Какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант








Название Составьте план действий медицинского работника по профилактике заболевания вич-инфекций при контакте с биологическими жидкостями вич-инфицированного пациента. 5
страница 1/8
Дата 06.03.2013
Размер 0.55 Mb.
Тип Задача

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ (все новые!)

При выполнении лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории сыворотка крови попала на открытый участок кожи лаборанта.

1. Расскажите, какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант.

2. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции. Какой путь является приоритетным при данной ситуации?

3. Сформулируйте и обоснуйте проблемы медицинского работника.

4. Составьте план действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекций при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного пациента.

5. Продемонстрируйте технику обработки рук при попадании на них биологических жидкостей пациента.

1. Лаборант рискует при данной ситуации заразиться такими инфекционными заболеваниями, как ВИЧ-инфекция, парентеральные гепатиты, сифилис и т.д.

2. Пути передачи при ВИЧ-инфекции: половой, парентеральный, внутриутробный, интранатальный (при прохождении ребенка через родовые пути) и постнатальный (при кормлении грудным молоком). При данной ситуации парентеральный путь (через кровь) является приоритетным.

3. Проблемы медицинского работника:

^ Настоящая и приоритетная проблема: боязнь заразиться парентеральными инфекциями.

4. План действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекцией при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного:

1) при попадании биологических жидкостей:

а) на кожу – следует в течение двух минут обработать ее раствором антисептика (70% раствором спирта), не втирая, через 5 минут вымыть теплой водой с мылом двукратно и повторить обработку антисептиком;

б) на слизистые оболочки – промыть водой и обработать 0,05% раствором перманганата калия, рот и горло можно прополоскать 70% раствором спирта;

в) при уколах и порезах – кровь выдавить или дать истечь, края раны обработать 5% раствором йода;

2) о произошедшей аварийной ситуации сообщить руководителю и зафиксировать в специальном журнале;

3) обратиться к врачу-инфекционисту для консультации и наблюдаться у него в течение 12 месяцев;

4) пройти лабораторное обследование на наличие антител к ВИЧ;

5) как можно быстрее начать химиопрофилактику антиретровирусными препаратами (азидотимидином);

5. Студент демонстрирует тактику обработки рук в соответствии с пунктом 4.1.а из эталона ответов.

2. Расскажите о порядке действий сестринского персонала при поступлении в стационар ВИЧ-инфицированного пациента.

3. Назовите элементы специальной одежды медицинского персонала, работающего в режиме возможного контакта с кровью и другими биологическими жидкостями пациента.

4. Перечислите состав аварийной СПИД-аптечки.

5. Назовите сроки и цель обследования медицинского персонала на ВИЧ-инфекцию и HВsAq.

2. При поступлении в стационар ВИЧ-инфицированного пациента необходимо:


  • сообщить в областной (республиканский) центр по профилактике и борьбе со СПИДом для своевременного принятия мер предосторожности;

  • провести маркировку медицинской документации как носителя HВsAq;

  • при показаниях к парентеральным процедурам обеспечить шприцевой режим (все инъекции проводить одноразовыми шприцами);

  • поместить больного в отдельную палату;

  • соблюдать противоэпидемический режим в стационаре согласно Приказу МЗ №408-89 г.

3. Все манипуляции, при которых может произойти контакт с биологическими жидкостями больного, проводятся: в хирургическом халате, резиновых перчатках, шапочке, сменной обуви, при угрозе разбрызгивания следует использовать маску, очки, защитный экран, клеенчатый или резиновый фартук.

4. В состав аварийной СПИД-аптечки входят:


  • 70% спирт;

  • 5% раствор йода;

  • навески марганцевокислого калия по 0,05 г;

  • стерильная вода по 100 мл для разведения марганцевокислого калия;

  • стерильный перевязочный материал;

  • стерильные пипетки – 2 шт.;

  • лейкопластырь;

  • туалетное мыло;

  • 6% раствор перекиси водорода или 3% раствор хлорамина.

5. Медицинский персонал, контактирующий с кровью, подлежит обследованию на HВsAq и ВИЧ-инфекцию при поступлении на работу и периодических медицинских осмотрах с целью объективного контроля за состоянием здоровья медицинского персонала.

1. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Почему у молодого человека результат обследования на ВИЧ-инфекцию отрицательный и можно ли считать его инфицированным?

3. Назовите методы лабораторной диагностики и реакции, используемые для скрининговых обследований на ВИЧ, что в них выявляют, и какая из реакций является критерием диагностики.

4. Составьте план дотестового психосоциального консультирования.

5. Определите порядок действий сестринского персонала при оказании амбулаторной помощи ВИЧ-инфицированным пациентам.

1. Проблемы пациента. Настоящая и приоритетная проблема: боязнь заразиться ВИЧ-инфекцией, тревога из-за ограничения сексуальной жизни и по поводу опасности заразить других людей.

2. Учитывая условия данной ситуации (половой контакт с женщиной легкого поведения; возраст пациента, который не исключает половые контакты с другими пациентами, инфекционный статус которых не известен; секс без презерватива) можно предположить, что молодой человек инфицирован.

У части лиц антитела начинают вырабатываться через 2-3 недели, у большинства – через 3-6 месяцев и до 12 месяцев.

3. Для скрининговых (массовых) исследований на ВИЧ-инфекцию используется иммунологический метод. Обследование проводится в два этапа:

I этап – ставится реакция иммунно-ферментного анализа (ИФА), в которой выявляется общее количество антител к антигенам вируса. При двукратном положительном результате ИФА проводится II этап – реакция иммунного блотинга (ИБ), в которой выявляются антитела к специфическим белкам вируса. Если реакция ИБ положительная, значит пациент ВИЧ-инфицирован.

4. Дотестовое консультирование предназначено для всех, кто пожелал пройти тестирование на антитела к ВИЧ, и в первую очередь, для людей, которые подвергаются риску заражения ВИЧ.

[youtube.player]

Задача № 1

Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом: острая дизентерия, средней тяжести. При сестринском обследовании М/С получила следующую информацию: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частот стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

Объективно: температура 37,8С, ЧДД 17 в мин, пульс 80 уд/мин., АД 120/80 мм.рт.ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, горячие на ощупь, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул – неоформленный, слизистый. Диурез в норме

Задание:

  1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента; составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии
  3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

Задача № 2

Пациент С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

Объективно: температура 37,6С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 уд/мин, АД 110/60 мм.рт.ст, стул обильный, без патологических примесей.

Пациенту назначено: промывание желудка д чистых промывных вод; забор рвотных масс, промывных вод желудка и кала на бак. исследование; внутрь обильное питье – регидрон дробно.

Задание:

  1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента; составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Объясните пациенту о необходимости промывания желудка, обучите пациента правильному проведению пероральной регидратации.
  3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка

ЗАДАЧИ ПО ОКАЗАНИЮдоврачебной ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ.

Задача № 1

У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки В/Кожно и П/Кожно резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3С

Задание

  1. Определите состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм действия.
  3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер

Задача № 2

У пациента с диагнозом брюшной тиф на 19-й день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5С, лицо бледное, пульс 120 уд/мин., слабого наполнения и напряжения, кал черный

Задание

  1. Определите состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм действия.
  3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом

Задача № 3

Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях и туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в мин., пульс 110 уд/мин. АД 60/20 мм.рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки – отрицательные

Задание

  1. Определите состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм действия.
  3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк

Задача № 4

Во время дежурства М/С в здравпункте к ней обратился пациент по поводу укуса соседской собакой.

Объективно: имеется открытая рана на правом предплечье со следами зубов. Кровотечения из раны нет. Общее состояние пациента удовлетворительное

Задание

1. Составьте план оказания неотложной помощи пациенту

2. Какие меры необходимо принять в отношении покусавшего пациента животного

3. Что необходимо знать пострадавшим от повреждений, нанесенных животными.

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Задача № 1

В инфекционное отделение ЦРБ поступил пациент К., 22 года, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели. Из анамнеза: в течении 3-х лет принимает наркотики В/В, 2 года тому назад поставлен диагноз: ВИЧ-инфекция

Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2С, Рs 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70 мм.рт.ст

Задание

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
  2. Расскажите о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов
  3. Продемонстрируйте забор кала на бак.анализ

Задача № 2

В туберкулезный диспансер поступила пациентка 17 лет с диагнозом ВИЧ-инфекция, пневомцистная пневмония? Через 3 дня после поступления возникла сильная одышка.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника. Температура тела 37,3С, Рs 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 140/90 мм.рт.ст. ЧДД – 40 за мин., дыхание затрудненно. Живот мягкий участвует в дыхании, безболезненный

Задание

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства
  2. Расскажите о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ
  3. Продемонстрируйте взятие мокроты на бак.исследование

Задача № 3

При выполнении лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории сыворотка крови попала на открытый участок кожи лаборанта

Задание

  1. Расскажите какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции и какой путь является приоритетным при данной ситуации
  2. Составьте план действия М/С по профилактике заболевания ВИЧ-инфекций при контакте с биологическим жидкостями ВИЧ-инфицированного пациента
  3. Продемонстрируйте технику обработки рук при попадании на них биологических жидкостей пациента

Задача № 4

В приемный покой больницы за медицинской помощью обратился пациент. Из анамнеза стало известно, что больной инфицирован ВИЧ

Задание

Задача № 5

В анонимный кабинет обратился молодой человек 26 лет. Месяц назад у него была половая связь с женщиной легкого поведения, на теле которой имелась сыпь. Через неделю он обследовался на ВИЧ-инфекцию антитела на ВИЧ-инфекцию не были обнаружены, но это его не успокоило, т.к меры личной защиты молодой человек не использовал

Задание

  1. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента
  2. Объясните, почему у молодого человека результат обследования на ВИЧ-инфекцию отрицательный и можно ли считать его не инфицированным
  3. Назовите методы лабораторной диагностики и реакции, используемые для обследований на ВИЧ, что в них выявляют
  4. Что входит в план дотестового психосоциального консультирования
  5. Продемонстрируйте технику надевания презерватива на муляж мужского полового члена и объясните, как правильно им пользоваться

Задача № 6

На приеме в поликлинике молодая женщина, которая всегда считала себя здоровой, жалуется на то, что в течение последних нескольких месяцев у нее появились головные боли, ухудшилась память, беспокоит молочница.

Объективно: отмечается увеличение затылочных, передне и заднешейных лимфоузлов величиной до 1,5 см. Лимфоузлы плотные, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. Их эпидемиологического анамнеза удалось выяснить, что женщина имела половые контакты с разными мужчинами, постоянного партнера нет.

Задание

  1. Можете ли Вы предположить в данном случае ВИЧ-инфекцию? На основании каких критериев Вы предполагаете это диагноз?
  2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента
  3. Назовите причины гибели больных ВИЧ-инфекцией. Основные права и обязанности ВИЧ-инфицированных.

Задача № 7

В поликлинику обратился молодой человек 19 лет с жалобами на недомогание, слабость, тяжесть в правом подреберье, потерю аппетита.

Объективно:

увеличенные подчелюстные и заднешейные лимфоузлы, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. На руках следы от инъекций. Печень на 1,5 см выступает из-под края реберной дуги

Задание

  1. Имеет ли пациент отношение к группе риска по ВИЧ-инфекции?
  2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
  3. Составьте план сбора эпидемиологического анамнеза
  4. Дайте рекомендации больному по профилактике заражения и распространения ВИЧ-инфекции
  5. Расскажите о правилах обработки специальной одежды, оборудования при загрязнении их кровью

Задача № 8

При центрифугировании крови появилось подозрение на разрыв пробирки. М/С процедурного кабинета немедленно отключает центрифугу от электросети. После полной остановки ротора открывает крышку и заливает гнездо с разбившейся пробиркой 6% раствором перекиси водорода. После часовой экспозиции удаляет осколки пробирки с помощью ветоши осушает содержимое гнезда, закрывает крышку и продолжает центрифугирование.

Задание

  1. Оцените правильность выполнения работы пол ликвидации аварии
  2. Перечислите инфекционные заболевания, которые представляют значительную опасность для медицинского персонала при заражении через кровь
  3. Расскажите о правилах обработки пробирок, тампонов, остатков крови. Продемонстрируйте технику обработки слизистых оболочек при загрязнении их кровью пациента

Задача № 9

У ВИЧ-инфицированной женщины во время родов произвели вскрытие плодного пузыря, в результате чего произошло разбрызгивание околоплодных вод, капли которых попали на кожу лица и в глаза детской М/С, которая была одета в медицинский халат, шапочку, фартук, на лице – четырехслойная маска, на руках – резиновые перчатки. Она должна была проводить профилактику генобленореи у новорожденного

Задания

  1. Какие нарушения Вы отметили в данной ситуации
  2. Назовите заболевания, являющиеся СПИД- ассоциированными и почему
  3. Определите тактику М/С целях профилактики заболевания ВИЧ-инфекцией
  4. Расскажите о правилах обработки помещений, в которых проводились манипуляции, операции и другие инвазивные мероприятия с ВИЧ-инфицированным пациентом.

Задача № 10

женщина 21 год, находится на стационарном лечении по поводу затяжной пневмонии в отделении пульмонологии. Из анамнеза известно, что больная студентка имела большое количество сексуальных партнеров, в том числе иностранцев. За последние погода по поводу пневмонии лечится в стационаре повторно.

Объективно температура 38С, больная пониженного питания, кожные покровы бледные, сухие. Дыхание затруднено. Увеличены периферические лимфатические узлы (шейные, подчелюстные, подмышечные), безболезненны, размером до 2 см., не спаяны между собой и с окружающей тканью. Печень выступает на 2 см ниже реберной дуги.

Задания

  1. Предположите диагноз и обоснуйте его.
  2. Выявите потребности удовлетворение которых нарушено
  3. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента
  4. Укомплектуйте СПИД – аптечку

Задача № 11

Больной 32 года, не женат. Страдает гемофилией, ежегодно получает внутривенно препараты крови. За последние 2 года имел половые контакты с шестью мужчинами, один из которых был при выезде в африканскую страну во время служебной командировка. Результат иммуно-ферментного анализа крови на ВИЧ – положительный, подтвержден реакцией иммунного блоттинга.

Задание

  1. Назовите возможные пути заражения ВИЧ-инфекцией при данной ситуации
  2. Составьте схему сбора эпидемиологического анамнеза с целью выявления источника заражения и проведения противоэпидемических мероприятий
  3. Перечислите основные психогенные реакции, наблюдаемые при сообщении диагноза ВИЧ-инфекция.
  4. Назовите основные задачи консультативной работы по вопросам ВИЧ-инфекции

Задача № 12

В хирургическое отделение больницы скорой медицинской помощи поступило трое больных на экстренную операцию. Один из них состоит на учете как ВИЧ-инфицированный.

Задания

  1. Где проводят операцию ВИЧ-инфицированным
  2. Перечислите элементы специальной одежды при работе с ВИЧ-инфицированными
  3. Составьте план действий сестринского персонала в операционной после оперативного вмешательства ВИЧ-инфицированному пациенту
  4. Расскажите, как вы обработаете халат загрязненный кровью

Задача № 13

При заборе крови из вены на биохимическое исследование М/С проколола перчатки и палец загрязненной иглой. Она протерла тампоном смоченным 3% раствором хлорамина и продолжила работы с другим пациентом

Задания

  1. Выявите нарушения, допущенные М/С процедурного кабинета
  2. Скажите, какой опасности подвергает себя и пациента М+С в данной ситуации
  3. Определите порядок обработки перчаток, загрязненных кровью
  4. Дайте рекомендации медицинским работникам, оказывающим помощь ВИЧ-инфицированным пациентам в целях профилактики заражения

Задача № 14

Больной Н, обратился с жалобами на высокую температуру, сыпь на теле, боли в горле. Заболел 5 дней назад

Объективно: состояние тяжелое. На коже груди и спины обильная розеолезная сыпь, в зеве гиперемия и белый налет. Пальпируются передние, заднешейные и паховые лимфоузлы величиной с фасоль, болезненные. Печень на 1 см выступает из под края реберной дуги, пальпируются нижний полюс селезенки

Задания

  1. Возможно ли проявления у больного ВИЧ-инфекции
  2. Назовите методы исследования и реакции, используемые для медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию
  3. составьте план проведения предстерилизационной обработки изделий медицинского назначения в 0,5%моющем растворе
  4. Продемонстрируйте проведение пробы с реактивом азопирам на наличие скрытой пробы

Задача № 15

У беременной женщины при обследовании на 30-32 недели были выявлены антитела к ВИЧ методом иммуноферментного анализа и подтверждены иммуноблоттингом

Задания

  1. Составьте план сбора эпидемиологического анамнеза
  2. Расскажите о путях заражения ВИЧ-инфекцией ребенка от матери.
  3. Определите дальнейшую тактику ведения беременной
  4. Назовите сроки обследования детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей.

Задача № 16

При заборе крови у ВИЧ-инфицированного М/С разбила пробирку и при этом порезала палец и пролила кровь на открытые части тела, оборудование, спцодежду.

Задания

  1. Расскажите о порядке оказания первой помощи М/С в целях профилактики заражения ВИЧ-инфекцией
  2. Расскажите о прядке диспансеризации М/С после медицинского контакта с ВИЧ-инфицированным
  3. Расскажите о прядке дезинфекции и показаний к стерилизации лабораторного инструментария после работы

Задача № 17

М/С хирургического отделения при приготовлении сыворотки крови для исследования на ВИЧ от 5 больных использовала для отсоса сыворотки со сгустка крови 3 пипетки. Сыворотка отстаивалась в термостате 3 часа и хранилась до отправления в лабораторию на подоконнике сутки.

Задания

  1. Перечислите нарушения, допущенные М/С в ходе работы
  2. Расскажите о режиме дезинфекции рабочего места и пробирок со сгустками крови
  3. Подготовьте бикс с сыворотками крови для транспортировки в иммуно - диагностическую лабораторию.
  4. Оцените правильность оформления сопроводительного документа (направления). Оформите направление на исследования крови на ВИЧ-инфекцию

Задача № 18

В процессе предстерилизационной очистки лабораторного инструментария в инфекционном отделении для больных ВИЧ-инфекцией лаборант порезал палец правой руки через резиновую перчатку

Задания

  1. Расскажите о порядке оказания первой медицинской помощи лаборанту в целях профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С
  2. Опишите порядок действия в случае возникновения аварийной ситуации при оказании медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией
  3. Перечислите аварийные ситуации в ЛПУ, связанные с возможным заражением медицинского работника и другого пациента ВИЧ-инфекцией.
  4. Расскажите о методах дезинфекции изделий медицинского назначения

Задача № 19

При осуществлении венопункции для постановки капельницы произошло попадание крови на стол, одежду и кожу М/С

Задания

  1. Перечислите возможные аварийные ситуации, возникающие в ЛПУ при работе с мединструментарием
  2. Опишите порядок оказания первой помощи данной М/С в целях профилактики заражения ВИЧ-инфекцией или вирусными гепатитами В и С с парентеральным механизмом заражения
  3. Расскажите о прядке действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации при оказании медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией
  4. Расскажите об эпидемиологии ВИЧ-инфекции

Задача № 20

При патронажном посещении ВИЧ-инфицированного пациента М/Собнаружила, что больной жалуется на температуру и чувство страха смерти.

Объективно: Состояние нетяжелое, кожа гиперемирована, температура 37,8С

Задания

  1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено
  2. Сформулируйте проблемы пациента
  3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства
  4. Назовите методы стерилизации изделий медицинского назначения

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1152 ;

[youtube.player]
Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов

В инфекционное отделение ЦРБ поступил пациент К., 22 лет, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели. Из анамнеза: в течение 3-х лет принимает наркотики внутривенно, 2 года тому назад поставлен диагноз: ВИЧ-инфекция.

Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2 о , пульс 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов.

3. Продемонстрируйте забор кала на баканализ.

Эталон ответа

Ухудшение состояния пациента, связанное с развитием вторичных заболеваний на фоне иммунодефицита при ВИЧ-инфекции.

многократный жидкий стул – диарея;

Потенциальная проблема : обезвоживание.

Приоритетная проблема : диарея.

Цель: уменьшить кратность стула; не допустить развития обезвоживания.

1. Рассказать больному о правилах поведения в палате (боксе) инфекционного отделения.

Адаптация пациента к условиям стационара, устранение дефицита знаний.

2. Выделить предметы ухода, горшок (судно) и обучить правилам пользования.

Инфекционная безопасность, контроль за выделениями пациента, профилактика осложений.

3. Обеспечить уход за кожей перианальной области после каждого испражнения: промывание теплой водой с мылом, просушивание мягкой тканью и нанесение вазелина. Обучить пациента правилам гигиены. В случае тяжелого состояния больного восполнить дефицит самоухода.

Для защиты кожных покровов от мацерации и нагноения.

4. Обучить пациента гигиеническим правилам.

В целях профилактики заражения окружающих лиц.

5. Обеспечить пациента достаточным количеством жидкости (водно-солевые растворы, чай) и посоветовать пациенту принимать жидкость небольшими порциями, но часто.

Для восполнения потерянной организмом жидкости и электролитов (калий, натрий).

6. Предложить пациенту принимать небольшие количества пищи с низким содержанием волокон через каждые 2 часа.

Для поддержания жизненных функций организма.

7. Осуществить забор материала (крови, кала и т.д.) на исследования.

Для выяснения причин диареи.

8. Проследить за приемом антидиарейных и кровоостанавливающих препаратов согласно назначения врача.

Для эффективности лечения.

9. Проводить текущую дезинфекцию.

Соблюдение инфекционной безопасности.

10. Установить наблюдение за психическим статусом и поведением больного.

Предупреждение осложнений вызванных приему наркотиков.

Оценка: улучшение состояния пациента – прекращение диареи, признаков обезвоживания нет. Цель достигнута.

Студент рассказывает о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных пациентов.

Загрязненное кровью и др. биоматериалом белье погружают в 3% раствор хлорамина на 2 часа. Палату больного, предметы обстановки двукратно орошают раствором 1 % раствора хлорамина, экспозиция – 60 мин. Санузел орошают гидропультом из расчета 250-300 мл/м 2 3% раствора хлорамина. Уборочный материал погружают в 3% раствор хлорамина на 60 минут. Выделения больного засыпают сухой хлорной известью или др. дез. растворами из расчета 1:5. Посуду из-под выделений погружают в 3% раствор хлорной извести на 60 мин. Посуду больного кипятят в 2% растворе пищевой соды 15 минут или погружают в 1% раствор хлорамина на 2 часа.

Студент демонстрирует технику взятия кала на бак. анализ согласно алгоритму манипуляции.

В противотуберкулезный диспансер поступила пациентка 17 лет с диагнозом ВИЧ-инфекция, пневмоцистная пневмония? Через 3 дня после поступления возникла сильная одышка.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника, частота дыхательных движений 40 за 1 мин., дыхание затрудненное, АД 140/90, температура 37,3 о . Живот мягкий, участвует в акте дыхания, безболезненный.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

3. Продемонстрируйте взятие мокроты для бактериологического исследования.

Эталон ответа

Потенциальная проблема: ухудшение состояния пациента, связанное с прогрессированием ВИЧ-инфекции.

Приоритетная проблема: одышка.

Цель: уменьшить одышку.

1. Обеспечить психический и физический покой.

1. Для эффективности лечения.

2. Поднять изголовье кровати или обеспечить полусидячее положение больного в постели.

2. Для облегчения дыхания.

3. Каждые 2 часа оценивать состояние дыхания пациента – частоту и качество дыхания, наличие кашля, цвет кожных покровов.

3. Для ранней диагностики и своевременной помощи в случае возникновения осложнений.

4. Научить пациента способам облегчения дыхания.

4. Для облегчения дыхания.

Оценка эффективности предоставляемой помощи: состояния пациента улучшилось, одышка и кашель уменьшились. Цель достигнута.

Студент рассказывает о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

Кровь от больного отбирается в процедурном кабинете ЛПУ в количестве 3-5 мл в чистую стерильную посуду, отбор сыворотки проводится после предварительного отстаивания забранных образцов крови в течение 1,5-2 часов при комнатной температуре или в течение 1 часа при 37 С в термостате. Снятие сыворотки со сгустка позже 3-х часов после взятия крови недопустимо. Отбор сыворотки проводится в отдельной комнате или на специальном отведенном столе отдельным для каждой порции крови наконечником с помощью груши или автоматической пипеткой с одноразовым наконечником. Для лучшего отделения сыворотки рекомендуется обведение сформировавшегося сгустка крови индивидуальной стеклянной палочкой или пипеткой. Необходимо избегать попадания эритроцитов в сыворотку. Нельзя отбирать сыворотку, переливая ее из пузырька в пузырек. Это приводит к бактериальному загрязнению исследуемого материала, увеличивая риск аварии.

Студент демонстрирует взятие мокроты для бактериологического исследования согласно алгоритму манипуляции.

Мокроту для бактериологического исследования собирают либо во время кашлевого толчка, либо при бронхоскопии. Медицинская сестра должна обучить пациента правилам сбора мокроты во время кашлевого толчка. Обычно собирают утреннюю порцию мокроты. Пациент не должен прилагать усилия для отхаркивания, если в данный момент он не может выделить мокроту.

Следует помнить, что мокроту до исследования в лаборатории можно хранить не более 1-2 ч. в холодильнике при температуре 4 С, поэтому нужно доставить материал в лабораторию как можно быстрее, снабдив его сопроводительным документом.

Алгоритм действий медсестры:

обеспечить больного стерильной банкой;

пациент должен хорошо вычистить зубы;

попросить прополоскать рот водой;

попросить пациента сделать глубокий вдох и покашливание;

собрать мокроту в банку (кол-во 3-5 мл);

отправить в лабораторию;

прикрепить направление с указанием Ф.И.О. и цели исследования.

Задача № 3

При выполнении лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории сыворотка крови попала на открытый участок кожи лаборанта.

Задания

1. Расскажите, какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции и какой путь является приоритетным при данной ситуации.

2. Составьте план действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекций при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного пациента.

3. Продемонстрируйте технику обработки рук при попадании на них биологических жидкостей пациента.

1. Лаборант рискует при данной ситуации заразиться такими инфекционными заболеваниями, как ВИЧ-инфекция, парентеральные гепатиты, сифилис и т.д. Пути передачи при ВИЧ-инфекции: половой, парентеральный, трансплацентарный, в родах, при кормлении грудным молоком. При данной ситуации парентеральный путь (через кровь) является приоритетным.

2. План действий медицинского работника по профилактике заболевания ВИЧ-инфекцией при контакте с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированного:

а) при попадании биологических жидкостей:

кожу следует в течение двух минут обработать раствором антисептика (70% раствором спирта), не втирая, через 5 минут вымыть теплой водой с мылом двукратно и повторить обработку антисептиком;

слизистые оболочки обработать 0,05% раствором перманганата калия, рот и горло можно прополоскать 70% раствором спирта;

при уколах и порезах кровь выдавить или дать ей истечь, кожу обработать 70% раствором спирта, тщательно вымыть руки под проточной водой, края раны обработать 5% раствором йода рану заклеить лейкопластырем.

б) об аварийной ситуации сообщить руководителю и зафиксировать в специальном журнале;

в) обратиться к врачу-инфекционисту для консультации и наблюдаться у него в течение 12 месяцев;

г) пройти лабораторное обследование на наличие антител к ВИЧ;

д) по назначению врача, не позднее 3 суток начать химиопрофилактику антиретровирусными препаратами;

3. Студент демонстрирует тактику обработки рук в соответствии с алгоритмом манипуляции.

Задача № 4

В приемный покой больницы за медицинской помощью обратился пациент. Из анамнеза стало известно, что больной инфицирован ВИЧ.

Задания

2. Назовите элементы специальной одежды медицинского персонала, работающего в режиме возможного контакта с кровью и другими биологическими жидкостями пациента.

3. Перечислите состав аварийной СПИД-аптечки.

1. Группы риска – это категории лиц, среди которых регистрируется наибольший уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией. К ним относятся:

- гомо- и бисексуалы;

- лица с беспорядочными половыми связями;

- реципиенты крови, биологических жидкостей, тканей и органов.

2. Все манипуляции, при которых может произойти контакт с биологическими жидкостями больного, проводятся в хирургическом халате, резиновых перчатках, шапочке, сменной обуви; при угрозе разбрызгивания следует использовать маску, очки, защитный экран, клеенчатый или резиновый фартук.

3. В состав аварийной СПИД-аптечки входят:

- навески марганцевокислого калия по 0,05 г;

- стерильная вода по 100 мл для разведения марганцевокислого калия;

- стерильный перевязочный материал;

- стерильные пипетки – 2 шт.;

- 6% раствор перекиси водорода или 3% раствор хлорамина.

Задача № 5

В анонимный кабинет обратился молодой человек 26 лет. Месяц назад у него была половая связь с женщиной легкого поведения, на теле которой имелась сыпь. Через неделю он обследовался на ВИЧ-инфекцию, антитела на ВИЧ-инфекцию не были обнаружены, но это его не успокоило, так как меры личной защиты молодой человек не использовал.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Объясните, почему у молодого человека результат обследования на ВИЧ-инфекцию отрицательный и можно ли считать его не инфицированным.

3. Назовите методы лабораторной диагностики и реакции, используемые для обследований на ВИЧ, что в них выявляют.

4. Что входит в план дотестового психосоциального консультирования.

5. Продемонстрируйте технику надевания презерватива на муляж мужского полового члена и объясните, как правильно им пользоваться.

1. Проблемы пациента.

Настоящая и приоритетная проблема : страх оказаться ВИЧ-инфицированным, тревога из-за возможного ограничения сексуальной жизни и по поводу опасности заразить других людей.

2. Учитывая условия данной ситуации, половой контакт с женщиной легкого поведения – секс без презерватива, можно предположить, что молодой человек инфицирован.

У части лиц антитела начинают вырабатываться через 2-3 недели, у большинства – через 3-6 месяцев и более (до 12 месяцев). Кроме того, есть риск быть инфицированным другими заболеваниями, передающимися половым путем.

Для диагностики ВИЧ используются: реакция иммунно-ферментного анализа (ИФА), в которой выявляется общее количество антител к антигенам вируса, затем ставят реакцию иммунного блоттинга (ИБ), в которой выявляются антитела к специфическим белкам вируса. Для обнаружения генома вируса используют полимеразнуют цепную реакцию (ПЦР).

4. Дотестовое консультирование предназначено для всех, кто пожелал пройти тестирование на антитела к ВИЧ, и в первую очередь, для людей, которые подвергаются риску заражения ВИЧ.

Во время консультирования надо:

выяснить, что знает пациент о ВИЧ-инфекции, путях заражения ВИЧ-инфекцией, симптомах заболевания;

предоставить требуемую фактическую информацию;

оценить, все ли пациенту ясно;

объяснить пациенту необходимость изменения поведения для того, чтобы уменьшить риск заражения или передачи инфекции другим людям (предложить способы безопасного секса, научить пользоваться презервативом, предупредить об уголовной ответственности за распространение ВИЧ-инфекции);

направить больного на обследование к врачу-инфекционисту, предупредить последнего о больном по телефону;

договориться о следующей встрече с консультируемым.

Задача № 6

На приеме в поликлинике молодая женщина, которая всегда считала себя здоровой, жалуется на то, что в течение последних нескольких месяцев у нее появились головные боли, ухудшилась память, беспокоит молочница. Объективно отмечается увеличение затылочных, передне- и заднешейных лимфоузлов величиной до 1,5 см. Лимфоузлы плотные, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. Из эпидемиологического анамнеза удалось выяснить, что женщина имела половые контакты с разными мужчинами, постоянного партнера нет.

Задания

1. Можете ли Вы предположить в данном случае ВИЧ-инфекцию? На основании каких критериев Вы предполагаете этот диагноз?

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Назовите причины гибели больных ВИЧ-инфекцией. Основные права и обязанности ВИЧ-инфицированных.

1. Можно предположить диагноз ВИЧ-инфекция исходя из анамнеза:

эпидемиологического – большое число партнеров;

клинических данных – множественное увеличение лимфоузлов (лимфоузлы безболезненные, не спаянные друг с другом и с окружающей тканью), молочница, ухудшение памяти.

2. Проблемы пациента

Настоящие проблемы: головные боли, молочница;

Потенциальная проблема : дальнейшее прогрессирование ВИЧ-инфекции может ухудшить ее физическое и психическое состояние;

Приоритетная проблема : головные боли.

3. Больные ВИЧ-инфекцией погибают от вторичных заболеваний (инфекций, злокачественных новообразований), которые развиваются на фоне иммунодефицита. ВИЧ-инфицированные могут получать все виды медицинской помощи во всех ЛПУ. Возможно анонимное обследование на ВИЧ-инфекцию. Медицинские работники обязаны сохранять врачебную тайну о наличии ВИЧ-инфекции у пациента. Прерывание беременности в случае ее возникновения у ВИЧ-инфицированной не является строго обязательным. Не допускается дискриминация ВИЧ-инфицированных работодателями. ВИЧ-инфицированный несет уголовную ответственность за умышленное распространение ВИЧ-инфекции.

Задача № 7

В поликлинику обратился молодой человек 19 лет с жалобами на недомогание, слабость, тяжесть в правом подреберье, потерю аппетита. Объективно: увеличенные подчелюстные и заднешейные лимфоузлы, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. На руках следы от инъекций. Печень на 1,5 см выступает из-под края реберной дуги.

Задания

1. Имеет ли пациент отношение к группе риска по ВИЧ-инфекции?

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Составьте план сбора эпидемиологического анамнеза.

4. Дайте рекомендации больному по профилактике заражения и распространения ВИЧ-инфекции.

5. Расскажите о правилах обработки специальной одежды, оборудования при загрязнении их кровью.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.