Этапы сестринского процесса при инфекционном заболевании кожи

Лекция №3

Профилактика.

1. Охрана репродуктивного здоровья девочки – будущей матери.

2. Планирование беременности, регулярное наблюдение в женской консультации, своевременная санация очагов хронической инфекции.

3. Профилактика вредных привычек, профессиональных вредностей.

4. Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и патологических состояний у беременной женщины, которые могут приводить к внутриутробному инфицированию и гипоксии плода.

5. Квалифицированное, бережное ведение родов и оперативных вмешательств.

Диспансерное наблюдение ребенка с внутричерепной родовой травмой и асфиксией осуществляется в детской поликлинике врачом-педиатром и невропатологом, при необходимости привлекаются для консультирования ребенка другие специалисты. Длительность диспансерного наблюдения невропатолога 2 года, в случае формирования стойкой неврологической симптоматики – до передачи во взрослую сеть. Детям в периоде остаточных явлений проводятся курсы восстановительной терапии, санаторно-курортное лечение и т.д. При полном выздоровлении ребенок снимается с учета после комплексного обследования, не ранее 2-х летнего возраста.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое асфиксия новорожденных?
  2. Какие причинные факторы способствуют развитию асфиксии новорожденных?
  3. Каковы критерии оценки новорожденного ребенка по шкале Апгар?
  4. Какие клинические проявления асфиксии I степени?
  5. Какие клинические проявления асфиксии II степени?
  6. Какие клинические проявления асфиксии III степени?
  7. Какие мероприятия проводятся при асфиксии на I, II и III этапах реанимационных мероприятий?
  8. Какие факторы риска способствуют развитию родовой травмы новорожденных?
  9. Какие клинические признаки родовой опухоли и кефалогематомы?
  10. Каков механизм развития внутричерепной родовой травмы?
  11. Какие периоды выделяют в клиническом течении внутричерепной родовой травмы?
  12. Какие клинические признаки внутричерепной родовой травмы в остром периоде?

13. В чем заключается профилактика и диспансерное наблюдение при асфиксии и родовой травме?

Цель: сформировать у студентов представления и знания о неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.

Уровни усвоения:

Представления:

1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

2. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

3. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.

Знания:

1. АФО кожи и подкожно-жирового слоя у детей грудного возраста.

2. Факторы риска, причины и пути инфицирования новорожденных детей.

3. Основные клинические проявления изучаемых заболеваний, проблемы пациентов и их родителей, осложнения, принципы лечения, особенности сестринского ухода, профилактику.

4. Принципы организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

План лекции:

1. Классификация заболеваний кожи и пупочной ранки у новорожденных детей.

2. Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

3. Пиодермии. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения заболеваний. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

4. Сепсис новорожденных. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

5. Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях новорожденных.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[youtube.player]

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях

Медицинская сестра должна:

- знать определение понятий инфекция, инфекционный процесс, инфекционное заболевание, эпидемиологический процесс ;

- знать систему организации медицинской помощи инфекционным больным;

- знать основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, синдромы, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;

- уметь осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;

- уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

- знать эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути передачи инфекции, группы риска, основные клинические проявления, методы диагностики, принципы лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;

- уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медсестры;

- уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с инфекционными заболеваниями;

- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Проблемно-ситуационные задачи

Задача № 1

Пациент С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом "Острая дизентерия, средней тяжести".

Жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные, частота стула 9 раз), повышение температуры, слабость. Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке. В контакт вступает хорошо, боится заразить свою семью.

Объективно: температура 37,8 о С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул: бескаловый "слизистый". Диурез в норме.

Получены данные лабораторного исследования: бак. исследования кала — выделена Sh.Sonnei.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

настоящие проблемы: боли в животе, лихорадка, жидкий стул со слизью;

потенциальные проблемы: риск развития хронической дизентерии, риск развития дисбактериоза кишечника.

Приоритетная проблема: частый жидкий стул со слизью

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение - стул будет оформленным через 3 дня.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб к моменту выписки.

План Мотивация
Наблюдение за стулом больного с отметкой в температурном листе. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. Для обеззараживания выделений.
Обеспечение приема легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через каждые 3 - 4 часа. Для лучшего переваривания и усвоения пищи.
Обеспечение пациенту приема жидкости в большом количестве. Для уменьшения интоксикации.
Обеспечение обмывания теплой водой с мылом кожи перианальной области после каждого акта дефекации. Для предупреждения раздражения кожи.
Обучение пациента нанесению на перианальную область вазелина после каждого акта дефекации. Для обеспечения целостности кожных покровов, предупреждения раздражений.
Обеспечение смены постельного и нательного белья по мере загрязнения. Для поддержания личной гигиены больного.
Обеспечение пациента индивидуальным горшком, ширмой. Для создания пациенту условий для частого опорожнения кишечника и обеззараживания выделений больного.
Проведение беседы с родственниками об особенностях лечебного стола и характере передач. Для быстрейшего выздоровления и ограничения механической нагрузки на кишечник.
Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. Для ранней диагностики и предупреждений развития осложнений.

Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики инфекции. Цель достигнута.

Студент демонстрирует правильно выбранную методику объяснения важности и необходимости проведения ректороманоскопии.

Студент демонстрирует на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки согласно алгоритму манипуляции:

- приготовить пробирку, содержащую консервант, со стерильной проволочной петлей;

- объяснить пациенту ход манипуляции;

- помочь пациенту удобно лечь на бок спиной к вам с приведенными коленями к животу;

- развести ягодицы пациента левой рукой и осторожно ввести петлю в анальное отверстие, продвигая ее в прямую кишку вначале по направлению к пупку (3 - 4 см), а затем параллельно позвоночнику на глубину еще 5 - 6 см;

- легкими вращательными движениями постараться взять материал со стенки кишки;

- извлечь петлю из прямой кишки и осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку;

- отправить полученный материал в лабораторию с сопроводительным документом.

Задачи по оказанию доврачебной помощи

В случаях неотложных состояниях

При инфекционных заболеваниях

Задача № 1

У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер.

1. У больного в результате введения чужеродной противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.

2. Алгоритм действий медсестры:

1. уложить больного с приподнятым ножным концом;

2. вызвать врача;

3. при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;

4. приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;

5. обколоть место инъекции сыворотки, вызвавшей шок раствором 0,1% адреналина или 0,1 % раствором мезатона (0,5 - 1 мл в 5 - 10 мл физраствора):

· п/к 1 мл 0,1 % адреналина или 1 мл 1 % мезатона или 1 мл 5% эфедрина, повторно каждые 10 - 15 минут до выведения больного из тяжелого состояния;

· одновременно капельно 30 мл преднизолона в 100 мл физраствора.

3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода через носовой катетер согласно алгоритму манипуляции:

· осмотреть катетер, убедиться, что в нем отсутствуют трещины, т.к. может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным);

· определить длину вводимой части катетера (она должна быть равна расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины); убедиться, что увлажнитель наполнен водой;

· очистить ватной турундой, смоченной в вазелиновом масле, полость носа;

· прикрепить катетер к резиновой трубке аппарата Боброва;

· обработать стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью раствора дикаина в глицерине);

· ввести катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определенную выше;

· зафиксировать катетер к коже лица лейкопластырем;

· открыть кран централизованной подачи кислорода или включите кислородный баллон.

- катетер может находиться в носовой полости не более 12 часов;

- кислород подается по графику, утвержденному врачом.

Задача № 2

У пациента с диагнозом " брюшной тиф " на 19 -ый день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5 о С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.

1. У пациента вследствие возникновения брюшнотифозных язв в тонком кишечнике произошло кишечное кровотечение.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

1. вызвать врача;

2. обеспечить строгий постельный режим с повернутой головой набок;

3. запретить прием через рот пищи и воды;

4. положить пузырь со льдом на брюшную стенку;

5. обеспечить централизованный подвод кислорода;

6. приготовить все необходимое для введения кровоостанавливающих средств:

· аминокапроновую кислоту 5 %;

· 10 % раствор хлористого кальция.

Осуществлять контроль пульса и АД через каждые 30 минут.

3. Студент демонстрирует на муляже применение пузыря со льдом согласно алгоритму манипуляции:

- открыть крышку пузыря и положить в него кусочки льда, затем налить холодную
( -14 ‑ -16 о С) воду;

- положить пузырь со льдом на гладкую поверхность и завинтить крышку;

- обернуть пузырь салфеткой и положить его на нужный участок тела. По мере таяния льда воду сливать, а кусочки льда добавлять. Пузырь со льдом можно держать длительное время, но через каждые 20 - 30 минут его необходимо снимать на 10 - 15 минут.

Задача № 3

Пациент С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи в первые сутки болезни с диагнозом "Менингококковая инфекция. Менигококкцемия". Заболел остро. Подъем температуры до 40 о С, во втором часу от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала.

Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 50/20 мм. рт.ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.

1. У пациента развился инфекционно-токсический шок II степени (критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД, диурез, наличие геморрагической сыпи на бледном фоне кожи).

2. Алгоритм действий медсестры:

- уложить больного с приподнятым ножным концом;

- дать увлажненный кислород через носовой катетер;

- выполнить назначения врача;

3. Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки на менингококк согласно алгоритму манипуляции:

- подготовить стерильную пробирку с сухим тампоном, шпатель;

- объяснить пациенту ход предстоящей манипуляции;

- надеть маску и перчатки;

- сесть напротив пациента;

- попросить пациента слегка запрокинуть голову;

- правой рукой за пробку извлекаем из пробирки стерильный тампон на 2/3 длины и слегка изгибаем его о внутреннюю стенку пробирки под углом 145 о ;

- берем в левую руку шпатель надавливаем им на корень языка;

- осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, проводим тампоном по слизистой оболочке носоглотки;

- осторожно извлекаем тампон из рта и вводим его в стерильную пробирку, не касаясь ее наружной поверхности;

- заполняем сопроводительный документ и отправляем пробирку в лабораторию.

Задача № 4

Пациент С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата, салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

Объективно: температура 37,6 о С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка.

1. Пищевое отравление.

Алгоритм действий м/с Мотивация
1. Приготовить все необходимое для промывания желудка и провести его по назначению врача. Для удаления остатков пищи, содержащих токсин из желудка.
2. Обеспечить больного обильным питьем в виде глюкозо - электролитных растворов " Регидрон". Для восстановления потерянной жидкости.
3. Придать удобное положение при рвоте и наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс. Для предупреждения аспирации рвотных масс и дальнейшего предупреждения развития обезвоживания.
4. Проводить текущую дезинфекцию. Для профилактики кишечных инфекций.
5. Обеспечить сбор рвотных масс и промывных вод желудка, кала. Для проведения бак. исследований.
6. Проводить обработку полости рта после каждой рвоты. Для поддержания гигиены полости рта.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику промывания желудка согласно алгоритму манипуляции:

- подготовить систему для промывания желудка: 2 стерильных толстых желудочных зонда, соединенные стеклянной трубкой, стеклянную воронку емкостью 0,5 – 1 л., роторасширитель, языкодержатель, салфетку, емкость для промывных вод, емкость с водой для промывания, перчатки;

- надеть на себя и на пациента фартуки, усадите пациента, заведите его руки за спинку стула и зафиксируйте их в таком положении полотенцем или простыней (это необходимо в связи с тем, что пациент часто оказывает сопротивление при проведении этой процедуры);

- определить расстояние, на которое следует ввести зонд пациенту (рост пациента в сантиметрах минус 100 см.); наденьте перчатки; встаньте сзади или сбоку от пациента;

- ввести расширитель между коренными зубами пациента, слегка отведите его голову назад;

- правой рукой положить на корень языка пациента смоченный водой слепой конец зонда, предложите пациенту глубоко дышать через нос и проведите зонд в пищевод (это нужно делать медленно, так как поспешное введение может привести к закручиванию зонда).

- довести зонд до нужной метки, прекратите дальнейшее его введение, подсоедините воронку и опустите ее до уровня колен пациента: из нее начнет выделяться желудочное содержимое, что свидетельствует о правильном положении зонда (если содержимое желудка не вытекает, измените положение зонда, продвинув его назад или вперед).

- держать воронку слегка наклонно на уровне колен, наливают в нее около 1 л. воды;

- затем воронку медленно поднять вверх, как только вода достигнет устья воронки, ее опускают ниже исходного положения, при этом количество вышедшей воды должно приблизительно равняться количеству введенной;

- вылить содержимое воронки в таз;

- повторять данные действия до тех пор, пока промывные воды не будут чистыми;

- по окончании промывания отсоединить воронку и вывести зонд из желудка, погрузить его и воронку в емкость с дезинфицирующим раствором;

- убрать роторасширитель и освободить зафиксированные руки пациента, снять перчатки

- доставить пациента к постели и помочь ему лечь.

[youtube.player]

Уход за больными независимо от профиля стационара состав­ляет важную часть лечебных мероприятий, способствующих выз­доровлению пациентов. В условиях инфекционного стационара обес­печение правильного ухода за больными имеет особо важное зна­чение, поскольку способствует не только физической и психологической поддержке больных, но и предотвращению развития ос­ложнений.

При уходе за инфекционными больными необходимо учитывать степень общетоксических органных поражений при определенных заболеваниях. Чаще проявления интоксикации при ИБ имеют общие закономерности и сходную клиническую картину. В разгар заболевания вследствие выраженной лихорадочной реакции и интоксикации инфекционные больные, особенно при тяжелых и среднетяжелых формах, должны соблюдать постельный режим. В таких условиях возможности боль­ных по самообслуживанию ограничены, и они нуждаются в постоянной помощи и уходе медицинского персонала. Отсюда и специфика ухода за больными в условиях пребывания их в постели. По мере выздоровления, когда больному разрешают вставать с постели, уход за ним сводится в основном к выполнению санитарно-гигиенических мероприятий.

Инфекционные больные могут весьма своеобразно реагировать на окружающую обстановку, что объясняется особенностями раз­вития заболевания. Так, больные с брюшным тифом в период раз­гара заболевания бывают замкнуты, немногословны, неохотно всту­пают в словесный контакт, у них часто нарушается сон, а больные с сыпным тифом, наоборот - эйфоричны, словоохотливы, не всегда адекватно оценивают свое состояние. Даже больные с лег­ким течением инфекционных болезней также своеобразно могут реаги­ровать на больничную обстановку, что объясняется не только ха­рактером инфекционного процесса, но и особенностями нервно-психического склада самого больного.

Т.к. микробы и их токсины воздействуют на ЦНС, то у больных часто наблюдается повышенная утомляемость, неустойчивость настроения, раздражительность, плаксивость, быстрая истощаемость психики, легкая внушаемость.

Столь разное психологичес­кое состояние пациентов требует от медицинской сестры терпе­ния и выдержки. Ни при каких обстоятельствах не следует показы­вать раздражения. Медицинская сестра своим вниманием к пациенту, чутким отношением создает обстановку покоя, которая способствует скорейшему выздоровлению. Искреннее внимание к больному, спокойная и терпеливая реакция на просьбы и даже капризы, готовность оказать помощь иногда могут быть более эффективными, чем лекарственная терапия.

В присутствии больного, даже если он находится в бессознательном состоянии, недопустимо вести разговоры о тяжести его состояния. Наоборот, в беседах с больным надо укреплять его веру в благоприятный прогноз заболевания.

В палатах необходимо соблюдать и поддерживать чистоту и порядок, регулярно проветривать их, поддерживая температуру воздуха 18 — 20 °С. В отделении, где находится больной, следует посто­янно соблюдать тишину и покой, особенно в ночные часы. Катего­рически недопустимы громкие разговоры и смех в палатах и коридорах. Необходимо помнить, что внезапно появившийся шум плохо переносится больными.

Медицинский персонал отделения должен постоянно следить за чистотой постели и белья больного, поскольку это создает определенный комфорт и улучшает настроение больного. При потоотделении нательное белье нужно менять по мере необходимости, не следует повторно использовать высушенное, пропитанное потом белье. Нельзя допускать, чтобы лихорадящий больной находился в прохладном и влажном белье, поскольку это может привести к развитию осложнений (пневмо­нии и т.д.). Перед каждой сменой нательного белья тело больного необходимо насухо протереть.

Постель больного должна быть удобной, на простыне и наволочке не должно быть складок. Особенно внимательно за этим необходимо следить у тяжелых (лежачих) больных. Нельзя допускать, чтобы белье под больным было влажным или мокрым. У тяжелобольных, которые находятся в бессознательном состоянии, часто бывают непроизвольные мочеиспускание и дефекация. В этих случаях во избежание частой смены всего постельного белья рекомендуется под таз больного подкладывать клеенку, покрытую пеленкой подстилкой, которые меняются по мере загрязнения. Это позволяет дольше сохранить постельное белье сухим и чистым. При смене постельного белья у тяжелобольных их или приподнимают на руках, или осторожно передвигают в постели сначала к одному ее краю, снимают старую и застилают новую простыню, а затем к другому краю и проделывают аналогичные процедуры. При этом необходимо проследить, чтобы на простыне не было складок. О каждой смене белья медицинская сестра должна делать пометку в истории болезни или в температурном листе.

В зависимости от характера инфекционного заболевания, его стадии и периода больному предписываются различные виды больничных режимов, являющиеся наиболее благоприятными для его выздоровления.

Медицинский персонал должен строго следить за соблюдением больными режима, который им предписал врач. Нарушение постельного режима больными Нр: с брюшным или сыпным тифом может привести к развитию серьезных осложнений. В то же самое время длительное пребывание больных в лежачем положении мо­жет вызвать развитие застойных явлений в легких и развитие пневмонии, что резко ухудшает их и без того тяжелое состояние.

Расширение больничного режима (особенно переход от постельного к полупостельному) является ответственным шагом, и в таких случаях его следует делать постепенно, разрешая на первых порах боль ному только садиться в постели. Следует помнить, что у лиц старшего возраста возможны патологические реакции со стороны сердечно-сосудистой системы при излишне быстром переходе на полупостельный режим.

Медицинские сестры должны следить за больным и не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Если больной ослаблен или находится в бессознательном состоянии, для удержания его в положении на боку необходимо подложить под спину подушку. Менять положение больного в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Режим больного может изменить только его лечащий врач.

Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками.

Медицинский персонал должен постоянно следить за чистотой кожи больных. Если больной не в состоянии самостоятельно пользо­ваться ванной или душем, то необходимо делать обтирание кожи. Лихорадка не является противопоказанием к проведению гигие­нических мероприятий. Кожу тяжелых больных нужно системати­чески обмывать (не менее двух раз в сутки), особенно тщательно следя за ее состоянием в области промежности, подмышечных впа­динах, межпальцевых пространствах, а у женщин и под молочны­ми железами. У тяжелых больных, находящихся в бессознательном состоянии, при недостаточном уходе быстро развивается раздра­жение кожи, образуются опрелости и могут появиться пролежни и гнойнички.

Ранним признаком формирования пролежней явля­ется появление на коже в месте постоянного давления болезнен­ного красного пятна, которое в дальнейшем темнеет, затем фор­мируется некроз с образованием глубоких, плохо заживающих язв.

Необходимо также следить за чистотой половых органов и заднего прохода больных, находящихся на стро­гом постельном режиме. Кожу таких больных следует обмывать после каждой дефекации, а затем обтирать насухо.

Перед каждым приемом пищи больной должен мыть руки с мы­лом. Необходимо следить за его ногтями, которые должны быть коротко острижены.

Такие гигиенические процедуры, как умыва­ние и чистка зубов, должны проводиться больными ежедневно. Если состояние больного позволяет, то он сам чистит зубы утром и вечером. После каждого приема пищи больные должны полоскать ротовую по­лость. Тщательный туалет ротовой полости у инфекционных боль­ных предупреждает развитие стоматита, воспаления околоушных слюнных желез (паротита), воспаления среднего уха. Эти осложне­ния могут существенно ухудшить общее состояние больного.

Необходимо следить и за проходимостью носовых ходов. При образовании и скоплении сухих корок их размягчают вазелиновым маслом и удаляют с по­мощью ватного тампона.

Уход при нарушении функции органов дыхания.

У ряда инфекционных больных (корь, дифтерия), особенно при ОРВИ, в патологический процесс вовлекаются органы дыхания. В носовой полости, трахее и бронхах у них скапливается и загустевает слизь, это создает благоприятные условия для размножения патогенной бактериальной флоры и развития осложнений (пневмония, трахеит), которые утяжеляют состояние больного. Для профилактики этих осложнений нужно следить за чистотой и проходимостью дыхательных путей, создавать больному положение в постели, облегчающее его дыхание, проводить дыхательную гимнастику.

Для разжижения и облегчения отхаркивания густой мокроты делают ингаляции с препаратами, стимулирующими отхаркивание, ставят горчичники.

Уход при нарушении функции органов пищеварения.

У инфекци­онных больных, особенно в острой стадии заболевания, часто на­блюдается нарушение функции органов пищеварения. Как прави­ло, у больных отмечается снижение аппетита, вплоть до анорексии (полного отсутствия аппетита). Снижение аппетита в острую стадию, особенно при среднетяжелом и тяжелом течении заболе­вания, является скорее нормальной реакцией организма на бо­лезнь, поскольку в этот период отмечается снижение секреторных функций пищеварительных желез. Не следует поэтому стремиться насильно кормить такого больного, так как это может вызвать по­явление рвоты.

Иначе обстоит дело с приемом жидкости. У инфек­ционных больных с лихорадкой всегда имеются на­рушения водного баланса, поэтому ограничивать им прием жид­кости не следует, особенно с учетом того факта, что повышение температуры тела сопровождается дополнительной потерей жид­кости. Если больной находится в бессознательном состоянии или у него нарушено глотание вследствие паралича глотки или других причин, то поступление жидкости и кормление таких больных должны осуществляться только через специальный зонд, введен­ный в желудок через нос. Таким больным через зонд вводятся так­же и лекарственные средства.

Однако зондовое питание имеет свои недостатки и ограничения, связанные с тем, что зонд может вызвать пролежни. В связи с этим зондовое питание больного необхо­димо начинать только со 2 — 3 дня после того, как он перестает глотать. В таких случаях целесообразно проводить также паренте­ральное питание, вводя внутривенно растворы глюкозы, амино­кислотные составы и т.д.

Для обеспечения необходимого ухода за больными, имеющими нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, медицинс­кая сестра должна знать причины и механизмы развития этих на­рушений для того, чтобы по возможности предотвратить их разви­тие или оказать необходимую помощь, если эти расстройства уже возникли.

Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначаются различные пищевые рационы, которые максимально адаптированы к особенностям развивающегося патологического процесса. В пищевом рационе должно содержаться достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Энергетическая ценность принимаемой пищи должна быть не ниже 2000 — 3000 ккал, что соответствует суточ­ным потребностям взрослого человека при лихорадке.

При назначении соответствующей диеты, номер ко­торой указывается в истории болезни, необходимо учитывать осо­бенности поражения тех или иных органов при разных заболева­ниях. Диета больному назначается лечащим врачом, а в обязанно­сти медицинской сестры входит контроль за ее соблюдением. Боль­ные должны принимать пищу небольшими порциями 4—5 раз в сут­ки. Больные, не имеющие ограничений в режиме, обычно пита­ются в столовой, а лежачим больным пищу подают в постель.

В инфекционных больницах в основном используют следующие столы (диеты) лечебного питания:

Помощь при вздутии кишечника: Вздутие кишечника (метеоризм) может причинять больному значительные неудобства и беспокой­ство. В основе развития метеоризма лежит усиление процесса бро­жения. Для облегчения состояния больного используется резино­вая газоотводная трубка.

Своевременное опорожнение кишечника также помогает уст­ранить метеоризм. Отсутствие в течение 2 дней самостоятельного стула у тяжелых лежачих больных служит показанием для проведения очистительной клизмы.

Помощь при рвоте: У инфекционных больных рвота может быть желудочного и центрального генеза.

Особенно опасно появление рвоты у больных, находящихся в бессознательном состоянии, так как при отсутствии должного внимания со стороны медицинского персонала рвотные массы могут попасть в дыхательные пути и стать причиной смерти.

Помощь при задержке мочеиспускания.

При многих инфекцион­ных болезнях может наблюдаться задержка мочеиспускания. Сле­дует знать причины ее возникновения, поскольку в зависимости от этого оказывается та или иная помощь.

Помощь при лихорадке.

Лихорадка наблюдается при многих ин­фекционных заболеваниях.

Сложившиеся в нашей стране представления о медсестре как о помощнике врача свидетельствует о недооценке ее роли в системе здравоохранения. Реформа сестринского дела, проводимая в нашей стране с 1993г, ориентированна на повышение престижа и социального статуса медсестры и на достижение качественно нового уровня ее работы с пациентом. Именно медсестры работают в непосредственном контакте с пациентом и от их знаний, умений, отношения к больному во многом зависит качество мед. обслуживания в целом. В функции медсестры входит осуществление сестринского ухода. Сюда относится проведение профилактических мероприятий, сестринское вмешательство, реабилитация, психологическая помощь в отношении самого больного или членов его семьи и др. Эффективность данной функции намного выше, если она осуществляется в рамках сестринского процесса.

Сестринский процесс представляет собой метод организации и оказания сестринской помощи. СП предусматривает наличие схемы действий медсестры по отношению к пациенту, направленных на предупреждение, облегчение, уменьшение и сведение до минимума возникающих у пациента проблем.

снижение уровня гигиены (дефицит навыков самопомощи)

длительное изменение паттернов питания

изменение паттернов выделения

неэффективность системы терморегуляции

брезгливость по отношению к себе или окружающим

нарушение самооценки, в т.ч. чувство вины

нарушение схемы тела

нарушение личностной идентичности

высокий уровень тревожности

страх заразить близких

утрата контроля над ситуацией в профессиональном, деловом и других аспектах

неэффективные механизмы совладания со стрессом

ограничение прав (настоящее и потенциальное)

нарушение семейных коммуникаций, в т.ч. отказ семьи от пациента (нарушение модели семейных отношений)

финансовые трудности, в т.ч. необходимость значительных дополнительных затрат

высокий риск заражения окружающих

высокий риск заражения окружающими

нарушение социальных коммуникаций

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

[youtube.player]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.