Классные часы по профилактике спид и инфекционных заболеваний

Цель: Повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ инфекции через деятельность волонтеров.

Задачи:

  • Определить уровень информированности у учащихся через анкетирование.
  • Выявить проблему ВИЧ инфекции.
  • Представить информацию через деятельность волонтеров, по принципу “равный-равному”.

Участники: учащиеся 9-11 кл.

Необходимое оборудование: проектор, ноутбук, презентация, видеоролик эпидситуация в Свердловской области.

Материалы: листы в группы А3, А4; маркеры; мини-буклеты с информацией по г. Новоуральску.

Ход занятия

  1. 2 ведущих – обучающиеся 10-11 класса
  2. За 2-3 дня провести анонимное анкетирование учащихся для определения уровня начальных знаний о ВИЧ/СПИД инфекции.
  3. Просмотр видеоролика по эпидситуации в Свердловской области.
  4. Понятие ВИЧ/СПИД инфекции.
  5. Пути передачи ВИЧ/СПИД инфекции (биологические жидкости с высоким и низким содержанием ВИЧ).
  6. Стадии ВИЧ.
  7. Лечение (где можно сдать кровь на ВИЧ).
  8. Упражнение “Мозговой штурм”.
  9. Упражнение - рефлексия “Опасно и безопасно”.

*В1 и В2 – волонтер1, волонтер 2

Слайд 1 на экране

Просмотр видеоролика. (5 минут 56 сек)

В1 В настоящее время Свердловская область занимает первое место по распространению ВИЧ инфекции. И наш город не исключение. По данным на 01.01.2012 г ВИЧ- инфицированных- 618, из них 9 детей.

- Вам знакомо понятие ВИЧ? Вирус иммунодефицита человека.

- Вам знакомо понятие СПИД? Да, это синдром приобретенного иммунодефицита - это комплекс заболеваний, которые развиваются в результате разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека. (слайд 3)

- Наиболее часто ВИЧ - инфекция выявляется у людей 18-29 лет. В этом возрасте инфицированных 75%. Есть случаи заражения и в 15 лет (первый сексуальный опыт).

Человек может и не знать, что он болен. Вирус может жить в организме человека многие годы, не вызывая никаких симптомов, и передаваться другим людям.

В2 - 1. Сейчас свойства вируса хорошо изучены. ВИЧ нестоек к внешней среде -уничтожается при кипячении через 1-3 мин.

2. ВИЧ размножается только в крови человека, используя определенный вид клеток (Т-лимфоциты, отвечающие за иммунную систему)

3. Источником ВИЧ-инфекции является человек и его биологические жидкости.

Пути передачи:

2. половым путем без индивидуального средства защиты (сперма, вагинальный секрет)

3. грудное молоко (от матери к ребенку)

(слайд 5) (Биологические жидкости с высоким содержанием ВИЧ, которые могут вызвать заражение) Самой опасной является кровь, в 1 капле крови достаточно вируса для заражения.

(слайд 6) Биологические жидкости с низким содержанием ВИЧ

5. рвотные массы

*Если в них нет видимых примесей крови.

В1 - Существует несколько стадий ВИЧ-инфекции

1. Период “окна” (продолжительность от 2-х недель до 6 месяцев). Так называется период, когда человек уже инфицирован и способен заражать других, но анализ на ВИЧ будет отрицательный т.к происходит медленная выработка специфических антител к ВИЧ в организме человека.

2. Острая ВИЧ – инфекция (продолжительность от 1-3 недели от момента заражения). Протекает как при заболевании гриппа (повышенная температура, и т.п). ВИЧ инфицированные люди ее не отмечают.

3. Бессимптомная стадия (продолжительность от 0 до 6-9 лет от момента заражения). В этот период у ВИЧ-инфицированного человека отсутствуют проявления болезни и он может не знать о своем заболевании и распространять ВИЧ инфекцию не подозревая об этом.

4. Стадия вторичных заболеваний (продолжительность до 3-5 лет). Это период когда вирус разрушает иммунную систему и организм не может сопротивляться различным болезням. В этот период человек может заболеть туберкулезом, пневмонией, грибковыми заболеваниями некоторыми видами рака.

5.Стадия СПИДа (продолжительность до 1,5 лет). Это последняя стадия болезни, пациент находится в крайней стадии истощения, лежачий тяжелый больной. Без отсутствия АРВТ погибает.

Лечение ВИЧ

В2 - На сегодняшний день ВИЧ не излечим, но есть разработанная методика лечения, которая позволяет снизить содержание ВИЧ в организме и поддержать иммунитет. А так же продлить жизнь больного.

В школе и в бытовых условиях нет риска инфицирования ВИЧ.

(слайд 8) ВИЧ не передается при:

- поцелуях, рукопожатии, объятиях;

- при использовании бытовыми предметами (посуду, телефон, сидение унитаза и т.д)

- при употреблении пищи, приготовленной ВИЧ инфицированным человеком

- при кашле или чихании, в бане или бассейне,

(слайд 9) - при укусе комара, мух и др. кровососущих насекомых (т.к вирус в желудке насекомых разрушается под воздействием ферментов)

- при контакте с потом и слезами

В этих ситуациях ВИЧ не передается, поэтому в быту ВИЧ- инфицированный человек не опасен.

(слайд 10) Уменьшение риска заражения

В1 - Поскольку многие люди не обследовались на ВИЧ и не знают своего ВИЧ статуса, необходимо считать опасным любой контакт с чужой кровью (оказание помощи пострадавшему в латексных перчатках или надеть полиэтиленовые мешки на руки, либо попросить пострадавшего самому прижать свою рану пока не подойдет помощь)

Единственная возможность определить инфицирован человек или нет - это сдать тест на ВИЧ. Анализ крови определяет не сам вирус, а антитела к нему, для выработки которых организму нужно около 3-6 месяцев.

Анонимно можно обследоваться: г.Новоуральск, больничный городок, инфекционное отделение, 1 этаж.

Упражнение “Мозговой штурм”.

Цель: Дать возможность самим участникам найти правильное решение задачи методом “мозгового штурма”.

Описание:

Учитель предлагает участникам разбиться на две команды и выдает каждой команде по большому листу бумаги и маркеры.

- первой команде придумать и записать методы профилактики гриппа;

- второй команде придумать и записать методы профилактики ВИЧ-инфекции;

В течение 10-15 минут команды придумывают и записывают на листе бумаги все методы профилактики.

После чего каждая команда выбирает докладчика, который представляет все методы, записанные в группе, и аргументирует их необходимость. После выступления докладчика желающие могут сделать какие-либо добавления. Проводится обсуждение, и если они признаются необходимыми, ими дополняют представленные методы профилактики.

Роль преподавателя. Провести сравнения методов профилактики при острой (излечимой) вирусной инфекции, какой является грипп, и хронической неизлечимой вирусной ВИЧ-инфекции. Показать необходимость формирования личной ответственности за свое здоровье и изменение отношения к своему здоровью. Необходимость безопасного поведения в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа, наркомании и вирусных гепатитов.

Рефлексия: Упражнение “Опасно и безопасно”

Заранее необходимо распечатать различные утверждения и раздать для заполнения. Нужно отметить галочкой опасные ситуации для заражения ВИЧ.

Действия или поступки Опасно
Поцелуи нет
Объятия нет
Оказание первой медицинской помощи без перчаток да
Чихание, кашель нет
Езда в общественном транспорте нет
Укусы насекомых (комаров, например) нет
Использование чужих игл, шприцев да
Плавание в бассейне нет
Массаж нет
Татуировка да
Прокалывание ушей да
Использование чужого стакана нет
Использование стерильных инструментов для инъекций нет
Сдача донорской крови нет
Использование чужой зубной щетки да
Совместное использование бритвы да
Внутривенное введение наркотиков да
Половые контакты без презерватива да

* ответы даны для преподавателей

После окончания выполнения упражнения вслух проговариваются все позиции и обсуждаются, если у кого-то иное мнение.

Заключение:

Командам дается задание – выразить свое отношение к данной проблеме в виде лозунга или синквейна.

*синквейн:

  • 1 существительное
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • 4 предложение-главная мысль

В конце занятия всем участникам выдаются мини буклеты с информацией по ВИЧ-инфекции.

Литература:

  1. Методические рекомендации “Организация работы по профилактике ВИЧ–инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области”. Министерство здравоохранения, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Екатеринбург 2012.
  2. Видеоролик о ВИЧ. Свердловский областной центр профилактики и лечения ВИЧ–инфекции 2012.

[youtube.player]


Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_klassnogo_chasa_profilaktika_vich-infektsii.docx 103.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок классных часов среди

Методическая разработка классного часа

Тараканова Анна Васильевна

МАОУ Бутурлинская средняя

имени В.И. Казакова

ул. Школьная, д. 2

Сегодня, несмотря на то, что человечество живет в условиях пандемии, то есть эпидемии мирового масштаба, уже третье десятилетие, несмотря на то, что в мире ежегодно публикуется о ВИЧ-инфекции/СПИДе около миллиона статей и книг, а радио и телевидение постоянно распространяют информацию о его опасности, заболевание СПИДом по-прежнему окутано пеленой мифов и гипотез, а молодые люди продолжают им заражаться и умирать… Поэтому следует знать картину распространения этого страшного заболевания. [1]

Цель: повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ – инфекции, формирование здорового жизненного стиля.

- дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;

- вызвать интерес к проблеме.

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

- Скажите, пожалуйста, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

- Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- 1 декабря проводится акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Цель акции - привлечение внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа, информирование молодежи о степени опасности заражения и мерах предосторожности, развитие толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ (Слайд 3).

После того, как участники прочитали свои определения, социальный педагог подводит итоги и делает выводы (Слайд 5).

Социальный педагог (выводы):

Как передается и как не передается СПИД (Слайд 6).

- Ребята, середину 1981 года принято считать началом глобальной эпидемии СПИДа. Многочисленные случаи заболевания были констатированы среди определенных групп населения, а именно: наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков; людей, страдающих гемофилией и получающих терапию препаратами, полученными из крови доноров; людей, получивших донорскую кровь; новорожденных детей от матерей из какой-либо группы риска; сексуальных партнеров лиц, заболевших СПИДом.

Отсюда последовали закономерные выводы, что новое заболевание заразно, следовательно, имеется инфекционный агент и существует как минимум три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку.

Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

ВИЧ не передается:

  • при рукопожатиях;
  • при объятиях;
  • при использовании питьевыми фонтанчиками;
  • через посуду и столовые приборы;
  • через пищевые продукты;
  • через постельное и нательное белье;
  • через деньги;
  • через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
  • через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды;
  • при посещении бани, душа, при купании в бассейне;
  • при играх с домашними животными;
  • при уходе за больными.

Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем.

При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается. [3]

Разложить карточки на две группы: высокий риск, риска нет.

После того, как участники разместили карточки, социальный педагог подводит итоги и делает выводы о путях заражения ВИЧ/СПИДом.

Стадии заболевания ВИЧ-инфекции (Слайд 8).

Как и при любой другой инфекции, после заражения ВИЧ следует инкубационный (скрытый) период. Он может колебаться от 2-4 недель до несколько месяцев. Инкубационный период при классическом течении ВИЧ-инфекции завершается острой первичной инфекцией.

Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно она составляет 2 – 3 недели.

После стихания первичных проявлений в большинстве случаев наступает период стабилизации. Этот период может длиться несколько лет. Заболевший может и не знать о скрытой инфекционной болезни. Самочувствие обычно не нарушено. Но ВИЧ-инфицированные заразны для здоровых людей. В этот период отмечается медленное, постепенное снижение иммунитета. Затем наступает стадия вторичных проявлений. На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания.

ВИЧ/СПИД – это одна из важнейших проблем здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения).

После изготовления коллажа социальный педагог конструктивно проводит обсуждение работы.

Важно отметить, что такое творческое задание не только помогает мотивировать здоровый образ жизни, но и позволяет сплотить коллектив воспитанников, которые совместными усилиями преодолевают трудности.

Профилактика ВИЧ-инфекции (Слайд 10).

Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Необходимо перекрыть все пути возможного попадания ВИЧ в организм:

- во-первых, во время половых актов необходимо использовать средства контрацепции;

- во-вторых, необходимо полностью исключить использование нестерильных шприцев, что преимущественно касается шприцевых наркоманов.

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний - иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно.

Если хочешь быть здоровым, помни:

- среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%;

-количество людей, допускающее не медицинское потребление
наркотиков в России, достигло 10 млн. человек, среди которых
молодые люди в возрасте 18-25 лет -60%, 12-18 лет-25%;

-заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
того же шприца многими лицами;

-наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
заражения ВИЧ-инфекцией;

-на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
при половом контакте;

- опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров;

- идеальный случай - сохранение верности одному партнёру;

- алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения;

- ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек;

- при желании каждый человек может пройти анонимное обследование. [5]

Проводится диагностика эффективности проведения системы профилактической работы с обучающимися (Приложение №2). [6]

Итоги классного часа.

Рефлексия (Слайд 11).

- Ребята, классный час подходит к концу. Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

[1] Леви Д. Э. ВИЧ и патогенез СПИДА / Д. Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е. А. Монастырской; под ред. Г. А. Игнатьевой. - Москва: Научный мир, 2010. - 734 с.

[2] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

[3] 3. Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.

[4] Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

[6] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями.

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател.

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя".

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

[youtube.player]

Цель занятия – углубление знаний учащихся о возникновении и природе вируса ВИЧ, пропаганда знаний среди подростков о возможных путях заражения ВИЧ и профилактике СПИДа. Данное мероприятие формирует сознательное и ответственное отношение учащихся к личной безопасности и безопасности окружающих.

Урок-лекция с элементами беседы.

5 июня 1981 года Американский Центр контроля над заболеваниями зарегистрировал новую болезнь — СПИД (Синдром приобретенного иммунодефицита). А уже в 1988 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила день 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом. Это связано с тем, что синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) приобрел масштабы пандемии. В настоящее время свыше 41 миллиона человек живут, будучи инфицированы ВИЧ/СПИДом. Больше всего от распространения этого опаснейшего заболевания в Европейском Союзе и граничащих с ним странах страдает молодежь.

Вам предлагается небольшое тестирование, с помощью которого вы сами поймете, насколько вы владеете информацией по данной проблеме (Приложение 1).

В данной работе я предлагаю рассмотреть строение вируса ВИЧ, его развитие, влияние на организм человека, распространение ВИЧ-инфекции (рассказ сопровождается презентацией и эпизодами видеофильма).

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека

Вирус Иммунодефицита Человека (ВИЧ), подобно всем вирусам является внутриклеточным паразитом. Вирус иммунодефицита относится к лентивирусам ("медленным вирусам"). Структура вируса примитивна: оболочка из двойного слоя жировых молекул, внутри - две цепочки РНК, содержащие генетическую программу вируса, и белки. Вирус изображают похожим на противолодочную мину. Помимо этого скудного багажа вирусу ничего не нужно: он использует для воспроизводства клетку-хозяина. Сама по себе вирусная частица не способна размножаться и причинять вред до тех пор, пока она не попадет внутрь клетки-хозяина.

ВИЧ чрезвычайно чувствителен к внешним воздействиям, гибнет под действием всех известных дезинфектантов. Нагревание до 56°С резко снижает инфекционность вируса, при нагревании до 70-80°С он инактивируется через 10 мин. Вирионы чувствительны к действию 70% этилового спирта (инактивируются через 1 мин), 0,5% раствора гипохлорида натрия. В то же время ВИЧ устойчив к воздействию ультрафиолетовых лучей и ионизирующей радиации. В крови, предназначенной для переливания, вирус сохраняется годами, хорошо переносит низкие температуры.

Следует отметить, что клиническое течение ВИЧ-инфекции отличается большим разнообразием. Последовательность прогрессирования ВИЧ-инфекции через прохождение всех стадий болезни не обязательна. Продолжительность течения ВИЧ-инфекции колеблется в широких пределах - от нескольких месяцев до 15-20 лет.

Клиническое проявление ВИЧ-инфекции

Стадия 1. “Стадия инкубации” - период от момента заражения до появления реакции организма в виде клинических проявлений “острой инфекции” и/или выработки антител. Продолжительность ее обычно составляет от 3 недель до 3 месяцев, но в единичных случаях может затягиваться и до года. В этот период идет активное размножение ВИЧ, однако клинических проявлений заболевания нет, и антитела к ВИЧ еще не выявляются, поэтому диагностика затруднена.

Стадия 2. “Стадия первичных проявлений”. В этот период активная репликация ВИЧ в организме продолжается, однако проявляется уже первичный ответ организма на внедрение этого возбудителя в виде клинических проявлений и/или выработки антител. Стадия ранней ВИЧ-инфекции может протекать в нескольких формах. 2А. “Бессимптомная”, когда какие-либо клинические проявления ВИЧ-инфекции отсутствуют. 2Б. “Острая ВИЧ-инфекция без вторичных заболеваний” может проявляться разнообразной клинической симптоматикой. Наиболее часто это - лихорадка, высыпания на коже и слизистых, увеличение лимфатических узлов, фарингит. Может отмечаться увеличение печени, селезенки, появление диареи. 2В. “Острая ВИЧ-инфекция с вторичными заболеваниями”. В 10-15% случаев у больных острой ВИЧ-инфекцией появляются вторичные заболевания (ангина, пневмония, кандидозы, герпетическия инфекция и др.).Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьирует от нескольких дней до нескольких месяцев, однако обычно она составляет 2-3 недели.

Стадия 3. “Латентная” характеризуется медленным прогрессированием. В крови обнаруживаются антитела к ВИЧ. Единственным клиническим проявлением заболевания является увеличение двух и более лимфатических узлов не менее чем в двух не связанных между собой группах (не считая паховые). Длительность латентной стадии может варьировать от 2-3 до 20 и более лет, в среднем - 6-7 лет.

Стадия 4. “Стадия вторичных заболеваний”. Продолжающаяся репликация ВИЧ, приводящая к гибели клеток, приводит к развитию на фоне иммунодефицита вторичных заболеваний, инфекционных и/или онкологических.

Стадия 5. “Терминальная стадия”. На этой стадии имеющиеся у больных вторичные заболевания приобретают необратимое течение. Даже адекватно проводимые противовирусная терапия и терапия вторичных заболеваний не эффективны, и больной погибает в течение нескольких месяцев.

История ВИЧ (сообщение учеников)

В 1988 году югославский врач и историк медицины МиркоГрмек опубликовал книгу “История СПИДа”, в которой утверждает, что возбудитель болезни появился, скорее всего, несколько веков назад. ВИЧ образовался в Западно-Центральной Африке в конце девятнадцатого или в начале двадцатого века.СПИД был впервые описан Центрами по контролю и профилактике заболеваний США в 1981 году , а его возбудитель, ВИЧ - в начале 1980-х.

Эпидемия СПИДа длится более 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-х годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ-инфекция. Эпидемия продолжает расти, охватывая все новые регионы.В настоящее время практически во всем мире наблюдается неуклонный рост числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом (карта). В десятку стран с наибольшим количеством ВИЧ-инфицированных людей вошли: Индия (6,5 млн), ЮАР (5,5 млн), Эфиопия (4,1 млн), Нигерия (3,6 млн), Мозамбик (1,8 млн), Кения (1,7млн), Зимбабве (1,7 млн), США (1,3 млн), Россия (1 млн) и Китай (1 млн).

Природный резервуар ВИЧ - африканские обезьяны, не исключается, что это могут быть дикие шимпанзе. Другие животные к ВИЧ не восприимчивы.

Пути заражения ВИЧ

Источник инфекции - инфицированный ВИЧ человек, во всех стадиях инфекции, пожизненно. На сегодняшний день ВИЧ обнаружен во многих клеточных элементах и жидких средах больных и инфицированных. Особое место среди них занимают кровь и сперма. Кровь — это главный плацдарм, где развертываются процессы, приводящие к угнетению иммунитета — главному патогенетическому механизму инфекции ВИЧ. Кроме того, кровь, как известно, играет одну из ведущих ролей в передаче инфекции. ВИЧ обнаружен как в клетках крови, главным образом в лимфоцитах, так и в плазме и ее фракциях. Сперма — основной транспортер вируса при распространении инфекции ВИЧ.

Доказано присутствие ВИЧ в слюне, слезах, поте, женском молоке и спинномозговой жидкости. Из них передача заболевания возможна лишь через молоко (ежедневное внедрение вируса в организм ребенка в течение длительного времени). Вопрос о количестве ВИЧ в биологических жидкостях остается открытым. Общепризнанно, однако, что его концентрация в крови наибольшая, а в слюне, слезах, поте и женском молоке, по-видимому, незначительная.

Известно несколько путей передачи ВИЧ от человека к человеку:

  • При половом контакте. Половой путь – самый распространенный во всем мире путь передачи ВИЧ-инфекции.
  • При использовании одних шприцев или игл среди инъекционных наркоманов.
  • При переливании крови и ее компонентов. ВИЧ может содержаться в препаратах донорской крови, свежезамороженной плазме, тромбоцитарной массе, препаратах факторов свертывания. Переливание инфицированной крови в 90-100% случаев приводит к инфицированию
  • От матери ребенку. Заражение плода может происходить во время беременности – вирус способен проникать через плаценту; а также во время родов. Риск заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери составляет 12,9% в европейских странах и достигает 45-48% в странах Африки.
  • От больных медицинскому персоналу и наоборот. Риск заражения при ранении острыми предметами, загрязненными кровью ВИЧ-инфицированных, составляет около 0,3%. Риск при попадании на слизистую и поврежденную кожу инфицированной крови еще ниже.

В предложенных тестах укажите знаком “+” или “–” в какой ситуации возможен перенос ВИЧ, а в какой – нет. Тест “Пути переноса ВИЧ” (Приложение 2).

СПИД и общество

Необходимо сказать также о том, что проблема СПИДа — это проблема не только медицинская, но и психологическая, и социальная. Особенно явно это проявлялось в начале эпидемии, когда основным чувством по отношению к ВИЧ-инфицированным людям был страх заразиться, умноженный на отсутствие достоверной информации о том, как может и как не может произойти заражение ВИЧ.Люди, носители ВИЧ, становились в прямом смысле слова изгоями, с ними боялись даже разговаривать. Для того чтобы избежать подобной дискриминации ВИЧ-инфицированных людей важно знать, что такое ВИЧ, как он передается и как не передается. СПИД – это проблема не определенных групп, а всего человечества в целом, и это необходимо понимать.

Заключение

В заключение нашего занятия давайте все вместе выразим свои мысли и чувства в форме синквейна. Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

понятие (одно слово); прилагательные (два слова); глаголы (три слова);

предложение (из четырех слов); существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Составление солнца пожеланий - как защитить себя от ВИЧ? (на каждом лучике ребята пишут пожелание). После этого раздаются памятки (Приложение 3).

Зная основные пути передачи ВИЧ-инфекции , человек должен:

- соблюдать правила личной гигиены: использовать индивидуальную зубную щетку, бритву, маникюрные принадлежности и т.п.

- не пробовать и не прикасаться к наркотическим веществам: даже однократное введение наркотика может привести к заражению вирусом иммунодефицита человека;

- при прокалывании ушей пользоваться исключительно стерильными инструментами;

- избегать вступления в ранние половые отношения, так как это может привести к заражению ВИЧ.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.