Инфекционных заболеваний которые представляют опасность для окружающих предусмотренных перечнем

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 апреля 2003 г. N 188

О ПЕРЕЧНЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ

И ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА В ВЫДАЧЕ ЛИБО

АННУЛИРОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА,

ИЛИ ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО, ИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьями 7, 9 и 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения перечня, утвержденного настоящим Постановлением.

от 2 апреля 2003 г. N 188

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ОПАСНОСТЬ

ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ И ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА

В ВЫДАЧЕ ЛИБО АННУЛИРОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ

ПРОЖИВАНИЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ

БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИЛИ ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО, ИЛИ

РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 N 188 (ред. от 04.09.2012) "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации"

Возникают трудности в реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 N 403 "Об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3290) в части предоставления им разрешения на переселение в случае выявления у заявителя или членов его семьи инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 188 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1286; 2005, N 7, ст. 560).

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 188 болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), включена в Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Подпункт 14 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает аннулирование ранее выданного иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации в случае, если им не представлены документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и к числу которых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 188 наряду с ВИЧ-инфекцией отнесены лепра, а также туберкулез и инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, являющиеся потенциально излечимыми, в том числе в относительно ограниченные сроки.

В 2011 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1286; 2005, N 7, ст. 560) освидетельствовано на наличие инфекционных заболеваний 1 070 887 иностранных граждан и лиц без гражданства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации" ;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации" ;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в соответствии с Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство", иностранный гражданин, проживающий на территории Российской Федерации не менее 1 года и достигший 18-летнего возраста, при оформлении вида на жительство должен представить сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции и документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 188.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1286; 2005, N 7, ст. 560);

12.9. Документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

3. Абзацы второй и третий пункта 1 настоящего приказа вступают в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1286; 2005, N 7, ст. 560), абзац четвертый пункта 1 и пункт 2 настоящего приказа вступают в силу с 1 января 2016 года.

[youtube.player]

1. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека и носители вируса иммунодефицита человека

2. Геморрагические лихорадки

4. Менингококковая инфекция

6. Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем

9. Сибирская язва (легочная форма)

13. Вирусный гепатит А

14. Психические расстройства и расстройства поведения

Основу современной борьбы с инфекцией ВИЧ должно составлять предупреждение ее распространения.

Эффективные методы лечения инфекции ВИЧ еще не найдены. В настоящее время удается в лучшем случае лишь отсрочить фатальную развязку. Особыеусилия необходимо сосредоточить на профилактике инфекции.

Здесь особое внимание следует направить на санитарное просвещение с целью изменения поведенческих и гигиенических навыков. В санитарно-просветительной работе следует раскрыть пути передачи заболевания, особо подчеркнув, что основной из них - половой; показать пагубность беспорядочной половой жизни и необходимость использования презервативов, особенно при случайных контактах. Лицам, входящим в группы риска, рекомендуют не участвовать в донорстве, а инфицированным женщинам — воздержаться от беременности; важно предостеречь от пользования общими зубными щетками, бритвами и другими предметами личной гигиены, которые могут быть загрязнены кровью и другими биологическими жидкостями инфицированных.

СПИД- одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце ХХ века. И дело не только в том, что в мире уже зарегистрированы многие миллионы инфицированных ВИЧ и более 200 тысяч уже погибло, что каждые пять минут на земном шаре происходит заражение одного человека. СПИД - это сложнейшая научная проблема. До сих пор неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток от чужеродной (в частности, вирусной) информации. Без решения этой проблемы не будет полной победы над СПИДом.

СПИД - это тяжелейшая экономическая проблема. Содержание и лечение больных и инфицированных, разработка и производство диагностических и лечебных препаратов, проведение фундаментальных научных исследований. Весьма непроста и проблема защиты прав больных СПИДом и инфицированных, их детей, родных и близких. Трудно решать и психосоциальные вопросы, возникшие в связи с этим заболеванием.

СПИД - это не только проблема врачей и работников здравоохранения, но и ученых многих специальностей, государственных деятелей и экономистов, юристов и социологов.

В ст. 116.Уголовного кодекса РК отмечено:

Заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД).

1. Заведомое постановление другого лица в опасность заражения ВИЧ/СПИД

- наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Заражение другого лица ВИЧ/СПИД лицом, знавшим о наличии у него этой болезни,

- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего,

- наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

4. Заражение другого лица ВИЧ/СПИД вследствие ненадлежащего выполнения медицинским работником, а равно работником организации бытового или иного обслуживания населения своих профессиональных обязанностей

- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Психологические и социальные проблемы формируются у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Общество не готово к взаимоприемлемому сосуществованию с такой категорией больных, принятые в этой области нормативные правовые акты не всегда исполняются. Данные причины вызывают "социальное отторжение" таких пациентов от окружающих. Ощущая себя изгоями, они способны к суициду.

Туберкулез относится к группе социально значимых заболеваний и является важной медико-социальной проблемой, наносящий значительный материальный урон из-за потери трудоспособности и преждевременной смерти наиболее продуктивного населения.

По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эпидемией заболевания туберкулезом считается 50 случаевна 100 тысячнаселения. В РК количество зарегистрированных случаев туберкулеза в последние годы превышает эпидемиологический показатель в 2-3 раза. По уровню заболеваемости туберкулезом РК занимает лидирующее положение среди стран СНГ и Европы.

Ежегодно в РК регистрируется до 23 тыс. новых больныхтуберкулезом с открытой формой заболевания. В наибольшей степени туберкулез диагностируется среди лиц трудоспособного возраста от 18 до 54 лет, причем более половины составляют больные моложе 34 лет.

Вместе с тем, отмечается четко выраженная тенденция к росту туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, как среди контингента противотуберкулезных диспансеров, так и среди впервые выявленных больных туберкулезом, что связано с расширенным охватом больных тестом на лекарственную чувствительность.

В настоящее время в Казахстане насчитывается более 8000 больных, страдающих мультирезистентной формой заболевания. По уровню распространенности туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью Казахстан занимает, по данным ВОЗ, лидирующее положение среди таких постсоветских стран как: Латвия, Литва, Эстония, частьРоссийской Федерации, Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан.

Кроме того, наблюдается рост заболеваемости туберкулезом среди подростковой части населения. Из 100 тысяч подростков у 126 обнаруживается туберкулез в лекарственно устойчивой форме.

Наиболее высокая заболеваемость туберкулезом отмечается в западных областях: Атырауской, Западно -Казахстанской, Мангистауской, Актюбинской. Там заболеваемость в среднем на 10-30 % выше средних республиканских показателей. Самая низкая заболеваемость отмечена в Алматинской, Южно-Казахстанскойобластях и в г. Алматы.

По данным экспертов ВОЗ, на земном шаре каждый шестой житель страдает какой-либо из половых инфекций (ИППП). Заболеваемость сифилисом по Республике Казахстан за 2015 год составила - 5,7 на 100 тыс. населения.

Существенный вклад в распространение заболеваний, передающихся половым путем, вносит недостаточная информированность широких слоев населения о причинах и эпидемиологии, клинических проявлениях, принципах терапии, а главное, о профилактике. Видимая легкость устранения ряда внешних признаков этих болезней с помощью антибиотиков является основанием для "несерьезного отношения" к ним большого числа граждан, главным образом молодежи. Самолечение, которое приобрело широкие масштабы, способствует переходу острых видов заболеваний в хроническую форму, трудно поддающуюся последующей терапии и часто приводящей к бесплодию.

Заболевания, передающиеся половым путем, часто протекают с различными осложнениями, являющимися непосредственными причинами бесплодия. Так, у 80% юношей бесплодие вызывается хламидиозом и его осложнениями.

К хроническим вирусным гепатитам относятся хронический вирусный гепатит В (ХГВ), и хронический вирусный гепатит С (ХГС). Обследование и лечение пациентов с хроническими вирусными гепатитами оказывается поэтапно на уровне организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, стационарную помощь, на уровне гепатологического кабинета (центра), а также республиканских организаций здравоохранения и включает определение показаний к назначению противовирусной терапии в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в сложных случаях, с учетоминформированное согласие пациента на лечение хронического
вирусного гепатита.

Туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, отрицательно влияют на демографическую ситуацию в РК за счет снижения рождаемости и увеличения смертности в более молодом возрасте.

Большинство заболеваний этой группы требует длительного, иногда пожизненного, дорогостоящего лечения, что создает дополнительную финансовую нагрузку на самих пациентов и их семьи. В масштабах государства подобные затраты весьма велики. Они включают в себя средства, расходуемые на профилактические мероприятия, раннюю диагностику и ее совершенствование, создание новых методов лечения и лекарственных препаратов, на профессиональную, психологическую и социальную реабилитацию больных.

Рост заболеваемости основными неинфекционными заболеваниями, такими как гипертоническая болезнь, психическая патология, сахарный диабет и опухолевые болезни, обусловлен рядом причин. Среди них можно назвать ускорение темпов жизни (наиболее актуально для гипертонической болезни и психических заболеваний).

Технический прогресс, использование новых синтетических материалов в промышленности, строительстве, быту, ухудшение экологических условий жизнедеятельности человека, а также изменение качества питания способствовали увеличению заболеваемости сахарным диабетом и онкологическими болезнями.

Возраст – важный фактор в развитии онкологических заболеваний. Многие злокачественные опухоли, в том числе рак предстательной железы, желудка и толстой кишки, чаще всего встречается у людей в возрасте после 60 лет. Более 60% онкологических заболеваний выявляются после 65 лет. В целом вероятность возникновения таких заболеваний после достижения человеком 25-летнего возраста удваивается каждые пять лет. Рост онкологических заболеваний, по-видимому, является результатом сочетания более сильного и длительного воздействия канцерогенных веществ и ослабления иммунной системы организма. Оба эти фактора связаны с увеличением средней продолжительности жизни.

В зависимости от включения возбудителей в ту или иную группу регламентировались требования режима (ограничения) при работе с ними.

Карантин – наиболее полный комплекс ограниченных административных и лечебно – профилактических мероприятий, направленных, как на охрану определённой территории от заноса возбудителя ООИ из др. территорий, так и на предупреждение их распространения из эпидемиологического очага.

Санитарно – гигиенические мероприятия в очаге направлены на ликвидацию и предотвращение возникновения условий, способствующих распространению возбудителей инфекции, а также на нейтрализацию выявленных и предполагаемых факторов передачи возбудителя.

Литература:

2. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан. Общая часть. Академический курс: учебник / Под ред. Б.Х. Толеубековой – Алматы: Жетi жаргы, 2004 - 424 с.

3. Конституция РК.

4. Трудовой кодекс РК.

5. Гражданский кодекс РК.

6. Административный кодекс РК.

Дополнительная:

1. Уголовный кодекс РК.

2. Закон РК О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан

Контрольные вопросы:

1. Каким образом осуществляется приоритет профилактики в охране здоровья граждан РК, в том числе в сфере предупреждения социально значимых заболеваний?

2. В каком случае гражданин или его законный представитель может дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, в том числе на раннюю диагностику заболевания ВИЧ-инфекции, гепатита, туберкулеза.

3. Приведите примеры медицинских организаций, в которых реализуется медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями?

4. В связи с чем и для чего создан перечень социально значимых заболеваний?

5. Какие нормативные документы регулируют оказание медицинской помощи при заболеваниях - ВИЧ-инфекции, гепатитов, ИППП, туберкулезе, онкологических заболеваний?

6. Какие нормативные документы регулируют оказание медицинской помощи и проведению мероприятий при ООИ?

Лекция № 6.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[youtube.player]

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Норвартян Ю.С.

В статье рассматриваются вопросы уголовно-правового противодействия преступным заражениям инфекционными заболеваниями , представляющими опасность для окружающих . Раскрывается взаимосвязь между указанными посягательствами, наркоманией и наркотизмом. Особое внимание уделяется социально-правовой природе анализируемых преступлений и установлению места нормативных положений об ответственности за них в современном уголовном законодательстве России.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Норвартян Ю.С.

Казанского юридического института МВД России

ЗАРАЖЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ:

проблемы законодательной регламентации

В статье рассматриваются вопросы уголовно-правового противодействия преступным заражениям инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Раскрывается взаимосвязь между указанными посягательствами, наркоманией и наркотизмом. Особое внимание уделяется социально-правовой природе анализируемых преступлений и установлению места нормативных положений об ответственности за них в современном уголовном законодательстве России.

Ключевые слова: инфекции, представляющие опасность для окружающих, заражение ВИЧ-инфекцией, заражение венерической болезнью, заражение инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Одна из социально значимых проблем нашей страны - воспроизводство интенсивного незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в том числе в детской и молодежной среде. Общественно опасные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, - это страшное зло, калечащее судьбы людей (особенно молодого поколения) и создающее реальную опасность генофонду населения. Это криминальное явление теснейшим образом связано с таким социально-медицинским явлением, как заражение инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, так как одним из распространенных способов заражения указанными заболеваниями является внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием.

Прежде всего, обратим внимание на указанные в данном нормативном источнике заболевания, представляющие опасность для окружающих. К таким заболеваниям относятся: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки; гельминтозы; гепатит В; гепатит С; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра, малярия; педикулез, акариаз и другие инфекции; сап и мелиоидоз; сибирская язва; туберкулез; холера; чума. Соответствующий перечень носит закрытый характер.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, актуален на состояние 2004 года, когда принималось соответствующее постановление Правительства РФ. Однако, как известно, появляются

и получают распространение новые социально опасные инфекционные заболевания человека. Примером тому может служить вирус группы А (H1/N1), инфекция EHEC (энтерогеморрагическая кишечная палочка), Эболавирус и другие инфекционные заболевания человека, характеризующиеся быстрым распространением среди населения, тяжелым течением, высоким уровнем инвалидности и смертности. Очевидно, что перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, со временем будет уточняться.

На 1 января 2010 г., по статистическим данным Минздравсоцразвития России, количество лиц, потребляющих наркотики, достигло 555, 7 тыс. человек [3, с. 127]. Однако эксперты ООН уверены, что реальная цифра потребителей наркотков в России превышает 6 млн человек [4, с. 10]. По отдельным данным число наркоманов, состоящих на медицинском учёте в России, составляет: в 2007 году - 537 тыс. [5]; в 2008 году - около 550 тыс. [6]; в 2009 году - 550 тыс.; в 2013 году - 630 тыс. [8].

Одним из факторов, определяющих распространение вируса иммунодефицита человека в России, продолжает оставаться внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием - 85% всех ВИЧ-инфицированных заразились именно

Опыт ряда стран показывает, что, достигнув 10% уровня распространенности среди инъекционных наркопотребителей, удельный вес пораженных в этой группе может в течение 10 лет достигнуть 40-50%. Исследования популяции потребителей инъекционных наркотиков, проведенные в Российской Федерации различными группами исследователей, показали, что удельный вес ВИЧ-инфицированных в этой группе риска варьирует от 0.5 до 70% на разных территориях [10, с. 7; 11, с. 11; 12, с. 7; 13, с. 6; 14, с. 6].

По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, за последние пять лет в России было выявлено положительных результатов ВИЧ-инфекции у больных наркоманией: в 2009 г. - 34055 тыс.; в 2010 г. - 33940 тыс.; в 2011 г. - 34420 тыс.; в 2012 г. - 36396 тыс.; в 2013 г. - 39093 тыс. [14, с. 5] Как видно, абсолютные числа заболевших вирусом иммунодефицита человека таким способом имеют тенденцию к росту.

Аналогичная эпидемиологическая ситуация обнаруживается и среди лиц, зараженных венерическими заболеваниями при по-

Казанского юридического института МВД России

треблении инъекционных наркотиков.

Таким образом, все имеющиеся данные о распространенности ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков указывают на концентрированную стадию эпидемии в России, однако некоторые территории РФ, вероятно, находятся на начальной стадии эпидемии. Не случайно Указом Президента России от 10 декабря 1996 г. № 1184/96 объединены государственные программы по профилактике ВИЧ/СПИДа и наркомании и образован Национальный комитет по профилактике наркомании и заболевания СПИДом. До этого Указа профилактика наркомании существовала исключительно в компетенции Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства внутренних дел России, соответственно, профилактическую работу проводило каждое министерство отдельно, что впоследствии приводило к нестыковкам.

Кроме вышеуказанных инфекционных болезней, среди лиц, употребляющих наркотические средства, большая вероятность заразиться и другими инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Более того, одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза и т.д. [16]

Среди инъекционных наркоманов распространен также туберкулез легких. Им обусловлена новая эпидемия туберкулеза среди ВИЧ-инфицированных инъекционных наркоманов и имеющих контакт с ними. Заболеваемость туберкулезом среди инъекционных наркоманов выше, чем среди других ВИЧ-инфицированных, что отчасти объясняется влиянием сопутствующих наркомании социально-экономических факторов (например, плохие жилищные условия и т.д.).

Указанные обстоятельства представляются достаточными для обсуждения вопроса о криминализации заражения туберкулезом. Кроме того, данный вопрос ставится и в новейшей уголовно-правовой доктрине. Например, В.П. Малков, А.В. Денисова [17, с. 126] и С.В. Тасаков [18, с. 153] предлагают

дополнить главу 16 УК РФ статьей, предусматривающей уголовную ответственность за заражение туберкулезом, если лицо знало о наличии у него такой болезни.

С такого рода подходом мы в целом согласны. Действительно, необходимо криминализировать заражение указанным видом инфекционного заболевания. Однако, на наш взгляд, целесообразна постановка вопроса о криминализации заражения любым из инфекционных заболеваний, представляющим опасность для окружающих, а не только заражение ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, как это имеет место в действующем УК.

Общественная опасность заражения анализируемыми инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, заключается не только в том, что они причиняют вред здоровью непосредственно потерпевшему, но и общественному здоровью. Поэтому неспроста в уголовном законодательстве некоторых зарубежных государств вопрос относительно объекта рассматриваемого деяния решается иначе.

Так, в Швейцарии [21, с 79] оно относится к преступлениям против общественного здоровья, в Дании [22] - к преступлениям, вызывающим опасность для общества, в Молдавии [23, с. 276-277] - к преступлениям против общественного здоровья и общежития.

заболевания (в силу, к примеру, его неизлечимости), формы вины, особенностей потерпевшего и субъекта преступления. В случае реализации законодателем вышеизложенных авторских предложений статьи 121 и 122 УК РФ подлежат исключению из действующего уголовного законодательства России.

1. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 14, ст. 1650.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 49, ст. 4916.

3. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 20082009 гг. // Статистический сборник ННЦ наркологии Минздравсоцразвития России. - М., 2010.

4. Овчинский В. С. О развитии наркоситуации в России: как обезвредить мины на российском наркополе / В. С. Овчинский // Наркоконтроль. - 2011. - № 1.

6. Вне иглы // Российская газета. - 2009. - 8 сентября.

8. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 8.

9. Энциклопедия уголовного права. Издание профессора Малинина - МИЭП при МПА ЕврАзЭС. -СПб., 2014. - Т. 22, Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. - С. 40.

10. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 34. - 2010.

11. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 35. - 2011.

12. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 36. - 2012.

13. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 38. - 2013.

14. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень. - М., № 39. - 2014.

16. О безопасности : Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 1, ст. 2.

17. Денисова А. В. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты / А. В. Денисова, В. П. Малков. - Казань, 2006.

18. Тасаков С. В. Нравственные основы норм уголовного права о преступлениях против личности /

С. В. Тасаков. - СПб., 2008.

20. Порядка 8 миллионов россиян являются носителями гепатитов В и С // Российская газета. - 2011. - 28 июля.

23. Уголовный кодекс Республики Молдова / вступительная статья к.ю.н. А.И. Лукашова. - СПБ.: Юридический центр Пресс, 2003.

[youtube.player]

  1. Правительством РФ устанавливаются особенности организации оказания медицинской помощи, в том числе предоставления дополнительных видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также особенности финансового обеспечения оказания им медицинской помощи.

В настоящее время обозначенные особенности регламентированы Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1540.

  1. В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании” закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508. Так, в соответствии с указанным Перечнем, в республике Башкортостан закрытой административной территорией является город Межгорье, на Алтае – поселок Сибирский, в Красноярском крае – город Железногорск, город Зеленогорск и поселок Солнечный, в Амурской области – поселок Углегорск, в Архангельской области – город Мирный, являющийся административным и жилым центром космодрома Плесецк, и т.д.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 1156-р утвержден Перечень территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством России. В данный Перечень включены закрытые административно-территориальные образования и расположенные в их пределах населенные пункты с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, в которых медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. N 770 “Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда”, выбор медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, утверждаемый Правительством РФ, для получения ими медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется из числа федеральных медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, по месту их жительства и (или) работы. В случае невозможности оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, указанные граждане и работники осуществляют выбор медицинской организации в соответствии с комментируемым Законом.

  1. Актами Президента РФ и актами Правительства РФ устанавливаются особенности организации оказания медицинской помощи лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам.

В данном отношении следует отметить Указ Президента РФ от 16 марта 2015 г. N 136 “О некоторых вопросах Управления делами Президента Российской Федерации”, которым утверждено Положение об особенностях организации оказания медицинской помощи лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам.

Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Комментарий к статье 43

  1. В комментируемой статье определен порядок оказания медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Таким гражданам оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
  2. Правительством РФ, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших, утверждаются перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В настоящее время Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715.

В соответствии с указанными Перечнями к социально-значимым заболеваниям относятся туберкулез; инфекции, передающиеся половым путем; гепатиты “В” и гепатит “С”; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); злокачественные новообразования; сахарный диабет; психические расстройства и расстройства поведения; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, относятся: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки; гельминтозы; гепатит “В” и гепатит “С”; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра, малярия; педикулез, акариаз и другие инфестации; сап и мелиоидоз; сибирская язва; туберкулез; холера; чума.

  1. Особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях, включенных в Перечень социально-опасных заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, установлены отдельными Федеральными законами, см., например, ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”, ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, Закон РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

Так, ст. 33 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” предусматривает меры в отношении инфекционных больных и устанавливает, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством РФ.

Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний (отравлений), а также порядок ведения отчетности по ним устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регламентированы Законом РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.

Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регламентированы ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”. Данным Законом установлено, что оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи.

Федеральным законом “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” (см. ст. 4) установлено, что государством гарантируются:

– регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

– эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

– производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

– доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

– предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным – гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

– развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

– социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным – гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их трудоустройство;

– подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

– развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

– бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ.

  1. С 1 января 2017 г. действуют положения ч. 2.1 – 2.2 комментируемой статьи обусловливающие, что в целях организации оказания медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, при отдельных заболеваниях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, содержащих следующие сведения:

– страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

– фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у гражданина при рождении;

– адрес места жительства;

– серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов;

– дата включения в соответствующий Федеральный регистр;

– диагноз заболевания (состояние);

– иные сведения, определяемые Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют ведение региональных сегментов федеральных регистров и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.