Международная система предупреждения завоза инфекционных заболеваний

Накопленный международным сообществом опыт показал, что без наличия оперативной и централизованной системы обмена эпидемиологической информацией между государствами невоз­можно принятие своевременных мер по предупреждению завоза и распространения опасных инфекционных заболеваний. Первые ша­ги в этом направлении были предприняты в начале XX века Между­народным бюро общественной гигиены и Панамериканским сани­тарным бюро. Дальнейшее развитие системы международной эпи­демиологической информации связано с деятельностью Санитарной организации Лиги Наций. Благодаря ее усилиям увеличилось число стран, из которых стала поступать информация о карантинных и других опасных заболеваниях. Несмотря на то, что публикуемые статистические данные о заболеваемости в разных странах не могли претендовать на абсолютную достоверность, система регулярной взаимоинформации позволила следить за ходом эпидемических процессов в мире и создала благоприятные предпосылки для реали­зации коллективных мер по ликвидации крупных вспышек опасных инфекционных заболеваний.

Окончательное формирование современной глобальной сис­темы надзора за инфекционными болезнями было осуществлено ВОЗ. Уже в 1946 г. начала свою деятельность служба сбора эпиде­миологической информации о карантинных болезнях. В 1949 г. бы­ла создана специальная секция по наблюдению за эпидемиями. На основании проводимого этой секцией анализа заболеваемости со­ставлялись еженедельные эпидемиологические бюллетени. Появи­лась возможность оперативного сбора эпидемиологической инфор­мации о заболеваемости карантинными инфекциями и анализа их эпидемических процессов во всем мире.

Резко сократившиеся сроки перевозок поставили под сомне­ние эффективность санитарной охраны границ, поскольку появи­лись возможности достижения границ практически любого государ­ства за время, не превышающее инкубационный период инфекци­онных заболеваний. Создавшаяся ситуация потребовала пересмотра

основных положений профилактики завоза и последующего распро­странения инфекционных болезней. Поэтому в 70 -е годы XX века на смену концепции санитарной охраны границ пришла концепция санитарной охраны территории. Задачей пограничного медицин­ского контроля стало получение и передача сигнальной информации о лицах, подвергнувшихся риску заражения, территориальным ор­ганам здравоохранения, а сама система преобразовалась в сложный комплекс административных, лечебно-профилактических, противо­эпидемических мероприятий.

Основой, обеспечивающей устойчивое функционирование системы санитарной охраны территории, являются единые методи­ческие принципы организации и проведения мероприятий, сни­жающих риск завоза, как в глобальном мировом масштабе, так и на межгосударственном и государственном уровнях. Поэтому с 1952 г. вступает в действие новый инструмент регулирования - Междуна­родные медико-санитарные правила, которые неоднократно изменя­лись и пересматривались. Так, действующие до 2005 г. правила (третье аннотированное издание - 1983г) были приняты 22-й ас­самблеей ВОЗ в 1969 г., дополнения и изменения вносились в 1973 и в 1981 гг. Принятие Международных медико-санитарных правил позволило не только организовать постоянное слежение за наиболее опасными инфекционными болезнями, представляющими угрозу пандемичного распространения, но и регламентировать ряд мер, эффективно препятствующих межгосударственным завозам таких инфекций. В различное время к таким относились натуральная оспа (1926-1980 гг.), эпидемический сыпной тиф (1926-1951гг.), продол­жают оставаться чума (с 1377 г.), холера (с 1831 г.), желтая лихо­радка (с 1903 г.).

Основой ранее действующих Международных медико-санитарных правил являлся этиологический принцип сбора инфор­мации:

- оперативное уведомление национальных органов здраво­
охранения о заболеваемости людей и подозрении на карантинные
инфекции на эндемичных территориях, наличие на таких террито­
риях инфицированных носителей и переносчиков природно-
очаговых болезней, размерах и границах пораженных территорий;

- оперативное уведомление о случаях (подозрениях) и осо­
бенностях завозов карантинных болезней на неэндемичные терри­
тории, а также о дальнейшем распространении инфекций или лик­
видации их эпидемических очагов,

- четкая регламентация максимально допустимых мер, на­
правленных на прерывание международного распространения ка­
рантинных инфекций;

- разработка специалистами ВОЗ аналитических обзоров,
рекомендаций и программ, направленных на борьбу и ликвидацию
конкретных наиболее опасных (в силу быстрого распространения,
высокой летальности, тяжести социальных последствий) нозологи­
ческих форм инфекционных болезней;

- создание действенной информационной системы по схеме:
страна-участник ВОЗ - штаб-квартира ВОЗ - мировое сообщество.

Недостатками этих правил являлись: представление обяза­тельных уведомлений только о подозрениях и случаях трех каран­тинных инфекций (желтой лихорадки, холеры и чумы), что ограни­чивает охват слежения за распространением других инфекционных заболеваний, опасных для международного сообщения, отсутствие мониторинга за групповыми и вспышечными проявлениями конта­гиозных инфекций не установленной этиологии, отличающихся вы­сокой летальностью или тяжестью течения и потенциально опасны­ми для здоровья населения на международном уровне, а также све­дений о расшифровке особенностей новых поражающих агентов. Поэтому, начиная с 1997 г. велась активная дискуссия о внесении изменений в структуру и содержание правил, направленных на ус­корение получения штаб-квартирой и распространение странами-участниками ВОЗ информации о выявлении вспышек инфекцион­ных заболеваний, опасных для международного пассажирского и грузового сообщения на основе системы уведомлений с учетом син-дромного подхода (быстрого обнаружения медицинским персона­лом необычных для данной местности случаев заболеваний) В ре­зультате перехода на синдромный подход предполагается:

- упростить диагностику опасных инфекционных болезней
В качестве клинических синдромов, представляющих потенциаль­
ную опасность для международного сообщества предполагаются
симптомокомплексы, характерные для многих инфекционных забо­
леваний;

- сократить сроки уведомления штаб-квартиры и государств-
участников ВОЗ об опасных инфекционных болезнях (синдромах),
представляющих угрозу для межгосударственных перевозок;

- ускорить принятие обоснованных ответных мер на прояв­
ление таких болезней;

- ограничить поток информации только теми случаями, ко­торые могут нанести существенный урон международному обмену.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

По информации ВОЗ, на 27 марта 2015 г. общее число лиц, пострадавших от вспышки болезни, вызванной вирусом лихорадки Эбола (далее — БВВЭ), составило 24 992 человека (из них 10 365 скончались). Случаи БВВЭ зарегистрированы и среди медперсонала: заболели 853 медработника, из них 494 умерли. Несмотря на значительное сужение географических масштабов эпидемии, в западноафриканских странах ситуация по-прежнему остается нестабильной. Основными эпицентрами эпидемии сегодня являются столицы Гвинеи и Сьерра-Леоне, а также префектуры, находящиеся между этими городами.

По состоянию на 11 февраля 2015 г. на Мадагаскаре зарегистрированы 263 больных чумой; 71 скончался.

Минздрав Уганды известил ВОЗ о вспышке брюшного тифа: на 5 марта 2015 г. — 1 940 предполагаемых случаев. Болезнь распространилась из центра Кампалы во все районы столицы и соседние области.

Продолжается мониторинг ситуации по заболеваемости птичьим гриппом. На 3 марта 2015 г. всего в мире (по данным ВОЗ) зарегистрированы 784 лабораторно подтвержденных случая заражения людей вирусом птичьего гриппа А(H5N1), в т. ч. 429 — с летальным исходом. По информации Минздрава Египта, в стране с начала 2015 г. зафиксировано 116 новых случаев инфицирования вирусом гриппа А(H5N1), в т. ч. 36 — с летальным исходом. Все заболевшие — жители сельской местности, имеющие в анамнезе контакт с птицами в личных хозяйствах.

В Китае — 638 случаев инфицирования людей вирусом гриппа птиц A(H7N9), основные места заражения — рынки живой птицы. В феврале–марте 2015 г. зарегистрированы новые очаги высокопатогенного гриппа домашних и диких птиц на Тайване, в Нигерии, Мьянме, Южной Корее, США, Палестине, Болгарии, Индии.

Зонами наибольшего риска по заболеваемости желтой лихорадкой сейчас считаются тропические районы Африки и Южной Америки. В феврале 2015 г. умер от желтой лихорадки житель Бразилии.

За период 11–22 марта 2015 г. национальный координатор по ММСП в Королевстве Саудовская Аравия известил ВОЗ о 15 случаях инфицирования коронавирусом ближневосточного респираторного синдрома (БВРС-КоВ), 3 из которых закончились смертельным исходом. Регистрируются завозные случаи БВРС-КоВ в странах Западной Европы (в феврале 2015 г. в Германии у возвратившегося из Абу-Даби.)

На Гаити и в Доминиканской Республике с 2010 г. — эпидемиологическое неблагополучие по холере. После наводнения вспыхнула эпидемия холеры на севере Мозамбика. В 2015 г. случаи заболевания отмечены также в Индии, Кении, Малави, Танзании, Конго, Нигерии.

С 26 января по 5 марта 2015 г. Нигерийский центр по борьбе с болезнями (НЦББ) при Федеральном минздраве Нигерии уведомил ВОЗ о 652 предполагаемых случаях менингококковой инфекции, 50 из них имели смертельный исход. В стране зафиксировано 19 случаев заболевания лихорадкой Ласса, 1 — с летальным исходом.

Существует высокий риск завоза кори из Европейского региона, где с начала 2014 г. регистрируются вспышки этой инфекции (с 1 января 2014 г. по 1 марта 2015 г.

ВОЗ была извещена более чем о 23 000 случаях кори). Самой неблагополучной страной является Кыргызстан, где только за первые 7 недель 2015 г. зарегистрировано более 7 000 случаев заболевания. Значительное число случаев кори в Боснии и Герцеговине, Германии, Грузии, Италии, Казахстане, России, Сербии и Хорватии.

В России в 2014 г. было 94 случая впервые выявленной малярии (2013 г. — 95), за январь–февраль 2015 г. — 8 таких случаев и 2 случая лихорадки Западного Нила.

Завозные случаи заболевания вирусным гепатитом А, корью, малярией, периодически — тропическими гельминтозами (шистосомозом) и протозоозами (амебиазом, лейшманиозом) ежегодно регистрируются у граждан Беларуси после возвращения из туристических либо деловых поездок. В 2014 г. — 3 завозных случая малярии; за прошедший период 2015 г. — 1 завозной случай тропической малярии у прибывшего из Конго (с летальным исходом). В 2014 г. зарегистрирован также 1 случай лихорадки Западного Нила у белоруски, вернувшейся с отдыха в Сингапуре. Благодаря своевременному комплексу санитарно-противоэпидемических мероприятий удалось не допустить распространения указанных заболеваний среди населения.

1. Начальникам УЗО облисполкомов, главного УЗО Миноблисполкома, председателю комитета по здравоохранению Мингорисполкома обеспечить:

  • доведение указанной информации до сведения заинтересованных;
  • постоянную готовность больничных и амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения к проведению мероприятий по санитарной охране территории, оказанию помощи лицам с симптомами Заболеваний;
  • контроль за ранним выявлением (исчерпывающий сбор медработниками эпидемиологического анамнеза, проведение дифференциальной диагностики) и изоляцией заболевших, информированием о выявленных случаях Заболеваний в установленном порядке, своевременным проведением комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами;
  • проведение в апреле–мае 2015 г. территориальных и объектовых учений по локализации Заболеваний с различным механизмом передачи.

2. Главным госсанврачам областей, Минска, Управления делами Президента Республики Беларусь, главным санврачам органов ведомственного контроля:

3. Главному врачу РЦГЭиОЗ Гриню В. В.:

при посещении административных территорий обеспечить оценку уровня осуществления госсаннадзора на местах за проведением мероприятий по санитарной охране территории, в т. ч. в организациях здравоохранения и пунктах пропуска на госгранице Беларуси.

(По материалам письма И. В. Гаевского, заместителя министра — главного госсанврача Беларуси, от 03.04 2015 № 10-27/19-647.)

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ . 20–25 апреля по инициативе регионального бюро ВОЗ в Беларуси пройдет Европейская
неделя иммунизации.

В Минской областной детской клинической больнице состоится круглый стол по самым актуальным вопросам этой кампании. Будет работать горячая линия — (8-017) 265-17-89.

[youtube.player]

Читать онлайн книгу

Структура ответа: Определение. Основные нормативные документы, определяющие перечень заболеваний на которые распространяются правила по санитарной охране территории страны.

Понятие эпидемического очага тесно связано с понятием о санитарной охране территории.

Санитарная охрана территории -[комплекс административных, организационно-методических и санитарно-противоэпидемических мер по предупреждению завоза в страну ООИ и карантинных инфекционных болезней.

Карантинные болезни – группа болезней, отличающихся высокой заразностью и высокой летальностью.

Перечень проводимых мероприятий регламентируется инструкциями МЗ РБ и международными конвенциями (санитарными соглашениями), перечень карантинных инфекций определяется международными соглашениями и, в случае необходимости, может быть расширен. ВОЗ ежедневно телефонограммой информирует все страны, входящие в ВОЗ, о заболеваемости ООИ в мире (еженедельные, ежемесячные, ежегодные информационные бюллетени по заболеваемости и летальности от ООИ).

Решения и мероприятия по санитарной охране территории обязательны для выполнения всеми министерствами, государственными органами, предприятиями, учреждениями и т. п., а также гражданами, в том числе иностранными. При невыполнении регламентируемых требований может быть запрещен въезд и выезд из страны транспортных средств и отдельных лиц, а также ввоз и вывоз грузов, личных вещей и международных почтовых отправлений. Нарушение правил по санитарной охране территории влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Санитарная охрана территории включает организационные, санитарно- гигиенические, лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия.

К административным мерам по санитарной охране территорий относятся запрещение или ограничение въезда, выезда, транспортного следования людей, посылок, грузов, закрытие государственной границы, введение карантинных мероприятий на территории, где возник эпидемический очаг.

Карантин (обсервация) на очаг может быть наложен решениями исполкомов или постановлениями Совета Министров. Решение о наложении карантина на административную территорию согласовывается с МЗ РБ.

Санитарно-противоэпидемические мероприятия, к которым относятся: медосмотр по показаниям; осмотр грузов и транспорта; госпитализация, изоляция больных и подозрительных на инфекционные заболевания; обсервация контактных; сообщение (сигнализация) в вышестоящие органы здравоохранения о случаях выявления либо подозрения на ООИ; дезинфекция, дезинсекция, дератизация; наличие профилактических прививок и так далее – организуются и частично выполняются санитарно-противоэпидемическими учреждениями: на железнодорожных вокзалах, переходах, так называемыми, санитарно- контрольными пунктами (СКП); на аэровокзалах и в морских портах санитарно- карантинными пунктами (СКП) и санитарно-карантинными отрядами (СКО); на автомобильных переходах и в местах перегонки скота контрольно-пропускными пунктами (КПП). Персонал этих учреждений участвует в отправлении любого транспортного средства, проверяет наличие документов, проводит инструктаж по соблюдению карантинных мероприятий.

Документами, регламентирующими правила по санитарной охране территорий, являются:

Приказ № 92 объединяет следующие документы:

1. Положение о медико-санитарном досмотре в пунктах пропуска через государственную границу РБ (Приложение 1);

2. Положение о медико-санитарном досмотре в пунктах пропуска через Государственную границу на Белорусской железной дороге (Приложение 2);

3. Положение о медико-санитарном досмотре в пунктах пропуска через Государственную границу в аэропортах, открытых для международных сообщений (Приложение 3);

4. Положение о медико-санитарном досмотре в пунктах пропуска через Государственную границу на международных автодорожных трассах (Приложение 4);

5. Инструкцию по общим требованиям к организации санитарного контроля в отношении потенциально опасных товаров перемещаемых через Государственную границу РБ (Приложение 5).

6. Перечень карантинных и иных опасных инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории РБ (Приложение 6);

7. Определение синдромов инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих угрозу национальному и международному здравоохранению, международным сообщениям (Приложение 7);

8. Ориентировочный перечень товаров, подлежащих государственному санитарному контролю при перемещении через границу государств-участников СНГ (Приложение 8);

9. Нормативы обеспечения защитными противочумными костюмами 1 типа в организациях здравоохранения (Приложение 9).

В приложениях оговорены правила досмотра всех транспортных средств, прибывающих или убывающих из РБ, а также находящихся на них людей, товаров и грузов.

Медико-санитарный контроль (досмотр) транспортных средств проводится:

1. При поступлении информации о наличие на них больного с симптомами инфекционного заболевания (лихорадка 38°С и выше, понос, рвота, сыпь, увеличение лимфатических узлов, желтуха, кровоизлияния и кровотечения), а также комаров, других членистоногих и падеже грызунов.

2. В случае осложнения эпидемической обстановки по ООИ в странах, с которыми осуществляются международные связи, при длительности перемещения в пределах инкубационного периода.

3. Выборочно с целью контроля эпидемической обстановки.

4. Медико-санитарный контроль проводится в отношении граждан РБ, убывающих в страны, при въезде в которые требуются профилактические прививки или лабораторное обследование.

Транспортные средства, на которых выявлен больной с симптомами, подозрительными на холеру, чуму и контагиозные вирусные геморрагические лихорадки, вместе с пассажирами и грузами отводятся для проведения противоэпидемических мероприятий на санитарную стоянку (санитарный причал, тупик, площадку). Противоэпидемические мероприятия осуществляются немедленно и включают: срочную информацию руководителя медицинского учреждения, обеспечивающего проведение медико-санитарного досмотра; немедленную временную изоляцию и последующую срочную госпитализацию; дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию; последующие мероприятия при подтверждении врачом-консультантом предварительного диагноза ООИ.

Медико-санитарный контроль предшествует другим видам досмотра (пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного).

В Постановлении МЗ РБ № 74 от 25.09. 2006 г. Приводится перечень заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории РБ:

3. Желтая лихорадка

4. Оспа, инфекции, вызванные вирусом обезьяньей оспы

5. Острый паралитический полиомиелит, вызванный диким полиовирусом

6. Человеческий грипп, вызванный новым подтипом

7. Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)

8. Лихорадка Западного Нила

9. Геморрагическая лихорадка Хунин (Аргентинская геморрагическая лихорадка)

10. Геморрагическая лихорадка Мачупо (Боливийская геморрагическая лихорадка)

11. Лихорадка Ласса

12. Болезнь, вызванная вирусом Марбург

13. Болезнь, вызванная вирусом Эбола

14. Крымская геморрагическая лихорадка (вызванная вирусом Конго)

16. Сибирская язва

21. Менингококковая инфекция

22. Болезнь Крейцтфсльда-Якоба

Профилактические мероприятия предусматривают проведение мероприятий направленных на предотвращение завоза и распространения, своевременное выявление больных данными болезнями на территории Республики Беларусь н наблюдения в эндемичных природных очагах. Они включают:

1. Оценку своевременности выявления подозрительных больных с сигнальными признаками болезней на СКП, на всех этапах оказания медицинской помощи населению республики.

2. Организацию и проведение медицинского наблюдения за прибывшими из неблагополучных районов.

3. Осуществление контроля по предупреждению завоза из-за рубежа носителей и переносчиков.

4. Осуществление эпизоотологического обследования на энзоотичной территории с целью своевременного выявления эпизоотии инфекционных заболеваний с природной очаговостью.

5. Лабораторное исследование воды поверхностных водоемов и сточных вод на наличие холерных вибрионов в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами МЗ РБ

6. Бактериологическое обследование на холеру больных с диагнозами не исключающими данное заболевание на всех этапах оказания медицинской помощи.

7. Наличие и функционирование информационно-аналитической системы контроля по санитарной охране территории Республики Беларусь для проведения санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий.

Оперативные мероприятия при выявлении больного (подозрительного) чумой, холерой, КВГЛ, другими болезнями предусматривают проведение полного объема санитарно-противоэпидемических мероприятий и мер по локализации и ликвидации очага. Оперативные мероприятия включают:

Созыв КЧС для организации и руководства комплексом мероприятий, проводимых в очаге чумы, холеры, КВГЛ, других болезней.

Введение в действие оперативных планов первичных санитарно- противоэпидемических мероприятий, утвержденных территориальной КЧС.

Оперативное информирование вышестоящих организаций здравоохранения, органов государственной власти и управления о сложившейся санитарно-эпидемической обстановке.

Направление (вызов) консультантов, в том числе отделов особо опасных инфекций РЦГЭ и 03, ОЦГЭ и 03, ЦГЭ г. Минска, для подтверждения диагноза в составе врача-эпидемиолога, врача-инфекциониста, врача- бактериолога по месту выявления или госпитализации больного.

Согласно комплексному плану мероприятий по санитарной охране территории, создаются группы консультантов из ведущих специалистов территориальных 03 и ЦГЭ.

Задачами группы являются:

1. постановка клинико-эпидемиологического диагноза;

2. определение объема и направленности первичных санитарно- противоэпидемических мероприятий в зависимости от конкретной эпидемической ситуации.

Кроме того, в РЦГЭ и ОЗ и ОЦГЭ и станциях скорой медицинской помощи необходимо предусмотреть выездные бригады в составе врача- эпидемиолога, врача-бактериолога и двух лаборантов для проведения исследований непосредственно в очаге болезни на базе территориальной лаборатории.

Выбор и набор помещений специализированных ОЗ: госпиталя для больных чумой, холерой, провизорного госпиталя, изолятора и обсерватора осуществляют в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами по биологической безопасности работы с патогенными микроорганизмами. УЗО, предусмотренные для использования под госпитальную базу должны иметь:

1. паспорта на госпиталь для больных, провизорный госпиталь, изолятор, обсерватор, предусмотренные для развертывания на случай завоза или выявления больных чумой, холерой других болезней;

2. оперативные планы первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного чумой, холерой, с симптомами других болезней;

3. схему информации при поступлении больного с подозрением на чуму, холеру, другие болезни;

4. запас антибиотиков, регидратационных жидкостей, средств патогенетической терапии, дезинфектантов, защитной одежды;

5. укладки для забора материала от больных.

Принципы расчета мощности специализированных 03, их штатно- организационная структура осуществляются в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Краткая характеристика мероприятий по предупреждению заноса и распространения ООИ:

1. Инкубационный период холеры считается равным 5 суткам.

2. При выявлении больного (подозрительного) холерой принимаются следующие меры:

* срочная изоляция и госпитализация больного;

* изоляция или медицинское наблюдение за пассажирами и членами экипажа на срок 5 дней;

* бактериологическое обследование и экстренная профилактика контактных;

* обеззараживание и удаление воды, пищевых продуктов, экскрементов, сточных вод, отбросов и других веществ, которые считаются зараженными;

* дезинфекция емкостей для воды, оборудования для обработки и хранения пищи.

3. Инкубационный период чумы считается равным 6 суткам.

При отсутствии на судне действительного свидетельства о проведенной дератизации или если на борту обнаружены грызуны или следы их жизнедеятельности судно подвергается дератизации и дезинсекции. Указанные меры могут осуществляться в отношении самолета, сухопутного транспорта и т. п. при обнаружении грызунов или следов их жизнедеятельности.

Судно, самолет или железнодорожный состав считается зараженным, если на борту или в вагоне имеется больной чумой человек или обнаружен зараженный грызун.

Меры при подозрении на чуму (кроме легочной формы):

1. медицинское наблюдение за контактными 6 суток; экстренная профилактика; дезинфекция, дезинсекция, дератизация. При легочной форме чумы: изоляция контактных на 6 суток;

2. бактериологическое обследование (на фарингеальное

4. экстренная профилактика.

При желтой лихорадке: инкубационный период 6 суток, больной (подозрительный) подлежит госпитализации; в случае информации о наличии на борту комаров – дезинсекция.

Инкубационный период лихорадка JIacca. Эбола. болезни Марбург считают равным 21 день. При выявлении больного (подозрительного) на контагиозную геморрагическую лихорадку:

1. максимальная изоляция по месту выявления и последующая немедленная госпитализация (по возможности в боксы – изоляторы с пониженным давлением);

2. эвакуация больного проводится в строгих режимных условиях;

3. изоляция, медицинское наблюдение за контактными;

5. взятие материала для лабораторных исследований от больного и пересылка осуществляется с соблюдением требований противоэпидемического режима;

6. проведение вирусологических и серологических исследований проводится в специальных лабораториях.

[youtube.player]

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Актуальность. Современный период характеризуется резким ухудшением эпидемиологической ситуации по особо опасным инфекциям (чума, холера и др.). Во многом это обусловлено политической и экономической нестабильностью жизни населения Украины и других стран СНГ, массовой миграцией населения внутри страны и между странами, передислокацией войск, военными действиями в "горячих точках", новыми условиями хозяйствования (при которых заболевания животных зоонозами часто остаются нераспознанными и неизвестными, неуправляемым развитием промыслов (отлов ондатры, сусликов и других зверьков с целью получения меха), нарушением стабильности ранее действовавших в рамках бывшего СССР систем эпизоотолого-эпидемиологического надзора, ослаблением профилактических, противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий. Развитие международных связей, сопровождающихся интенсивным передвижением людей с использованием современных быстроходных транспортных средств, может способствовать заносу карантинных болезней в любую страну несмотря на то, что охрану территории страны осуществляют санитарно-карантинные пункты, ветеринарные лаборатории, пограничные контрольные ветеринарные пункты и фитосанитарные лаборатории.

Цель занятия. Ознакомление с основами санитарной охраны территории Украины от завоза особо опасных инфекций, а также организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в случае их возникновения.

Курсант (интерн) должен знать:

перечень болезней, на которые распространены действия Международных медико-санитарных правил;

перечень болезней, на которые распространяются действия Правил по санитарной охране территории страны;

пути заноса карантинных инфекций;

особенности эпидемиологии особо опасных инфекций в настоящее время.

Курсант (интерн) должен уметь:

организовать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге особо опасных инфекций;

составить комплексный план ЛПУ по профилактике карантинных инфекций;

пользоваться комплектом противочумного костюма соответствующего типа;

проводить забор материала для лабораторного исследования при возникновении особо опасных инфекций.

Задание на самоподготовку

А. Ответьте на поставленные вопросы и правильность решения проверьте по эталонам ответов, приведенных в конце задания:

1. Санитарная охрана территории страны - это.

а) система общегосударственных мероприятий по охране территории страны от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений;

б) комплекс ведомственных мероприятий (министерств здравоохранения и сельского хозяйства);

в) предотвращения заноса особо опасных инфекций из-за рубежа и распространения их на территорию страны;

г) ограничение и ликвидация очага особо опасных инфекций при их выявлении.

2. На какие болезни распространены действия международных медико-санитарных правил?

г) сибирская язва;

д) желтая лихорадка.

3. На какие болезни распространяется действие правил по санитарной охране территории страны?

г) желтая лихорадка;

д) лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, Денге, Чикунгунья, долины Рифт и Западного Нила;

ж) энцефаломиелиты лошадей (западный, восточный, венесуэльский);

з) энцефалиты: японский, калифорнийский, Сент-Луис, долины Муррея;

и) клещевой энцефалит.

4. Международные медико-санитарные правила обязывают органы здравоохранения уведомлять в течение 24 часов ВОЗ (Всемирную Организацию Здравоохранения) о.

а) обнаружении вируса желтой лихорадки у комаров и позвоночных,

б) выявлении заражения чумой диких и синантропных грызунов;

в) установлении границ района, зараженного карантинной инфекцией,

г) выявления источника и условий распространения конвенционной болезни,

д) числе случаев заболевания и смерти от карантинной инфекции,

е) принятых противоэпидемических мерах при возникновении карантинных инфекций,

ж) освобождении зараженного района от карантинной инфекции,

з) величине социально-экономического ущерба при возникновении и ликвидации карантинной инфекции.

5. Информирует ли ВОЗ страны об эпидемиологической ситуации в мире по карантинным инфекциям?

6. Медицинский (санитарный) досмотр прибывающих транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу включает .

а) медицинский осмотр экипажа (команды, бригады) и пассажиров в виде опроса и осмотра;

б) проверку наличия и правильности заполнения санитарных документов (международных свидетельств о прививках, морскую медико-санитарную декларацию, медико-санитарную часть общей декларации воздушного судна, свидетельство о дератизации или об освобождении от нее;

в) обязательную проверку паспортов пассажиров;

г) проверку паспортов и билетов пассажиров по эпидпоказаниям (для выяснения маршрута следования);

д) санитарный осмотр транспортных средств, контейнеров, грузов.

7. Карантин - это.

а) система административно-ограничительных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полную изоляцию очага особо опасной инфекции, ликвидацию возникших в нем заболеваний и предотвращение распространения за пределы эпидемического очага;

б) специально организуемое медицинское наблюдение, включающее ряд изоляционно-ограничительных мероприятий.

8. Кто устанавливает карантин при конвенционных болезнях?

а) лечебная служба,

б) санитарно-эпидемиологическая служба,

в) органы исполнительной власти по представлению медицинской службы.

9. При завозе особо опасной (карантинной) инфекции всю работу по локализации очага, предупреждению распространения и ликвидации очага на административной территории возглавляет и организует.

а) лечебная служба;

б) санитарно-эпидемиологическая служба;

в) правоохранительные органы;

г) коммунальная служба;

д) санитарно-противоэпидемическая комиссия, в состав которой входят представители органов здравоохранения (лечебная, санитарно-эпидемиологическая, дезинфекционная службы), торговли, сельского хозяйства, транспорта, охраны общественного порядка и министерства обороны.

10. В период карантина возможен.

а) выезд граждан из зоны карантина после прохождения обсервации;

б) въезд граждан в зону карантина разрешается только в случае острой необходимости;

в) вывоз промышленной, сельскохозяйственной продукции, сырья и других грузов;

г) свободный проезд транспорта через зону карантина;

д) временный запрет на работу школ, кинотеатров и других зрелищных учреждений.

11. Обсервация предусматривает.

а) изоляцию здоровых лиц на срок максимального инкубационного периода в обсерваторах;

б) изоляцию больных;

в) клиническое наблюдение за изолированными лицами в течение максимального инкубационного периода (для выявления среди них заболевших);

г) лабораторное обследование наблюдаемых лиц для выявления носителей.

Б. Решите контрольную задачу, записав решение в тетради (решение будет проверено и обсуждено на занятии).

Во время патронажного наблюдения у студента, прибывшего из неблагополучного по холере района, было обнаружено расстройство кишечника. Он проживает в общежитии. Разработайте план профилактических и противо­эпидемических мероприятий.

2. Ющук Н.Д. с соавт. Эпидемиология -М.: Медицина, 1994. - 336 с.

3. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней (Под ред. В.И.Покровского).-М.: Медицина, 1993.- T.1.- 464 с., Т.2.- 464 с.

4. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. - М., 1994.- 617 с.

5. Ющук Н.Д. с соавт. Эпидемиология (тесты, задачи и упражнения) - М.: Медицина, 1997.- 272 с.

ВИД ЗАНЯТИЯ: семинар с решением ситуационных задач.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная комната.

ОСНАЩЕНИЕ: схемы, приказы, комплект противочумной одежды, укладка для забора материала.

ВРЕМЯ: 4 часа (180 мин).

Содержание и структура занятия:

Введение: 10 мин
Выполнение задания для определения исходного уровня: 20 мин
Решение ситуационных задач и обсуждение ответов: 100 мин
Ознакомление с комплектом защитной одежды и укладкой для забора материала: 20 мин
Итоговый контроль и заключение: 30 мин
ИТОГО: 180 мин

Ориентировочная основа деятельности (ООД) на занятии

Международные медико-санитарные правила распространяются на чуму, холеру, желтую лихорадку.

Правила по санитарной охране территории страны распространяются на чуму, холеру, желтую лихорадку, лихорадки: Ласса, Марбург, Эбола; малярию, энцефаломиелиты лошадей (западный, восточный, денге, чикунгунья, долины Рифт и западного Нила, венесуэльский), энцефалиты (японский, калифорнийский, Сент-Луис, долины Муррея).

Для борьбы с особо опасными инфекциями на территории страны имеются отделы (отделения) ООИ при Крымской республиканской, областных и городских СЭС (которые, кроме особо опасных инфекций, занимаются и природно-очаговыми инфекциями, характерными для данного региона). Для борьбы с чумой в природных очагах созданы противочумные противочумные станций.

В Украине разработаны критерии потенциальной опасности микроорганизмов, которые состоят из 4 групп, где по мере увеличения номера группы увеличивается и опасность микроорганизмов. ВОЗ регламентировала санитарные правила, где наши IV и III группы микроорганизмов получили номера I и II (и особо опасные инфекции отнесены к этим группам патогенности).

ЧПК - резвычайно-противоэпидемическая комиссия, постоянно действующий орган, создаваемый при главах администраций республики Крым, областей, городов, районов, предназначенный для руководства профилактическими и противоэпидемическими мероприятиями в случае возникновения особо опасных инфекций и обладающий функциями контроля за их выполнением и административного воздействия на должностных лиц, на которых возложено проведение этих мероприятий.

В очаге всеми мероприятиями руководит начальник очага, которому подчиняется медицинский штаб.

Выявление исходного уровня знаний курсантов (интернов)

С этой целью предлагается два варианта задания:

I вариант: порядок надевания противочумного костюма первого типа.

II вариант: порядок снятия противочумного костюма первого типа.

После письменного ответа листочки сдаются преподавателю и со всеми вместе проверяются ответы задания.

Самостоятельная работа курсантов(интернов)

Решить следующие задачи в тетради:

Задача 1. 26 августа в Дагестане умерла девочка 6 лет. При вскрытии и бактериологическом исследовании трупного материала диагностирована чума. В ходе эпидемиологического расследования установлено, что девочка заразилась на пастбище, где находилась вместе с родителями-животноводами. К врачу обратились лишь на 4-е сутки болезни, и спасти жизнь ребенка не удалось. Контактные - 63 человека (родственники, медработники) проживают в поселке.

Проведите необходимые противоэпидемические мероприятия.

Задача 2. В поселке Майский, находящемся в зоне природного очага чумы, врач при осмотре больного на дому, на основании эпид. и клинических данных, заподозрил заболевание чумой. Больной по профессии зоотехник. За 5 дней до заболевания выезжал в отдаленный район для оказания ветеринарной помощи заболевшему верблюду. Имеются данные, свидетельствующие об эпизо­отическом неблагополучии в зоне данного природного очага. Кроме больного, в семье двое взрослых - мать и отец. Во время посещения врача присутствовала мать больного.

а) Составьте план первичных мероприятий, которые должен провести участковый врач.

б) Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге чумы.

Задача 3. 5 июля после 5-дневного нахождения в пути в морской порт Одесса из страны, неблагополучной по холере, прибыл корабль. В трюмах корабля - фруктовые соки в жестяных банках и цитрусовые (апельсины, лимоны), затаренные в ящики. На 5 июля сведений о случаях заболевания холерой в порту отправления не имеется. Врачом CKО на основании Морской санитарной декларации установлено, что на вторые сутки рейса у 2 членов экипажа отмечены желудочно-кишечные заболевания с многократной рвотой и поносом.

Составьте план противоэпидемических мероприятий.

3адача 4. В инфекционное отделение города Мариуполь с населением 500 000 человек 12 августа поступил больной - местный житель с диагнозом "пищевая токсикоинфекция". При бактериологическом исследовании выделен холерный вибрион "Эль-Тор". При ретроспективном эпидемиологическом анализе установлено следующее:

а) В июле этого года заболеваемость острыми желудочно-кишечными инфекциями была в несколько раз выше заболеваемости прошлого года.

б) В конце июля в течение 10 дней в порту находился теплоход с иностранными туристами из различных стран Азии и Африки.

В городе, по неполным данным, около 10 000 неорганизованных отдыхающих.

Составьте план противоэпидемических мероприятий.

Задача 5. 11 сентября в 14 ч 30 мин по киевскому времени администрация одного из черноморских портов Крыма приняла радиограмму, в которой было указано следующее: прибывающее в порт в 21 ч. судно под названием "Норд", принадлежащее одной из азиатских стран, вышло из порта отправления 8 сентября. На борту имеется больной с подозрениями на чуму. Составьте план противоэпидемических мероприятий.

После решения задач проводится детальный разбор каждой из них.

1. В г.Донецк прибыл турист из страны, неблагополучной по холере; в настоящее время здоров. Что следует предпринять?

2. Среди пассажиров самолета, следующего из Бомбея в Киев, выявлен больной с подозрением на холеру. Что следует предпринять в отношении больного, пассажиров (граждан Украины и иностранцев), членов экипажа?

3. При медико-санитарном досмотре сухогруза, прибывшего из Вьетнама, обнаружены следы жизнедеятельности грызунов и павшие животные с выраженным трупным окоченением. Какие мероприятия необходимо провести по предупреждению заноса и распространения чумы?

Дается оценка прошедшему занятию с анализом ответов каждого курсанта (интерна) и выставлением оценки в журнал.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.