Педиатрии с курсом детских инфекционных болезней

Вопросы к экзамену

Экзаменационные вопросы для: Педиатрия, семестр 11 Инфекционные болезни у детей

1. Менингококковая инфекция. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Локализованные формы. Менингит. Менингококцемия. Смешанная форма. Диагностика. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Специфическая профилактика.

2. Дифтерия. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Патогенез. Механизм формирования дифтерийной пленки. Локализованная форма. Распространенная форма. Токсические формы. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Специфическая профилактика.

3. Скарлатина. Этиология. Эпидемиология. Звенья патогенеза. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение. Специфические осложнения. Атипичные формы. Стрептококковый тонзиллит. Клинико-диагностические критерии.

4. Коклюш. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Принципы терапии. Осложнения. Особенности клинического течения у детей первого года жизни. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции Специфическая профилактика.

5. Инфекционный мононуклеоз. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

6. Цитомегаловирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Приобретенная. Врожденная. Клиника. Диагностика

7. Ветряная оспа. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления типичных форм. Осложнения. Клиника. Диагностика. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции Специфическая профилактика.

8. Инфекция простого герпеса. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Поражение кожи. Поражение слизистых. Клиника. Диагностика. Лечение.

9. Грипп. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Классификация. Клинические проявления. Диагностика. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции Специфическая профилактика.

10. ОРВИ. Современные представления об этиологии, эпидемиологии.

11. Парагрипп. Клиника. Диагностика.

12. Вирусный круп. Этиология. Патогенез. Клинические проявления.

13. Респираторно-синцитиальная инфекция. Клиника. Диагностика.

14. Риновирусная инфекция. Клиника. Диагностика. Лечение.

15. Аденовирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Клиническая классификация. Фаринго-конъюнктивальная лихорадка. Клиника. Диагностика. Лечение.

16. Корь. Современная эпидемиология. Классификация. Типичные формы. Атипичные формы. Осложнения. Клиника. Диагностика. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции Специфическая профилактика.

17. Краснуха. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические проявления приобретенной краснухи. Специфические осложнения со стороны ЦНС. Врожденная краснуха Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции Специфическая профилактика.

18. Эпидемический паротит. Эпидемиология. Клиническая классификация. Клинические проявления неврологических форм. Клинические проявления железистых форм. Поражение половых органов. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции Специфическая профилактика.

19. Энтеровирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Менингит. Герпангина. Экзантемная форма. Эпидемическая миалгия. Клиника. Диагностика. Лечение.

20. Полиомиелит. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Непаралитические формы. Паралитические формы. Патогенез. Классификация. Спинальная форма. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции Специфическая профилактика.

21. Шигеллез. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Классификация. Типичная форма. Атипичные формы. Клиника. Диагностика. Особенности течения у детей первого года жизни. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Специфическая профилактика.

22. Сальмонеллез. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиническая классификация. Осложнения. Клиника желудочно-кишечных форм. Клиника генерализованной формы у детей грудного возраста. Лабораторная диагностика. Принципы терапии.

23. Брюшной тиф у детей. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Патоморфология. Классификация. Клиника типичной формы. Осложнения. Лабораторная диагностика. Принципы терапии. Профилактика.

24. Эшерихиозы. Этиология. Эпидемиология. Энтеропатогенный эшерихиоз. Энтероинвазивный эшерихиоз. Клиника. Диагностика. Лечение.

25. Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными бактериями. Этиология. Факторы патогенности. Эпидемиология. Классификация клинических форм. Клинические проявления в зависимости от возраста. Лабораторная диагностика. Кишечная инфекция стафилококковой этиологии. Клиника. Особенности течения у детей первого года жизни. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика. Кишечная инфекция протейной этиологии. Клиника. Диагностика. Лечение. Кишечная инфекция, вызванная кампилобактериями у детей различных возрастных групп. Клиника. Диагностика. Принципы терапии.

26. Вирусные диареи. Этиология. Эпидемиология. Критерии лабораторной диагностики. Ротавирусная инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез кишечного синдрома. Клиника. Диагностика. Лечение. Специфическая профилактика.

27. Типы диарей. Критерии топического диагноза. Инвазивные диареи. Осмотические диареи. Секреторные диареи. Этиология. Патогенез. Клинико-лабораторные критерии диагностики. Принципы терапии.

28. ГЛПС. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Периоды болезни. Клиника начального периода. Почечный синдром. Геморрагический синдром. Полиурический период. Клиника. Лабораторная диагностика. Принципы терапии. Специфические осложнения.

29. Псевдотуберкулез. Этиология. Эпидемиология. Клиническая классификация. Клинико-лабораторные критерии скарлатиноподобной, желтушной, абдоминальной, генерализованной формы. Лабораторная диагностика. Принципы терапии.

30. Кишечный иерсиниоз. Этиология. Эпидемиология. Клиническая классификация. Клиника кишечных и внекишечных проявлений. Диагностика. Принципы терапии. Профилактика.

31. Клещевой риккетсиоз Северной Азии. Этиология. Эпидемиология. Клиника. Диагностика. Принципы терапии. Профилактика.

32. Болезнь Лайма. Этиология. Эпидемиология. Стадии болезни. Клиника. Диагностика. Принципы терапии.

33. Клещевой энцефалит. Этиология. Эпидемиология. Клиническая классификация. Не очаговые форм заболевания. Очаговые форм заболевания. Клиника. Диагностика. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Специфическая профилактика.

34. Вирусный гепатит А. Этиология. Эпидемиология. Клиническая классификация. Типичные и атипичные формы. Периоды болезни. Клинические проявления. Течение и исходы. Биохимические критерии диагностики. Маркерный спектр. Принципы терапии. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Специфическая профилактика.

35. Вирусный гепатит В. Этиология. Эпидемиология. Клиническая классификация. Типичные и атипичные формы. Злокачественные формы. Периоды болезни. Клинические проявления. Течение и исходы. Биохимические критерии диагностики. Маркерный спектр. Принципы терапии. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Специфическая профилактика.

36. Острый вирусный гепатит С. Этиология. Эпидемиология. Клиническая классификация. Клиника. Лабораторная диагностика. Исходы. Принципы терапии.

37. Вирусный гепатит Дельта. Формы клинического течения. Маркерная диагностика. Коинфекция. Клиника. Лабораторная диагностика.

38. Вирусный гепатит Е. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клиника. Лабораторная диагностика. Лечение.

39. Хронический гепатит. Классификация. Характеристика степени активности процесса.

40. Хронический гепатит В. Клиника. Биохимические критерии. Принципы терапии.

41. Хронический гепатит С. Клиника. Биохимические критерии. Принципы терапии.

42. ВИЧ-инфекция у детей. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Детские инфекционные заболевания - это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм.

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких. ). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ.

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия.

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома.

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь - все это является угрозой заражения ребенка.

Нужно сказать, что иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка "защищают" только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка.

Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.

Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.

С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она "учится" давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними - таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации - выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.

Детские инфекционные заболевания: особенности течения

В развитии всех детских патологий было выявлено четыре периода:

1. Инкубационный период (ИП).

Это период времени с момента первого контакта ребенка с источником инфекции до проявления первых симптомов болезни. Продолжительность инкубационного периода зависит от вида инфекции и от состояния иммунной системы ребенка.

Приведем примеры детских инфекционных заболеваний с инкубационными периодами:

- Ветрянка имеет ИП 11-24 суток

- Гепатит А имеет ИП от 7 до 45 суток

- Дизентерия - 1-7 суток

- Дифтерия - 1-10 суток

- Коклюш - 3-20 суток

- Корь - от 9 до 21 суток

- Краснуха - 11-24 суток

- Скарлатина имеет ИП от нескольких часов до 12 суток

- Полиомиелит - 3-35 суток

2. Продромальный период.

Этот период можно назвать началом болезни: он длится с момента проявления первого симптома и до "разгара" собственно самой болезни.

3. Период "разгара" детского инфекционного заболевания.

В принципе, это и есть "кульминация". В этот период проявляется весь симптоматический комплекс детской патологии. К примеру, коклюш проявляется спастическим кашлем при котором идет выделение слизистой мокроты, при этом лицо ребенка краснеет, а иногда возникает кровоизлияние по слизистую.

Это период затухания болезни - выздоровления.

Самые распространенные инфекционные заболевания у детей

Конечно же, когда мы говорим о детских болезнях, то тут же возникают ассоциации с эпидемиологическими периодами, которые приходятся на осенне-зимнюю пору и характеризуются, в первую очередь, заболеваниями органов дыхания у детей. Детские инфекционные заболевания разнообразны: это и заболевания ЖКТ, и аллергические заболевания, имеющие аутоиммунную природу, и кожные патологии, но заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными - это вам подтвердит любой педиатр.

- Бронхиты различной этиологии.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой бронхов.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой трахеи.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой оболочке голосовых связок и гортани.

Характеризуется воспалительными процессами в носовых пазухах.

- Риниты различной этиологии.

Эти детские инфекционные заболевания являются, попросту говоря, насморком разной интенсивности: от легкой формы до полной заложенности носа.

Эта болезнь характеризуется воспалениями небных миндалин и соседних с ними лимфатических узлов.

Это ни что иное, как инфекционное заболевание легких.

- Гриппы различной природы.

Эти детские инфекционные заболевания, пожалуй, одни из самых распространенных и опасных, потому что чужеродные агенты, вызывающие эти патологии, постоянно мутируют и необходимо все время изобретать новые препараты для борьбы с ними.

Это, конечно, не все заболевания органов дыхания у детей, но основные из них.

Детские инфекционные заболевания: симптомы

Признаки патологии ребенка, конечно же, зависят от многих факторов: в первую очередь, от вида возбудителя, от состояния иммунной системы ребенка, от условий его жизни, и.т.д. Но все же есть общие симптомы детских инфекционных заболеваний:

1. Основным симптомом является фебрильная температура (38° и выше). У ребенка повышение температуры происходит, практически, при любых патологических процессах, потому что это является его единственным защитным механизмом - при таких температурах большинство чужеродных тел гибнут.

2. Постоянная сонливость и вялость так же являются характерными симптомами детских инфекционных заболеваний - сказывается нехватка энергии (она уходит на борьбу с антигенами).

4. Появление сыпи.

Диагностика инфекционных заболеваний у детей

Первоначальную диагностику болезни у ребенка проводит врач-педиатр. Он обязательно проводит внешний осмотр малыша, прослушивает его, выявляет характерную симптоматику, выясняет у родителей: были ли контакты ребенка с инфицированными людьми.

Детские инфекционные заболевания диагностируются после обязательных анализов крови, мочи, кала ребенка. Так же, при необходимости, прибегают к инструментальным методам: МРТ, УЗИ, рентгенография.

Детские инфекционные заболевания: лечение

Комплексная терапия инфекционных заболеваний у детей должна решать четыре задачи:

1. Нейтрализацию возбудителя заболевания.

2. Поддержание нормальной функциональности основных систем детского организма.

3. Сохранение нормальных условий формирования детского иммунитета и его укрепление.

4. Предупреждение различных осложнений детских инфекционных заболеваний.

Именно поэтому назначение лекарственных препаратов должно быть осторожным. Антибиотики должны применяться только в особых случаях (при тяжелых и затяжных патологических процессах). Важно знать, что само по себе повышение температуры - это нормальный процесс борьбы организма с инфекционными возбудителями и нет нужды сразу же давать ребенку жаропонижающие и сбивать температуру, достаточно просто помочь организму хорошей дозой витамина С.

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. "Усредненная" доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше. Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы, антивирусные препараты, антибактериальные средства. Не спешите "сбивать" ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор. Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

- восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

- усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

- являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, "запоминает" все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Обязательно в комплексной терапии детских инфекционных заболеваний применяйте пробиотики и пребиотики - препараты, которые восстановят и сохранят микрофлору ЖКТ ребенка - основного звена его иммунной системы. Для этого наиболее эффективными являются:

Детские инфекционные заболевания: профилактика

После перенесенного заболевания, детский организм выходит более крепким. Во всяком случае так должно быть - это путь формирования иммунитета человека. Но это не значит, что к здоровью своего ребенка нужно относиться с пренебрежением.

Профилактика детских инфекционных заболеваний должна заключаться в следующем:

- новорожденных обязательно надо кормить первым молоком - молозивом, потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела - первую "защиту" ребенка от чужеродных элементов;

- ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко - кормите;

- огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

- активный образ жизни - гарантия здоровья ребенка;

- для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня - прекрасные средства для этого);

- детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты. поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты.

Дата обновления: 16 октября 2019 г.

Коллектив


Заведующая кафедрой,
доктор медицинских наук, профессор


Кандидат медицинских наук, доцент


Доктор медицинских наук, доцент


Кандидат медицинских наук, доцент


Кандидат медицинских наук, ассистент




В 1976 г. окончила Новочеркасское медицинское училище. С 1977 года и по настоящее время выполняет обязанности лаборанта кафедры.


На фото слева направо: асс. Петренко О.В., доц. Ширина Т.В., доц. Осипова Т.Ф., проф. Ершова И.Б., асс. Лохматова И.А., асс. Глушко Ю.В., доц. Рещиков В.А.

История

Кафедра педиатрии была основана в 1959 г. на базе Детской больницы №1 г. Ворошиловграда. На должность заведующего кафедрой по конкурсу был избран Еренков В.А.


Заведующий кафедрой
с 1959 по 1974 г.
Доктор медицинских наук, профессор

За время своего руководства Владимир Андреевич проявил себя как блестящий педагог, выдающийся учёный, который смог объединить возле себя коллектив единомышленников. Он организовал новую кафедру с современным лечебно-диагностическим оборудованием, наладил учебно-методический процесс. Ему удалось создать сплочённый и трудолюбивый коллектив, регулярно пополняемый молодыми кадрами.


Под его руководством кафедра педиатрии стала единственной в институте со 100% остепенённостью коллектива. Одновременно готовились по 5–6 аспирантов и соискателей из практического здравоохранения. Кроме того, профессор Еренков В.А. был активным изобретателем и рационализатором, и многие его предложения были успешно внедрены в практику.


Заведующий кафедрой
с 1974 по 1979 г.
Кандидат медицинских наук, доцент

В 1974 году на должность заведующей кафедрой была назначена доцент Шумакова Юлия Семёновна – мягкий, чуткий человек, высококвалифицированный врач-педиатр.

Юлия Семёновна уделяла особое внимание методической работе, была прекрасным педагогом. Выпускники института с большой теплотой вспоминают её лекции и практические занятия.


В связи с необходимостью открытия педиатрического факультета в институте назрела необходимость создания других педиатрических кафедр. В 1979 г. была организована кафедра педиатрии факультета усовершенствования врачей, заведовать которой назначили Юлию Семёновну. Кафедру педиатрии с этого времени возглавила воспитанница донецкой школы педиатров доктор медицинских наук, профессор Манолова Эмма Павловна, впоследствии руководившая ею на протяжении 22 лет.


Заведующий кафедрой
с 1979 по 2000 г.
Доктор медицинских наук, профессор

Приоритетными направлениями научной деятельности во время заведования кафедрой профессором Маноловой Э.П.были исследование иммунного статуса у детей с различной патологией; изучение физического развития у детей разных возрастных групп в экологически неблагоприятных районах; вопросы фоновых состояний у детей раннего возраста; фитотерапия в педиатрии.


С 2001 г. по настоящее время кафедрой заведует д.м.н., профессор Ершова Ирина Борисовна.


На фото слева направо:

I ряд: лаборант Дрововозова Л.А., асс. Монашова М.Г., асс. Тищенко Н.Э., доц. Осипова Т.Ф., проф. Ершова И.Б., доц. Осычнюк Л.М., лаборант Щукина О.А., лаборант Корсачёва Ю. С.;

II ряд: асс. Нестерова Т.В., асс. Сингх О. А., доц. Мочалова А.А., доц. Рещиков В.А., асс. Лохматова И.А.


На фото слева направо: асс. Петренко О.В., доц. Ширина Т.В., доц. Осипова Т.Ф., проф. Ершова И.Б., асс. Лохматова И.А., асс. Глушко Ю.В., доц. Рещиков В.А.

Деятельность

За последние годы сотрудниками кафедры педиатрии с детскими инфекциями выпущены следующие пособия для студентов и врачей, утверждённых МОЗ, МОН, МЗ ЛНР:

Изданы информационные письма под грифом МЗ ЛНР:

  1. Показания и критерии для отбора лиц, подлежащих обследованию на лямблиоз. Ершова И.Б., Петренко О.В., Осипова Т.Ф., Рещиков В.А., г. Луганск, 2016г. – 4стр.
  2. Антигельминтная терапия в иммунопрофилактике детей. Ершова И.Б., Лохматова И.А., Монашова М.Г., г. Луганск, 2016г. – 4стр.
  3. Реабилитация детей с посттравматическим стрессовым расстройством. Ершова И.Б., Глушко Ю.В., г. Луганск, 2016г. – 4стр.
  4. Необходимость учета посттравматического стрессового расстройства у детей региона Донбасса с вегетативными нарушениями нервной системы. Ершова И.Б., Глушко Ю.В., г. Луганск, 2016г. – 4стр.
  5. О профилактике паразитарных болезней. Ершова И.Б., Лохматова И.А., Петренко О.В., Монашова М.Г., г. Луганск, 2016г. – 4стр.
  6. Необходимость снижения уровня заболеваемости среди детей с посттравматическим стрессовым расстройством. Ершова И.Б., Глушко Ю.В., г. Луганск, 2018 г. – 4 стр.
  7. Новые подходы к комплексному лечению аскаридоза у детей. Ершова И.Б., Лохматова И.А., г. Луганск, 2018 г. – 4 стр.
  8. Медикаментозное лечение запоров у детей. Ершова И.Б., Рещиков В.А. г. Луганск, 2018 г. – 4 стр.
  9. Исследование вегетативной нервной системы у детей с лямблиозом. Ершова И.Б., Петренко О.В., г. Луганск, 2016г. – 4стр.


Последипломное образование на кафедре:

На кафедре педиатрии с детскими инфекциями 6 сотрудников кафедры имеют вторичную специализацию по детским инфекционным болезням, 1 – по паразитологии.

Циклы тематического усовершенствования проводятся на кафедре в течение года.

На кафедре работает студенческий научный кружок. Студенты принимают участие в конференциях в Луганском государственном медицинском университете им. Святителя Луки, Луганском университете имени Тараса Шевченко, в г. Санкт-Петербурге, г. Оренбурге и др.

Детские болезни относят к отдельной группе заболеваний, которые впервые возникают в возрасте от 0 до 14 лет. Только в редких случаях (без прививок) ребенку удается их избежать. Но и этот возрастной порог не дает гарантии того, что во взрослой жизни эти инфекции не настигнут человека.

На какие группы делятся и по каким причинам возникают

Детские болезни делятся на две категории:

1. Заболевания, которые преобладают только в детском возрасте:

  • краснуха;
  • скарлатина;
  • коклюш;
  • ветрянка;
  • полиомиелит;
  • корь.

2. Заболевания, которые встречаются и в детском возрасте, и в более старшей возрастной группе:

  • менингит;
  • мононуклеоз;
  • ОРЗ;
  • кишечные инфекции;
  • гепатит.

Заразиться детскими инфекциями можно при любом контакте с больным человеком, и неважно ребенок это или взрослый. Исключением бывает грудничковый возраст (до 1 года), когда в организме ребенка преобладают материнские антитела, защищающие малыша от патогенных вирусов.

Причинами возникновения заболеваний являются следующие факторы:

  • Пребывание здорового ребенка рядом с больным – зачастую, еще не подозревающие о болезни родители, могут отправить заболевшего ребенка в садик или школу, тем самым спровоцировав массовую эпидемию детской инфекции.
  • Плохая гигиена – после того, как пришли домой, надо тщательно мыть ребенку руки, особенно после детской площадки. Также руки моют после туалета и контакта с животными. Овощи и фрукты перед употреблением тоже хорошенько вымываем.

В данном видео представлена передача, в которой подробно рассказывают о популярных детских инфекциях, их диагностики и правильном лечении.

Полное описание детских инфекций

Каждый родитель должен знать: что представляют собой детские заболевания, какая у них бывает симптоматика, как их диагностировать, сколько длится инкубационный период и чем обычно лечат ребенка врачи. Далее представлены самые распространенные детские болезни и вся подробная по ним информация.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: проявляется умеренная интоксикация, тело ребенка покрывается мелкой красноватой сыпью, не склонной к слиянию. Увеличиваются верхние лимфоузлы (в т.ч. затылочные). Все признаки краснухи описаны тут.

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: болезнь возникает при атаке вируса, содержащий РНК, который не устойчив к внешней среде. При попадании внутрь, инфекция поражает верхнюю дыхательную систему. Далее проникает в кровь и поражает лимфатические узлы.

Возраст: заражение краснухой возможно уже с 6-ти месячного возраста. Пик заболеваемости приходится на период от 3 до 8 лет.

Инкубационный период: болезнь длится от 10 до 25 дней (чаще 14-18 дней). Первым делом появляется сыпь на лице, затем она плавно охватывает все тело. Далее увеличиваются лимфоузлы и поднимается температура до 38°С. Сыпь пропадает на 3-4 день болезни.

Осложнения: последствия краснухи проявляются очень редко, обычно они перерастают в полиартрит или энцефалит.

Лечение: специальное лечение против краснухи не требуется. Достаточно ребенку регулярно давать жаропонижающие препараты (при высокой температуре). В случае осложнений ребенка госпитализируют. После болезни появляется стойкий иммунитет и повторное заражение практически невозможно. Подробнее о лечении краснухи читайте тут.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: воспаление слизистой носоглотки (першение, боли в горле, насморк), температура 39-40°С, на 2-3 день появляются геморрагические высыпания/пятна. Далее под кожей начинают проявляться кровоизлияния на 2-7 мм, появляется кровь из носа, одышка, тахикардия. Последние симптомы – это рвота, потеря сознания, снижение пульса. При активной стадии заболевания, у ребенка есть 10-19 часов. Если вовремя не оказать помощь – возможен летальный исход.

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: менингококковая инфекция попадает через слизистую рта. Далее она переходит в лимфоузлы и проникает в кровеносную систему. Вирус охватывает весь организм. Активно проникает в мозг, вызывая его воспаление и менингоэнцефалит.

Возраст: до 87% случаях вирус поражает детей до 5-6 лет.

Инкубационный период: от 2 до 10 дней (чаще 3-4 дня). Если не оказать ребенку помощь в первые 2-3 дня, то вероятная смертность ребенка увеличивается до 85%.

Осложнения: гнойный менингит (воспаление головного мозга), смерть.

Лечение: проводится исключительно в стационаре.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: температура (38-41°С), конъюнктивит, насморк, кашель, в 1 день появляются язвочки во рту, схожие со стоматитом. Далее язвочки появляются на лице возле рта и щек. Ребенка беспокоят боли в животе. Может появиться понос. Аппетит отсутствует. Язвочки и сыпь постепенно переходят на все тело.

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: первым делом, корь проникает в слизистую рта, носа. Затем переходит в конъюнктиву обоих глаз. Далее вирус попадает в кровь, вызывая сыпь по всему телу.

Возраст: с 3 месяцев до 18 лет. Пик заболеваемости приходится на возраст от 2 до 6 лет.

Инкубационный период: от 7 до 18 дней. В первые 3 дня появляется температура, простудные симптомы, конъюнктивит. Далее происходит высыпание во рту и уже через 14 часов может охватывать все лицо и постепенно переходить на тело. Через 8 дней сыпь проходит и температура нормализуется.

Осложнения: бронхит, ларингит, круп, пневмония, энцефалит

Лечение: в домашних условиях принимают жаропонижающие препараты (парацетамол, ибупрофен). При осложнениях необходимо стационарное лечение.

В возрасте 12-14 месяцев детям делают прививку от кори

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: увеличиваются околоушные слюнные железы, увеличиваются лимфоузлы, горло красное, боль при жевании, температура 38-40°С. При острой форме бывает головная боль, рвота и боли в животе.

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: после попадание на слизистую рта и носоглотки, вирус проникает в кровь. Болезнь поражает околоушные слюнные железы, поджелудочную железу и яички.

Возраст: от 1 до 15 лет. Пик заболеваемости с 3 до 7 лет.

Инкубационный период: от 12 до 25 дней.

Осложнения: менингит, энцефалит, панкреатит, орхит

Лечение: домашнее –постельный режим, прием жаропонижающих препаратов (парацетамол, ибупрофен), орошение рта (тантум верде), обезболивающие. Во время осложнений ребенка необходимо перевести в стационар.

Иммунитет после болезни устойчивый, повторное инфицирование практически исключено. В 1-2 года делают прививку.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: сильная боль в горле, температура 38-40°С, увеличенные миндалины, возможна рвота и мелкая сыпь по телу. Носогубный треугольник бледнеет.

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: в первые дни болезнь поражает верхние дыхательные пути, далее проникает в кровь, вызывая сыпь и общее недомогание. Сыпь начинает пропадать на 5-7 день.

Возраст: от 1 года до 10 лет.

Инкубационный период: от 5 до 7 дней. Начинается заболевание сразу в острой форме, похожей на ангину.

Осложнения: воспаление суставов, миокардит, лимфаденит, отит, синусит, пневмония.

Лечение: в домашнем режиме, прописывают антибиотики (цефтриаксон), антибактериальные и обезболивающие спреи в горло (ингалипт, тантум верде, оралсепт), жаропонижающие (нурофен, панадол). Если ребенок грудной или возникли осложнения, то его направляют в стационар.

После перенесенного заболевания возникает стойкий иммунитет.

Распространение: воздушно-капельное, при прямом контакте с больным.

Симптомы: температура 37,5-38°С, появление розовых пятен по всему телу, через 4-7 часов сыпь превращается в мелкие пузырьки, а через сутки-двое покрывается корочкой. Возможен зуд. Больше информации о симптомах и признаках ветряной оспы найдете тут.

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: вирус герпеса (ветрянка) поражает верхние дыхательные пути, проникает в лимфатические пути и затем проникает в кровь. Далее выходит в виде сыпи на коже и на слизистых оболочках. Через 7-15 дней корочки отпадают. Температура может подниматься волнами.

Возраст: от 1 года до 13 лет. Пик заболеваемости возникает с 3 до 6 лет.

Инкубационный период: от 11 до 27 дней (чаще 13-21 день).

Осложнения: пневмония, энцефалит, менингит, круп, стоматит.

Лечение: полоскание рта антибактериальным раствором, прием жаропонижающих препаратов, смазывание сыпи зеленкой (точечное), использование противовирусных мазей. Больше информации о лечении ветрянки ищите здесь.

После перенесенного заболевания возникает стойкий иммунитет. Повторное заражение практически исключено. Также читайте о профилактике возникновения ветряной оспы.

Распространение: воздушно-капельное, фекально-оральное.

Симптомы: высокая температура, простудные симптомы, проблемы со стулом, вялость, слабость, телесная раздражительность, мышечная слабость, ребенку больно садиться на горшок, появляется потливость, сбивчивое дыхание, судороги.

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: инфекция сразу поражает нервную систему, проникая в спинной мозг. Первые 1-3 дня появляется высокая температура 38-40°С, появляются боли в суставах. Далее, спустя 2-4 дня, у ребенка возникают проблемы с мимикой, нарушение речи. При сильном обострении заболевания возможна потеря сознания. Через 2 недели все симптомы постепенно утихают.

Возраст: от 1 года до 6 лет

Инкубационный период: от 7 до 23 дней.

Осложнения: менингит, искривление костей и суставов, инвалидность.

Лечение: лекарства от болезни нет, но эффективно помогает укрепить иммунитет – вакцинация. После перенесенного заболевания активно применяется лечебно-восстановительная гимнастика. Как только возникли первые симптомы болезни – ребенка необходимо госпитализировать.

После болезни иммунитет становится устойчивый. Повторное инфицирование исключено. Также активно работает вакцина, она в 99% исключает заражение.

Распространение: воздушно-капельное и при близком контакте с больным.

Симптомы: первые 1-2 недели ребенка беспокоит простой кашель и легкая температура, далее кашель становится приступообразным. Ребенок может во время кашля синеть и могут лопаться капилляры глаз.


Развитие болезни: бактерия проникает в верхние дыхательные пути и присутствует там 1-2 месяца. Она почти сразу провоцирует рецепторы кашлевой зоны, в связи с чем возникает непрекращающийся кашель, вплоть до рвотного рефлекса. Даже после исцеления, приступообразный кашель может сохраняться 2-3 месяца.

Возраст: от 6 мес. до 14 лет

Инкубационный период: от 3 до 15 дней. Заразность сохраняется первые 20-30 дней, после инфицирования.

Лечение: в домашних условиях, используют противокашлевые препараты (оралсепт), реже назначают антибиотики (амоксициллин).

До 6 месяцев детям проводят вакцинацию. Далее иммунитет блокирует заражение.

Распространение: воздушно-капельное, контактно-бытовое.

Симптомы: высокая температура от 38°С, боли в горле, отек носоглотки, покраснение миндалин. На второй день в горле появляется налет, начинают образовываться пленки на миндалинах. Возникает отек подкожной клетчатки шеи.

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: возбудитель инфекции – бактерия дифтерии, она проникает в верхние дыхательные пути и поражает горло и лимфоузлы. Отличительная особенность – образование дифтерийной пленки во рту. Через 6-10 дней болезнь идет на спад. В острой форме, у ребенка в первый день возникает множество пленок во рту, горло сильно отекает. Если не оказать первую помощь, то через 2-3 дня возможен летальный исход.

Возраст: от 1 года до 13 лет

Инкубационный период: от 2 до 11 дней (чаще 3-5 дней).

Лечение: самостоятельное лечение недопустимо, исключительно госпитализация.

В детском возрасте нередко возникают кишечные инфекции, которые можно отнести к возникновению исключительно в период от года до 16 лет.


К респираторным заболеваниям относится целая группа инфекций, поражающая дыхательные пути и имеющая воздушно-капельное распространение.

  • ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции). Заболевания имеют следующие симптомы: боли в горле, кашель, температура от 37 до 40°С, слабость. В зависимости от вида инфекции, состояние ребенка может отличаться. Подробнее о симптомах и признаках ОРВИ читайте здесь. Некоторые заболевания проходят в легкой форме, а некоторые имеют осложнения в виде ангины, пневмонии, фарингита. Лечение ОРВИ проводят в домашних условиях. Используют противовирусные препараты, жаропонижающие. При осложнениях прописывают антибиотики и предлагают госпитализацию.
  • Ангина. Распространенное заболевание детской возрастной группы. Поражает носоглотку, миндалины и лимфоузлы. Имеет воздушно-капельное распространение и контактно-бытовое. Симптомы ангины: повышается температура (от 38 до 40°С), появляется сильная боль в горле, ощущается болезненность в лимфоузлах, возникает сильный насморк (иногда с выделением гноя), во рту на миндалинах образовывается белый или желтый гнойниковый налет. Заболевание длится 7-12 дней. Лечение ангины проводится в домашних условиях при помощи жаропонижающих и противовирусных препаратов. Возможно использование спреев для горла и полоскания.
  • Грипп. Отдельная группа вирусов, имеющая множество штаммов. Ежегодно мутирует и образовывает новые подвиды. Передается воздушно-капельным путем. Основные симптомы – боли в горле, высокая температура, насморк, ломота, головная боль и светобоязнь. Заболевание длится 7-15 дней. Лечение гриппа проводится противовирусными препаратами и сильным антибиотиком. В случае осложнений ребенка госпитализируют.
  • Энтеровирусные инфекции. Проникают в организм ребенка через верхние слизистые оболочки. Поражают верхние дыхательные пути и пищеварительный тракт. Инкубационный период составляет 3-10 дней. Болезнь заразна. Симптомы классические – болит горло, появляется насморк. Отличительные черты энтеровируса – напряжение затылочных мышц, высыпания на теле (сыпь или язвочки). Лечение рекомендуется проводить в стационаре. Чаще применяют антибиотик и энтеровирусные препараты.

Анализы

В независимости от вида заболевания, при тревожных симптомах, следует немедленно провести анализы на предположительного возбудителя инфекции. Анализы проводят в стационарном режиме.

В лаборатории проводят 2 метода определения возбудителя:

  • иммуноферментный анализ (ИФА) – предоставляет точные результаты диагностики, определяет антитела и помогает предотвратить вторичное инфицирование.
  • полимеразно-цепную реакцию (ПЦР) – выявляет микроорганизмы в малых количествах. Анализ высокочувствительный и специфичный.

Также проводятся классические анализы:

  • анализ крови;
  • анализ мочи;
  • анализ кала.

Обратите внимание, при своевременном точном диагностировании заболевания, можно назначить эффективное лечение и вовремя оказать ребенку правильную медицинскую помощь.


Профилактика детских болезней

Чтобы максимально обезопасить своего ребенка от инфекционных заболеваний, необходимо соблюдать ряд профилактических мер:

  • огородить (изолировать) здорового ребенка от заразного;
  • закаливать ребенка в соответствии с сезоном;
  • ежедневно проветривать комнату;
  • соблюдать гигиену: часто мыть руки, сделать ребенку отдельное полотенце для рук и лица, ежедневно стирать детское белье (использованное).
  • у ребенка должна быть своя посуда и свое постельное белье;
  • поить ребенка только кипяченой свежей водой;
  • давать ребенку только тщательно вымытые продукты (овощи, фрукты, яйца, ягоды);
  • пользоваться только одноразовыми бумажными платками;
  • два раза в неделю проводить влажную уборку в квартире, где проживает ребенок;
  • вовремя проводить вакцинацию.

Детские инфекционные болезни всегда приходят неожиданно, и в этих случаях важно правильно их диагностировать и вовремя начать лечение. Большинство инфекций может вызвать серьезные осложнения, поэтому лечение необходимо проводить исключительно под руководством врача. Многие заболевания можно предотвратить, сделав ребенку вакцинацию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.