Кишечная инфекция в школе интернате


Анастасия Данова, главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по городу Москве

Инфекционные заболевания могут привести к серьезным последствиям, поэтому во всех странах, в том числе в России, законодательно утверждены профилактические меры, которые нужно принять в случае их выявления. Особые меры предусмотрены для детских учреждений.

Если у работника либо учащегося выявлено опасное инфекционное или паразитарное заболевание, директор школы обязан ввести ограничительные меры. Иначе единичный случай может перерасти в массовое заражение.

Опасные заболевания перечислены в санитарно-эпидемиологических правилах. К ним относятся:

    грипп и ОРВИ (СП 3.1.2.3117–13); коклюш (СП 3.1.2.3162–14); острые кишечные инфекции (СП 3.1.1.3108–13); туберкулез (СП 3.1.2.3114–13); пневмония (СП 3.1.2.3116–13); столбняк (СП 3.1.2.3113–13); дифтерия (СП 3.1.2.3109–13); легионеллез (СП 3.1.2.2626–10); сальмонеллез (СП 3.1.7.2616–10); корь, краснуха, эпидемический паротит (СП 3.1.2952–11); менингококковая инфекция (СП 3.1.2.2512–09); ветряная оспа (СП 3.1/3.2.3146–13).

Факт инфекционного или паразитарного заболевания в школе должна подтвердить медицинская организация после проведения лабораторных исследований.

Сообщить учредителю и убедиться, что информация поступила в Роспотребнадзор

Сразу после того, как в школе были выявлены лица с подозрением на инфекционное заболевание или стало известно о диагнозе и количестве заболевших, медицинский работник должен сообщить об этом в территориальный орган Роспотребнадзора: в течение 2 часов позвонить по телефону и в течение 12 часов представить экстренное извещение по форме 058/у.

Общие требования к профилактике инфекционных и паразитарных болезней установлены СП 3.1/3.2.3146–13

Задача директора школы – проследить за тем, чтобы информация поступила в Роспотребнадзор, сообщить о случившемся учредителю и, если учредитель примет такое решение, издать приказ об ограничительных мерах еще до подтверждения диагноза.

Если инфекция опасна или заболело много человек, сотрудники Роспотребнадзора проведут эпидемиологическое расследование, чтобы:

1) выявить источник возбудителя и контактных лиц;
2) установить границы очага, локализовать его и устранить;
3) определить круг лиц, которым нужна экстренная иммунопрофилактика;
4) назначить санитарно-противоэпидемические мероприятия.

По результатам расследования Роспотребнадзор должен решить: вводить или нет на территории школы ограничительные меры.

Если не принять меры, препятствующие распространению инфекции, школу и директора ждет административное наказание. Штраф невелик: для школы – до 20 тысяч рублей, для директора – до 1000 рублей. Однако если инфекция распространится, директор может быть привлечен к уголовной ответственности. Часть 1 статьи 236 УК РФ гласит: за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее массовое заболевание людей, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 80 тысяч рублей или в размере зарплаты за 6 месяцев, лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, приговорено к обязательным работам на срок до 360 часов, исправительным работам на срок до 1 года либо ограничению свободы на срок до 1 года.

Школе также грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разработать с медицинским работником план профилактических мероприятий

Чтобы предотвратить распространение инфекции в школе, нужно:

– выявить и изолировать источник заболевания;
– перекрыть пути передачи инфекции;
– уменьшить восприимчивость работников и учащихся к вирусам и бактериям

Если директор школы получил предписание Роспотребнадзора о введении ограничительных мер, он должен вместе с медицинским работником подготовить план профилактических мероприятий и утвердить его распорядительным актом (приказом, распоряжением).

В распорядительном акте следует указать:

    период, на который класс или школа приостанавливает образовательную деятельность, или период, на который в классе или школе введены ограничительные меры; перечень профилактических мероприятий (дезинфекция, ежедневный осмотр учащихся, разъяснительная работа с родителями); Ф. И. О. работников, которые отвечают за проведение профилактических мероприятий.

План нужно составлять с учетом положений соответствующих санитарных правил.

Допустим, в школе выявлен очаг кори. В этом случае директор обязан:

1. Запретить принимать в коллектив лиц, не болевших корью и не привитых против этой инфекции, с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего.

2. Организовать ежедневный осмотр учащихся и работников, которые контактировали с заболевшим.

3. Провести разъяснительную работу с работниками школы и родителями учащихся о признаках заболевания и необходимости иммунизации.

Согласно разделу 5 СП 3.1.2952–11 иммунизации против кори по эпидемическим показаниям подлежат лица, которые контактировали с больным (при подозрении на заболевание), не болели корью ранее, не были привиты, не имеют сведений о прививках, и лица, привитые против кори однократно, – без ограничения возраста.

4. Отменить кабинетную систему обучения.

5. Усилить дезинфекционный режим, режим проветривания и обеззараживания воздуха в помещениях.

По статистике, 60-65% всех случаев кишечных инфекций приходится на долю детей. Это значит, что в школе, где ежедневно в тесном контакте находятся сотни детей, вероятность передачи подобных инфекций является очень высокой.

Возбудители кишечных инфекций

Кишечные инфекции могут провоцироваться:

  • патогенными микробами (шигеллы, сальмонеллы, эшерихии и др.);
  • условно патогенными микробами (стафилококк, протей и др.);
  • вирусами (энтеровирусы, ротавирусы);
  • гельминтами (лямблии, амебы и др.).

Все эти возбудители поражают желудочно–кишечный тракт, вызывают расстройство пищеварения и сильную интоксикацию. Симптомы кишечных инфекций:

  • резкое повышение температуры;
  • головная боль и тошнота;
  • снижение аппетита и извращение вкуса;
  • вздутие и боли в животе;
  • диарея.

Как передается инфекция

Источником инфекции служит больной человек или носитель возбудителя. И в том и в другом случае возбудитель выделяется вместе с экскрементами, и элементарное несоблюдение таких правил, как мытье рук с мылом, облегчает его передачу от школьника к школьнику, а также, что еще более опасно, от работника пищеблока – сотням детей.

Другими источниками проникновения возбудителя в организм человека служат сырая вода, сырые или недостаточно обработанные продукты.

Пик заболеваемости кишечными инфекциями приходится на летне-осенний период. Школа является зоной повышенного риска именно в начале учебного года.

Лечение

и профилактика

Кишечные инфекции опасны тем, что развивающееся обезвоживание несет прямую угрозу жизни ребенка. Поэтому при первых симптомах инфекции следует немедленно вызвать детскую неотложную медицинскую помощь – ребенок подлежит госпитализации.

Чтобы ребенок не заразился, необходимо приучить его мыть руки с мылом перед едой и после посещения туалета. Кроме того, в портфеле должны быть гигиенические антисептические салфетки, чтобы он протирал руки несколько раз в течение учебного дня. Нельзя позволять ребенку с кишечным расстройством посещать школу.

















Post new comment




О нас

Наши партнеры

Разделы

ВитаПортал — сайт о здоровье

Мы предоставляем информацию по следующим основным разделам.

  1. Новости здоровья, питания, диет и здорового образа жизни
  2. Правильное питание, похудение, диеты
  3. Аллергия и новые методы лечения
  4. Вредные привычки и способы отказа от них
  5. Заболевания человека, методы диагностики и лечения
  6. Рождение и воспитание детей
  7. Спорт и фитнес
  8. Рецепты здорового питания
  9. Бесплатные консультации врачей
  10. Блоги врачей, экспертов по питанию и фитнесу, группы по интересам
  11. Сервис онлайн-записи на прием к врачу ЕМИАС

Ваше здоровье — наша цель

ВитаПортал — официальный медицинский сайт, посвященный здоровью человека. Наша основная задача – предоставить пользователю проверенную информацию, верифицированную экспертами в своих областях.

Наш сайт о здоровье создан не для практикующих врачей, а для обычных пользователей. Вся информация адаптирована и предоставлена доступным и понятным языком, медицинские термины расшифровываются. В то же время мы уделяем большое внимание проверке подлинности своих источников, которыми становятся только официальные медицинские сайты, научные медицинские журналы и практикующие врачи и эксперты.

Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.


Карантин – это ряд противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию контакта подозреваемого в инфицировании или инфицированного лица (группы лиц). Карантин подразумевает полную изоляцию эпидемического очага. В той статье мы подробно расскажем о том, как организуется карантин и что делать родителям.

Что это за заболевание?

Кишечная инфекция – это группа заболеваний, основными симптомами которой являются интоксикация, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, повышение температуры тела.


Кишечные инфекции провоцируются патогенной микрофлорой – простейшими, бактериями, вирусами.

Независимо от этиологии заболевания, все кишечные инфекции обладают схожей симптоматикой, но при этом имеются и строго индивидуальные признаки, которые позволяют точно определить возбудителя.

Заражение кишечной инфекцией происходит при попадании патогена в пищеварительный тракт через пищу и воду.

Самыми распространенными возбудителями патологии являются:

  • золотистый стафилококк;
  • холерный вибрион;
  • некоторые опасные штаммы кишечной палочки (о карантине при кишечной палочке, энтеровирусе и энтероколите можно прочитать тут);
  • сальмонеллы;
  • клостридии;
  • иерсиния;
  • шигеллы;
  • кампилобактер.

Проявляются кишечные инфекции общей интоксикацией, то есть обезвоживанием и кишечным синдромом:

  • понос в течение нескольких дней;
  • урчание в животе;
  • повышенная температура;
  • отсутствие аппетита;
  • тошнота;
  • боли разного характера;
  • повышенная жажда – результат обезвоживания организма;
  • кровяные сгустки в кале;
  • слабость;
  • снижение веса;
  • рвота.

Осложнения кишечной инфекции:


    Дегидратация – обезвоживание. Это часто встречающееся осложнение, которое развивается на фоне потери организмом большого количества жидкости из-за рвоты, диареи, высокой температуры.

Критической потерей жидкости для организма считается 10% – в этом случае человек впадает в коматозное состояние, возможен летальный исход.

  • Инфекционно-токсический шок – развивается в начале заболевания. Происходит вследствие повышения в крови концентрации токсических веществ, которые появляются в процессе жизнедеятельности бактерий.
  • Пневмония – возникает вследствие обезвоживания.
  • Острая почечная недостаточность – нарушение работы почек, вследствие чего в крови концентрируются шлаки, которые в норме должны выводиться с мочой.
  • Терапия кишечной инфекции заключается в следующем:

    • прием специальных растворов солей – Регидрон;
    • обильное питье;
    • диета;
    • кишечные антисептики – Фуразолидон;
    • энтеросорбенты – Смекта;
    • антибактериальные или противовирусные препараты.

    Не забывайте о том, что все лекарственные средства должны быть назначены вашим врачом. Не занимайтесь самолечением и, в случае возникновения симптомов кишечной инфекции, сразу обращайтесь за медиценской помощью.

    Когда и как объявляют карантин?

    Чтобы не допустить распространения инфекции, для объявления карантина в детском саду достаточно одного заболевшего ребенка. В этом случае издается приказ, который должен быть вывешен на доске объявлений. Там же должна быть прикреплена памятка о профилактических мерах.

    Какие мероприятия проводятся при вспышке ОКИ?

    Комплекс противоэпидемических мероприятий проводится сразу же после выявления инфицированного ребенка в группе, при этом больной должен быть сразу изолирован.


    1. Назначаются ответственные за проведение противоэпидемических мероприятий.
    2. Специалисты санитарной станции берут пробы с поверхности пищи, которую употребляют дети.
    3. В группе и пищеблоке проводится полня дезинфекция – используются дезинфицирующие средства, кварцевание.
    4. Выполняется уборка и дезинфекция туалета.
    5. На период карантина мягкие игрушки и ковры после дезинфекции убираются.
    6. Осуществляется сквозное проветривание каждые 2 часа по 10 минут.
    7. Воспитатели и работники пищеблока сдают необходимые анализы.
    8. За детьми ведется медицинское наблюдение.
    9. Назначается особый питьевой режим – использование только бутилированной воды или охлажденной кипяченной воды.
    10. Мытье рук осуществляется только жидким мылом с дозатором.

    Срок карантина при кишечной инфекции составляет 7 дней.

    Администрация детского сада обязана в тот же день после получения информации о заболевшем ребенке оповестить всех родителей о карантине и объявить номер приказа, согласно которому он был назначен.

    Основные правила профилактики кишечной инфекции:

    1. Следить, чтобы ребенок тщательно мыл руки перед тем, как брать продукты, а также после посещения туалета.
    2. Оградить ребенка от контакта с больным.
    3. Проводить регулярную влажную уборку в помещении.

    Есть также специфические меры профилактики – введение вакцины оральным методом. Вакцинация проводится для профилактики ротавирусной инфекции.

    Объединять группы по причине снижения количества посещающих детский сад человек администрация не имеет права, так как в период карантина дети разных групп не должны контактировать.


    Что же делать родителям и вести ли ребенка в садик, если там объявлен карантин в связи с острой кишечной инфекцией, – это зависит от нескольких причин.

    Если ребенок посещал детский сад в тот день, когда был объявлен карантин, имеется вероятность, что он контактировал с больным ребенком, следовательно, посещать детский сад ему можно.

    Но можно и не посещать детский сад – это зависит о желания и возможностей родителей.

    Если же ребенок в день объявления карантина в детском саду отсутствовал, руководство может отказаться принимать ребенка, в некоторых случаях его могут перевести в другую группу.

    Во время карантина на группу накладываются следующие ограничения:

    • запрещается гулять на участках других групп;
    • нельзя принимать участие в массовых мероприятиях;
    • запрещено проводить занятия вне группы, но есть исключение – занятия возможны только отдельно после окончания их у других детей.

    Могут ли отказать в выдаче больничного?

    Даже если ребенок не болен и не контактировал с носителем инфекции поликлиника не имеет права отказывать родителю в выдаче больничного листа – федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

    Можно ли посещать с ребенком кино, магазин, театр?


    Прямо запретить посещение общественных мест конечно никто не имеет права, но с моральной точки зрения это неправильно.

    Ребенок может представлять опасность для окружающих – часто инфекция передается от человека, который контактировал с больным, но сам при этом не заразился.

    Поэтому родители все же должны ограничить контакт ребенка с другими людьми.

    Через какое время после выздоровления идти в садик?

    Ребенок остается заразным еще 4 дня после того, как все симптомы кишечной инфекции прошли. В среднем больной не должен посещать детский сад в течение 10 дней с момента начала заболевания. Выписка больного производится только после проведения лабораторных тестов и получения отрицательного результата.

    Ограниченное пространство, скопление детей, личный контакт с заболевшим, несоблюдение гигиенических норм – все это создает благоприятные условия для распространения кишечных инфекций в группах детского сада. Заболеваемость острыми кишечными инфекциями может наблюдаться в течении всего года, но ее особый всплеск регистрируется в летне-осенний период.

    Девочки,такая ситуация в школе:в нашем классе( 3 класс) уже у семерых детей тошнота,рвота,слабость,боли в животе.Вчера разговаривала с учительницей,она сказала,что и в соседнем кабинете( там второклашки) тоже такое же(кабинеты на первом этаже).Разговаривали еще вчера с нашим доктором в школе(не медсестра школьная,а именно была доктор педиатр из районной поликлиники),она про это ни сном ни духом(может,конечно,сделала вид) не ведает,и начала какие-то глупые отговорки на наши вопросы говорить,что это может быть нервное у детей( сразу у семерых и перекинулось на соседний кабинет?!) или глисты(тоже сразу у такого количества детей решили в один миг взбунтоваться в животах?!).И вообще,у нее нет никаких предпосылок поднимать панику,и нам нужно идти к своему педиатру и общаться там по этому поводу.Одна из мамочек вчера водила такого ребенка к врачу,пощупали живот,сказали все нормально,выписали противорвотное,уголь и Атоксил и отпустили домой,ни анализов,ничего такого не назначала.Что это может быть,вирус,кишечная инфекция? Что делать в таких случаях,куда можно обратиться,что бы обратили внимание на эту ситуацию(первому ребенку,оказывается,стало плохо еще на прошлой неделе).Понятно,что администрация школы будет всячески прикрывать своих(если это столовка,то работников столовой).Стоит ли идти к директору? Мы недавно переболели,иммунитет ослаблен,естественно еще.Просто,боюсь,что бы тоже не подхватил сын такую заразу,да чтобы другие дети не заразились.

    52 комментария

    Kvetka 10 ноября 2017, 11:09 7

    Ротовирусная инфекция, у нас такое в саду 2 недели назад было.

    Kvetka 10 ноября 2017, 11:10 1

    Это если ещё температура присутствует, у нас была небольшая 37.8-38.2

    busja 10 ноября 2017, 12:48 8

    JuliaL 10 ноября 2017, 11:11 3

    Если ребенок плохо себя чувствует, родители обращаются к педиатру или инфекционисту. Если что-то находят, то сами врачи сообщают куда нужно и в школу. При необходимости вводят карантин и посылают проверку. Если родители проводят лечение дома, к врачу не обращались, а просто сообщили о причине отсутствия классному руководителю, то педиатр курирующий школу может ничего и не знать.

    JuliaL 10 ноября 2017, 12:38

    Да, тоже где-то краем глаза видела, что можно в домашних условиях. Гугл в помощь)

    My_land 10 ноября 2017, 17:52

    Да, тест в аптеке в районе 100 грн

    MammyTanya81 10 ноября 2017, 21:23

    Да,есть такой тест

    Vladka9295 10 ноября 2017, 11:33

    Ну наверное стоит сообщить в санэпидемстанцию вашего района ну или директору.

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 11:55

    Так вот же,одна мамочка обратилась,но ей ничего не назначили,никаких анализов.

    Nina006 10 ноября 2017, 12:26 1

    это и плохо что один человек обратился, случай защитался как одиночный и никто не обратил на него внимания. к сожалению - горькая правда.

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:29

    Киев, в понедельник сын пришёл со школы и началась диарея без рвоты и температуры. Доктор назначил автоксил, энтерол. Сдали кал, ещё ничего не высеяли.

    lena4_ 10 ноября 2017, 11:48

    Нужно как минимум класс продезинфецировать. Вымыть парты и стены с дезинфекторами на выходных

    Pery_sv 10 ноября 2017, 12:07

    Лампы надо покупать, лучше всего безозоновые, их можно включать в присутствии людей.

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:10

    Так и я об этом подумала,но к доктору обратился пока только один человек,все остальные дома сидят сами лечатся.

    Nina006 10 ноября 2017, 12:11 1

    нет смысла. кабинеты не изолированы друг от друга- лампы не помогут. только деньги выбросите. ребенок выйдет в коридор или др.класс где нет бакламп - а вирусы в организованных коллективах быстро разносятся

    maksim 10 ноября 2017, 11:55 1

    Не ведите в школу. Здоровье дороже. У нас тоже карантин. Ветрянка. Дети в одном классе . На физик на улицу. Еще и вши у кого -то. Пипец.

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:08

    В конце концов,потом это нужно же будет объяснять,почему отсутствовал,по какой причине,у нас без причины можно один день отсутствовать,потом только справка от доктора.

    maksim 10 ноября 2017, 12:14

    Ну так пятница, а там выходные . Может легче будет всем.

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:16

    Надеюсь.Но это уже две недели длиться и захватывает другие классы.

    Pery_sv 10 ноября 2017, 12:06

    Недавно была у педиатра, так тоже приходила к ней заведующая и спрашивала не обращались ли к ней дети одной из школ по поводу болей в животе и т.д. Если будет много обращений в школе будет проверка. Надо чтобы мамы не лечили сами, а обращались к врачу.

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 12:13

    Сегодня обязательно скажу всем об этом.Еще на следующей неделе у нас всеобщешкольное собрание,обязательно пойду и подниму этот вопрос.Обидно,что мало активных родителей.Никому ни до чего нет дела,все сидят дома,пьют атоксилы с углем.А если,например это какая-то кишечная инфекция,от какой нибудь поварихи или уборщицы,и это может продолжаться бесконечно.

    Julia_Z 10 ноября 2017, 13:51

    В сентябре мои дети болели подобным. В аптеке купите Рототест, и проведите анализ, все подробно в инструкции описано. Школа хочет замять. Почему? Потому что их будут проверять санэпидемстанция, и не знаю как в школе, но группу где ребёнок хоть один заболел в саду, закрывают на месяц и проводят дезинфекцию. После результата рототеста, езжайте в детскую инфекционен, там тоже возьмут у ребёнка анализ из попы и понесутся разборки если ротавирус подтвердится. Инфекционка назначит вам правильное лечение , напишите заявление с отказом на госпитализацию и поедете домой лечится.

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 16:35

    Мы,тьфу-тьфу пока держимся,но в классе еще один ребенок заболел.А этот тест можно даже без симптомов проводить?

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 16:44

    А какой лучше тест брать,их просто есть несколько видов?

    Julia_Z 10 ноября 2017, 19:25

    Мы просто купили рототест. Но вот есть ли смысл тратить деньги если нет симптомов? Желаю вашему ребёнку здоровья, чтоб эта хворь прошла мимо!

    Wild_fairy 10 ноября 2017, 15:21

    это может быть так называемый желудочный/кишечный грипп. вещь малоприятная, очень заразная, но быстропроходящая

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 16:38

    Вчера еще,как выяснила я,в класс приходила то ли зауч,то ли еще кто-то(кто именно у детей не удалось выяснить) и расспрашивала их,кто носит воду в бутылках из дому,кто пьет в школе из крана,кто не моет руки перед столовой.Т.е.,я так понимаю,все в школе уже в курсе,а нам ничего не говорят.

    Iva777 10 ноября 2017, 18:13 1

    Дотримання санітарних та технічних умов: або недомили або несвіже дали дітям

    Nadin1704 10 ноября 2017, 18:57

    ++Очень может быть

    Iva777 10 ноября 2017, 18:21

    Санепідемстанцію , щоб провели роботи

    Alinkamalinka 10 ноября 2017, 18:46

    Iva777 10 ноября 2017, 18:52

    Тоді виясніть, хто виконує іі функціі- будете мати спокій

    Iva777 10 ноября 2017, 18:54 1

    Школа і іі дирекція ніколи не визнають, що це був іх косяк , поки іх організаціі не потрусять

    Kalina 10 ноября 2017, 19:54

    Мед сестра школьная и правда по хорошему ничего не может сделать, она относится к поликлинике, если будет зафиксирован факт инфекции, врачом, то тогда он , сообщит в СЕС и будет проверка ( столовая , туалеты и т.д.). иначе увы.

    Alinkamalinka 11 ноября 2017, 00:40

    угу,наши врачи как раз зафиксируют.Они даже в карточку ничего не пишут.Пока в сад ходили,очень часто болели,неделю ходим-две болеем,а по карточке все прекрасно.

    Gvelana_Anna 11 ноября 2017, 10:53

    правильні поради дають - потрібно, щоб батьки хворих дітей (не одна, а всі), звернулись до лікаря дільнічого, він фіксує такі випадки, направляє на аналізи і т.д.. у випадку, якщо це інфекція - повідомляють школу і проводять необхідні заходи.
    мені розповідала вихователь садочку, що в разі, якщо дитині з ознаками гострої кишкової інфекції викликають швидку і вона відвідує садок, то до садочку одразу направляється СЕС, групу закривають на карантин

    Конспект урока СБО в 9 классе

    Учитель СБО: Позднякова Н.Г.

    Тема: Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний.

    познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний;

    развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы;

    воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

    Поделись инфекцией своей — и она к тебе не раз еще вернется!

    I. Организационный момент.

    III. Изучение нового материала.

    Что такое здоровье? Часто ли мы задумываемся о нем? На здоровье человека влияет много факторов. Один из них – окружающая среда. Она наполнена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Что же такое инфекционные заболевания?

    - Сегодня мы с вами поговорим о классификации инфекционных заболеваний, причинах возникновения и способах профилактики.

    - Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова к нашему уроку?

    Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).

    В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.

    Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?

    Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.

    Что нужно делать в таком случае?

    Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?

    В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.

    Как защититься от таких инфекций

    Как можно заразиться через продукты?

    Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.

    В почве, также живут возбудители. Они попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.

    Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.

    Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.

    Сейчас мы рассмотрим все группы и послушаем небольшие сообщения о некоторых заболевания.

    Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути

    Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.

    Кишечные инфекции . Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.

    Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.

    Кровяные инфекции делятся на 2 группы:

    - когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.. Возбудители проникают в кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.

    - когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.

    Поскольку рост гепатита В и С растет с каждым годом, мне хочется остановиться на нем более подробно. Считается, что этот рост связан с распространением наркомании, так как 38-40% молодых людей, заболевающих гепатитом С, инфицируются при внутривенном введении наркотических веществ.

    Гепатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С , который попадает в кровь человека.

    Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.

    Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:

    - при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;

    - при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;

    - при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;

    - при переливании препаратов крови

    - половой путь передачи

    - передача инфекции от инфицированной матери к плоду (инфицирование происходит при родах )

    Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки

    Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк.

    Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.

    Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.

    Эпидемия – (от греч. ерidеmiа ) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

    Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

    Факторы возникновения эпидемий:

    На скорость распространения эпидемии влияет:

    качество медицинской помощи и т.д.

    4. Природная среда – источник инфекционных заболеваний

    Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Например, в почве обитают микроорганизмы, которые являются возбудителями ботулизма, столбняка, газовой гангрены; в воде, соответственно, – брюшного тифа, холеры, дизентерии и др.

    Кроме микроорганизмов, переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

    Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других животных организмов, в том числе и в самом человеке.

    Нужно отметить, что рост городов (поселков городского типа), ухудшение их санитарного состояния, развитие промышленности по производству биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения окружающей среды и, как следствие, росту числа инфекционных заболеваний. Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.

    5. Работа в тетрадях.

    Кишечные инфекции (дизентирия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит).

    Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторы передачи: пища, вода, мухи, грязные руки, бытовые предметы. Заражение через рот.

    Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, оспа).

    Передача воздушно – капельным или воздушно – пылевым путем

    Кровяные инфекции (малярия, клещевой энцефалит, чума)

    Возбудитель передается через укусы насекомых

    Болезни, передающиеся через укусы животных

    Инфекции наружных покровов (чесотка, сибирская язва, трахома (заболевания глаз)

    Передаются при контакте с больным человеком

    6. Профилактика инфекционных заболеваний

    Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний

    Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.

    Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

    1. Устранение 2. Разрыв путей передачи 3. Повышение

    возбудителя источника инфекции невосприимчивости

    инфекции (дезинфекция, дезинсекция) людей (вакцинация)

    - Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).

    - Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.

    - Соблюдение этических норм. (половые контакты)

    - Вакцинация населения (прививки)

    ДЕЗИНФЕКЦИЯ – комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.

    ДЕЗИНСЕКЦИЯ – комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши и т.д.)

    Карантин – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

    История происхождения слова

    И только в конце ХVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме длился сорок дней.
    Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете. Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

    Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни. Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

    Она заключается в том, чтобы:

    1) вести здоровый образ жизни;

    2) активный отдых;

    3) физическая зарядка;

    5) обтирание тела холодной водой;

    6) соблюдение правил личной гигиены;

    7) принимать пищу богатую витаминами;

    8) избегать тесных контактов с возможным очагом заражений;

    9) а главное – вырабатывать иммунитет.

    IV. Закрепление изученного материала.

    V. Обобщение. Итог.

    1.Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.

    2.Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.

    3. Попадание в человеческий организм болезнетворных микробов, с последующим их размножением.

    4. Инфекционное заболевание, вызываемое разными видами микобактерий (наиболее часто палочка Коха).

    5. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.

    6. Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

    7. Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

    8. Острое инфекционное заболевание дыхательных путей, передающееся воздушно-капельным путём. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Периодически распространяется в виде эпидемий.

    9. Комплекс мероприятий, направленных на изоляцию очага инфекционного заболевания.

    10. Инфекционное заболевание, которое передается укусом малярийного комара. Заболевание распространено на территории Африки, стран Кавказа.

    11. Защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.

    12. Острая кишечная инфекция, возникающая при поражении человека холерным вибрионом.

    1. Дизентерия; 2. Эпидемия; 3. Инфекция; 4. Туберкулез; 5. Дезинфекция; 6. Чесотка; 7. Прививка; 8. Грипп; 9. Карантин; 10. Малярия; 11. Иммунитет; 12. Холера

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.