Независимое сестринское вмешательство при инфекционном заболевании

СП представляет собой метод организации и оказание сестринской помощи. СП не предусматривает четкого алгоритма или схемы действий м/с на предупреждение, облегчение, уменьшение, сведение до минимума проблем пациента. СП включает в себя 5 этапов : 1. Обследование пациента: объективные и субъективные данные, которые заносятся в сестринскую историю болезни или в карту сестринского ухода. 2.Установление потребностей и проблем, установление сестринского диагноза ( фактические проблемы и существующие, потенциальные, которые могут проявиться). 3. Планирование сестринской помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей.. Цели краткосрочные 1-2 недели, долгосрочные. 4. Выполнение плана сестринских вмешательств и их документирование. 5. ,Оценка сестринского ухода.

Методы сестринского ухода инфекционных больных.

Методы с/ухода за инфек. больными включает определение потребностей, целей и задачи вмешательств, их приоритетности, виды сестринской помощи. Данный процесс планируется и реализуется при активном и заинтересованном сотрудничестве всех участников процесса, он в конечно счете направлен на достижение наилучшего качества жизни пациента в конкретных условиях. Оценочно- диагностические (оценка функционального состояния, число сердечных сокращений, пульс, АД, температура). Оценка уровня сознания и лабораторных исследований. Алгоритмы неотложной помощи (шок, сердечный приступ и т.д). Методы общего ухода - питание, одежда, личная гигиена, смена белья. Профилактика осложнений - Создание безопасной больничной среды (кварцевание, дез.обработка). Обеспечение психологической поддержки, личностно - ориентированное обучение.

Инфекционно - токсический шок. (ИТШ)

Это острая сосудистая недостаточность кровообращения в сочетании с диссеминированным внутрисосудистым свертыванием крови. Шок возникает, когда в организме много возбудителя, токсины повышают проницаемость сосудов, снижается текучесть крови, уменьшается объем циркулируемой крови, возникает гипоксия крови, клетки крови повреждаются. 3 стадии шока: компенсированная - беспокойствие, температура 39-40, гиперексия, кожа сухая, горячая, пульс частый, АД увеличено, диурез в норме. Субкомпенсированная - угнетение, вялость, температура снижается, бледнеют кисти стопы, акроциноз, кожа синеет, выраженная тахикардия, АД снижается, увеличивается частота дыхания, умеренно снижается диурез. Декомпенсированная - сознание угнетено вплоть до комы, кожа с мраморным рисунком, пульс нитевидный, дыхание поверхностное, непрозвольная диарея, менингиальные симптомы.. Независимые вмешательства: ноги поднять под углом 45С, пузырь ср льдом на голову, доступ свежего воздуха, вызвать врача, приготовить адреналин, преднизолон, лазикс, плазмозаменяющие растворы. Наблюдать за АД, ЧДД, температурой. Зависимые: введение кристалоидных растворов (лактосоль, квартосоль, глюкоза), глюкокордикостероиды, преднизалон, корглюкон, страфангин - для устранения двс. Критерии эффективности - восстановление диуреза.

Дегидрационный шок Это потеря воды, обезвоживание. Возникает при дефиците воды, где идет преоблалание потери жидкости над ее поступлением. Причина : диарея секреторного типа ДШ встречается с ИТШ. Симптомы: больным холодно, понижение температуры, цианоз, кровь сгущается, снижается тургор кожи (тугость), сухость слизистых полости рта и глаз, осиплость голоса, пульс слабый, ритмичный, снижение АД, тонические судороги мышц конечностей, туловища, снижение или отсутствие диуреза. Необходимо согреть - обложить теплыми грелками, обильное питье (глюкоза, солевые растворы, соки, вода) Приготовить расчеты выделения жидкости (количество испаражнений, рвотных массы за 1 час, данные вести при поступлении; приготовить кристолоидные препараты и солевые растворы, наблюдать за АД, ЧДД. Критерии эффективности: умеренное самочувствие, восстановление диуреза, нормальная температура, прекращение рвоты.

Отек - набухание головного мозга. Это повышение внутричерепного давления, возникает вследствие гиперпродукции ликвора при воспалении мозговых оболочек. Чаще всего проявляется при менингите, гриппе. Причина: токсины , возбудители, повышенная проницаемость сосудов мозга, вызывает отек оболочек мозга, увеличение внутричерепного давления, может произойти смещение мозга. Смещенный мозг поражает дыхательный, сосудодвигательный центр. Признаки: интенсивная боль, которая не поддается обезболиванию , рвота, угнетение сознания, судороги, ригидность затылочных и шейных мышц (больной не может пригнуть голову к груди), пучеглазие, пульс уряженный, замедленный, который затем учащается и становится ритмичным, АД повышенное, дыхание редкое, глубокое и аритмичное, цианоз, зрачки расширены, арифлексия. Вызвать врача, положить на спину, голову на бок и обложить пузырями со льдом, убрать все предметы мешающие больному, свежий воздух, кислород, устранить все раздражители, готовим диуретики (лазикс, барбитураты, реланиум, антиагреганты, физ. растворы, преднизолон) Динамика: АД, ЧДД, профилактика пролежней. При уходе следует обращать внимание на проходимость дыхательных путей. Высокий риск аспирационной пневмонии..

Острая дыхательная недостаточность. Это нарушение газообмена между атмосферным воздухом и кровью больного. ОДН бывает : Вентиляционная - возникает при нарушении проходимости дыхательных путей (стеноз, дифтерия); Рестриктивная - возникает на уровне альвеол, при нарушении альвеолярного капиллярного газообмена легких (пневмония, сердечная недостаточность) Симптомы ОДН: Компенсированная стадия (беспокойство, чувство нехватки воздуха, отдышка, бледность, потливость, акроцианоз); Субкомпенсированная стадия - нарушение сознания, бред, возбуждение, отдышка, участие в дыхании вспомогательных мышц, раздувание крыльев носа при вдохе, влажность, похолодание, цианоз кожи, повышение АД; Декомпенсированная стадия - расширенные зрачки, судороги, кома, пятнистый цианоз кожи, тахипное, ЧДД более 40 ударов в минуту, перед смертью редкая аритмичная, АКД резко падает.

Осмотреть дыхательные пути - при наличии механических препятствий удалить их. Доступ воздуха, кислород, позвать врача, придать полусидячее положение, при нарушении - устойчивое боковое положение (правый) с отведением головы назад, вставить ротовой воздуховод, горчичники, горячие ножные ванны. При отеке легких - наложить жгуты на конечности на 30 мин ссохранением пульса, приготовить физ. растворы: эуфиллин, лазикс, , контролировать АД, пульс, ЧДД; при выраженной ОДН - искусственное дыхание. Все мероприятия направлены на разжижение мокроты, проходимости дыхательных путей; вводят эуфилин, иодистый натрий, ингаляции, лазикс, строфантин, преднизолон.

31.Острая почечная недостаточность. Острое нарушение функции почек, с задержкой в крови почечных продуктов распада (мочевина, креатинин, остаток азота) Клиника: гемморагическая лихорадка - возникает вследствие влияния токсинов на почечную ткань, идет гипоксия почек. Признаки: 1. Начальная - незначительные изменения диуреза; 2. Олигоанурическая - уменьшение диуреза, анурия (нет мочи - вплоть до ее прекращения) , боли в пояснице, головная боль, рвота, повышение АД, мышечная резкая слабость, нарушение сознания, бред, пульс аритмичный, дыхание глубокое. 3. Полиурическая - фаза восстановления мочи до нескольких литров, преобладает ночная порция (никтурия), снижение интоксикации. 4.Реконвалисенция - постепенное восстановление функции почек. Контроль за диурезом, АД, пульс, ЧДД, свежий воздух, кислород, вызов врача. Приготовить мочегонные - лазикс, ГСК, эуфили, глюкозу. В стадии олигонурии ограничить доступ жидкости, препаратов содержащие калий, промывание желудка, сифонные клизмы, в/в 200 мл 5% натрия гидрокарбоната, эуфилин, фурасемид, лазикс, если нет эффекта - то переводят на гемодиализ.

32. Анафилактический шок. Острая аллергическая реакция немедленного типа, характеризуется начальным возбуждением и далее угнетением ЦНС, бронхоспазм, резкое падение АД. При шоке возникают симптомы: внезапное начало, резкая головная боль, головокружение, шум в ушах, холодный липкий пот, страх, анемия языка, стеснение в груди, отдышка, покалывание и зуд кожи, нитевидный пульс, тошнота, рвота, крапивница, непроизвольное мочеиспускание, судороги. Немедленное прекращение введение препарата вызывавшего шок, наложение жгута выше введения инъекции, обколоть место адреналином (1 мл + 10 мл физ. раствора натрия хлорид). На место инъекции пузырь со льдом, оксигенотерапия, вызов врача, промывание желудка, приготовить адреналин, преднизолон, пипольфен, измерить АД, пульс, ЧДД. Если АД низкое, то адреналин вводится повторно + гкс, преднизалон до 150 мл, в/м супрастин, папольфен ьри бронхоспазме в/в вводится эуфилин, подкожно 1 - 2 мл изодрина, 2 мл алупента. Если АШ на пенициллин, то вводится пеницинилаза в/м 1 мл растворить в 2 мл физ. раствора. Для стабилизации АД в/м муатон 1 мл, в/в допамин 5 мл на 5 - 10 глюкозы. При необходимости делается массаж сердца, искусственное дыхание

Брюшной тиф. Клиническое антропонозное заболевание, возбудитель сальмонелла тифи. Эта палочка выделяет экзотоксин, длительное сохранение во внешней среде. источником инфекции является больной человек или носитель. Механизмы передачи: Фекально -0 оральный, путь передачи - водный. Процесс происходит в тонкой кишке, возбудитель вызывает образование гранулем, затем поступает в кровь - бектеремия, с желчью повторно поступает в тонкую кишку и там уже образует язвф. Экзотоксин угнетает ЦНС, иммунитет нестерильный, сохраняется при наличии возбудителя в крови. Длительность инкубационного периода составляет 3 - 4 до 25 дней, выделяются несколько периодов: Начальный (4-7 дней), Разгара, Реконвалесценции и Исхода. У больных отмечается задержка стула, вздутие живота, увеличение печени, селезенки, высокая температура, вялость, заторможены и т.д. К 8 - 10 дню появляется розеолезная сыпь, расположенная на коже живота, нижних отделах груди. Немедленная госпитализация, правильная организация за уходом, постельный режим, тщательный уход за кожными покровами, слизистыми оболочками, смена белья, туалет полости рта несколько раз в день, следить за регулярностью стула, на предмет наличия в нем крови. М/с должна соблюдать санитарно - гигиенические правила и проведение текущей дезинфекции. Питание должно быть полноценное. легко усвояемое, щадящая пища, небольшими порциями. Важное место в лечении занимает этиотропная терапия (левомецетин, ампицилин, ципрофлоксацин), дезинтоксикационная терапия с применением кристаллоидных и коллоидных растворов. В очагах инфекции проводят вакцинацию, дезинфекцию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях

Медицинская сестра должна:

- знать определение понятий инфекция, инфекционный процесс, инфекционное заболевание, эпидемиологический процесс ;

- знать систему организации медицинской помощи инфекционным больным;

- знать основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, синдромы, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;

- уметь осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;

- уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

- знать эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути передачи инфекции, группы риска, основные клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;

- уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медсестры;

- уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с инфекционными заболеваниями;

- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Проблемно-ситуационные задачи

Задача № 1

Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом "Острая дизентерия, средней тяжести".

Жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: бескаловый "слизистый". Диурез в норме.

Получены данные лабораторного исследования: бак. исследования кала — выделена Sh.Sonnei.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

настоящие проблемы: боли в животе, лихорадка, жидкий стул со слизью;

потенциальные проблемы: риск развития хронической дизентерии, риск развития дисбактериоза кишечника.

Приоритетная проблема: частый жидкий стул со слизью

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение - стул будет оформленным через 3 дня.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб к моменту выписки.

План Мотивация
Наблюдение за стулом больного с отметкой в температурном листе. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. Для обеззараживания выделений.
Обеспечение приема легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через каждые 3 - 4 часа. Для лучшего переваривания и усвоения пищи.
Обеспечение пациенту приема жидкости в большом количестве. Для уменьшения интоксикации.
Обеспечение обмывания теплой водой с мылом кожи перианальной области после каждого акта дефекации. Для предупреждения раздражения кожи.
Обучение пациента нанесению на перианальную область вазелина после каждого акта дефекации. Для обеспечения целостности кожных покровов, предупреждения раздражений.
Обеспечение смены постельного и нательного белья по мере загрязнения. Для поддержания личной гигиены больного.
Обеспечение пациента индивидуальным горшком, ширмой. Для создания пациенту условий для частого опорожнения кишечника и обеззараживания выделений больного.
Проведение беседы с родственниками об особенностях лечебного стола и характере передач. Для быстрейшего выздоровления и ограничения механической нагрузки на кишечник.
Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. Для ранней диагностики и предупреждений развития осложнений.

Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения ректороманоскопии.

Студент демонстрирует на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки согласно алгоритму манипуляции:

- приготовить пробирку, содержащую консервант, со стерильной проволочной петлей;

- объяснить пациенту ход манипуляции;

- помочь пациенту удобно лечь на бок спиной к вам с приведенными коленями к животу;

- развести ягодицы пациента левой рукой и осторожно ввести петлю в анальное отверстие, продвигая ее в прямую кишку вначале по направлению к пупку (3 - 4 см), а затем параллельно позвоночнику на глубину еще 5 - 6 см;

- легкими вращательными движениями постараться взять материал со стенки кишки;

- извлечь петлю из прямой кишки и осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку;

- отправить полученный материал в лабораторию с сопроводительным документом.

[youtube.player]

При обследовании — голос осиплый, акроцианоз, черты лица заострены, кожные покровы холодные на ощупь, тургор кожи снижен, температура тела 35°С, пульс — нитевидный, тахикардия. АД — 50/20 мм рт.ст. Одышка до 40 дыхательных движений в минуту. Язык сухой. Икота. Тонические судороги всех групп мышц. Живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка — не пальпируются. Больная не мочится. Сознание сохранено.

Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Предполагаемый диагноз: Холера.

Настоящие проблемы больного:

· жидкий, водянистый стул

· слабость, сильное головокружение.

· стул водянистый, обильный в виде рисового отвара до 15-20 раз

· судороги в икроножных мышцах, мышцах верхних конечностей

При обследовании пациента выявлены признаки обезвоживания:

· черты лица заострены

· кожные покровы холодные на ощупь, тургор кожи снижен

· температура тела 35°С

· пульс — нитевидный, тахикардия, АД — 50/20 мм рт.ст.

· одышка до 40 дыхательных движений в минуту

· тонические судороги всех групп мышц

Данные симптомы соответствуют 3 степени эксикоза.

Потенциальные проблемы: гиповолемический шок, острая почечная недостаточность.

Задание №2

Диагностика данного заболевания трудностей не представляет. Используют бактериологический, серологический методы. Холера относится к особо опасным инфекциям, взятие материала, упаковка и доставка проводится согласно инструкциям

материалом для исследования могут быть: испражнения, рвотные массы, промывные воды, кровь.

Задание №3

Медсестра выполняет как зависимые, так и независимые вмешательства.

· обеспечение регидротационных мероприятий;

· взятие материала для исследования;

· определение объема выделений и регистрация данных;

· организация приема лекарственных препаратов;

· измерение температуры, пульса, АД и запись в данных в истории болезни.

· расположение больного на холерной кровати;

· сбор и дезинфекция выделений;

· помощь при рвоте и диареи;

· кормление и уход;

· обеспечение инфекционной безопасности

· при ухудшении состояния, сообщает врачу.

В инфекционную больницу обратился больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, рвоту, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2°С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.

Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.

Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Предполагаемый диагноз: Брюшной тиф.

Настоящие проблемы больного:

· сильную головную боль;

· отсутствие аппетита, рвоту, слабость

· неприятное ощущение вздутия в животе

При обследовании выявлены:

· Пульс 82 уд/мин (температура 39,6°С);

· язык сухой, обложен коричневым налетом (отпечатки зубов по краям);

· живот при пальпации умеренно вздут;

· увеличение печени и селезенки.

Учитывая вышеперечисленные симптомы можно предположить развившееся осложнение: кишечное кровотечение.

1. кишечное кровотечение;

2. перфорация кишечника с последующим перитонитом.

3. пневмония, стоматит, паротит.

Задание №2

Диагноз основывается на клинических и эпидемиологических данных. Необходимо подтвердить диагноз бактериологическими и серологическими исследованиями

Материалом для исследования может быть кровь, моча, испражнения, желчь.

Задание №3

Пациенту назначается строгий постельный режим, все манипуляции проводятся только в постели.

· прием лекарственных средств;

· взятие материала на исследование.

· измерение температуры тела, АД;

· осмотр стула, мочи;

· обеспечение соблюдения режима;

· обеспечение соблюдения диеты и питьевого режима;

· постоянный контроль за самочувствием больного;

· обеспечение инфекционной безопасности.

· при ухудшении состояния, сообщает врачу.

Больной Н., 50 лет, поступил в клинику на 22-й день болезни. В течение 21-го дня беспокоили сильные боли в лучезапястных и голеностопных суставах, общая слабость, снижение аппетита.

За день до поступления в стационар замечена иктеричность кожи и склер. К этому времени суставные боли уменьшились.

Объективно: язык обложен грязноватым налетом, сухой. Пульс 68 в минуту, ритмичный. Живот обычной формы, мягкий, безболезненный. Печень увеличена на 3 см. Селезенка не пальпируется. Моча темная. Кал ахоличен. За 4 месяца до настоящего заболевания больной оперирован по поводу язвенной болезни 12-ти перстной кишки (резекция желудка). В предоперационный период и послеоперационный проводились гемотрансфузии.
Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Предполагаемый диагноз. Вирусный гепатит.

Настоящие проблемы больного:

· сильные боли в лучезапястных и голеностопных суставах;

· иктеричность кожи и склер;

При обследовании выявлены:

· язык обложен грязноватым налетом, сухой;

· пульс 68 в минуту, ритмичный;

· живот обычной формы, мягкий, безболезненный;

· печень увеличена на 3 см;

· селезенка не пальпируется.

Из данных эпиданамнеза: за 4 месяца до настоящего заболевания больной оперирован по поводу язвенной болезни 12-ти перстной кишки (резекция желудка).

В предоперационный период и послеоперационный проводились гемотрансфузии.
Это дает основание предположить вирусный гепатит с парентеральным механизмом передачи.

· переход в хроническую форму;

· развитие цирроза печени;

· развитие острой печеночной недостаточности (печеночной комы).

Задание №2

Диагностика основана на клинике и эпидемиологических данных. Для подтверждения диагноза используют:

· выявление серологических маркеров гепатитов.

· результаты лабораторных исследований (биохимия крови, анализ мочи, кала);

· инструментальных методов исследования (биопсия печени, эластометрия, фибросканирование печени для определения степени фиброза);

Материалом для исследования являются кровь, моча и кал.

Задание №3

· обеспечение правильного и регулярного приема лекарств по назначению врача;

· выполнение парентеральных процедур;

· ежедневный контроль за опорожнением кишечника, цветом мочи, кала;

· взятие материала на исследование.

· обеспечение соблюдения питьевого режима;

· подача экстренного извещения

· обеспечение соблюдения диеты;

· помощь при рвоте и диареи;

· постоянный контроль за самочувствием больного;

· обеспечение инфекционной безопасности.

· при ухудшении состояния, сообщает врачу.

Болен 5-й день. Все дни температура от 37,2 до 39,0°С, недомогание, боли в горле, Лечился по поводу ангины пенициллином — без эффекта. Последний месяц работал на сенокосе, жил в шалаше, часто видел грызунов около продуктов, пил сырую воду из родника.

При осмотре состояние средней тяжести. Сознание ясное. Температура 38,2°С. В зеве гиперемия миндалин, дужек, слева на миндалине серовато-белый, с трудом снимающийся налет. Подчелюстной лимфоузел 6x7 см, плотно-эластичный, подвижный, слегка болезненный. Кожа над ним не изменена. В легких везикулярное дыхание, 18 в минуту. Тоны сердца приглушены. Пульс 92 удара в минуту, удовлетворительного наполнения. АД — 105/60 мм рт.ст. Язык влажный, белый налет. Живот мягкий, безболезненный. Пальпируется эластичный, безболезненный край печени на 3-4 см ниже реберной дуги и край селезенки в подреберье.

Лабораторные данные: Кровь: эритроциты 3,8 х 10 12 /л, НЬ — 124 г/л, лейкоциты 4,2 х 10 9 /л, э — 2, п — 8, с — 30, л — 48, м — 12, СОЭ — 38 мм/час.

Моча: уд. вес — 1026, белка нет, лейкоциты — 2-3 в п/зр.

Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Предполагаемый диагноз: Туляремия.

Настоящие проблемы больного:

· боль в горле при глотании;

· температура до 39,0°С.

· увеличение и болезненность лимфоузлов;

· увеличение печени и селезенки;

При обследовании выявлены:

· в зеве гиперемия миндалин, дужек, слева на миндалине серовато-белый, с трудом снимающийся налет;

· подчелюстной лимфоузел 6x7 см, плотно-эластичный, подвижный, слегка болезненный;

· тоны сердца приглушены, пульс 92 удара в минуту, удовлетворительного наполнения. АД — 105/60 мм рт.ст.

· переход заболевания в генерализованную форму;

Из данных эпиданамнеза: последний месяц работал на сенокосе, жил в шалаше, часто видел грызунов около продуктов, пил сырую воду из родника.

Задание №2

Диагностика проводится на основании клинических проявлений, эпидемиологического анамнеза, подтверждается следующими лабораторными методами исследования.

· постановка кожно-аллергической пробы с тулярином;

Задание №3

· обеспечение правильного, регулярного приема лекарств, по назначению врача;

· выполнение парентеральных инъекций;

· подача экстренного извещения

· обеспечение соблюдения постельного режима, ограничению контактов;

· помощь при рвоте;

· ежедневное наблюдение за самочувствием больного;

· обеспечение инфекционной безопасности.

· взятие материала для исследования

· ежедневная двукратная термометрия;

· ведение температурного листа

· профилактика пролежней, пневмоний.

Женщина Н., 30 лет, жалуется на затянувшуюся молочницу, от которой не может вылечиться уже около полутора месяцев; повышение температуры по вечерам, отмечающаяся более месяца; вялость и быструю утомляемость. Последнее время часто болеет, в течение года перенесла дважды фарингит, отит, несколько раз ОРВИ, опоясывающий лишай.

При осмотре отмечается лимфоаденопатия. Лимфоузлы безболезненные, плотные, величиной до 1-1,5 см, увеличены симметрично, Пальпируются затылочные, шейные, подчелюстные, подмышечные лимфоузлы. Ногти пальцев рук поражены грибком (руброфития). Других изменений не определяется.

В анамнезе беспорядочные половые связи, женщина незамужем.

Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Предполагаемый диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия 3 Б по Покровскому В.И..

Настоящие проблемы больного:

· температура до 37,0°С.

· увеличение и болезненность лимфоузлов;

· упорная молочница, руброфития;

При обследовании выявлены:

· увеличенные, плотные, безболезненные затылочные, шейные, подчелюстные, подмышечные лимфоузлы;

· пораженные грибком пальцы рук;

· переход в генерализованные формы течения;

· страх потери семьи, близкого человека;

Из данных эпиданамнеза: беспорядочные половые связи, женщина незамужем.

Задание №2

Диагностика основывается на эпидемиологических, клинических данных и лабораторном исследовании. Для лабораторной диагностики используют кровь.

1. этап – ИФА – иммуноферментный анализ.

при 2-х кратном положительном результате.

2. этап – иммунный и линейный блотинг.

Задание №3

Проблемы пациента зависят от тех заболеваний, которые выявляются у него.

· обеспечение правильного, регулярного приема лекарств, по назначению врача;

· помощь врачу при выполнении сложных медицинских вмешательств;

· взятие крови и другого биологического материала;

· проведение кислородной терапии по назначению врача;

· при ухудшении состояния немедленно сообщить врачу.

Независимые вмешательства:направлены на оказание психосоциальной помощи.

· взятие материала для исследования;

· опрос и сбор анамнеза;

· подача экстренного извещения

· обеспечение соблюдения постельного режима, ограничению контактов;

· обеспечение инфекционной безопасности.

· ежедневная каждые 4 часа термометрия;

· ведение температурного листа;

· профилактика пролежней, пневмоний;

· ежедневное проведение бесед;

· ежедневное наблюдение за состоянием больного.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

[youtube.player]

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях

Медицинская сестра должна:

- знать определение понятий инфекция, инфекционный процесс, инфекционное заболевание, эпидемиологический процесс ;

- знать систему организации медицинской помощи инфекционным больным;

- знать основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, синдромы, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;

- уметь осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;

- уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

- знать эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути передачи инфекции, группы риска, основные клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;

- уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медсестры;

- уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с инфекционными заболеваниями;

- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Проблемно-ситуационные задачи

Задача № 1

Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом "Острая дизентерия, средней тяжести".

Жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: бескаловый "слизистый". Диурез в норме.

Получены данные лабораторного исследования: бак. исследования кала — выделена Sh.Sonnei.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

настоящие проблемы: боли в животе, лихорадка, жидкий стул со слизью;

потенциальные проблемы: риск развития хронической дизентерии, риск развития дисбактериоза кишечника.

Приоритетная проблема: частый жидкий стул со слизью

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение - стул будет оформленным через 3 дня.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб к моменту выписки.

План Мотивация
Наблюдение за стулом больного с отметкой в температурном листе. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. Для обеззараживания выделений.
Обеспечение приема легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через каждые 3 - 4 часа. Для лучшего переваривания и усвоения пищи.
Обеспечение пациенту приема жидкости в большом количестве. Для уменьшения интоксикации.
Обеспечение обмывания теплой водой с мылом кожи перианальной области после каждого акта дефекации. Для предупреждения раздражения кожи.
Обучение пациента нанесению на перианальную область вазелина после каждого акта дефекации. Для обеспечения целостности кожных покровов, предупреждения раздражений.
Обеспечение смены постельного и нательного белья по мере загрязнения. Для поддержания личной гигиены больного.
Обеспечение пациента индивидуальным горшком, ширмой. Для создания пациенту условий для частого опорожнения кишечника и обеззараживания выделений больного.
Проведение беседы с родственниками об особенностях лечебного стола и характере передач. Для быстрейшего выздоровления и ограничения механической нагрузки на кишечник.
Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. Для ранней диагностики и предупреждений развития осложнений.

Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения ректороманоскопии.

Студент демонстрирует на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки согласно алгоритму манипуляции:

- приготовить пробирку, содержащую консервант, со стерильной проволочной петлей;

- объяснить пациенту ход манипуляции;

- помочь пациенту удобно лечь на бок спиной к вам с приведенными коленями к животу;

- развести ягодицы пациента левой рукой и осторожно ввести петлю в анальное отверстие, продвигая ее в прямую кишку вначале по направлению к пупку (3 - 4 см), а затем параллельно позвоночнику на глубину еще 5 - 6 см;

- легкими вращательными движениями постараться взять материал со стенки кишки;

- извлечь петлю из прямой кишки и осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку;

- отправить полученный материал в лабораторию с сопроводительным документом.

Задачи по оказанию доврачебной помощи

В случаях неотложных состояниях

При инфекционных заболеваниях

Задача № 1

У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер.

1. У больного в результате введения чужеродной противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.

2. Алгоритм действий медсестры:

1. уложить больного с приподнятым ножным концом;

2. вызвать врача;

3. при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;

4. приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;

5. обколоть место инъекции сыворотки, вызвавшей шок раствором 0,1% адреналина или 0,1 % раствором мезатона (0,5 - 1 мл в 5 - 10 мл физраствора):

· п/к 1 мл 0,1 % адреналина или 1 мл 1 % мезатона или 1 мл 5% эфедрина, повторно каждые 10 - 15 минут до выведения больного из тяжелого состояния;

· одновременно капельно 30 мл преднизолона в 100 мл физраствора.

3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода через носовой катетер согласно алгоритму манипуляции:

· осмотреть катетер, убедиться, что в нем отсутствуют трещины, т.к. может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным);

· определить длину вводимой части катетера (она должна быть равна расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины); убедиться, что увлажнитель наполнен водой;

· очистить ватной турундой, смоченной в вазелиновом масле, полость носа;

· прикрепить катетер к резиновой трубке аппарата Боброва;

· обработать стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью раствора дикаина в глицерине);

· ввести катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определенную выше;

· зафиксировать катетер к коже лица лейкопластырем;

· открыть кран централизованной подачи кислорода или включите кислородный баллон.

- катетер может находиться в носовой полости не более 12 часов;

- кислород подается по графику, утвержденному врачом.

Задача № 2

У пациента с диагнозом " брюшной тиф " на 19 -ый день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5 о С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.

1. У пациента вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком кишечнике произошло кишечное кровотечение.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

1. вызвать врача;

2. обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;

3. запретить прием через рот пищи и воды;

4. положить пузырь со льдом на брюшную стенку;

5. обеспечить централизованный подвод кислорода;

6. приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих средств:

· аминокапроновую кислоту 5 %;

· 10 % раствор хлористого кальция.

Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.

3. Студент демонстрирует на муляже применение пузыря со льдом согласно алгоритму манипуляции:

- открыть крышку пузыря и положить в него кусочки льда, затем налить холодную
( -14 ‑ -16 о С) воду;

- положить пузырь со льдом на гладкую поверхность и завинтить крышку;

- обернуть пузырь салфеткой и положить его на нужный участок тела. По мере таяния льда воду сливать, а кусочки льда добавлять. Пузырь со льдом можно держать длительное время, но через каждые 20 - 30 минут его необходимо снимать на 10 - 15 минут.

Задача № 3

Пациент С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи в первые сутки болезни с диагнозом "Менингококковая инфекция. Менигококкцемия". Заболел остро. Подъем температуры до 40 о С, во втором часу от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала.

Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 50/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.

1. У пациента развился инфекционно-токсический шок II степени (критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД, диурез, наличие геморрагической сыпи на бледном фоне кожи).

2. Алгоритм действий медсестры:

- уложить больного с приподнятым ножным концом;

- дать увлажненный кислород через носовой катетер;

- выполнить назначения врача;

3. Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки на менингококк согласно алгоритму манипуляции:

- подготовить стерильную пробирку с сухим тампоном, шпатель;

- объяснить пациенту ход предстоящей манипуляции;

- надеть маску и перчатки;

- сесть напротив пациента;

- попросить пациента слегка запрокинуть голову;

- правой рукой за пробку извлекаем из пробирки стерильный тампон на 2/3 длины и слегка изгибаем его о внутреннюю стенку пробирки под углом 145 о ;

- берем в левую руку шпатель надавливаем им на корень языка;

- осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, проводим тампоном по слизистой оболочке носоглотки;

- осторожно извлекаем тампон из рта и вводим его в стерильную пробирку, не касаясь ее наружной поверхности;

- заполняем сопроводительный документ и отправляем пробирку в лабораторию.

Задача № 4

Пациент С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

Объективно: температура 37,6 о С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.

1. Пищевое отравление.

Алгоритм действий м/с Мотивация
1. Приготовить все необходимое для промывания желудка и провести его по назначению врача. Для удаления остатков пищи, содержащих токсин из желудка.
2. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо - электролитных растворов " Регидрон". Для восстановления потерянной жидкости.
3. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания.
4. Проводить текущую дезинфекцию. Для профилактики кишечных инфекций.
5. Обеспечить сбор рвотных масс и промывных вод желудка, кала. Для проведения бак. исследований.
6. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. Для поддержания гигиены полости рта.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику промывания желудка согласно алгоритму манипуляции:

- подготовить систему для промывания желудка: 2 стерильных толстых желудочных зонда, соединенные стеклянной трубкой, стеклянную воронку емкостью 0,5 – 1 л., роторасширитель, языкодержатель, салфетку, емкость для промывных вод, емкость с водой для промывания, перчатки;

- надеть на себя и на пациента фартуки, усадите пациента, заведите его руки за спинку стула и зафиксируйте их в таком положении полотенцем или простыней (это необходимо в связи с тем, что пациент часто оказывает сопротивление при проведении этой процедуры);

- определить расстояние, на которое следует ввести зонд пациенту (рост пациента в сантиметрах минус 100 см.); наденьте перчатки; встаньте сзади или сбоку от пациента;

- ввести расширитель между коренными зубами пациента, слегка отведите его голову назад;

- правой рукой положить на корень языка пациента смоченный водой слепой конец зонда, предложите пациенту глубоко дышать через нос и проведите зонд в пищевод (это нужно делать медленно, так как поспешное введение может привести к закручиванию зонда).

- довести зонд до нужной метки, прекратите дальнейшее его введение, подсоедините воронку и опустите ее до уровня колен пациента: из нее начнет выделяться желудочное содержимое, что свидетельствует о правильном положении зонда (если содержимое желудка не вытекает, измените положение зонда, продвинув его назад или вперед).

- держать воронку слегка наклонно на уровне колен, наливают в нее около 1 л. воды;

- затем воронку медленно поднять вверх, как только вода достигнет устья воронки, ее опускают ниже исходного положения, при этом количество вышедшей воды должно приблизительно равняться количеству введенной;

- вылить содержимое воронки в таз;

- повторять данные действия до тех пор, пока промывные воды не будут чистыми;

- по окончании промывания отсоединить воронку и вывести зонд из желудка, погрузить его и воронку в емкость с дезинфицирующим раствором;

- убрать роторасширитель и освободить зафиксированные руки пациента, снять перчатки

- доставить пациента к постели и помочь ему лечь.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.