Государственная программа профилактики инфекционных заболеваний

Планирование и внедрение программ — как профилактических, так и лечебных — должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.

Планирование программ профилактики заболеваний среди населения складывается из следующих этапов:

• определение основных проблем;

• формулирование целей и задач;

• выбор методов и средств профилактики;

• оценка эффективности программы.

Программа профилактики должна начинаться с анализа ситуации в регионе и постановки задач, за которыми следуют поэтапное внедрение, предварительная оценка эффективности и, при необходимости, коррекция программы с последующим ее широким внедрением и т. д.

Программы профилактики могут быть внедрены на государственном, региональном и местном уровнях. Выбор программы зависит от потребностей региона, поставленных целей и имеющихся ресурсов

13.Группы населения, подверженные риску развития заболевания, методы формирования групп риска: диспансерные осмотры, диагностические обследования, анализ статистических данных.

В частности, традиционно выделяются, например, группы риска заражения заболеваниями, передающимися половым путем, развития наркомании, развития психозов, вероятности выкидыша при беременности, развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и так далее.

Группы повышенного риска формируются в процессе проведения массовых профилактических медицинских осмотров, при обращении практически здоровых людей в созданные в нашей стране центры медицинской профилактики, центры здоровья, и другие лечебно-профилактические учреждения, которые отвечают требованиями определённых диагностических тестов. Этой группе людей только угрожает возникновение конкретного заболевания или болезнь находится в доклинической стадии развития. Выявленные во время осмотра лица, отнесённые в группу риска, подвергаются дополнительному обследованию с целью своевременной диагностики болезни. В случае исключения на момент обследования какого либо заболевания группы риска берутся на диспансерный учёт для дальнейшего наблюдения и проведения оздоровительных мероприятий.

В процессе изучения роли отдельных факторов риска и их комплексов в возникновения различных хронических неинфекционных заболеваний нами установлено, что ведущую роль в возникновении конкретной болезни играют комплексы факторов риска как специфичные для определённых заболеваний, так и общие для большинства нозологических форм болезней.

Для выявления групп населения повышенною риска заболевания:

1) выявление групп риска по отдельным признакам (факторам);

2) использование для выявления групп риска комплекс факторов;

3) использование нескольких факторов, каждый из которых оценивается по бальной системе;

Для выявления групп риска по отдельным факторам риска применяются различные критерии. Так, к группе риска предлагается относить людей, имеющих различные предопухолевые заболевания. Большое распространение получил отбор в группы риска путём установления генетической предрасположенности, обнаружения повышенного выделения адренокортикотропного, антидиуретического и других гормонов, выявления действия факторов бытового и профессионального характера, депрессивных состояний, проведением, проведением цитологических исследований.

Выявление групп повышенного риска по наличию одного, двух или трёх факторов не является рациональным, так как при таком методе отбора в эту группу попадает до 75%.

Критерии для формирования групп риска профессиональных заболеваний органов дыхания:

- стаж работы в условиях сочетанного воздействия токсического, пылевого факторов и неблагоприятных микроклиматических условий с тяжелой физической нагрузкой свыше 10-ти лет,

- часто (не менее 3 случаев с временной утратой трудоспособности по простудным заболеваниям за календарный год) и длительно (40 и более дней нетрудоспособности) болеющие, реконвалесценты острой пневмонии (в течение года),

- перенесенные в прошлом острые отравления газами раздражающего действия,

- индекс курения ≥ 20 пачколет;

- наличие упорных жалоб на кашель (различной продуктивности), одышку в течение последнего года,

- наличие клинико-функциональных поражений верхних дыхательных путей (ринит, фарингит), начальные проявления эмфиземы легких, изменения отдельных показателей функции внешнего дыхания, рентгенологические признаки пневмофиброза при отсутствии клинико-функциональных изменений, нарушения показателей гемодинамики.

Для включение в группу риска необходимо сочетание первого критерия с любым из последующих.

[youtube.player]

Проведение санитарно-эпидемиологического надзора и реализация по его результатам профилактических и противоэпидемических мероприятий позволяют предотвратить массовые инфекционные заболевания, значительно уменьшить их последствия, довести заболеваемость по ряду инфекций до спорадического уровня, а некоторые из них ликвидировать.

Так, в 2011 году зарегистрировано снижение заболеваемости по 30-ти нозологиям (в 2010 г. - по 27-ми), в том числе наиболее существенное:

- по заболеваемости острым вирусным гепатитом A - на 31,9%;

- острым вирусным гепатитом B - на 22,9%;

- краснухой - на 35,5%;

- эпидемическим паротитом - на 19,1%;

- бактериальной дизентерией - на 21,9%;

- псевдотуберкулезом - на 21,6%;

- лептоспирозом - на 25,2%;

- туляремией - в 2,1 раза;

- лихорадкой Ку - на 32,6%;

- малярией - на 18,8%;

- трихинеллезом - на 44,8%.

В 2011 году не зарегистрированы случаи заболеваний острым паралитическим полиомиелитом, в том числе ассоциированные с вакциной.

В 2011 году зарегистрировано снижение заболеваемости туберкулезом (впервые выявленным) активными формами на 4,7%, в том числе туберкулезом органов дыхания на 4,9%. Снизилась заболеваемость сифилисом на 17,9%, гонококковой инфекцией - на 11%.

Вместе с тем в 2011 г. отмечен рост заболеваемости корью - в 5 раз, энтеровирусными менингитами - на 24,4%, бруцеллезом - на 12,8% (в том числе среди детей до 17 лет - в 1,5 раза), геморрагическими лихорадками - на 23,2%, клещевым вирусным энцефалитом - на 14,1%, клещевым боррелиозом - на 41%, болезнью, вызванной ВИЧ - на 20,2%.

На характер эпидемического процесса кори в Российской Федерации оказывает влияние эпидемиологическая ситуация по кори в странах Европейского региона и Азии, которая за последние годы серьезно осложнилась.

По данным ВОЗ заболеваемость корью в 2011 году зарегистрирована в 43 странах Европы и Азии, официально выявлено более 32 тыс. случаев. В связи с чем, программа ЕРБ ВОЗ по элиминации кори в Европейском регионе перенесена с 2010 года на 2015 год.

В связи с ухудшением ситуации в зарубежных странах практически в 2 раза увеличилось число завозных случаев кори на территорию Российской Федерации.

В целях реализации программы ликвидации кори и сертификации Российской Федерации, как территории свободной от эндемичной кори увеличен объем противоэпидемических и профилактических мероприятий, в том числе диагностических исследований, включая выделение и генотипирование вируса кори.

После пандемии гриппа в 2009 году, вызванного вирусом A (H1N1)-2009, эпидемиологическая ситуация в настоящее время в мире и в Российской Федерации остается благополучной. Однако, ВОЗ не исключает появление новых пандемических вирусов, способных в короткое время поразить значительную часть населения земного шара. В целях разработки прогноза и своевременного проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий до начала и во время эпидемии гриппа организован постоянный мониторинг за циркуляцией вирусов, вызывающих острые респираторные инфекции, и заболеваемостью населения.

Аномальные природно-климатические явления, общее потепление климата, радикальные изменения глобальных тенденций в эпидемиологической ситуации и др. определяют необходимость адекватного ответа на глобальные вызовы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Возврат в Россию "забытых" тропических болезней, таких как Лихорадка Западного Нила и Крым-Конго геморрагическая лихорадка, коренное изменение возбудителя гриппа, завоз дикого полиовируса в Российскую Федерацию определяют обострение эпидемиологической обстановки в стране.

Трудовая миграция и туристические поездки способствуют глобализации распространения инфекционных заболеваний, в том числе в Российской Федерации.

Только в течение 2010 - 2011 годах были отмечены завозы на территорию Российской Федерации полиомиелита, вызванного "диким" полиовирусом малярии, лихорадки Западного Нила, лихорадки Денге, холеры, других.

Реализация широкомасштабных противоэпидемических и профилактических мероприятий позволяют не допустить распространение полиомиелита на территории Российской Федерации, несмотря на массивный занос указанной инфекции с территории Республики Таджикистан, где в 2010 году отмечалась крупная эпидемия указанной инфекции.

Непосредственным результатом реализации подпрограммы является снижение (устранение) влияния негативных факторов среды обитания на здоровье человека, снижение заболеваемости инфекционными болезнями, в первую очередь, инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, ликвидация кори и поддержание статуса Российской Федерации как страны, свободной от полиомиелита; предупреждение завоза и распространения инфекционных болезней, предупреждение ввоза и реализации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, предупреждение негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения, обеспечение противодействия распространению ВИЧ-инфекции, осуществление мероприятий, направленные на спасение жизни, сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах и других чрезвычайных ситуациях.

Иммунопрофилактика является одним из важнейших инструментов снижения детской смертности, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни всех возрастных групп населения.

Благодаря реализации мероприятий по иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в Российской Федерации достигнут высокий уровень охвата профилактическими прививками, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, а также своевременный охват детей вакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори и эпидемического паротита в декретированные сроки и составляет 97 - 98%, ревакцинацией 96 - 97%.

Проводимая планомерная иммунизации населения позволяет добиться снижения показателей заболеваемости по всем "управляемым" инфекциям.

В результате проведения мероприятий, направленных на иммунизацию населения, уровни заболеваемости в Российской Федерации значительно снизились: эпидемическим паротитом - в 150 раз, дифтерией - в 200 раз, коклюшем - в 40 раз, столбняком - в 50 раз. С 1997 года в нашей стране не регистрируются местные случаи полиомиелита, вызванные диким полиовирусом, ликвидирован столбняк новорожденных.

С 2002 года Россия имеет сертификат Всемирной организации здравоохранения "Страна, свободная от полиомиелита". С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения в связи с регистрацией случаев полиомиелита в Таджикистане и завозных случаев в Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта проведена дополнительная иммунизация против полиомиелита населения Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, по итогам которого также достигнут требуемый (свыше 95%) охват населения прививками.

Ежегодно в преддверии эпидемиологического сезона по заболеваемости гриппом и ОРВИ в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в соответствии с заявками органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации осуществляется закупка и поставка актуальных вакцин против гриппа. Учитывая то, что грипп и острые респираторные вирусные инфекции достоверно повышают уровень смертности среди не только пожилых лиц, но и лиц, имеющих тяжелые сердечно-сосудистые заболевания, необходимо повышать мотивацию этих групп населения к проведению вакцинации в декретированные сроки.

Грипп и ОРВИ в структуре инфекционной заболеваемости занимает до 90% и является одной из самых актуальных проблем здравоохранения, нанося огромный экономический ущерб, как здоровью населения, так и экономике, в связи с чем необходимо максимально расширять охват прививками против гриппа. Экономический ущерб, ежегодно причиняемый гриппом и острыми респираторными инфекциями превышает 100 миллиардов рублей. Каждый рубль, вложенный в прививки против гриппа, дает до 25 рублей экономии за счет сокращения затрат на лечение, оплату больничных листов и других расходов, связанных с заболеванием.

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 341-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" с 2011 года в национальный календарь профилактических прививок включены прививки против гемофильной инфекции.

С 2015 года планируется введение в календарь профилактических прививок - вакцинация против пневмококковой инфекции, являющуюся особенно актуальной для здравоохранения Российской Федерации, учитывая ее распространенность, тяжесть течения, высокую угрозу инвалидизации и смертности, особенно у детей первых пяти лет жизни и пожилых лиц. В России ежегодно бактериемическими формами инфекции заболевает более 3 тысяч детей с летальностью от менингита около 20% и инвалидизацией более 40%. Около 39 тысяч детей заболевает пневмококковой пневмонией, 700 тысяч детей - пневмококковым отитом.

ВОЗ с 2010 года включила профилактику пневмококковой инфекции с использованием конъюгированных вакцин в рекомендации для всех стран мира. Лишь 13% развитых стран, в т.ч. Россия, еще не имеют в календаре прививок против пневмококковой инфекции.

Прямые медицинские затраты на лечение всех указанных выше заболеваний пневмококковой этиологии (пневмонии, менингиты, острые отиты) у детей 0 - 5 лет для России составляют 11,2 миллиарда рублей в год без учета стоимости осложнений и инвалидизации.

Непрямые затраты: выплаты по временной нетрудоспособности (родителям детей) составляют - 8,569 миллиарда рублей, и потери ВВП - 10,877 миллиарда рублей в год.

Введение вакцинации против пневмококковой инфекции позволит сократить затраты государства на ее лечение на сумму не менее 30 646 миллиардов рублей (по расчетам 2009 года).

Кроме вакцины против пневмококковой инфекции, планируется также с 2015 года включить в национальный календарь профилактических прививок вакцину против ветряной оспы.

Необходимо осознавать, что иммунопрофилактика - это управляемая технология, имеющая комплексную структуру наполнения мероприятиями. Иммунопрофилактика должна включать в себя не только вакцинацию, но и изложенную в доступной форме информацию о необходимости ревакцинации не только детей, но и взрослых. В настоящее время подавляющее большинство населения не владеет информацией о механизме действия вакцин и последствиях в случае прекращения вакцинации.

[youtube.player]

Президента Республики Узбекистан

По итогам 2018 года в Республике Узбекистан зарегистрировано более 553 тысяч случаев инфекционных и 245 тысяч паразитарных заболеваний. Несмотря на достигнутые определенные успехи в области инфекционной и паразитарной патологии, до сих пор сохраняется ряд нерешённых системных вопросов, в частности:

первое, действующие нормативные акты в области инфекционной и паразитарной патологии, микробиологии и эпидемиологии не гармонизованы с международными стандартами и правилами;

второе, в эпидемической ситуации наиболее важным является рост числа вновь возникающих и возвращающихся инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе вызываемых условно-патогенными микроорганизмами (антибиотикорезистентные штаммы Е. coli , Kl . pneumoniae и т.д.) , низкая эффективность в решении проблем возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи - ИСМП (внутрибольничные инфекции);

третье, несмотря на 95% охват населения иммунизацией против управляемых инфекций, продолжается регистрация случаев инфекционных заболеваний, в том числе за счет распространения из неблагополучных территорий соседних стран, а также непривитых детей с медицинскими отводами и привитых серонегативных лиц (10-12%);

четвертое, отсутствия высокоэффективных иммунобиологических препаратов для диагностики инфекционных, паразитарных заболеваний и диагностических тест-систем;

пятое, дефицит квалифицированных врачебных кадров по регионам, неудовлетворительная материально-техническая база микробиологических лабораторий в лечебно-профилактических учреждениях, их плохая оснащенность необходимым оборудованием, крайне низкое обеспечение диагностическими средами, реактивами; практически не развиваются вирусологические и паразитарные лаборатории, отмечается недостаточная обеспеченность оперативным и специализированным транспортом.

шестое, более 80,0% инфекционных больниц и отделений не имеют очистных сооружений, в ряде случаев - канализации и водопровода, не отвечают санитарным требованиям и размещены в приспособленных помещениях, требующих срочного капитального ремонта;

седьмое, низкое качество мероприятий по режиму дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария и предметов ухода за больными, регистрируются случаи заболевания парентеральными вирусными гепатитами;

восьмое, наблюдающееся в последнее время увеличение пациентов, нуждающихся в проведении гемодиализа, (из них более 30% являются инфицированными (носителями) вируса гепатита В, С, Д и ВИЧ-инфекции), вызывает необходимость расширения и модернизации существующего диализного отделения на территории НИИЭМИЗ;

десятое, отсутствует система государственного (базового) финансирования научной деятельности, влияющая на эффективность и устойчивость работы институтов, что отражается на результативности научных исследований.

В целях развития и совершенствования инфекционной службы Республики Узбекистан, создания эффективной системы профилактики, внедрения передовых методов диагностики и лечения инфекционных заболеваний, укрепления материально-технической базы и кадрового потенциала, а также совершенствования структуры инфекционных и паразитарных учреждений республики с целью достижения намеченных индикаторов, отраженных в Концепции развития здравоохранения (см. приложение).

1. Считать важнейшими приоритетными направлениями в совершенствовании инфекционной службы в системе здравоохранения Республики Узбекистан:

совершенствование организационной структуры, обеспечение эффективной координации и взаимодействия медицинских учреждений инфекционной службы;

совершенствование нормативной базы по вопросам оказания инфекционной и паразитарной помощи, направленное на повышение качества медицинских услуг и защиту прав пациентов, а также усиление ответственности и защищенности медицинских работников;

повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи, развитие лабораторной диагностики путем внедрения инновационных методов анализа крови;

повышение уровня обеспеченности лекарственными средствами, реагентами и расходными материалами;

укрепление кадрового потенциала, определение перспективных направлений, координацию проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам инфекционных заболеваний, эпидемиологии, вирусологии, микробиологии, внедрение в деятельность учреждений инфекционной службы современных технологий;

материально-техническое оснащение научно-исследовательских институтов, центров, занимающихся проблемами инфекционной службы, инфекционных стационаров, отделений и кабинетов инфекционных заболеваний в регионах республики на основе их нового строительства, реконструкции и капитального ремонта, оснащения (дооснащения) медицинским оборудованием, инструментами и инвентарем;

Государственную программу по совершенствованию диагностики, лечения и профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний согласно приложения .

3. Определить, что:

Источниками финансирования деятельности организаций инфекционной службы являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, внебюджетные средства, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

  1. Министерству здравоохранения:

совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством иностранных дел, Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан принять необходимые меры по привлечению льготных кредитов (займов) и грантов международных финансовых организаций и стран-доноров, а также других источников для реализации настоящего постановления; совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан внести предложения по совершенствованию материального стимулирования работников учреждений инфекционной службы в зависимости от степени сложности и напряженности, качества и квалификации выполняемой работы, с пересмотром в сторону повышения тарификационных коэффициентов и разрядов;

совместно с Национальным Агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан:

внедрить в систему здравоохранения технологию использования методов сбора, транспортировки и хранения биоматериалов (кровь, плазма, сыворотка, мокрота, слюна и др.) на носителях в сухом виде, в том числе путем разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых документов, включающих организационные меры по разъяснению населению возможностей данной технологии;

организовать производство отечественных медицинских изделий для сбора, транспортировки и хранения биоматериалов (кровь, плазма, сыворотка, мокрота, слюна и др.) на носителях в сухом виде;

обеспечить мониторинг ситуации с состоянием инфекционных и неинфекционных заболеваний (вирусный гепатит А, ВИЧ, туберкулез, гепатит).

вносить предложения в рамках государственных научно-технических программ по приоритетным направлениям инфекционной патологии, паразитологии, микробиологии, вирусологии, эпидемиологии в Министерство инновационного развития Республики Узбекистан.

5. Национальной телерадиокомпании, Национальному информационному агентству совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан организовать и проводить постоянную разъяснительную работу среди населения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в сфере инфекционных и паразитарных заболеваний, действующих гигиенических норм и правил.

6. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н.Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш.Низомиддинова, советника Президента Республики Узбекистан А.А.Абдувахитова, заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.А.Абдухакимова.

[youtube.player]

Профилактическая программа (Ргeventive program) - систематизированное изложение основных целей, задач, направлений деятельностипо профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья.

Профилактические программы могут быть общими или целевыми, включают в себя обоснование и перечень мероприятий по реализации поставленных задач, сроки и условия реализации, исполнителей, ресурсную потребность, ожидаемый результат,а также системы управления, контроля и оценки. Процесс формирования и реализации программ включает в себя полный программный цикл.

Основными формами практической деятельности в профилактической социальной медицине являются:

1.Санитарное просвещение–деятельность по пропаганде научных медицинских знаний с целью обеспечения здорового образа жизни; гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.

Цель – формирование сознательно активного гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных медицинских рекомендациях, нормативах и традициях.

Реализация цели предусматривает:

1) обеспечение населения необходимой научной медицинской информацией о здоровье и здоровом образе жизни;

2) вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительскую деятельность.

Различают три типа пропаганды медицинских знаний: массовая, групповая, индивидуальная. Пропаганда здорового образа жизни включает следующие направления:

а) пропаганда рационального питания;

б) пропаганда физической культуры;

в) пропаганда психогигиены и гигиены умственного труда;

г) пропаганда гигиены быта;

д) пропаганда предотвращения развития вредных для здоровья привычек;

е) пропаганда семейных отношений и др.

Во всех случаях санитарное просвещение должно основываться на следующих принципах:

· научность (пропаганда тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

· правдивость и объективность;

· дифференцированность и целенаправленность;

2.Диспансеризация.Термин происходит от французского слова dispansaire – специальное лечебно-профилактическое учреждение, в задачу которого входит выявление больных с ранними формами некоторых заболеваний, лечение заболевших, систематическое наблюдение за состоянием здоровья определенных групп населения с целью предупреждения возникновения или распространения этих болезней.

Диспансеризация – метод лечебно-профилактической деятельности (профилактика), состоящий в обязательном учете определенных контингентов населения, активном наблюдении за больными в ранний период развития заболевания, своевременном проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и оздоровление окружающей среды.

Профилактическая работа обязательна для всех медицинских учреждений, которые в нашей стране принято называть лечебно-профилактическими. Однако иногда очень трудно убедить врача-клинициста рассматривать профилактику как обязанность, образец современной так называемой лечебной медицины. Большой вред профилактике наносит формализм, который проявляется в делении работы на лечебную и профилактическую, требовании составлять отчеты о проценте посещений пациентов с профилактической целью, выделении особых дней профилактики и пр. В конечном итоге он приводит к омертвлению этой формы профилактической медицинской практики.

Основной формой профилактики в лечебно-профилактических учреждениях должно быть диспансерное наблюдение.Оно не может быть сведено только к профилактическим осмотрам. В действительности это комплекс диагностических, лечебных, просветительских, социальных и индивидуально-гигиенических актов, направленных на предохранение населения от новых болезней и предупреждение неблагоприятных исходов уже возникших заболеваний – синтез лечебной и профилактической деятельности. Сужение понятия “диспансеризация” до проведения сплошных или выборочных осмотров населения оставляет в стороне работу со здоровыми.

Диспансерное наблюдения в лечебно-профилактических учреждениях включает:

1) Раннюю медицинскую диагностику.

а) Пассивную (при обращении больных).

б) Активную (скрининговая).

в) Собственно медицинскую диагностику.

2) Постоянное наблюдение за больными (регистры, диспансерные группы).

3) Своевременное лечение.

4) Социальные мероприятия в отношении групп больных.

5) Охрана окружающей среды.

3.Санитарно-эпидемиологический надзор.Диагностическая сущность практики профилактической медицины в полной мере раскрывается в санитарно-эпидемиологическом (санитарный, медико-экологический) надзоре (СЭН). СЭН – сбор, анализ, распространение прямой и опосредованной информации о состоянии здоровья населения и контроль за реализацией профилактических мероприятий.

В 1968 г. на XXI Всемирной ассамблее здравоохранения (в ней приняли участие делегаты более чем из 100 стран) были сформулированы три основных принципа (направления) деятельности по СЭН:

1) систематический сбор необходимых эпидемиологических данных;

2) систематизированное обобщение и своевременная оценка этих данных;

3) доведение полученных результатов до заинтересованных лиц, в частности тех, кто предпринимает практические действия;

4) ответственность за контроль последствий предпринимаемых действий.

При проведении СЭН медико-экологическая система решает информационные и диагностические задачи:

а) сбор общей медицинской, специальной медицинской и немедицинской информации;

б) установление эпидемиологического диагноза, который является научным медицинским основанием для выработки здравоохранительной политики на разных уровнях.

4.Государственный контроль за исполнением санитарного законодательства.В историческом плане “медицинская полиция”, “санитарная полиция” являются первыми видами профилактической деятельности. Накапливавшийся опыт многих поколений периодически подвергался осмыслению и первоначальному закреплению в устных традициях многих народов, а затем – в освещенных мировыми религиями письменных ограничительных предписаниях (законы Моисея, Талмуд, Коран). Значительно позже эти нормативы стали исходить от государства. Например, в Древнем Риме существовали специальные городские чиновники – эдилы, которые следили за порядком при продаже продуктов питания, чистотой воды, очисткой территории и пр. и имели право наказывать нарушителей санитарного порядка.

В разных странах и в разные периоды времени наименование этой сферы профилактической деятельности и ее содержание изменялись. Так, в Законе РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 1) государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ГСЭН)определяется как деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Он включает:

1) контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации);

2) меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

3) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

4) проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5) разработка предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

6) статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Осуществление ГСЭН возложено на органы и учреждения Федеральной государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (общий надзор за органами прокуратуры). ГСЭН не осуществляется государственной властью на уровне субъектов РФ.

5. Специальной формой профилактической деятельности является социально-гигиенический мониторинг (СГМ).СГМ – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

СГМ проводят для оценки, выявления изменений и составления прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Его должны осуществлять на федеральном уровне субъектов РФ, в городах и сельских поселениях органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

СГМ – своеобразный отечественный вариант санитарно-эпидемиологического надзора.

Скрининг - целенаправленное обследование для выявления лиц с определенной патологией. Скрининг артериальной гипертензии - выявление лиц с артериальной гипертензией при обследовании значительного числа лиц.

6.Психопрофилактикаэто система мероприятий, цель которых–предотвращение возникновения психических нарушений человека. Мероприятия по предупреждению различных психических расстройств и заболеваний должны быть своевременно и широко внедряться в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают не только предупреждение возникновения заболевания, но и предупреждение его обострений. Вот почему важно изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности и в бытовых условиях. С помощью ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т.д.). На основании данных исследования выдаются рекомендации по психогигиене профессиональной деятельности. Помимо этого, формами психопрофилактической работы являются проведение консультационной работы по вопросам брака и семьи, медико-педагогические и возрастно-психологические консультации, консультации по преодолению зависимостей. Большое значение имеет также работа по организации коррекционной, восстановительной и реабилитационной работы с лицами, перенесшими нервно-психические расстройства.

А между тем на Западе отношение людей к своему драгоценному здоровью совершенно иное. Здесь здоровье действительно считают драгоценным, ведь, если его не будет, человек не сможет работать и жить полноценной жизнью. Ранней профилактике способствует и система страховой медицины, которая требует регулярных обследований. У нас же пока сохраняется, мягко говоря, не слишком внимательное отношение к своему здоровью, а если говорить прямым текстом, то просто наплевательское. Почему-то считается особым героизмом мужественно преодолевать боль, заглушая ее таблетками, подчас предназначенными для лечения других заболеваний.

В общем, свое здоровье мы здорово запустили. А ведь еще великие русские ученые 19 века много говорили о профилактике, то есть предупреждении заболеваний. В настоящее время на Западе уже сформировалась, а у нас находится в стадии становления профилактическая медицина, которая ставит своей задачей не столько лечить уже имеющиеся заболевания, сколько предупреждать их появление.

Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 2497 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.