Конспект занятия по профилактике инфекционных заболеваний

Раиса Ивановна Чиликина
Занятие по ознакомлению со способами профилактики инфекционных заболеваний с использованием ИКТ

Цель: познакомить со способами профилактики инфекционных заболеваний.

• закрепить понятие микробы

• знать правила пользования определёнными вещами индивидуального и общего пользования)

• уточнить значение воды для всего живого

• систематизировать знания детей о круговороте воды в природе

• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы

• формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

Ход занятия

(Дети входят в музыкальный зал и здороваются с гостями).

В. : Мы в гостях у Капелии. Дети, кто такая Капелия? (ответы детей). Чему учит нас Капелия? (ответы детей)

(звук смс) Слайд 3

В. : Дети, пришло сообщение с планеты здоровья. (Помогите, спасите, нас атакуют микробы с другой планеты).

(Слайд 4) – вид планеты с микробами

Ребята, что делать? (ответы детей).

Но планета здоровья далеко, на чём можно туда долететь? (ответы детей. - на звездолёте).

(полёт звездолёта) (Слайд 5)

В. : А вот и планета здоровья! Да, она заражена микробами!

В. : А что такое микробы?

(рассказ ребёнка) (Слайд 7)

(Микробы –это мельчайшие живые существа, они очень малы и увидеть их можно только под микроскопом. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Много их на грязной коже. Они проникают в организм вместе с едой, воздухом и водой и вызывают различные заболевания.

В. : Дети, что же надо делать, чтобы спасти планету от микробов?

1. Ты почаще свои окна открывай

Про уборку никогда не забывай

Дружи с мочалкою и мылом

Грязи шанса не давай!

2. Умывайся, чисти зубы, будь здоров и не бойся наших добрых докторов.

Ты все прививки делай смело, закаляйся, если хочешь быть здоров!

(Слайд 10 – смс «планета очищается)

В. : Дети. А что ещё нужно делать, чтобы не заразиться микробами? (ответы детей – соблюдать личную гигиену)

Что твоя расчёска только для тебя

(Слайд 12)-микробы погибают

В. : Во время игры мы говорили о том, что все предметы, вещи надо помыть, протереть, постирать. Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам верный друг.

Снимет грязь с лица и рук.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать? (ответы детей)

В: Правильно, без воды.

В:Дети давайте споём песню о воде.

(Слайд 13) – шум воды)

(Слайд 14 с Капелией)

В. : Дети, какие чувства вы испытывали, когда слышали шум воды? (ответы детей).

А где можно встретиться с водой в природе? (ответы детей) (Слайд 15)

Вывод детей: Без воды не может обходиться ни одно живое существо.

В. : Но всю ли воду, которая имеется на планете может употреблять человек? (ответы детей – только пресную)

Правильно. Пресная вода – это вода без солей, а в морях и океанах вода солёная и жить в ней могут только морские обитатели. Посмотрите на 3-х литровую банку с водой и стакан. Представьте, что в банке - это вся вода на Земле и солёная и пресная. отольём немного воды в стакан-это пресная вода. Так много ли пресной воды на Земле? (дети: мало)

В. : А людям употреблять солёную воду не возможно, поэтому они берут её из подземных скважин, артезианскую, родниковую – это в посёлках, деревнях, а в городах, где проживает большое количество людей и требуется много воды, (Слайд 16)

вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

(слайд17 с Капелией)

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (воспитатель показывает как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку)А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно (самостоятельная работа детей)

В: У всех всё правильно получилось. Какие вы молодцы! Давайте попробуем наши фильтры в работе. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром (идёт самостоятельная работа детей) Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду, какая она стала? (вода стала чистой). Куда же делось масло? (масло осталось на фильтре).

В: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды

В. : А как вода поступает в реку? (ответы детей)

Дети, посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи,которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

(Физкультминутка «Ходят капельки по кругу)

Да, запас пресной воды в природе уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой, реки загрязняются, высыхают. Исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

(Слайд с Капелией-19)

Дети, а как можно сохранить запасы питьевой воды? (ответы детей: закрывать кран)

В. : Если из крана целый день будет капать вода, то наберётся целое ведро.

(ответы детей: когда чистишь зубы, сделать тонкую струнку)

В. : Пока вы чистите зубы, течёт вода и расходуется впустую до 3 литров воды.

(дети: не загрязнять водоёмы)

В. : Ребята, случилось волшебство, планета полностью очистилась от микробов!

В. : Пора возвращаться домой. Давайте оставим жителям планеты наказ.

(Хором: Вы планету берегите, здоровый образ жизни вы ведите)

В. : Ребята, нас ждёт звездолёт, готовый доставить нас домой.

В. : Вот и наш любимый Родничок.

Ребята, Капелия дарит вам капельки, чтобы вы соблюдали правила личной гигиены, и не забывали при этом бережно относиться к воде.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

[youtube.player]

Тема: Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.

1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Ход классного часа:

-Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме.

-Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

-Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

-Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

-У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2

Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде.Слайд 3

4.Дикие и домашние животные

6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.

Виды инфекционных заболеваний:

Кишечная инфекция – дизентерия, брюшной тиф, холера и пр.;

Кровяные инфекционные болезни- малярия, жёлтая лихорадка (переносчики комары); сыпной тиф (вши); клещевой энцефалит (клещи); чума, блошиный тиф (блохи).

Чесотка, грибковые заболевания кожи;

Слайд 4 – выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:

Слайд 5-6 – Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается

иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Слайд 7 -8- Профилактика инфекционных заболеваний

У меня печальный вид,- Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое. Это грипп!

Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу. Слайд 9

Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

Озноб и слабость;

Боль и ломота во всем теле;

Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа , в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши , игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

-Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.

(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)

Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:

- избегать тесных контактов с больными людьми;

- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

-Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет . ( Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - . (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

7.Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

8. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

-Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!

Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

[youtube.player]


Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.

Скачать:

Вложение Размер
infektsionnye_zabolevaniya._prichiny_vozniknoveniya_i_profilaktika_infektsionnyh_zabolevaniy.docx 53.78 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока СБО в 9 классе

Учитель СБО: Позднякова Н.Г.

Тема: Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний.

познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний;

развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

Поделись инфекцией своей — и она к тебе не раз еще вернется!

I. Организационный момент.

III. Изучение нового материала.

Что такое здоровье? Часто ли мы задумываемся о нем? На здоровье человека влияет много факторов. Один из них – окружающая среда. Она наполнена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Что же такое инфекционные заболевания?

- Сегодня мы с вами поговорим о классификации инфекционных заболеваний, причинах возникновения и способах профилактики.

- Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова к нашему уроку?

Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).

В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.

Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?

Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.

Что нужно делать в таком случае?

Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?

В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.

Как защититься от таких инфекций

Как можно заразиться через продукты?

Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.

В почве, также живут возбудители. Они попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.

Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.

Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.

Сейчас мы рассмотрим все группы и послушаем небольшие сообщения о некоторых заболевания.

Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути

Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.

Кишечные инфекции . Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.

Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.

Кровяные инфекции делятся на 2 группы:

- когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.. Возбудители проникают в кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.

- когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.

Поскольку рост гепатита В и С растет с каждым годом, мне хочется остановиться на нем более подробно. Считается, что этот рост связан с распространением наркомании, так как 38-40% молодых людей, заболевающих гепатитом С, инфицируются при внутривенном введении наркотических веществ.

Г епатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С , который попадает в кровь человека.

Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.

Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:

- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;

- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;

- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;

- при переливании препаратов крови

- половой путь передачи

- передача инфекции от инфицированной матери к плоду (инфицирование происходит при родах )

Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки

Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк.

Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.

3 . Из истории эпидемии

Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.

Эпидемия – (от греч. ерidеmiа ) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

Факторы возникновения эпидемий:

На скорость распространения эпидемии влияет:

качество медицинской помощи и т.д.

4. Природная среда – источник инфекционных заболеваний

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Например, в почве обитают микроорганизмы, которые являются возбудителями ботулизма, столбняка, газовой гангрены; в воде, соответственно, – брюшного тифа, холеры, дизентерии и др.

Кроме микроорганизмов, переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других животных организмов, в том числе и в самом человеке.

Нужно отметить, что рост городов (поселков городского типа), ухудшение их санитарного состояния, развитие промышленности по производству биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения окружающей среды и, как следствие, росту числа инфекционных заболеваний. Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.

5. Работа в тетрадях.

Кишечные инфекции (дизентирия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит).

Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторы передачи: пища, вода, мухи, грязные руки, бытовые предметы. Заражение через рот.

Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, оспа).

Передача воздушно – капельным или воздушно – пылевым путем

Кровяные инфекции (малярия, клещевой энцефалит, чума)

Возбудитель передается через укусы насекомых

Болезни, передающиеся через укусы животных

Инфекции наружных покровов (чесотка, сибирская язва, трахома (заболевания глаз)

Передаются при контакте с больным человеком

6. Профилактика инфекционных заболеваний

Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний

Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.

Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

1. Устранение 2. Разрыв путей передачи 3. Повышение

возбудителя источника инфекции невосприимчивости

инфекции (дезинфекция, дезинсекция) людей (вакцинация)

- Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).

- Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.

- Соблюдение этических норм. (половые контакты)

- Вакцинация населения (прививки)

ДЕЗИНФЕКЦИЯ – комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ – комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши и т.д.)

Карантин – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

История происхождения слова

И только в конце ХVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме длился сорок дней.
Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете. Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни. Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

Она заключается в том, чтобы:

1) вести здоровый образ жизни;

2) активный отдых;

3) физическая зарядка;

5) обтирание тела холодной водой;

6) соблюдение правил личной гигиены;

7) принимать пищу богатую витаминами;

8) избегать тесных контактов с возможным очагом заражений;

[youtube.player]


ЦЕЛЬ: - Формирование понятий о инфекционных заболеваниях людей: возбудителях и путях их попадания в организм человека; о признаках и особенностях протекания заболеваний и профилактических мерах по их предупреждению.

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки для работы в группах, компьютерная презентация по теме урока, материалы по заранее подготовленному домашнему заданию, рабочая тетрадь.

ТЕМА: «Инфекционные заболевания организма человека.

ЦЕЛЬ: - Формирование понятий о инфекционных заболеваниях людей: возбудителях и путях их попадания в организм человека; о признаках и особенностях протекания заболеваний и профилактических мерах по их предупреждению.

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки для работы в группах, компьютерная презентация по теме урока, материалы по заранее подготовленному домашнему заданию, рабочая тетрадь.

-Оргмомент: (приветствие, оформление журнала)- 1 мин.

-Изучение нового материала -25 мин.

*лекция с элементами беседы и презентация – 9 мин.

*физкультминутка – 1 мин.

*работа в группах – 15 мин.

-Подведение итогов урока – 6 мин.

-Домашнее задание – 4 мин.

-Изучение нового материала:

В наше время сложно найти хотя бы одного человека, который ни разу не болел. Поэтому каждому важно знать, какие бывают болезни, как их предупредить, а так же как восстановить здоровье в случае болезни.

Учащимся предлагается вспомнить названия всех заболеваний, которые они знают. Учитель записывает все названные болезни на доске. Затем, учитель ставит акцент на том, что все заболевания, названные учениками, можно разделить на некоторые группы (заразные и незаразные). Названия незаразных заболеваний вычеркиваются, с помощью наводящих вопросов выясняется, что существуют такие заболевания, которые могут передаваться от человека к человеку (или от животного к человеку), они выделяются в отдельную группу и называются инфекционными.

Болезнь – это нарушение жизнедеятельности организма вследствие воздействия факторов поражения. Все болезни делятся на инфекционные и неинфекционные.

СЛАД №1 (тема и цели урока)

Учитель сообщает тему урока (записывают в тетрадь) и его цели.

С другой стороны, человеку сложно устоять перед мощной силой природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций, таких как землетрясение, извержение вулкана, наводнение… Да и защититься от сильных лап и клыков медведя, тигра, волка – тоже задача не из легких.

Но наиболее беззащитным человек чувствует себя перед совсем маленькими, микроскопическими организмами, которые появились задолго до самого человека, но по-прежнему многие из них доставляют множество неприятностей.

Вспомните строки детского стихотворения, в которых расхрабрившийся воробышек выкрикивал:

«Эй, бескрылый человек, у тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик, едят тебя мошки.

На сегодняшний день число известных науке инфекционных заболеваний превышает 1200, и эта цифра постоянно увеличивается.

СЛАЙД №2 (микроорганизмы и человек)

Человек на протяжении всей своей жизни контактирует с несчетным количеством микроорганизмов. Тем не менее, лишь 1/30000 часть микробов является возбудителями инфекционных заболеваний. Это грибки, бактерии, риккетсии и вирусы, обладающие патогенными свойствами.

Микроорганизмы, которые вызывают инфекционные заболевания: бактерии, вирусы, грибки и др.

Человека на протяжении всей жизни окружает множество разнообразных микроорганизмов.

Они находятся в воздухе, воде, почве, осаждаются на всех предметах, в том числе и на пищевых продуктах. Микробы живут и размножаются на коже, в полости рта и носа, на слизистых верхних дыхательных путей, в кишечнике, особенно в его толстом отделе.

Микроорганизмы играют важную роль в жизни не только человека, но и всего органического мира Земли. Они, например, очищают почву и воду от мертвых тел посредством гниения, брожения, разложения. В то же время, попадая в раны, они могут вызывать нагноение, а проникая во внутреннюю среду организма человека, способны стать причиной инфекционного заболевания.

СЛАЙД №3 (классификация микроорганизмов с точки зрения влияния на человека)

Микроорганизмы с точки зрения влияния на организм человека:

Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний.

Условно патогенные микробы – попадая во внутреннюю среду человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений, но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья.

Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы – попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, болезнетворные микробы вызывают развитие инфекционных заболеваний.

СЛАЙД №4 (микроорганизмы)

СЛАЙД №5 (информация о вирусе)

СЛАЙДЫ №6-17 (вирусы)

СЛАЙД №18 (инфекционные заболевания – это…)

ИНФЕКЦИОННЫЕ (заразные) болезни – обширная группа заболеваний, вызываемых болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими, грибками.

Презентации инфекционных заболеваний (Домашнее задание).

СЛАЙДЫ № 19 (дизентерия)

СЛАЙД №20 (гепатит)

СЛАЙД №26(пищевые токсико-инфекции)

Интенсивность распространения инфекционных болезней зависит, в основном, от социально-бытовых факторов: условий труда, питания, жилищных условий, культурного и экономического уровня населения.

Особенно благоприятные условия для возникновения и распространения инфекционных болезней возникают при стихийных бедствиях, войнах, неурожаях. Когда наблюдается непрерывные передвижения больших людских масс (беженцев, воинских контингентов и др.), разрушение систем водоснабжения и канализации, сужаются возможности для проведения оздоровительной и противоэпидемической работы.

Инфекционные болезни отличаются от других заболеваний тем, что они вызываются определенным живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и могут вызывать эпидемии.

СЛАЙД № 27 (Физкультминутка)

Вывод: Инфекционное заболевание распространяется в очень короткий промежуток времени, некоторые из них могут стать причиной эпидемии.

Работа в малых группах. Учащиеся объединяются в группы и получают задания:

Слайд № 28 (Возникновение и распространение инфекций)

1 группа изучает информацию об эпидемии, а затем презентуют свою работу.

ЭПИДЕМИЯ – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости.

В случае появления массовых инфекционных болезней, т.е. возникновения эпидемии, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий:

-санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение (получение сведений о характере эпидемического процесса на данной территории, обнаружение очага эпидемии);

-организация режимно - ограничительных мероприятий (устанавливается режим обсервации или карантина: мероприятия, направленные на изоляцию эпидемического очага и ликвидацию в нем инфекционного заболевания. Возможно проведение дезинфекции местности, дератизации (уничтожение грызунов – переносчиков заболевания));

-экстренная и специфическая профилактика (лечение(антибиотики), вакцинация, использования индивидуальных средств защиты (противогазы, защитные маски, средства защиты кожи).

Эпидемический очаг считается ликвидированным, если все источники инфекции обеззаражены, проведена заключительная очаговая дезинфекция, истек максимальный инкубационный период после изоляции (выписки из госпиталя) последнего больного. С целью предупреждения рецидива эпидемической вспышки за данным эпидемическим очагом устанавливается наблюдение в течение нескольких инкубационных периодов.

СЛАЙД № 29 (инкубационный период)

2 группа изучает информацию о периодах развития инфекционных заболеваний(цикличность, защитные реакции организма)

В развитии патологического процесса выделяют несколько основных стадий:

момент заражения — происходит проникновение болезнетворных микробов в организм;

инкубационный (скрытый, латентный) период — длится с момента инфицирования до проявления первых симптомов заболевания;

продромальный период (предвестник заболевания) — сопровождается небольшим повышением температуры, головной болью, чувством разбитости, общим недомоганием;

период нарастания заболевания — происходит последовательное появление признаков, характерных для определенной болезни;

разгар болезни — время ярко выраженного проявления всех специфических для заболевания симптомов;

период угасания заболевания — сопровождается исчезновением клинических признаков заболевания с быстрым (кризис) или медленным (лизис) падением температуры;

период выздоровления — продолжительность зависит от общего состояния организма, условий, в которых находится пациент, тяжести перенесенного заболевания.

Для многих инфекционных болезней человека (оспа, тиф, грипп, скарлатина, дифтерия и др.) характерно развитие осложнений в период болезни.

После перенесенной инфекционной болезни человек на некоторое время или навсегда становится невосприимчивым к воздействию ее возбудителей (приобретает иммунитет).

Еще раз акцентируем внимание:

При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до появления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом. Длительность этого периода при различных инфекциях неодинакова – от нескольких часов до нескольких месяцев. От продолжительности инкубационного периода зависит срок установления карантина, изоляции лиц, бывших в контакте с заболевшим и т.д.

Возбудители инфекционных заболеваний, проникая в организм, находят там благоприятную среду для развития. Быстро размножаясь, они выделяют ядовитые продукты (токсины) , разрушающие ткани, что приводит к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности организма. В течение инкубационного периода идет размножение микробов и накопление токсических веществ без видимых признаков заболевания.

СЛАЙД № 30 (Симптомы)

Наиболее типичными признаками инфекционного заболевания являются: озноб, жар, повышение температуры. При этом возникает головная боль, боли в мышцах и суставах, недомогание, общая слабость, разбитость, иногда тошнота, рвота, нарушается сое, ухудшается аппетит.

СЛАЙД № 31 (Пути и механизмы проникновения)

На основании путей проникновения патогенных микроорганизмов в организм человека и их первичной локализации в тех или иных органах все инфекционные болезни можно распределить на 4 группы:

Воздушно – капельные, или инфекции дыхательных путей. Возбудитель выделяется вместе со слюной и комочками слизи при чихании, кашле, разговоре, попадает в воздух, который проникает в организм через дыхательные пути и вызывает заболевание. К воздушно-капельным инфекциям относятся: грипп, корь, скарлатина, дифтерия, цереброспинальный менингит, оспа и др.

Водно-пищевые или кишечные инфекции. Возбудитель болезни попадает в здоровый организм через рот вместе с пищей или водой и поражает в большинстве случаев кишечный тракт, выводится так же из кишечника и попадает в почву, воду и т.п. К кишечным инфекциям относят такие болезни как холера, брюшной тиф, сальмонеллез, бруцеллез, сибирская язва и др.

Трансмиссивные или кровяные инфекции. Характеризуются тем, что возбудитель заболевания циркулирует в крови, самостоятельно выйти из нее не может и передается от больного к здоровому только через кровососущих переносчиков. То есть заражение происходит при укусе насекомых и клещей, в теле которых имеются патогенные микроорганизмы. К таким болезням относятся чума, вшивый и клещевой сыпные тифы, туляремия, клещевой энцефалит и др.

Контактные или инфекции наружных покровов. В эту группу заболеваний входят те, при которых возбудитель заболевания передается от больного к здоровому при непосредственном контакте и поражает в первую очередь кожные и слизистые покровы человека. К контактным заболеваниям относятся венерические заболевания, СПИД, бешенство, столбняк и др.

В каждой из групп имеются особенности, одной из которых является различие в источниках возбудителя. При одних заболеваниях (дизентерия, брюшной тиф, дифтерия) источником инфекции является только человек: такие болезни называются антропонозами. При других (чума, туляремия, сибирская язва и др.) заражение человека происходит от животных, поэтому их называют зоонозами или антропозоонозами, поскольку ими могут болеть и животные и человек.

Инфекционные заболевания возникают при наличии трех основных факторов:

-благоприятных условий для распространения возбудителей;

-восприимчивого к заболеванию человека.

СЛАЙД №32 (Профилактика инфекционных заболеваний)

4 группа – лечение инфекционных заболеваний, профилактика, сопротивление организма

Лечение инфекционных заболеваний обычно проводится в специализированных отделениях стационаров, в легких случаях возможно лечение в домашних условиях. Строгое соблюдение противоэпидемического режима является обязательным условием. Современная медицина создала и успешно использует большое число эффективных лекарственных средств. Это антибиотики, вакцины (применяются для профилактики инфекционных заболеваний), иммуноглобулины различного рода, бактериофаги и т.д.

Слайд №33 (Профилактика инфекционных заболеваний)

Профилактика инфекционных болезней не менее важна, чем лечение инфекционных заболеваний. Большое значение придается воспитанию чистоплотности у людей. Обыкновенное мытье рук после посещения уборной, выполнения грязной работы, перед едой уже может уберечь от многих кишечных инфекций. Кроме того, источником инфекции могут быть не только места общего пользования, но и деньги, поручни в транспорте, поверхность прилавков и многое другое. Купленные фрукты и овощи могут быть источником гельминтов и других опасных микробов, поэтому их обязательно нужно тщательно вымывать перед употреблением. Инфекционными носителями являются тараканы и грызуны, для борьбы с которыми промышленность производит разнообразные средства, которыми необходимо обрабатывать места их скопления и распространения. Нельзя сбрасывать со счетов комаров и клещей. Эти насекомые особенно опасны, так как переносят не только энцефалит и малярию, но и СПИД вместе с кровью инфицированного человека. Для защиты от клещей и комаров существует множество кремов и аэрозолей для нанесения на одежду, а также фумигаторов и отпугивателей.

Очень важным моментом в профилактике инфекционных заболеваний являются мероприятия по укреплению иммунитета.

Слайд №34 (Иммунитет)

Это ведение здорового образа жизни: активный образ жизни, здоровое питание, отказ от вредных привычек, чередование труда и отдыха, здоровый сон, закаливание, физкультура и спорт, а так же жизнь в гармонии с природой, окружающими людьми и с самим собой.

Осень – это период наиболее часто проявляющихся вирусных инфекционных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, ГРИПП). Большим профилактическим значением в этот период является витамин С. Мы хотим предложить Вам, уважаемые гости, в качестве профилактики инфекционных заболеваний, очень вкусный и полезный травяной чай с лимоном.

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Что нового вы узнали сегодня? Где и когда эти новые знания вы сможете применить в жизни? (ответы учащихся).

Слайд №35 (Желаем здоровья!)

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Найти информацию и подготовить сообщение по теме:

1 группа изучает информацию об эпидемии, а затем презентуют свою работу.

ЭПИДЕМИЯ – значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости.

В случае появления массовых инфекционных болезней, т.е. возникновения эпидемии, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий:

-санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение (получение сведений о характере эпидемического процесса на данной территории, обнаружение очага эпидемии);

-организация режимно - ограничительных мероприятий (устанавливается режим обсервации или карантина: мероприятия, направленные на изоляцию эпидемического очага и ликвидацию в нем инфекционного заболевания. Возможно проведение дезинфекции местности, дератизации (уничтожение грызунов – переносчиков заболевания));

-экстренная и специфическая профилактика (лечение(антибиотики), вакцинация, использования индивидуальных средств защиты (противогазы, защитные маски, средства защиты кожи).

Эпидемический очаг считается ликвидированным, если все источники инфекции обеззаражены, проведена заключительная очаговая дезинфекция, истек максимальный инкубационный период после изоляции (выписки из госпиталя) последнего больного. С целью предупреждения рецидива эпидемической вспышки за данным эпидемическим очагом устанавливается наблюдение в течение нескольких инкубационных периодов.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.