Кузьменко л г овсянников д ю киселева н м детские инфекционные болезни

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

УДК 616.9(075.8) ББК 57.33я73

Р е ц е н з е н т ы :

профессор кафедры инфекционных болезней Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, д-р мед. наук В. А. Малое',

зав. кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, д-р мед. наук, профессор Н. П. Шабалов

2009. — 528 с. [16] л. цв. ил. ISBN 978-5-7695-5747-7

С позиций современных достижений биологии и медицины изложены сведения об инфекционных заболеваниях у детей. При сохранении тради­ ционной последовательности изложения вопросов этиологии, патогене­ за, клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диа­ гностики, лечения и профилактики отдельных нозологических форм уде­ лено внимание синдромальному подходу к диагностике и терапии забо­ леваний. Особое внимание обращено на иммунологические аспекты инфеционных заболеваний.

Для студентов высших медицинских учебных заведений.

УДК 616.9(075.8) ББК 57.33я73

Исторически сложилось так, что инфекционные заболевания, встречающиеся почти исключительно у детей, называются детс­ кими инфекциями, хотя могут возникать и у взрослых людей. С точ­ ки зрения современной медицины это обусловлено, с одной сто­ роны, незрелостью детского организма и, прежде всего, иммун­ ной системы, а с другой — тем, что у детей, переболевших таки­ ми инфекциями и выживших после них, формируется прочный (практически пожизненный) иммунитет, предохраняющий их от повторного заражения. Это обеспечивает невосприимчивость взрос­ лых людей к соответствующим микроорганизмам.

Основные успехи в многовековой борьбе человека с инфекци­ онными болезнями почти полностью относятся к XX в. Именно тогда были разработаны лабораторные методы идентификации возбудителей, внедрены в медицинскую практику антибактери­ альная терапия и вакционопрофилактика. Вместе с тем в значи­ тельной мере именно из-за этого произошли изменения в струк­ туре инфекционных болезней. Если в первой половине XX в. веду­ щая роль принадлежала бактериальным инфекциям, то уже во второй половине этого же столетия и в начале XXI в. стали доми­ нировать вирусные инфекции и болезни, вызываемые другими внутриклеточными микроорганизмами.

Несмотря на достигнутые успехи, в настоящее временя инфекци­ онные болезни по-прежнему являются одной из ведущих причин смертности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из 55 млн чел., умерших во всем мире в 2000 г., 10 млн чел. погибли от инфекционных заболеваний. Дети чаще всего страдают от инфекционных болезней. В ряде регионов мира именно инфек­ ционные болезни являются основной причиной детской смертности.

В последние годы в России вышел в свет ряд руководств и мо­ нографий, достаточно полно отражающих как общие, так специ­ альные вопросы инфекционных болезней у детей. Однако на наш взгляд в учебниках недостаточно отражены некоторые современ­ ные аспекты инфекционных болезней у детей, поэтому мы пред­ приняли попытку восполнить этот пробел.

Структура учебника несколько отличается от структуры других учебных изданий по данной тематике. При сохраненном традици­ онном для отечественной медицинской школы последовательном

изложении вопросов этиологии, патогенеза, клинической и ла­ бораторной диагностики, дифференциальной диагностики, лече­ ния и профилактики отдельных нозологических форм большое внимание уделено синдромальному подходу к диагностике и те­ рапии заболеваний.

Такая структура имеет несколько преимуществ.

1. Отражены требования клинической практики, поскольку при первой встрече с пациентом врач прежде всего фиксирует внима­ ние на имеющихся у больного симптомах и синдромах.

2. Несмотря на раскрытие этиологии большинства инфекцион­ ных заболеваний, успехи этиологической диагностики заболева­ ния у конкретного больного более скромны. Помимо этого у ряда детей имеет место микст-инфекция. Это нашло отражение в пред­ лагаемых схемах эмпирической этиотропной терапии, которые предусматривают назначение стартового антибиотика на основа­ нии эпидемиологических данных о наиболее вероятных возбуди­ телях того или иного заболевания, не дожидаясь результатов ис­ следования, уточняющих этиологию. При отсутствии клинического эффекта в течение 48 — 72 ч и(или) при выявлении возбудителя, не имеющего чувствительности к указанному препарату, лекар­ ственное средство меняют. В практической деятельности такой подход господствует повсеместно, в особенности в условиях сла­ бой лабораторной базы.

3. Синдромальный подход к диагностике и лечению инфекци­ онных заболеваний имеет методологическое обоснование. Так, при­ ступая к изучению курса инфекционных заболеваний у детей и видя перед собой список из большого количества нозологических форм, студент часто теряется от одного только объема материала. В то же время в инфекционных болезнях существует гораздо боль­ ше общего, чем частного. Однако это общее не всегда выявляется при рассмотрении инфекционных заболеваний как нозологичес­ ких форм. При посиндромном рассмотрении оно становится бо­ лее заметным.

Главы по общей инфектологии предваряют изложение частных вопросов инфекционной патологии. Материал по этиологии, па­ тогенезу, диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней детского возраста изложен в соответствии с уровнем достижений современной биологии и медицины. Много внима­ ния уделяется иммунологическим аспектам инфекционных забо­ леваний у детей. Изменившаяся в конце XX в. структура инфекци­ онных заболеваний потребовала включения в учебник новых но­ зологических форм.

Сведения о некоторых заболеваниях инфекционной этиологии, не относящихся, однако, к числу эпидемических (некоторые внут­ риутробные инфекции, сепсис новорожденных и детей грудного возраста, острые пневмонии и др.), не приведены, так как их изучают в курсе детских болезней. В то же время в учебник вклю­ чены основные сведения из предыдущих курсов (микробиологии, иммунологии, патофизиологии и др.).

Номенклатура лекарственных форм представлена в учебнике в Международных непатентованных наименованиях (МНН). Для облегчения усвоения материала в издании есть терминологичес­ кий словарь.

Надеемся, что настоящий учебник восполнит известный недо­ статок учебной литературы по детским инфекциям.

Все главы написаны авторами совместно. За помощь в написа­ нии подраздела 7.1 благодарим кандидата медицинских наук О. В. Алексееву.

Авторы испытывают чувство искренней признательности ис­ следователям, чьи труды были использованы в процессе работы над учебником, и с благодарностью примут и учтут в дальнейшей работе критические замечания коллег и студентов.

АГ — антиген АД — артериальное давление

АДГ — антидиуретический гормон АДС — адсорбированный дифтерийно-столбнячный (анатоксин)

АКДС — адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная (вакцина)

АКТГ — адренокортикотропный гормон АлАТ — аланинаминотрансфераза АсАТ — аспартатаминотрансфераза

АТ — антитела АТФ — аденозинтрифосфорная кислота

АЧТВ — активированное частичное (парциальное) тромбоплас­ тиновое время

БОС — бронхообструктивный синдром БЦЖ — противотуберкулезная вакцина (бацилла Кальметта—Ге­

ВГЧ — вирус герпеса человека

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека (HIV) ВПГ — вирус простого герпеса ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ВЭБ — вирус Эпштейна—Барр

ГГНС — гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа ГКС — глюкокортикостероиды

ГМ-КСФ — гранул оцитарно-моноцитарный колониестимулирующий фактор

ГНТ — гиперчувствительность немедленного типа ГУС — гемолитико-уремический синдром ГЭБ — гематоэнцефалический барьер

ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свертывание ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота ЖКТ — желудочно-кишечный тракт ИВЛ — искусственная вентиляция легких

ИЛ — интерлейкины ИПВ — инактивированная полиомиелитная вакцина

ИТШ — инфекционно-токсический шок ИФА — иммуноферментный анализ ИФН — интерферон КСФ — колониестимулирующий фактор

ЛИП — лимфоидная интерстициальная пневмония (лимфоидный интерстициальный пневмонит)

лт — лейкотриены мРНК — матричная РНК (рибонуклеиновая кислота)

НПВС — нестероидные противовоспалительные средства ОКИ — острая кишечная инфекция они — острая надпочечниковая недостаточность ООБ — острый обструктивный бронхит

опн — острая почечная недостаточность ОРВИ — острые респираторные вирусные инфекции

ОРЗ — острые респираторные заболевания ОРИ — острые респираторные инфекции оцк — объем циркулирующей крови оцп — объем циркулирующей плазмы

пг — простагландины ПАБ К — пара- аминобензойная кислота

ПГ1 2 — простациклин ПОН — полиорганная недостаточность

ПЦР — полимеразная цепная реакция РА — реакция агглютинации

РДС — респираторный дистресс-синдром РИА — радиоизотопный анализ РИМ — радиоиммунологический метод

РИФ — реакция иммунофлюоресценции РКА — реакция коагглютинации РЛА — реакция латекс-агглютинации

РНГА — реакция непрямой гемагглютинации РНК — рибонуклеиновая кислота

РНИФ — реакция непрямой иммунофлюоресценции РОБ — рецидивирующий обструктивный бронхит

РПГА — реакция пассивной гемагглютинации РС-вирус — респираторно-синцитиальный вирус

РСК — реакция связывания комплемента РТГА — реакция торможения гемагглютинации

СК — стволовая клетка СКВ — системная красная волчанка

скк — стволовые кроветворные клетки слт — стенозирующий ларингит, ларинготрахеит

СМФ — система мононуклеарных фагоцитов СОЭ — скорость оседания эритроцитов

спид — синдром приобретенного иммунодефицита ССВО — синдром системного воспалительного ответа ССВР — синдром системной воспалительной реакции

СТГ — соматотропный гормон СЭС — санитарно-эпидемиологическая станция

Тз — трийодтиронин Т 4 — тироксин

ТТГ — тиреотропный гормон

ТФР — трансформирующий фактор роста УВЧ — ультравысокие частоты УЗИ — ультразвуковое исследование

ФАТ — фактор активации тромбоцитов ФНО — фактор некроза опухолей

Ф-1-ФА — фруктозо-1-фосфатальдолаза ХБсО — хронический бронхиолит с облитерацией ЦМВ — цитомегаловирус ЦНС — центральная нервная система

ЦСЖ — цереброспинальная жидкость ЭАЭ — энтероадгезивные Е. coli ЭГЭ — энтерогеморрагические Е. coli ЭИЭ — энтероинвазивные Е. coli ЭКГ — электрокардиограмма ЭМГ — электромиограмма

ЭПЭ — энтеропатогенные Е. coli ЭТЭ — энтеротоксигенные Е. coli

ЭхоКГ — эхокардиограмма ЭЭГ — электорэнцефалограмма HAY — вирус гепатита А

HBY — вирус гепатита В

HCV — вирус гепатита С

HDY — вирус гепатита D

HEY — вирус гепатита Е

HLA — лейкоцитарные антигены человека (Human Leucocyte Antigens)

МНС — главный комплекс гистосовместимости (Major Hystocompatibility Complex)

MRSA — Метициллинрезистентные штаммы золотистого стафило­ кокка

NK-клетки — натуральные (естественные) киллеры spp. (species) — вид, виды; род

Ti/ 2 — период полувыведения лекарственного средства (фарм.) Thl — Т-хелперы первого типа

Th2 — Т-хелперы второго типа

TSST-1 — токсин-1, выделяемый некоторыми штаммами золотис­ того стафилококка, обусловливающий развитие токси­ ческого шока

ТХ — тромбоксаны ТХА 2 — тромбоксан А 2

YZY — вирус ветряной оспы/опоясывающего лишая (virus varicella/zoster)

[youtube.player]

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Тюрин Н.А., Кузьменко Л.Г. Детские болезни часть I. Учебник для вузов, М.: РУДН, 2004

2. Тюрин Н.А., Кузьменко Л.Г., Киселева Н.М. Детские болезни часть II.Учебник для вузов, М.: РУДН, 2004

3. Кузьменко Л.Г., Овсянников Д.Ю., Киселева Н.М. Детские инфекционные болезни.- М.: Академия, 2009

1. Педиатрия / под редакцией Шабалова Н.П., С-Пб,:Спецлит, 2003

2. Пропедевтика детских болезней / под редакцией Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., М.:Геотар-Медиа, 2008

7. Шабалов Н.И. (под ред.) Неонатология. С.-П., М., 2004г., 1,2 том.

8. Володин Н.Н (под ред.) Неонатология. Национальное руководство. М., Гэотар-Медиа, 2007

10. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии. М., Гэотар – Медиа, 2005.

11.Папаян А. В., Савенкова Н. Д. Клиническая нефрология детского возраста. — СПб.: Сотис, 1997. — 718с.

12.Медицинские стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с аллергическими заболеваниями и нарушениями иммунной системы. М, 2000

13. Костинов М.П. Иммунокоррекция в педиатрии. М. 1997

14. Детская гастроэнтерология. / Под ред. А. А. Баранова, Е. В. Климанской, Г. В. Римарчук. — М., 2002. — 592с.

15. Жуковский М. Н. Детская эндокринология — М.: Медицина, 1995.

16. Касаткина Л. П. Сахарный диабет у детей — М.: Медицина, 2000.

17. Лечение сахарного диабета у детей. Метод, указ. для студентов и врачей.
Питер.2001.

18. Аллергические болезни у детей. / Под ред. М. Я. Студеникина, И. И. Балаболкина. — М.: Медицина, 1998. — 352с.

19. Володин Н.Н., Антонов А.Г., Базарова М.В. и др. Протоколы диагностики, лечения и профилактики внутриутробных инфекций у новорожденных детей. Издание 2-е, переработанное. Москва, 2002

20. Руководство по детской ревматологии. / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой, Г.А. Лыскиной М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 720с.

21. Школьникова М.А. Жизнеугрожающие аритмии у детей.- М. - 1999.-230с.

22. Запруднов А.М., Мазурин А.В. Детская гастроэнтерология. Справочник. М., 1998

23. Вельтищев Ю.Е., Бочков Н.П. (под ред.). Наследственная патология человека. Т.1,2. М., 1997

24. Кисляк Н. С. Гематология детского возраста.- М.: Медицина, 1998.

25. Румянцев А.Г., Токарев Ю.Н. (под ред.). Анемии у детей: диагностика и лечение. Практическое пособие по детской гематологии. Москва, 2000

26. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей. Т. 1 - 2, М., Медицина, 1987.

27.Практическое руководство по детским болезням. /Под общей редакцией В.Ф. Коколиной, А.Г. Румянцева, М.: Медпрактика, 2003-2007.

28. Овсянников Д.Ю. Система оказания медицинской помощи детям, страдающим бронхолегочной дисплазией./ Руководство для практикующих врачей / под ред. Кузьменко Л.Г. – М.:МДВ,2010, 152с.

29. Капранов Н.И., Шабалова Л.А., Каширская Н.Ю. и др. Муковисцидоз (Современные достижения и проблемы). Методические рекомендации - М.: Медпрактика-М, 2001, 76с.

● Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и

● Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков (второй пересмотр) Москва, 2008

● НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Москва, 2010

Дополнительный список изданий по основным направлениям педиатрии (для ординаторов)

Баранов А.А., Климанская Е.В. (под ред.). Болезни органов пищеварения у детей.
М., 1999

Алексеев Н.А. (под ред.). Гематология детского возраста. Учебник С.-П., 1998

Роджерс М., Хелфаер М. Неотложная помощь и интенсивная терапия.
Руководство по педиатрии. СПб., 1999.

Баранов А.А., Щеплягина Л.А. (под ред.). Физиология роста и развития детей и
подростков (теоретические и практические вопросы). М., 2000.

Михельсон В.А., Алмазова И. Г., Неудахин Е. В. Коматозные состояния
детей. — Л.: Медицина, 1988.
Володин Н.И. Неонатология + СБ. Национальное руководство Медпрактика,
г.Москва 2007
Игнатова М. С, Вельтищев Ю. Е. Детская нефрология. — Л.: Медицина, 1989. —

455с
Неотложные состояния у детей / Под ред В. М. Сидельникова. — К.: Здоровье,
1994.

Г.А.Самсыгина. Антибактериальная терапия сепсиса у детей. Пособие для
врачей. Москва, 2003

Рачинский СВ., Волков И.И., Таточенко В.К., Артамонов Р.Г. Альвеолиты и
обструктивные бронхиты у детей. М., 1998

Самсыгина Г.А. Антибиотикотерапия пневмоний и бронхитов у детей.
Методическое пособие. М., 1998

Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и
подростков. Методические рекомендации. Москва, 2003. Ассоциация детских
кардиологов России.

Самсыгина Г.А., Щербакова М.Ю. (под ред.). Кардиология и ревматология
детского возраста. Практическое руководство. 3 том. М., 2004

Мурашко Е.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. М., 1998

Бельмер СВ. Гастроэнтерология детского возраста. Под ред. 2-й том, 2003

Запруднов А.М., Харитонова Л.А. Особенности желчнокаменной болезни в
детском возрасте. М., 2002

Запруднов А.М., Сальникова СИ., Мазанкова Л.Н. Гельминтозы у детей. М.,
2002

Коровина Н.А., Захарова И.Н.и др. Протокол диагностики и лечения
пиелонефрита у детей. Москва, 2000

Сергеева Т.В., Цыгина А.В.. Лечение гломерулонефрита у детей. Москва, 2001

Баркаган З.С. Патология гемостаза у детей. Москва, 1997

Румянцев А.Г., Аграненко В.А. (под ред.). Клиническая трансфузиология.
Руководство. М., 1997.

Практическое руководство по детским болезням (многотомное издание)

Брязгунов И.П. Симптоматические артериальные гипертензии в практике

педиатров. - М.: Медицина. - 2003. - 330 с.

Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для

врачей. Т. 1 - 2, М., Медицина, 1987

Дональд Е.Храйчик, Джон Е.Седор, Майкл Б.Ганц. Секреты нефрологии (Пер. с

У.М.Спивак . Синдром вегетативной дисфункции в раннем и дошкольном

детском возрасте. Ярославль. 2003.

Шабалов Н. П. Детские болезни: Учебник (5-е изд.). — СПб.: Питер, 2002. —
Т.1 — 832с, Т2. — 736с.

Белоусов Ю. В. Гастроэнтерология детского возраста. — X.: Консум, 2000. —
528с.

Резник Б. Я., Зубаренко А. В. Практическая гематология детского возраста. —
К.: Здоровья, 1989.

Гематологические болезни у детей. / Под ред. М. П. Павловой. — Минск:

Вышейшая школа, 1996. — 440с.

Денисов М. Ю. Практическая гастроэнтерология для педиатра. — М.: Издатель

Мокеев, 2000. — 296с.

Папаян А. В., Стяжкина И. С. Неонатальная нефрология. — СПб.: Питер,

Пропедевтика детских болезней /под ред. академика РАМН А.А.Баранова.

Учебная литература для студентов высшего сестринского образования - М.,

Шабалов Н. П. Детские болезни: Учебник (5-е изд.). — СПб.: Питер, 2002. —

Т.1 — 832с, Т2. — 736с

Лекции по актуальным проблемам педиатрии под редакцией профессора
В.Ф.Демина, профессора С.О.Ключникова, РГМУ, Москва, серии 2000, 2001;
2001,2002 . (Патология новорожденных и детей раннего возраста);
2003(Гастроэнтерология); 2004 (Кардиология); 2005 (Пульмонология)

Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия в алгоритмах. С.-П., 1998

Антонов А.Г. Внутриутробная пневмония. Методические рекомендации. М., 1997

Орехов К.Р. (под ред.). Внутриутробные инфекции и патология новорожденных,
Медпрактика - М., 2002

Н.Н.Володин (под ред.). Классификация перинатальных поражений нервной
системы у новорожденных. Методические рекомендации. Москва, 2002

Таболин В.А. (под ред.). Вскармливание недоношенных детей. М., 1991

Царегородцева Л.В., Самсыгина Г.А. Вскармливание детей первого года жизни.
Методическое пособие. М., 2001

Профилактика и лечение атопического дерматита у детей. Методическое
пособие, созданное на основе научно-практической программы Союза педиатров
России. Москва, 2002

Балаболкин М.И, Ревякина В.А. и др. Атопический дерматит у детей.
Методические рекомендации. М., 1998

Насонова В.А. Ревматические болезни. - М., Медицина, 1997.

[youtube.player]

♦ Изучить вопросы развития, питания новорожденного ребенка. Изучить заболевания новорожденных детей.

♦ Усвоить принципы профилактики заболеваний новорожденных детей.

♦ Формировать у учащихся чувство ответственности за жизнь ребенка.

♦ Убедить учащихся в необходимости проведения четких действий в предупреждении и распространении заболеваний новорожденных.



по учебной работе

на заседании цикловой методической комиссии № 4 клинических дисциплин

Время проведения: 22.05.2015 год.

Количество часов: 2 часа

Тип урока: урок - конференция

♦ Изучить вопросы развития, питания новорожденного ребенка. Изучить заболевания новорожденных детей.

♦ Усвоить принципы профилактики заболеваний новорожденных детей.

♦ Формировать у учащихся чувство ответственности за жизнь ребенка.

♦ Убедить учащихся в необходимости проведения четких действий в предупреждении и распространении заболеваний новорожденных.


♦ Способность, концентрировать внимание на дифференциальной диагностики гнойничковых заболеваний кожи у новорожденных детей.

♦ Умение применять на практике полученные знания.

♦ Развивать память, внимание, мышление.

♦ Повысить заинтересованность, внимание при изучении темы.

♦ Углубить и расширить объем знаний по изучаемой теме.

Учащийся должен знать:

Определение заболеваний новорожденных детей.

Классификацию заболеваний новорожденных детей

Клинику, течение, лабораторную диагностику, дифференциальную диагностику, лечение, осложнения, уход и профилактику заболеваний новорожденных детей.

Учащийся должен уметь:

Проводить опрос: собирать анамнез болезни и эпидемиологический анамнез;

Владеть методикой ранней диагностики заболеваний новорожденных детей

Выявить основные симптомы заболевания;

Проводить санитарно-просветительную работу.

Наглядные пособия: Слайды.

Технические средства: компьютер, проектор, экран.



1. Тюрин Н.А., Кузьменко Л.Г. Детские болезни часть I. Учебник для вузов, Тюрин Н.А., Кузьменко Л.Г., Киселева Н.М. Детские болезни часть II.Учебник для вузов,, 2004.

2. Кузьменко Л.Г., Овсянников Д.Ю., Киселева Н.М. Детские инфекционные болезни.- М.: Академия, 2009

Неонатология, под ред. В.В. Гаврюшова и К.А. Сотниковой, Л., 1985;

Неонатология, под ред. Н.П. Шабалова, М., 1988;

Основы рационального питания, под ред. К.С. Ладодо и др., с. 111, Киев, 1987; Пузырева Н.И., Ларюшкина Р.М. и Рыжкова Н.К.

Синдром дыхательных расстройств и сурфактант легких у новорожденных, М., 1987; Сидельникова В.М. Невынашивание беременности, М., 1986.

Организационный момент – 5 мин.

Выступление учащихся Ф-22 – 70 мин.

Вопросы к выступающим – 10 мин

Подведение итогов урока- 5 мин.

Организационный момент – 5 мин.

- Проверить готовность аудитории к занятие.

II. Выступление учащихся – 70 мин.




III. Вопросы к выступающим – 10 мин.

1. Выхаживают детей рожденных с массой тела 800 грамм?

2. До какого возраста ребенка нужно поддерживать грудное вскармливание?

3. Как отражается питание мамы на пищеварения ребенка при грудном вскармливание?

4. Какие молочные смеси наиболее востребованные для детей находящихся на искусственном вскармливание?

5. Какие родовые травмы чаще всего встречаются?

6. Профилактика гнойничковых заболевание кожи у новорожденных детей?

IV.Итог: Выступление преподавателя Кичаповой С.И.

Урок-Конференция прошла интересно, были предоставлены дополнительные материалы по заболевания новорожденных, задавали вопросы к выступающим.

[youtube.player]
Название Учебно-методическое пособие к изучению курса детские болезни
Анкор [MedBooks-Ме дкниги]Острые респираторные инфекции у детей.doc
Дата 24.01.2018
Размер 0.66 Mb.
Формат файла
Имя файла [MedBooks-Медкниги]Острые_респираторные_инфекции_у_детей.doc
Тип Учебно-методическое пособие
#36643
страница 7 из 7
Каталог

Лечение лихорадки и гипертермического синдрома.

С целью снижения температуры тела у ребенка используются физичесие (нелекарственные) методы и назначение лекарственных препаратов – антипиретиков.

Начинают снижение температуры по возможности с использования физических методов. Для снижения температуры тела можно раздеть ребенка, обтереть водой комнатной температуры (25-30 0 С); используются также спиртовые и уксусные обтирания; кладется лед над головой, на область печени и на область крупных сосудов, можно установить рядом с кроваткой вентилятор. Эти способы бывают эффективны при красной гипертермии. При бледной гипертермии физические методы мало эффективны и не показаны.
Жаропонижающие средства (антипиретики) назначаются при определенных показаниях: здоровым детям до 2-х месяцев жизни назначаются при температуре выше 38 0 С, здоровым детям старше 2-х месяцев при наличии только лихорадки 39-39,5 0 С. Если кроме лихорадки отмечаются озноб, боли, то жаропонижающие средства назначаются при температуре больше 39 0 С. Детям из группы риска с судорогами в анамнезе жаропонижающие средства уже назначаются при температуре 37,5 0 С.

В целом назначение зависит от переносимости температуры ребенком.

Антипиретики не назначают для регулярного курсового приема; повторную дозу вводят только после нового повышения температуры тела. Использование антипиретиков на фоне приема антибиотиков маскирует бактериальную инфекцию.

Наиболее безопасным препаратом для понижения температуры является Парацетамол: 15 мг/кг/на прием или 60мг/кг/в сутки. Эффект Парацетамола сохраняется 3-4 часа. При тошноте, рвоте, а также для более длительного эффекта на ночь Парацетамол вводят в свечах в разовой дозе 20мг/кг. Существует ряд детских форм парацетамола: Панадол, Цефекон Д, Эффералган.

Начиная с 6 месяцев жизни, у детей применяется Ибупрофен в дозе 5-10 мг/кг/на прием – препарат из группы нестероидных противовоспалительных средств (НПВС), он рекомендуется как препарат второго ряда, в тех случаях, когда жаропонижающее действие необходимо сочетать с противовоспалительным.

В качестве жаропонижающих средств у детей не используют ацетилсалициловую кислоту (Аспирин) при гриппе и ОРВИ у детей до 12 лет, т.к. его использование повышает риск развития синдрома Рея. Недопустимо применение в качестве жаропонижающего средства Нимесулида (Найз, Нимулид) – противоревматического препарата из группы НПВС в связи с его гепатотоксичностью.

Для быстрого снижения температуры в нашей стране до сих пор, к сожалению, используется литическая смесь – парентерально вводится 50% раствор Анальгина (метамизола) в дозе 0,1 мл/год жизни или на 10 кг веса, в сочетании с антигистаминным препаратом I поколения (Супрастин или Тавегил) в дозе 0,1 мл/год жизни. В мире анальгин не находит широкого применения из-за токсических побочных действий (нефротоксичность, способен вызывать агранулоцитоз с частотой 1:1700, стойкую гипотермию), а в США снят с производства с 1978 г. Кроме того, эффективность анальгина и парацетамола сопоставимы.

Выбор симптоматической и патогенетической терапии ОРВИ определяется уровнем поражения респираторного тракта.

При ринитепроводится промывание носа изотоническим раствором (0,9% раствор NaCl, Салин), специальными растворами морской соли (Аква Марис, Физиомер), разрешенными к применению с рождения, путем закапывания или ингаляций. Данные растворы применяются у детей с рождения. Применение растворов морской соли более предпочтительно по сравнению с использованием 0,9% раствора NaCl. Вводить растворы следует в положении лежа на спине со свешивающейся вниз и назад головой (у старших детей). После промывания ребенок отсмаркивается или ему проводят отсасывание слизи.

При развитии конъюнктивита промывают глаз от наружного угла глаза к внутреннему, каждый глаз отдельной стерильной салфеткой (ватным шариком) с кипяченой водой, спитым чаем, отваром ромашки, 0,02% раствором фурацилина (1 табл. на стакан воды).

Синуситтребует местного применения деконгенсантов, у детей старше 12 лет возможно их применение системно (Контак); также используют Ринофлуимуцил для улучшения оттока слизи. В тяжелых случаях АЦЦ может назначаться системно.

Терапия фарингита включает в себя теплое питье (чай с вареньем, медом, молоко с медом, сливочным маслом, если у ребенка нет аллергии, минеральная вода), домашние смягчающие средства (ингаляции с настоями трав, щелочные ингаляции). Определенный эффект оказывает Биопарокс, обладающий, кроме антибактериального, противовоспалительным действием. У старших детей используют полоскания растворами противовоспалительных трав (ромашка), фурацилина, обезболивающие и местноанестезирующие таблетки (Себидин, Стрепсилс), пастилки с эктсрактами трав и/или антисептиками (Трависил, Ларингопронт, Септолете). Сильный кашель, нарушающий сон, может потребовать назначения противокашлевых средств центрального действия (Синекод). С противовоспалительной целью назначают Эреспал (Фенспирид).

При остром среднем отите на первом этапе (до обращения к ЛОР-врачу) применяют в нос сосудосуживающие капли, в наружный слуховой проход вводят марлевую турунду, пропитанную противовоспалительными и обезболивающими каплями (Отинум, Отипакс, Софрадекс, 3% борный спирт, 0,25% левомицетиновый спирт, Анауран).

Лечение ларингита без стеноза проводится смягчающими средствами, местными антибактериальными препаратами (Биопарокс), при навязчивом кашле назначают противокашлевые средства (Синекод). При ларингитах без стеноза несколько раз в день проводят паровые ингаляции (с соблюдением всех мер предосторожности от ожогов), теплые ножные и ручные ванны (температура воды от 37 о С с постепенным повышением до 40 о С), дают частое теплое питье небольшими порциями (молоко с боржоми, чай). Эффективен противовоспалительный препарат Эреспал.

При развитии стеноза показано назначение оксигенотерапии, ингаляционной терапии. В мире традиционно используют ингаляции рацемического адреналина, что основано на убеждении, что смесь D- и L-изомеров вызывает выраженную тахикардию. 5 мл раствора L-адреналина 1:1000 эквиваленты 0,5 мл рацемической (2%) смеси. Особо эффективна данная терапия при отеке слизистой оболочки и гиперсекреции слизи.

При крупе I степени с седативной и противоотечной целью назначают антигистаминные препараты I поколения (Пипольфен, Супратсин). Эффект аэрозолей эуфиллина, трав, а также широко используемых в нашей стране щелочных паровых, ультразвуковых ингаляций не доказан. Симптоматический эффект может быть получен от ингаляций -агонистов (Сальбутамол, Беротек) или их комбинации с М-холинолитиками (Беродуал). При крупе I степнени оказалось эффективным применение дексаметазона в разовой дозе 0,15 мг/кг парентерально. Данная терапия обеспечила в последующем отсутствие прогрессирования стеноза необходимости повторного обращения за медицинской помощью в последующие сутки.

Нарастание стеноза (круп II или III степени) является показанием для ингаляционного, парентерального или перорального назначения глюкокортикостероидов (в зависимости от тяжести). Для ингаляций используется суспензия Будесонида (Пульмикорт) 0,5 - 1,0 мг/ингаляцию. Основа лечения крупа – в/м или в/в введение дексаметазона 0,6 мг/кг, что, согласно мета-анализу литературы, эффективно предотвращает стеноза гортани. Считают, что при оценке состояния ребенка по шкале Westley > 2 баллов, показана гормональная терапия. Ингаляции с Пульмикортом могут быть в особенности показаны детям с рецидивирующим крупом, сопутствующим обструктивным бронхитом и в возрасте старше 2 лет. Возможна одновременная ингаляция Беродуала с Пульмикортом. Системные стероиды применяются у детей в возрасте до 2 лет. Кроме дексаметазона могут применяться гидрокортизон 10 мг/кг или преднизолон 1-2 мг/кг 1-2 раза/сут прентерально. При резко выраженном беспокойстве ребенка 0,5% раствор седуксена парентерально в разовых дозах: у детей до года 0,1-0,5 мл, у детей старше года – 0,5-1,0 мл.

При прогрессировании дыхательных расстройств (круп IV cтепени) показаны госпитализация в отделение реанимации и интенсивной терапии, оксигенотерапия, назотрахеальная интубация (диаметр воздуховода на 0,5-1,0 мм меньше возрастного), либо трахеостомия. Антибиотики вводят при гнойном трахеобронхите, длительном стенозе.

При бронхиолите проводятся ингаляции увлажненным 30-40 % кислородом. В ряде случаев при бронхиолите требуется проведение ИВЛ. Показаниями к ИВЛ являются следующие: 1) ослабление дыхательного шума на вдохе, 2) периферический цианоз, его сохранение при дыхании 40 % кислородом; 3) нарушение сознания; 4) снижение рО2 менее 60 мм рт. ст. или увеличение рСО2 более 55 мм рт. ст.; 5) апноэ.

Основу терапии бронхиолита составляет бронхолитики. β2-агонисты – единственная группа препаратов, эффективность которых подтверждена в рандомизированных исследованиях при данном заболевании. Используются Сальбутомол (вдыхание аэрозоля из дозированного ингалятора через спейсер 100 мкг или раствора препарата через небулайзер (Вентолин в небулах 2,5-5 мг на ингаляцию). Ингаляция β2-агониста обычно уменьшает бронхообструкцию через 10-15 мин. У детей используется не более 4-6 ингаляций в сутки. При нетяжелой бронхообструкции возможна дача β2-адреномиметика per os (Кленбутерол, Аскорил). Аскорил – комплексный препарат содержит Бромгексин, Вентолин, Гвайфенезин.

Однако более эффективным и безопасным при бронхиолите, обструктивном бронхите у детей грудного и раннего возраста является комплексный препарат Беродуал (комбинация β2-агониста Беротека с М-холинолитиком Атровентом). Он уменьшает отек слизистой оболочки за счет М-холинолитического действия, оказывает влияние на бронхи среднего и крупного калибра, реже по сравнению с Сальбутамолом вызывает тахикардию и возбуждение, не усугубляет явления нейро-вегетативного дисбаланса, свойственного детям с обструктивными бронхитами.

Вместе с тем, преобладание у детей раннего возраста при обструктивном бронхите/бронхиолите отечно-инфильтративного и обтурационного компонетов бронхообструкции объясняет в ряде случаев умеренный и кратковременный эффект при использовании этих методах терапии. Поэтому инфекционно-обусловленная бронхиальная обструкция, как правило, требует включения в комплекс терапии Эуфиллина из расчета 10-24 мг/кг/сут внутривенно (в 4 введения в течение суток) и у ряда больных глюкокортикостероидов. Внутривенно капельно вводят 2,4% раствор Эуфиллина из расчета стартовой дозы 4-5 мг/кг в 100-150 мл изотонического раствора NaCl с последующим введением по 1 мг/кг/ч. По мере стабилизации состояния переходят на пероральный прием эуфиллина. При нетяжелом обструктивном бронхите эуфиллин назначается per os с начала заболевания. Отмена препарата проводится постепенно.

При отсутствии эффекта от бронхолитиков назначают глюкокортикостероиды ингаляционно (суспензия Будесонида – Пульмикорт 0,5-1,0 мг через компрессионный небулайзер) или парентерально (Дексаметазон 1 мг/кг/сут, Преднизолон 5 мг/кг/сут внутримышечно, в/в). Показаниями для назначения глюкокортикостероидов являются: 1) дыхательная недостаточность Ш степени (сатурация 7


перейти в каталог файлов

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.