Карантин при инфекционных заболеваниях в школе

Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

регулярно проветриваются учебные помещения;

ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

проводится противобактериальная обработку туалетов;

соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.— распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.— попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются,, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

соблюдение чистоты учебных помещений;

выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;

содержание в порядке общественных туалетов;

своевременное опорожнение мусорных ящиков;

строгий контроль за личной гигиеной школьников;

правильную организацию питьевого режима в школе;

ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.

Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.

Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.

Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.

Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.

Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.

Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.

Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).

В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

Профилактика гриппа и орви.

Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

на каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;

проводить уроки на улице (вне помещений).

Если уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) продолжает расти, по решению органов осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится приостановление учебного процесса в классе или школе. Возобновление обучения после приостановления учебного процесса в классе или школе должно сопровождаться усилением санитарно-противоэпидемических мер в общеобразовательном учреждении. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа К основным методам защиты населения от гриппа относят: вакцинопрофилактику с использованием различных типов вакцин в предэпидемический период; неспецифическую профилактику гриппа с использованием медицинских иммунобиологических и других препаратов; экстренную профилактику заболеваний в период эпидемий гриппа. Для специфической профилактики сезонного гриппа используют гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вирусов A(H1N1), A(H3N2) и В, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. В рамках Национального календаря прививок иммунизация против сезонного гриппа в Российской Федерации проводится ежегодно следующим категориям населения: детям, посещающим дошкольные учреждения, учащимся 1-11 классов, студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослым старше 60 лет.

В связи с пандемией гриппа типа А(H1N1)09 ВОЗ рекомендует проведение вакцинопрофилактики:

Лицам, подверженным повышенному риску заражения: - детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ; - школьникам; - медицинским работникам; - работникам сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинским контингентам.

Лицам, предрасположенным к развитию осложнений после гриппа: - детям до 5 лет, но особенно детям до 2 лет; - лицам от 65 лет и старше; - беременным женщинам; - лицам, у которых имеются следующие заболевания: рак; заболевания сердца и крови; хронические заболевания лёгких; диабет; болезни печени, почек; неврологические и нейромышечные расстройства; ослабленная иммунная система (включая больных СПИДом).

Неспецифическая профилактика гриппа включает использование медицинских иммунобиологических, противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и других препаратов, разрешенных к применению и зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!

Карантин в школе объявляют, если:

  • ОРВИ, гриппом, пневмонией, туберкулезом, столбняком, коклюшем, дифтерией, легионеллезом, краснухой, корью, ветряной оспой заболело более 20% участников учебно-воспитательного процесса;
  • выявлено заболевание, входящее в перечень особо опасных патологий инфекционной природы (в соответствии с приложением к СП 3.4.2318-08): полиомиелит, вирус Зика, оспа, желтая лихорадка, малярия и др.

Постановлением Главного государственного санитарного врача №6 от 13.03.2020 из-за коронавируса в образовательных организациях введен противоэпидемический режим и рекомендован переход на дистанционное обучение.



Условия объявления карантина в учебных заведениях

Карантин в школах и детских садах вводят как меру предупреждающего характера. Администрации мониторят ситуацию и определяют на первом этапе пороговые значения для введения:

  • ограничительных мероприятий;
  • введения карантина.

Перечень заболеваний, требующих введения карантина, установлен постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 №3 (ред. от 29.11.2016). Документ определяет, в каких случаях школу закрывают на карантин и порядок проводимых процедур. Например, карантин вводится при выявлении гриппа, вызванного новым подтипом, тяжелого острого респираторного синдрома, полиомиелита и др. болезней. Если порог заболеваемости тем или иным недугом превышается, занятия в образовательном учреждении или его структурной единице останавливают на срок от 7 дней:

  • если в классе по причине болезни инфекционными заболеваниями (гриппом) отсутствует 20 детей — закрывают на карантин класс;
  • если в классе на протяжении недели отсутствуют 20% учеников, школу закрывают при достижении порога до 30% школьников.

Основание для введения ограничений — выявление у школьников или воспитанников ДОУ тревожных симптомов, которые приведут к изменению эпидемиологической ситуации.

Комплекс административных, медико-санитарных мер, обуславливающих переход на особый режим ведения учебно-воспитательного процесса:

  • временное закрытие отдельных учебных классов или ОУ;
  • систематическое проведение медицинских осмотров;
  • переход на дистанционный режим учебы.
Ограничительные мероприятияКарантин
Действия по предупреждению распространения заболеваний инфекционной или другой природы:
  • отмена или перенос массовых мероприятий;
  • изменение правил санитарно-гигиенического обслуживания.
Показаны при выявлении случаев заболевания ОРВИ, гриппом, пневмонией, туберкулезом, столбняком, коклюшем, дифтерией, легионеллезом, краснухой, корью, ветряной оспой. Карантинный режим вводится, если заболело более 20% участников учебно-воспитательного процесса.Если выявлен хотя бы один случай заболевания, входящего в утвержденный Главным санитарным врачом РФ перечень особо опасных патологий инфекционной природы (в соответствии с приложением к СП 3.4.2318-08 это полиомиелит, вирус Зика, оспа, желтая лихорадка, малярия и др.), необходимо провести срочную изоляцию больного ребенка или сотрудника, известить представителей территориального органа Росздравнадзора и готовиться к переходу на карантинный режим сразу после получения результатов лабораторных тестов.

Как объявляют карантин

Карантинные мероприятия инициируются главным санитарным врачом после получения извещения из школы или ДОУ по форме 058/у. После обращения в органы региональной исполнительной власти или местного самоуправления:

  • составляется нормативно-правовой акт, обязывающий образовательную организацию в течение 24 часов ввести карантинные меры;
  • определяется круг ответственных лиц;
  • регламентируются карантинные мероприятия.

Школа и ДОУ переходят на карантинный или ограничительный режим в таком порядке:

Завершение карантина по СанПиН произойдет по приказу:

  • директора учреждения — если режим применялся внутри организации к одной группе детей или классу;
  • главного санитарного врача — в более массовых случаях.

Как работают школы

Каждое образовательное учреждение имеет Положение об организации образовательного процесса во время карантина. Оно разрабатывается на основе противоэпидемического законодательства и ФЗ-273 от 29.12.2012. В нем четко прописывается, при каких условиях школу закрывают на карантин, порядок проводимых мероприятий и ответственные за их исполнение. Перечислим, что меняется в учебном режиме с момента начала заболевания до введения карантина:

  • ежедневные медосмотры для учащихся и сотрудников;
  • запрет на проведение массовых мероприятий;
  • отказ от кабинетной системы (ученики занимаются в одном кабинете, проводится влажная уборка, проветривание, кварцевание);
  • отказ от приема в школу новых детей в течение 14 дней с момента начала эпидемии;
  • возможно досрочное начало каникул.

Учебно-воспитательный процесс с момента введения карантина проводится в двух вариантах:

  • точечное использование дистанционных технологий;
  • переход на дистанционное обучение.

График работы школ во время коронавируса

На настоящий момент принято решение, что уроки в школах не проводятся до 12 апреля. Учащиеся перейдут на дистанционный формат там, где это возможно. Школы смогут посещать только учащиеся начальных классов, для них откроют дежурные группы численностью до 12 человек. Перед уроками всем детям будут измерять температуру, а классные кабинеты и другие помещения школ будут регулярно дезинфицировать.

Ждем официального постановления, которое утвердит формат обучения и работы школ на весну и лето. Примерный график такой:

Период Что происходит
С 21.03.2020 по 28.03.2020 Плановые весенние каникулы
С 28.03.2020 по 05.05.2020 Официальные нерабочие дни, школы закрыты
После 06.05.2020 Режим работы еще не утвержден и зависит от эпидемиологической обстановки. Вероятнее всего, карантин продлится и продолжится дистанционное обучение

Как работают ДОУ

Школы и учреждения ДПО во время карантина не работают. Детские сады принимают детей, но в особом режиме:

  • вводится особый режим медицинского сопровождения, соблюдения норм гигиены и санитарных правил;
  • отменяются массовые мероприятия и праздники;
  • не объединяют группы и не допускают их пересечений на территории сада;
  • запрещены вакцинации и прививки;
  • проводятся регулярные влажные уборки, кварцевание, обработка игрушек и проветривание.

График работы детских садов во время коронавируса

Во время нерабочего месяца с 30 марта по 30 апреля ДОУ закрыты. Примут только детей, чьи родители обязаны работать в этот период. Для них организуют специальные группы, в каждой не более 12 детей.

В остальное время установленного графика нет, официально ДОУ открыты, но гражданам рекомендована самоизоляция. Пока нет официального постановления, учреждения самостоятельно определяют формат работы. В некоторых городах ДОУ закрыты по распоряжению администрации, а в некоторых продолжают работать. Уточняйте в администрации.

Как завершается

Завершается карантин в образовательной организации и ДОУ в приказном порядке:

  • если меры вводились в отдельных классах, то приказ об отмене карантинного режима составляется руководителем ОУ;
  • в случае, когда режим затронул всю школу или несколько школ, его отменяет главный санитарный врач.

Как оплачивается работа во время карантина

Оплата труда в период ограничительных мероприятий и карантина проводится в обычном порядке.

Если педагог продолжает трудиться полный рабочий день (например, проводит уроки в рамках дистанционного обучения), удержаний не будет.

Если учителя и другие педагогические работники образовательных учреждений не проводят учебных занятий, не выполняют педагогическую работу и не привлекаются в этот период к другой учебно-воспитательной, методической или организационной работе, то заработок рассчитывают по правилам из ст. 157 ТК: в размере не ниже 2/3 тарифной ставки для установленного работнику разряда, как за время простоя не по вине работника (письмо Минобразования №20-53-1053/20-4 от 03.04.1998).

Дадут ли больничный

Если школу или ДОУ закрыли на карантин, больничный учителям и воспитателям не оформят. Больничный по карантину оформляют только тем, кто:

  • вернулся из неблагополучных стран;
  • контактировал с заболевшим коронавирусом.

Президент предложил до конца 2020 года рассчитывать минимальную выплату по больничному в размере, соответствующем МРОТ (постановление правительства от 18.03.2020 №294):

  • они будут производиться из ФСС по месту регистрации работодателя;
  • на период карантина по коронавирусной инфекции выдаются электронные больничные. Временные правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 №294. Порядок действует с 20 марта до 1 июля 2020 года (п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.03.2020 №294);
  • правила распространяются на прибывших из стран, где зарегистрированы случаи заболевания, лиц и на проживающих с ними;
  • в течение двух рабочих дней со дня, когда получен запрос от ФСС или работник сообщил номер электронного больничного, работодатель представляет в отделение ФСС РФ необходимые для назначения и оплаты больничного документы (сведения);
  • при подготовке документов (сведений) для ФСС РФ работодателю следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294 (ред. от 13.11.2019) о выплатах пособий по ВНиМ в рамках пилотного проекта;
  • не надо платить пособие за первые три дня за счет работодателя.

Для начисления установлены новые сроки:

  • за первые семь суток — пособие назначат и выплатят в течение одного рабочего дня с момента получения сведений от страхователя (но не позднее окончания седьмого календарного дня больничного из-за вируса);
  • за остальное время карантина или болезни оплата пособия производится в течение одного календарного дня с даты закрытия листка нетрудоспособности.

Законодательство и ответственность

Содержание противоэпидемических мероприятий, перечень заболеваний, что такое карантин в школе и детском учреждении, порядок введения и следования карантинным мероприятиям определяется следующими законодательными актами:

За несоблюдение правил проведения противоэпидемических мероприятий, согласно ст. 6.3 КоАП, предусмотрена следующая административная ответственность в форме штрафа:

  • от 500 до 1000 рублей — на руководителя школы и ДОУ;
  • от 10 тыс. до 20 тыс. рублей — на образовательную организацию.

Министерство юстиции РФ подготовило проект поправок в КоАП РФ, устанавливающих дополнительную административную ответственность за несоблюдение принудительного карантина в связи с эпидемией коронавируса COVID-19. Они утверждены 31 марта Государственной думой. За нарушение режима карантина грозит штраф:

  • гражданину — от 15 до 40 тыс. рублей;
  • должностному лицу — от 50 до 150 тыс. рублей;
  • юридическому лицу — от 200 до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности до 30 суток.

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности нанесение вреда здоровью или смерть человека либо сопряженное с умышленным созданием угрозы массового заболевания людей, предлагается наказывать:

  • штраф для граждан — от 150 до 300 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 тыс. рублей;
  • для юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности до 30 суток.

Если несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм привело к смерти двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок до 7 лет.

Детские карантинные инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер). В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

К детским карантинным инфекциям с аэрогенным механизмом заражения относятся: краснуха, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, корь, скарлатина, эпидемический паротит, полиомиелит, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция, менингококковая инфекция.
Источник инфекции – человек. Это может быть больной клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Механизм заражения при детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения- воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда, дома). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются не привитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции. Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Инкубационный период при детских карантинных инфекциях

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный, что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при пальпации, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели. При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов). Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), Учитывая все вышеизложенное, необходимо своевременно обращаться за медицинской помощью при следующих симптомах: 1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Профилактика инфекций в детском возрасте. 1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку не иммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.