения- был заложен фундамент научной анатомии. На ее основе получили свое развитие физиология, терапия, хирургия.

Рождение физиологии, как науки связано в эпоху Возрождения с именем великого английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея. Ему принадлежит заслуга создания стройной теории кровообращения. В эпоху Возрождения широкое развитее получила ятро-химия- направление в медицине, с вязанное с успехами химии. Одним из основоположников ятро-химии является выдающийся врач и химик раннего Возрождения, известный в истории под псевдонимом Парацельс. Развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела.

Деятельность врачей великой эпохи Возрождения отражена в талантливых произведениях искусства, которые сегодня принадлежат к бесценным сокровищам мировой культуры. Представленные на них сюжеты и сцены врачевания весьма часто связаны с уриноскопией. Этот метод, наряду с опросом и осмотром, был во времена Фракасторо одним из важнейших средств обследования больного в Западной Европе.

В то время еще не было ( и не могло быть) научно обоснованных методов изучения причин заразных заболеваний и способ борьбы с повальными болезнями,- их возбудители оставались тогда невидимыми и неизвестными, а наука о них еще только зарождалась. Достойными представителями этого научного направления стали впоследствии Д.С.Самойлович и Э.Дженнер, Л.Пастер и И.И.Мечников.

2. Основные географические данные Джироламо Фракасторо

В свои двадцать лет Фракасторо уже преподавал там логику. Некоторое время был врачом-консультантом папы Павла III, имел обширную медицинскую практику. Автор важных научных работ по астрономии , медицине. Обобщив взгляды предшественников, начиная с авторов античности до современных ему врачей, он впервые сделал попытку дать общую теорию эпидемических болезней и описание целого ряда заразных недугов: оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы и т. д.

Умер Фракасторо в 1553 году . Прах Фракасторо был перевезен в родной город, Верону, где ему в 1555 г. был поставлен памятник. Выдающийся ученый и гуманист Средневековья Скалигер был столь высокого мнения о талантах и заслугах Фракасторо перед наукой, что сложил поэму в его честь.

3. Основные труды Джироламо Фракасторо

Вторая - посвящена описанию заразных болезней (оспы, кори, чумы, проказы). Третья- известным в то время методам их лечения.

Фракасторо описал оспу, корь, чуму, чахотку, бешенство, сыпной тиф, проказу. Развивая взгляды о контагиозности инфекций, частично сохранял(в отношении сифилиса) и прежние представления о передаче их через миазмы.

Пути их проникновения весьма разнообразны. При этом каждому виду заражения соответствовал свой, особый контагий. Лечение болезни должно быть направлено как на облегчение страданий больного, так и на уничтожение размножающихся частиц контагия.

Смелость обобщений Фракасторо была очень велика.Ученому пришлось бороться с множеством предрассудков, предвзятых мнений, он не посчитался с авторитетом отца медицины- Гиппократом, что уже само по себе для того времени было неслыханной дерзостью. Любопытно, что теория Фракасторо была лучше принята народом, чем коллегами- медиками :такова была сила более чем двухтысячилетнего авторитета Гиппократа.

В качестве самого действенного средства против распространения заразы, Фракасторо выдвинул изоляцию больных и дезинфекцию, то есть, по тогдашним понятиям, тщательную уборку и очистку места, где находился больной. Еще и теперь можно признать эти требования справедливыми, хотя мы знаем, что одной очистки и уборки мало, необходима дезинфекция противоэпидемическими средствами, каких в распоряжении современников Фракасторо не было. По совету Фракасторо на дверях домов, где находились больные, стали красной краской писать крест, по его требованию во время эпидемии запирали лавки, учреждения, суды и даже парламенты, не впускали в церкви нищих и запрещали собрания. Дома , в которых болели люди, запирали на замок и даже сжигали вместе со всем, что было внутри. Случалось, что города, охваченные эпидемией, окружали войсками, отрезали к ним доступ, оставляя на произвол судьбы жителей, которым грозила голодная смерть.

Все это, особенно, карантины, препятствовало распространению заразных болезней. В какой-то степени эти меры применяются и по сей день. Кто не знает о дезинфекции, которую производят в доме заболевшего дифтерией, о строгом режиме инфекционных больниц. Фракасторо полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение- все.

Труды Фракасторо заложили первые основы клиники инфекционных болезней и эпидемиологии.

Труды Фракасторо привлекали современников обилием примеров из различных областей науки и врачебной практики. Ученый часто приводит в своих работах данные о вскрытии, умерших от той или иной болезни.

Дело в том, что в Падуанской академии аутопсия была разрешена, благодаря чему Джироламо мог изучить влияние заболеваний на организм человека, а не животного, что спасло его от многих ошибок. Вероятно, именно союз прогрессивной научной школы и незаурядной интуиции позволили врачу написать книги, которые значительно опередили свое время.

Сегодня проблемы инфекционной патологии не утратили своей актуальности, несмотря на существенные достижения зарубежной и отечественной науки в этой области. Усилия, предпринимаемые человечеством в борьбе с инфекциями, привели к ликвидации или значительному снижению распространенности многих заболеваний. Однако природа ставит перед нами новые, все более сложные задачи, над решением которых трудятся ученые всего мира. Помимо появления принципиально новых форм инфекционной патологии, мы сталкиваемся с патоморфозом существующих, казалось бы, хорошо изученных болезней. Нельзя сбрасывать со счетов и социальные аспекты данной проблемы: вопросы борьбы с биотерроризмом, обеспечения безопасности страны во многом связаны с эффективной работой инфекционистов и эпидемиологов.

Несмотря на искоренение некоторых инфекционных болезней (например, оспы) и значительное снижение заболеваемости и смертности от них, многие люди не могут считаться свободными от инфекции. Действительно, снижение общей заболеваемости человечества, обусловленной микроорганизмами, происходит весьма медленно и обусловливается успехами в борьбе с оспой и малярией, а также за счет улучшения заботы о здоровье населения в развивающихся странах. Если борьба с некоторыми микробными инфекциями проводится успешно, то на первый план выдвигаются другие волнующие терапевтические и эпидемиологические проблемы..

Благодаря улучшению санитарного состояния окружающей среды и другим мероприятиям, предупреждающим контакт с многими микробными агентами, а также мерам, способствующим развитию в раннем детстве приобретенного иммунитета (вакцинация), в настоящее время некоторые инфекции чаще наблюдаются у взрослых людей, чем в детском возрасте. Так, в связи с тем, что во многих странах контакты с вирусом полиомиелита в детском возрасте существенно уменьшились, заболевание паралитическим полиомиелитом стало более частым среди взрослых лиц молодого возраста. У взрослых намного чаще, чем до сих пор стали выявляться менингиты и пневмонии, вызванные Haeinophilus influenzae; снижение частоты инфекций, вызванных возбудителем туберкулеза, ставит вопрос о состоянии противотуберкулезного иммунитета у взрослых лиц.

Однако, сражение с возбудителями инфекции все еще продолжается и единственная инфекционная болезнь, успешно ликвидированная в мире, - это натуральная оспа.Уничтожение других болезней, таких как, столбняк, корь, коклюш, дифтерия и полиомиелит, для которых эффективная иммунизация является вполне допустимой в мировом масштабе, достигнуто сегодня более чем на 90%

1. Сорокина Т.С. История медицины . Учебник в 2-х т., Издательство РУДН, 1992

2. Заблудовский П.Е.; Крючок Г.Р.; Кузьмин М.К .;Левит М.М. .История медицины .Учебник. Медицина , 1981.

3. Хрестоматия по истории медицины. Под ред. П.Е.Заблудовского . М.Медицина, 1968.

[youtube.player]

+4. Основная цель химии – это изучение химических процессов в организме человека и поиск эффективных лекарственных средств.

–5. Основоположник ятрохимии – Авиценна. Его система основывалась на постепенном увеличении дозы ядов с целью выработки устойчивости организма

143. Как определил швейцарский ученый Т.Парацельс назначение химии?

–1. Химия должна направлять свои усилия на поиск золота

+2. Химия создает лекарства против болезней

–3. Химия предназначена для получения философского камня

+4. Химия должна изучать процессы в организме человека

–5. Химия должна в первую очередь создавать новые яды

144. Определите вклад швейцарского ученого Т.Парацельса в развитие медицины и фармации

+1. Один из основоположников ятрохимии

–2. Основоположник военно-полевой хирургии и травматологии

+4. Сочетал опытный метод познания природы и стремление к магии и пониманию воздействия небесных тел на судьбы людей и их здоровье

+5. Врач-теоретик и практик, основоположник опытного метода в медицине

–1. Леонардо да Винчи

146. Что, по мнению швейцарского ученого Т.Парацельса, делает вещество ядом или лекарством?

–1. Степень чистоты рук аптекаря

–3. Посуда, в которой изготовляют и хранят лекарство

–4. Форма ступки и пестика

–5. Химическая несовместимость компонентов

–6. Химический состав посуды и инструментов

147. Кем, по мнению швейцарского ученого Т.Парацельса, не должен быть врач?

–1. Циником, лириком

+2. Мучителем, палачом, слугой палача

148. Какие инфекционные болезни преобладали в Европе в период Ренессанса?

+1. Натуральная оспа

149. В эпоху Возрождения ученые считали, что причинами эпидемий являются …

+3. Особое положение звезд

–4. Вирусы, бактерии

–5. Воля богов и злых демонов

151. Определите вклад итальянского врача, астронома, философа, физика, поэта, Дж.Фракасторо в развитие медицины

–1. Получил вакцину против бешенства

+2. Учение о контагии (о распространении инфекционных болезней)

154. Определите вклад французского хирурга А.Паре в развитие медицины

+1. Впервые в Европе организовал акушерское отделение и акушерскую школу

+2. Новые операции и инструменты в акушерстве

+3. Основоположник гуманной хирургии

+4. Сконструировал новые хирургические инструменты

+5. Сконструировал новые ортопедические приборы

–1. Для предупреждения осложнений раны прижигали раскаленным железом

–2. За больным ухаживали сестры милосердия

–3. Для предупреждения осложнений огнестрельные раны заливали кипящим маслом

+4. Для лечения ран использовали чистые повязки, пропитанные лечебным бальзамом

–5. Применение наркоза и анестезии для уменьшения боли

156. Назовите ученых эпохи Возрождения, которые способствовали развитию клинического подхода в медицине

157.Назовите основные достижения голландского врача, химика и ботаника Г.Бурхааве

+2. Первым в клинике применил термометр Фаренгейта

+5. Читал лекции по физиологии, патологии, хирургии, офтальмологии, фармакологии

158. Назовите основные достижения итальянского врача Б.Рамаццини

–1. Ввел в медицину перкуссию и аускультацию

+2. Основоположник профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли научной медицины

–3. Основоположник невропатологии

–5. Впервые описал венерические болезни

159. Кто является основоположником профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли научной медицины?

160. Что оказывало определяющее влияние на развитие медицины и фармации в эпоху Нового Времени?

+1. Материалистическая философия

–2. Католическая церковь

+3. Великие естественнонаучные открытия

–5. Настроения народных масс

162. Определите вклад Р.Гука в развитие медицины и биологии

+1. Описал растительные клетки на срезе пробки

–3. Разработал теорию наследственности

+4. Сконструировал микроскоп

163. Назовите основные достижения голландского исследователя А.Левенгука

+1. Сделал линзы, которые увеличивали в 270 раз

+2. Впервые увидел и зарисовал эритроциты, сперматозоиды, бактерии, простейших

+3. Наблюдал микроциркуляцию крови

–4. Разработал теорию наследственности

–5. Описал клетки поджелудочной железы

164. Назовите представителей экспериментально-физиологического направления в медицине

165. Определите вклад французского физиолога Ф.Мажанди в развитие медицины

+1. Доказал раздельное существование чувствительных и двигательных нервных волокон

+2. Показал в эксперименте соответствие между структурой и функцией

–3. В опытах на себе установил терапевтическую дозу морфина

+4. Исследовал эффекты стрихнина

–5. Основал в Европе первую кафедру патологической физиологии

166. Определите вклад французского физиолога К.Бернара в развитие медицины и физиологии

–1. Открыл биоэлектрические потенциалы

+2. Открыл в печени гликоген

+3. Заложил основы экспериментальной патологии

+4. Создал теорию сахарного мочеизнурения

+5. Выдвинул концепцию о значении постоянства внутренней среды организма

167. Определите вклад немецкого ученого Э.Дюбуа-Реймона в развитие физиологии

+1. Основоположник нервно-мышечной физиологии

+2. Разработал новые методы электрофизиологического эксперимента

+3. Открыл законы раздражения

+4. Открыл явления электротона.

+5. Сформулировал молекулярную теорию биопотенциалов.

168.Определите вклад немецкого физиолога, физика и математика Г.Гельмгольца в развитие физиологии

+1. Открыл явление тетануса

+2. Сделал открытия в области физиологии зрения

+3. Заложил основы физиологии возбудимых тканей

+4. Измерил скорость проведения возбуждения по нерву лягушки

+5. Сделал открытия в области физиологической акустики

169. Назовите основные достижения итальянского анатома и врача Дж.Морганьи

+2. Родоначальник патологической анатомии

+3. Определил орган как место локализации болезненного процесса

–4. Основоположник тканевой патологии

+5. Основоположник органопатологии

170. Назовите основные достижения французского анатома, физиолога и врача М.Биша

–1. Обнаружил около 250 ошибок в трудах К.Галена

–2. Определил орган как место локализации болезненного процесса

+3. Основоположник тканевой патологии

–4. Основоположник органопатологии

+5. Создал первую классификацию тканей организма без микроскопа

171. Назовите основные достижения австрийского патолога К.Рокитанского

+1. Описал несколько аномалий, в т.ч. врожденные пороки сердца

+2. Развивал гуморальное направление в патологии

+3. Провел более 20000 вскрытий с применением макро- и микроскопических методов

–4. Ввел в хирургию принципы асептики и антисептики

+5. Создал первую в Европе кафедру патологической анатомии

172. Назовите три основные проблемы, тормозившие развитие хирургии до XIX века

+1. Инфицирование ран

–2. Плохие инструменты

+3. Боль при операциях

–4. Отсутствие хороших хирургов

173. Какая эра в истории хирургии началась в 1846 г.?

174. Какое вещество впервые было применено для наркоза при операции, которая стала началом наркозной эры?

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.