Микробиология инфекция и иммунитета

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ ПО МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО,

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО

И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

2015

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ И ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.

1. Предмет медицинской микробиологии. Цели, задачи медицинской микробиологии

2. Л. Пастер - основоположник микробиологии как науки. Влияние работ Пастера на развитие медицинской микробиологии. Формирование прикладной иммунологии.

3. Работы Р. Koxa и их значение в медицинской микробиологии и инфекционной патологии.

4. И.Мечников и его учение о невосприимчивости к инфекционным болезням - важный этап в развитии медицины.

5. Д. Ивановский - основоположник учения о вирусах.

6. Развитие микробиологии в России. Г.Н. Габричевский, Н.Ф. гамалея, Д.К. Заболотный, Л.Н. Тарасевич.

7. Роль отечественных ученых в развитии вирусологии и риккетсиологии, учения об антибиотиках: Л.А. Зильбер, П.Ф. Здродовский, З.В. Ермольева, В.Д. Тимаков.

8. Основы классификации микробов. Понятие о виде, культуре, штамме. Биологические особенности прокариотов.

9. История развития микробиологии на Западном Урале.

10 Основные методы исследования морфологии бактерий. Микроскопия. Простые и сложные методы окраски бактерий. Метод Грама.

11 Морфология и ультраструктура бактерий. Химический состав.

12 Капсулы бактерий. Патогенные бактерии, образующие капсулы. Методы обнаружения капсул. Их значение.

13 Спорообразование. Патогенные бактерии, образующие споры: бациллы и клостридии. Методы обнаружения спор.

14 Жгутики бактерий. Их строение. Классификация бактерий по расположению жгутиков. Подвижность бактерий и методы ее изучения. Значение в лабораторной диагностике инфекционных заболеваний.

15 Спирохеты. Классификация, морфология, ультраструктура. Их роль в инфекционной патологии человека.

16 Биологические свойства риккетсий. Методы культивирования. Примеры патогенных для человека видов риккетсий.

17 Биологические особенности вирусов бактерий (бактериофагов). Особенности взаимодействия вирулентного и умеренного фагов с бактериальной клеткой. Морфология и ультраструктура фагов.

18 Биологические особенности вирусов. Морфология, ультраструктура, механизм репродукции. Основы классификации. Методы культивирования вирусов.

19 Профаг. Лизогения. Лизогенная культура. Лизогенная конверсия. Фаговары. Практическое использование фагов.

20 Классификация бактерий по типам питания. Ферменты. Значение для идентификации бактерий. Методы изучения.

21 Основные типы и сущность дыхания бактерий. Механизм дыхания бактерий. Методы культивирования анаэробов.

22 Рост и размножение бактерий. Механизм деления. Фазы развития бактериальной популяции.

23 Основные принципы культивирования бактерий. Требования к питательным средам, их классификация.

24 Принципы и методы выделения и идентификации чистой культуры бактерий. Этапы исследования.

25 Биохимические свойства бактерий. Определение. Методы изучения и практическое использование в микробиологической диагностике инфекционных заболеваний.

26 Методы культивирования вирусов. Понятие о первичных и перевиваемых культурах клеток.

27 Антибиотикорезистентность микробов. Механизм формирования. Пути преодоления. Методы определения чувствительности микробов к антибиотикам. Осложнения при антибиотикотерапии.

28 Микрофлорa тела человека. Определение. Классификация. Роль микробов постоянных обитателей человеческого организма в физиологических процессах.

29 Дисбиоз. Определение. Причины возникновения. Клинические проявления. Лечебные препараты, применяемые в терапии дисбактериоза. Принципы лабораторной диагностики дисбактериоза.

30 Методы стерилизации и дезинфекции. Определение. Виды. Контроль эффективности стерилизации.

31 Цель, принципы и методы лабораторной диагностики бактериальных инфекций.

32 Особенности лабораторной диагностики вирусных инфекций.

33 Индикация и идентификация вирусов при различных методах культивирования.

34 Антибиотики. Определение. История открытия. Классификация. Механизм действия на микробов.

35 Наследственная и ненаследственная изменчивость микроорганизмов. Дисоциации бактерий, S и R формы колоний. L – формы бактерий.

36 Асептика и антисептика. Определения. Методы.

ЧАСТЬ 2. ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ.

1 Понятие об инфекционном процессе. Факторы инфекционного процесса. Формы симбиоза макро- и микроорганизма. Роль макроорганизма и микроорганизмов в инфекционном процессе.

2. Патогенность и вирулентность бактерий. Количественное определение. Факторы патогенности бактерий.

Микробные экзо- и эндотоксины. Свойства. Химический состав.

3. Местная и генерализованная инфекция. Понятие о бактериемии, токсинемии, сепсисе.

4 Понятие об инфекции. Факторы инфекционного процесса. Экзогенная и эндогенная инфекция. Ворота инфекции. Механизм заражения. Периоды инфекционного процесса, клинически выраженная, стертая, бессимптомная инфекция. Бактерионосительство.

5 Понятие об инфекции. Факторы инфекционного процесса. Формы инфекции (острая и хроническая, моноинфекция, смешанная инфекция, реинфекция, рецидив, вторичная инфекция, суперинфекция. Понятие о спорадической и эпидемической заболеваемости, эпидемии и пандемии).

7 Виды инфекционного иммунитета. Характеристика.

8 Учение об иммунитете. История. Современное представление.

9 Факторы врожденного иммунитета (клеточные, гуморальные, функциональные)

10 Центральные и периферические органы иммунитета. Иммунокомпетентные клетки (Т- и В-лимфоциты, их субпопуляции. Макрофаги).

11 Формы иммунного ответа. Понятие об иммунопатологии.

12 Серодиагностика инфекционных заболеваний. Принципы. Понятия о титре и диагностическом титре.

13 Понятие об антигенах и гаптенах. Адъюванты. Антигенная структура бактериальной клетки.

14 Интерферон. Природа. Свойства. Механизм действия. Практическое применение.

15 Классы иммуноглобулинов (антитела) Структура. Свойства. Функции.

16 Антитоксические сыворотки. Методы получения. Диаферм. Применение антитоксических сывороток в медицине

17 Реакция агглютинации, ее разновидности (ориентировочная, непрямая, развернутая). Механизм. Практическое применение.

18 Реакция непрямой (пассивной) гемагглютиниции. Механизм. Практическое использование.

19 Реакция преципитации. Механизм. Разновидности (кольцепреципитация, реакция преципитации в геле). Применение в медицинской практике.

20 Реакция иммунофлуоресценции (прямая и непрямая). Механизм. Использование в диагностике.

21 Реакция нейтрализации. Принцип. Механизм. Использование в микробиологии при бактериальных и вирусных инфекциях.

22 Реакция гемагглютинации и торможения гемагглютинации в вирусологии.

23 Иммуноферментный метод исследования. Принцип метода. Определение антигенов и антител с помощью ИФА.

24 Гиперчувствительность замедленного типа. Механизм ее проявления. Аллергические пробы. Практическое использование в диагностике инфекционных заболеваний.

25 Гиперчувствительность немедленного типа. Анафилаксия. Сывороточная болезнь. Механизм ее возникновения. Методы предупреждения.

26 Вакцины. Определение. Типы вакцин. Их получение. Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия.

27 Анатоксины. Общая характеристика, получение и применение. Значение в профилактике инфекционных болезней.

28 Иммунные сыворотки. Классификация. Получение. Применение. Понятие о серотерапии и серопрофилактике.

29 Иммуноглобулины (гамма-глобулины) гомологичные и гетерологичные. Получение и применение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

1. Понятие об инфекции

инфекция — это комплекс биологиче­ских процессов, которые возникают в результате проник­новения патогенных микробов в макроорганизм.

Инфекция может протекать скрыто и с видимыми признаками. Клиническое проявление процесса называют инфекционной болезнью. Признаки болезни могут быть выражены по-разному, их форма бывает яркой, стертой, атипичной и т. д. Знание их имеет большое значение для своевременного и правильного определения болезни.

Инфекционный процесс включает внедрение, размножение и распространение возбудителя, и реакцию организма возбудителя.

Инфекционная болезнь от неинфекционной отличаетсятем, что она вызывается живым возбудителем или высо­комолекулярными структурами (ДНК или РНК) — но­сителями генетической информации у вирусов идругих организмов. Специфической причиной инфекции является микроорганизм, но развитие инфекционной болезни во многом обусловливается состоянием защитных сил мак­роорганизма.

В возникновении и развитии инфекционного процес­са — взаимодействии между макро- и микроорганизмом, которое приводит к нарушению гомеостаза (относитель­ное динамическое постоянство состава и физиологиче­ских функций внутренней среды), участвует весь орга­низм как целостная система в единстве с окружающей средой. Это в одинаковой степени относится как к макро-, так и к микроорганизму.

Инфекционный процесс включает в себя следующие периоды:

1. Инкубационный – промежуток времени от момента проникновения микроба до проявления определенных признаков.

2. Продромальный период – характеризуется общими симптомами болезни: повышение температуры, слабость, угнетение, потеря аппетита.

3. Клинический период – развитие основных признаков, характерных для данной инфекции: нарушение пищеварения, нервной системы, дыхания и т.д.

4. Период выздоровления – наступает при благоприятном исходе. Постепенно восстанавливаются физиологические функции организма. Клиническое выздоровление не всегда совпадает с освобождением организма от возбудителя.

Формы инфекции. Та инфекция, при которой микро­бы размножаются в крови, а следовательно, проникают во все органы и ткани, называется септицемией. Она протекает быстро и обычно заканчивается смертью. Форма инфекции, при которой кровь служит только для переноса микробов, а размножение их происходит в других тканях, называется бактериемией. Если микро бы, размножаясь в поврежденной ткани, образуют ток­сины, которые затем попадают в кровоток, то такая форма инфекции называется токсемией.

Для микроорганизма (возбудителя) внешней средой является макроорганизм, то есть те ткани, в которых он развивается. Проникнове­ние микробов в организм животного не всегда приводит к развитию инфекции. Для этого необходимы определен­ные условия и свойства возбудителя.

Факторы, определяющие возникновение и развитие инфекции.Возникновение и развитие инфекции в основ­ном зависит от следующих факторов: а) степени пато-генности микроба; б) иммунологического состояния макроорганизма; в) условий внешней среды.

А) Патогенность — видовой признак микроба, способ­ность его при соответствующих условиях вызывать ха­рактерное для него инфекционное заболевание. Ми­кроб не вызовет болезнь, если он не обладает виру­лентностью.

Вирулентность — индивидуальный признак каждого штамма, это мера его патогенности. Она проявляется в способности микроба проникать в органы и ткани, раз­множаться в них, вырабатывать вещества, которые мо­гут подавлять защитные силы макроорганизма. Виру­лентность может быть разной у микробов одного и того же вида и зависит от многих причин. Ее определяют путем заражения восприимчивых животных. При этом одни из них могут погибать через день, а другие — че­рез три дня. Следовательно, тот штамм который вызвал смерть через день, имел более высокую вирулентность, чем тот, который привел ктаким же последствиям через три дня. За единицу вирулентности принята минимальная смертельная доза (DLM — dosis letalis minima). Это наименьшее количество микробных клеток, способное вызвать гибель восприимчивых животных. Вирулент­ность — величина непостоянная, на нее оказывают влия­ние многие факторы. Так, при пассаже через восприим­чивый организм она возрастает и, наоборот, культиви­рование микробов в неблагоприятных условиях понижа­ет ее.

Факторы, обусловливающие вирулентность.

1. Инвазивность — способность микроорганизмов проникать, рас­пространяться и размножаться в тканях макроорганиз­ма. Некоторые микроорганизмы образуют вещества, ко­торые в сочетании с их продуцентами подавляют защит­ные силы макроорганизма, главным образом фагоцитоз. В состав таких комплексов входят и ферменты (гиалу-ронидаза, коллагеназа, лецитиназа, нейраминидаза и др.). Так, фермент гиалуронидаза гидролизует гиалу-роновую кислоту — основной компонент соединительной ткани; коллагеназа — разрушает коллаген и т. д. Все это повышает проницаемость тканей, увеличивает сте­пень инвазивности и вместе с другими факторами спо­собствует развитию инфекционного процесса.

2. Токсины — ядовитые вещества, образуемые микро­организмами. Различают экзо- и эндотоксины. Экзотоксины (белки)—продукты жизнедеятельности микробов, выделяемые во внешнюю среду или освобождаемые после их гибели. Эндотоксины — прочно связаны с телом микробной клетки, главным образом с ее стенкой. Представляют молекулярные комплексы грамотрицательных бактерий, состоящих из белков, липидов и полисахаридов, которые освобожда­ются только после их разрушения.

Экзотоксины высокотоксичны, термолабильны, разру­шаются, как и другие белки, при температуре 60—80°С в течение нескольких минут, при кипячении — мгновен­но, чувствительны к действию света. Сохраняются в вы­сушенном состоянии и при низкой температуре. Избира­тельно действуют на органы и ткани: разрушают субкле­точные структуры, нарушают функции клеток. Так, столбнячный токсин поражает двигательные нейроны спинного мозга, вызывает тонические сокращения мышц и клонические судороги. Ботулинический токсин (нейро-токсин) действует на черепномозговые нервы и вызы­вает расстройство зрения, акта глотания, паралич дыха­ния и другие явления. Его можно выделить изкультуральной жидкости путем отделения клеток фильт­рованием. Синтез микробных экзотоксинов происходит под влиянием генов, локализованных в плазмидах или профагах. Удаление плазмид или профага из клетки делает ее нетоксичной, введение плазмид или профага в клетку восстанавливает процесс токсинообразования. Заболевание, вызываемое токси­ном, возникает через некоторое время после проникнове­ния его продуцента в организм. Инкубационный период колеблется от нескольких часов до нескольких дней. Токсины обладают свойством ферментов и являются сильными биологическими ядами.

Эндотоксины менее токсичны. В отличие от экзотоксинов они термостабильны, выдерживают кипячение и стери­лизацию при 120°Сдо 30 мин. комплексу антигенные свойства. Быстрое разрушение грамотрицательных микробов в организме может уско­рить гибель животного, что необходимо учитывать при назначении сильнодействующих лечебных средств.

Имеются микроорганизмы, которые образуют экзо- и эндотоксины (холерный вибрион, гемолитические штам­мы эшерихий).

3. Образование капсулы. Капсулообразование не яв­ляется видовым признаком. Микробы одного и того же вида могут иметь капсульные и бескапсульные штаммы. Капсулы выполняют защитную функцию, повышают резистентность к фагоцитозу, у патогенных микробов обусловливают вирулентность. Так, возбудитель сибир­ской язвы в организме образует капсулу и, как известно, быстро вызывает смерть. Но из бескапсульного штамма сибиреязвенного микроба готовят вакцину (СТИ), кото­рая не только не приводит животное к гибели, а, наобо­рот, сообщает ему невосприимчивость к такому же пато­генному микробу.

Б) Роль иммунологического состояния макроорганизма

Возникновение инфекции и ее развитие во многом зависят от реактив­ности макроорганизма. Про­никновение возбудителя в организм не всегда приводит к развитию инфекции. Микробы в организм проникают определенными путями, которые называют входными воротами инфекции. Заразное начало в организм чаще попадает через пищеварительный тракт (с кормом и во­дой) и органы дыхания. Воротами инфекции могут быть также: поврежденная кожа, слизистые глаз, мочеполо­вых путей.

В организме микробы встречают множество естест­венных преград: неповрежденные ткани, цидные вещест­ва, выделяемые организмом (лизоцим идр.). Иногда микробы попадают непосредственно в кровоток и рас­пространяются в организме по кровяному руслу (гемато-генный путь). Часть из них на пути следования погиба­ет, и остаются лишь наиболее приспособленные к новым условиям среды. При такой инфекции, как бешенство, возбудитель (вирус) перемещается к месту локализации по нервной ткани (неврогенный путь), а если такую ткань перерезать, заболевания не произойдет.

С пораженной ткани процесс может распространять­ся на однородную здоровую ткань. Такое явление чаще наблюдается при поражении органов дыхания. Достиг­нув определенного органа, микробы начинают размно­жаться: выделяют токсины, образуют капсулы, подавля­ют защитные силы организма. Органотропность наибо­лее ярко выражена у возбудителя туберкулеза, местом локализации которого чаще всего бывает легочная ткань. Для некоторых вирусных инфекций (ящур, оспа) таким местом является эпителиальная ткань. Но это не озна­чает, что возбудитель не попадает в другие ткани. Все органы единого организма связаны между собой, поэто­му нарушение функции одного из них ведет к изменению физиологического равновесия всего организма.

В инфекционном процессе ведущая роль принадле­жит макроорганизму. Ко многим инфекциям животные имеют естественный (конституциональный) иммунитет. Например, крупный рогатый скот не болеет сапом лоша­дей, которые, в свою очередь, нечувствительны к чуме свиней и т. д. В возникновении инфекции не менее важ­ное значение имеют возраст животного, уровень корм­ления, другие факторы.

Возраст. Реактивность молодых животных низка: они малочувствительны к раздражителям, в их организ­ме недостаточно антител. Имеются инфекции, которые встречаются главным образом у молодых животных. Так, телята и молодняк некоторых других видов животных сразу же после рождения могут заболевать эшерихиозом (коли-бактериозом).

Кормление. Большое значение в борьбе организма с инфекцией имеет кормление. Оно должно быть не только достаточным, но и доброкачественным (полноценным). Недостаток протеина, витаминов, макро- и микроэлемен­тов отрицательно сказывается на сопротивляемости орга­низма. При этом нарушается обмен веществ, уменьшается количество иммуноглобулинов (антител). Если в рационе недостает витамина А, то в организме наруша­ются окислительные процессы, понижается защитная функция кожных и слизистых покровов. При недостатке витаминов группы В наблюдается подавление фагоци­тарной активности лейкоцитов, распространение микро­бов по организму и т. д. Авитаминоз С ведет к повреж­дению слизистых оболочек и тем самым открывает путь возбудителям болезней. Высокая продуктивность живот­ных иногда понижает резистентность организма, в связи с чем они бывают склонны к заболеванию туберкулезом и другими инфекциями.

В) Влияние условий среды на возникнове­ние и развитие инфекционного процесса

. Резкое изменение температуры, переохлаждение или перегревание орга­низма также понижают его резистентность и создают благоприятные условия для развития патогенных микро­организмов. Значение температуры в возникновении инфекции можно продемонстрировать на следующем примере. Куры обычно не болеют сибирской язвой, так как температура их тела в 42°С неблагоприятна для развития возбудителя. Но если организм курицы охла­дить путем погружения ее конечностей в холодную воду (по Л. Пастеру) и в это время ввести возбудителя болезни (сибирской язвы), то птица заболевает. Данный пример показывает, что в возникновении и развитии инфекции большую роль играет влияние физических факторов на организм животного.

| следующая лекция ==>
Виды порчи мяса | Иммунитет

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

На предстоящем занятии будет дана оценка вашим знаниям, навыкам и умениям по важнейшему разделу микробиологии. Подготовьтесь к этому занятию как можно лучше. От того, насколько вы сознательно изучите этот раздел, насколько хорошо вы поймете, глубоко и прочно усвоите учение об инфекции и иммунитете, зависит ваш успех по частной микробиологии.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен ответить на все контрольные вопросы к итоговому занятию, быть готовым к выполнению практической задачи, то есть уметь правильно разбираться в биологических препаратах.

Исходный уровень знаний

Материал предыдущих занятий с 13 по 17.

Цель занятия

1. Систематизировать знания по инфекции и иммунитету.

План изучения темы

После изучения раздела студент должен уметь

1. Провести бактериологическое исследование трупа лабораторных
животных и на основании этого определить форму инфекционного процесса.

2. Оценить факторы врождённого иммунитета организма (гуморальные и клеточные).

3. Ставить, учитывать и интерпретировать результаты иммунологических реакций.

4. Давать характеристику диагностическим и лечебно-профилактическим препаратам.

5. Подбирать препараты для диагностики, профилактики и терапии инфекционных заболеваний.

Контрольные практические

Дайте характеристику медицинского иммунобиологического препарата по составу и применению, пользуясь схемой (см. предыдущее занятие).

Контрольные вопросы

(подробную расшифровку вопросов смотрите в соответствующих
занятиях (13-17))

Инфекция, инфекционный процесс, условия возникновения. Патогенность и вирулентность микробов. Микробные токсины. Формы инфекционного процесса. Смешанные инфекции. Внутрибольничные инфекции. Особенности вирусных инфекций. Иммунитет, определение понятия, виды иммунитета. Врождённый иммунитет. Фагоцитарная теория И.И. Мечникова. Система комплемента. Антигены. Антигенная структура бактерий и вирусов. Иммунная система организма. Механизм иммунного ответа. Регуляция иммунного ответа. Антигены гистосовместимости и их роль в формировании иммунитета. Антитела, свойства, строение, классы иммуноглобулинов. Полные и неполные антитела, методы обнаружения. Теория антителообразования. Местный иммунитет. Противовирусный иммунитет. Механизм соединения антитела с антигеном, реакции иммунитета. Виды антител. Моноклональные антитела. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Реакция преципитации. Реакция агглютинации. РНГА и РОНГА. Реакции с применением меченых антигенов и антител: РИФ, ИФА, РИА, иммуноблоттинг. Реакции иммунного гемолиза. РСК. Применение реакций иммунитета при вирусных заболеваниях. Методы оценки иммунного статуса организма. Роль медицинской микробиологии в осуществлении профилактики инфекционных заболеваний, лечебно-профилактические и диагностические биологические препараты. Вакцины, виды вакцин, получение. Живые вакцины. Анатоксины. Характеристика вакцин 1, 2, 3-го поколений. Принципы получения вакцин 3-го поколения (синтетических, генно-инженерных, антиидиотипических и др.). Антитоксические сыворотки. Методы профилактики и терапии токсинемических инфекций. Выявления гиперчувствительности замедленного типа. Аллергены, аллергические реакции. Практическое применение.

ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ВАЖНЕЙШИХ
ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И
КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

Методические указания к самостоятельной работе студента
при подготовке к практическим занятиям по частной микробиологии

Те разделы микробиологии, которые вы уже изучили (общая микробиология, учение об инфекции и иммунитете), являются необходимым этапом для формирования врачебного мышления при освоении курса частной (клинической) микробиологии, к которому вы приступаете. На практических занятиях по общей микробиологии и иммунологии вы овладели основными микроскопическими, микробиологическими и иммунологическими методами исследования. Полученные вами теоретические знания и практические навыки создали необходимую базу для успешной работы на практических занятиях по частной микробиологии, где вам предстоит, используя полученные знания и умения, самостоятельно ставить микробиологический диагноз инфекционных заболеваний, то есть выполнять врачебную функцию.

В процессе изучения этого итогового раздела медицинской микробиологии вам необходимо будет усвоить лабораторную диагностику бактериальных, вирусных и грибковых инфекций. Особенностью лабораторной микробиологической и иммунологической диагностики инфекционных заболеваний является то, что по результатам лабораторных исследований не устанавливается конкретная нозологическая форма, то есть название заболевания (это функция лечащего врача), а определяется этиологическая и патогенетическая роль выделенных из организма больных микробов. Лабораторными методами определяют также иммунологические сдвиги и аллергическое состояние организма, что даёт возможность выбора для врача в конкретной клинической обстановке эффективных иммунологических препаратов. Кроме того, изучение свойств выделенного возбудителя, в частности чувствительности его к химиотерапевтическим препаратам, даёт ориентировку лечащему врачу в выборе эффективных антимикробных препаратов для успешного лечения больного.

Таким образом, частная медицинская микробиология имеет прямое отношение к клинике и поэтому данный раздел называют еще клинической микробиологией.

Основной целью клинической микробиологии является определение этиологической роли микроба - возбудителя инфекционного заболевания и (или) иммунологических сдвигов в организме больного. Следовательно, основными задачами клинической микробиологии будут:

1) установить этиологическую и патогенетическую роль выделенных возбудителей;

2) определить характер и уровень иммунологических и аллергических сдвигов в организме больного;

3) обеспечить возможность выбора эффективных химиотерапевтических и иммунологических препаратов для лечения больного.

Решение этих задач обеспечивает возможность:

а) для врача-лечебника: постановку окончательного диагноза инфекционного заболевания и назначение наиболее эффективной, рациональной антимикробной терапии и иммунотерапии;

б) для врача-эпидемиолога: проведение эпидемиологического анализа с целью установления источника, путей передачи инфекции, выявления бактерионосителей, для предупреждения распространения инфекции, а также принятия решения о проведении специфической профилактики в определённых коллективах людей.

Успешная лабораторная диагностика инфекционных заболеваний возможна только при тесном взаимодействии и взаимопонимании лечащего врача и врача–микробиолога. Особенно большое значение имеет правильный выбор материала для исследования и условий транспортировки его в лабораторию, обеспечивающих сохранность живого возбудителя. Выбор материала определяется предварительным клиническим диагнозом заболевания и его стадией, а условия транспортировки – особенностями свойств возбудителя.

При взятии материала для лабораторного исследования от больных или бактерионосителей необходимо соблюдать определенные правила:

1) материал следует брать до применения антибиотиков или других химиотерапевтических препаратов;

2) забор материала производить с учётом стадии заболевания, патогенеза инфекционного процесса и наиболее вероятной локализации возбудителя;

3) материал нужно брать в достаточном количестве, соблюдая правила асептики, чтобы предупредить возможность загрязнения его микроорганизмами окружающей среды и нормальной микрофлоры организма человека;

4) исследуемый материал нужно доставить в лабораторию в возможно короткие сроки в стерильной посуде или в специальных контейнерах при соблюдении первоначальной температуры или в замороженном виде (в зависимости от свойств предполагаемого возбудителя);

5) любой материал, направляемый в лабораторию, должен сопровождаться направлением, в котором лечащий врач указывает фамилию, имя, отчество больного, вид материала, дату его взятия, предварительный клинический диагноз.

На практических занятиях по частной (клинической) микробиологии вы должны будете освоить основные функции врача-микробиолога и иммунолога, то есть самостоятельно провести все необходимые исследования для того, чтобы в зависимости от предварительного клинического диагноза, поступившего материала и запроса лечащего врача установить вид возбудителя или наличие в организме специфических антигенов, антител, наличие аллергической перестройки, определить иммунный статус больного и т.д.

Для выполнения этой работы вы будете пользоваться микробиологическими и иммунологическими методами исследования, усвоенными на предыдущих занятиях. Сюда относятся методы:

1) микроскопические (бактериоскопические, вирусоскопические);

2) микробиологические (бактериологические, микологические, вирусологические);

3) биологические или биопробы;

4) иммунологические (серологические, кожно-аллергические пробы, тесты для оценки иммунного статуса организма).

1) морфология: форма, взаимное расположение клеток в мазке, наличие спор, жгутиков, капсул, включений и других морфологических особенностей;

2) тинкториальные свойства, т.е. способность окрашиваться анилиновыми красителями, отношение к окраске по Граму, специальные способы окраски;

3) культуральные свойства: требовательность к питательным средам, наиболее употребительные питательные среды, температура выращивания, способ биологического окисления, характер роста на плотных и жидких питательных средах, внешний вид колоний и др.;

4) устойчивость во внешней среде: отношение к температуре, высушиванию, длительность сохранения в воде, почве, воздухе, другие особенности;

5) ферментативные свойства: способность расщеплять углеводы, белки, наличие биоваров;

6) антигенные свойства: соматические (О-антигены), жгутиковые (Н), поверхностные антигены и их характеристика, деление на серовары;

7) свойства патогенности: ферменты патогенности, капсула, адгезины, экзо- и эндотоксины и др.

Кроме характеристики возбудителя, схемы микробиологических исследований материалов от больных на практических занятиях будут обсуждаться вопросы эпидемиологии, лечения и специфической профилактики всех изучаемых инфекционных заболеваний. Это вам необходимо иметь в виду при самостоятельной подготовке к практическому занятию, а на самом занятии пересмотреть и охарактеризовать препараты для диагностики, лечения и профилактики обсуждаемых инфекционных заболеваний (химиотерапевтические препараты, антибиотики, диагностические сыворотки, вакцины, аллергены, лечебные и профилактические сыворотки и др.).

Вы овладеете так необходимым для врача материалом по частной микробиологии, если будете выполнять практическую работу сознательно, то есть предварительно подготовившись дома по всем имеющимся источникам (лекции, учебники и т.д.), не надеясь выучить всё в последний день перед итоговым занятием или экзаменом. Настоящие, прочные знания можно получить только при последовательном систематическом изучении материала, когда теоретическая подготовка подкрепляется практической работой на занятиях.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

ЗАНЯТИЕ 19

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЕЙ КИШЕЧНЫХ
ИНФЕКЦИЙ. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
БРЮШНОГО ТИФА И ПАРАТИФОВ

Кишечные инфекции занимают важное место в инфекционной патологии человека. Возбудители кишечных инфекций относятся к семействам энтеробактерий, иерсиний и вибрионов. Среди них есть патогенные и условно-патогенные представители. В семействе энтеробактерий важнейшими представителями являются бактерии из родов Escherichia, Salmonella и Shigella (патогенные виды). В последние годы в этиологии кишечных инфекций увеличивается роль условно-патогенных бактерий других родов энтеробактерий. Основным методом микробиологической диагностики кишечных инфекций является бактериологический метод. Выделение чистой культуры и идентификация возбудителя позволяет наиболее достоверно диагностировать кишечные инфекции, так как клиническое течение кишечных заболеваний не всегда позволяет поставить правильный диагноз.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы вы должны знать виды возбудителей кишечных инфекций, общую характеристику энтеробактерий. морфологию и физиологию возбудителей брюшного тифа и паратифов; уметь написать их название по-латыни, знать принципы микробиологической диагностики брюшного тифа и паратифов.

Исходный уровень знаний

Из курса общей микробиологии вспомнить методы изучения ферментативной активности бактерий и их значение для идентификации микроорганизмов, состав и назначение дифференциально-диагностических и элективных сред, методику постановки иммунологических реакций.

Цель занятия

1. Ознакомить студентов с классификацией бактерий семейства Enterobacteriaceae и выработать у них представление о роли этих бактерий в возникновении острых кишечных инфекций.

2. Усвоить диагностику брюшного тифа и паратифов, брюшнотифозного бактерионосительства у человека.

План изучения темы

1. Цели и задачи клинической микробиологии, применяемые методы исследования.

2. Правила забора и транспортировки материалов для лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.

3. Общая характеристика бактерий кишечной группы.

4. Характеристика возбудителей брюшного тифа и паратифов.

5. Патогенез брюшного тифа.

6. Ранняя диагностика брюшного тифа.

7. Серологическая диагностика.

8. Диагностика брюшнотифозного носительства.

После изучения темы студент должен уметь

1. Поставить реакцию непрямой (пассивной) гемагглютинации для диагностики брюшного тифа и паратифов, учесть её результат и интерпретировать полученные данные.

2. Производить посев для выделения гемокультуры.

3. Производить посев испражнений для выявления брюшнотифозного бактерионосительства

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.