Нормативы занятости инфекционной койки


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 апреля 2018 г. N 182 "Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения"

Утвердить прилагаемые методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения.

Министр В.И. Скворцова

Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 апреля 2018 N 182

1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее - методические рекомендации) разработаны в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р и направлены на оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при расчете нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определении потребности в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с учетом сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, уровня обеспеченности объектами здравоохранения, а также кадровой обеспеченности в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам путем оптимального использования государственных ресурсов и размещения медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации.

2. Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные нормативы объемов медицинской помощи), а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

3. Расчет нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее - нормативы и нормы) при определении потребности в медицинской помощи и медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, рекомендуется проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации на основании методических рекомендаций самостоятельно могут определять возможности применения нормативов и норм в зависимости от:

особенностей половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации;

уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации;

уровня и структуры смертности населения субъекта Российской Федерации;

климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций;

сбалансированности объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

4. Для оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и возможности применения нормативов и норм рекомендуется провести анализ следующих плановых и фактических показателей в динамике за прошедшие 3-5 лет:

объем первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе в неотложной форме, и в условиях дневного стационара;

объем специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;

объем скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

объем паллиативной медицинской помощи;

обеспеченность койками дневных стационаров, больничными койками*(1), *(2);

обеспеченность врачебными кадрами и специалистами со средним профессиональным (медицинским) образованием*(3), *(4);

уровень и структура смертности и заболеваемости населения.

Кроме того, для оценки деятельности отдельных видов медицинских организаций рекомендуется проводить сравнение плановой и фактической численности обслуживаемого ими населения с учетом его плотности и территориальной доступности медицинской организации.

По результатам указанного анализа могут быть сформированы основные требования к планированию сети медицинских организаций с учетом требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения*(5) и номенклатуры медицинских организаций*(6).

5. В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология")*(7) могут быть распределены по трем уровням:

первый уровень - медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;

второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по широкому перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);

третий уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

6. При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и территорию обслуживания медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.

7. Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется проводить расчеты обеспеченности коечным фондом по каждому профилю медицинской помощи.

Обеспеченность коечным фондом (К) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, рассчитывается следующим образом:

Nк/д - число койко-дней на 1 000 жителей (произведение уровня госпитализации на 1 000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре);

Н - численность населения;

Д - среднегодовая занятость койки.

С помощью данной методики рекомендуется определять абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в целом по субъекту Российской Федерации, а также по профилям медицинской помощи.

Фактическая среднегодовая занятость койки (Д) рассчитывается следующим образом:

Д = 365 дней в году - ,

- среднее время простоя койки на ремонт, для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;

- простой койки, то есть время, необходимое на санитарно-гигиеническую обработку;

F - плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).

Плановый оборот койки (F) рассчитывается следующим образом:

Т - средние сроки лечения.

8. Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:

в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания равной 20 км - 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого детского населения;

в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания равной 30 км - 1 бригада на 9 тыс. чел. населения, 40 км - 1 бригада на 8 тыс. чел. населения, 50 км - 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км - 1 бригада на 6 тыс. чел. населения.

Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из примерного норматива - 1 бригада на каждые 100 тыс. чел. обслуживаемого населения.

9. В целях полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах для медицинского применения на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется планировать размещение аптечных организаций, площадей индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, с учетом пешеходно-транспортной доступности.

*(1) Для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, число коек определяется исходя из территориальных нормативов объемов медицинской помощи, с учетом уровня медицинской организации и профилей оказываемой медицинской помощи.

*(2) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июня 2012 г., регистрационный N 24440) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 843н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный N 35536).

*(3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 г. N 322 "О методике расчета потребности во врачебных кадрах".

*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 73 "О методике расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием".

*(5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. N 132н "О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2016 г., регистрационный N 41485).

*(6) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2013 г., регистрационный N 29950).

*(7) Оказание медицинской помощи по профилю "акушерство-гинекология" осуществляется в медицинских организациях, отнесенных к соответствующим группам согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27960) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 25н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2014 г., регистрационный N 31644), от 11 июня 2015 г. N 333н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2015 г., регистрационный N 37983), от 12 января 2016 г. N 5н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2016 г., регистрационный N 41053).

Обзор документа

Для органов исполнительной власти регионов разработаны методические рекомендации по расчету нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определению потребности в медицинских организациях.

Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медпомощи в расчете на одного жителя, установленных территориальной программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Регионы самостоятельно могут определять возможности применения нормативов и норм в зависимости от особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медорганизаций, сбалансированности объема медпомощи, оказываемой в рамках территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Для определения потребности в мощностях медорганизаций, оказывающих медпомощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется рассчитывать обеспеченность коечным фондом по каждому профилю медпомощи.

Приведены примерные нормативы формирования общепрофильных выездных бригад скорой медпомощи.

Даны рекомендации по планированию размещения аптечных организаций.

Использование коечного фонда стационара.

Рациональное использование фактически развернутого коечного фонда (при отсутствии перегрузки) и соблюдение необходимого срока лечения в отделениях с учетом специализации коек, диагноза, тяжести патологии, сопутствующих заболеваний имеют большое значение в организации работы стационара.

Для оценки использования коечного фонда вычисляются следующие наиболее важные показатели:

1) обеспеченность населения больничными койками;

2) среднегодовая занятость больничной койки;

3) степень использования коечного фонда;

4) оборот больничной койки;

5) средняя длительность пребывания больного на койке.

Обеспеченность населения больничными койками (на 10 000 населения):

Общее число больничных коек х 10 000 / численность обслуживаемого населения.

Среднегодовая занятость (работа) больничной койки:

Число койкодней, фактически проведенных больными в стационаре / среднегодовое число коек.

Среднегодовое число коек в стационаре определяется следующим образом:

Число фактически занятых коек каждого месяца года в стационаре / 12 месяцев.

Этот показатель может быть вычислен как в целом по стационару, так и по отделениям. Его оценка производится путем сопоставления с расчетными нормативами для отделений различного профиля.

Анализируя данный показатель, следует учитывать, что в число фактически проведенных койкодней входят дни, проведенные больными на так называемых приставных койках, которые в числе среднегодовых коек не учитываются; связи с этим среднегодовая занятость койки может оказаться больше числа дней в году (свыше 365 дней).

Работа койки меньше или больше норматива свидетельствует соответственно о недогрузке или перегрузке стационара.

Ориентировочно этот показатель составляет для городских больниц 320 – 340 дней в году.

Степень использования коечного фонда (выполнение плана по койкодням):

Число фактически проведенных больными койкодней х 100 / плановое число койкодней.

Плановое число койкодней за год определяется умножением среднегодового числа коек на норматив занятости койки в году (табл. 13).

Среднее число дней использования (занятости) койки в году.



Этот показатель рассчитывается в целом по больнице и по отделениям. Если среднегодовая занятость койки в пределах норматива, то он приближается к 30%; при перегрузке или недогрузке стационара показатель будет соответственно выше или ниже 100%.

Оборот больничной койки:

Число выбывших больных (выписанных + умерших) / среднегодовое число коек.

Средняя длительность пребывания больного в стационаре (средний койкодень):

Число проведенных больными койкодней за год /число выбывших (выписанные + умершие).

Как и предыдущие показатели, вычисляется как по стационару в целом, так и по отделениям, профилям коек, отдельным заболеваниям. Ориентировочно норматив для больниц общего типа составляет 14 – 17 дней, с учетом профиля коек – значительно выше (до 180 дней) (табл. 14).

Среднее число дней пребывания больного на койке.


Средний койкодень характеризует организацию и качество лечебно-диагностического процесса, указывает на резервы повышения использования коечного фонда. По данным статистики, сокращение средней длительности пребывания на койке только на один день позволило бы госпитализировать дополнительно свыше 3 млн больных.

Величина этого показателя в большой степени зависит от типа и профиля стационара, организации его работы, качества лечения и пр. Одной из причин длительного пребывания больных в стационаре является недостаточное обследование и лечение в поликлинике. Сокращение сроков госпитализации, высвобождающее дополнительные койки, должно проводиться прежде всего с учетом состояния больных, так как преждевременная выписка может привести к повторной госпитализации, что в итоге даст не уменьшение, а увеличение показателя.

Значительное снижение среднего койкодня по сравнению с нормативом может указывать на недостаточную обоснованность сокращения сроков госпитализации.

Удельный вес сельских жителей среди госпитализированных больных (Раздел 3, подраздел 1):

Число сельских жителей, госпитализированных в стационар за год х 100 / число всех поступивших в стационар.

Этот показатель характеризует использование коек городской больницы сельскими жителями и влияет на показатель обеспеченности сельского населения данной территории стационарной медицинской помощью. В городских больницах он составляет 15 – 30%.

(среднее число дней работы койки в году): (Таблица 4колонка 7)

число фактически проведенных больными койко-дней *100 : плановое число койко-дней.

Пример: В больнице N всего 210 коек. За год пролечено 5765 больных. Общее количество койко-дней – 69 550.

• Среднегодовая занятость больничной койки составит:

• 69 550 : 210 = 331

• (N – 340 дней в году для городских и 280 для сельских больниц)

Среди основных факторов, которые оказывают влияние на снижение показателя среднегодовой занятости койки в больнице, могут быть выявлены следующие:

• 1)Избыток коечного фонда по сравнению с реальной потребностью в стационарной помощи (в целом и по специальностям;

• 2)Неудовлетворительная организация работы поликлиник по отбору больных на госпитализацию, отсутствие оперативности в направлении в больницу плановых больных;

• 3)Недостаточный учет потребности населения в профильной стационарной помощи при размещении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Более рациональным способом уменьшения дефицита коек являются:

• 1)внедрение стационарозамещающих форм медицинской помощи (стационаров на дому, дневных стационаров и.т.д.);

• 2)непрерывное повышение качества и эффективности внебольничной и больничной помощи, повышение квалификации медицинского персонала;

• 3)усиление преемственности и взаимосвязи в работе стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений.

• 1.2.2.Оборот (функция) больничной койкиТаблица 4 колонка 9

число выбывших больных (выписанных + умерших) : среднегодовое число коек.

Пример: В больнице N всего 210 коек. За год выписано 5765 больных. Умерших 74.

• Оборот койки составит: (5765+74) : 210 = 28.

• Быстрота оборота койки зависит от длительности госпитализации, что, в свою очередь, определяется характером и течением заболевания. Расчет показателя и его анализ следует вести как в целом по стационару, так и по отделениям, профилям коек, нозологическим формам. В соответствии с плановыми нормативами для городских стационаров общего типа оборот койки считается оптимальным в пределах 25–30, а для диспансеров – 8-10 больных год.

1.2.3. Средняя длительность госпитализации ( средний койко-день пребывания на койке по профилю, заболеванию, полу и возрасту):

• Таблица 4, колонка 6

число койко-дней, фактически проведенных больными в стационаре :общее число лечившихся (выбывших) в стационаре больных (выписанные+умершие)

Пример: В больнице N всего лечившихся(выбывшие+умершие) -5836 больных. Общее количество койкодней, проведенное пациентами – 69 550.

• Средняя длительность госпитализации составит: 69 550 : 5836 = 11,9 к/д.

• Средняя длительность пребывания больного в стационаре определяется отношением числа проведенных всеми больными койко-дней к числу выбывших больных.

• Число лечившихся больных определяется как полусумма поступивших и выбывших (выписанных и умерших) больных. Показатель средней длительности пребывания рассчитывается по каждому отделению и в целом по больнице.

Средняя длительность лечения больного в стационаре по отдельным заболеваниям:

число койко-дней, фактически проведенных выписанными больными с определенным диагнозом : число выписанных больных с данным диагнозом.

Пример: В больнице N всего в отделении эндокринологическом всего лечившихся больных с сахарным диабетом -2836 больных. Общее количество койко-дней, проведенное – 39 550.

• Средняя длительность пребывания больных с сахарным диабетом составит: 39 550 : 2836 = 13,9 к/д.

• При оценке этого показателя необходимо учитывать различные факторы, влияющие на его величину:

• качество догоспитального обследования больного;

• специализация коечного фонда (профиль коек , их количество в каждом отделении); (продолжение)

• состав госпитализированных больных по характеру патологии (острая, хроническая) тяжести состояния, полу, возрасту;

• оснащение лечебно-диагностическим оборудованием, степень внедрения современных технологии диагностики и лечения больных;

• назначение эффективного лечения;

• правильность экспертизы трудоспособности.

1.2.4. Среднее время простоя койки (Т) -Таблица 4, колонка 14

Т = (365 – Д) : Ф, где

Т – время простоя койки данного профиля в связи с оборотом

Д – Среднее число дней работы койки в году (среднегодовая занятость) койки данного профиля;

Ф – оборот койки.

Пример: В больнице N среднегодовая занятость больничной койки составляет 331. Оборот койки - 28.

• Время простоя койки = (365 – 331) : 28 = 1,2

За оптимальный показатель простоя койки на санацию принимается 1.0 день для терапевтического и хирургического профилей коек; для гинекологического -0.5; инфекционного для взрослых, противотуберкулезного для взрослых и родильного – 2.0 дня; инфекционного для детей -3.0 дня.

• 1.3. Расчет плановых показателей использования коечного фонда организации

• 1.3.1. Максимальная среднегодовая занятость койки

• Отражает максимальную величину должного оборота койки с учетом простоя и может быть рассчитана для каждого стационара в отдельности с учетом его коечной мощности по следующей формуле (МЗ):

МЗ =365-(Ф* Т) где

Т-время простоя койки при смене больного(Колонка 8,таблицы 4,)

Пример: В больнице N среднегодовая занятость больничной койки составляет 331. Оборот койки - 28. Время простоя койки 1,2.

• Максимальная занятость = 365 – (28*1,2) = 331

• 1.3.2. Максимальная функция койки Колонка 10,таблицы 4)

• Должная или нормативная работа койки. Возможность обслуживать одной койкой то или иное число больных определяется функцией больничной койки (Ф)

• Ф = Д : П,где

Ф - функция больничной койки ;

Д - которая рассчитывается как частное от деления среднегодовой занятости койки (работа койки) с учетом ее профиля;

П - среднее число дней пребывания больного на койке этого же профиля .

Пример: В больнице N средняя длительность пребывания пациентов составляет 11,9 к/д. Максимальная занятость – 331.

• Максимальная функция больничной койки = 331 : 11,9 = 27,8.

• 1.3.3.Пропускная способность стационара. Колонка 11, таблицы 4

• Пропускная способность стационара— метрическая характеристика, показывающая предельное использование больничной койки при максимальной ее занятости (ПС). Степень использования коечного фонда определяется процентным отношением фактического числа занятости койки к числе дней работы койки в году, установленному по плану для коек различного профиля. В оптимальном случае показатель пропускной способности стационара составляет 100%,

ПС=Кдн*100:Чк*МЗ, где

Кдн -Число койко-дней, проведенных всеми больными;

Чк - число среднегодовых коек;

МЗ - максимальный занятость койки в году (плановое число дней работы профильной койки в году).

Пример: В больнице N всего коек 210. Общее количество койкодней, проведенное пациентами – 69 550. Максимальная занятость койки составила – 331.

• Пропускная способность стационара = (69 550 * 100) : (210 * 331) = 100%.

1.3.4. Расчет максимального (оптимальное) числа коек (Ок)

• Ок=ПС*Чк:100,где

Ок –оптимальное число коек;

ПС - пропускная способность коек;

Чк- число имеющихся коек (Колонка 12, таблица 4).

Пример: В больнице N всего коек 210.Пропускная способность стационара - 100%.

• Оптимальное число коек = (100*210) : 100 = 210.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 1097 | Нарушение авторских прав

Например, средняя занятость родильной койки (по нормативу) составляет 280 дней, средняя длительность пребывания на родильной койке по нормативу – 9,1 дня. Функция койки акушерского профиля составляет:

Ф = Д / П = 280 дней / 9,1 дня = 30,8 (31).

Это означает, что акушерская койка может обслужить в течение года 31 беременную женщину.

Среднегодовая занятость (работа) больничной койки (фактическая занятость) рассчитывается:

число койкодней, фактически проведенных больными в стационаре / среднегодовое число коек.

Оценка этого показателя проводится путем сравнения с расчетными нормативами. Они устанавливаются раздельно для городских и сельских больничных учреждений с уточнением этого показателя по различным специальностям.

Оптимальная среднегодовая занятость койки может быть рассчитана для каждого стационара в отдельности с учетом его коечной мощности по следующей формуле:

где Д – среднее число дней работы койки в году;

Н – среднегодовое число коек в стационаре.

Например, для стационара на 250 коек оптимальная занятость койки в году будет составлять:

Этот показатель используется при определении расчетной стоимости одного койкодня.

Среднегодовая занятость койки может быть снижена вследствие вынужденного простоя коек (например, в связи с ремонтом, карантином и пр.). Для того, чтобы в подобных случаях исключить причину недоиспользования коечного фонда, вычисляется показатель работы функционирующей койки, т. е. за исключением дней простоя. Расчет производится по следующей методике:

1) рассчитывается среднее число коек, свернутых в течение года в связи с ремонтом:

число койкодней закрытия на ремонт / число календарных дней в году;

2) определяется среднее число коек, функционировавших в течение года:

среднегодовое число коек – число коек, свернутых в связи с ремонтом.

Вычисляется среднее число дней работы койки в году с учетом ремонта:

число койкодней, фактически проведенных больными / число коек, функционировавших в течение года (не закрытых на ремонт).

Пример. В больнице 50 коек, число койкодней, фактически проведенных больными, составило 1250, число койкодней закрытия на ремонт – 4380. Необходимо определить среднегодовую занятость койки с учетом ремонта:

1) среднее число коек, свернутых в связи с ремонтом:

4380 к/дн / 365 = 12 коек;

2) среднее число коек, функционировавших в течение года:

50 коек – 12 коек = 38 коек;

3) среднегодовая занятость функционировавшей койки (с учетом ремонта)

1250 к/дн / 38 коек = 329 дней.

Таким образом, если бы дни ремонта не были учтены, среднегодовая занятость койки была бы всего 250 дней (1250 к/дн / 50 коек = = 250 дней), что говорило бы о большом недоиспользовании коечного фонда в больнице.

где Т – время простоя койки данного профиля в связи с оборотом;

Д – фактическая среднегодовая занятость койки данного профиля; Ф – оборот койки.

Пример. Среднее время простоя больничной койки терапевтического профиля в связи с оборотом при среднегодовой ее занятости 330 дней и средней длительности пребывания на койке 17,9 дня составит:

Ф = Д / П = 330 дней / 17,9 дня = 18,4.

Т = (365 – Д) / Ф = (365 – 330) / 18,4 = 1,9 дня.

Простой койки больше данного норматива наносит экономический ущерб. Если же время простоя меньше норматива (а при очень высокой среднегодовой занятости койки Т может принимать отрицательное значение), это свидетельствует о перегрузке стационара и нарушении санитарного режима койки.

Методика расчета экономических потерь от простоя коек

Экономические потери в результате простоя коек вычисляются на основе определения разности между расчетной и фактической стоимостью одного койкодня. Стоимость койкодня вычисляется путем деления расходов по содержанию стационара на соответствующее число койкодней (расчетное и фактическое). При этом исключаются расходы на питание больных и приобретение медикаментов, которые не влияют на величину потерь от простоя коек, так как они производятся только на койку, занятую больным.

Расчетное число койкодней вычисляется на основе оптимальной среднегодовой занятости койки.

Пример. Нужно определить экономические потери от простоя коек в детской больнице мощностью 170 коек, если среднегодовая занятость койки составила 310 дней, а расходы по стационару – 280 000 у. е.

1. Определяем число фактически проведенных больными койкодней:

Кф = 170 коек x 310 дней = 52 700 к/дн.

Фактическая стоимость одного койкодня = расходы на стационар (без питания и медикаментов) / Кф = 280 000 у. е. / 52 700 к/дн = 5,3 у. е.

2. Определяем расчетное плановое число койкодней (Кф):

Кф = 170 коек x 340 дней (оптимальная занятость) = 57 800 к/дн.

расчетная стоимость одного койкодня = расходы на стационар (без питания и медикаментов) / Кф.

3. Разница между фактической и плановой стоимостью одного койкодня составила:

5,3 у. е. – 4,8 у. е. = 0,5 у. е.

4. Определяем экономические потери от простоя коек:

0,5 у. е. x 52 700 к/дн = 26 350 у. е.

Таким образом, в результате простоя коек больница понесла потери на сумму 26 350 у. е.

Выполнение плана койкодней по стационару определяется так:

число фактически проведенных больными койкодней x 100 / плановое число койкодней.

Плановое число койкодней за год определяется умножением среднегодового числа коек на норматив занятости койки в году. Анализ выполнения плановых показателей работы койки за год имеет большое значение для экономической характеристики деятельности больничных учреждений.

Методика расчета экономических потерь от недовыполнения плана койкодней

Экономические потери, связанные с недовыполнением стационаром плана по койкодням (Ус), рассчитываются по формуле:

Ус = (Б – ПМ) x (1 – (Кф / Кп)),

где Б – расходы по смете на содержание стационара;

ПМ – сумма расходов на питание больных и медикаменты;

Кп – плановое число койкодней;

Кф – фактическое число койкодней.

Для упрощенных расчетов Ус можно рассчитать следующим образом:

Ус = 0,75 x Б x (1 – (Кф / Кп)),

где 0,75 – коэффициент, отражающий среднее соотношение затрат на пустующую койку по сравнению с затратами на занятую койку.

Пример. Расходы по бюджету на стационар мощностью 150 коек составляют 4 000 000 у. е., в том числе расходы на питание и медикаменты – 1 000 000 у. е. Среднегодовая занятость койки по нормативу – 330 дней, фактически 1 койка была занята 320 дней. Определить экономические потери, связанные с недовыполнением плана койкодней.

1. Определяем плановое (Кп) и фактическое (Кф) число койкодней:

Кп = 150 коек x 330 дней = 49 500 к/дн,

Кф = 150 коек x 320 дней = 48 000 к/дн.

2. Определяем долю недовыполнения плана:

Кф / Кп = 48 000 к/дн / 49 500 к/дн = 0,97.

3. Рассчитываем экономические потери в связи с недовыполнением стационаром плана койкодней:

Ус = (4 000 000 у. е. – 1 000 000 у. е.) х (1 – 0,97) = 3 000 000 х 0,03 = 90 000 у. е.

или упрощенно: Ус = 4 000 000 у. е. x 0,75 x 0,03 у. е. = 90 000 у. е.

Таким образом, в связи с недовыполением плана койкодней стационар понес экономические потери на сумму 90 000 у. е.

Средняя длительность пребывания больного в стационаре (средний койкодень) определяется как следующее соотношение:

число койкодней, проведенных больными в стационаре / число выбывших больных (выписанных + умерших).

Средний койкодень колеблется от 17 до 19 дней (см. приложение). Величина этого показателя зависит от типа и профиля больницы, организации работы стационара, тяжести заболевания и качества лечебно-диагностического процесса. Средний койкодень указывает на резервы улучшения использования коечного фонда.

При уменьшении средних сроков пребывания больного на койке затраты на лечение снижаются, одновременно сокращение длительности лечения позволяет больницам при той же сумме бюджетных ассигнований оказать стационарную помощь большему числу больных. В этом случае государственные средства используются более эффективно (так называемая условная экономия бюджетных средств). Она может быть рассчитана по формуле:

Э = Б / Кп x (Пр – Пф) x А,

где Э – условная экономия бюджетных средств;

Б – расходы по смете на содержание стационара;

Кп – плановое количество койкодней;

Пр – расчетная средняя длительность пребывания в стационаре (норматив);

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания

Читайте также:
  1. Безработица и полная занятость. Виды безработицы
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2013 года
  3. Занятость и безработица. Основные виды безработицы. Закон Оукена.
  4. Занятость и безработица. Проблема "утечки умов".
  5. Занятость и рынок труда при НЭПе.
  6. Занятость и трудоустройство.
  7. Занятость населения, её основные виды и эффективность.
  8. Занятость. Безработица и ее виды. Регулирование рынка труда.
  9. Основные категории, характеризующие трудовую сферу. Экономически активное население. Занятое население. Влияние технологии на занятость.
  10. Полная занятость