Инфекционные заболевания животных урок обж

Среди опасных ситуаций биолого-социального происхождения особое место занимают инфекционные болезни, массовое распространение которых среди людей может привести к чрезвычайным ситуациям природного характера.

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими патогенными возбудителями инфекции (бактериями, вирусами, грибками). Инфекционные болезни характеризуются заразностью, т. е. способностью передаваться от больного человека к здоровому.

Патогенность — это способность бактерий образовывать в организме токсины (токсины — это вырабатываемые микроорганизмами биологически активные вещества, способные нарушать жизнедеятельность живых организмов).

Инфекционные болезни человека по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому и по источнику возбудителя инфекции подразделяются на группы:

  • кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия, холера и др.);
  • инфекции дыхательных путей (грипп, дифтерия, корь, краснуха, скарлатина и др.);
  • кровяные инфекции (сыпной тиф, клещевой энцефалит, туляремия, чума);
  • инфекции наружных покровов (ВИЧ-инфекция, гонорея, сифилис, сибирская язва и др.).

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека патогенных возбудителей болезни (заражение). Процесс, развивающийся в организме после внедрения в него патогенного возбудителя, называется инфекционным процессом.

Пути распространения инфекции разнообразны. Передача инфекции может осуществляться через предметы быта (посуда, бельё, книги и др.). Этот путь распространения инфекции наиболее характерен для инфекций наружных покровов (сибирская язва, сифилис) и для некоторых кишечных инфекций (дизентерия).

Воздушным (воздушно-капельным) путём происходит распространение инфекций дыхательных путей (грипп, дифтерия, туберкулёз, скарлатина, корь и др.).

Ряд инфекционных болезней распространяется водным путём (холера, брюшной тиф). Заражение через воду происходит главным образом при использовании заражённой носителями заболевания воды для питья, бытовых и хозяйственных надобностей, а также при купании.

Нередко распространение инфекционных болезней может проходить через пищевые продукты и готовую пищу. Патогенные микроорганизмы могут попадать в пищевые продукты через загрязнённые руки больного человека, имеющего контакт с пищевыми продуктами в процессе их обработки (повар, продавец и др.); при мытье пищевых продуктов в заражённой воде; при перевозке продуктов в неприспособленном транспорте; при разделке продуктов на грязных столах и т. п.

Многие инфекционные болезни передаются насекомыми и клещами.

Большинству инфекционных болезней свойственна определённая последовательность развития и течения. Различают четыре периода развития и течения инфекционной болезни:

  • инкубационный (скрытый);
  • начальный;
  • основных проявлений болезни;
  • угасания болезни (выздоровление).

Инкубационный период — это промежуток времени от момента заражения до появления первых признаков болезни.

Начальный период болезни — это период проявления общих признаков заболевания (недомогание, озноб, повышение температуры тела, головная боль). В этот период ещё нет чётко выраженных признаков конкретного заболевания.

Период основных проявлений болезни — это период проявления наиболее существенных и специфических признаков конкретного заболевания. В этот период может наступить смерть больного, если не будут приняты необходимые меры.

Период угасания болезни — это период, когда постепенно исчезают основные признаки болезни, начинается выздоровление организма, постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма.

Инфекционные заболевания среди людей могут проявляться в единичных случаях, бывают также случаи одновременного кратковременного повышения количества людей, заболевших определённой инфекционной болезнью. Это может быть возникновение болезни в коллективе или на небольшой территории, например в одном населённом пункте, в одном районе города и т. д. Такое заболевание рассматривается как эпидемическая вспышка.

Однако бывают случаи, когда заболевание какой-то инфекционной болезнью охватывает большое количество населения и распространение инфекционной болезни значительно превышает уровень заболеваемости населения, обычно регистрируемый в данной местности. Такое явление называется эпидемией.

При эпидемии отдельные группы заболевших связаны между собой общими источниками инфекции или общими путями её распространения.

Эпидемия, охватывающая большое число людей (несколько тысяч) на территории, выходящей обычно за границы одного государства, называется пандемией.

Среди инфекционных болезней грипп занимает первое место в мире по частоте и количеству случаев заболеваний. Он составляет 95% от всех инфекционных заболеваний. Ежегодно в мире заболевают гриппом до 500 млн человек, 2 млн из которых умирают. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн заболевших гриппом.

Эпидемии гриппа случаются каждый год (обычно в осенне-зимний период) и поражают до 15% населения земного шара.

Основная особенность вируса гриппа — это способность через нерегулярные интервалы времени (30—35 лет) генерировать новый штамм (микроорганизмы одного вида, по ряду свойств отличающиеся друг от друга). Организм людей не способен сопротивляться новому штамму вируса, что приводит к распространению эпидемии и даже пандемии гриппа.

Комплекс мероприятий, проводимых по противоэпидемической защите населения, определяется механизмом развития эпидемического процесса. Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей.

Возникновение инфекционных заболеваний среди людей возможно лишь при наличии трёх факторов эпидемического процесса.

  • источника возбудителя инфекции (патогенные бактерии, вирусы, грибки);
  • механизма передачи инфекции от больного человека, животного или другого носителя инфекции (насекомые: комары, мухи, клещи и др.) к здоровому;
  • людей, восприимчивых к данной инфекции.

Борьба с инфекцией ведётся в отношении всех трёх факторов эпидемического процесса и включает в себя мероприятия по обезвреживанию источника возбудителя инфекции, пресечению путей передачи инфекции и повышению невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям.

Необходимо отметить, что при различных инфекционных заболеваниях значимость отдельных противоэпидемических мероприятий неодинакова.

При ликвидации очага дифтерии или кори прежде всего проводят иммунизацию (делают прививки) всех детей данного населённого пункта.


Учения российских медиков по эвакуации пострадавших от эпидемии холеры

При кишечных инфекциях более эффективны общесанитарные меры по пресечению путей передачи инфекции. Так, при возникновении дизентерии принимаются срочные меры по выявлению в очаге возникновения инфекции всех больных и носителей инфекции с целью их изоляции и лечения.

При распространении на территории или объекте грызунов, которые являются переносчиками и источниками возбудителей инфекционных болезней человека, проводится дератизация — система организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на истребление грызунов, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни и распространения.

Для уничтожения насекомых, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний человека, проводится дезинсекция — комплекс организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий.

При биологическом поражении проводится санитарная обработка — механическая очистка и мытьё кожных покровов и слизистых оболочек людей. При состояниях, травмах и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью поражённых, возможна экстренная профилактика с применением антибиотиков 1 .

Для предупреждения распространения особо опасных инфекционных заболеваниий (холера, чума, натуральная оспа и др.) на территориях, где они были зафиксированы, вводится карантин — система мер, включающая в себя запрещение или ограничение выезда и въезда, выявление и изоляцию больных и лиц, соприкасавшихся с ними. Обсервация — одно из основных мероприятий, проводимых при санитарной охране границ зоны карантина. Обсервация заключается в наблюдении в течение определённого срока за изолированными в специальном помещении людьми, которые могли иметь контакт с больными холерой и другими особо опасными инфекционными заболеваниями. Обсервация применяется к лицам, приехавшим или выезжающим с территории, на которую наложен карантин.

Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания проводятся в течение всего периода выявления инфекционных больных. Эти мероприятия проводят специалисты учреждений государственного санитарного, эпидемического надзора и врачи кабинетов инфекционных заболеваний поликлиник.

Приведём характеристику некоторых наиболее распространённых инфекционных заболеваний и расскажем об их профилактике.

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, характеризующееся особым воспалением слизистых оболочек рото- и носоглотки, гортани (с образованием плотных налётов в виде плёнок), а также отравлением организма и поражением сердечно-сосудистой, нервной и мочевыделительной систем.

Бактерии, являющиеся возбудителями дифтерии, хорошо сохраняются в окружающей среде. Так, в воде и молоке они жизнеспособны 7 дней, а на игрушках, белье, книгах, посуде выживают в течение нескольких недель. Все дезинфицирующие вещества (перекись водорода, хлорамин и т. п.) в обычных концентрациях убивают бактерии дифтерии, под воздействием солнечных лучей они погибают через несколько часов.

Источником возбудителя инфекции является человек, больной дифтерией. Основной путь передачи возбудителя — воздушно-капельный.

Профилактика. Основным методом профилактики является массовая вакцинация против дифтерии. Больные дифтерией подлежат изоляции и лечению в стационаре.

Грипп — острая респираторная (дыхательная) инфекция, во многом напоминающая простуду, однако, несомненно, более серьёзная. Возбудителями инфекции являются вирусы различных типов (штаммов) — А, В и С. Источник возбудителя инфекции — больной человек в первые 4—7 дней болезни. Обычно заражение происходит воздушно-капельным путём. Вирус выделяется больным в воздух из поражённых клеток дыхательных путей с каплями слюны, слизи, мокроты при дыхании, разговоре, плаче, кашле, чихании. Восприимчивость к гриппу очень высокая. Скрытый период болезни составляет до 72 ч, затем быстро развиваются лихорадка, озноб, воспаление горла, головная боль, боли во всём теле, сильный кашель и насморк.

Больных, проходящих лечение на дому, необходимо изолировать в отдельную комнату или за ширму. При уходе за больными нужно носить ежедневно сменяемую маску из 4—6 слоев простиранной и проглаженной марли. Помещение, где находятся больные, следует проветривать и делать в нём влажную уборку. Больные гриппом не должны посещать поликлинику, врача надо вызывать на дом.

Необходимо отметить, что наибольшее количество смертных случаев от гриппа связано с осложнениями после гриппозной инфекции. Чаще всего это осложнения, касающиеся заболеваний лёгких (острая пневмония) и сердца.

Профилактика. На настоящий момент вакцинация является самым эффективным способом профилактики гриппа. Как правило, вакцина представляет собой живой, но значительно ослабленный вирус, который вводится в организм с целью заставить иммунную систему выработать антитела.

Важными мерами предупреждения гриппа являются закаливание организма, занятия физической культурой, правильное питание и профилактика переутомления.

Вирусный гепатит — группа инфекционных заболеваний, характеризующихся преимущественным поражением печени. Различают вирусные гепатиты А, В, С, D и Е. Наиболее распространены два вируса — гепатит А и гепатит В.

Гепатит В — более тяжёлое заболевание. Он более часто по сравнению с гепатитом А протекает в хронической форме (продолжительность, чередование переходов затухания и обострения, может иметь постоянно прогрессирующее течение). Вирус гепатита В часто обнаруживается в крови инфицированных людей в течение многих лет после выздоровления. Вирус гепатита В передаётся через кровь, слюну и семенную жидкость. Обычное явление — передача половым путём.

Оба заболевания легко распространяются при переливании заражённой крови или её препаратов. Использование одной иглы для нескольких внутривенных инъекций, особенно наркоманами, реже — плохо стерилизованные зубоврачебные и другие медицинские инструменты могут способствовать распространению вирусов гепатита. Лица, перенёсшие вирусный гепатит В, не могут быть донорами.

Скрытый период развития гепатита А составляет 15—50 дней, гепатита В — 45—160 дней. В обоих случаях отмечаются потеря аппетита, тошнота, неприятные ощущения в животе, общее недомогание и желтуха (соответствующее изменение цвета кожи и белков глаз).

Профилактика. Постоянное соблюдение правил личной гигиены (особенно важно мыть руки перед едой и после посещения туалета).

Туберкулёз — болезнь, вызываемая у человека и животных микобактериями туберкулёза.

Выделяют туберкулёз органов дыхания, а также других органов и систем. Наиболее часто поражаются органы дыхания, а также мочеполовая система, глаза, лимфатические узлы, кости и суставы, кожа.

Микобактерии туберкулёза — тонкие прямые или слегка изогнутые палочки. Они весьма устойчивы вне организма: в уличной пыли сохраняются до 10 дней, на страницах книг — до 3 месяцев. В воде они погибают через 90 мин, ультрафиолетовое излучение убивает их в течение 2—3 мин. При воздействии препаратов, выделяющих свободный активный хлор (хлорная известь), гибель возбудителей туберкулёза происходит через 3—5 ч.

Основным источником возбудителей инфекции является человек, больной туберкулёзом, выделяющий их в окружающую среду. Как правило, это больной туберкулёзом лёгких, в мокроте которого содержатся микобактерии. В большинстве случаев заражение туберкулёзом происходит воздушно-капельным путём.

Вторым по значимости источником возбудителей инфекции является больной туберкулёзом крупный рогатый скот. К более редким источникам возбудителей инфекции относят заражения туберкулёзом от свиней, овец, кошек, собак, птиц и других животных. Человек может заразиться от больного животного воздушно-капельным, воздушно-пылевым, контактным путём, а также при употреблении в пищу некипячёного молока и молочных продуктов, мяса больного животного.

Профилактика. Здоровый, крепкий организм менее подвержен заболеванию, поэтому закаливание тела, занятия физической культурой, здоровый образ жизни, чистота помещений, соблюдение санитарно-гигиенических норм предохраняют от заболевания туберкулёзом.

Дизентерия — инфекционная болезнь, характеризующаяся поражением толстой кишки и явлениями интоксикации (отравления).

Источником возбудителя является человек, больной дизентерией. Случаи заболевания регистрируются в течение всего года с наибольшим увеличением в летне-осенний период, что объясняется употреблением загрязнённых ягод, овощей и фруктов и необеззараженной воды.

Профилактика обеспечивается соблюдением общесанитарных мер, благоустройством мест проживания, употреблением доброкачественной воды и пищевых продуктов.

Сальмонеллёз — острая инфекционная болезнь с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта.

Источником возбудителей инфекции служат различные животные: крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, собаки, кошки, грызуны (крысы и мыши), птицы, особенно водоплавающие (утки, гуси, чайки). Чаще заболевание связано с употреблением мяса крупного рогатого скота, реже — свинины, яиц водоплавающих птиц.

Профилактика. Контроль за соблюдением правил кулинарной обработки продуктов, приготовления и хранения готовой пищи.

  1. Назовите известные вам инфекционные болезни и причины их возникновения.
  2. Что такое эпидемический процесс и каковы факторы, определяющие его?
  3. Что такое эпидемия и в чём состоит её опасность для населения?
  4. Опишите комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний.
  5. Почему так важно соблюдать правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний?
  1. Ещё раз внимательно прочитайте часть параграфа, посвященную описанию гриппа, продумайте и разработайте свой план поведения и различных мероприятий для профилактики гриппа в разное время года.

Запишите этот план в дневник безопасности, согласуйте его с родителями и постарайтесь придерживаться его положений в повседневной жизни.

  • Один раз в три месяца (весной, летом, осенью, зимой) проверяйте эффективность вашего поведения для профилактики гриппа и вносите в него изменения и дополнения. Учитесь постоянно беречь своё здоровье.
  • Обсудите картину распространения последней эпидемии гриппа в школе и меры, предпринятые по защите от неё.

    1 Антибиотики — органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов (или препятствовать их росту). Антибиотиками называются также антибактериальные вещества, извлекаемые из растительных и животных клеток. Антибиотики используются как лекарственные препараты для подавления бактерий, микроскопических грибов, некоторых вирусов, поражающих человека, животных и растения.


    Данная презентация может быть использована в курсе ОБЖ 7 класс по теме "Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений". В презентации даются понятия эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Рассматривается классификация, происхождение и последствия инфекционных заболеваний людей, животных и сельскохозяйственных культур. Материал знакомит с мерами предупреждения инфекционных заболеваний, структурой и общими правилами личной гигиены, а также основными мероприятиями по защите сельскохозяйственных растений от инфекционных заболеваний.


    Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений

    преподаватель –организатор ОБЖ



    • широкое распространение инфекционных болезней среди людей ,значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости

    • Иногда распространение заболевания носит характер пандемии, то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях

    1347-1351 гг. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии .


    Пляска святого Витта


    1848 г. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек.

    • Конец XIX века - третья пандемия чумы,распространен-

    ная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов


    1918-1919 гг. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек

    - 1921 г. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа - 3 тыс. человек

    • - 1967 г. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населения.

    Пути распространения инфекции

    В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть: - водный и пищевой , например, при дизентерии и брюшном тифе; - воздушно-капельный (при гриппе); - трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе; - зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.


    При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории вводится карантин или обсервация. Постоянные карантинные мероприятия осуществляются также таможнями на государственных границах.

    Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий,

    направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения

    и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем.

    Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана,

    запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества.

    Снабжение производится через специальные пункты

    под строгим медицинским контролем.


    Обсервация - это система изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, усиление медицинского наблюдения, предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний .

    Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекции, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.


    • Для профилактики эпидемий необходимо улучшать очистку территории, водоснабжения и канализации, повышать санитарную культуру населения, соблюдать правила личной гигиены, правильно обрабатывать и хранить пищевые продукты, ограничивать социальную активность бациллоносителей, их общение со здоровыми людьми.

    • Инфекционные болезни животных и растений относятся к опасным ситуациям биолого- социального характера, которые могут привести к ЧС природного характера

    • вирусы,
    • бактерии,
    • грибы,
    • простейшие.
    • Возникновение эпизоотии зависит от сезона и погоды.

    • 1.Передаются через почву, корм и воду. Поражают органы пищеварительной системы. К таким инфекциям относятся: язва, ящур, сап, бруцеллез.
    • 2. Поражение слизистых оболочек дыхательных путей и легких.Путь передачи – воздушно-капельный. Относятся: парагрипп, экзотическая пневмония, оспа овец и коз, чума плотоядных.
    • 3.Передача осуществляется кровососущими членистоногими.Возбудители постоянно или в отдельные периоды находятся в крови. Относятся: энцефаломиелиты, туляремия, инфекционная анемия лошадей.
    • 4.Инфекции возбудители которых передаются через наружные покровы без участия переносчиков (почвенные инфекции; инфекции, передающиеся при непосредственном контакте). Относятся: столбняк, бешенство, оспа коров.
    • 5. Инфекции с невыясненными путями заражения.

    Виды инфекционных заболеванй



    • К специфическим противоэпизоотическим мероприятиям относятся вынужденный убой животных и утилизация их трупов.

    • Эпифитотия(от эпи. и греч. phytón — растение), распространение инфекционной болезни растений на значительные территории (хозяйство, район, область) в течение определенного времени. В виде Эпифитотия обычно проявляются ржавчина и головня хлебных злаков, фитофтороз картофеля, парша яблони, увядание хлопчатника, шютте снежное и обыкновенное и другие инфекционные заболевания.

    • Изучением эпифитотий занимает специальный раздел фитопатологии — эпифитотиология.

    • ржавчина хлебных злаков,
    • стеблевая ржавчина –
    • заболевание вызывается грибком,
    • фитофтороз (картофельная гниль) –
    • заболевание, поражающее грибком листья,

    стебли и клубни картофеля и др.


    Причины гибели и болезни растений


    Основными мероприятиями по защите растений от эпифитотий

    • выведение и выращивание устойчивых к болезням культур,
    • соблюдение правил агротехники,
    • уничтожение очагов инфекции,
    • химическая обработка посевов, посевного и посадочного материала,
    • карантинные мероприятия.

    Конспект урока по ОБЖ. 7 класс. Цели:

    рассмотреть составляющие эпидемического процесса и факторы, определяющие его;

    познакомиться с понятием эпидемии, описать комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний;

    охарактеризовать наиболее распространённые инфекционные заболевания и методы их профилактики.

    Тип урока: Комбинированный урок

    Технологическая карта урока

    Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

    рассмотреть составляющие эпидемического процесса и факторы, определяющие его;

    познакомиться с понятием эпидемии, описать комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний;

    охарактеризовать наиболее распространённые инфекционные заболевания и методы их профилактики.

    Углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных знаний.

    - осознавать свои эмоции;

    - осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции;

    - эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других;

    - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

    - планировать деятельность в учебной ситуации;

    - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки под руководством учителя;

    - учиться давать оценку результатам своей деятельности;

    - излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

    - различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

    - уметь работать в паре, группе;

    - преодолевать конфликты – договариваться с людьми;

    - находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

    - анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части);

    - классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным основаниям;

    - находить необходимую информацию и представлять ее публично;

    Инфекционные болезни, эпидемия, пандемия, дифтерия, грипп, вирусный гепатит, туберкулез, дизентерия, сальмонеллез.

    Рабочая тетрадь, учебник, презентация.

    Технические средства обучения

    Компьютер, медиа проектор.

    Фронтальная работа, групповая работа, коллективная работа.

    Приветствие. Проверяет списочный состав класса.

    Проверяет готовность обучающихся к уроку.

    Озвучивает тему и цель урока.

    Отвечают на вопросы преподавателя.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Высказывают свои предположения.

    Контролирует выполнение работы.

    1. Назовите основные причины и места возникновения лесных пожаров (стр. 125).

    2. Какие основные меры пожарной безопасности должен знать и соблюдать каждый человек при нахождении в лесу?

    3. Перечислите правила пожарной безопасности при разведении костра в лесу (стр. 126).

    4. Как осуществляется защита населения от последствий лесных пожаров в нашей стране (стр. 127)?

    5. Какие мероприятия могут проводиться заблаговременно для защиты населения от последствий лесных пожаров (стр. 128)?

    Отвечают на вопросы преподавателя.

    Работают с учебником.

    Находят в тексте понятие, информацию.

    Первичное усвоение новых знаний

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

    Признаки инфекционных заболеваний. Как проявляет себя инфекционная болезнь, которой могут заразиться люди?

    Периоды и формы инфекционных заболеваний. Чтобы правильно установить диагноз, врачу, необходимо знать не только признаки болезни, но и определить в какой форме протекает болезнь и период заболевания, т.е. сколько времени прошло, как человек заболел, и болезнь в начальной ли стадии или человек уже давно заболел.

    Пути передачи инфекции. Каким путем, вероятней всего, могут заразиться люди?

    Организует самостоятельную работу с учебником.

    Различные инфекционные заболевания с записью краткого конспекта: причины, признаки, пути передачи, профилактика.

    Высказывают свое мнение.

    Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

    Головная боль, температура, кашель, насморк, ухудшение самочувствия, слабость и т.д.

    Работают с учебником.

    Воздушно-капельным и контактно-бытовым. Кто-то был источником инфекции и через разговор, чихание и кашель он заражал других.

    Находят в тексте понятие, информацию.

    Осуществляет выборочный контроль.

    Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

    Побуждает к высказыванию своего мнения

    1. Назовите известные вам инфекционные болезни и причинных их возникновения.

    2. Что такое эпидемический процесс и каковы факторы, определяющие его?

    3. Что такое эпидемия и в чём состоит её опасность для населения?

    4. Опишите мероприятия, проводимые для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний.

    5. Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать для профилактики инфекционных заболеваний?

    Высказывают свое мнение.

    Обдумывают ответы на вопросы.

    Формулируют выводы наблюдений.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Дает комментарий к домашнему заданию.

    Ситуационные задачи. 1). Ещё раз внимательно прочитайте часть параграфа, посвящённую описанию гриппа, продумайте и разработайте свой план поведения и различных мероприятий для профилактики гриппа в разное время года. Запишите этот план в дневник безопасности, согласуйте его с родителями и постарайтесь придерживаться его положений в повседневной жизни. 2). Один раз в три месяца (весной, летом, осенью, зимой) проверяйте эффективность вашего поведения для профилактики гриппа и вносите в него изменения и дополнения. Учитесь беречь своё здоровье.

    Записывают домашнее задание.

    Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Подводит обучающихся к выводу.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

    Наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями являются дифтерия, грипп, вирусный гепатит, туберкулёз, дизентерия, сальмонеллёз, ботулизм.

    Борьба с инфекцией включает в себя мероприятия по обезвреживанию источника возбудителя инфекции, пресечению путей передачи инфекции и повышению невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям.

    Выставление и комментирование оценок.

    Формулируют выводы наблюдений.

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

    Эпидемией называются случаи, когда заболевание какой-то инфекционной болезнью охватывает большое количество населения и распространение инфекционной болезни значительно превышает уровень заболеваемости населения, обычно регистрируемый в данной местности. Наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями являются.

    Борьба с инфекцией включает в себя мероприятия по.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.