Инфекционные заболевания в учебном заведении

Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

регулярно проветриваются учебные помещения;

ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

проводится противобактериальная обработку туалетов;

соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.— распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.— попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются,, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

соблюдение чистоты учебных помещений;

выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;

содержание в порядке общественных туалетов;

своевременное опорожнение мусорных ящиков;

строгий контроль за личной гигиеной школьников;

правильную организацию питьевого режима в школе;

ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.

Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.

Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.

Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.

Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.

Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.

Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.

Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).

В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

Профилактика гриппа и орви.

Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

на каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;

проводить уроки на улице (вне помещений).

Если уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) продолжает расти, по решению органов осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится приостановление учебного процесса в классе или школе. Возобновление обучения после приостановления учебного процесса в классе или школе должно сопровождаться усилением санитарно-противоэпидемических мер в общеобразовательном учреждении. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа К основным методам защиты населения от гриппа относят: вакцинопрофилактику с использованием различных типов вакцин в предэпидемический период; неспецифическую профилактику гриппа с использованием медицинских иммунобиологических и других препаратов; экстренную профилактику заболеваний в период эпидемий гриппа. Для специфической профилактики сезонного гриппа используют гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вирусов A(H1N1), A(H3N2) и В, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. В рамках Национального календаря прививок иммунизация против сезонного гриппа в Российской Федерации проводится ежегодно следующим категориям населения: детям, посещающим дошкольные учреждения, учащимся 1-11 классов, студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослым старше 60 лет.

В связи с пандемией гриппа типа А(H1N1)09 ВОЗ рекомендует проведение вакцинопрофилактики:

Лицам, подверженным повышенному риску заражения: - детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ; - школьникам; - медицинским работникам; - работникам сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинским контингентам.

Лицам, предрасположенным к развитию осложнений после гриппа: - детям до 5 лет, но особенно детям до 2 лет; - лицам от 65 лет и старше; - беременным женщинам; - лицам, у которых имеются следующие заболевания: рак; заболевания сердца и крови; хронические заболевания лёгких; диабет; болезни печени, почек; неврологические и нейромышечные расстройства; ослабленная иммунная система (включая больных СПИДом).

Неспецифическая профилактика гриппа включает использование медицинских иммунобиологических, противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и других препаратов, разрешенных к применению и зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!

Степень: Врач-инфекционист

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Какие предметы сдавать для поступления, следует уточнить в выбранном вузе.

Содержание

В группу инфекционных болезней входит множество патологий, которые имеют различную тяжесть. Этот раздел медицины особенный потому, что он занимается выявлением и лечением тех заболеваний, которые возникают из-за действия живых микроорганизмов. Попадая в организм человека, они там живут и размножаются, а в задачу врача-инфекциониста входит разгадать, кто же поселился внутри человека и уничтожить его максимально безвредными средствами.

Условия поступления и экзамены

Для освоения такого направления, как инфекционные болезни допускаются лица, которые окончили медицинский университет по специальностям лечебное дело и педиатрия. В некоторых вузах к обучению допускаются бакалавры, которые закончили медико-профилактический факультет.

Какие предметы сдавать для поступления, следует уточнить в выбранном вузе. Конечно, сюда входит экзамен по инфекционным болезням, но, кроме этого, все образовательные учреждения выдвигают свои определенные требования к поступающим.

Будущая профессия


Профессия врача-инфекциониста подразумевает диагностику и лечение инфекционных заболеваний. Многие из них заразны, поэтому в ходе своей работы специалист должен принять меры, чтобы не заболеть самому и не допустить распространения инфекции в другие очаги. Интересна эта область медицины тем, что все инфекционные заболевания имеют свой ореол распространения, и, работая в определенной области, врач заочно знает, с чем он может столкнуться.

Однако сегодня люди много путешествуют, и все чаще их выбором становятся экзотические страны. Вот тут-то и начинается самое интересное. Специалист сталкивается с каким-то малоизвестным заболеванием и включает все свои силы, чтобы понять, что же это и вылечить своего пациента. В общем, врачу инфекционисту скучать на работе не приходится.

Куда поступить

  • Государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский университет имени Пирогова.

Среди других вузов России обучение можно пройти в таких учреждениях:

  • Новосибирский государственный медицинский университет;
  • Казанский государственный медицинский университет;
  • Северный государственный медицинский университет и многих других медицинский вузах.

Сроки и формы обучения

Форма обучения – очная. Срок обучения составляет 2 года. Итоговая аттестация – экзамен по инфекционным болезням.

Основные изучаемые предметы в ходе обучения по специальности

В процессе обучения основным предметом является инфекционные болезни. Учащиеся разбирают их разновидности, пути передачи, клинические проявления, методы диагностики и лечения. Также важной частью являются вопросы профилактики и реабилитации после перенесенных заболеваний.


Кроме основного предмета, есть еще и другие дисциплины, такие как фтизиатрия, неврология, внутренние болезни, микробиология, клиническая биохимия и другие. Значительную часть времени отводят на практическое обучение. Практика осуществляется в профильных поликлиниках и стационарах. Здесь ординаторы учатся работать с пациентами, проводить осмотр, назначать и контролировать терапию. Для понимания того, сколько времени занимает практическая часть, приведем такие данные:

  • 2 года обучения – это 120 зачетных единиц (рассчитываются по количеству часов);
  • на дисциплины отводится 45 зачетных единиц;
  • на практику – 72 зачетные единицы;
  • экзамен занимает 3 зачетные единицы.

Приобретаемые навыки и умения

  • уметь опросить пациента, собрать все необходимые данные о том, как начиналось и развивалось заболевание, как вели себя симптомы и какие лечебные мероприятия больной самостоятельно применял;
  • устанавливать диагноз в соответствии с международными требованиями;
  • комплексно оценивать полученные результаты лабораторных и инструментальных исследований;
  • подбирать лечение, оценивать его правильность и корректировать терапию при необходимости;
  • проводить противоэпидемические мероприятия в местах распространения инфекции;

  • проводить диспансеризацию пациентов, своевременно выявлять инфекционные заболевания, принимать меры, способствующие предупреждению распространения инфекции;
  • выявлять состояния, требующие неотложной помощи;
  • оказывать неотложную помощь при соответствующих состояниях;
  • подбирать реабилитационные мероприятия после выздоровления пациентов;
  • сотрудничать со смежными специалистами, выявлять симптомы и синдромы, требующие их консультаций;
  • использовать приказы и нормативные документы в работе;
  • оформлять и разбирать медицинскую документацию, составлять отчеты.

Перспективы трудоустройства

Выбирая, кем работать после получения сертификата, можно рассматривать такие варианты:

  • специалист инфекционного кабинета в поликлинике;
  • врач в кабинете доверия (область работы – больные вич и спид);
  • инфекционист в стационаре;
  • заведующий отделением, отделом.

Преимущества обучения в аспирантуре

После ординатуры есть возможность поступления в аспирантуру. Преимуществом такого направления является то, что специалист может дальше совершенствовать свои навыки, изучать новые аспекты диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней, заниматься написанием статей и научных работ. Это направление отлично подходит тем, кого больше привлекает наука, а не лечебная практика.

Применительно к школе профилактика инфекци­онных заболеваний складывается из трех групп меро­приятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиениче­ского и противоэпидемического режима.

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

3. Повышение иммунитета у детей.

1. Правильная организация санитарно-гигиеничес­кого и противоэпидемического режима. Основой ме­роприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

• ежедневный учет отсутствующих учащихся и пода­ча сведений в медицинский кабинет школы;

• извещение администрации школы органами здра­воохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

• извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

• выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

• допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних по­ложения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия уча­щегося сведения, полученные от других детей, это дол­жен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном от­сутствии учащегося. Единственным разрешающим до­кументом для посещения школы в таких случаях долж­но стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

• ежегодные профилактические медицинские осмот­ры перед началом учебного года (роль учителя — вспомогательно-организаторская);

• наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведе­нии ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

• санитарно-гигиеническое воспитание и просвеще­ние школьников и их родителей;

• контроль учителя за состоянием собственного здо­ровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы ме­роприятий является карантин,который накладывает­ся на класс или на всю школу. Карантин вводится при­казом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляют­ся следующие мероприятия:

• сдвигаются сроки начала и окончания занятий в ка­рантинном классе (обычно на 15 минут позднее от­носительно общего расписания занятий в школе);

• дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

• для учащихся карантинного класса, выделяется от­дельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

• в карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное мес­то в рекреационном помещении; иногда приходит­ся проводить перемены непосредственно в учеб­ном помещении;

• учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специаль­ной маркированной посуде, обрабатываемой дез­инфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

• учащиеся карантинного класса на период каранти­на не пользуются школьной библиотекой;

• за школьниками карантинного класса осуществля­ется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

• в учебных помещениях карантинного класса про­изводится более тщательная влажная уборка с ис­пользованием дезинфицирующих средств; при не­обходимости проводят дезинфекцию всей школы;

• учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболева­ния) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В ка­рантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детейсостоит в том, чтобы объяснить родителям и детям не­обходимость своевременного проведения профилак­тических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям дирек­тор школы издает приказ, в котором утверждается гра­фик проведения прививок по классам школы и указы­вается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе класс­ным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости привив­ки против инфекционного заболевания и возможнос­ти временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на само­чувствие учащихся на каждом уроке и при необходи­мости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведе­нием вакцинации:

• предварительно провести вклассе беседу с учащи­мися, а также с их родителями, о пользе прививки;

• по согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоя­нию здоровья;

• организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

• обеспечить наблюдение за самочувствием вакци­нированных детей вближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских про­тивопоказаний прививка никакой угрозы для здоро­вья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммун­ной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распрост­ранения инфекционного заболевания.

ПОНЯТИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ,

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ

Учебные вопросы:

1. Основные понятия.

2. Общие правила транспортировки пострадавших.

3. Универсальная аптечка.

Основные понятия

Раненые часто умирают не от травм, а потому, что запоздала первая помощь. Так, например, человек умер при повреждении артерии, так как не сумели бы­стро остановить кровотечение (рукой, жгутом), или пострадавший, лежа на спине, задохнулся (рвот­ные массы, кровь, запавший язык). Часть смертей на совести тех, кто, оказавшись рядом, промедлил, либо не знал, что делать. Главное — научиться правильно действовать в первые секунды после обнаружения по­страдавшего, чтобы сохранить ему жизнь до прибытия врачей.

Первая доврачебная помощь играет значительную роль в спасении жизни при неотложных состояниях и предупреждении осложнений при бытовых и произ­водственных травмах, отравлениях и других несчаст­ных случаях. Ее роль особенно возрастает в условиях катастроф, влекущих за собой массовые жертвы, а также в условиях, когда создается значительный раз­рыв во времени между моментом повреждения или развития неотложного состояния и помощью, оказы­ваемой врачом (в походе, в лесу, на отдыхе и т.д.).

При оказании первой медицинской помощи следует придерживаться следующих правил:

1. Действовать надо целесообразно, обдуманно, решительно, быстро и спокойно.

2. Прежде всего следует оценить обстановку и принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов — извлечь пострадавшего из воды, огня, завала, погасить горящую одежду и пр.

3. Быстро оценить состояние пострадавшего, определить тяжесть травмы, наличие кровотечения и др.

4. Осмотреть пострадавшего, определить способ и последовательность оказания первой медицинской помощи.

5. Решить, какие средства необходимы для оказания первой медицинской помощи, исходя из конкретных условий, обстоятельств, возможностей.

6. Оказать первую медицинскую помощь и подготовить пострадавшего к транспортировке.

7. Организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.

8. Первую медицинскую помощь в максимально доступном объеме оказать на месте происшествия и по пути следования в лечебное учреждение.

9. Осуществлять присмотр за пострадавшим или внезапно заболевшим до отправки его в лечебное учреждение.

Особое значение обучению приемам доврачебной помощи должно придаваться в педагогических вузах, поскольку именно школьный учитель часто встает пе­ред необходимостью ее оказания при развитии неот­ложных состояний или травмах у учащихся.

Первая доврачебная помощь— это комплекс сроч­ных простейших мероприятий для спасения жизни че­ловека и предупреждения осложнений при несчаст­ных случаях или внезапном заболевании, внезапной смерти, проводимые на месте происшествия самим по­страдавшим или другим человеком.

Цель первой доврачебной помощи:

1. Оживление человека при внезапной смерти (искус­ственное дыхание, массаж сердца).

2. Временная остановка наружного кровотечения пу­тем наложения повязок или жгута.

3. Предупреждение вторичного инфицирования ран путем наложения асептических повязок.

4. Транспортная иммобилизация переломов.

5. Переноска и транспортировка пострадавших.

Своевременно и правильно оказанная помощь подчас не только спасает жизнь человеку, но и обеспечивает дальнейшее успешное лечение, предупреждает развитие тяжелых осложнений (шок, нагноение раны и др.), исключает потерю трудоспособности.

Для оказания первой медицинской помощи созданы специальные медицинские учреждения - станции скорой помощи и пункты неотложной помощи (травматологические, стоматологические и др.). На станциях скорой помощи имеются специальные бригады медиков, оснащенные современной медицинской аппаратурой, лекарственными препаратами и пр.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Школа является местом скопления большого количества людей. Нередко она становится одним из очагов заболеваемости ОРВИ, гриппом и другими патологиями. Это связано с тем, что дети часто не имеют достаточно крепкого, устойчивого иммунитета и нерегулярно выполняют требования гигиены. Родителям и учителям следует понимать, что от грамотно проводимой профилактики инфекционных заболеваний в школе во многом зависит не только эффективность образовательного процесса, но и здоровье и благополучие учащихся.

Для профилактики ЛОР-заболеваний у детей и ряда других несерьезных патологий зачастую достаточно соблюдения простейших правил личной гигиены.

Также ребенку нужно объяснить, что не следует брать в рот карандаши, руки, другие канцелярские принадлежности и другие предметы, смачивать пальцы слюной при чтении книг.

Все помещения в школе (не только классы, но и коридоры) должны:

  • Регулярно проветриваться для обеспечения доступа свежего воздуха
  • Ежедневно очищаться от загрязнений путем влажной уборки
  • Освобождаться от предметов, которые являются местами скопления пыли

В образовательные учреждения (особенно в осенний и весенний периоды) следует допускать учеников только в сменной обуви. Также необходимо проводить антибактериальную обработку туалетов и соблюдать идеальную чистоту в пищеблоках. С целью профилактики инфекционных заболеваний в школе обязательно осуществляют контроль всех продуктов питания. Это связано с тем, что именно с пищей в организм учеников могут поступить возбудители целого ряда различных опасных патологий.

В целях предотвращения развития эпидемий предпринимаются следующие меры:

  • Допуск к урокам в случае более чем трехдневного пропуска занятий обеспечивается только после получения разрешения от врача
  • Образовательное учреждение обязательно оповещается обо всех случаях заболеваемости как у самих детей, так и в их семьях
  • Строгая проверка работников школы (в особенности сотрудников блоков питания)
  • Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, а также правил хранения продуктов питания и их перевозки

В обязательном порядке должна вестись разъяснительная работа с родителями учащихся и самими школьниками. Важно рассказывать об опасности вирусного гепатита, его основных симптомах и мерах профилактики.

Если в школе выявляются случаи заболевания, то принимается ряд дополнительных мер, в числе которых:

Профилактика инфекционных заболеваний у детей подразумевает и обязательную вакцинацию. Также важно контролировать все процессы питания ребенка и соблюдение им правил личной гигиены.

Важно! Следует учитывать тот факт, что возбудитель гепатита B устойчив ко многим физическим и химическим воздействиям. Свою активность он теряет только при кипячении или под давлением.

Предотвращение заболевания является одной из важнейших мер по его локализации. При выявлении больного следует немедленно изолировать его и провести обследование детей и взрослых, которые контактировали со школьником.

Профилактика заболеваний ЖКТ у детей (дизентерии и др.) также подразумевает:

  • Дезинфекцию всех помещений в образовательном учреждении (туалетов, пищеблоков, классов, спортивных залов, коридоров и др.)
  • Обследование сотрудников, контактирующих с продуктами питания
  • Допуск к занятиям только здоровых детей

Чтобы предотвратить распространение инфекции, необходимо:

  • Поддерживать чистоту
  • Соблюдать все действующие правила хранения и выдачи пищевых продуктов
  • Следить за распространением в помещении насекомых (особенно мух)
  • Содержать в чистоте туалеты
  • Своевременно опорожнять мусорные мешки, ящики и баки
  • Организовать правильный питьевой режим учащихся
  • Контролировать соблюдение школьниками личной гигиены
  • Ознакомить детей и родителей с опасностью дизентерии, ее основными симптомами и способами выявления

Все мероприятия по предотвращению заболеваний проводятся в соответствии с действующими требованиями.

  • Тщательное соблюдение гигиены. Детям и всему персоналу образовательного учреждения рекомендуют регулярно мыть руки, так как вирусы быстро распространяются через загрязненные ладони и различные предметы
  • Использование одноразовых гигиенических средств (бумажных, а не текстильных полотенец)
  • Наличие в школьном учреждении достаточного количества мыла и других средств для дезинфекции и контроль за их запасами
  • Обеспечение детей одноразовыми платками
  • Обязательную влажную уборку всех помещения (классов, коридоров, туалетов, пищевых блоков и др.)
  • Применение для мытья полов и других поверхностей современных синтетических средств
  • Регулярное проветривание помещений
  • Проведение регулярных медицинских осмотров с измерением температуры тела школьников и персонала, а также осмотром слизистой носоглотки
  • Изоляция детей и взрослых при первых же признаках заболеваний

Ребенка следует научить прикрывать нос и рот при чихании и кашле одноразовыми платками, которые после использования обязательно утилизируются.

При развитии эпидемии следует:

  • Обновить контакты родителей. Это позволит быстро вызвать их в школу, чтобы они могли забрать заболевшего
  • Использовать изолятор. В нем ребенок может находиться до прихода родителей или госпитализации. Изоляторы обустраиваются в отдельных помещениях и имеют отдельные зоны для раздачи пищи, а также для хранения и мытья посуды
  • Выделить ограниченное количество персонала для ухода за заболевшими детьми до их госпитализации или отправки домой

После пребывания в домашних условиях или стационаре с целью лечения к занятиям ребенок допускается только при наличии справки от педиатра. В таком документе указывается точный диагноз, длительность заболевания, проведенная терапия и сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными. Также в справке обязательно указываются рекомендации по режиму в первые 2 недели после возвращения к занятиям (освобождения от занятий физкультурой и др.).

В целях профилактики заболеваний у детей и подростков при активном распространении вирусов также принимаются следующие меры:

  • Отмена занятий, при которых учащиеся из несколько классов находятся в больших группах в одном помещении
  • Проведение уроков на улице
  • Обязательное проветривание классов. Проводиться такие мероприятия должны при отсутствии детей. Проветривание завершают за 30 минут до начала обучения

Если уровень заболеваемости продолжает расти, учебный процесс в отдельном классе или во всей школе может быть приостановлен. Решение об этом выдается органом санитарно-эпидемиологического надзора. При восстановлении образовательного процесса усиливаются все меры профилактики.

К основным методам защиты от гриппа и ОРВИ также относят вакцинацию. Она проводится с использованием современных и безопасных препаратов отечественного и иностранного производства, зарегистрированных на территории нашей страны.

Прививки ставятся следующим категориям лиц:

  • Всем взрослым и детям, которые подвергаются повышенным рискам заражения: школьникам, работникам сферы образования и обслуживания, медицинскому персоналу, специалистам, работающим на транспорте и др.
  • Людям, которые предрасположены к развитию опасных осложнений после гриппа: детям до 2-х лет, пожилым, беременным, пациентам с онкологией, заболеваниями крови, сердечно-сосудистой системы, почек и печени, нейромышечными расстройствами, ослабленной иммунной системой

Профилактика должна проводиться не только в медицинских и образовательных учреждениях, но и дома.

  • Формирование определенных правил здорового образа жизни
  • Соблюдение четкого режима дня
  • Полноценное питание с обязательным наличием в рационе фруктов, овощей и ягод
  • Регулярный контроль состояния ребенка педиатром, проведение необходимых обследований
  • Прием витаминных и иных препаратов, позволяющих обеспечить организм всеми необходимыми для его роста и развития веществами
  • Проведение закаливающих процедур, физические упражнения
  • Прогулки на свежем воздухе

Чтобы предотвратить инфекционные заболевания школьников, необходимо постоянно объяснять ребенку опасность таких патологий, тяжесть их симптомов и особенности осложнений.

  • Опытные врачи. Наши специалисты готовы провести не только профилактику гриппа, ОРВИ, дизентерии, вирусного гепатита, но и лечение с применением современных, эффективных и безопасных препаратов
  • Отсутствие очередей и скученности. Эти факторы сокращают риски инфицирования в клинике
  • Быстрая диагностика и комплексные планы терапии. У нас дети и взрослые могут сдать все необходимые анализы и пройти обследования. После этого врач назначит лечение в соответствии с индивидуальными особенностями и сопутствующими заболеваниями
  • Возможности для вакцинации. Прививки ставятся с использованием современных препаратов и обеспечивают надежную защиту от гриппа и других заболеваний
  • Возможность вызова врача на дом. Пригласить специалиста вы можете как взрослому, так и ребенку
  • Комфорт каждого приема. Он обеспечивается благодаря возможностям для записи в удобное время и вниманию специалистов

Если вы хотите провести профилактику заболеваний у детей, позвоните по Наш специалист ответит на все вопросы и запишет на прием к врачу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.