Лекции по сестринской помощи при инфекционных заболеваниях

Классификация инфекционных заболеваний

•Кишечные инфекции(фекально - оральный путь распространения, заражение через рот). •Инфекции дыхательных путей(воздушно-капельный путь распространения). •Кровяные инфекции трансмиссивные(передача возбудителя через переносчиков). •Кровяные инфекции нетрансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы). •Инфекции наружных покровов(контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки). •Зоонозные инфекции(заражение от животных).


БПОУ РК Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой

  • Лекция 1: Cестринская помощь при инфекционных заболеваниях.


Инфекционные заболевания - обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями(в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими.

Классификация инфекционных заболеваний

  • Кишечные инфекции(фекально - оральный путь распространения, заражение через рот).
  • Инфекции дыхательных путей(воздушно-капельный путь распространения).
  • Кровяные инфекции трансмиссивные(передача возбудителя через переносчиков).
  • Кровяные инфекции нетрансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы).
  • Инфекции наружных покровов(контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).
  • Зоонозные инфекции(заражение от животных).

Особенности инфекционных заболеваний.

1. Инфекционные больные выделяют во внешнюю среду возбудителей, то есть являются источником заразного начала.

2. Как правило, имеют острое течение. В связи с этим возникает необходимость быстрого неотложного решения вопросов об оказании срочной помощи больному.

3. Инфекционные болезни сопровождаются явлениями интоксикации, поэтому у больного часто развиваются нервно-психические расстройства.

4. Клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств.

6. После каждого инфекционного заболевания вырабатывается иммунитет.

7. Инфекционные заболевания встречаются в виде спорадических случаев, групповых (пищевые токсикоинфекции), эпидемий, пандемий (грипп).


Причины инфекционных заболеваний:

Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибки, простейшие.

Возбудители способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, поэтому инфекция быстро распространяется.



Пути передачи инфекции:

1. фекально- оральный

2. воздушно- капельный

5. контактно- бытовой


человек, в организме которого

присутствует патогенный микроб.

невосприимчивость к болезни.

Способ защиты внутреннего организма от

генетически чужеродной информации (антигенов).


Условия передачи инфекции:

Природные - климат, ландшафт, животный

и растительный мир, наличие очагов

инфекционных заболеваний и т.д.


Социальные - плотность населения,

жилищные условия, материальное

устройство поселений и т.д.

Личные - способность организма отвечать

на внедрение, размножение и

микроорганизмов и т.д.


озноб, разбитость в теле,

чихание,выделения из носа,

рвота, жидкий стул,

боли в животе, сыпь.


Для инфекционных болезней характерны

следующие периоды развития:

время от момента внедрения

микроорганизма до появления болезни.

сопровождается общими проявлениями


период основных проявлений болезни-

характеризуется возникновением наиболее

существенных и специфических

симптомов данной болезни.

период угасания симптомов болезни-

исчезновением основных симптомов




Действия при инфекционных заболеваниях:

1.Если возникает большой очаг инфекции, вводят карантин или обсервацию.

2.Обратитесь в медицинское учреждение. Оградите больного.

3.Принимайте антибиотики, сульфаниламидами, бактериофаги .

4.Повысьте устойчивость организма к возбудителям при помощи прививок.

5.Носите марлевые повязки и ограничьте общение с людьми.

6.Проведите дома дезинфекцию.

7.Соблюдайте правила гигиены.

Профилактика инфекционных заболеваний .

Улучшение экологической ситуации.

-Натуральные продукты питания и правильный рацион.

-Хорошее медобслуживание и вакцинация.

-Закаливание и занятия спортом.

-Отказ от вредных привычек.

-Высокий уровень жизни людей.

-Снижение нагрузки на детей, стрессы.


Общая слабость, недомогание, потеря аппетита, тенезмы,тепература,ректальные плевки.

Пути передачи и

Инкубационный период- от1 до 7дней, длитель

Мероприятия в отношении больных

болезни на организме

ния от1-2 до 8-9 дней.

Лечение в инфекционном стационаре или в домашних условиях.


Инфекционный (эпидемический) гепатит

Особый вид фильтрующегося вируса.

Разбитостьутомляемость, боли в суставах, увеличе

ние в размерах печени, селезенки. Моча приобрета ет темную окраску, светлеет кал, желтуш ность кожи.

Влияние болезни в организме

век и вирусоноси

Инкубационный период- до 50 дней, при заражении через кровь – до 200дней. Выздоровле ние наступает на 18-22 день

Мероприятия в отношении больных

Вирус остается в крови у здорового человека.

Через желудочно – кишеч

ный тракт и через кровь


ние головной боли, общее недомога-ние, слабость, боли в животе, колики, рвота, вздутие живота, незначите-льное повыше

Влияние болезни в организме

Инкубационный период- от 1часа до 2 суток.

Мероприятия в отношении больных

Разрушение в клетках головного мозга, изменения в центральной нервной системе.

Продолжительность болезни- от 4 до 15 дней или смерть.

Быстрое промывание желудка (5% -ным раствором питьевой соды), введение сыворотки и анатоксина. Госпитализа

ное и соленое мясо, мясные, рыбные, овощные консер


боли глотании образование серовато-белого налета, температура 38 о -39 о, головная боль,поражение

ник: больной человек или бацилло-носитель

Влияние болезни в организме

Инкубационный период- 2-7 дней.

Мероприятия в отношении больных

ние на сердце, нервную систему.

ной сыворотки, антибиотики

но- капель-ным путь, бытовой


Насморк, кашель, конъюнктивита, температу-ра до 38 о , припухлость лимфотических узлов, сыпь.

Больной человек. Воздуш

Влияние болезни в организме

но- капель-ный путь.

Инкубационный период- 2-3 недели.

Мероприятия в отношении больных

Опасна для беременных женщин.

На 2-3 дня постельный режим, изоляция на 10 дней.


Головная боль, озноб, температу

ра до 39 о -40 о, боль в горле, язык покрывается беловато – серым налетом, миндали-ны с желовато – белыми пленками, увеличе-ние лимфоти-ческих узлов, сыпь.

Влияние болезни в организме

ной человек или бациллоноси

Заразен в течении всей болезни и еще на 5-6 дней после исчезнове

Мероприятия в отношении больных

ния признаков болезни.

Иммунитет на всю жизнь.

тель, воздушно – капель-ным путем, быто

Осложнение на сердце, среднее ухо, почки, лимфатические узлы.

ки, изоляция больного.


Озноб,высокая температура недомогание, слабость, головная боль, ломота во всем теле, выделение из носа, кашель. .

Влияние болезни в организме

Инкубационный период – от несколько часов до 2 дней. Выздоровление наступает на 5-6 день.

Мероприятия в отношении больных

Осложнения в любых органах и системах.

вания – человек зараже

ние – воздуш но-капель-ным путем.


Особенности ухода за инфекционным больным:

  • Изоляция больных в боксах и полубоксах.
  • Ограничение контактов (отсутствие общих столовых, комнат отдыха, свиданий с родственниками).
  • Проведение физиотерапевтических процедур в палатах.
  • Проведение очаговой (текущей и заключительной) дезинфекции у постели больного.
  • Строгое соблюдение лечебно-охранительного режима.


  • 1. Инфекция
  • 2. Грипп
  • 3. Кашель

  • 1.Как назывались инфекционные болезни в древности:
  • a) заразные;
  • b) опасные;
  • c) инфекционные;
  • d) повальные;
  • e) смертельные.
  • 2.Какое общее число официально зарегистрированных инфекционных болезней:
  • a) свыше;
  • b) свыше 100;
  • c) свыше тысячи;
  • d) свыше миллиона.
  • 3.Инфекционная болезнь, это:
  • a) крайняя степень развития инфекционного процесса;
  • b) наличие клинической симптоматики;
  • c) наличие патоморфологического субстрата;
  • d) динамика специфических антител;
  • e) все перечисленное.
  • 4.Инфекционная болезнь, это взаимодействие:
  • a) микроорганизма, макроорганизма;
  • b) микроорганизма, макроорганизма, внешней среды;
  • c) макроорганизма, внешней среды.
  • 5.Субклиническая форма, это инфекция:
  • a) особо опасная;
  • b) ранняя;
  • c) стертая;
  • d) типичная;
  • e) инапарантная.
  • 6.Инапарантная форма инфекции, это инфекция:
  • a) с клиникой, без иммунного ответа ;
  • b) транзиторное носительство;
  • c) без клиники, с иммунным ответом;
  • d) медленная.

[youtube.player]

Задача № 1

Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом: острая дизентерия, средней тяжести. При сестринском обследовании мед.сестра получила следующую информацию: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, горячие на ощупь нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: неоформленный слизистый. Диурез в норме.

Задания

1. 1. Определите проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

Эталон ответа

1. На­ру­шен­ные по­треб­но­сти: есть, пить, вы­де­лять, ра­бо­тать, об­щать­ся, под­дер­жи­вать нор­маль­ную тем­пе­ра­ту­ру те­ла.

Проблемы пациента: боли в животе, лихорадка, частый жидкий стул со слизью, беспокойство по поводу здоровья членов семьи, дефицит знаний, умений.

Приоритетная проблема: жидкий стул со слизью.

План Мотивация
1. Мед. сестра ознакомит пациента с правилами поведения в боксе (палате). Адаптация пациента к новым условиям
2. Выделит индивидуальный горшок (судно), предупредит о необходимости показывать стул мед. работнику. Для сбора материала на анализы, контроля за выделениями (качество, количество), текущей дезинфекции
3. Объяснит, как ухаживать за анусом, проверит понял ли ее пациент (проверит наличие у больного мыла, вазелина). Предупреждение осложнений, устранение дискомфорта
4. Обеспечит прием жидкости, расскажет как ее принимать (скорость, объем) с учетом назначений врача и состояния пациента. Борьба с интоксикацией и обезвоживанием
5. Расскажет о диете и объяснит ее значение. Удовлетворение потребностей в питании в соответствие с физиологическими возможностями
6. Расскажет о наблюдении мед. работниками за контактировавшими с больным родными. Устранить беспокойство родного
7. Продолжит наблюдение с отметкой в температурном листе за выделениями, температурой, внешним видом, состоянием, поведением больного. Предупреждение развития осложнений, коррекция лечения врачом
8. Выполнит назначения врача: возьмет материал для анализов (кал, моча), принесет лекарства и объяснит правила приема. Уточнение диагноза. Предупреждение осложнений, побочных, действий лекарств. Эффективность лечения
9. Обеспечит смену белья по мере его загрязнения. Проконтролирует проведение текущей дезинфекции. Соблюдение инфекционной безопасности

3. Студент демонстрирует технику взятия кала на бактериологическое исследование на фантоме.

Задача № 2

Пациент С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

Объективно: температура 37,6 о С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.

Пациенту назначено: промывание желудка до чистых промывных вод; забор рвотных масс, промывных вод желудка и кала на бак. исследование; внутрь обильное питье: регидрон дробно.

Задания

1. Определите проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.

1. Нарушены потребности: есть, пить, выделять, работать, общаться, поддерживать нормальную температуру тела.

Настоящие проблемы: тошнота, рвота, жидкий стул, боли в животе, лихорадка.

Потенциальные проблемы: риск развития обезвоживания организма.

Приоритетная проблема: рвота.

2. Краткосрочная цель: рвота прекратится после промывания желудка.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на чувство тошноты к моменту выписки и знать меры профилактики пищевых отравлений.

План Мотивация
1. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания.
2. Обеспечить сбор рвотных масс и промывных вод желудка, кала. Для проведения бак. исследований
3. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания.
4. Приготовить все необходимое для промывания желудка и провести его, по назначению врача. Для удаления остатков пищи, содержащих токсины, из желудка.
5. Проводить текущую дезинфекцию. Для профилактики кишечных инфекций.
6. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо-электролитных растворов: регидрон дробно. Для восстановления потерянной жидкости

Задача № 3.

В инфекционное отделение ЦРБ поступил пациент К., 22 лет, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели. Из анамнеза: в течение 3-х лет принимает наркотики внутривенно, 2 года тому назад поставлен диагноз: ВИЧ-инфекция.

Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2 о , пульс 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70.

Задания

1. Определите проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

3. Продемонстрируйте забор кала на баканализ.

1. Ухудшение состояния пациента, связанное с развитием вторичных заболеваний на фоне иммунодефицита при ВИЧ-инфекции.

- многократный жидкий стул – диарея;

Потенциальная проблема: обезвоживание.

Приоритетная проблема: диарея.

Цель: уменьшить кратность стула; не допустить развития обезвоживания.

План Мотивация
1. Рассказать больному о правилах поведения в палате (боксе) инфекционного отделения. Адаптация пациента к условиям стационара, устранение дефицита знаний.
2. Выделить предметы ухода, горшок (судно) и обучить правилам пользования. Инфекционная безопасность, контроль за выделениями пациента, профилактика осложений.
3. Обеспечить уход за кожей перианальной области после каждого испражнения: промывание теплой водой с мылом, просушивание мягкой тканью и нанесение вазелина. Обучить пациента правилам гигиены. В случае тяжелого состояния больного восполнить дефицит самоухода. Для защиты кожных покровов от мацерации и нагноения.
4. Обучить пациента гигиеническим правилам. В целях профилактики заражения окружающих лиц.
5. Обеспечить пациента достаточным количеством жидкости (водно-солевые растворы, чай) и посоветовать пациенту принимать жидкость небольшими порциями, но часто. Для восполнения потерянной организмом жидкости и электролитов (калий, натрий).
6. Предложить пациенту принимать небольшие количества пищи с низким содержанием волокон через каждые 2 часа. Для поддержания жизненных функций организма.
7. Осуществить забор материала (крови, кала и т.д.) на исследования. Для выяснения причин диареи.
8. Проследить за приемом антидиарейных и кровоостанавливающих препаратов согласно назначения врача. Для эффективности лечения.
9. Проводить текущую дезинфекцию. Соблюдение инфекционной безопасности.
10. Установить наблюдение за психическим статусом и поведением больного. Предупреждение осложнений вызванных приему наркотиков.

Оценка: улучшение состояния пациента – прекращение диареи, признаков обезвоживания нет. Цель достигнута.

3. Студент демонстрирует технику взятия кала на бак. анализ согласно алгоритму манипуляции.

Задача № 4.

В противотуберкулезный диспансер поступила пациентка 17 лет с диагнозом ВИЧ-инфекция, пневмоцистная пневмония? Через 3 дня после поступления возникла сильная одышка.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника, частота дыхательных движений 40 за 1 мин., дыхание затрудненное, АД 140/90, температура 37,3 о . Живот мягкий, участвует в акте дыхания, безболезненный.

Задания

1. 1. Определите проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

3. Продемонстрируйте взятие мокроты для бактериологического исследования.

Потенциальная проблема: ухудшение состояния пациента, связанное с прогрессированием ВИЧ-инфекции.

Приоритетная проблема: одышка.

Цель: уменьшить одышку.

План Мотивация
1. Обеспечить психический и физический покой. 1. Для эффективности лечения.
2. Поднять изголовье кровати или обеспечить полусидячее положение больного в постели. 2. Для облегчения дыхания.
3. Каждые 2 часа оценивать состояние дыхания пациента – частоту и качество дыхания, наличие кашля, цвет кожных покровов. 3. Для ранней диагностики и своевременной помощи в случае возникновения осложнений.
4. Научить пациента способам облегчения дыхания. 4. Для облегчения дыхания.

Оценка эффективности предоставляемой помощи: состояния пациента улучшилось, одышка и кашель уменьшились. Цель достигнута.

Студент рассказывает о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

Кровь от больного отбирается в процедурном кабинете ЛПУ в количестве 3-5 мл в чистую стерильную посуду, отбор сыворотки проводится после предварительного отстаивания забранных образцов крови в течение 1,5-2 часов при комнатной температуре или в течение 1 часа при 37° С в термостате. Снятие сыворотки со сгустка позже 3-х часов после взятия крови недопустимо. Отбор сыворотки проводится в отдельной комнате или на специальном отведенном столе отдельным для каждой порции крови наконечником с помощью груши или автоматической пипеткой с одноразовым наконечником. Для лучшего отделения сыворотки рекомендуется обведение сформировавшегося сгустка крови индивидуальной стеклянной палочкой или пипеткой. Необходимо избегать попадания эритроцитов в сыворотку. Нельзя отбирать сыворотку, переливая ее из пузырька в пузырек. Это приводит к бактериальному загрязнению исследуемого материала, увеличивая риск аварии.

Студент демонстрирует взятие мокроты для бактериологического исследования согласно алгоритму манипуляции.

Мокроту для бактериологического исследования собирают либо во время кашлевого толчка, либо при бронхоскопии. Медицинская сестра должна обучить пациента правилам сбора мокроты во время кашлевого толчка. Обычно собирают утреннюю порцию мокроты. Пациент не должен прилагать усилия для отхаркивания, если в данный момент он не может выделить мокроту.

Следует помнить, что мокроту до исследования в лаборатории можно хранить не более 1-2 ч. в холодильнике при температуре 4° С, поэтому нужно доставить материал в лабораторию как можно быстрее, снабдив его сопроводительным документом.

Алгоритм действий медсестры:

- обеспечить больного стерильной банкой;

- пациент должен хорошо вычистить зубы;

- попросить прополоскать рот водой;

- попросить пациента сделать глубокий вдох и покашливание;

- собрать мокроту в банку (кол-во 3-5 мл);

- отправить в лабораторию;

- прикрепить направление с указанием Ф.И.О. и цели исследования.

7. Провести беседу о профилактике пищевых отравлений. Устранение дефицита знаний

Оценка: пациент отмечает прекращение рвоты.

3. Студент демонстрирует манипуляцию в соответствии с алгоритмом действия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

[youtube.player]

Уход за больными независимо от профиля стационара состав­ляет важную часть лечебных мероприятий, способствующих выз­доровлению пациентов. В условиях инфекционного стационара обес­печение правильного ухода за больными имеет особо важное зна­чение, поскольку способствует не только физической и психологической поддержке больных, но и предотвращению развития ос­ложнений. [19]

Сестринский уход представляет собой метод организации и оказания сестринской помощи. Сестринский уход предусматривает наличие схемы действий медсестры по отношению к пациенту, направленных на предупреждение, облегчение, уменьшение и сведение до минимума возникающих у пациента проблем.

Осуществление ухода за пациентом с каким-либо инфекционным заболеванием имеет ряд особенностей, главным образом связанных с его интоксикацией, необходимостью соблюдения постельного режима и т.д. Уход такого рода включает большой комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, а также лечебных и диагностических процедур, целями которых являются скорейшее выздоровление пациента и профилактика распространения инфекции.

В первую очередь следует помнить о том, что подавляющее большинство таких больных выделяют возбудителей заболевания во внешнюю среду, являясь источниками инфекции. Чрезвычайно важно знать характерные особенности конкретного заболевания, хорошо представлять себе, где именно в организме пациента локализуются возбудители и какими путями они могут попадать во внешнюю среду, а также каким образом может произойти инфицирование окружающих. Исходя из этого определяются необходимые мероприятия по предотвращению распространения инфекции.

Инфекционные болезни отличаются острым течением и значительной динамикой, что обусловливает резкие изменения состояния пациента. В связи с этим он должен находиться под постоянным контролем квалифицированного медицинского персонала. [7]

При инфекционных заболеваниях клиническое выздоровление нередко наступает значительно раньше, чем организм пациента успевает полностью восстановиться. Наличие в организме инфекции неизбежно приводит к развитию органических и функциональных расстройств, для ликвидации которых требуется значительное время. В период выздоровления пациенты ослаблены, у них имеются нарушения со стороны психики, могут присутствовать расстройства деятельности сердечнососудистой системы или других органов. Наряду с этим их общее самочувствие зачастую может быть достаточно неплохим. Медицинские сестры должны хорошо представлять указанные особенности инфекционных больных, чтобы осуществлять надлежащий уход за ними в условиях стационара.

Для эффективной терапии заболевания медицинский персонал профильного отделения стационара обязан вести постоянное наблюдение за состоянием пациента и фиксировать в специальном журнале данные основных показателей, к которым относятся частота и характер пульса и дыхания, мочеиспускания, стула, суточный диурез и т.д. Все записи производятся лечащим или дежурным врачом.

Контролируя деятельность дыхательной системы больного, следует фиксировать частоту дыхательных движений (в 1 мин), общий тип дыхания, наличие патологических изменений (стенотического дыхания, дыхания Чейна - Стокса и т.п.), наличие и характер кашля и выделения мокроты (общего количества, цвета, консистенции). В ряде случаев у больных наблюдаются патологии дыхания, что особенно характерно для тяжелых интоксикаций, коматозного состояния и некоторых нейроинфекций. Изменения характера дыхания также отмечаются, если основное заболевание осложнено пневмонией. Стенотическое дыхание в большинстве случаев выявляется при дифтерийном крупе. При развитии отека легких дыхание обычно шумное и клокочущее.

Сбор мокроты пациентов для оценки общего ее количества производится в специальную посуду из стекла с плотной крышкой. Такие емкости подвергаются дезинфекции с помощью 3%-ного раствора лизола. Забор данного биологического материала для лабораторного исследования проводится в стеклянные емкости с крышкой, которые промываются кипятком.

Тяжелое состояние инфекционного больного предполагает соблюдение постельного режима в течение длительного времени. На фоне общего ослабления организма это может способствовать развитию так называемой гипостатической, или застойной, пневмонии. Для предупреждения развития данного осложнения необходимо регулярно поворачивать больного в постели.

При целом ряде инфекционных заболеваний могут наблюдаться патологические изменения со стороны деятельности сердечнососудистой системы. Для того чтобы своевременно их выявить, медицинская сестра и лечащий врач должны следить за пульсом пациента, отмечая его частоту, наполнение, напряжение, ритм, по возможности чаще измерять артериальное давление, проводить определение перкуторных границ сердца, осуществлять аускультацию (выслушивание), фиксируя тоны, их расщепление и характер определяемых шумов. [14]

Необходимо поддерживать хорошее гигиеническое состояние ротовой полости пациента. После каждого приема пищи больной должен полоскать полость рта теплой кипяченой водой и проводить чистку зубов. Больным, находящимся в тяжелом состоянии, медсестра должна обрабатывать ротовую полость ватным тампоном, обильно смоченным 2%-ным раствором борной кислоты, не менее двух раз в день. Во время проведения данной гигиенической процедуры избегайте резких движений во избежание травмирования слизистой оболочки полости рта. Аналогичная методика применяется для очищения языка тяжелобольного. В случае, если отмечается сухость языка, обработайте его смесью глицерина с водой в соотношении 1: 1. Возможные трещины языка дезинфицируются 2%-ным раствором азотно-кислого серебра. Поддержание нормального гигиенического состояния полости рта является важной профилактической мерой для предотвращения гнойных паротитов, нередко возникающих, в частности, при брюшном и сыпном тифах.

При выраженном вздутии кишечника можно использовать специальную газоотводную трубку. Инфекционным больным, тяжесть состояния которых не позволяет им самостоятельно посещать туалет, выделяют индивидуальные судна. [13]

При возникновении рвоты голову пациента следует повернуть набок и немного наклонить во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути и развития аспирационной пневмонии. В ряде случаев рвоту можно успокоить, дав больному небольшие кусочки льда или мятную настойку (8 - 10 капель на 100 мл воды) внутрь.

Всем пациентам с инфекционными заболеваниями в обязательном порядке еженедельно проводится лабораторное исследование мочи. Во многих случаях существует необходимость определения водного баланса - соотношения суточного диуреза и объема потребляемой за сутки жидкости.

При некоторых инфекционных заболеваниях могут возникать такие осложнения, как циститы и пиелиты. В таких ситуациях показано назначение антибиотикотерапии, диеты с преобладанием молочных и растительных продуктов и обильным питьем.

Все лечебные и диагностические манипуляции (внутривенные вливания препаратов, спинномозговые и плевральные пункции, гемотрансфузии, пункции живота при асците, катетеризация мочевого пузыря, кожные пробы) должны выполняться исключительно врачом. Некоторые манипуляции проводятся непосредственно у постели больного. Проведение подкожных и внутримышечных вливаний лекарственных препаратов, зондирование, постановка клизм и согревающих компрессов - задачи медицинских сестер.

При проведении всех без исключения диагностических и лечебных процедур следует строго соблюдать правила асептики и антисептики, поскольку снижение иммунитета у больных с инфекционными заболеваниями создает предпосылки для возникновения вторичной инфекции.

Особого внимания заслуживает питание больных и выздоравливающих. Пациенты должны принимать пищу не менее четырех раз в день (завтрак, обед, полдник, ужин) в часы, четко определенные внутренним распорядком стационарного отделения. Ослабленный организм пациента с инфекционным заболеванием особенно нуждается в получении витаминов, и это следует учитывать при назначении определенной диеты. Для обогащения рациона больного витаминами следует включать в него натуральные соки, а в том случае, если не отмечается значительных поражений органов пищеварительного тракта, допустимо давать больному свежие фрукты и овощи.

Если имеет место серьезное обезвоживание организма, то его ликвидация достигается путем внутривенных (предпочтительнее капельных) или подкожных вливаний 0,9%-ного раствора натрия хлорида и 5%-ного раствора глюкозы. При нарушениях функции глотания прибегают к кормлению посредством зонда или же питательных клизм.

Посуда и остатки пищи инфекционного больного обязательно должны дезинфицироваться. Самым простым дезинфицирующим средством для этих целей является хлорамин Б. Для дезинфекции посуды с остатками пищи используют его 0,5%-ный раствор. [8]

Выраженная интоксикация, значительное обезвоживание, нарушение функции глотания - все эти факторы позволяют лечащему врачу принять решение об искусственном питании при помощи питательных клизм. Перед тем как приступить к данной процедуре, больному ставят очистительную клизму, после чего посредством специального резинового катетера, введенного в прямую кишку, подают из воронки питательную смесь, обычно состоящую из молока, сахара, яичного желтка с добавлением аскорбиновой кислоты. Единовременно вводятся 100 - 150 мл питательной смеси по 3 - 4 раза в сутки. Температура питательной смеси должна составлять 36 - 37°С.

Медицинский персонал отделения должен постоянно следить за чистотой постели и белья больного, поскольку это создает определенный комфорт и улучшает настроение больного. При потоотделении нательное белье нужно менять по мере необходимости, не следует повторно использовать высушенное, пропитанное потом белье. Нельзя допускать, чтобы лихорадящий больной находился в прохладном и влажном белье, поскольку это может привести к развитию осложнений (пневмо­нии и т.д.). Перед каждой сменой нательного белья тело больного необходимо насухо протереть.

Знание этиологии и способствующих факторов возникновения инфекционных заболеваний нервной системы, клинической картины и осложнений, особенностей диагностики данного класса заболевания и подготовки к ним, принципов лечения и профилактики, манипуляций поможет медицинской сестре осуществить все этапы сестринского ухода.

Инфекционные заболевания нервной системы опасны своими последствиями, ведь они поражают органы чувств, интеллект, влияют на эмоционально-волевую сферу и двигательный аппарат. Столь разное психологичес­кое состояние пациентов требует от медицинской сестры терпе­ния и выдержки. Ни при каких обстоятельствах не следует показы­вать раздражения. Медицинская сестра своим вниманием к пациенту, чутким отношением создает обстановку покоя, которая способствует скорейшему выздоровлению. Искреннее внимание к больному, спокойная и терпеливая реакция на просьбы и даже капризы, готовность оказать помощь иногда могут быть более эффективными, чем лекарственная терапия.

Таким образом, медсестра должна создать лечебно-охранительный режим. Постоянно осуществлять контроль за состоянием пациента, его уровнем сознания, пульсом, ЧДД, АД, температурой тела. Следить за проходимостью дыхательных путей, производить их санацию. Осуществлять подачу увлажненного кислорода. Проводить профилактику пролежней и застойной пневмонии. При параличах и парезах ухаживать за парализованными конечностями, помогать при передвижении и в обслуживании. Выполнять назначения врача. При появлении психических расстройств у пациентов быть терпеливой, осторожно и настойчиво добиваясь выполнения назначений врача. [3]

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1128 ;

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.